Свободные экономические зоны как форма привлечения иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах

В целях привлечения в экономику России иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала РФ на ее территории создаются свободные экономические зоны. Свободная экономическая зона — часть территории страны, на которой устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инве- стициями.

Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными капиталами, осуществляющими хозяйственную деятельность в свободных экономических зонах, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы:

• упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями; предприятия с объемом иностранных инвестиций до 75 млн руб. подлежат регистрации в уполномоченных на то органах непосредственно в свободной экономической зоне;

• льготный налоговый режим; иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогом по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль. При этом ставки налогов не могут составлять менее 50% действующих на территории РФ налоговых ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;

• пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами, предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;

• особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины

на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

• упрощенный порядок въезда иностранных граждан, в том числе и безвизовый.

Таким образом, свободная экономическая зона (СЭЗ) — ограниченная территория, в которой действуют особо льготные экономические условия для таможенных пошлин на ввозимые товары, торговлю и инвестирование капиталов. СЭЗ создают следующих видов: 1) свободные торговые зоны и таможенные зоны; 2) экспертные промышленные зоны;

3) банковские и страховые зоны с льготным режимом операций; 4) технологические зоны (технополисы), обеспечивающие на основе различных льгот разработку и внедрение прогрессивной технологии; 5) комплексные свободные зоны (свободные города, особые районы и др.).

Свободные экономические зоны создаются на части территории страны, на которой разрешается совместное предпринимательство ряда стран в различных

формах. Такие зоны определяются органами законодательной или исполнительной власти государства.

Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим хозяйственную деятельность в свободной экономической зоне, помимо общих прав и гарантий, установленных Законом РФ, региональные и местные органы могут предоставлять дополнительные льготы в пределах своих полномочий.

К ним относятся:

• льготный налоговый режим: иностранные инвестиции и предприятия с

иностранными инвестициями могут облагаться по пониженным ставкам. При этом ставки налогов не могут составлять менее 50% действующих на территории РФ налоговых ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;

• пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду до 70 лет с правом субаренды;

• упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и

Виды и размеры льгот на территории свободных экономических зон утверждаются Правительством РФ.

Но не одна Россия создает свободные экономические зоны. История свободных

экономических зон начинается с 1510 г., когда испанский завоеватель Валко Нуньес

де Бальбоа высадился на Панамском побережье и на перешейке, разделяющем два океана, основал со своими помощниками «коммерческие порты». Именно здесь впервые в мировой практике был учинен таможенный досмотр.

Сегодня свободные экономические зоны существуют в государствах, различных

по уровню и характеру экономического развития. Их распределение по планете неравномерно. Наибольшим динамизмом процесс создания таких зон характеризуется в капиталистических странах.

Сегодняшняя практика мирового хозяйства насчитывает около 30 разновидностей свободных экономических зон: зона свободной торговли; зона свободного промышленного предпринимательства и др.

В ряде зарубежных стран появились оффшорные зоны. Оффшорная зона

дословно означает — «вне берега». Это финансовые центры, привлекающие иностранный капитал путем предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра

Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения. Налоговые льготы для компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах, представляют собой полное освобождение от уплаты всех местных налогов. Оффшорные компании обязаны оплатить лишь разовый регистрационный сбор и оплачивать годовой сбор, ставки которого обычно фиксированы и не зависят от коммерческой активности оффшорной компании. Цель создания офшорных зон — развивать оффшорный бизнес, приносящий дополнительный доход стране.

Читайте также:  Инвестиционный проект определить срок окупаемости

Налог на прибыль в оффшорных зонах, как правило, отсутствует или составляет всего 1—2%. Вместо него взимается ежегодный сбор в установленных размерах (от

50 до 1000 долларов).

В оффшорных зонах упрощена процедура регистрации компаний. Минимальный размер уставного капитала не устанавливается.

Для стран, создающих оффшорные зоны на своей территории, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных инвестиций, увеличении доходов, создании новых рабочих мест, что способствует развитию национальной экономики.

Контрольные вопросы

1. Чем объяснить необходимость привлечения иностранных инвестиций?

2. Какие есть правовые основы привлечения иностранных инвестиций?

3. Какие существуют формы привлечения иностранных инвестиций?

4. Что привлекает к свободной зоне иностранных инвесторов?

5. Виды иностранных инвестиций в российскую экономику, их характеристика.

6. Какую пользу дают России иностранные инвестиции?

7. Какой существует порядок государственной регистрации иностранных

инвесторов в России?

8. Инвесторы каких государств вкладывают капитал в России в форме иностранных инвестиций?

9. Преимущественно в какие отрасли России вкладывают капитал иностранные

10.Какимосновным признаком обладает оффшорная зона?

Литература

Законы и постановления Правительства РФ

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,

осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ.

Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. №

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ.

Федеральный закон «О землеустройстве» от 18 июля 2001 г. № 78-ФЗ.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ.

Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 7 мая

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29

июля 1998 г. № 135-ФЗ.

Федеральный закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах,

их союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1997 г. № 3085-1 (в ред.

федеральных законов от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ и от 28 апреля 2000 г. № 54-ФЗ).

Постановление Правительства РФ от 24 марта 1994 г. № 220 «Об утверждении временного положения о финансировании и кредитовании капитальных вложений на территории Российской Федерации».

Ведомственные нормативные акты

Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. СНиП 11-01-95.

— М.: Госстрой РФ, 2001.

Система нормативных документов в строительстве. Основные положения. СНиП

10-01-94. — М.: Госстрой РФ, 2001.

Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений. — М.: Экономика, 1989.

Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов

и их отбору для финансирования. — М., 1994.

Устав Мытищинского района Московской области от 11 июля 2001 г. № 106-107.

СНиП. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов. — М.: Госстрой СССР, 1981.

Госбанк РФ. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации. — М.:

СНиП. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов.

Основные положения. — М.: Госстрой РФ, 2001.

ВСН. Правила приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом жилых зданий. — М.: Госстрой России, 2000.

Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации М.: Центральный банк России, 2000.

Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия. — М.:

Абрамов С. И. Организация инвестиционно-строительной деятельности. — М.:

Центр экономики и маркетинга, 1999.

Богачевский М. П., Коропов Л. С. и др. Организация финансов потребительского общества. — М.: Экономика, 1968.

Бард В. С. Финансово-инвестиционный комплекс. — М.:

Финансы и статистика, 1998.

Бланк И. А. Инвестиционный менеджмент. — Киев, 1995.

Вахрин П. И. Организация капитального строительства в потребительской кооперации: Учеб. пособие. — М.: ЦУМК Центросоюза, 1998.

Вахрин П. И. Организация капитального строительства в потребительской кооперации: Учеб. пособие. — М.: Экономика, 1981.

Читайте также:  Внутренняя норма доходности при ставке приведения

Вахрин П. И. Основы проектирования предприятий кооперативной торговли:

Учеб. пособие. — М.: МКИ Центросоюза, 1989.

Вахрин П. И. Организация и финансирование инвестиций: Практикум. — М.:

Госстрой СССР. Инструкция по составлению проектов планировки и застройки сельских населенных мест. — М.:

Дегтяренко В. Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов. — М.:

Ершов И. В. Имущество и финансы предприятия. — М.:

Зеленкова Н. М. Финансирование и кредитование капитальных вложений. — М.:

Финансыи статистика, 1990.

Захарова Н. Н. Кредитный договор. Гражданско-правовые аспекты. — М.: Инфра-

Зимин И. А. Реальные инвестиции. — М.: Ассоциация авторов и издателей

«Тандем»: «Экмос», 2000.

Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. — М: ЮНИ-ТИ, 2000.

Игошин В. Н. Инвестиции. — М.: ЮНИТИ, 1999.

Коваленко Ю. Н., Шевченко В. П., Михайленко И. Д. Краткий справочник

архитектора (Гражданские здания и сооружения). — Киев, 1985.

Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. — М,: Финансы и статистика, 1998.

Липсиц И. В., Коссов В. В. Инвестиционный проект. — М.: Изд-во БЕК, 1995.

Лукасевич И. Я. Анализ эффективности капиталовложений в условиях ограниченного бюджета. — М.: Финансы, 1993.

Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов

и их отбору для финансирования. — М., 1994.

Монахов Н. И. Справочное пособие заказчика-застройщика. Т. 2. — М.:

Мелкумов Я. С. Экономическая оценка эффективности инвестиций. — М.: ДиС,

Моляков Д. С. и др. Финансирование и кредитование капитальных вложений. —

Организация и планирование строительного производства. Управление строительной организацией: Учебник — М.: Стройиздат, 1990.

Осипов Ю. М. Основы предпринимательского дела. — М.: Изд-во МГУ, 1992.

Попков В. П., Семенов В. П. Организация и финансирование инвестиций. СПб.:

Рой Дамари. Финансы и предпринимательство. Ярославль: Периодика, 1993.

Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций.

— М.: Финансы и статистика, 2000.

Справочник проектировщика градостроительства. — М.:

Строительство. — М.: ЗАО «Бухгалтерский бюллетень», 1997.

Сборник договоров. — М.: Кодекс, 2000.

Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений. — М.: Экономика, 1990.

Тунин Г. А. Основной капитал и инвестиционная политика. — М.: Приор, 2000.

Управление проектами / В. Д. Шапаро, Л. М. Немчин, С. Н. Накеишн. — СПб.:

Финансы / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2000.

Финансы предприятий. СПб.: «Бизнес-пресса», 2000.

Финансово-экономический словарь/ Колл. авторов; Под ред М. Г. Назькова. — М.:

Центросоюз. Методика определения эффективности использования основных фондов кооперативной торговли. — М., 1990.

Центросоюз. Методические указания по составлению перспективных планов развития сети предприятий розничной торговли и общественного питания для административных районов. — М.: Центросоюз, 1988.

Чесноков А. С. Инвестиционная стратегия, опционы и фьючерсы. — М.: Нии

Четыркин Е. М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. — М.: Дело,

Шаршунова Л. Г. и др. Инновационное предпринимательство. — Инфра-М, 1997.

Шохин Е. Н., Моляков Д. С. Теория финансов предприятий. — М.: Финансы и статистика, 2000.

Щербаков А. С. Основы строительного дела. — М.: Высшая школа, 1994.

Экономика строительства: Учебник. — М.: Юрайт, 1999.

ЯрмоловичМ.В.Финансыстроительных организаций. — М.: Финансы, 1978.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 08.11.2017 2017-11-08

Статья просмотрена: 2008 раз

Библиографическое описание:

Лесняк, О. В. Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций / О. В. Лесняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 189-190. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46291/ (дата обращения: 12.06.2021).

В процессе научно- технического прогресса, а также находящейся на пике развития межгосударственной и межрегиональной конкуренции, регионы стран с высоким уровнем развития экономики, рыночной экономикой, и стран, в области передовых технологий и ноу-хау относящихся к переходной экономике, с главной целью внедрения технических достижений в производство, повышения конкурентоспособности страны, уровня ее жизни, активно разрабатывают меры по креплению своих экономических позиций. Для решения таких проблем особо важную роль все страны участницы мирохозяйственных связей отводят территориальным структурам, которые имеют особый статус «свободные экономические зоны».

Ключевые слова: свободная экономическая зона, инвестиции

In the process of scientific and technological progress, as well as at the peak of the development of interstate and interregional competition, regions of countries with a high level of economic development, market economy, and countries in the field of advanced technologies and know-how relevant to the transition economy, with the main goal of introducing technical achievements in production, increasing the country’s competitiveness, the level of its life, are actively developing measures to strengthen their economic positions. To solve such problems, all countries participating in world economic relations assign a particularly important role to territorial structures that have a special status of «free economic zones».

Читайте также:  Бюджетное финансирование инвестиций условиях

Key words: free economic zone, investment

Понятие «Свободная экономическая зона» (далее- СЭЗ) в своем общем виде было закреплено в 1973 году Международной конвенцией. По своей природе возникновения, развития и классификации СЭЗ определены как территории внутри страны для предпринимателей национального и иностранного уровней, а также территории с правом обладания определенного юридического статуса, льготных условий по ведению экономической деятельности.

Целью создания ограниченных территорий служит решение стратегических задач по развитию государства и его территориальных регионов, а именно: общеэкономических (активизация экономики региона, путем привлечения иностранных инвестиций), внешнеторговых (путем роста экспортного потенциала территории страны), социальных (повышение уровня занятости населения и подготовка высококвалифицированных кадров) и научно- технических задач (ускорение научно- технического прогресса).

Основными характеристиками СЭЗ определены внедрение в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала. Свободные экономические зоны, как правило, создаются на пересечении важных транспортных магистралей, рядом с морскими и речными портами, международными аэропортами. В СЭЗ устанавливается особые юридические правила. Чтобы привлечь иностранный капитал, импорт сырья и оборудования и экспорт готовой продукции освобождается от налогов, таможенный контроль сводится к минимуму, ограничения на права собственности упраздняются.

Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны.

Выделяют четыре основные группы льгот:

  1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.
  2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.
  3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.
  4. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Свободные экономические зоны, функционирующие в развивающихся странах, имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в этих странах получили, во-первых, экспортно-производственные зоны. Как было сказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется рядом экономических причин и, прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации.

Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭЗ развивающихся стран становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной конкуренции между зонами и, соответственно, попытками продемонстрировать ее сравнительные преимущества перед другими подобными свободными экономическими зонами.

В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная научно-техническая революция на первый план выдвигает такие экономические зоны, в которых сосредоточиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработками новой и высокой технологий.

Источник

Оцените статью