Сунь ятсен создал организацию

Сунь Ятсен

Китайский революционер. Первый Премьер-министр Гоминьдана, 1905-1925. Основатель партии Гоминьдан. Один из почитаемых в Китае политических деятелей. Имел титул «отец нации».

Сунь Ятсена родился 12 ноября 1866 года в деревне Цуйхэн, Китай. Мальчик вырос в зажиточной крестьянской семье. Получил европейское образование в англиканской школе Иолани в Гонолулу, а затем, до 1983 года учился в колледже Оаху. В 1883 бежал в Гонконг, где принял христианство и поступил в миссионерскую Епархиальную школу. Проходил обучение в Центральном правительственном колледже и Гонконгском медицинском колледже для китайцев.

Ятсен в 1888 году создал группу «Четыре бандита». В этот период критиковал политику правительства Цин и разрабатывал проекты реформ. В 1894 году написал об этом меморандум на имя сановника Ли Хунчжана, но не сумел добиться аудиенции. После этого взгляды Ятсена стали более радикальными: в ноябре 1894 года в Гонолулу основал первую китайскую революционную организацию «Союз возрождения Китая» и начал готовить восстание.

В октябре 1895 года попытка поднять восстание в Гуанчжоу провалилась и большинство заговорщиков оказалось арестовано, многие казнены. Сунь бежал в Гонконг, а затем в Японию, где получил поддержку от ряда политиков, заинтересованных в дестабилизации Китая. Во время поездки в Европу собирал деньги на продолжение борьбы. Увлеченный паназиатизмом, Ятсен оказал деятельную поддержку филиппинцам, с 1898 года боровшимся против Соединенными Штатами Америки за свою независимость.

Ятсен, в 1904 году по поддельному гавайскому свидетельству о рождении получил американское гражданство, что позволило ему беспрепятственно приезжать в США. В августе 1905 года в Токио на базе Синчжунхоя и нескольких других революционных групп создал новую организацию «Объединенный союз». Ее программа основывалась на предложенных Сунем так называемых трех народных принципах: национализме — подразумевающем ликвидацию маньчуржского правления и создание национального китайского государства; народовластии — установлении демократической республики и народном благосостоянии — уравнении прав на землю и построение государства социальной справедливости.

В 1907 Ятсен организовал четыре восстания в Южном Китае, в 1908 году еще два, однако все они оказались неудачны, что вызвало падение авторитета Суня. Несмотря на это революционер продолжил по всему миру успешно собирать средства для организации новых выступлений.

После начала Синьхайской революции в декабре 1911 Суня вернулся в Китай. Народной ассамблеей представителей южных провинций 29 декабря 1911 года Ятсен избран временным президентом Китайской Республики , так как постоянным должен был стать Юань Шикай, в случае если он добьется отречения императора. Правительство приняло временную конституцию республики, составленную под очевидным влиянием идей Ятсена.

Через день после отречения императора, Сунь Ятсен 13 февраля 1912 года уступил свой пост Юань Шикаю. Не слишком веря в революционные устремления генерала, надеялся на победу своих сторонников на выборах в Национальную ассамблею. В августе 1912 года встал во главе преобразованного в Национальную партию Гоминьданя.

На выборах в декабре 1912 январе 1913 года Гоминьдан одержал решительную победу и получил право формировать правительство. В связи с противодействием Юань Шикая, который полностью игнорировал решения парламента и наращивал финансирование подконтрольных ему армейских частей, в июле 1913 году Ятсен инициировал на юге Китая начало «Второй революции» с целью смещения Юань Шикая. Однако, плохо подготовленное выступление оказалось быстро подавлено. Столица восставших, Нанкин, 1 сентября 1913 года пала и Ятсен как и многим другим лидерам Гоминьдана пришлось бежать в Японию.

В ноябре того же года партию Гоминьдан запретили, а депутаты от партии изгнаны из парламента. В начале 1914 года парламент оказался распущен. В мае 1914 года Юань Шикай отменил временную конституцию и принял новую, дающую ему диктаторские полномочия.

В июле 1914 году Сунь создал в Токио Китайскую революционную партию, а через год обратился во 2-й Интернационал с просьбой прислать ему специалистов, которые помогут построить в Китае первое в мире социалистическое государство.

Желание Юань Шикая восстановить монархию и стать императором спровоцировало восстание в декабре 1915 года в провинции Юньнань во главе с Цай Э и Тан Цзияо. За Юньнанью последовали и другие провинции. В июне 1916 Ятсен вернулся в Гуанчжоу, столицу Южной федерации независимых провинций: Юньнань, Гуйчжоу, Гуанси и Гуандун.

В 1917 году Сунь Ятсен объявлен южным правительством Верховным главнокомандующим и начал подготовку к походу на Север, к китайской столице, где президентом являлся Сюй Шичан. Не обладая реальной политической властью, в мае 1918 года вынужден уйти в отставку и уехать в Шанхай, где завершил свой главный труд: «Программа строительства государства», в котором сформулировал идею синтеза капитализма и социализма для создания нового Китая.

В октябре 1919 года в Шанхае объявил о возрождении Гоминьдана под именем: Китайская национальная партия Чжунго Гоминьдан. В конце 1920 года Сунь вернулся в Гуанчжоу, где в апреле 1921 года на сессии парламента избран президентом Китайской Республики и подготовка к походу на Север возобновилась. На этой почве резко обострились отношения с Чэнь Цзюнмином, губернатором Гуандуна, который не желал тратить силы провинции на объединение Китая.

В июне 1922 резиденцию Сунь Ятсена обстреляли сторонники Чэнь Цзюнмина и политику пришлось бежать в Шанхай. Здесь вступил в контакт с представителями Коммунистического интернационала, обещавшими ему помощь Советской России в его борьбе в обмен на союз с Коммунистической партией Китая. Несмотря на критическое отношение к марксизму, Ятсен согласился на помощь Москвы и 26 января 1923 года подписал с советским послом Адольфом Иоффе соответствующую декларацию.

Верные Ятсену военные части в январе 1923 года выбили из Гуанчжоу войска Чэнь Цзюнмина, а в феврале того же года вернулся в Гуандун и вновь встал во главе революционного правительства. В ноябре 1923 года Сунь объявил о реорганизации Гоминьдана по модели Всесоюзной Коммунистической Партии большевиков на основе принципа демократического централизма, что должно было повысить управляемость партии и ее зависимость от лидера.

Также Ятсен официально объявил о курсе на сотрудничество с Советским Союзом и Коммунистической Партией Китая. На Первом съезде Гоминьдана в Гуанчжоу 20 января 1924 года данная политика оказалась поддержана. Советская военная и материальная помощь позволила революционеру значительно усилить свою армию. В конце 1924 года, после взятия Пекина войсками генерала Фэн Юйсяна, дружественно настроенного по отношению к южанам, Сунь прибыл в столицу, однако вскоре его здоровье резко ухудшилось.

Читайте также:  Открываем свою юридическую фирму

Сунь Ятсен скончался 12 марта 1925 года от рака печени в Пекине. В 1929 завершилось строительство мавзолея в Нанкине, куда из Пекина торжественно перенесен его прах. Посмертно, правительством Китая в 1940 году ему присвоен титул «Отца нации».

Многие улицы и населённые пункты в КНР названы в честь Сунь Ятсена Чжуншань, в частности, его родной город.

В городе Нанкин (КНР) построен мавзолей Сунь Ятсена.

Мавзолей Сунь Ятсена

Китайские генералы эпохи милитаристов у мавзолея Сунь Ятсена, 1928

Мавзолей 12 мая 2007 года

Мавзолей Сунь Ятсена 1 мая 2011 года

Информация о мавзолее

В Гонконге есть музей Сунь Ятсена.

В Тайбэе (Тайвань) есть Мемориальный комплекс Сунь Ятсена

В Михайловском районе Приморского края имеется Сунятсенское сельское поселение, действует сельскохозяйственный производственный кооператив имени Сунь Ятсена.

В России улицы Сун-Ят-Сена есть в Астрахани, Уфе, Алдане.

В СССР, США и Китае выпущены почтовые марки, посвященные Сунь Ятсену.

Почтовые марки

Почтовая марка СССР, посвященная Сунь Ятсену, 1966, 6 копеек (ЦФА 3353, Скотт 3198)

Сунь Ятсен на почтовой марке Китая 1949 года

Сунь Ятсен на почтовой марке США 1960 года

Отец — Сан Даченг

Первая жена — Лю Мучжэнь (1885-1915).
Вторая жена — Каору Отсуки (1903-1906).
Третья жена — Сун Цинлин (1915-1925).
Четвертая жена — Чен Чиу-Фэн

Сунь Фо
Сунь Янь
Сунь Ван
Фумико Миягава

Источник

Сунь Ятсен

Сунь Ятсен
孫逸仙
Китайский политик

Временный президент
Китайской Республики
1 января — 1 апреля 1912 года
Предшественник: должность учреждена
Преемник: Юань Шикай
Вероисповедание: протестант-конгрегационалист
Рождение: 12 ноября 1866 ( 1866-11-12 )
Цуйхэн, уезд Сяншань (ныне Чжуншань, провинция Гуандун)
Смерть: 12 марта 1925 ( 1925-03-12 ) (58 лет)
Пекин, Китайская Республика
Похоронен: Мавзолей Сунь Ятсена, Нанкин
Супруга: Лю Мучжэнь (1885—1915)
Kaoru Otsuki (1903—1906)
Сун Цинлин (1915—1925)
Chen Cui-fen
Дети: Сунь Фо
Сунь Янь
Сунь Ван
Фумико Миягава
Партия: Гоминьдан
Образование: Гонконгский медицинский колледж для китайцев
Автограф:

Сунь Ятсен (кит. трад. 孫逸仙 , упр. 孙逸仙 , пиньинь: Sūn Yìxiān, палл.: Сунь Исянь; Сунь Вэнь (литературный псевдоним); Сунь Чжуншань (имя в эмиграции); 12 ноября 1866 — 12 марта 1925) — китайский революционер, основатель партии Гоминьдан, один из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей. В 1940 году Сунь Ятсен посмертно получил титул «отца нации».

Содержание

Биография

Сунь Ятсен родился 12 ноября 1866 года в деревне Цуйхэн уезда Сяншань (ныне Чжуншань, провинция Гуандун). При рождении получил имя Вэнь. В дальнейшем был известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань «Срединная Гора» — данное имя является аналогом его японского псевдонима «Накаяма». Его родным языком был чжуншаньский вариант кантонского диалекта китайского.

Родился в бедной крестьянской семье, занимавшейся фермерством, с ранних лет был вынужден помогать своим родителям и пасти скот. Он был третьим сыном в семье. Грамоте обучился у дяди. В десять лет начинает учиться в местной школе, тогда же знакомится с Лю Хаодун (англ. Lu Hao-tung ) (будущий китайский революционер, создатель эмблемы «Синее небо с белым солнцем»). Чрезвычайная бедность вынуждала китайцев покидать родные края, искать работу в других городах и странах. Старший брат Сунь Ятсена, Сунь Мэй, уехал на Гавайские острова, одно из популярных мест эмиграции. На Гавайях брат поселился на острове Мауи, где занялся земледелием и торговлей, в чём и преуспел. В двенадцать лет Сунь Ятсена отправляют к брату, и тот посылает мальчика в миссионерскую школу (англ. ʻIolani School ) в Гонолулу.

Преподавание в школе велось на английском языке. Сунь его совсем не знал, однако за короткий срок добился таких успехов в его изучении, что даже получил награду за выдающиеся успехи из рук гавайского короля Калакауа Первого. В школе Сунь Ятсен изучает помимо языка математику, историю Великобритании, христианство и прочие предметы. В 1881 году он заканчивает школу с отличием. Он намеревался продолжить обучение и поступает в колледж Оаху (англ. Punahou School ). Но брат всё больше опасается, что Сунь обратится в христианство, и в 1883 году отсылает младшего брата обратно на родину. Таким образом, в 17 лет Сунь Ятсен, уже не ребёнок, а взрослый юноша, возвращается в Китай.

Его поражает бедность родной деревни. Вновь повстречавшись с другом детства Лю Хаодуном, Сунь вместе с ним сбегает в Гонконг. Осенью 1883 года он поступает в миссионерскую школу (англ. Diocesan Boys’ School ), а в начале 1884 года в «Куинс колледж» (англ. Queen’s College, Hong Kong ) (Центральную государственную школу), где учится до 1886 года. В возрасте двадцати одного года Сунь Ятсен поступает на обучение в гуанчжоускую медицинскую школу, откуда перешёл в медицинский институт в Гонконге. В нём он заканчивает обучение, получив диплом лучшего студента в 1892 году.

Во время учёбы в институте, Сунь Ятсен знакомится с Ян Хаолинем (англ. Yeung Hok-ling ), Чэнем Шаобо (англ. Chan Siu-bak ) и Ю Шаованем (Ю Ле) (англ. Yau Lit ), и друзья организуют группу «Четыре бандита» (англ. Four Bandits ). Собираясь на квартире при магазинчике родителей Ян Хаолиня, они обсуждают политическое положение Китая, размышляют, как можно свергнуть ненавистную многим китайцами правящую династию Цин, основанную маньчжурами. Сунь Ятсен одержим личностью Хун Сюцюаня, лидера тайпинского восстания 1850—1864 годов, узнаёт о тайном обществе «Небо и Земля» (англ. Tiandihui ), целью которого было свержение маньчжурской династии и реставрация династии Мин. «Небо и земля» объединяло людей из самых разных слоёв общества и по своей сути представляла традиционную для Китая форму тайных обществ, распространённых среди народа, — хуэйданов. «Власти опираются на закон, а народ — на хуэйданы», гласит китайская пословица. Также горячей темой для обсуждений становится Франко-китайская война 1884—1885 года. Маньчжурское правительство, пойдя на поводу у Великобритании, отдало весь Вьетнам под колониальный захват Франции и вывело с его территории свои войска, что вызвало возмущение среди китайского населения.

Читайте также:  Как открыть свой бизнес по ремонту телефонов

Поначалу Сунь Ятсен был более склонен к той точке зрения, что изменения в стране можно осуществить с помощью либеральных реформ, а не революции. Хэ Ци, основатель медицинского института, где учился Сунь, Вань Тао (англ. Wang Tao (19th century) ), известный писатель, журналист, общественный деятель, Чжэн Гуальин и другие представители интеллигенции, с которыми он был знаком, активно пропагандировали реформаторское направление. Сунь Ятсен пишет меморандум, в котором излагает своё видение положения Китая и желаемых реформ. Меморандум выражает глубокую озабоченность молодого человека текущим положением своей родины. Желая для страны возрождения и активной международной роли на равных с ведущими державами, Сунь Ятсен делает попытки определить пути, которыми это можно достичь. Сравнивая Китай с Западом, призывая воспользоваться его опытом, он отмечает, что сила Запада не только в его технической и военной мощи, но и в более свободном положении членов общества, которые могут более свободно, чем в Китае, проявлять свои способности, направляя их на благо государства, и также отмечает, что «земля может приносить наибольшую пользу, вещи могут находить исчерпывающее применение, а товары — беспрепятственно обращаться. Эти четыре условия суть первопричина богатства и могущества, основа управления государством». Он предлагает ряд мер, которые могут, по его мнению, изменить ситуацию к лучшему. Среди них: развитие в стране транспорта, улучшение образования, государственные дотации в сельское хозяйство, поддержка отечественного промышленного комплекса и торговой сферы. Сравнивая положение Китая с тем, как обстоят дела у близкого соседа — Японии, Сунь Ятсен выражает убежденность, что решительные меры согласно его плану могут преобразить ситуацию в стране менее чем за двадцать лет.

Свой меморандум Сунь Ятсен посвящает Ли Хунчжану, наместнику Чжили. Однако адресат был выбран крайне неудачно. Одиозный и корыстолюбивый, Лу Хунчжан принадлежал, пожалуй, как раз к тем представителям государственного аппарата империи, что олицетворяли всё то худшее, против чего выступал Сунь Ятсен. Попытка встретится с чиновником оканчивается неудачей, Сунь Ятсен сталкивается с продажностью и ретроградностью бюрократии, меморандум остаётся без какого-либо ответа. Это отрезвляет молодого человека, он понимает, что пора переходить к более радикальным методам. «Обжёгшись на мирных средствах, мы стали определённее в наших идеях и требованиях и постепенно пришли к убеждению, что для успеха дела неизбежно прибегнуть к некоторой доле принудительности», — писал он в воспоминаниях позже.

В 1894 году началась война с Японией, Китай терпит поражения, ситуация в стране накаляется. В августе Сунь Ятсен отправляется к брату на Гавайские острова. Его цель — собрать средства на революционную борьбу. После Гавайев его дальнейшая цель — США. В это же время его друзья и соратники, оставшиеся на родине, приступают к подготовке вооружённого восстания против правящей династии.

Агитируя среди китайской диаспоры на островах, Сунь Ятсен сталкивается с аполитичностью масс китайской эмиграции. Однако, он не сдаётся. Им создаётся Союз возрождения Китая (Синчжунхой, букв. «Общество возрождения Китая») — первая китайская революционная организация. Первоначальный её состав включал лишь несколько человек, включая старшего брата — Сунь Мэя. Учредительное собрание организации состоялось в конце ноября 1894 года. Сунь Ятсен пишет декларацию Союза, под которой обязаны были расписываться все вступающие в эту тайную организацию. Тон декларации разительно отличается от созданного ранее меморандума. От анализа и рекомендаций Сунь перешёл к прямому воззванию. «Верхи погрязли в косности и бесчестии, выдают пороки за добродетели, преисполнены чванства и кичливости; низы пребывают в темноте и невежестве… Некогда величественному Китайскому государству нет достойного места среди соседних держав, а культура и обычаи наши снискали презрение иноплеменников. Может ли это не вселять тревогу в сердца мужей чести?» — пишет он в декларации. В уставе Союза возрождения он провозглашает: «Настоящий Союз учреждается исключительно с целью возродить Китай и поддержать его государственный престиж… Ныне, исполняя волю народа, мы объединяем китайцев в стране и за границей и создаём настоящий Союз, чтобы помочь нашей священной родине».

Поражения китайской армии в войне с Японией приводят к антиправительственным выступлениям. Сунь Ятсен вынужден отменить вояж в США, чтобы срочно вернуться на родину и принять участие в движениях масс. В конце декабря 1894 года он уже в Гонконге, где основывается штаб-квартира Союза. Организуется связь с другими подпольными организациями. Руководители Союза разрабатывают тщательный план восстания, которое решено начать в Гуанчжоу 26 октября 1895 года (дата китайского праздника — девятый день девятого месяца лунного календаря). Планировался захват крепости манчьжурского наместника, переход армии и народа на сторону восставших и дальнейшее распространение революции по всей стране. Однако замыслы подпольщиков становятся известны правительству. Начинаются карательные операции, в Гуанчжоу вводится осадное положение. Власти арестовывают более семидесяти членов Союза, в числе которых и давний друг детства Сунь Ятсена — Ли Хаодун, которого вскоре казнят. Спасаясь от преследования, организаторы восстания Сунь Ятсен, Чжэн Шилян и Чэнь Шаобо покидают Китай и отправляются в Японию.

Союз возрождения Китая не был, по своей сути, революционной организацией с привлечением широких масс населения. Несмотря на продуманную организацию действий по осуществлению восстания, у руководителей не было чётких представлений о том, как же должна осуществиться революция в масштабе всей страны. Делалось предположение, что и армия и население стихийно присоединятся к восставшим. Эти предположения строились не на пустом месте: антиманьчжурские настроения действительно были весьма сильны. Однако большей часть Союз состоял из представителей лишь нескольких слоёв общества. Среди участников были представители интеллигенции, помещики и буржуазия, недовольные цинской монархией и желавшие становления Китая на путь капитализма. Путь к широким революционным массам ещё только открывался.

В Японии Сунь Ятсен отрезает себе косу, как знак окончательного вступления на путь борьбы с манчьжурами (во времена династии Цин китайцы в обязательном порядке носили косы, как было заведено у маньчжуров, и это являлось символом покорности китайского населения правящей власти). Из Японии он отправляется на Гавайи, потом в Сан-Франциско, оттуда через Нью-Йорк в Лондон. Везде он пытается вести пропаганду и собирать средства для будущих восстаний, однако не достигает никаких успехов. По прибытии в Лондон его арестовывают представители цинской миссии в столице королевства. Общественность и пресса Англии поднимают шумиху вокруг этого дела и обвиняют маньчжурских дипломатов в произволе. Великобритания пользуется случаем приструнить китайские власти и в лице лорда Солсбери требует освободить китайского изгнанника, что и происходит. Выйдя на свободу, Сунь Ятсен совершает поездку по Европе, стараясь постичь достижения Запада, которые он считал необходимо нужными для Китая и, одновременно, занимаясь политическим и экономическим самообразованием. Он узнаёт, что в Европе тоже не всё спокойно, что демократический режим отнюдь не является тем совершенным социальным устройством, как он выглядит в теории. Осознание несовершенства государственного устройства в Европе приводят Сунь Ятсена к тому, что спустя несколько лет отчеканилось в знаменитых «трёх народных принципах». Он осознаёт, что ситуацию в Китае можно изменить кардинально, решив сразу три вопроса: национальный, политический и экономический.

Читайте также:  Как открыть свой бизнес производство сигарет

Поскольку вернуться в Китай было нельзя, Сунь Ятсен после путешествия по Европе поселяется в Японии. В это время Китай становится объектом пристального интереса многих стран. Великобритания, Россия, Германия, Япония и прочие активные игроки на мировой арене осознавали слабость китайской власти и вели политическую борьбу за право воспользоваться возможностью и присвоить часть богатств Китая. Одним из направлений деятельности этих игроков становятся оппозиционные официальной власти китайские движения и революционные организации. Оказавшись в Японии, Сунь Ятсен заинтересовывает различных японских политических деятелей. Он знакомится с Миядзаки Торадзо, Окумой, Миядзаки Ядзо, Инукаи Цуёси (англ. Inukai Tsuyoshi ) и другими. Япония в своём поощрении деятельности Сунь Ятсена преследовала вполне определённые цели — получить во главе Китая правительство, благоволящее к своему восточному соседу. Сунь же Ятсен был одержим одним — свержением цинской империи и любую помощь рассматривал как шаг вперёд на пути к своей победе.

В 1899 году Сунь Ятсен создаёт газету Союза возрождения Китая — «Чжунго жибао» («Китайская газета»). Редакция газеты становится и местом, где начинается планирование нового восстания. Однако как и предыдущее оно заканчивается неудачей ещё на ранней стадии, отчасти из-за неожиданного для Сунь Ятсена отказа Японии помогать ему. Он понимает, что иностранные державы всегда будут преследовать собственный интерес, и полагаться на них нельзя. Тогда он пытается найти опору в паназиатской идее, начинает интересоваться событиями, происходящими на политических фронтах соседей Китая. В это время он знакомится с Мариано Понсе (англ. Mariano Ponce ), филиппинским писателем, врачом, активным участником национального движения на Филиппинах, что приводит к его активной помощи филиппинскому народу в его освободительной борьбе.

В 1905 году в Токио возглавил объединение китайских революционных организаций — «Тунмэнхой».

После победы Учанского восстания в октябре 1911 году Сунь Ятсен вернулся в Китай и был избран временным президентом Китайской республики, но вскоре был вынужден оставить этот пост в пользу командующего императорской армии Юань Шикая. В 1912 создал партию Гоминьдан. В 1913 году Сунь Ятсен провозгласил начало второй революции, но потерпел фиаско и бежал в Японию.

В 1922 происходит столкновение между ним и Чэнь Цзюнмином. В 1923 году Сунь Ятсен объявляет о создании Кантонского правительства и, чтобы отразить японскую агрессию и объединить Китай, идет на сотрудничество с коммунистами, с надеждой на военную финансовую поддержку Коминтерна. Считает высшей целью создать мощную державу, которая сможет занять принадлежащее ей по праву место среди сверхдержав.

В конце 1924 Сунь Ятсен отправился в поездку по Северному Китаю в надежде провести переговоры с военными лидерами провинций, однако в ходе поездки серьёзно заболел.

Сунь Ятсен умер от рака печени 12 марта 1925 года в Пекине. Согласно его предсмертному желанию, он был похоронен на горе Цзыцзиньшань в Нанкине, в мавзолее на манер ленинского. Со вполне очевидным символизмом, мавзолей для отца-основателя республики был в сжатые сроки возведен на южном склоне этой горы, в километре к востоку от мавзолея Сяолин основателя Империи Мин Чжу Юаньчжана. [1]

Посмертно правительством Китая в 1940 году ему был присвоен титул «Отца нации».

Политические взгляды

В историю мировой политической мысли Сунь Ятсен вошёл своим учением о трёх народных принципах и конституции пяти властей. Идея о трёх народных принципах заключалась в национализме, народовластии, народном благосостоянии. Идея же о пяти ветвях власти заключалась в необходимости идеального демократического государства, руководствующегося следующими ветвями властей: законодательная, судебная, исполнительная, селективная и контрольная.

Под влиянием Октябрьской революции в России Сунь Ятсен, пересмотрев свои взгляды, развил дальше свое учение о трех народных принципах, дополнив его тремя политическими установками: сотрудничество с коммунистами, поддержка рабочих и крестьян в их борьбе за широкую демократизацию всей общественной жизни Китая, союз с СССР. 11 марта 1925 г., за день до смерти, в «Послании Советскому Союзу» он писал: «Настанет время, когда Советский Союз, как лучший друг и союзник, будет приветствовать могучий и свободный Китай, когда в великой битве за свободу угнетенных наций мира обе страны рука об руку пойдут вперед и добьются победы».

Сунь Ятсена даже сравнивают с великими Конфуцием и Мэн-цзы. Говорят, что они просто верили, что их предназначение — спасти Китай от разобщённости. Но при этом ни Конфуций, ни Мэн-цзы не смогли осуществить свои идеи на практике. Сунь Ятсен, напротив, вошёл в историю Китая не как мыслитель, а как выдающийся политический деятель. Его даже называют «Конфуцием в реальной политике». Сунь Ятсен работал над тем, чтобы в Китае была проведена экономическая реформа — перераспределение земельной собственности под лозунгом «земля — крестьянам». Ещё Сунь Ятсен часто говорил, что нужно прийти к новой концепции, опровергающей старое народное выражение: «Познать просто, осуществить на практике трудно». Сунь Ятсен знал, что только новое отношение к практике способно революционизировать Китай, и он всегда был на пути достижения практического результата.

Источник

Оцените статью