- Бюджетный кредит, субсидии, субвенции и инвестиции. Резервный фонд.
- Субвенция
- Субвенция и Бюджетный кодекс РФ
- Основания для предоставления субвенции
- Основные принципы предоставления субвенций
- Каким критериям должны удовлетворять выданные субвенции
- Субсидии и субвенции: сходство и отличие
- На что можно потратить субвенцию
- 9.2. Бюджетный кредит, субсидии, субвенции, инвестиции
Бюджетный кредит, субсидии, субвенции и инвестиции. Резервный фонд.
Согласно ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты в части средств, предоставляемых бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам. Целевое их назначение и состав формируются на основе расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства. Осуществляются трансферты через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, определены Бюджетным кодексом РФ. К ним относятся:
1) бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;
2) дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;
3) субвенция – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Отчисление субвенций происходит из Федерального фонда компенсаций;
4) субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.
Особое значение в бюджетных расходах имеют расходы на финансирование бюджетных инвестиций. Они предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную или региональную целевую программу либо в соответствии с решением Федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Бюджетные инвестиции включаются в проект бюджета при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления и юридическим лицом об участии Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и местного самоуправления. Их размер не превышает 3% утвержденных расходов бюджета.
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Орган исполнительной власти, местного самоуправления ежеквартально информирует орган законодательной или представительной власти, представительный орган местного самоуправления о расходовании средств резервного фонда.
Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание Резервного фонда Президента РФ в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Они расходуются на финансирование непредвиденных и дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ. Расходование средств Резервного фонда Президента РФ осуществляется на основании письменного распоряжения Президента РФ. Эти средства не могут быть направлены на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ.
Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 12 ; Нарушение авторских прав
Источник
Субвенция
Субвенция – это вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, которое выдается на определённый срок на конкретные цели.
Субвенция подлежат возврату в случае выявления фактов нецелевого использования денежных средств или использования денежного пособия не в установленные ранее сроки.
Чаще субвенция предусматривается на капиталовложения в конкретные объекты по целевым государственным и региональным программам.
Получателями субвенций являются юридические лица или нижестоящие бюджеты субъектов РФ.
Субвенция и Бюджетный кодекс РФ
Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в совокупности формирующих Федеральный фонд компенсаций), местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (в совокупности формирующих региональный фонд компенсаций), а также федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Основания для предоставления субвенции
Субвенции предоставляются при недостаточности источников доходов, регулируемых и закрепленных, с целью выравнивания минимального уровня финансового обеспечения муниципальных образований и субъектов РФ.
Основанием для выделения субвенции являются:
— соответствующие законы и подзаконные акты;
— решения органов местного самоуправления;
— целевые программы, в том числе федерального уровня. Целевая программа — это перечень мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. Целевые программы по уровню реализации подразделяются на федеральные целевые программы, которые преследуют цели общефедерального уровня и на региональные целевые программы, которые направлены на достижение целей в пределах конкретных субъектов РФ. В зависимости от поставленной задачи, целевые программы могут быть:
Бюджетные субвенции, предусмотренные законодательными актами, выделяются в том случае, когда у нижестоящей инстанции (бюджета) возникают дополнительные незапланированные расходы или повышенные затраты.
При выявлении таких затрат для хозяйственных субъектов (юридических лиц) решения о выделении денег принимаются органами местной власти.
Основные принципы предоставления субвенций
Предоставление субвенций на выполнение программ (проектов) основывается на следующих основных принципах:
принцип объективности и открытости — получатель субвенции определяется по прозрачным процедурам;
принцип единства — распределение средств должно обеспечить реализацию системы национальных ценностей и задач инновационного развития и способствовать уменьшению различий в уровне жизни населения разных регионов страны;
принцип устойчивого развития — предоставление государственной поддержки территориям с учетом их потенциала;
принцип целевого использования средств — субвенция используется исключительно на определенные цели с учетом прогнозных и программных документов экономического и социального развития страны и соответствующей территории, государственных целевых программ, прогноза бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода.
Субвенции на выполнение программ (проектов) предоставляются из государственного бюджета местным бюджетам с учетом следующих основных принципов:
экономической эффективности достижения целей инвестиционной программы (проекта) с привлечением минимального объема бюджетных средств на выполнение инвестиционных программ (проектов);
направленности субвенции исключительно на создание, прирост или обновления основных фондов коммунальной формы собственности;
финансовой обеспеченности инвестиционных программ (проектов), срок внедрения которых длиннее, чем бюджетный период, необходимыми финансовыми ресурсами местных бюджетов, кредитам (займам), привлеченным под государственные и/или местные гарантии, и средствами субвенции на их выполнение в течение всего срока внедрения;
уровня обеспеченности заведениями (учреждениями) социально-культурной сферы;
уровня развития дорожного и коммунального хозяйства;
участия бюджета получателя субвенции;
обоснование возможности дальнейшего содержания за счет средств местных бюджетов объектов коммунальной собственности.
Распределение субвенции на выполнение программ (проектов) осуществляется на основании формализованных параметров, основанных на фактических и прогнозных показателях экономического и социального развития соответствующей территории (основными из которых являются показатели объема промышленного производства, объема валовой продукции сельского хозяйства, объема инвестиций в основной капитал, уровня плотности населения, уровня безработицы населения, доходов населения в расчете на одно лицо, среднемесячной заработной платы работников).
Каким критериям должны удовлетворять выданные субвенции
Выданные субвенции должны удовлетворять следующим критериям:
Читайте также:
|
Критерии выдачи субвенции | Условия использования субвенции |
Возвратность средств | Подлежит возврату при неиспользовании по целевому назначению |
Форма выдачи | Субвенция выдается только денежными средствами |
Кому выдается | Субвенция выдается строго бюджету более низкого уровня, юридическим лицам |
Налогообложение | Субвенция налогами не облагается |
Целевое использование | Целевое использование субвенции обязательно |
Контроль за целевым использованием | Контроль за целевым использованием субвенции обязателен |
Объем инвестиций | Объем субвенции достаточен чтобы полностью покрыть необходимый объем денежных средств |
Субсидии и субвенции: сходство и отличие
Между субвенциями и субсидиями есть как сходство, так и отличие.
Сходство связано с целевым использованием выделенного финансирования. При этом если субвенции либо субсидии были использованы на иные цели, то они подлежат обязательному возврату в бюджет, из которого поступили.
Отличие между этими двумя понятиями заключается в долевом участии бюджета при предоставлении субсидии.
На что можно потратить субвенцию
Предоставление субвенций происходит при условии долевого участия правительства в финансировании.
При этом местные органы власти должны потратить помимо суммы предоставленной субвенции свои собственные средства, что мотивирует местные органы власти находить дополнительные источники дохода.
Если субвенция выделяется с указанием и дополнительными условиями, она называется «обусловленной субвенцией».
Субвенция – выделяемые из бюджета денежные средства, которые выдаются на выполнение определённой цели. Денежные средства не предназначаются для граждан.
Они передаются исключительно из бюджета в бюджет. Также денежные средства в виде субвенции могут быть выданы, например, для финансирования строительства и развития дочерних компаний, представительств.
В случае неизрасходования субвенции в установленный срок или расходования ее не по целевому назначению соответствующие средства подлежат возврату в бюджет, из которого субвенция была получена.
Наиболее популярными являются субвенции на социальные нужды, а именно:
предоставление временной или единоразовой выплаты малообеспеченным гражданам, детям–инвалидам;
выплата государственной помощи детям-сиротам и лишенным опеки родителей;
капитальный ремонт внутридворовых проездов;
обеспечение больниц и амбулаторий современным медицинским оборудованием и расходными материалами;
ремонт в учреждениях дошкольного образования, закупка спортивного инвентаря;
Источник
9.2. Бюджетный кредит, субсидии, субвенции, инвестиции
Наряду с безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями из бюджета выделяются средства на возвратной и платной основе в форме бюджетного кредита юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.
Бюджетный кредит предоставляется на основании заключенного договора при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита.
Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита служат: банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, других ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита.
Уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления и бюджетные учреждения представляют соответственно Российскую Федерацию, субъект РФ, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита.
Обязательное условие предоставления бюджетного кредита — проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита. Они проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита.
Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Операции и платежи за счет средств бюджетного кредита осуществляются заемщиком самостоятельно в соответствии с целями его получения.
В законе о бюджете на очередной финансовый год указываются цели, условия, порядок предоставления, лимиты бюджетного кредита. К отчету об исполнении бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Возврат предоставленных бюджетных средств, плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.
Бюджетный кредит предоставляется юридическим лицам, не имеющим просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.
Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных соответствующими бюджетами.
Получатели бюджетного кредита в соответствии с договором берут на себя обязательства по его возврату и уплате процентов в установленные сроки.
Бюджетная ссуда — это представляемые бюджету другого уровня бюджетные средства на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Бюджетные ссуды расширяют возможности перераспределения средств в рамках бюджетной системы. За счет этих ссуд покрывается временная потребность в денежных средствах, вызванная временным шагом между поступлением доходов и финансированием расходов. Это так называемый кассовый разрыв.
Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной системы физическим и юридическим лицам.
Субвенции — это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах на финансирование целевых расходов в рамках бюджетной системы или юридическим лицам.
Субсидии и субвенции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям предоставляются из:
1) федерального бюджета в соответствии с федеральными целевыми программами и законами, на условиях и в порядке, которые определены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
2) бюджетов субъектов РФ в соответствии с федеральными целевыми программами и законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ, на условиях и в порядке, которые определены законами субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год;
3) местных бюджетов в соответствии с федеральными целевыми программами и законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления, на условиях и в порядке, которые определены правовыми актами органов местного самоуправления.
При нецелевом использовании в сроки, устанавливаемые органами исполнительной власти, а также в случаях неиспользования в установленные сроки субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Особое значение в бюджетных расходах имеют расходы на финансирование бюджетных инвестиций. Они предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную или региональную целевую программу либо в соответствии с решением Федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.
Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы более 200000 минимальных размеров оплаты труда, рассматриваются и утверждаются в составе федеральных целевых программ.
Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, означает возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных капиталах таких юридических лиц.
Бюджетные инвестиции включаются в проект бюджета при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления и юридическим лицом об участии Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
Источник