- Свою трудовую деятельность начал характеристика
- Профессиональная подготовка
- Начало трудовой деятельности
- Трудовая деятельность человека: понятие, составляющие и особенности
- Трудовая деятельность и ее сущность
- Особенности и функции трудовой деятельности
- Социально-экономическая
- Контролирующая
- Социализирующая
- Развивающая
- Продуктивная
- Стратификационная
- Сущность элементов трудовой деятельности
- Организация труда
- Разделение труда
- Кооперирование
- Обслуживание рабочих мест
- Норма времени
- Оплата труда
- Способы повышения эффективности работы
- Мотивация трудовой деятельности
- Особенности индивидуальной деятельности
Свою трудовую деятельность начал характеристика
Профессиональная подготовка
Перед началом активной трудовой деятельности человек приобретает значительное количество новых навыков, ценностей и установок как формальным, так и неформальным путем. Формальная профессиональная подготовка включает структуры ктуроване обучения в общеобразовательной школе, получения специального профессионального образования, обучение в средне-специальных или высших учебных заведениях, а также обучение на рабочем месте. Неформальная проф есийна подготовка имеет менее заметные формы проявлений: это процесс овладения установками, нормами и ролевыми ожиданиями, которые необходимы для конкретной работы. Задолго до начала получения формальной подго товки человек определяет для себя неформальные нормы и ценности, носителями которых являются родители, учителя, представители разных профессий, реклама, телевидение и т.д.. Неформальная социализация настолько мощно влияет, часто обусловливает осознанный выбор формальной подготовки к профессиональной карьере’єри.
ЕРоу связывает профессиональное становление человека с характером детско-родительских отношений в семье
Авторитарные родители могут не учитывать интересы ребенка, принимая во внимание только собственный жизненный опыт. Они сами определяют для детей ту специальность, которая, по их мнению, будет лучшим. Иногда обира аються специальности, какими бы хотели овладеть сами родители, но по тем или иным причинам, не смогли этого сделать. Авторитарные родители могут сознательно занижать способности ребенка, сразу устанавливая границу д ля ее стремленииень.
Диктат родителей может привести к тому, что получив образование и, начав трудовую деятельность, человек может прийти к решению о необходимости смены специальности
Только зрелая личность может осмысленно сделать правильный выбор профессии. АПЧернявська сформулировала пять необходимых личностных параметров:
1). Автономность. Человек должен принимать самостоятельное решение, что возможно при наличии:
o своих целей, инициативы и активности;
o знаний и навыков в области профессий;
o ориентации на успех;
o опыта решения жизненных проблем (опыт планирования своих поступков, своего времени и т.п.);
o умение прогнозировать профессиональный рост;
o умение принимать компромиссное решение между своими желаниями и возможностями
2). Информированность о разных профессий, а также умение соотносить информацию со своими личностными свойствами
3). Умение принимать решения
4). Умение планировать свою профессиональную жизнь
5). Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии. Этот компонент тесно связан с эмоциональной составляющей зрелой личности, которая проявляется в положительном эмоциональном отношении к различным профессиям и о офесийних групп и необходимости принятия решения о выборе профес.
Начало трудовой деятельности
После завершения специального образования начинается стадия профессиональной адаптации. Первые недели, месяца трудовой деятельности могут вызвать затруднения, основными причинами которых являются:
o новый коллектив, в котором представлены разные возрастные группы;
o новая система производственных отношений;
o новые социально-профессиональные ценности;
o новая социальная роль и ведущая деятельность
Когда молодой человек начинает работать, он может переживать кризисное состояние, связанный с несоответствием реальной профессиональной жизни представлениям и желаниям, которые были сформированы ранее. Данный феномен прием имел в психологии название кризис профессиональных экспектацийй.
В подростковом возрасте и на этапе подготовки к профессиональной деятельности человек должен часто преувеличены ожидания относительно того, каким будет ее профессиональный путь, как она будет справляться со своими обязанностями ами. После окончания обучения и начала работы новички очень быстро узнают о том, что некоторые их ожидания нереалистичны их образование может не совсем соответствовать выполняемой работе. Большинство работодатели в считают, что новички — люди, которых нужно еще многому научить. Работа может оказаться нетворческой, а механической, коллеги по работе бывают нечестными; кроме того, может оказаться, что найти общий язык с кол. Эгами совсем непросто. Истинные цели труда могут потеряться в лабиринте бюрократических процедур или трансформироваться под влиянием приказов руководителей. Реальность может вызвать стресс у человека, начинает a руктивных трудовую деятельность, результатом чего могут быть фрустрация, напряжение, гнев. Кризис профессиональных экспектаций может иметь д несколько путей решенияішення:
o быстрое приобретение опыта работы и адаптация;
o смена специальности, места работы;
o непродуктивное выполнения профессиональных функций
Уже в первые 5-10 лет трудовой деятельности молодой человек осознает привлекательность или ошибочность своего профессионального выбора. На этом этапе может возникнуть вопрос о смене профессии или места работы
Сохранение интереса к своей работе необходимо для поддержания чувство удовольствия и оптимальной работоспособности. Проведешь психофизиологические исследования различных групп специалистов, которые по-разному воспринимали свою й работы (положительно или отрицательно) показывают, что специалисты с положительным отношением имеют лучшие показатели психофизиологических функций (ЭКГ,. ЭЭГ и др.), по сравнению со специалистами, которые не любят свою роботту.
Через 3-5 лет профессиональной деятельности, когда специалист овладел специальность, определил свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений, получил одобрение своей деятельности, возникает вопро ния о дальнейшем карьерном росте. При отсутствии перспективы профессионального роста личность испытывает дискомфорт, психическое напряжение. Возникает кризис профессионального ростаня.
Существует ряд возможностей компенсации кризисного состояния:
o сосредоточения на непрофессиональных видах деятельности: бытовые дела, хобби, увлечения и т.д.;
o профессиональная адаптация (иногда это состояние продолжается до выхода на пенсию)
Кроме того, кризис может быть разрешен путем перехода в другую организацию, где есть возможность профессионального роста
Середина карьеры, развивается в соответствии с типовым профессионального цикла — это период закрепления своего положения в организации. Личность адаптируется на рабочем месте и осознает реальная возможность ности своей профессиональной карьеры. В возрасте около 40 лет начинается период закрепления своего положения в обществе, отказа от привлекательных альтернативных вариантов карьеры и, вместе с тем,. Вкл ции стремление к успеху на работе. В это время человек пытается показать все, на что она способна в выбранной профессии. Кроме того, пытается достичь определенной стабильности не только в профессиональной деятельности но и других сферах жизненноиття.
Для определенной части взрослых данный период связан с повышением личной ответственности и престижа, приобретением полной профессиональной самодостаточности
Карьерный рост оказывается не таким простым заданием, как казалось в начале трудовой деятельности. Чем выше положение имеет человек, тем меньше остается возможностей для роста. Поэтому до 40 лет в фа ахивця может появиться чувство разочарования профессиональной деятельностью, с определенной долей циничного отношения к выполняемой работе. Мечты в начале карьеры реализованы полностью; не каждому удалось достичь вершин, к которым стремился. Это заставляет более адекватно пересмотреть свои цели и стремленияення.
Стоит отметить, что классическое понятие профессионального цикла не является основной моделью для категории»белых воротничков»и управленцев. Лишь незначительная часть специалистов работает в одной компании на протяжении всей профес сиональной карьеры. Многие меняют место работы, стремясь получать высшее плату, занимать высокую должность или трудиться в комфортных условиях, оставаясь в своей профессии. Кроме того, все большая часть люд ей, даже в среднем возрасте, может изменить свою профессию и начать заниматься новым для себя делом. Некоторые специалисты могут стать жертвой нестабильной ситуации на рынке труда часто долго не могут с найти работу, становится причиной их финансовых, социальных и психологических трудностичних труднощів.
Таким образом, в ранней взрослости, кроме выбора партнера и создания семьи, человек развивается и реализуется, утверждая себя в избранном деле, приобретая профессионального мастерства и компетентности
Источник
Трудовая деятельность человека: понятие, составляющие и особенности
Социальное поведение каждого человека включает такой элемент, как трудовая деятельность. Этот процесс строго фиксированный, и включает в себя ряд функций, которые должен совершать человек. Эти функции являются его обязанностями и регулируются конкретной организацией.
Трудовая деятельность и ее сущность
Специалисты сферы трудоустройства и управления персоналом занимаются решением таких задач, как:
- создание средств социального жизнеобеспечения>
- разработка идей в области науки, а также формирование новых ценностей>
- развитие каждого отдельного сотрудника как работника и как индивида.
Кроме того, трудовая и рабочая деятельность имеет ряд определенных свойств. В первую очередь, она содержит ряд конкретных трудовых операций. В каждом предприятии они могут быть разными, свойственными лишь этой компании. Кроме того, все предприятия различаются материально-техническими условиями реализации продукции либо оказания услуг. Это касается также временных и пространственных рамок.
Понятие трудовой деятельности включает два основных параметра:
- Первый определяет психофизическое состояние работника, иными словами, его возможность выполнять физическую и умственную работу, несмотря на какие-либо обстоятельства.
- Второй параметр определяет условия, в которых данный работник осуществляет свою трудовую деятельность.
От этих параметров зависят нагрузки во время выполнения работы. Физические обусловлены технологической оснащенностью предприятия, а психические – объемами обрабатываемой информации. Необходимо учитывать риски, которые возникают в случае выполнения монотонной работы, а также взаимоотношений, которые складываются между сотрудниками.
Сейчас очень многие функции переданы автоматике. Таким образом, основной задачей определенной категории работников является управление техникой и ее перепрограммирование в случае необходимости. В результате количество затрат физической силы уменьшается, и все больше людей отдают предпочтение интеллектуальному труду. Еще одним преимуществом автоматизации некоторых процессов является вывод работников из зоны, где они могут быть подвержены вредному воздействию окружающей среды или другим рискам.
Существует и негативная сторона автоматизации производственных процессов – снижение двигательной активности, которое в результате приводит в гиподинамии. Из-за больших нервных нагрузок может произойти аварийная ситуация, а сотрудник становится больше подвержен нервно-психическим расстройствам. Также слишком активно растет скорость обработки данных благодаря новейшему оборудованию, и в результате человек не успевает принимать необходимые решения.
Сегодня должна быть решена одна из главных проблем, которая возникает во время трудовой деятельности, а именно – оптимизация взаимодействия человека и техники. При этом должны учитываться психические и физические характеристики работников, а также разработан ряд нормативов.
Особенности и функции трудовой деятельности
Трудовая деятельность предусматривает некоторые особенности, в частности, касающиеся таких процессов, как продуктивный и репродуктивный. При этом первый вид процессов доминирует над вторым.
Суть репродуктивного процесса состоит в том, чтобы изменять один вид энергии в другой. При этом часть энергии расходуется на выполнение задачи. Таким образом, каждый человек старается как можно меньше расходовать свои силы и при этом получать удовлетворительный результат.
Продуктивный процесс кардинально отличается от репродуктивного. Благодаря этому процессу осуществляется превращение энергии из внешнего мира в результат творческой работы. При этом человек практически не расходует свою энергию, либо быстро восполняет ее.
Среди функций, которые выполняет трудовая деятельность, следует выделить следующие.
Социально-экономическая
Суть социально-экономической функции заключается в том, что субъект труда, каковым является работник, воздействует на ресурсы окружающей среды. Результат этой деятельности – материальные блага, в задачу которых входит удовлетворение потребностей всех членов общества.
Контролирующая
Контролирующая функция, которую выполняет трудовая деятельность человека, заключается в создании сложной системы отношений между членами трудового коллектива, которые регулируются нормами поведения, санкциями, стандартами. Сюда входит трудовое законодательство, различные нормативы, уставы, инструкции и другая документация, цель которой – контролировать социальные связи в коллективе.
Социализирующая
Благодаря социализирующей функции перечень социальных ролей непрерывно обогащается и расширяется. Совершенствуются образцы поведения, нормы и ценности сотрудников. Таким образом, каждый отдельный член персонала чувствует себя полноценным участником в жизни общества. В итоге сотрудники получают не только какой-либо статус, но и способны ощутить социальную идентичность.
Развивающая
Проявляется в том, что каждый работник способен получить опыт, на основе которого совершенствуются навыки. Это возможно благодаря творческой сути каждого человека, которая развита в той или иной мере. Поэтому время от времени повышаются требования к уровню знаний и умений членов трудового коллектива с целью улучшить результаты трудовой деятельности.
Продуктивная
Продуктивная функция направлена на реализацию у работников их творческих способностей, а также самовыражения. В результате данной функции появляются новые технологии.
Стратификационная
Задача стратификационной функции, которая также входит в особенности трудовой деятельности, состоит в оценке потребителями результатов труда, а также в вознаграждении за проведенную работу. При этом все виды трудовой деятельности делятся на более и менее престижные. Это приводит к формированию определенной системы ценностей и созданию лестницы престижа профессий и стратификационной пирамиды.
Сущность элементов трудовой деятельности
Любая трудовая деятельность делится на отдельные элементы, касающиеся разных направлений.
Организация труда
Одним из таких элементов является организация труда. Это ряд мероприятий, необходимых для обеспечения рационального использования трудового коллектива в целях совершенствования результатов производства.
Разделение труда
Успешное протекание всех производственных процессов зависит от членов персонала, каждый из которых в течение рабочего времени должен находиться на своем месте. Все сотрудники имеют собственные трудовые функции, которые выполняют согласно договору, и за которые получают заработную плату. При этом происходит разделение труда: каждый отдельный работник выполняет поставленные ему задачи, которые являются частью общей цели, на достижение которой направлена деятельность компании.
Существует несколько видов разделения труда:
- предметное предусматривает закрепление за определенными рабочими местами сотрудников, которые выполняют при помощи предоставленных инструментов поставленные задачи>
- функциональное распределение зависит от конкретных функций, которые возлагаются на каждого из работников.
Кооперирование
Каждый отдельный филиал или цех может самостоятельно выбрать персонал, который будет выполнять те либо иные задачи. Элементы трудовой деятельности включают и другое понятие – кооперирование труда. Согласно данному принципу, чем больше осуществляется дробление выполняемых работ на разные части, тем больше сотрудников необходимо объединить для выполнения поставленных задач. В кооперирование входит такое понятие, как специализация производства, то есть сосредоточение выпуска конкретного вида продукции в данном подразделении.
Обслуживание рабочих мест
Поскольку от эффективности работы оборудования зависит работоспособность и результативность работников, нанимаются сотрудники, которые занимаются обслуживанием устройств, применяемых в целях производства.
- Сначала осуществляется планировка, то есть размещение места в помещении таким образом, чтобы обеспечить работника комфортом, а также эффективно использовать полезную площадь.
- Оснащение заключается в приобретении необходимого оборудования, с помощью которого работник будет выполнять поставленные задачи.
- Обслуживание предусматривает последующие ремонт установленной техники и ее модернизация для улучшения работоспособности.
Норма времени
Этот элемент регулирует время, затрачиваемое на выполнение работы. Этот показатель непостоянен: человек может выполнять больше нормы за определенный период времени. Даже если сотрудник продолжительное время работает согласно определенной норме, он в любое время может заняться улучшением эффективности своей деятельности и справляться с задачами значительно быстрее.
Оплата труда
Одним из важнейших элементов и удерживающих факторов на рабочем месте является заработная плата. Если работник справляется со своими задачами лучше, чем требуется, его могут повысить либо выдать материальное поощрение. Таким образом, желание заработать становится причиной повышения производительности работника.
Способы повышения эффективности работы
Итог деятельности предприятия зависит не только от увеличения штата сотрудников и улучшения материально-технической базы, но и от повышения квалификации уже имеющихся работников. Это достигается благодаря проведению обучения на предприятии. Такое обучение, по сути, является приспособлением организма к новым психофизиологическим функциям, которые должен в дальнейшем выполнять работник.
Чтобы достичь цели трудовой деятельности, работник нуждается в отдыхе. Один из самых эффективных способов повысить качество результата деятельности персонала – оптимизация режима работы и отдыха. Как правило, смена работы и отдыха должна быть соблюдена в определенные отрезки времени, а именно на протяжении:
- рабочей смены (перерыв)>
- суток (нормированный рабочий день)>
- недели (выходные)>
- года (отпуск).
Конкретное время, выделяемое на отдых, зависит от условий, в которых работает сотрудник, а также от условий трудового договора. Это относится как к кратковременным перерывам (в течение рабочего дня), так и к продолжительным (в течение года). Так, для большинства профессий установлена норма кратковременного отдыха 5-10 мин. в течение часа. Благодаря этому перерыву можно восстановить психофизиологические функции организма, а также снять напряжение.
Мотивация трудовой деятельности
Кроме основной мотивации в форме материального вознаграждения работник может иметь и другие мотивы, которые обусловлены определенными обстоятельствами и причинами. Например, одним из основных мотивов является потребность находиться в коллективе, а не вне его. Этот фактор влияет на другой мотив – стремление самоутвердиться, которое в большинстве случаев свойственно специалистам высокой квалификации, стремящихся получить руководящую должность.
Среди других не менее важных мотивов следует назвать стремление к приобретению чего-либо нового, к состязательности, к стабильности. Человек может иметь несколько мотивов, объединенных в одно мотивационное целое, которое определяет трудовая деятельность. Как правило, выделяют три вида ядра, которые характеризируются стремлением к:
Первая группа связана с желанием получения стабильного благополучия, вторая заключается в попытках реализовать себя в качестве успешного сотрудника, суть третьей – показать свою значимость и продемонстрировать социальную руль, принимая активное участие в общественной деятельности.
Определившись с мотивами, работник может достичь определенных успехов, а также удовлетворить свои потребности путем выполнения поставленных руководством задач. Таким образом, рекомендуется тщательно изучить мотивацию работников, а на ее основе выработать систему стимулов, которая повысит работоспособность трудового коллектива.
Система стимулирования будет действовать эффективней, если работодатель применит комплексный подход в его разработке. Стимулирование должно опираться на традиции, установившиеся в компании, с учетом общего направления деятельности предприятия. При этом желательно, чтобы сотрудники предприятия также участвовали в разработке системы стимулирования.
Особенности индивидуальной деятельности
Совсем иначе обстоит дело с индивидуальной трудовой деятельностью. Законодательство Российской Федерации разрешает, помимо создания предприятия как юридического лица, проведение индивидуальной деятельности. Как пример – частное преподавание предметов, подготовка детей к школе, репетиторство. Однако такая индивидуальная деятельность имеет свои преимущества и недостатки, из-за чего многие не решаются заняться репетиторством.
Такой преподаватель не обязан оформлять лицензию, которая давала бы ему право осуществлять преподавательскую деятельность. Также значительно проще вести собственный бухгалтерский учет. Однако существуют некоторые нюансы, при которых репетитор обязан выплачивать больший процент налога в сравнении с организациями.
Индивидуальную педагогическую трудовую деятельность можно причислить к интеллектуальному труду. Как и любая другая работа, этот вид деятельности направлен на получение определенного дохода, а поэтому должен быть зарегистрирован.
Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность может быть связана не только с проведением занятий по внешкольной программе. Она включает также продажу товаров, связанных с образовательной сферой, а именно: учебников, ручек, тетрадей и т.д. Кроме того, любой индивидуальный предприниматель может заниматься разработкой методик и программ обучения.
Регистрация должна проходить в соответствии с законодательством Российской Федерации. Процесс регулируется Гражданским кодексом и рядом других документов. При регистрации необходимо подать фото, удостоверяющий личность документ, а также свидетельство, подтверждающее уплату регистрационного сбора.

Источник