Технологии для моделирования своей профессиональной деятельности

ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Помогает осмыслить и интегрировать все ресурсы человека, необходимые для эффективной профессиональной деятельности, а также выйти за переделы личностных пристрастий и рассмотреть свою деятельность как служение своим идеалам и ценностям.

Пространство «Окружение». «Какие люди и вещи, где и когда окружают вас при достижении вами своей цели?»

Пространство «Поведение». «Что вы делаете в данном окружении для достижения цели?»

Пространство «Способности». «Какие способности поддерживают эти виды поведения?»

Пространство «Убеждение и ценности». «Почему важно использовать именно эти способности, осуществлять именно такое поведение в рамках достижения вашей цели?»

Пространство «Идентичность». «Кто Вы такой, поддерживающий именно эти ценности и убеждения, чем вы отличаетесь от других людей в данном окружении?» Используйте метафору для своего личностного своеобразия.

Пространство «Миссия». Представьте как можно более детально образ себя в будущем, полностью реализовавшего свои цели. Всмотритесь, вслушайтесь, почувствуйте себя в этом опыте. Ощутите себя обладающим всеми ресурсами, необходимыми для успешной реализации цели. Создайте метафору Миссии.

Путь интеграции. Идите назад по всем логическим уровням от идентичности к Способностям, Поведению, Окружению, привнося в каждое из пространств свое знание будущего и вновь отвечая на вопросы каждого из пространств. Находите добавления или изменения в каждом пространстве, которые соответствуют

Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания

Прежде всего, признать, что они есть. Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более, что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них — рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

Люди часто оценивают эти проявления неверно — как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим, действительно, на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.

Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженные сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления.

Во-первых, ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

Для профессионала при этом уместна и полезна работа с супервизором, — профессионально более опытным человеком, который при необходимости помогает менее опытному коллеге в профессионально-личностном совершенствовании. В запланированный период профессионал и супервизор регулярно совместно обсуждают проделанную работу. В ходе такого обсуждения происходит обучение и развитие, которые помогают выйти из выгорания.

Во-вторых, в нерабочее время вам нужно УЕДИНЕНИЕ. Для того, чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.

РАБОТА С СУПЕРВИЗОРОМ

Она особенно необходима в том случае, если специалист:

♦ Слишком вовлекается в проблему клиента и теряет профессиональную объективность.

♦ Может застрять на такой модели помощи клиенту, в результате которой у клиента не появляется мотивация помогать себе самостоятельно.

♦ Эмоционально вовлекается в проблему клиента, особенно когда ситуация вызывает у работника собственные воспоминания.

♦ Продолжает выполнять свои обязанности, когда их эффективность снижается, в то время как взгляд «со стороны» и обсуждение могло бы оказаться более полезным.

-• Берет слишком много работы, постоянно помогает другим и начинает страдать от «сгорания».

• Испытывает трудности при завершении работы с клиентом. ЗАПОМНИТЕ!

> Эти трудности могут коснуться каждого. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма — это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий.

> Организация супервизий поможет справиться с этими труд ностями и оценить качество услуг, предоставляемых клиентам.

ТИПЫ СУПЕРВИЗИЙ

• ОДИН НА ОДИН — это заранее запланированная встреча с повесткой дня, чтобы обсудить и оценить конкретную работу.

Читайте также:  Бизнес идеи для уличного бизнеса

• ГРУППОВАЯ СУПЕРВИЗИЯ — Коллектив сотрудников совместно обсуждают и оценивают работу друг друга. Участники поднимают вопросы для обсуждения, группа обсуждает каждый случай и то, как он решался. Происходит обмен опытом и знаниями.

• НЕФОРМАЛЬНАЯ СУПЕРВИЗИЯ — это незапланированная консультация с супервизором, лицом к лицу или по телефону.

• КРИЗИСНАЯ СУПЕРВИЗИЯ — незапланированное обсуждение случая, который, по ощущениям работника, привел к кризисному состоянию специалиста. Происходит сразу после работы с клиентом.

о Никогда не бойтесь попросить о помощи.

о Не волнуйтесь по поводу «глупых» вопросов.

о Никто из специалистов не должен быть в изоляции.

Одним из методов психологического выхода из трудных ситуаций является искусство рационализации. Пройдя интервью или сессию, люди пробуют повторно избавиться от проблем в более интеллектуальном и менее личностном свете, что позволяет им иметь дело с абстрактными качествами других и не поддаваться эмоциям. Примером может быть психологическое отстранение от оскорбляющего клиента и создание умственного построения, состоящего в том, что человек подвержен бреду и галлюцинациям, и его слова, в действительности, не направлены непосредственно на профессионала.

Другой метод, который используют профессионалы, состоит в психологическом отстранении через создание физической дистанции — они могут стоять или сидеть немного дальше от клиентов, чем обычно; они реже смотрят в глаза пациентам или клиентам; они придерживают дверь за ручку (неявно сигнализируя о быстротечности беседы). Они, также, с большей вероятностью будут говорить с клиентами на поверхностные, общие темы.

Источник

Особенности применения технологии моделирования в профессионально-педагогическом образовании

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Статья просмотрена: 1303 раза

Библиографическое описание:

Фоминых, М. В. Особенности применения технологии моделирования в профессионально-педагогическом образовании / М. В. Фоминых. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2935/ (дата обращения: 12.06.2021).

В статье раскрыты теоретические и методические аспекты применения технологий моделирования в профессионально-педагогическом образовании, а также раскрыта их педагогическая ценность для данного вида образования.

Профессионально-педагогическое высшее учебное заведение – учебное заведение, целью которого является выпуск компетентного в своей области специалиста как всестороннее развитой личности; это учебное заведение, где обучение направлено на овладение человеком определенных навыков и знаний в сфере выбранной специальности. Национальная доктрина образования РФ обращает особое внимание на необходимость дальнейшего совершенствования системы образования и повышения качества подготовки и уровня квалификации педагогических кадров. Следовательно, систематическое совершенствование всего дела подготовки учителей и других работников учреждений образования является объективной необходимостью. Выдвигаемые жизнью принципиально новые задачи постоянно требуют пересмотра традиционного подхода к изменению содержания и методики подготовки учителей, осуществления их на подлинно-научной основе.

В практической деятельности качество подготовки специалиста определяется лишь путем субъективных оценок или “здравым смыслом”. Объективных критериев, определяющих качество подготовки учителя практически не существует. Предпринимаемые время от времени частичные обновления содержания обучения в педагогических вузах является только частичным решением этого вопроса. По мнению многих исследователей деятельность педагога складывается из восьми ведущих сложно переплетающихся функций, исполнение которых обеспечивает эффект образования и воспитания учащихся. Это — информационная (вооружение учащихся знаниями основ наук), развивающая (развитие умственных сил школьников), ориентационная (формирование социально значимых мотивов), мобилизационная (мобилизация внимания и воли учащихся на выполнение учебных задач), конструктивная (проектирование своей деятельности и деятельности учащихся), организаторская, коммуникативная (установление взаимоотношений в ходе работы) и исследовательская функции. Формирование названных функций обеспечивается выполнением системы личностных и педагогических требований к учителю, предъявляемых профессиограммой. Поэтому профессиограмму считают важнейшим источником определения оптимального содержания, форм и методов профессиональной подготовки специалиста. Педагог профессионального образования должен уметь не только обучать, но и владеть определенным видом профессиональной деятельности, а в необходимых случаях осуществлять ее. Здесь будет уместным определить, что патриотическое воспитание зависит, прежде всего, непосредственно от педагога, а затем уже от обучающегося. Для того, чтобы эффективно заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения, будущий педагог должен быть хорошо подготовлен именно педагогически, то есть с точки зрения педагогики, а не методики преподавания определенного предмета.

При реализации деятельности педагога профессионального образования происходит не процесс простого усвоения «предмета», а процесс овладения специальностью. Миссия профессионально-педагогического учебного заведения − практическая (конкретная) подготовка к определенной профессии. Обучающийся (студент, будущий педагог профессионального образования) профессионально-педагогического учебного заведения включен в свою будущую профессию. В процессе обучения формируется профессиональная деятельность. В данном процессе происходит целостное становление личности, ее образование, социализация, и профессионализация. Это порождает необходимость применения новых интересных технологии. На наш взгляд, технологии моделирования являются как раз необходимыми в данной среде инновациями.

Читайте также:  Решила создать коммерческую организацию учредители

Для начала приведем некоторые особенности подготовки будущего педагога профессионального образования. Среди них:


Педагогической подготовке отводится второстепенная роль, на первый план выдвигается специальная профессиональная подготовка;

В процессе подготовки будущего педагога профессионального образования особая роль отводится развитию производственно-технологическим и организационно-управленческим навыкам, а не навыкам методической и собственно педагогической работы.

Педагогическая подготовка осуществляется лишь в рамках рабочей профессии будущего педагога профессионального образования.

В процессе педагогической подготовки студента профессионально-педагогического учебного заведения особая роль отводится преподавательской деятельности, а не воспитательной.

Одним из главных направлений современного профессионально-педагогического образования является сочетание традиционных методов и приемов обучения с поиском новейших интересных и эффективных путей и средств обучения. Моделирование, в свою очередь, – это процесс исследования объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений (общественных систем, процессов про­фессиональной деятельности и т.д.). Игровое же моделирование можно рассматривать как эвристический инструментарий исследования соответствующих педагогических явлений, процессов или различных педагогических систем путем построения и изучения их моделей с целью дальнейшего их применения в педагогической практике. Игровое моделирование осуществляется через «погружение» в конкретную ситуацию, смоделированную в учебных и воспитательных целях, и предполагает максимально активную позицию самих обучающихся (А.П. Панфилова) [6].

Использование моделирования в обучении имеет два аспекта. Во-первых, моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено обучающимися в результате обучения, тем методом познания, которым они должны овладеть. Во-вторых , моделирование является учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное проблемно-модельное обучение (Л.М. Фридман) [12]. Смысл моделирования заключается в возможности получения информации о явлениях, происходящих в оригинале, путем переноса на него определенных знаний, полученных при изучении соответствующей модели (Т.Ю. Основина) [5]. По мнению, Гребенюка О.С. проблемно-модельное обучение основывается на двух основных принципах: принципе проблемности и принципе мотивации [1]. В практике обучения установлена конкретная зависимость: если учащихся ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе их решения у них развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность (высокий уровень развития интеллектуальной, мотивационной и др. сфер, инициативность, самостоятельность, критичность и др.). Данная зависимость носит закономерный характер — она проявляется всегда, когда в учебном процессе организуется включение учащихся в решение проблемы, в поиск нового знания. Именно это обеспечение необходимых условий для проявления данной закономености представляет собой практическую важность. Принцип проблемности способствует разрешению следующих противоречий: между имеющимся уровнем обученности, воспитанности и развития учащихся и необходимым; между актуальным уровнем развития интеллектуальной (мотивационной и др. ) сферы и уровнем ближайшего ее развития [1].

Следующий принцип – принцип мотивации. Мотивация присутствует во всех видах деятельности. В педагогическом аспекте необходимо не только учитывать имеющийся уровень развития мотивационной сферы учащихся, но и решать задачу ее развития. Принципом, регулирующим деятельность учителя в названном аспекте, является принцип мотивации. Этот принцип ориентирует учителя не только на то, что необходимо формировать и что для этого нужно делать, но и на то, как добиваться должного результата, как побуждать к активной учебной деятельности.

Так, сущность применения технологий моделирования в профессионально-педагогическом образовании состоит в постановке и решении учебно-профессиональных задач, выстроенных в логике будущей профессиональной деятельности, средствами их моделирования, «прорешивания», проецирования.

Вышеизложенное позволяет выделить ряд инновационных педагогических достоинств технологий моделирования применяемых в профессионально-педагогическом образовании. Они заключаются в том, что данные технологии:


способствуют личностно-профессиональному становлению студента, осуществляемому на базе освоения теоретико-методологических основ, методики и приемов работы специалистов в своей области путем моделирования будущей профессиональной деятельности в процессе обучения;

позволяет обеспечить единство аксиологических, концептуальных и прикладных аспектов профессионально-педагогического специального содержания подготовки студентов на основе идеи устойчивого развития личности и требований модернизации высшей школы;

предстает как дидактическое средство активизации, управления, дифференциации профессионально-педагогического знания, в том числе индивидуального стиля профессионально-педагогической деятельности посредством включения вариативных стратегических, тактических, ситуационных задач разного уровня сложности, с переходом от репродуктивного уровня к творческому;

Читайте также:  Идеи создания своей фирмы

является эффективным средством освоения содержания профессионально-педагогического образования в процессе самостоятельной активности студентов с применением инновационного педагогического инструментария: методы кейс-стади, ролевые игры, деловые игры, игровые тренинги и т.д.

Технологии моделирования успешно проходят апробацию на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Гребенюк, О. С.. Общие основы педагогики [Текст] : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.С. Гребенюк, М. И. Рожков. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

Зеер, Э. Ф.Основы личностно ориентированного образования [Текст] / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. – 51 с.

Кульневич, С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / С. В. Кульневич, Е. В. Бондаревская. – М. – Ростов н/Д: Тв.центр «Учитель», 1999. – 560 с.

Митина, Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога [Текст] / Л. М. Митина. – М. : Сентябрь, 1999. – 192 с.

Основина, Т.Ю. Эффективность использования тренингов и деловых игр при изучении курса «Менеджмент социальной работы» [Текст] / Т.Ю. Основина // Социальная работа в регионе: итоги и перспективы: материалы регион. науч.-практ. конф. / Тюмен. гос. нефтегаз. ун-т. – Тюмень, 2006. – С. 62–66

Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога [Текст] : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 366с.

Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирова­ния педагогических систем [Текст] / В. В. Сериков. – М. : Издательская корпорация «Логос», 1999. – 272 с.

Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. – М. : Академия, 2003. – 192 с.

Романцев, Г.М. Теоретические основы высшего рабочего образования [Текст]:[монография] / Г. М. Романцев ; Урал. гос. проф.-пед. ун-т, Урал. гос. науч.-образоват. центр Рос. акад. образования. — Екатеринбург : Издательство УГППУ, 1997. – 333 с.

Романцев, Г.М., Федоров В.А., Чапаев Н.К. Интернатура как необходимая составляющая многоуровневой подготовки специалистов по профессиональному обучению рабочих кадров для инновационных производств [Текст] Г.М. Романцев. В.А.Федоров, Н.К. Чапаев / Образование и наука //. – 2009. — №10(67). – С. 3-12.

Федоров, В.А. Качество профессионально-педагогического образования [Текст] / В. А. Федоров // Образование и наука. — 1999. — № 2. — C. 189-198.

Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога [Текст] : Кн. для учителя / Л. М. Фридман. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.

Похожие статьи

Профессиональная подготовка педагога.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические предпосылки.

Система профессиональнопедагогического образования в России начала складываться в 20-е годы XX столетия.

Инновационные преимущества технологии моделирования.

Обучающийся (студент, будущий педагог профессионального образования) профессиональнопедагогического учебного заведения включен в свою будущую профессию. В процессе обучения формируется профессиональная деятельность.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом.

. профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, средство обучения, профессиональная деятельность, производственное обучение, педагогическая задача, техническое творчество, учебно-производственная деятельность.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического.

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов.

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов.

образовательный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, будущий педагог, профессиональная подготовка будущих учителей, будущий учитель, личностный аспект, педагогический вуз.

Система формирования профессиональнопедагогической.

профессиональная направленность студентов, педагогическая деятельность, педагогическая профессия, ценность, приоритет, высшее педагогическое образование, студент, направленность личности.

Овладение педагогическим мастерством в профессиональном.

Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне педагогическое мастерство проявляется в успешном достижении правильно сформулированных педагогических целей, решении различных задач обучения.

Содержание педагогической системы формирования.

Цель статьи — теоретическое обоснование формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики на основе специальных профилирующих дисциплин средствами информационно-коммуникационных технологий и ее практическая реализация.

Педагогическая практика как средство формирования.

. высшая школа, профессиональная педагогическая деятельность, учебное заведение, учебный процесс, педагогическая деятельность. Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная педагогическая система.

Источник

Оцените статью