- Бизнес с нуля: музыкальная школа
- Анализ рынка и актуальность
- Регистрация и организация бизнеса
- Необходимая документация
- Помещение и ремонт
- Оборудование и оснащение
- Организация учебного процесса и учебные материалы
- Персонал
- Реклама
- Финансовая составляющая бизнеса
- Стоимость открытия и поддержания
- Размер будущих доходов
- Срок окупаемости
- Своя музыкальная школа — опыт создания бизнеса
Бизнес с нуля: музыкальная школа
Экономические показатели работы частной музыкальной школы, рассчитанной на 80 учеников, при условии оформления помещения в аренду.
Начальные вложения, тыс. рублей | 615 |
---|---|
Прибыль в год, тыс. рублей | 600 |
Срок окупаемости, в месяцах | 12 |
На сегодняшний день практически каждый вид образования постепенно переходит на платную основу. Уже никого не удивляют частные школы, детские сады, курсы и студии. Но, есть несколько разновидностей коммерческого обучения, которое является для российского рынка совсем новым, только начинающим свое развитие.
К таковым относятся занятия в платных музыкальных школах. Открытие такого заведения может стать хорошей бизнес-идеей для начинающего предпринимателя, главное, заранее уточнить все организационные и финансовые нюансы.
Анализ рынка и актуальность
Наибольшие перспективы такой бизнес имеет в крупных регионах страны, в местах, где наименьший уровень конкуренции. В связи с тем, что рентабельность частных музыкальных школ зависит от уровня дохода населения, то в небольших городах данная деятельность практически не развивается, так как высоки риски не оправдать своих начинаний.
Основными конкурентами данного бизнеса выступают:
- государственные музыкальные школы;
- различные кружки музыкальной направленности;
- другие частные школы;
- лица, занимающиеся индивидуальным репетиторством.
Несмотря на то что деятельность по содержанию коммерческой музыкальной школы на отечественном рынке платного образования только начинает развиваться, в этой нише существует неимоверный потенциал для продвижения.
Открытие такого бизнеса сегодня является актуальной идеей, так как все больше родителей стремятся отправить своих детей на платные занятия взамен стандартных уроков в государственных заведениях. Объясняется это, прежде всего, тремя весомыми причинами:
- Бюджетные учреждения живут в дефиците финансов, а потому, иногда бывает даже нечем выплачивать заработную плату педагогам. В результате высококвалифицированные преподаватели уходят из школ в частное репетиторство или другую сферу деятельности.
- Многие государственные школы не в состоянии обновлять оборудование и инструмент.
- Наличие высокого конкурса на поступление в государственные школы.
Регистрация и организация бизнеса
Конечно на первых порах для открытия музыкальной школы можно зарегистрировать и ИП. Это позволит сэкономить время, затраченное на подготовку и оформление уставной документации, а также упросить налоговую отчетность. Но, оптимальной формой собственности для такого вида бизнеса является ООО.
Несмотря на то что при ней выше риски, чем при ИП, она предоставит возможность намного больше возможностей развития, да и клиенты больше доверяют полноценной организации.
Необходимая документация
Для того чтобы музыкальная школа могла официально работать и обучать деток у нее в наличии должна быть следующая обязательная документация:
- протокол или решение о создании определенной организационно-правовой формы организации;
- устав;
- учредительный договор;
- свидетельство о регистрации в ФНС в качестве юридического лица;
- договор на аренду помещения или иной правоустанавливающий документ.
Помимо регистрационной документации, для ведения образовательной деятельности необходимо обязательное получение соответствующей лицензии. Порядок ее оформления и выдачи регламентируется законодательными актами Правительства РФ.
Помещение и ремонт
При поиске подходящего помещения рекомендуется обратить внимание на такие места, которые расположены не только в центральных оживленных районах города, но и возле общеобразовательных школ и детских садов спальных районов. Чаще всего, эта область менее охвачена конкурентами в виде муниципальных школ.
В связи с тем, что любая музыкальная школа, в том числе частного характера, является образовательным учреждением, поэтому у ее основателя существует право арендовать помещение под ее организацию на льготных условиях.
Конечно, при наличии достаточных средств, предприниматель может и приобрести территорию под школу в собственность.
При ремонте и оформлении помещения, прежде всего, важно учитывать требования, предъявляемые к таким заведениям санитарными и пожарными правилами. Прежде всего, они касаются звукоизоляции и расчета площади, которая проводится исходя из следующих норм:
- Общая территория школы должна подразделяться на несколько зон: рабочая площадь, зона отдыха и обслуживающие комнаты.
- Рабочая зона включает в себя классы для индивидуальных и групповых занятий. В первом случае комнаты не могут быть менее 12 кв. м., а во втором – менее 18 кв. м.
- Территория отдыха включает в себя учительскую и комнату для заседания Педсовета. Ее площадь получают из расчета 2,5 кв. м. на одного работника.
- Обслуживающие помещения включают в себя бухгалтерию и приемный кабинет не менее 5 кв. м на каждое, санузел – не менее 10 кв. м, комнату для хранения инструментов настройщика – не менее 5 кв. м., бытовку уборщиц – не менее 3 кв. м. и гардероб – из расчета 1,5 кв. м. на одного учащегося.
Получается, что если предполагается открыть музыкальную школу примерно на 80-100 учащихся по различным специальностям, то понадобится не менее 200 кв. м.
Оборудование и оснащение
Самой большой статьей расходов при открытии частной музыкальной школы является закупка необходимого оборудования куда, прежде всего, входит музыкальный инструмент. Его перечень будет зависеть от того, каким специальностям будут обучать в заведении, но минимальный набор должен состоять из следующих элементов:
- фортепиано (несколько штук на классы индивидуальных и групповых занятий) и рояля (для занятий вокалом и концертного зала);
- скрипки (в зависимости от возраста, предполагаемых учеников берутся различные размеры инструмента);
- гитары;
- баяна и аккордеона;
- саксофона.
Кроме того, для внутренней обстановки классов, служебных помещений и зоны отдыха потребуется мебель в виде стульев, столов, диванов. Также в кабинеты, предназначенные для групповых занятий необходимы парты и доски, а в приемную и бухгалтерию – компьютеры и принтеры.
Организация учебного процесса и учебные материалы
Независимо от выбранной программы обучения, уникальных методов и специальных методик, как правило, занятия в музыкальной школе строятся по следующему графику:
- Основной предмет (индивидуальное занятие по конкретному музыкальному инструменту или вокалу) – 3 раза в неделю по 1,5 часа.
- Музыкальная грамота (сольфеджио и музыкальная литература) по 1-2 раза в неделю по 1 часу.
При разработке программы занятий необходимо хорошо продумать не только график их проведения и основное содержание, но и форму, в которой будут преподноситься знания. Соответственно, потребуется приобрести наглядный материал в виде нот и учебных книг, а также проспектов, портретов, плакатов и других предметов, необходимых для музыкального обучения.
Персонал
Для обеспечения стабильной работы частной музыкальной школы потребуется нанять на работу следующих специалистов:
- завуча, который будет заниматься маркетинговыми вопросами, подбором педагогов и контролем за работой методиста и администраторов;
- методиста, который будет заниматься непосредственной работой с педагогами и клиентами;
- двух администраторов, которые будут трудиться посменно. В их обязанности будет входить прием звонков, составление расписания занятий, встреча потенциальных клиентов и контроль за решением бытовых вопросов;
- финансиста для ведения бухгалтерии, составления финансовых планов и отчетности;
- уборщика помещений.
Основными же сотрудниками музыкальной школы являются преподаватели, количество и специализация которых будет зависеть от особенностей учебной программы. Удобней всего нанимать их по договорам гражданско–правового характера с условием сдельной оплаты труда, начисляемой за количество проведенных занятий в месяц. Когда школа начнет успешно развиваться, педагогов можно будет принимать в штат с установленным окладом.
Реклама
В современных условиях развитых компьютерных технологий самой эффективным продвижением любого бизнеса, в том числе и содержания частной музыкальной школы, становиться реклама в интернете. Она включает в себя следующие мероприятия:
- размещение контекстной рекламы в поисковых системах;
- создание и раскрутка официального сайта;
- таргетинг в социальных сетях;
- размещение баннеров на сайтах-партнерах.
Для небольших регионов страны рекомендуется не только интернет-реклама, но и применение «реальных» способов продвижения, таких как:
- Раскладывание листовок и буклетов по почтовым ящикам близлежащих жилых домов.
- Расклеивание красочных объявлений в местах с большим скоплением людей и размещение объявлений в местной прессе.
Финансовая составляющая бизнеса
Финансовая составляющая бизнеса по содержанию коммерческой музыкальной школы напрямую будет зависеть от программы обучения, а именно от предполагаемого списка и количества занятий. Это повлияет на такие пункты проекта, как размеры помещения, перечень необходимого оборудования и персонала.
В любом случае на этапах планирования предпринимательской деятельности важно не только предусмотреть все регистрационные и организационные особенности ее ведения, но и провести расчеты ее экономической эффективности.
Стоимость открытия и поддержания
Стоимость открытия частной музыкальной школы в областном регионе страны, предполагающей обучать до 80 учеников, включает в себя следующие основные затраты:
- Закупку музыкальных инструментов и обучающего материала –350 тыс. рублей.
- Закупку мебели и офисного оборудования – 200 тыс. рублей.
- Расходы на регистрацию и оформление лицензии – 15 тыс. рублей.
- Расходы на рекламу – 50 тыс. рублей.
Итого сумма необходимого первоначального капитала составит примерно 615 тыс. рублей.
Текущие затраты по содержанию музыкальной школы будут складываться из сумм:
- аренды помещения;
- коммунальных платежей;
- оплаты рекламных услуг;
- заработной платы и отчислений с нее.
Средний размер ежемесячных издержек заведения может достигать 200 тыс. рублей. В случае, когда в качестве первоначального капитала использовались заемные средства, то размер текущих расходов увеличится на сумму процентов по кредиту.
Размер будущих доходов
При расчете размера будущих доходов музыкальной школы, прежде всего, нужно учесть, что первых несколько лет работы заполняемость школы не будет превышать 60-70%. Кроме того, подобный бизнес является сезонным, поэтому в летнее время (сезон отпусков) количество занятий существенно снижается.
Как правило, объем продаж услуг таких заведений, при условии расположения их в крупных регионах страны достигает 10 тыс. занятий в год.
Если учесть, что средняя стоимость одного занятия составляет примерно 300 рублей, то сумма годовой выручки будет равняться 3000 тыс. рублей.
Срок окупаемости
В результате сумма прибыли, которая будет оставаться в распоряжении организации, будет составлять 600 тыс. рублей. Этот показатель позволяет определить, что инвестиции в открытие частной музыкальной школы, способны окупиться чуть более чем через год ее работы.
Открытие собственной музыкальной школы может стать перспективным и прибыльным делом, если грамотно провести анализ регионального рынка, составить организационный план бизнеса и сделать необходимые финансовые расчеты. Но особое значение для успеха такого вида коммерческой деятельности будет играть разработанная программа обучения, а, точнее, наличие в ней уникальных методик занятий и индивидуального подхода к ученикам.

Источник
Своя музыкальная школа — опыт создания бизнеса
Практическим опытом создания собственной музыкальной школы с нуля с читателями проекта openbusiness.ru поделился директор музыкальной школы “Виртуозы” Дмитрий Толстяков.
— Дмитрий, как вы пришли к мысли начать именно этот бизнес? Как родилась идея вашей музыкальной школы?
— Я начинал свой бизнес еще на 3-м курсе университета экономики и финансов. У меня было множество разных проектов: туристический бизнес, курсы иностранных языков, продажа оптом грибов и ягод. Эти проекты не были успешными.
Как-то на просторах интернета я увидел, как молодой человек интересуется, где найти хорошего преподавателя по гитаре. А потом заметил, как гитарист разместил объявление о поиске учеников.
Я решил стать посредником между этими людьми. Начал я с агентства, у меня сначала даже и офиса не было. Потом я снял офис и полгода работал как агентство. Но оборот увеличивался, количество учеников и преподавателей росло, и я решил открывать стационарную школу.
Мы обучаем людей любого возраста игре на всех видах музыкальных инструментов. Уникальность нашего подхода к обучению заключается в наличии штата профессиональных преподавателей, индивидуальном подходе к каждому ученику, а также в возможности учеников выбирать место обучения: в школе, на дому у себя, либо у преподавателя.
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Все ученики, которые к нам приходят, добиваются своей цели с нашей помощью, выступают на отчётных концертах и других мероприятиях, а также занимают призовые места на конкурсах и фестивалях. Наша школа ориентируется не только на взрослых. Для детей с 2-х лет в школе работают детские музыкальные развивающие курсы по методике Железновых, которая на сегодняшний день признана одной из наиболее эффективных систем раннего развития.
— Расскажите подробнее про особенность вашей методики обучения музыке?
— Главная идея, а она же и особенность методики, заключается в индивидуальном подходе к каждому клиенту. Мы готовы обучать как академическому вокалу, так и эстрадному, как классической гитаре, так и аккомпанементу для бардовской песни.
Основа нашего уникального подхода — наши преподаватели, к подбору которых мы относимся очень тщательно. Мы целиком и полностью полагаемся на их профессионализм. Именно они совместно с учеником составляют программу обучения, исходя из желаний и возможностей ученика.
Один из наших педагогов специально ездила в Москву для того, чтобы пройти курс обучения по методике Железновых. Основные принципы этой методики: участие родителей в процессе обучения малышей, обучение происходит в движении, использование фонограмм, использование классической или качественной современной музыки и знакомство с клавиатурой и игра легких песенок. Мы проводим развивающие музыкальные занятия для малышей с родителями, что очень объединяет семью.
— Были случаи, когда преподаватели, узнав основные секреты метода, сами открывали свои курсы, используя ваш авторский метод?
— У нас нет определенной универсальной методики, которую можно было бы украсть. Однако есть другие проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Первое — это утечка учеников при обучение на дому. Каждый третий клиент, который приходил домой к преподавателю, предлагал преподавателю заниматься без участия школы.
Но у нас есть свои методы борьбы с такими проявлениями. Во-первых, мы рассчитываем на честность и порядочность наших педагогов и говорим с ними об этом. Во-вторых, если после первого бесплатного занятия ученик не приходит к нам заключать договор, и такая ситуация повторяется несколько раз, то мы прекращаем сотрудничество с этим педагогом.
Это означает либо то, что педагог не честен с нами и занимается с учеником за нашей спиной, либо что он не может заинтересовать ученика. И в том и в другом случае нам с таким педагогом не по пути. Кроме этого, у нас есть еще методы борьбы и профилактики таких случаев.
Но все-таки был случай, когда один из преподавателей взял нашу идею частной музыкальной школы для взрослых и детей, наши продуманные договоры, курсовую систему и создал свою музыкальную школу.
Однако, по большому счету они конкуренции нам не создают. Поскольку мы самостоятельно продумывали все тонкости ведения этого бизнеса с самого начала и знаем, где могут возникнуть «подводные камни». А этот педагог просто скопировал внешний вид нашей схемы, а теперь сталкивается с проблемами более глубокого характера.
И с такими случаями уже ничего не поделаешь. Украсть идею может каждый. Нам необходимо в таком случае только держать качество услуг на уровне, чтобы у конкурентов не оставалось никаких шансов, несмотря на схожесть схемы работы.
— Как вы воплощали идею от ее замысла до конечной реализации школы?
От возникновения идеи до ее реализации один шаг. Я просто начал действовать. Поначалу я самостоятельно в интернете искал учеников и преподавателей и просто состыковывал их. Через три месяца я начал снимать небольшой офис, в которым проводил собеседования и встречи с клиентами, нанял сотрудников, которые принимали звонки и заключали договоры с учениками и учителями.
С самого начала я сразу же давал рекламу в социальных сетях (объявления) и улучшал позиции сайта в поисковых системах. Поэтому звонки пошли сами. Уже через полгода школа приобрела новый формат — она стала стационарной. На поиски помещения, закупку инструментов у меня ушло не больше месяца. Многие декоративные работы мы делали самостоятельно.
— Во сколько вам обошелся старт проекта?
— Начальные вложения в музыкальную школу, работающую по агентской схеме, можно оценить суммой 150 тыс. рублей. Но это приблизительная сумма, я обошелся гораздо меньшими средствами. Основные затраты — это поиск и аренда помещения под офис, закупка мебели и оборудования (инструменты и офисная техника), печать полиграфии и реклама.
— Существуют ли дополнительные (административные) требования к помещению, персоналу?
— Для офисного помещения особых требований нет. Должны быть оборудованы рабочие места и место для отдыха сотрудников, где можно перекусить, попить чаю. А вот в случае стационарной школы все немного сложнее.
Помещение должно быть большим, легкодоступным. Должна быть возможность оборудовать несколько классов для занятий, офисную часть, место для администратора, мини-кухню. Также важно сделать хороший и интересный дизайн помещения.
Подобрать отличный персонал — это самая важная и сложная задача. Необходимо, чтобы ваш персонал искренне делал свою работу хорошо и хотел доставить радость вашим клиентам.
— С какими сложностями на начальных этапах ведения бизнеса вы столкнулись? И как вы с ними справлялись?
— Самая большая проблема во все времена, – это ты сам. А точнее то, что в твоей голове. Необходимо избавляться от «мусора», от стереотипов, жить днем сегодняшним и бороться со своими страхами. Поэтому, ограничение нашей успешности лишь в нас самих.
Основная трудность — подобрать хорошую команду. Найти адекватных педагогов, хороших сотрудников. Но это даже не трудность, это задача. Причем одна из самых интересных в бизнесе вообще. Тут решение одно — общаться с людьми, проводить собеседования, выяснять, что важно для этих людей, почему они хотят работать в музыкальной школе «Виртуозы».
— Окупили ли вы свои первоначальные вложения?
— Да, окупил. Через полгода я уже полностью работал в плюс.
— Что вы можете сказать о рентабельности этого бизнеса?
— Если бы он не был рентабельный, то уже давно перестал бы существовать. Хотя в этом бизнесе есть такая особенность как сезонность — летом все уезжают в отпуска и на каникулы, и происходит провал в количестве клиентов. Однако и в это время школа окупается. Зато осенний период — это бум новых клиентов, заявок. В прошлом сентябре оборот компании составил 1 млн. рублей. В среднем рентабельность этого бизнеса можно оценить цифрой 20%.
— Из каких сотрудников состоит штат вашей компании? Как вы подбирали ключевых сотрудников (требования)? По какой схеме оплачивается их труд?
— Сейчас штат компании состоит из завуча, методиста и двух администраторов, которые работают по сменному графику. Завуч занимается маркетингом, финансами, подбором преподавателей, контролем работы методиста и администратора. Методист занимается работой с преподавателями и клиентами. А администратор принимает звонки, встречает гостей, составляет расписание, следит за бытовыми моментами.
Основные требования к персоналу можно сформулировать тремя принципами:
Отношение к клиентам и партнерам должно быть таким, какого вы хотели бы для себя: достойное, уважительное, без заносчивости.
Выполняйте взятые на себя обязательства качественно и в срок. Либо не берите на себя эти обязательства.
Стремитесь всегда быть лучшим в своей работе. Если вам неинтересно выполнять эту работу и постоянно учиться – наша компания не для вас.
Людей искал через объявления на сайтах поиска работы. Я пользовался как бесплатными так и платными объявлениями. Но эти вложения оправдали себя. Что касается зарплаты: для администраторов оплата производится за смену. А для методиста и завуча введена схема оклад+процент от прибыли.
С преподавателями мы заключаем гражданско-правовые договоры, и оплата сдельная, т.е. просто производится подсчет количества занятий, и раз в месяц выплачивается заработная плата. Когда появилась стационарная школа «Виртуозы», мы оформили несколько педагогов по трудовому договору, и они работают на окладе.
— Как вы продвигаете свои услуги? Назовите основной канал продвижения. Как у вас выстроена сеть продаж?
— Продвигаем только через интернет, и сейчас уже очень хорошо работает «сарафанное радио». Пробовали разные виды рекламы: листовки, объявления в газете. Но в наше время реальное количество клиентов приносит только интернет.
На нашем сайте, в группе в социальных сетях можно оставить заявку на обучение, и клиенты активно этим сервисом пользуются. После получения заявки наш администратор или методист связывается с клиентом и начинается производственный процесс: подбор места обучения, педагога, курса.
— Какие рекламные носители доказали свою эффективность, а от каких вы в итоге отказались?
— Наиболее эффективная реклама, как я уже говорил, в интернете. Это контекстная реклама в поисковых системах, оптимизация и раскрутка сайта, таргетинг в социальных сетях, баннерная реклама на сайтах-партнерах.
Из способов в «реальной» жизни мы пробовали объявления на домах и столбах, листовки в почтовый ящик, объявления в публичных местах. Теперь мы уже от этого всего отказались, хотя некоторые способы приводили какое-то количество клиентов (например, объявления по городу).
Но это Питер — большой город. Для городов по всей России, не таких больших, могут оказаться действенными все перечисленные способы. Еще нас несколько раз снимало телевидение. Но это для нас было бесплатно, т.к. они сами заинтересовались. А почему бы и нет? Это же отличный информационный повод, в отличие от очередной катастрофы или финансового скандала.
— Занимается ли вы прямыми продажами, предлагая свои курсы (уроки) школам, детским садам и другим детским и взрослым учреждениям?
— Нет, прямыми продажами мы не занимаемся.Реклама в интернете (по началу преимущественно социальные сети) сразу же приносила достаточное количество клиентов. Мы находимся в таком положении, что люди сами звонят.
Звонят не только желающие заниматься. Часто нам звонят с предложениями выступить на каком-нибудь фестивале, конкурсе. Мы с удовольствием соглашаемся, предоставляя возможность для наших учеников проверить себя, вырасти в профессиональном плане, показать те результаты, которых они достигли.
— Есть ли у вас представительства в других городах России?
— Буквально два месяца назад мы запустили программу франчайзинга нашей школы. Мы хотим, чтобы люди во всех российских (и не только) городах имели возможность реализоваться в музыке вне зависимости от возраста, занятости, места проживания. Мы выбрали развитие по франчайзингу именно потому, что это не просто продажа бизнеса. Это поиск партнеров, новых знакомств, новых людей, которые также заражаются нашей идеей и готовы активно работать над созданием своего дела, готовы делиться своими идеями, успехами и неудачами, задачами.
Совсем недавно мы подписали первые договоры с Новосибирском и Москвой. Сейчас наши новые партнеры занимаются активной подготовкой к открытию: ищут помещение, педагогов. Мы их поддерживаем, консультируем по телефону и интернету.
Вообще люди из совершенно разных городов — больших и маленьких, оставляют заявки, звонят. Значит идея организации музыкального образования в частном секторе приходит в голову многим. Потому что люди видят, что существующая система музыкального образования не способна удовлетворить спрос на услуги, не предоставляет такого качественного сервиса, который жители нашей страны хотят видеть для себя.
— Как вы видите себе перспективы дальнейшего развития вашего бизнеса?
Сейчас я плотно занимаюсь новым проектом «Академия Талантов». Это масштабный образовательный проект, который включает в себя множество различных школ. Например, у нас будет школа фотографа, шахматная школа, компьютерная школа, кулинарная студия, школа иностранных языков, творческая мастерская и филиал «Виртуозов».
— Сейчас очень популярно онлайн-обучение. Планируете ли вы запускать такую услугу у себя?
— Да, конечно. Я слежу за современными тенденциями и всегда стараюсь «быть в теме». У меня уже есть кое-какие соображения по поводу того, как это реализовать.
— Что вы можете сказать о конкуренции в вашем бизнесе? Сталкивались ли вы с такой проблемой как противодействие со стороны коллег ?
— В Питере и Москве конкуренция достаточно велика. Сейчас все больше открывается различных творческих студий как для детей так и для взрослых. А в регионах этот сектор не представлен вообще. Именно поэтому мы рассчитываем на успех наших франчайзи.
— Какие советы вы могли бы дать новичкам , только планирующим запускать свои авторские курсы в различных сферах и отраслях?
— Ориентируйтесь на результаты, которых могут добиться ваши клиенты, и делайте все возможное, чтобы они пришли к своей цели.
Все материалы по тегу: музыкальная школа
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Источник