Поведенческие теории формирования стратегии финансирования компании.
Оптимизация стратегии финансирования послужила предметом множества исследований. Традиционные теории формирования структуры капитала, основывающиеся на рациональности поведения экономических индивидов, на практике показали свою несостоятельность. В действительности компании чаще всего отклоняются от оптимальной стратегии финансирования и в большинстве случаев не стремятся к ее достижению. Следует предположить, что менеджеры при принятии решений относительно формирования структуры капитала компании опираются как на личные характеристики, так и на какие-либо внешние составляющие, прямо или косвенно влияющие на ведение бизнеса.
Совершенная рациональность в реальности отсутствует, следовательно, поведение менеджеров компаний не может быть описано моделью рационального поведения. В связи с практической несостоятельностью классических теорий структуры капитала в последние десятилетия сильное развитие получил поведенческий подход в определении стратегии финансирования компании.
Теория поведенческих финансов объясняет влияние психологии на экономические процессы. В рамках поведенческого подхода можно выделить несколько интересных теорий.
1. Теория отслеживания рынка
В корпоративных финансах термин «отслеживание рынка» обозначает практику компаний в период низких цен выкупать акции, а когда цены на рынке вырастают – проводить эмиссию долевых ценные бумаг. Таким образом, структура капитала определяется, как результат прошлых попыток менеджеров компаний отследить рынок акций, и сильно зависит от колебания соотношения рыночной и балансовой стоимостей компании десятилетней давности и более. На основе эмпирических исследований была выдвинута следующая теория: оптимальной структуры капитала не существует, она изменяется во времени так скоро, как скоро изменяется текущая рыночная стоимость компании. Если стоимость компании возрастает, то компания начинает наращивать долевой капитал, а если падает – то долговой.
2. Теория автономии инвестиций менеджеров
Авторы предположили, что при принятии финансовых решений менеджер учитывает, как краткосрочную реакцию цены на реализацию инвестиций, так и долгосрочную стоимость капитала компании. Менеджеры стараются определить, как будет оценена компания на рынке и насколько это оценка будет совпадать с их восприятием, и на основе этого формируют ожидания относительно стоимости проекта.
Таким образом, ключевым фактором при принятии финансовых решений является степень соответствия ожиданий инвесторов с принимаемыми менеджерами решениями.
3. Теория информационных каскадов
Она основывается на принципе имитационного поведения экономических агентов. Информационный каскад – это ситуация, когда индивидуум наблюдает действия большого количества экономических агентов и видит, что все они сделали одинаковый выбор. Основная идея данной теории заключается в том, что оптимальной стратегией экономического агента является имитация действий и решений других экономических агентов, ранее оказавшихся перед аналогичным выбором. Проблемой является то, что он будет готов принять аналогичное решение даже несмотря на то, что доступная ему частная информация рекомендует воздержаться от этого. Так, выбирая структуру капитала своей компании, менеджеры часто слепо стремятся имитировать структуру капитала лидера своей отрасли или иным популярным на текущий момент методам управления.
4. Влияние личных качеств менеджеров на структуру капитала компании
Менеджеры, определяющие структуру капитала, впрочем, как и все люди, подвержены разным отклонениям и особенностям: чрезмерной самоуверенности и оптимизму, неприятию потерь, контекстному мышлению и др.
Было обнаружено, чем самоуверенней и оптимистичнее настроен менеджер, тем более высокую долю долгового капитала будет иметь компания. Такие менеджеры более часто эмитируют новые долговые обязательства, соблюдают теорию отслеживания возможностей на рынке и не следуют теории иерархии.
Также автор отмечает, что умеренно оптимистичные и уверенные менеджеры способствуют повышению стоимости компании, т.к. высокий коэффициент долговой нагрузки сдерживает их возможные недобросовестные действия по отношению к акционерам компании, обладающими меньшей степенью информированности (действия по растрате внутренних ресурсов компании на финансирование сомнительных проектов и т.д.).
Источник
Эмпирическая проверка поведенческих теорий структуры капитала (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 |
2.4. Теория автономии инвестиций менеджеров
Теория отслеживания рынка получила свое развитие в исследовании Диттмара и Такора в своем исследовании (Dittmar and Thakor, 2007), посвященного концепции автономии инвестиций менеджеров. Авторы предположили, что при принятии финансовых решений менеджер учитывает как краткосрочную реакцию цены на реализацию инвестиций, так и долгосрочную стоимость капитала компании. Краткосрочная стоимость акций, складывающаяся на рынке непосредственно после осуществления инвестиций, зависит от того, как инвесторы оценивают данный проект. Менеджеры стараются определить, как будет оценена компания на рынке и насколько это оценка будет совпадать с их восприятием, и на основе этого формируют ожидания относительно стоимости проекта. По мнению авторов, именно это ожидание и определяет решение об эмиссии ценных бумаг.
Исследователи также указывают на принципиальное отличие своей концепции от теории отслеживания рынка, в рамках которой связь между эмиссией ценных бумаг и ценой акций объясняется тем, что компания переоценена. В соответствии с концепцией автономии инвестиций менеджеров данная зависимость возникает потому, что высокая стоимость акций свидетельствует о согласии инвесторов с действиями менеджеров на данный момент.
Таким образом, ключевым фактором при принятии финансовых решений является степень соответствия ожиданий инвесторов с принимаемыми менеджерами решениями. Компания будет прибегать к наращиванию доли собственного капитала, когда рыночная стоимость ее акций и степень согласия инвесторов с менеджерами высоки. Если же у менеджеров нет уверенности, что их восприятие проекта не совпадает с ожиданиями инвесторов, то компания обратиться к долговому финансированию.
2.5. Теория информационных каскадов
Теория информационных каскадов, разработанная Бикхчандани, Хиршляйфером и Уэлчем (Bikhchandani, Hirshleifer and Welch, 1992; Idem., 1998), основывается на принципе имитационного поведения экономических агентов. Информационный каскад – это ситуация, когда индивидуум наблюдает действия большого количества экономических агентов и видит, что все они сделали одинаковый выбор. Основная идея данной теории заключается в том, что оптимальной стратегией экономического агента является имитация действий и решений других экономических агентов, ранее оказавшихся перед аналогичным выбором. Проблемой является то, что он будет готов принять аналогичное решение даже несмотря на то, что доступная ему частная информация рекомендует воздержаться от этого. Так, выбирая структуру капитала своей компании, менеджеры часто слепо стремятся имитировать структуру капитала лидера своей отрасли (Frank and Goyal, 2003) или иным популярным на текущий момент методам управления. Эксперты отмечают, что медианное значение коэффициента долговой нагрузки в отрасли является одним из ключевых факторов, определяющих структуру капитала компании.
Анализ переменных, которые влияют на структуру капитала компании, стал предметом многих эмпирических исследований. Франк и Гойэл в своем эмпирическом исследовании (Frank and Goyal, 2007) обнаружили набор факторов, которые объясняют до 27% изменения финансового рычага компании, в то время как остальные рассмотренные факторы определяют лишь 2% изменений. Эксперты выделили шесть ключевых переменных, определяющих структуру капитала компании:
· Медианное значение отраслевого финансового рычага – в отраслях с высоким медианным значением компании стремятся поддерживать высокое значение финансового рычага
· Соотношение рыночных и балансовых активов – в фирмах с высоким соотношением наблюдается низкий коэффициент долговой нагрузки
· Материальность активов – в компаниях, обладающих значительной долей материальных активов, наблюдается более высокое соотношение заемных и собственных средств
· Доходы компании – чем выше доходы компании, тем более низкое наблюдается значение финансового рычага
· Размер компании – крупные фирмы имеют более высокий коэффициент долговой нагрузки
· Ожидаемая инфляция – если ожидается высокая инфляция, фирмы более часто прибегают к долговому финансированию.
Исследователи отмечают, что в период до 1980-х наиболее значимым фактором в определении структуры капитала служил уровень доходов компании, однако в последние десятилетия его роль заметно снизилась и наиболее значимым теперь является медианное значение финансового рычага в отрасли. Так, Патель, Зекхаузер и Хендрикс в своем эмпирическом исследовании обнаружили (Patel, Zeckhauser, Hendricks, 1991), что в 7 из 10 отраслей, попавших в выборку, более 15% компаний изменяют свою стратегию финансирования только вместе со всей отраслью, т. е. достаточно большое количество компаний на практике демонстрируют стадное поведение. В то же время выдвинутая Филбеком, Горманом и Присом гипотеза о том, что большинство корпораций внутри данной отрасли имитируют финансовые решения и структуру капитала группы компаний-лидеров, в ходе исследования выборки из 25 отраслей не подтвердилась (Filbeck, Gorman, Preece, 1996).
2.6. Влияние личных качеств менеджеров на структуру
Взаимосвязь между личными менеджерскими качествами и стратегией финансирования компании также стала предметом многих исследований (Fairchild, 2005), (Malmendier, Tate, 2002), (Landier, Thesmar, 2004), (Hackbarth, 2004), (Heaton, 2002), (Gervais, Heaton, Odean, 2003), которые показали, что менеджеры, определяющие структуру капитала, впрочем как и все люди, подвержены разным отклонениям и особенностям: чрезмерной самоуверенности и оптимизму, неприятию потерь, контекстному мышлению и др. Так, Хитон указывает на то, что менеджеры зачастую настроены чересчур оптимистично относительно перспектив компании (и принимаемых проектов) и ее будущих потоков (Heaton, 2002). Поэтому с уверенностью можно предположить о наличии взаимосвязи между личными менеджерскими качествами и стратегией финансирования компании.
Так, Хэкбарт на основе простой модели фирмы исследует, какое влияние оказывают оптимизм и чрезмерная уверенность менеджеров на стоимость компании и принятие решений относительно ее структуры капитала (Hackbarth, 2004). Было обнаружено, чем самоуверенней и оптимистичнее настроен менеджер, тем более высокую долю долгового капитала будет иметь компания. Такие менеджеры более часто эмитируют новые долговые обязательства, соблюдают теорию отслеживания возможностей на рынке и не следуют теории иерархии.
Также автор отмечает, что умеренно оптимистичные и уверенные менеджеры способствуют повышению стоимости компании, т. к. высокий коэффициент долговой нагрузки сдерживает их возможные недобросовестные действия по отношению к акционерам компании, обладающими меньшей степенью информированности (действия по растрате внутренних ресурсов компании на финансирование сомнительных проектов и т. д.).
Гипотеза, выдвинутая Хэкбартом получила эмпирическое подтверждение в ходе исследования Барроса и Александра (Barros and Alexandre, 2007). Анализ данных продемонстрировал сильную положительную корреляцию между самоуверенностью и оптимизмом менеджеров и структурой капитала. По результатам исследования авторы заключают, что использование поведенческого подхода позволяет существенно продвинуться в понимании, чем руководствуется топ-менеджмент при принятии финансовых решений.
Таким образом, в результате эволюции корпоративных финансов, в целом, и теорий структуры капитала, в частности, становится очевидна логичность и актуальность изучения поведенческого подхода. При анализе действий менеджеров по формированию структуры капитала целесообразно обращаться к поведенческому инструментарию, поскольку рассмотренные в данной главе поведенческие теории структуры капитала наглядно демонстрируют практичность своего использования.
В следующей главе при помощи современного эконометрического инструментария нами будут протестированы поведенческие теории – отслеживания рынка и информационных каскадов. Проводиться эмпирическая проверка будет на панельных данных отчетностей открыто торгующихся компаний России и Великобритании в период с 2000 по 2012гг.
Глава 3. Эмпирическая проверка поведенческих
теорий структуры капитала
3.1. Описание выборки
В качестве выборки для проведения тестирования поведенческих теорий были выбраны публично торгующиеся на бирже компании Великобритании и России. Были взяты отчетности данных компаний в период с 2000 по 2012 гг.
Особый интерес представляет сравнение компаний из России и Великобритании, которые существенно отличаются по степени развитости экономики и культуре ведения бизнеса. Для того чтобы провести корректное сравнение, необходимо было найти аналогичные отрасли в России и Великобритании. Важным критерием отбора отрасли была возможность выделить компанию, которая является явным лидером на рынке.
Выбирая компанию-лидера, мы руководствовались двумя факторами:
· согласно определению Longman English Dictionary, лидер отрасли – это компания, которая обладает наибольшим значением показателя выручки;
· за качественную оценку компании-лидера, был взят факт ее включения в мировой рейтинг Global 1000, составляемый на основе финансовых и экологических показателей компаний, а также показателей социальной эффективности и эффективности корпоративного управления.
Таким образом, в итоговую выборку вошли 4 отрасли России и Великобритании: транспорт, химическая промышленность, розничная торговля и машиностроение.
В таблице 3 представлена описательная статистика соотношения балансовых показателей долга и собственного капитала компаний России и Великобритании – приведено среднее и медианное значения. Для дальнейшей проверки теории информационных каскадов в качестве среднеотраслевого значения использовался показатель медианного финансового рычага, дающий более корректное значение, по сравнению со средним арифметическим, которое в значительной мере завышает результат.
Также, интересно отметить, что в 3 их 4 отраслях среднеотраслевой уровень финансового рычага в российских компаниях на порядок выше компаний Великобритании, что характеризует предприятия России менее финансово устойчивыми и более подверженными издержкам финансовых трудностей.
Описательная статистика выборки балансовых показателей финансового рычага
Источник