Развитие нравственных качеств личности ребенка средствами учебных предметов
статья
В данном материале говорится о том, что одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческихдуховных ценностей и ориентиров. В статье описаны основные направления деятельности по предметам, какие результаты могут быть достигнуты по разным направлениям воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие нравственных качеств личности ребенка средствами учебных предметов | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие нравственных качеств личности ребенка средствами учебных предметов».
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Словом, ученик должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок — место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. Все сильные стороны личности ребёнка проявляются, прежде всего, в учебном процессе, когда каждый ребёнок становится более знающим и умеющим в какой-то области, на каком-то уровне.
Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Для начальных классов ведущей деятельностью является учебная, поэтому я, как учитель начальных классов, основной духовно-нравственный материал включаю в различные уроки:
- на уроках окружающего мира материал распределяется по классам соответственно темам разделов;
- на уроках литературного чтения дети знакомятся с произведениями русских писателей, посвящённым православным ценностям;
- на уроках математики материал вводится в содержание задач или в зашифрованные задания;
- на уроках русского языка, изобразительного искусства и трудового обучения полученная информация транслируется обучающимися в виде индивидуальных творческих работ.
- на уроках ОРКСЭ.
Святой праведный Алексей Московский сказал: «Ребёнок, знакомый с Господом чуть ли не с колыбели, может с большей смелостью и уверенностью отправиться в жизненный путь, нежели ребёнок, не знавший Господа в детстве. В душе религиозно воспитанного человека зло торжествовать не может, и, хотя бы в будущем он и уклонится от правого пути, рано или поздно семена истины в нём заботливой любовью родителей, разбудят от сна греховного и приведут к утерянному эдему».
В этом плане велика роль уроков литературного чтения. Урок чтения самый интересный, но трудный и ответственный. На каждом уроке литературного чтения затрагиваются вопросы нравственности – чтение произведений о Родине, о природе, об истории страны, изучение народного фольклора, чтение произведений о подвигах, поступках людей. Всё побуждает к мысли: «А как бы сделал я? Смог бы я поступить так, как тот или иной герой?» Анализ произведений помогает прочувствовать ту или иную ситуацию, помочь детям в выборе поведения.
По словам К. Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве».
Поэтому главная задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души человека через чтение, размышление, через чувства.
Для повышения эффективности урока и достижения поставленных целей и задач стараюсь разнообразить работу, используя различные приёмы :
1) Речевая разминка, которая включает в себя работу над словами, литературное произношение которых не всегда соответствует тому, что слышат дети (например: цепочка, алфавит, творог и др.). Используется чтение «спринт», «разведка», «снежный ком».
2) Ритмичное чтение.
Ритм — слово греческое, обозначает «соразмерность, стройность» – закономерное чередование музыкальных звуков, одно из основных выразительных и формообразующих средств музыки. Ритм отражает ритмику речи и метрику стиха. Для проведения данного вида работы составлены карточки для учителя и для учащихся, куда входят отрывки из стихотворений русских поэтов. Читаю отрывок, дети у себя должны найти продолжение. Повторяя при чтении темп речи, эмоциональную окраску стиха, дети учатся выразительному чтению, вырабатывается сознательность, правильность, беглость чтения, что в свою очередь ведёт к уверенности ребёнка в своих силах и, как следствие повышению интереса к предмету. Далее один из учеников, исполняя роль учителя, начинает чтение.
3) Работаем со скороговорками, которые богаты эмоциональным настроем. Стараемся в каждой найти свою историю, проанализировать её.
4) Большое значение для формирования нравственных понятий имеет чтение пословиц и поговорок.
В.И. Даль очень образно, употребляя народное определение, сказал, что поговорка – это цветочек, а пословица – ягодка. И те и другие несут в себе основы народной философии, провозглашают нормы народной морали. Они утверждают благородную силу труда и науки («Красна птица перьем, а человек уменьем»), любовь к родине («Человек без родины, что соловей без песни»), самоотверженность («Смелость силе воевода»), говорят о любви и дружбе («Согласье крепче каменных стен»), о силе коллектива («Дружно не грузно, а врозь хоть брось»). В то же время они осуждают лень, ложь, измену, трусость, болтливость.
5) Широко использую работу в парах, как при проверке домашнего задания, так и в работе на уроке. Это и чтение наизусть друг другу, и ответы на вопросы, и чтение на проверку. При знакомстве с новым произведением читают по цепочке..
С целью обогащения словаря учащихся использую задания следующего характера:
— узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений;
— подбор к данным словам синонимов и нахождение их в текстах, выяснение их сходства и различия;
— подбор к данному слову антонимов;
— работа над прямым и переносным значение слов;
— выполнение различных творческих работ;
— работа с пословицами и поговорками.
На своих уроках я использую различные способы развития мотивации:
1. Организация образовательного процесса.
– новизна, практическая значимость подаваемого материала;
– логичное, яркое, контрастное выступление;
– ритмичное чередование видов деятельности;
– опора на индивидуальные потребности.
2. Использование нетрадиционных форм обучения:
3. Проблемные ситуации.
Противоречивость материала дает детям эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.
4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
5 .Ситуация успеха.
Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой».
Таким образом, мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.
Следующий шаг — воздействие на эмоциональную сферу .
Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Моя главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих детей. Такие уроки оставляют у детей ощущение праздника, поэтому провожу их не слишком часто.
Выразительное чтение учителя – это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.
Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения.
Обязательный элемент на моих уроках — обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. Поэтому на своих уроках использую ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации.
Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу с учащимися следует вести так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.
В своей практике использую следующие личностно-развивающие ситуации:
– проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;
– прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
– конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
– оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;
– аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;
– репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.
На уроках использую такие формы и виды деятельности , как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал.
Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются у моих учеников в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.
Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былину «Ильины три поездочки » в 4-м классе дети составляют характеристику Ильи Муромца. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С огромным интересом ребята старались сами узнать как можно больше о Сергии Радонежском, готовили сообщения о жизни этого святого, чувствовался неподдельный интерес и стремление к познанию. Учащимся, носящим православные имена, предлагается узнать значение имени, житие своего святого покровителя. Дети с удовольствием выполняли такие задания. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное – они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Прочитав рассказ Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» дети пишут о своей бабушке сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением. Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что уроки литературного чтения способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся.
В заключение хочется привести слова Василия Андреевича Сухомлинского, который говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Источник
Нравственно-духовное воспитание как основа становления личности подрастающего поколения
Маргарита Лотц
Нравственно-духовное воспитание как основа становления личности подрастающего поколения
Статья на Республиканский онлайн-семинар
Лотц Маргарита Валерьевна,
учитель самопознания, ст. вожатая
КГУ «Школа – детский сад №26»
СКО, г. Петропавловск
«Нравственно – духовное воспитание
как основа становления личности подрастающего поколения»
«В каждом человеке — СОЛНЦЕ, Только дайте ему светить»
С обретением независимости перед Казахстанским обществом со всей очевидностью встала проблема нравственно-духовного воспитания новых поколений, поиска ценностей, способствующих установлению между гражданами отношений добра, справедливости, терпимости. Поэтому в послании Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана среди выдвинутых задач, касающихся образованности науки, особо обозначена необходимость поднятия уровня нравственной культуры молодежи. Сегодня перед обществом ставится задача «возрождения духовности». Вопросы интеллектуального, эстетического, физического и нравственно-духовного воспитания приобретают особую актуальность. Нравственность выступает показателем общей культуры человека, его достоинств, приверженности общечеловеческим ценностям. И очень своевременным и актуальным является то, что современная образовательная система Республики Казахстан ориентируется на развитие нравственности и духовности.
Огромная роль в формировании нравственных качеств личности школьника принадлежит курсу «Самопознание», который получил полную всестороннюю поддержку со стороны руководства Министерства образования и науки Республики Казахстан. Первая леди Казахстана, Президент фонда «Ббек» Сара Алпысовна Назарбаева является автором проекта нового подхода в образовании – нравственно-духовного просвещения. Выступая в различных аудиториях, встречаясь с представителями сферы образования, властных структур, парламентариями, родителями, учителями, студентами, автор образовательного проекта «Самопознание»Сара Алпысовна постоянно говорит: «чтобы считаться образованным человеком, выпускнику школы уже недостаточно иметь обширные знания по основным дисциплинам. Он должен быть готов постоянно переосмысливать все жизненные коллизии, находить творческое решение любых вопросов».
«Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит, вырастить угрозу для общества».
Что же такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности, чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)». С годами понимание нравственности изменилось.
У Ожегова С. И. „Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами“.
В. И. Даль толковал слово мораль как „нравственное ученье, правила для воли, совести человека“. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: „Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственнойкрасоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека“.
В современной педагогической литературе понятие нравственность рассматривается, как показатель общей культуры человека, его достоинств, приверженности общечеловеческим ценностям; внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
Что подразумевается под понятием духовность? Это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя — в поисках и открытии самоценного, самосовершенствования; в стремлении найти ответы на „извечные вопросы бытия“ — об устройстве мира, истине, о добре и зле. В педагогике под понятием духовность подразумевается вдохновенно- чувственная сторона жизни человека и человечества, особый образ мышления и жизнедеятельности людей, основанный на приоритете нематериальных, гуманных ценностей.
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ещё В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить „умению чувствовать человека“.
Василий Андреевич говорил: „Никто не учит маленького человека: „Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное“. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать“.
Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
„Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле“
Назарбаева Сара Алпысовна.
В связи с этим нельзя не оценить роль и значение Программы нравственно – духовного образования «Самопознание».
«Программа «Самопознание» помогает найти путь к себе, раскрыть свои лучшие качества, свое высокое «Я» и всегда оставаться человеком» — эти слова принадлежат автору идеи «Самопознание».
Самопознание начинается в очень раннем детстве, но оно тогда имеет совершенно особые формы и содержание. Сперва ребенок учится отделять себя от физическою мира – он пока не знает, что относится к его телу, а что – нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле – как члена социальной микрогруппы.Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других,что выражается в известном детском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам – как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы «обслуживать» его. Наконец, в подростковом возрасте начинается осознание «духовного Я» – своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подросткаэтот процесс начинается с вопросов: «каков я?», «что во мне не так?», «каким я должен быть?». Именно в этом возрасте начинает формироваться «идеальное Я» – осознанный личный идеал. Сопоставление с ним часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование. Самосовершенствование довольно сложный процесс, имеющий множество граней. Порой эти грани настолько тонки, что без посторонней помощи развивающейся личности не обойтись.
Предмет «Самопознание» — удивительный предмет, где каждый ребенок учится слушать свое сердце и делать только то хорошее, доброе, что оно подсказывает. Только через этот путь каждый из них может найти свое место в жизни. Только пройдя этот путь красоты жизненных ценностей, каждый ребенок, может выполнить миссию Человека на Земле. Ведь чем больше в человеке духовности, нравственности, тем больше он Человек. И каждый из них будет отзывчивее, теплее, добрее, чувственнее в общении с окружающим миром.
Любовь, истина, ненасилие, покой, праведное поведение – эти простые слова на занятии по самопознанию обретают новый смысл, становятся волшебными, дети понимают, что это и есть самое ценное на планете.
Каждый ребенок должен раскрыть себя! Воспитывать – значит питать душу ребенка энергией своего сердца, неустанно развивая у своего воспитанника стремление к высокому, вопреки всем жизненным невзгодам. Поэтому важно, чтобы рядом был Учитель – человек, знающий, как жить и для чего жить, наделенный особым профессиональным взглядом, способный увидеть в каждом человеке его лучшее, его будущее.
В послании Президента РК Нурсултана Назарбаева народу РК говорилось, что современное образование в РК нуждается в моделировании принципиально нового подхода в развитии гармоничной личности. Таким образом, осуществляемые реформы в образовании приводят к выводу, что курс «Самопознание» должен стать государственной образовательной программой духовно-нравственного воспитания в республике Казахстан.
Предмет «Самопознание» предполагает целенаправленное, поэтапное воспитание и обучение детей, подростков, молодежи в духе общечеловеческих ценностей, направлена на формирование целостной гармоничной личности казахстанского общества и решает задачи личностно-ориентированной гуманной педагогики — учит простым истинам как стать Человеком, как построить добрые взаимоотношения с другими людьми, с окружающим миром, как жить в гармонии с собой и быть успешным, сохраняя достоинство и человечность даже в самых сложных жизненных ситуациях.
Человек – Творец собственного счастья, собственной жизни. Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки.
Наши мысли – это кисти, которыми мы раскрашиваем полотно нашей жизни.
Познавая себя, человек обретает внутреннюю свободу и уверенность, становится интереснее себе и другим, испытывает ощущение полноты и яркости жизни от раскрытия себя как личности и индивидуальности, души и духа. И на этом пути ему нужны, как правило, грамотные помощники и учителя, специальные навыки и знания. Именно на уроках самопознания дети получают все те полезные знания, которые станут толчком к пополнению копилки житейской мудрости и помогут принимать верные решения в непростых ситуациях.
«Бог дает нам шанс раскрыть себя, раскрыть свою божественную природу, природу человека быть настоящим человеком. Именно поэтому мы сейчас обучаем и обязаны обучить наших детей. Мир, счастье, любовь ко всему миру, — я желаю вам всего этого» Назарбаева Сара Алпысовна.
Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия — вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.
Оформление детского сада. Патриотический уголок Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и.
Источник