Особенности игровой деятельности старших дошкольников
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_igrovoy_deyatelnosti_starshih_doshkolnikov.docx | 16.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности игровой деятельности старших дошкольников
Игра — основной вид деятельности дошкольника. В условиях дошкольного учреждения большую часть своего времени дети проводят в играх.
Детская игра не возникает сама по себе, без помощи тех, кто умеет играть — взрослых или старших детей. Дети, с которыми никто никогда не играл, не могут сами изобрести игровые замещения и породить мнимую ситуацию.
Детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно — манипулятивных и символических до сюжетно — ролевых игр с правилами. Игры старших дошкольников отличаются видовым и тематическим разнообразием. Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Пространство-время детской игры существенно расширяется: дети шестого года жизни с удовольствием и достаточно долго играют в различные сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театральные и театрализованные игры .
На основе глубокого изучения игры Д.Б. Эльконин выделил и охарактеризовал уровень развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте:
1. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношениями к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Эти действия явно выступают на фоне всех действий, связанных с выполнением роли.
2. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении всей игры ребенок ясно ведет одну линию поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явно ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, кому она обращена.
3. Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают разнообразие действий того лица, которое изображает ребенок. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры.
4. Нарушение логики действий и правил отвергается, что мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил.
Меняется в дошкольный период и содержание детских игр, то, что производится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности взрослых. Содержание игр в дошкольном возрасте меняется от предметных действий людей и отношения между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей.
Для старших детей очень важно не только выполнение действий, но и то, как они выполняются, возникает потребность в правдивости в изображении. Вместе с тем существует и такое явление, как выполнение действий в условном плане (например: как-будто и пообедали и т.п.)
Все большое приближение к жизненным положениям изображаемых в игре, показывают, насколько укрепились знания детей. Возросший опыт знаний детей порождают у них и другие требования в игре. Жизненная точность распространяется на игру, должна содержать ряд существующих деталей, требующая умственную активность детей, которая связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается так же в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправится в полет на Луну, необходимо соорудить ракету; для открытия магазина (чтобы он заработал) надо подобрать подходящие товары и т.п.
В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей.
В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.
Для старших дошкольников свойственно внесение разнообразия в театрализованные игры (драматизация по ролям, настольный театр, кукольный театр на ширме). В обучающих играх продолжается развитие интеллектуально-перцептивных способностей дошкольников; формируются наблюдательность, умение обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал).
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения
На основе режиссерских и ролевых игр развиваются игры-драматизации . Игры эти создаются на каком-либо готовом содержании (например, на сказке), роли берутся из текста сказки или рассказа. Большая или меньшая близость игры к сюжету и тексту литературного произведения особого значения не имеет, поэтому не следует на этом особо настаивать, однако желательно вести руководство этими играми в направлении использования детьми замысла сказки, рассказа, их текста, ролей, предоставляя детям возможность вносить в игру свою инициативу. В такой игре ребенок менее свободен, чем в игре, отражающей жизнь.
Для старших дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Для данного возраста важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.
Новые возможности воображения в старшем дошкольном возрасте являются источником развития новых игр — игр с правилами. Е.Е. Кравцова вслед за Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным отмечает, что настоящая игра с правилами является прямым продолжением сюжетно-ролевой игры. В играх с правилами главное — решение поставленной задачи. Ребенок должен осмыслить правила в соответствующем виде игры и наоборот, выделить правила из разного рода ситуаций. Е.Е. Кравцова указывает на необходимость соблюдения двух условий при игре с правилами:
· Вначале предлагаются сюжеты близкие играм с правилами, а затем превращать в игру с правилом любое другое содержание;
· Введение субъекта, которому необходимо объяснение заданных в игре правил.
Такая работа научит детей не только выделять и формулировать правила в игре, но и подготовит к освоению обратного действия. При обучении обратному действию, ребенок становится в ситуацию, когда для объяснения существующих в игре правил необходимо ввести в нее сюжет и роли.
Подводя итог, можно сказать, что по мере развития игры ребенок становится способным управлять ею на разных уровнях. При этом уровень развития субъекта игровой деятельности не является строго возрастным показателем, ребенок приобретает способность управлять собой в качестве играющего. Он может конструировать игру, находясь в реальной и в условной позиции. При этом дети с развитым уровнем субъекта игровой деятельности строят свою деятельность из условной позиции, каждый раз моделируя ее в зависимости от своих целей и намерений.
Источник
Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС до
Ирина
Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС до
Цель: Формирование умений наблюдения за игровой деятельностью; навыков анализа игровой деятельности; наблюдения за формированием игровых умений; разработка предложений по коррекции организации различных видов деятельности детей.
Для старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра, которая является важнейшим средством формирования личности ребенка и раскрытия его познавательных возможностей. В детском саду играм детей отводится значительное место в режиме дня. В старшем дошкольном возрасте предпочтение вызывают творческие игры, так их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отражая в основном окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.
В детстве игра является ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для общего психического, в том числе интеллектуального и личностного развития ребенка.
Игра имеет огромное преимущество по сравнению с другими видами деятельности в детском возрасте: она приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения.
Воспитатели стараются, чтобы воспитание и развитие детей в игре проходило успешно, создавать соответствующие условия: зонирования пространства.
В процессе наблюдения и анализа сюжетно-ролевых игр отметила, что дети проигрывают в игре те действия и реплики которые делают реально в жизни взрослые (родители, воспитатели). Чаще всего воспроизводят знакомые им действия; девочки готовят, убирают, мальчики смотрят телевизор, водят машины, что-то чинят.
Также детям старшего возраста симпатизирует уголок настольных игр, где дети собираются либо парами, либо небольшими группами (чаще 3-5 человек, игрушки разложены на полках и находятся в свободном доступе.
Задача,которая стоит перед воспитателем :
способствование обогащению содержания игр детей, развитие умения взаимодействовать с партнерами по совместной игре.
АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ИГРОЙ ДЕТЕЙ:
Возраст детей принимавших участие 6-7 лет (старшая группа).
1. По чьей инициативе возникла игра? Игра возникла по инициативе детей
2. Планировали ли дети заранее ее ход? НЕТ
3. Сколько детей участвовало в игре? дети играли небольшими группами, Девочки-2 человека (игра в домике с куклами, мальчики 3 человека- игры с машинками и конструктором, за столами с настольными играми 3 детей.
4. Какие роли были и как они распределялись? Игра девочек в игровом домике с куклами (роли -подружки,Мальчики- игры с машинками-гонки, строительство гаража. мастерской,небольшая группа детей играли с настольными играми (пазл,лото).
5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с РОЛЯМИ? Проигрывали знакомые им действия (собирались на день рождения, мальчики – гонщики,строитель
6.Чему отдавали предпочтение дети во время игры: действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми? Девочки взаимодействовали и с предметами и друг с другом. Дети игравшие в лото больше взаимодействовали между собой, мальчики-уделяли предметам (машинкам, конструктор) и так же в сборке пазлов.
7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры? девочки, в ходе игры плавно подключали в свой сюжет поход в магазин и парикмахерскую,используя игровые уголки и предметы.
8. Сколько времени продолжалась игра? Время наблюдения 10-15 минут.
9. Связана ли данная игра с другими играми детей? Да, так как дети могут перейти играть в другую игру -например *парикмахерская*
10.Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания? Игра закончилась не организовано, дети договорились доиграть позже.
11. Самостоятельны ли дети в развитии игры или она развивалась при участии воспитателя? Дети принимали участие и развивали сюжет самостоятельно
12. Соответствует ли игра возрасту детей? Да. соответствует
13. Каков уровень развития игровой деятельности детей? Роли ясно выделены, Ролевые функции взаимосвязаны.
14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?
15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали? Каждый участник выполнял свою роль как товарищей, друзей, партнеров,согласно замыслу игры.
16. Кто решал ВОПРОС о приеме в игру? Дети группировались по интересам и дружеских отношений.
17. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему? Нет. не выходили
18. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они
устранялись? Конфликтов не было. Дети договаривались и обсуждали действия.
19. Как Вы спланируете работу воспитателя по формированию взаимоотношений детей в игре?
20. Каковы были взаимоотношения педагога и ребенка в игре? Воспитатель не вмешивался в процесс игры, давая детям возможность проявить себя. Периодически отвечала на вопросы детей связанные с игровым процессом. (Может ли быть автомастерская и гараж одним помещением) и тд.
21. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности. Обучающая
При анализе игровой деятельности старших дошкольников выяснила следующее:
— Для игр созданы условия, т. е. имеются в наличие необходимые материалы, игрушки для сюжетно-ролевых игр (набор «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Шофер и т. д.).
— Место для данных игр специально отведено.
-Дети умеют самостоятельно выбрать игру и распределить роли, при возникновении затруднений воспитатель помогает детям договориться.
-Ребята действуют в соответствии с взятой на себя ролью, знают правила поведения, действия.
— В игре чаще участвуют до 5-6 человек. На взаимоотношение в игре влияют симпатии детей друг к другу. Пользуются предметами заместителями, сооружают недостающие условия для игры, или осуществления действий.
-В игре показывают широкий спектр взаимоотношений, уступают друг другу, могут самостоятельно разрешить конфликты (чаще всего на почве выбора роли).
-Воспитатель чаще всего не принимает участие в сюжетно-ролевой игре, иногда берет на себя роль руководителя, распределяет роли, предлагает другую игру, в которой могут участвовать большее количество детей (совместные игры мальчиков и девочек – очень важная деталь)Например: девочка – парикмахер, а мальчик – клиент, пришедший к ней в салон; или мальчик – доктор, а девочка – пациентка, поясняет действия в соответствии с ролью. Предлагает новый сюжет и игра усложняется. У них это получается очень интересно и весело. Наблюдает за их поведением в игре.
Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.
Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС. Игровые поля «Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС» («Игровые поля») «Игра – это огромное светлое окно, через которое.
Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения — ПДД, составляет значительную часть рассмотрения темы,.
Интерактивное пособие для дошкольников «Лэпбук по экологии «Огород на подоконнике» в условиях реализации ФГОС Учиться понимать природу, видеть ее красоту, относиться к ней с заботой и беречь ее богатства нужно с раннего возраста. Любые растения,.
Источник