Swot анализ образовательной деятельности своего учреждения
SWOT-анализ как инструмент для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды учебного заведения.
В целях обобщения большого объема работы по диагностике позиции образовательного учреждения, а также получения содержательной и наглядной картины состояния и тенденций развития образовательного учреждения и образовательного рынка, возможно использование метода SWOT- анализа. Метод SWOT-анализа обычно применяется для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды организации и сведения их в единое целое, что позволяет получить общую картину действительности. Принципы подобного анализа таковы: оценка сильных и слабых сторон образовательных учреждений в определенных условиях, открывающиеся возможности и возникающие опасности в условиях рынка (это так называемый SWOT-анализ: strength — сила, weakness — слабость, opportunities — возможности, threats — опасности).
Для проведения SWOT-анализа исследуют факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на деятельность организации. Таких факторов может быть огромное количество. Но из них необходимо выбрать лишь те, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность образовательного учреждения. Просчеты при анализе или недооценка любой из составляющих могут в дальнейшем «сорвать» реализацию всего плана. Например, даже высококвалифицированный персонал при отсутствии четкого последовательного управления не сможет достичь запланированных результатов, а слабая материальная база будет тормозить реализацию даже самых продуманных программ.
Сила — это то, в чем организация преуспела, или какая-то особенность, придающая ей дополнительные возможности.
Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают образовательному учреждению преимущества на рынке (например, более качественная подготовка специалистов, востребованность их на рынке труда, прогрессивные производственные и педагогические технологии). Сила также может являться результатом успешного сотрудничества с другим образовательным учреждением, имеющим опыт или потенциальные возможности для усиления конкурентоспособности на рынке профессиональных образовательных услуг.
Слабость — это отсутствие чего-то важного для функционирования организации, то, что ей не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия.
Слабость может заключаться в низкой квалификации сотрудников, нерациональном распределении обязанностей заместителей, невыгодном географическом положении и т.д. Слабая сторона, в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать образовательное учреждение уязвимым.
Возможности — определяются как нечто, дающее образовательному учреждению шанс сделать что-то новое: открыть новые специальности, завоевать новых клиентов, внедрить новые технологии и т.п.
Возможности могут состоять, например, в уходе с рынка конкурента, в выборе дополнительного сегмента рынка потребителей, строительстве нового предприятия рядом с образовательным учреждением.
Угроза — это то, что может нанести ущерб образовательному учреждению, лишить его существенных преимуществ.
Угрозы могут состоять в появлении новых конкурентов, осложнении демографической ситуации, спаде промышленного производства и т.п.
SWOT-анализ проводится с помощью «мозговой атаки», при полном участии (в различных группах) всех сотрудников образовательного учреждения. Причем, очень важно не забыть о сотрудниках вспомогательных подразделений, например АХЧ, от которых в значительной степени зависит развитие образовательного учреждения. По тем направлениям деятельности, которые непосредственно связаны с оказанием услуг внешним клиентам (студентам, работодателям и т.д.) желательно привлечь представителей клиентов. Например, при анализе такого важного направления работы, как профессиональная ориентация, работа с абитуриентами, организация вступительных экзаменов, важно знать мнение самих абитуриентов и их родителей. Данную информацию можно получить либо через анкетирование, проводимое до SWOT-анализа, либо через привлечение клиентов для работы группы по SWOT -анализу. При анализе работы вспомогательных подразделений (отдела кадров, бухгалтерии, административно-хозяйственной части, столовой и т.д.) необходимо знать мнение об их работе основных подразделений, обеспечивающих образовательные услуги.
При проведении SWOT-анализа с помощью «мозговой атаки», один из участников дискуссии действует как посредник, направляющий остальных, принимающий предложения, записывающий их и обобщающий полученную информацию. Результаты записываются на доске или листе, разделенном на четыре части.
Например, SWOT-анализ образовательного учреждения может выглядеть следующим образом:
Таблица 2.
Внутреннее содержание
- хорошее местоположение (недалеко от метро)
- статус государственного образовательного учреждения
- наличие необходимых лицензий и аккредитации
- высоко-
квалифицированные сотрудники - сильные международные связи
- хорошие традиции и имидж
- устаревшие образовательные программы
- слабые связи с социальными партнерами
- устаревшая система управления- недостаток учебников
- неадекватная система помощи в трудоустройстве студентов
Внешняя среда
- повышение срока обучения на дополнительную профессиональную подготовку
- рост интереса к профессиональному образованию со стороны международных фондов
- изменения в российском законодательстве
- недостаточное финансирование со стороны государства
- нестабильная социально-экономическая обстановка
- изменение демографической ситуации
Проведение SWOT-анализа является основой для выработки стратегии развития образовательного учреждения в целом, отдельных его подразделений, отдельных направлений деятельности. Другими словами, SWOT-анализ желательно провести по работе каждого подразделения (и основного, и вспомогательного); каждого направления работы, охватывающего деятельность всего учебного заведения (учебная, воспитательная, методическая работа и т.д.); и, наконец, по деятельности всего учебного заведения в целом. Последнее исследование проводится Советом образовательного учреждения с подключением представителей заинтересованных сторон.
Данные о внешней среде содержатся в маркетинговых исследованиях и исследованиях рынка труда, и необходимо проверить, все ли они отражены в SWOT-анализе образовательного учреждения, а именно — в разделах «Возможности» и «Угрозы». Кроме того, надо проверить, не появились ли какие-либо дополнения в раздел «Возможности» после анализа потребностей заинтересованных сторон.
В основе стратегии развития образовательного учреждения должны лежать не возможности образовательного учреждения, а потребности заинтересованных сторон, т.к. без их удовлетворения образовательное учреждение не будет существовать. Например, даже если у образовательного учреждения есть возможность производить какую-либо реальную продукцию с целью ее реализации, это не может лежать в основе стратегии развития образовательного учреждения, так как противоречит устремлениям заинтересованных сторон. Этот вид деятельности, тем не менее, имеет право на существование, если способствует развитию материально-технической базы образовательного учреждения и является второстепенным по отношению к основному виду деятельности — предоставлению качественных образовательных услуг.
Разрабатывая стратегию развития образовательного учреждения на основе SWOT-анализа, необходимо стремиться к тому, чтобы перевести «слабые стороны» и «возможности» в раздел «сильные стороны» и постараться по возможности скомпенсировать «угрозы», на которые образовательное учреждение не в состоянии повлиять, а может только каким-то образом к ним приспособиться.
Таблица 3.
Сильные стороны (сохранение и развитие сильных сторон)
Слабые стороны (ликвидация или уменьшение слабых сторон)
Возможности (планомерная реализация всех потенциальных возможностей)
Угрозы (устранение или смягчение действия угроз за счет имеющихся ресурсов)
Из SWOT-анализа, приведенного в таблице 2, могут следовать такие стратегические направления в развитии образовательного учреждения, как:
А. из раздела «сильные стороны», которые необходимо и можно еще больше усилить:
создание долгосрочной программы развития кадрового потенциала образовательного учреждения, предусматривающей организацию регулярного повышения квалификации в области новых информационных технологий, изучение иностранного языка, регулярные стажировки на реальных рабочих местах, изучение новых педагогических технологий, повышение образовательного уровня сотрудников (обучение в ВУЗах, получение дополнительного образования, соискательство на ученые степени), развитие коммуникативных навыков через тренинги;
развитие международных связей: студенческие и преподавательские обмены, участие в международных проектах, использование международного опыта для повышения качества обучения;
улучшение имиджа образовательного учреждения через регулярное оповещение широкой общественности об успехах выпускников, о научно-методической работе сотрудников и т.д.
развитие образовательных программ дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки, рассчитанных на взрослое население, заключение договоров о переподготовке безработных со службами занятости и т.д.;
проведение работы по включению образовательного учреждения в международные проекты и т.д.
С. из раздела «слабые стороны»
разработка новых образовательных программ, основанных на исследовании рынка труда;
развитие сотрудничества с представителями индустрии, профессиональными ассоциациями, службами занятости;
совершенствование системы управления образовательного учреждения и т.д.
развитие платных образовательных и прочих услуг для различных категорий населения, проведение работы по привлечению дополнительных источников финансирования и т.д.;
развитие образовательных услуг в области переподготовки, повышения квалификации и т.д.
Источник
SWOT-анализ образовательного учреждения
SWOT-анализ образовательной системы как оценка внутренних и внешних перспектив развтития школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
SWOT-анализ образовательного учреждения | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
SWOT-анализ состояния образовательной системы
МБОУ «Гимназия №13»
за 2012-2013 учебный год
Оценка внешних и внутренних перспектив развития школы
Все годы МБОУ «Гимназия № 13» динамично развивается, внедряя в образовательный процесс современные образовательные технологии и вариативность учебных программ. Для полноценного и всестороннего развития гимназии необходим качественный анализ сильных и слабых сторон потенциала школы.
SWOT-анализ работы гимназии за 2012-2013 учебный год и является итоговой формой такого анализа.
SWOT-анализ проводился в форме открытого индивидуального интервью с членами администрации гимназии, а также заведующими предметными кафедрами.
SWOT – анализ потенциала развития гимназии:
- «Новое качество образования»
(ФГОС – обновление содержания образования,
углубленное изучение предметов, учебно-методические комплексы)
Оценка внутреннего потенциала гимназии
Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения
- В начальной школе с 2010-2011 учебного года в 1-м классе в пилотном режиме введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-в классы), с 2011-2012 года ФГОС НОО введен уже в четырех 1-х классах (1 а,б,в,г), в 2012-2013 учебном году поступивщшие первые классы также обучаются по ФГОС НОО (1 а,б,в). Таким образом на данный момент в гимназии 8 классов начальной школы обучаются по ФГОС НОО (1-а,б,в; 2-а,б,в,г; 3-в);
- Созданы условия для выполнения Федеральных образовательных стандартов начального общего образования;
- В гимназии существует потенциал и созданы все условия для постепенного перехода на ФГОС ООО с 2013-2014 учебного года;
- В гимназии отобран профессиональный состав педагогов, способный работать по требованиям ФГОС, и формировать знание и развитие учеников по новому стандарту;
- С введением ФГОС НОО происходит постоянное развитие учащихся и формирование у них различных как предметных так и метапредметных навыков;
- С использованием УМК знания учащихся систематизируются, сокращает время поиска необходимой информации как для учителя так и для ученика;
- С введением обновленного содержания образования у учащихся развивается абстрактное мышление, учащиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии;
- Учащиеся быстрее адаптируются к школе, требованиям, коллективу;
- Наличие в гимназии автоматизированного рабочего места учителя, современное оборудование кабинетов позволяет педагогам делать процесс обучения более интенсивным, интересным, мотивирующим, а также охватывающим весь потенциал учащихся;
- Насыщенность урочной и внеурочной деятельности, потенциально возможные перегрузки учащихся, в сочетании с не сформированным здоровым отдыхом вне школы может вызывать усталость у некоторых учащихся;
- При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС;
- Не все учащиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции);
- У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в эксперимент ФГОС ООО;
- Внедрение инновационных технологий развивающего обучения;
- Внедрение в систему воспитательной работы школы технологии социального проектирования;
- Создание системы повышения уровня педагогической просвещенности родителей;
- Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях;
- Внедрение метода социального проектирования.
Привлечение социальных партнеров к решению вопросов развития школы;
- Нет существенной профессиональной поддержки при освоении ФГОС со стороны внешних партнеров, приходится реализовывать ФГОС внутри организации, вследствие чего возможны угрозы допустимых ошибок;
- Ограничения освоение ФГОС и углубленного изучения предметов вносит физическая не готовность некоторых учащихся воспринимать обновленное содержание образования, нет или недостаточно сформированы компетенции для их освоения у некоторых учащихся;
- Консервативный подход некоторых педагогов по отношению к изменению системы обучения может вызвать трудности при освоении ФГОС ООО;
- Риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов;
- Реализация проекта «Талантливые дети:
технологии качественного сопровождения и поддержки»
Оценка внутреннего потенциала школы
Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения
- Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми;
- Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, внутришкольные олимпиады, конференции, «малая академия», участие в интеллектуальных играх, выездных проектах «Талантливые дети»;
- Участие в олимпиадах и конференциях на городском и всероссийском уровне;
- Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов;
- Недостаточная подготовка учащихся со стороны привлеченных профессионалов, консультантов, научных деятелей ввиду отсутствия финансовых средств на оплату привлечения данных специалистов;
- Дефицит временных ресурсов, как у учителя, так и у ученика;
- Недостаточно помещений в школе для максимального развития детей (например, спортивных тренировочных площадок, кабинетов);
- Недостаточное систематическое сопровождение со стороны воспитательной части (нет систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение в участие в олимпиадах, конференциях и т.д. – например в форме внутришкольных конкурсов, викторин, брейн-рингов и т.п.);
- Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, существуют учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения;
- Повышение эффективности работы с одаренными и талантливыми детьми с привлечением социальных партнеров;
- Систематизация урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- Привлечение педагогов школы для участия в развитии и совершенствовании знаний и талантов учащихся;
- Создание систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение учащихся в участие в олимпиадах, конференциях и т.д. – например в форме внутришкольных конкурсов, викторин, брейн-рингов и т.п.);
- Вовлечение студентов, аспирантов ВУЗов, для шефства и создания микрогрупп, для осуществления проектной деятельности;
Самые большие опасности для школы:
- Снижение численности учащихся, или изменение уровня поступаемых детей в связи с распределением учащихся в школы по районам;
- Финансирование системы образования, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития талантливых детей;
- Изменение статуса гимназии.
- Качество жизни ученика: границы и возможности гимназии.
Оценка внутреннего потенциала школы
Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения
- Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам;
- Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся;
- Реализация городской целевой программы «Школьное молоко»;
- Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой;
- Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьясбережения, учителей физической культуры и ОБЖ;
- Спортивная работа (спортивные мероприятия, эстафеты, проведение дней здоровья, спартакиад);
- Привлечение социального партнерства в здоровьесбережение учащихся (проведение уроков физкультуры в крупных спортивных комплексах);
- Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы;
- Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, зарядка, физкультминутка;
- Недостаточное использование здоровьесберегающих технологий на уроках, периодически нецелесообразная рассадка учащихся в кабинете (обучающиеся с плохим зрением не всегда сидят на первых партах);
- Для учащихся в спец. медгруппах нет специальных занятий физической культурой со специалистом медицинского профиля (ввиду отсутствия средств);
- Нет дополнительных помещений и ресурсов для организованных спортивных занятий (например, спортивная площадка для занятий спортом на свежем воздухе);
- Ограниченная возможность для привлечения социальных партнеров для занятий в бассейне, на катке, лыжах и других видов спортивной деятельности;
- Привлечение социальных партнеров, меценатов, спонсоров для организации учащимся полноценного физического спортивного развития (создание площадки для спортзанятий на свежем воздухе, организация турникетов на территории школы, проведения занятий в бассейне, на катке, на лыжах и др.);
- Перегрузка учащихся урочной и внеурочной деятельностью;
- Отсутствие возможности расширения площади (помещений), пригодных для здоровья сбережения;
- Нездоровый и малоконтролируемый образ жизни семей;
- Качество работы школы – слагаемое достижений работающих в ней учителей.
Оценка внутреннего потенциала школы
Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения
- Наличие в гимназии профессиональной команды педагогов, имеющих регалии местного, областного и всероссийского уровня;
- Регулярно проводимые декады педагогического мастерства, методические объединения, кафедральные заседания;
- Педагоги возглавляют методические объединения города;
- Коллектив профессиональный и творческий;
- Педагоги регулярно участвуют в городских и областных конкурсах «Педагог года», «Самый классный классный», получают призовые места в данных конкурсах;
- Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом;
- Редко обновляется коллектив молодыми специалистами;
- Работа некоторых классных руководителей частично осуществляется не должным образом, вследствие чего страдает профессионализм в общем, а также поведение учащихся;
- На участие в различных конкурсах городского и областного уровня производятся большие физические и финансовые затраты;
- Часть педагогического коллектива психологически не готовы меняться для работы с учащимися по новым стандартам, присутствует консерватизм, страх перед освоением ФГОС ООО;
- Перераспределение обязанностей членов коллектива;
- Замена кадров, либо устранение или борьба с консерваторскими взглядами на функционал гимназии некоторых педагогов;
- Нежелание должным образом работать с классными коллективами приводит к распаду как педагогического, так и учебного в общем;
- В связи с недооценкой или упущением воспитательной работы в школе происходит распад учебной деятельности в общем;
- Качество социального партнерства: государственно-общественное управление в общеобразовательном учреждении: активация возможностей, поиск новых ресурсов.
Оценка внутреннего потенциала школы
Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения
- Совместная деятельность с главным государственным ВУЗом области – Северо-Восточным Государственным Университетом, другими учебно-воспитательными учреждениями;
- В связи с привлечением и взаимодействием с СВГУ появляются новые ресурсы и возможности для развития;
- Взаимодействие с отделом библиотеки для проведения обучающих уроков, развития и саморазвития;
- Педагоги пользуются предметными сайтами, Интернет-ресурсами для обогащения опыта, с помощью Интернет-порталов общаются с педагогами других городов, происходит обмен опытом;
- Не полноценно или не в полной мере используется ресурсный центр для обогащения знаниями и опыта педагогов;
- Ограниченная возможность выездного обучения в ЦРС педагогов для обогащения и обновления знаний, знакомства с педагогами других регионов для расширения профессиональных связей;
- Отдаленность нашего учреждения от других, с кем возможно социальное партнерство (библиотека А.С. Пушкина, музеи и др.);
- Привлечение сторонних специалистов для обогащения опыта, активации возможностей, поиска новых идей и ресурсов;
- Возможность выездного обучения в ЦРС для обогащения опыта и обновления знаний;
- Ограничение состоит в географической отдаленности от ЦРС, так как в связи с этим не всегда получается участвовать в онлайн-конференциях;
- Нет взаимодействия с внебюджетными организациями, коммерческими предприятиями для активации возможностей и поиска новых ресурсов;
Итоги SWOT-анализа работы школы
- Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом готов к апробации и внедрению в образовательный процесс школы инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития системы образования.
- Опыт работы с социальными партнерами в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся является весомым потенциалом в расширении условий для предоставления доступного качественного образования учащимся школы в соответствии с запросами личности.
- Сформированная система школьного самоуправления, организованная работа органов государственно-общественного управления школой, работа общественных организаций являются основой для расширения социальной открытости школы для окружающего социума и создания системы эффективного управления школой.
- В школе созданы условия для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования, создается фундамент для экспериментального запуска ФГОС ООО.
- С использованием УМК знания учащихся систематизируются, сокращает время поиска необходимой информации как для учителя так и для ученика. С введением обновленного содержания образования у учащихся развивается абстрактное мышление, учащиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии. Учащиеся быстрее адаптируются к школе, требованиям, коллективу.
- Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми. Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, внутришкольные олимпиады, конференции, «малая академия», участие в интеллектуальных играх, выездных проектах «Талантливые дети». Участие в олимпиадах и конференциях на городском и всероссийском уровне. Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов.
- Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам. Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся. Реализация городской целевой программы «Школьное молоко». Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой. Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьясбережения, учителей физической культуры и ОБЖ. Спортивная работа (спортивные мероприятия, эстафеты, проведение дней здоровья, спартакиад). Привлечение социального партнерства в здоровьесбережение учащихся (проведение уроков физкультуры в крупных спортивных комплексах). Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы. Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, зарядка, физкультминутка;
Источник