Труд это деятельность человека для удовлетворения своих потребностей

Труд — что это, влияние на эволюцию, виды и цели трудовой деятельности

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вспомним расхожую фразу о том, что труд сделал из обезьяны человека.

Что же это за субстанция такая, которая сумела превратить животное в «хомо сапиенс»? Казалось бы, мы прекрасно знаем, что такое труд, но сформулировать четкое определение этого понятия под силу далеко не всем.

В этой статье мы определим, что такое труд, каким он бывает и какие действия человека можно назвать трудом.

Труд – это…

Проснувшись утром, люди начинают совершать какие-либо действия: женщина готовит завтрак для своей семьи и отправляется на работу либо занимается домашним хозяйством, мужчина тоже спешит на свое рабочее место, дети идут в школу.

Все знают, что им нужно делать, все совершают целенаправленные действия. Их деятельность и есть труд: труд домохозяйки, труд сотрудника офиса или металлурга у плавильной печи, труд ученика, получающего знания в школе или институте.

Вывод: труд – это сознательная целенаправленная деятельность человека, направленная на удовлетворение собственных потребностей и (или) потребностей общества.

Не существует «труд ради труда», всегда есть цель, которую необходимо достичь посредством труда.

Даже совершая пробежку в парке (или придерживаясь ЗОЖ другим образом), мы трудимся для укрепления своего физического и душевного здоровья.

Труд и производство

Если рассматривать труд как часть производственного процесса, то он является фактором производства, т.е. одним из важнейших экономических ресурсов производства.

Человек посредством своего труда и орудий труда воздействует на объект труда (сырье, материалы, комплектующие) → получает результат труда.

Труд тем эффективней, чем совершенней орудия труда и выше квалификация (знания, умения, навыки) работника.

Оценка труда

Объем и качество трудовой деятельности человека оценивается в материальном (денежном) эквиваленте.

В идеале оценка труда должна проводиться по критерию интенсивности и полезности сделанной работы, т.е. чем больше и качественней ты работаешь, тем выше твоя заработная плата. Или же чем больше пользы ты приносишь обществу, тем больше зарабатываешь.

Принцип оценки труда при социализме (что это такое?) выглядит так: «От каждого по его способностям, каждому — по его труду» (Пьер Жозеф Прудон, французский экономист, 19 век). Согласитесь, справедливая оценка трудовой деятельности.

Еще более идеальным кажется принцип оценки труда при коммунизме (что это такое?): «От каждого по способностям, каждому по потребностям» (Луи Блан, французский экономист, 19 век).

Красиво звучит, но абсолютная утопия (что это такое?). Для такой формы распределения материальных благ, созданных обществом, человечество не доросло (и вряд ли дорастет).

Менталитет человека, к сожалению, таков, что, если приносить ему материальные блага на блюдечке с голубой каемочкой, да еще на регулярной основе, работать он не будет в принципе или будет делать это «спустя рукава».

Реалии сегодняшних дней диктуют двойственную оценку труда:

    С одной стороны, выполняется принцип «от каждого по способностям, каждому – по труду». Чем более высокую квалификацию имеет работник и эффективней выполняет свои профессиональные обязанности – тем больше получает.
Читайте также:  Как создать свою эмблему предприятия

С другой стороны, наличие капитала (вне зависимости от его происхождения) позволяет извлекать солидные дивиденды, не прикладывая к этому практически никаких усилий.

Труд и эволюция человечества

Эволюция человечества неразрывно связана с трудом, как основой производства материальных благ.

Такой вывод в 19 веке сделали немецкие экономисты Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал:

Труд — источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство.

Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: «труд создал самого человека».

Кратенько расскажу, что Энгельс говорил в статье далее, потому что это важно для понимания «трудовой» гипотезы (что это?) происхождения человека. Вспомним еще раз фразу немецкого экономиста: «Труд создал человека из обезьяны». Почему это похоже на правду?

Мозг обезьяны превратился в мозг разумного человека под воздействием труда и членораздельной речи. Наиболее важную роль в совершенствовании мозговых функций сыграли руки, как рабочий инструмент.

Труд изменил строение руки, сделал ее более чуткой и гибкой, рука перестала быть задействована в передвижении. Кстати, современные исследования показали, что мелкая моторика (движения) рук способствует активации работы головного мозга.

Вырисовывается такая схема:

Обезьяна → изменение природных условий + труд + орудия труда (охота с дубиной, возделывание земли с палкой-копалкой и т.д.) → развитие моторики рук → развитие мозга → необходимость трудиться в коллективе → необходимость в средствах коммуникации → возникновение речи → переход на новую ступень эволюции: Человек

Очевидно, что на сегодняшнем уровне развития науки этой теории можно противопоставить массу возражений. Современная наука не может дать гарантию, что теория Энгельса и Маркса относительно роли труда в эволюционном процессе верна на все 100 процентов.

Виды труда

Есть работа, которая требует от человека приложения физических усилий – это физический труд. Есть работа, которая требует интеллектуального напряжения – это умственный труд.

Но четко разграничить умственный и физический труд невозможно, ведь каждое физическое действие обязательно сопровождается осознанием его необходимости и созданием мысленного алгоритма его выполнения, т.е. присутствует и доля умственного труда. Поэтому разделение труда на умственный и физический носит весьма условный характер.

«Труд» и «трудовая деятельность» — синонимы. Различие лишь в том, что труд – объект абстрактный, а трудовая деятельность неразрывно связана с субъектом труда – человеком.

Трудовую деятельность человека в зависимости от ее вектора направленности можно дифференцировать по трем направлениям:

  1. хозяйственная деятельность – предполагает создание материальных благ в качестве своей цели;
  2. общественная – направлена на поддержание или преобразование социума (что это такое?), т.е. общества (вне зависимости от его масштабов (школа, город, страна, планета));
  3. интеллектуальная деятельность – подразумевает создание нематериальных благ (научные разработки, технические изобретения, литературные, живописные произведения и т.д.).

Труд также можно классифицировать следующим образом:

Труд может быть:

  1. принудительный – как мера наказания за совершенные правонарушения или преступления (что это такое?), рабство (в некоторых странах нелегальный рабский труд еще встречается);
  2. вынужденный – деятельность осуществляется под воздействием каких-либо моральных или (и) физических факторов;
  3. добровольный – результат добровольного осознанного выбора человека.
Читайте также:  Реферат как открыть свое дело

Для чего нужен труд

Труд в жизнедеятельности отдельного человека и человечества в целом выполняет несколько важнейших функций, каждая из которых является самоцелью:

  1. удовлетворение материальных потребностей человека и общества;
  2. утоление духовных потребностей (создание нематериальных ценностей);
  3. самосовершенствование (приобретение новых знаний, умений и навыков);
  4. развитие общества;
  5. обеспечение безопасных условий существования отдельного индивидуума (кто это?) и человечества в целом.

Надеюсь, что эта статья немного конкретизировала для вас понятие «труд».

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

Коммунистические идеи сейчас не выглядят столь утопическими, тем более, что в странах с высокой социальной поддержкой выплачиваются весьма хорошие пособия по безработице.

Но дело даже не в этом, а в техническом прогрессе, ведь рано или поздно человек переложит большую часть труда на машины, тогда труд превратится из жизненной необходимости в обыкновенное хобби, а с учётом того, что человек без дела сидеть не может, то основательно трудиться не перестанет, однако это уже будет не оплачиваемый труд, а волонтёрство.

В какой-то мере труд очень полезен. Он дисциплинирует личность, помогает развиваться, дает какую-то цель и мотивацию. Однако, работа не должна ухудшать физическое состояние человека.

Кроме того, сам процесс должен быть грамотно построен и сопровождаться периодами отдыха, достаточными для полного восстановления. Иначе вместо прогресса, личность начнет деградировать.

Источник

Труд как способ удовлетворения человеческих потребностей.

Одной из главных функций труда является то, что труд служит способом удовлетворения человеческих потребностей.

Трудовое поведение членов общества определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренними побудительными силами являются потребности и интересы, желания и стремления, ценности и ценностные ориентации, идеалы и мотивы. Все они представляют собой структурные элементы сложного социального процесса мотивации трудовой деятельности. Мотив — побуждение к активности и деятельности личности, социальной группы, общности людей, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Мотивация – это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения реального трудового поведения.

Формирование этих внутренних побудительных сил трудового поведения представляет суть процесса мотивации трудовой деятельности. Мотиваторами можно назвать основания или предпосылки мотивации. Они определяют предметно-содержательную сторону мотивации, ее доминанты и приоритеты. Мотиваторами выступают стимулы социального и предметного окружения либо устойчивые потребности и интересы.

Потребности в самом общем виде можно определить как заботу индивида об обеспечении необходимых средств и условий для собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной). Существует множество классификаций человеческих потребностей, основанием которых выступают: специфический объект человеческих потребностей, их функциональное назначение, вид реализуемой деятельности и т.д.

Наиболее полно и удачно иерархия потребностей разработана американским психологом А.Н.Маслоу, выделившим пять уровней потребностей.

1.Физиологические и сексуальные потребности — это потребности в воспроизводстве, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и т.д.

2.Экзистенциональные потребности – это потребности в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а в сфере труда – в гарантированности занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.

Читайте также:  Что придумать чтобы начать свой бизнес

3.Социальные потребности – это потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности.

4.Престижные потребности — это потребности в уважении со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке.

5.Духовные потребности – это потребности в самовыражении через творчество.

Первые два уровня потребностей в своей иерархии А.Н.Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных – вторичными (приобретенными). При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии вызывают также доминанты (господствующей в данный момент потребности). А.Н.Маслоу считал, что само удовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока эта потребность не удовлетворена. Кроме того, интенсивность потребности определяется ее местом в общей иерархии.

Существует множество социальных и моральных потребностей, которые изучаются и учитываются в социологии с разных точек зрения. Определенная их часть имеет непосредственное отношение к проблеме мотивации труда, они обладают конкретными мотивационно-трудовыми значениями. Среди них можно выделить следующие: потребность в самоуважении (добросовестная трудовая деятельность независимо от контроля и оплаты труда ради положительного мнения о себе как о человеке и работнике); потребность в самоутверждении (высокие количественные и качественные показатели в труде ради одобрения и авторитета, похвалы, положительного отношения к себе со стороны других); потребность в признании (направленность трудового поведения на доказательство своей профессиональной пригодности и способностей вообще или в условиях жесткого контроля за качеством работы, аттестации рабочих мест на протяжении испытательного срока); потребность в социальной роли (хорошая работа как способ «быть кем-то», доказательство своей необходимости для окружающих, занятие достойного места среди них); потребность в самовыражении (высокие показатели в работе на основе творческого отношения к ней; работа как способ получения каких-то идей и знаний, проявления индивидуальности); потребность в активности (трудовая деятельность как самоцель к поддержанию здоровья через активность); потребность в продолжении рода и самовоспроизводстве (особая ценностная ориентация на такие цели, как благополучие семьи и близких, повышение их статуса в обществе; реализация через результаты труда сублимированного стремления к созиданию и наследованию чего-либо); потребность в досуге и свободном времени (предпочтение работать меньше и меть больше свободного времени, установка на работу как на ценность, но не как на основную цель жизни); потребность в самосохранении (потребность работать меньше в лучших условиях, даже за небольшую плату, в целях сохранения здоровья); потребность в стабильности (восприятие работы как способа поддержания существующего образа жизни, материального благополучия, неприятие риска); потребность в общении (установка на трудовую деятельность как на возможность общения); потребность в социальном статусе (четко выраженное подчинение трудовой деятельности целям карьеры с положительным и отрицательным эффектом для самой работы; карьера как решающий мотив поведения во взаимоотношениях с другими); потребность в социальной солидарности (желание «быть как все», добросовестность перед партнерами, коллегами).

Потребности играют одну из важнейших ролей в общем процессе мотивации трудового поведения. Они стимулируют поведение, но только тогда, когда осознаются работниками. [2, c.115-118]

Источник

Оцените статью