Свой бизнес по продаже металла

Скупка металлолома как бизнес. Путь от пункта приема металла до металлобазы (фоторепортаж)

Скупка металлолома кажется одним из самых простых видов бизнеса. Купил лом у бомжей за рубль — продал на переплавку за 2 — что может быть проще? Однако многие побаиваются затевать бизнес в этой сфере, несмотря на простоту открытия пункта приема металлолома. Считается, что эта деятельность сильно криминализована, и к вам обязательно приедет “крыша”. Как обстоят дела на самом деле, журналу IQR рассказал собственник металлобазы в ДВФО.

Как открыть пункт приема металла

Меня зовут Егор, мне 27 лет, я – предприниматель. История моего бизнеса не нова, но, может быть, кому-то она поможет открыть собственное дело. В 2009 году я вернулся из армии. За плечами у меня был индустриальный техникум, который я окончил с красным дипломом, получив специальность автомеханика. К этому времени я уже был женат, а моему сыну было полгода. Так что, сами понимаете, я не мог долго прохлаждаться, необходимо было обеспечивать семью.

Бизнес на ломе черных и цветных металлов

Живу я в маленьком рабочем поселке в Приморском крае, поэтому особого выбора места работы у меня не было. К тому времени, как я демобилизовался, крупные предприятия в нашем поселке либо закрылись, либо едва сводили концы с концами. Должность механика в автотранспортном цехе с зарплатой десять тысяч рублей меня особо не прельщала. Можно было, конечно, уехать в город на заработки, но мне хотелось быть с семьей, самому воспитывать ребенка.

Как я получил в руки бизнес

В дело вмешался случай. У моего тестя был коттедж, и у себя во дворе он устроил маленький пункт приема металла. Работал он нелегально и с очень маленькими объемами. Как раз когда я вернулся из армии, тесть женился и уехал в другой город, а коттедж и свое небольшое хозяйство оставил мне и моей жене. Я не планировал заниматься этим бизнесом, но люди, которые привыкли сдавать металл в этом месте, все шли и шли. И тогда-то я решил, что тема сбора металлолома не так уж и плоха, только нужно расширить дело до полноценной металлобазы и легализовать бизнес, чтобы спокойно работать.

Грузовой фургон

Из оборудования у тестя были только старенькие промышленные механические весы и гараж во дворе. Да еще грузовичок. Но грузовичок уехал вместе с тестем на новое место жительства, поэтому возник вопрос покупки автомобиля.

Где взять стартовый капитал для открытия пункта приема вторсырья

О программе финансирования малого бизнеса я тогда не знал ничего, да и вряд ли я бы смог ею воспользоваться, потому что легализовать свой бизнес сразу я не планировал. Кредит в банке демобилизовавшемуся солдату без работы и залога, конечно, не одобрили бы, поэтому я обратился к родителям, пообещав, что кредит я буду выплачивать вовремя. Кредит был оформлен. Так у меня появился мой стартовый капитал – пятьсот тысяч рублей.

Пункт приема маталлолома

Если вам интересно, что надо купить для открытия пункта приема черных и цветных металлов из оборудования в первую очередь — это транспорт. Без всего остального поначалу можно обойтись. За сто пятьдесят тысяч рублей я купил маленький подержанный грузовик. Сто тысяч я отложил на погашение кредита в первые месяцы, если окажется, что моих доходов не будет на это хватать. Остальные деньги я оставил на скупку металла.

Первые шаги по развитию бизнеса

Должен признаться, что никакого бизнес-плана у меня не было. Я и понятия не имел, во что выльется эта затея. Конкурентов на этом рынке у меня было предостаточно. На наш маленький поселок с населением чуть больше десяти тысяч человек на тот момент работало 4 пункта приема черных и цветных металлов. Выручало то, что место было известное, и бывшие клиенты тестя несли металл мне. Снижать цены мне было невыгодно, поэтому нужно было придумывать другие маркетинговые ходы, чтобы привлечь клиентов.

Цены на лом черных металлов и рентабельность скупки

В местной газете я дал объявление, что вывезу металлолом в пункт приема. Клиентов стало больше, потому что людям уже не приходилось искать машину, чтобы перевезти металл. Когда металла набиралось достаточно, чтобы загрузить машину, я вывозил его на металлобазу в Уссурийск. Разница в цене была совсем небольшая. Если я принимал металл по 4 рубля за килограмм, то сдавал по 4 рубля 50 копеек.

Ржавые трубы

Затраты на поездку вырывали солидный кусок из прибыли, поэтому я договорился на металлобазе , что они будут присылать машину за металлом. Несмотря на то, что оплата машины обходилась недешево, выгода все же обозначилась.

Главная проблема скупщиков металла

Но меня не устраивало то, что помимо скидки на заржавленность , которая достигала от семи до 15 процентов, меня обманывали на весе. Весь принятый металл я учитывал, записывая каждый килограмм. Однако при реализации оказывалось, что разница между моими подсчетами и весом, что выдавали весы в приемном пункте, составляла от ста до пятисот килограмм. Было понятно, что меня нещадно надувают, как раз на весе машины.

Как пункт приема лома превратился в металлобазу

Я понял, что необходимо покупать свою большую машину. Лучше, если она будет с краном, чтобы на погрузку металла мне не приходилось нанимать чужую машину. К этому времени дела шли лучше, поэтому без потерь для оборота я смог купить необходимую машину. Покупка обошлась в восемьсот пятьдесят тысяч рублей. Но эти затраты окупились уже через 7 месяцев. Как видите, металлобаза — бизнес достаточно прибыльный.

Читайте также:  Свой тв канал для предприятия

Манипулятор

Через некоторое время я наладил контакты с администрацией порта Владивостока и начал сбывать металлолом напрямую в порт, прибыль увеличилась значительно. Если будучи посредником, я получал 50 копеек с килограмма, то здесь разница составляла уже 3 рубля с каждого килограмма.

Автомобильные весы

Для того чтобы на приемке не перегружать металл из машины, я купил автомобильные весы грузоподъемностью 30 тонн. К этому времени я выкупил участок земли и построил там металлобазу . Но приемный пункт у себя во дворе я закрывать не стал, туда приносили лом цветных металлов, расчет по всем операциям тоже проводился только дома.

Найти надежного человека на приемку металла совсем не просто, меня пытались обманывать на недовесе, двойными взвешиваниями.

Поэтому я решил, что лучше, чем моя жена, никто не сможет выполнять работу кассира. Теперь, если большое количество металлолома привозят на базу, то приемщик проводит взвешивание, а данные с весов передаются в онлайн- режиме ко мне домой. Металл выгружают, и клиент едет ко мне домой, где получает деньги.

Как легализовать бизнес

Около 4 лет я работал «под черным флагом», не оформляя никаких документов. Видимо, мне просто везло, за все это время ко мне ни разу не наведались контролирующие органы. Но когда дело приняло крупный оборот, вопрос о лицензировании деятельности все же возник.

Для того чтобы лицензировать бизнес по приему и переработке лома черных и цветных металлов, нужно много всего:

  • пресс по пакетированию металлолома;
  • лаборатория для анализа химического состава цветных металлов;
  • сертификаты об обучении персонала.

Если пресс и сертификаты я еще смог организовать, то открыть лабораторию в маленьком поселке оказалось невыполнимой задачей. Поэтому я решил работать по франшизе. Первоначальный взнос был всего двадцать тысяч рублей, а роялти в моем случае составляет 1,5 % от оборота, но при этом я юридически защищен, так что при возникновении вопросов со стороны контролирующих органов, я смогу перенаправить их в головной офис.

Выгоден ли бизнес по приему лома?

Рентабельность приема чермета

В условиях стабильной экономической ситуации, металлобаза приносит хорошие деньги. За месяц я принимаю черного металла примерно на шестьсот тысяч рублей и сдаю его в порт на сумму чуть больше миллиона рублей. Из чистой прибыли вычитается 1,5 процента лицензионного соглашения. Еще 250 000 рублей составляет фонд заработной платы, около 60 000 рублей в месяц тратится на горючее для машин и запчасти, так что моя чистая прибыль составляет примерно 100 000 рублей. И это только по черному металлу.

Цены на цветмет

По цветному металлу цифры всегда разные, сдают его гораздо меньше, но и расценки там совершенно другие. Так, медь мы принимаем по 180-200 рублей за килограмм, а сдаем по 250-320 рублей. Все зависит от цены на металл в тот день, когда ты привозишь его сдавать (крупные скупщики ориентируются на цену на бирже — прим. ред.).

Каковы риски для скупщика

На сегодняшний день мой бизнес считается преуспевающим, из маленького пункта приема металлолома со старенькими весами и полуторатонным грузовичком он вырос в металлобазу с автомобильными весами, электронными площадочными весами, 4 грузовиками, прессом для пакетирования лома и со штатом из 15 человек.

Однако постоянное снижение цен на металл может разрушить и мое преуспевающее дело. Бывают такие ситуации, когда я принимаю металл в начале месяца по 6 рублей, а к концу месяца цена на прием оптом падает до 5 рублей, то есть если сдать металл в этот момент, то я сработаю себе в убыток. Поэтому нужно постоянно мониторить цены, чтобы принимать металл по адекватной цене.

Двор металлобазы

Решили открыть бизнес по скупке металла, и вас не пугают трудности?

Будьте готовы к тому, что вам придется работать 20 часов в сутки. Один из пунктов приема работает круглосуточно, второй — с 7 утра и до 10 вечера. Это не самый легкий труд, потому что вам придется работать не в чистом офисе, а на улице, с ржавым и грязным железом. Не забудьте о рекламе. Я, например, заказал визитки с указанием телефонов и адресов приемных пунктов. Эти визитки раздаются всем, кто приносит сдавать металл. На всех моих грузовиках крупно написаны номера телефонов.

Как открыть пункт приема металлолома? (видео)

Источник

Люди бьются за металл: как устроена компания по производству и продаже железа

Игорь Чернов – о том, что такое «суровый ритейл» и как зарабатывать на конкурентном рынке

IT-инструменты, которые использует Игорь Чернов

  • 1С:Бухгалтерия
  • Битрикс24
  • Nethouse

Устав от постоянного брака поставщиков, руководитель металлобазы «ИнБиТек» в Белгородской области Игорь Чернов открыл собственное производство металлоконструкций. Намного сложнее поиска клиентов оказался подбор мотивированных и ответственных сотрудников. О том, как небольшому производству удаётся конкурировать с крупными предприятиями, директор группы компаний «ИнБиТек» Игорь Чернов рассказал порталу Biz360.ru.

Игорь Чернов, 33 года, предприниматель из Белгорода, директор сети металлобаз «ИнБиТек» . Закончил Белгородский технический университет им. Шухова по специальности «инженер-экономист на предприятиях строительных материалов». Второе образование – Современная гуманитарная академия по специальности «менеджер торговой компании». Кандидат социологических наук по социологии управления. Написал 5 книг, выпущенных общим тиражом 50 000 экземпляров. Управлял компаниями с оборотами в несколько миллиардов рублей. Группу компаний «ИнБиТек» основал 2006 в году.

К 2015 году предприятие Игоря Чернова «ИнБиТек» занималось поставками металлопроката уже девять лет. Среди его клиентов были как крупные строительные компании, так и частные покупатели, строящие себе что-либо на своём участке.

Именно в этом время предприниматель задумался о том, как решить одну из главных сложностей в работе его компании – проблему качества. Дело в том, что от поставщиков часто приходила бракованная продукция. На просьбы поменять отношение к работе поставщики не реагировали, что приводило к серьёзным конфликтам. Исправить ситуацию, по мнению Игоря, можно было только одним способом: организовав собственное металлопроизводство.

«Основная проблема нашей сферы бизнеса – отвратительное, хамское отношение к любому заказчику. Может, в Москве, где высокая конкуренция, за клиента борются, но у нас всё не так. Занимаясь металлопрокатом, я много ездил по Черноземью и по всей России. И видел, что почти любой поставщик спокойно готов чуть ли не плюнуть в лицо клиенту. У нас абсолютное бескультурие рынка, и я пытаюсь привнести в этот бизнес какую-то культуру», — говорит Игорь Чернов.

Читайте также:  Открыть свое дело это реальность

Цех для производства металлопроката строить не пришлось – помещение для него взяли в аренду. Оснащение цеха всем необходимым оборудованием заняло около полугода. Машины потребовались импортные, но закупили их у российских дилеров. Сотрудничество с ними удобно тем, что при поломке оборудования можно обратиться в их сервисный центр.

Оборудование цеха состоит из более чем 15 станков и нескольких видов ручных инструментов. Они предназначены в основном для резки, сварки и покраски металла. Значительная часть помещения выделена под рабочие столы: два больших (2,5х6 и 2,5х8 метров) и три поменьше (1,5х3 метра каждый).

На текущий момент в организацию производства вложено около полутора миллионов рублей. Они потребовались на закупку оборудования и технологическое оснащение. Помимо металлообрабатывающих машин были приобретены сборочные столы и складские ригели (стеллажи).

Работать в новом цехе владелец компании предложил резчикам и сварщикам, «проверенным» на одном из предыдущих объектов в качестве временных сотрудников. Но вскоре понял, что это была большая ошибка. Оказалось, нанятые им рабочие трудились по принципу шабашников: они титаническими усилиями выполняли задачу за несколько дней, а потом по две-три недели переводили дух, отдыхая от своего «трудового подвига». К равномерной ритмичной работе по плану они не были готовы.

«К примеру, сварщик выполняет трёхдневную норму за день, а потом ходит и жалуется, что во время своего «подвига» он руку потянул или глаза сжёг. А главное, он обижается, когда я говорю, что он это сделал зря. Он же старался, подвиг совершил!», — приводит пример Игорь Чернов.

Вскоре обнаружилась и другая проблема. Процессы, связанные с обработкой и погрузкой металлоизделий, требуют точного соблюдения техники безопасности. В противных случаях высока вероятность травм. А опытные рабочие часто пренебрегают правилами безопасности. Они проходят инструктажи и подписывают все необходимые документы. Но после этого всё равно работают не так, как положено, а так, как им удобно.

В итоге спустя 3-4 месяца после запуска производства начался процесс замены персонала. Сейчас из первых 5-6 рабочих продолжает трудиться в цеху только один.

«Главная проблема производственного бизнеса – не деньги, а люди»

Набор персонала проходил непросто. По словам Игоря Чернова, одна из самых больших проблем для предприятий в сфере производства – дефицит квалифицированных рабочих. В Белгороде были закрыты почти все ПТУ, дававшие кадры «Энергомашу» – некогда крупнейшему заводу по производству металлоконструкций. Так что готовых кадров в регионе нет, поэтому обучать новых рабочих приходится нанимающим их предприятиям.

«Основная проблема любого производственного бизнеса – это не деньги, а люди. Деньги можно как-то найти – к примеру, взять кредит. А где найти людей, которые будут вдумчиво и серьёзно подходить к работе и к технике безопасности? Нам нужно, чтобы человек не просто хорошо работал. Главное – чтобы он себе банально не отрезал руку и сваркой в глаз не ткнул. К сожалению, кроме как наказать рублём, других методов воздействия на пролетариат нет – только финансовый. Поэтому мы ввели систему штрафов за различные нарушения», — говорит директор «ИнБиТек».

Ещё одна серьёзная проблема, влияющая на работу производства – неравномерная загрузка персонала. Это связано с тем, что в металлоцехе почти невозможно организовать работу так, чтобы все люди были одновременно задействованы в каком-то технологическом процессе. К примеру, одни сотрудники уже работают, а к другим ещё не пришли детали, которыми они должны заниматься. Поэтому они пока ничего не делают и мешают работать остальным. И вместо равномерной работы постоянно возникают простои и авралы.

Поиском клиентов Игорю Чернову пришлось заняться сразу с момента основания цеха. Конечно, часть клиентов досталась «в наследство» от торговли металлом, но их было не так много. Дело в том, что основные клиенты металлобазы – это такие же маленькие производственные предприятия. Начав собственное производство, «ИнБиТек» фактически стал конкурентом для многих своих клиентов. У тех даже появились личные обиды. Часть из прошлых клиентов ушла к другим поставщикам. Правда, большинство из них потом вернулись, не найдя серьёзной альтернативы.

«Мои «клиенты-конкуренты» говорили мне: «Почему вы сами начали этим заниматься, вы у нас решили хлеб отобрать?» Я отвечал, что ни у кого ничего отбирать не хотим. Но есть же конкурентное поле! И мы хотим сделать нормальное небольшое цеховое производство, которым сможем нормально управлять и гордиться», — вспоминает Игорь Чернов.

Больше 90% покупателей «ИнБиТек» находятся в Белгородской области. Частные клиенты обращаются за материалом для небольших домов и других построек на участке. Среди корпоративных заказчиков – небольшие металлобазы и строительные компании. Значительная часть их закупок связана со стройками, которые активно ведут в регионе крупные агрохолдинги. На одном таком объекте могут работать 3-4 генподрядчика, у каждого из которых до нескольких десятков подрядчиков.

Чтобы получить заказы, Игорь Чернов следит за ситуацией со строительством в регионе: какого вида объекты возводятся, какие подрядчики участвуют в проекте. Затем он выходит на этих подрядчиков со своими предложениями. К примеру, компания отвечает за строительство какого-нибудь корпуса, сарая или навеса. В этом случае ей предлагают как необходимый металлопрокат, так и готовые конструкции из него.

«Среди наших клиентов – и современные предприятия, и не очень. Они могут вести учёт как в продвинутых системах, так и в Excel, и просто в тетрадке. Мы пытаемся найти подход ко всем», — говорит Игорь.

Основной способ поиска заказов для ГК «ИнБиТек» – личные контакты и звонки-напоминания. Как считает директор предприятия, регулярно звонить потенциальным клиентам нужно по двум причинам. Во-первых, работа руководителя в сфере строительства и производства состоит из огромного количества задач. И если поставщик не будет о себе напоминать, то о нём могут попросту забыть.

Но главное – один звонок-напоминание может сразу же принести заказ. «По умолчанию может возникнуть такой момент, когда уставший подрядчик отдаст проект первому попавшемуся под руку поставщику. Потому что его просто отругали на совещании за невыполнение задачи, и теперь он говорит: «Сделайте мне хоть кто-нибудь!» И этим «кем-нибудь» могу оказаться я. Такие ситуации абсолютно реальные и жизненные», — говорит Игорь.

Немало заказчиков приходит с сайта предприятия и по рекомендациям. При открытии собственного производства у компании появился новый сайт smc-inbitek.ru . Он рассчитан на небольших и частных клиентов. Первый сайт компании — inbitek.ru — нацелен на крупных оптовых покупателей.

Читайте также:  Идеи тематик для бизнеса

Спустя несколько месяцев после старта производства заработало и «сарафанное радио». «Если компания старается работать хорошо, пусть даже не всегда у неё получается, то люди в целом это замечают и оценивают. И при общении друг с другом рекомендуют таких специалистов – которые и сделали неплохо, и по-человечески отнеслись», — считает Игорь Чернов.

Большинство заказов поступает на суммы от 2 до 10 тысяч рублей, в зависимости от металлоёмкости конкретного объекта. Тонна металлопроката стоит в среднем 45-60 тысяч рублей. Стандартная стройка требует порядка 100 тонн такого материала на сумму 4,5-6 миллионов рублей. А на стандартный частный домик или дачу уходит около тонны металла, что «в деньгах» составляет 45-60 тысяч рублей. Для частных покупателей это нередко бывает серьёзной суммой. Поэтому многие из них разбивают свой заказ на две-три части по 15-30 тысяч рублей, в зависимости от своих финансовых возможностей.

Цены собственного предприятия Игорь считает среднерыночными. За ситуацией на рынке следит один из менеджеров отдела продаж, на которого также возложены функции маркетолога. Его задача – собрать цены конкурентов на большинство позиций. Опускать цены ниже рыночных ГК «ИнБиТек» не может: трудозатраты персонала и содержание инфраструктуры тоже требуют средств.

Одной из серьёзных проблем рынка Игорь Чернов считает большое количество неквалифицированных и недобросовестных компаний-однодневок. Они привлекают низкими ценами, но сотрудничество с ними часто заканчивается оплатой заказа без его поступления.

«В целом закупщики в нашей сфере понимают, что дешёво – не всегда хорошо. Но даже некоторые из моих контрагентов ухитрились отправить фирмам-однодневкам миллионы, польстившись на низкие цены. Когда я их спрашиваю, зачем они это сделали, они отвечают: «Думали, что прокатит». Но не прокатило», — добавляет Игорь.

Большинство заказов приходится на тёплый период года. Летом у предприятия бывает по 5-10 заказов в день. Поздней осенью такое же количество заказов приходит за неделю. А зимой, если погода снежная, неделя может пройти вообще без заказов. По словам Игоря, такая ситуация с сезонностью характерна для всей металлоторговли.

Чтобы сгладить этот сезонный разрыв, планируется запустить производство металлической мебели в стиле лофт. Также на сайте для розничных продаж выставили гантели, которые сделаны в токарном цехе. Если на них будет спрос, гантели станут частью постоянного ассортимента предприятия.

«Парадокс в том, что зимой у меня затрат на порядок больше, чем летом! Поэтому я просто обязан чем-то загружать «зимние» мощности. Нужно отопление, расход топлива больше, износ транспорта гораздо сильней, поломки чаще, а аренда не уменьшается. Мы рассматриваем разные варианты, как в зиму быть в рабочем тонусе и с загрузкой», — объясняет Игорь.

Способ доставки продукции зависит от пожеланий клиентов. При наличии собственного транспорта заказчик может получить металлопрокат прямо на складе. Но многие просят доставить заказ к ним на склад. Для этого на предприятии Игоря есть несколько мелкотоннажников. Они развозят металлопрокат по всей Белгородской области.

«Должен сказать, что собственный автопарк – это зло. Это необходимый, но неоправданный с финансовой точки зрения сервис. Содержать свой автотранспортный цех очень дорого. Логистика в металлоторговле и производстве убыточна», — признаётся Игорь Чернов.

На производстве ГК «ИнБиТек» задействовано около 10 человек – это сварщики и резчики. В офисе работают пять человек. Один из менеджеров общается с розничными клиентами, другой – с корпоративными заказчиками. Есть люди, отвечающие за строительное направление, металлопрокат, изготовление металлоконструкций.

Производственно-технический отдел помогает разобраться в особенностях каждого заказа. У менеджеров, как правило, нет глубоких инженерных знаний, чтобы оценить все технические нюансы. Отдельная административная единица — склад, на котором трудятся ещё пятеро.

Конкуренция среди поставщиков металла в Белгородской области высокая. Но директор ГК «ИнБиТек» учитывал это, когда организовывал собственное производство. Преимуществами своего предприятия он считает высокие стандарты работы с клиентами. Имеет значение и 9-летний срок работы на рынке. Таким опытом могут похвастаться далеко не все.

«Недавно я сделал подборку из всех наших клиентов за несколько лет. Мне стало интересно, кто из них «живой» сегодня. И к своему ужасу я осознал, что за последние 5-7 лет исчезли 90% компаний, с которыми мы когда-то работали. Одни обанкротились, другие перепрофилировались. Среди них – достаточно крупные компании, у которых, казалось, всё должно быть хорошо и долго», — говорит Игорь.

Основные игроки на рынке металлопроката – крупные производители и продавцы. При своих объёмах продаж они могут предлагать покупателям более низкие цены. Но, как считает Игорь Чернов, у небольших локальных металлобаз тоже есть свои преимущества в борьбе за клиента. Это территориальная близость к заказчику, работа с маленькими партиями товара, возможность первичной обработки материала под нужды покупателя.

«Небольшие металлопредприятия, на мой взгляд, имеют право на жизнь. В Черноземье активно развивается индивидуальное жилищное строительство. А металл – это основной конструкционный материал. Умельцев много, и они всегда будут пытаться что-то построить на своём участке самостоятельно. Или строят профессионалы, но им срочно понадобился материал. Вот для них и нужны локальные металлобазы. Если частных домовладений – тысячи и десятки тысяч, они будут формировать совокупный спрос», — считает директор ГК «ИнБиТек».

Основные цели предприятия на ближайшее будущее – снизить влияние фактора сезонности и выйти за пределы родной Белгородской области. По оценке Игоря Чернова, регион уже насыщен предложением, а активность агрохолдингов в строительстве начинает идти на спад. При этом в соседних Воронежской, Курской, Тамбовской и Липецкой областях бум агростроительства только начинается. Именно в эти регионы предприниматель планирует поставлять свою продукцию.

Вторая важная цель – сделать схему работы сервисной металлобазы тиражируемой. Это позволит открывать новые площадки в других городах Центрально-Чернозёмного региона. Не исключается и распространение этих площадок по франшизной схеме.

«Большинству из нас хочется ходить не на грязный рынок, а в цивилизованные магазины. И металлоторговля – не исключение. Конечно, это суровый ритейл, хард-рок-ритейл. Никто не говорит, что к каждой железяке нужно бантики привязывать. Но когда речь идёт о металлобазе, перечень первичных «джентльменских» услуг (например, по резке металла) должен там быть обязательно», — убеждён Игорь Чернов.

Источник

Оцените статью