Формула окупаемости затрат
Понятие окупаемости затрат
Перед осуществлением вложений, каждый инвестор в обязательном порядке определяет срок, после которого инвестиция начинает приносить доходы (прибыль). Для этого в экономике применяется показатель окупаемости в качестве финансового коэффициента.
Период окупаемости затрат составляет временной промежуток, по завершению которого сумма вложенных (затраченных) средств сравняется с суммой полученного дохода. Формула окупаемости затрат определяет срок, по окончанию которого денежные средства (затраты, вложенные в проект) вернутся инвесторам (акционерам и другим заинтересованным лицам), при этом предприятие (проект) начинает приносить прибыль.
Чаще всего формула окупаемости затрат используется при выборе одного из вариантов проекта для совершения инвестиций. По результатам расчетов инвестор с большей вероятностью предпочтет тот проект (предприятие), коэффициент окупаемости у которого будет меньше всего. Формула окупаемости затрат в этом случае отражает более быструю доходность предприятия.
Простая формула окупаемости затрат
Самый простой способ расчета определяет период, который проходит с момента вложения средств (осуществления затрат) до момента наступления их окупаемости:
Соз=И/П
Здесь Соз – срок окупаемости (лет),
З – сумма затрат (руб.),
П – прибыль от проекта (руб.)
Формула срока окупаемости затрат даст более точный результат при соблюдении некоторых условий:
- Равные сроки жизни сравниваемых (альтернативных) проектов,
- Единовременные вложения на старте проекта;
- Равномерное поступление доходаот инвестированных средств (в равных частях).
Этот способ вычисления срока окупаемости затрат самый простой и ясный для понимания.
Формула окупаемости затрат является достаточно информативной в качестве показателя риска инвестирования средств. В случае, когда время окупаемости будет большим, можно говорить о высоких рисках инвестирования (и наоборот).
Этот способ вместе со своей простотой обладает несколькими недостатками:
- Ценность вложенных средств может значительно поменяться на протяжении определенного промежутка времени;
- После достижения момента окупаемости проекта он может и дальше приносить прибыль, необходимую к расчету.
Динамическая формула срока окупаемости
Динамический (дисконтированный) срок окупаемости затрат представляет собой показатель длительности периода, который проходит от старта вложений до момента окупаемости его затрат, но с учетом факта дисконтирования.
В данном варианте срок окупаемости может настать тогда, когда чистая текущая стоимость станет положительной и будет оставаться такой и в дальнейшем. Динамический срок окупаемости является всегда большей величиной, чем статический срок, поскольку при вычислении динамического значения показателя к учету принимается изменение стоимости денежных средств в соответствии с временным фактором.
Значение срока окупаемости затрат
Формула окупаемости затрат в большинстве случаев используется при расчете капитальных вложений. Данным показателем оценивается эффективность реконструкции и модернизации производства, при этом происходит отражение периода, на протяжении которого появляется экономия и дополнительная сумма прибыли, которая превосходит сумму, затраченную накапитальные вложения.
Во многих случаях формула срока окупаемости затрат применяется в процессе оценки эффективности и целесообразности капиталовложений. В данных расчётах при очень больших показателях сроков окупаемости, скорей всего, придется отказаться от вложений.
Формула окупаемости затрат дает возможность узнать, за какой временной промежутоксредства, вложенные в определенный производственный агрегат, смогут вернуться за счет прибыли, полученной от его эксплуатации.
Примеры решения задач
Задание | Определить срок окупаемости затрат по компании«Строймонтаж» по следующим данным: |
Затраты на проект – 150 000 рублей.
Предполагаемый годовой доход – 52 000 рублей.
Рассчитать срок окупаемости.
Решение Формула окупаемости затрат для решения данной задачи выглядит следующим образом:Соз=И/П
Здесь Соз – срок окупаемости (лет),
З – сумма затрат (руб.),
П – прибыль от проекта (руб.)
Вывод. Мы видим, что по окончанию почти 3 лет проект в полой мере окупит затраты и начнет приносить прибыль. Недостатком данной формулы является то, что она не учитывает возникновения дополнительных издержек.
Ответ Соз = 3 годаЗадание | Определить окупаемость затрат по условию предыдущей задачи, если в каждый год проект несет издержки в сумме 22 000 рублей. |
Дано: Сумма затрат – 150 000 руб.
Прибыль – 52 000 руб.
Издержки годовые 21000 руб.
Решение Формула окупаемости затрат для данного случая:Соз=З/(П- Изд)
Соз=150000/(52000-22000)=150000/30000 =5 лет
Источник
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОТОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Применение поточной формы организации производства повышает его эффективность и обеспечивает не только увеличение выпуска продукции, но и улучшение всех технико-экономических показателей работы предприятия.
Необходимость постоянного поддержания ритма потока способствует лучшему использованию оборудования и рабочего времени рабочих, сокращает потери рабочего времени. Непрерывность производственного процесса в условиях поточного производстваобеспечивает существенное сокращение длительности производственного цикла и размеров потребных оборотных средств.
При стабильности условий работы и специализации поточных линий уменьшается брак производства, снижается себестоимость продукции. Поточное производство обеспечивает снижение трудоемкости продукции вследствие сокращения затрат времени на производство продукции и повышения уровня механизации процесса.
Основными факторами повышения эффективности поточного производства являются:
— использование высокопроизводительного специализированного оборудования;
— использование прогрессивной технологии;
— увеличение объема производства продукции;
— обеспечение высокой ритмичности производства;
— повышение производительности труда;
— сокращение длительности производственного цикла;
— ускорение оборачиваемости оборотных средств;
— снижение себестоимости продукции;
— увеличение, прибыльности и рентабельности.
Для оценки экономической эффективности поточного производства могут быть использованы такие показатели, как удельные затраты живого труда на производство единицы продукции; удельные капитальные затраты, приходящиеся на единицу продукции, изготавливаемой на поточной линии; себестоимость единицы продукции, вырабатываемой на поточной линии; съем продукции с 1 м 2 производственной площади.
Удельные затраты живого труда на единицу вырабатываемой продукции определяютпо формуле: Ут = ( Тсм • Кр ) / Zсм,
где Тcм— время работы поточной линии в течение смены, мин;
Кр — количество рабочих, занятых на поточной линии, человек;
Zсм— производственное задание поточной линии по выработке продукции за
смену, ед. продукции.
Удельные затраты живого труда могут быть определены и по однородным операциям сравниваемых поточных линий.
Общая экономия живого труда по всей линии в результате, например, комплексной механизации может быть рассчитана по формуле:
гдеК’р, К»р — количество рабочих, занятых на линии соответственно до комплексной механизации и после нее, человек;
Z’см, Z»см— производственное задание поточной линии до и после комплексной
механизации, ед. продукции.
Удельные капитальные затраты по поточной линии рассчитывают по формуле:
где Кобщ — сумма капитальных затрат, связанных с внедрением в производство поточной линии, руб.;
Zгод — годовое производственное задание поточной линии по выработке продукции, ед. продукции.
Экономическая эффективность внедрения поточной линии оценивается снижением капитальных затрат и себестоимости продукции, при этом определяют срок окупаемости дополнительных капитальных затрат по формуле:
Тoк = ( К2 — К1 ) / ( C1 — C2 ) ,
где K1 и К2 — капитальные затраты соответственно по базовому и внедряемому варианту, руб;
C1 и С2 — затраты сырья, материалов и эксплуатационные расходы за год соответственно по базовому и внедряемому варианту, руб.
Для сравнения нескольких вариантов, внедряемых поточных линий и выбора экономически более эффективного варианта используют формулу, по которой лучший вариант выражается меньшей суммой затрат: С + Ен• К = min ,
где С — затраты сырья, материалов, эксплуатационные расходы при определенном варианте за год, руб.;
Ен— отраслевой нормативный коэффициент эффективности;
К — капитальные затраты по данному варианту, руб.
Показатель съема продукции, вырабатываемой на поточной линии с 1 м 2 производственной площади определяют по формуле:
где Zгод — годовое производственное задание линии по выработке готовой продукции, ед. продукции;
Sпл — производственная площадь, занимаемая поточной линией, м 2 .
Совершенствование организации поточного производства позволяет увеличить выработку продукции на тех же производственных площадях. В результате улучшается использование основных производственных фондов, достигается экономия капитальных вложений и повышение рентабельности производства.
Тема 7. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО
Источник
Экономическая эффективность внедрения поточной линии
Экономическая эффективность определяется с учётом только изменяющихся затрат при внедрении новой организации производства. Годовой экономический эффект, руб./год:
где Сс – себестоимость ремонта единицы изделия при существующей организации производства, руб./шт.;
Сн – то же, при проектируемой организации производства, руб./шт.;
N – годовая программа ремонта изделий, шт. в год;
Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных затрат, Ен = 0,15;
К – капитальные затраты на создание и внедрение поточной линии.
Себестоимость ремонта единицы изделия при существующей и новой организации производства, руб.:
;
,
где и
– часовые тарифные ставки по разряду, соответствующему i-й операции, руб./ч; принимаются для существующей организации
= 72 руб./ч; для новой организации
= 80 руб./ч (с учетом надбавок);
= 1;
– коэффициент, учитывающий эффект от сокращения длительности производственного цикла при новой организации производства;
;
– штучная норма времени на выполнение операций по единому изделию, ч:
;
– дополнительная заработная плата производственных рабочих в процентах к основной;
= 12–15%; принимается 12%;
– отчисления на социальное страхование в процентах к общей зарплате производственных рабочих;
= 8%;
–сумма прочих изменяющихся частей расходов, руб., при существующей и новой организации:
;
,
гдеА – амортизационные отчисления, руб.; А = (10. 20%)К; А = 0,15К, где 1 у. е. = 30 руб.;
В – расходы на техническое обслуживание поточной линии, руб.; В = (1,5. 2%)К, В = 0,02К;
W – расходы на электроэнергию, руб.:
;
,
где – коэффициент использования мощности электрооборудования,
= = 0,7. 0,9; принимают
= 0,9;
– мощность установленного на участке электрооборудования; принимается
= 500 кВт,
= 530 кВт;
и
– годовой фонд времени работы оборудования при существующей и проектируемой организации, ч;
= 2000 ч,
= Tд · 12;
– стоимость 1 кВт×ч электроэнергии;
= 1,5 руб./кВт×ч.
Капитальные вложения, у. е.:
= 150000(l + 0,2) = 180000,
где К– стоимость устанавливаемых дополнительно станков, конвейера, стендов и другого оборудования; принимается К = 150000 у. е.;
– коэффициент стоимости монтажа и наладки оборудования ПЛ; принимается равным 0,2.
Принимается 1 у. е. = 30 руб.
Срок окупаемости затрат на внедрение ПЛ, лет:
.
Сопоставляем полученную величину с нормативной
= 1/Ен = 1/0,15 = 6,7 лет. Полученный срок окупаемости
£
.
Критическая точка (точка безубыточности) – минимально допустимый объем ремонта, до которого обеспечивается прибыль (доход):
,
где и
–затраты при существующей и новой организации производства (
);
и
– себестоимость единицы продукции, руб.
После проведения всех расчетов следует построить график рационального объема ремонта. Выделить утолщенными линиями области предпочтительности существующей и новой
организации производства. При необходимости дать заключение об увеличении годового плана N, превышающего Nкр.
Рисунок – Определение точки безубыточности
Библиографический список
- Производственный менеджмент. Теория и практика: учебник для бакалавров / под ред. И.Н. Иванова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 574 с.
- Агарков А. П., Голов Р. С., Голиков А. М. и др. Теория организации. Организация производства: Интегрированное учебное пособие. — Москва: Дашков и К 2015 г.— 272 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-394-01583. Режим доступа: https://ibooks.ru/home.php?routine=bookshelf&type_descr=long&keep_https=yes;
- Производственный менеджмент в управлении перевозками [Текст] : учеб. пособие / А. Г. Котенко [и др.]. — СПб. : ПГУПС, 2012. — 56 с. : ил. — Библиогр.: с. 55. — ISBN 978-5-7641-0338-9.
- Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2001г. № 197-ФЗ – Режим доступа: Консультант плюс.
- Налоговый кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс]: федер. закон часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ – Режим доступа: Консультант плюс.
- Гражданский кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс]: федер. закон в 4 ч.: по состоянию на 08.12.2015г. – Режим доступа: Консультант плюс.
- Производственный менеджмент: Задания и методические указания к практическим занятиям / Е. М. Волкова, В.Г. Карчик. – СПб. : ФГБОУ ВО ПГУПС, 2016. – 25 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральноегосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Петербургский государственный университет путей сообщения
Императора Александра I »
(ФГБОУ ВО ПГУПС)
Факультет «Автоматизация и интеллектуальные технологии»
Кафедра «Электроснабжение железных дорог»
Направление 23.05.05 «Электроснабжение железных дорог»
КУРСОВой проект
по дисциплине «Организация производства и менеджмент»
на тему: «Тема теоретической части»
Обучающийся курс______ группа_______ форма обучения – _______ ______________________ номер зачетной книжки | __________________ подпись, дата | И.О. Фамилия |
Руководитель должность | __________________ подпись, дата | И.О. Фамилия |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральноегосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Петербургский государственный университет путей сообщения
Императора Александра I »
(ФГБОУ ВО ПГУПС)
Факультет «Автоматизация и интеллектуальные технологии»
Кафедра «Электроснабжение железных дорог»
Направление 23.05.05 «Электроснабжение железных дорог»
Задание на курсовой проект
по дисциплине
« Организация производства и менеджмент »
Фамилия Имя Отчество обучающегося
Тема: «Тема теоретической части»
Срок сдачи обучающимся законченного проекта:
Необходимые данные для выполнения проекта:
Методические рекомендации по выполнению курсового проекта, утвержденные кафедрой «Экономика транспорта»
Содержание пояснительной записки:
Обзор литературы по теме: «Тема теоретической части»
Расчёт длительности производственного цикла при различных видах движения предметов труда
Расчет параметров заданной поточной линии в вагоноремонтном депо
Расчет величины заделов и незавершенного производства
Экономическая эффективность внедрения поточной линии
Список графического материала:
Чертежи, отражающие длительность производственного цикла, гистограммы длительности и производительности поточной линии, график, отражающий точку безубыточности.
Дата выдачи задания:
Руководитель: _______________________ И.О. Фамилия
Задание принял к исполнению: _______________________ И.О. Фамилия
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральноегосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Петербургский государственный университет путей сообщения
Императора Александра I »
(ФГБОУ ВО ПГУПС)
Факультет «Автоматизация и интеллектуальные технологии»
Кафедра «Электроснабжение железных дорог»
Направление 23.05.05 «Электроснабжение железных дорог»
Календарный план выполнения и защиты курсового проекта
«Организация производства и менеджмент»
Фамилия Имя Отчество обучающегося
Тема: «Тема теоретической части»
№ п/п | Наименование этапов | Планируемая дата | Фактическая дата | Подпись руководителя | Примечание |
1 | Выдача задания на курсовой проект | ||||
2 | Сдача курсового проекта на первую проверку | ||||
3 | Сдача курсового проекта на повторные проверки при необходимости | ||||
4 | Допуск курсового проекта к защите | ||||
5 | Защита курсового проекта |
Руководитель ________________ И.О. Фамилия
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральноегосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Петербургский государственный университет путей сообщения
Императора Александра I »
(ФГБОУ ВО ПГУПС)
Факультет «Автоматизация и интеллектуальные технологии»
Кафедра «Электроснабжение железных дорог»
Направление 23.05.05 «Электроснабжение железных дорог»
Источник