Умение организовывать самостоятельную деятельность как основа технологической компетентности дошкольника
Галина Пустобаева
Умение организовывать самостоятельную деятельность как основа технологической компетентности дошкольника
Общее умение организовывать самостоятельную художественную деятельность включает в себя ряд простых организационных умений: определить цель деятельности; планировать и реализовывать намеченное; осуществить самоконтроль и самооценку. Формирование этих умений способствует формированию технологической компетентности детей.
Умение определить цель деятельности заключается в выборе
ребёнком вида художественной деятельности. Ведущим мотивом,
стимулирующим и регулирующим выбор, являются интересы детей.
Умение планировать заключается в осознании путей, средств, условий и способов действий, которые должны привести к достижению поставленной цели.
Умение практически реализовывать намеченное предполагает осуществление ребёнком плана в реальных действиях.
Умение осуществить самоконтроль. В педагогической литературе самоконтроль рассматривается как средство саморегуляции деятельности, соотнесение действий с образцом, предъявляемыми требованиями или с поставленной целью.
В исследованиях ученых отмечается, что в продуктивных видах деятельности (в том числе — художественной) важны два вида самоконтроля: процессуальный и итоговый, а для игровой, двигательной деятельности более характерен процессуальный самоконтроль.
Умение осуществлять самооценку. Умение оценить результаты своей деятельности необходимо для успешного осуществления всех её видов. А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин относили возникновение самооценки к концу дошкольного возраста, а одну из главных возможностей её возникновения видели в выделении ребёнком внутри деятельности отдельных действий и операций, на основе чего формируется оценка своих возможностей по практическому осуществлению той или иной деятельности.
Сформировать умение самостоятельно организовывать художественную деятельность – это значит:
— формировать умение планировать свою деятельность, связанное с
умением отобрать средства, предметы, необходимые для реализации
выбранного вида художественной деятельности, а также выделять этапы и
последовательность действий, приводящих к желаемому результату;
— учить осуществлять намеченное, используя свой личный опыт,
применяя разнообразные способы действий;
— приучать к самоконтролю, умению сравнивать полученный результат
с намеченной целью;
— побуждать к оценке полученных результатов, т. е. развивать
способность анализировать свою деятельность и качество продукта деятельности.
Решение этих задач способствует формированию технологической компетентности детей.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования умений, мною были сделаны выводы, что овладение умением самостоятельно организовывать художественную деятельность возможно при специально организованной педагогической работе, протекающей с учетом возрастных особенностей детей 6-го года жизни.
Научить детей самостоятельно организовывать свою художественную деятельность,возможно при следующих условиях:
— активизации интересов детей в повседневной жизни;
— актуализации их личного опыта, усвоенного как в специально
созданных условиях, так и в повседневной жизни;
— поэтапном обучении способам организации самостоятельной
художественной деятельности;
— побуждение детей к реализации умения самостоятельно организовывать художественную деятельность.
Первый этап направлен на расширение знаний и представлений детей об организационной стороне художественной деятельности, активизации интересов и актуализации личного опыта.
Второй этап — овладение организационными умениями путем выделения способов действий из общего процесса организации художественной деятельности; развитие волевых усилий.
Третий этап — расширение представлений детей о необходимости целесообразной заполненности свободного времени и побуждение детей к реализации умения самостоятельно организовывать художественную деятельность в повседневной жизни.
На всех этапах большое значение имеет создание положительной эмоциональной атмосферы.
Наиболее эффективными методами и приемами являются: использование серии картинок, послуживших моделью процесса организации разных видов художественной деятельности; дидактических игр и решения проблемных ситуаций; использование наглядности — часов, ориентирующих детей в количестве свободного времени; а также использование фольклора -пословиц и поговорок. Наиболее эффективным является метод проектов.
Более прочное овладение умением самостоятельно организовывать художественную деятельность достигается в том случае, если детей знакомят с нравственными и практическими аспектами организации деятельности. Этим открывается перспектива для использования этого умения, с одной стороны, в других видах деятельности, с другой стороны — на следующем возрастном этапе, т. е. в процессе обучения в школе.
Констуирование как средство развития самостоятельности дошкольников Организация свободного времени дошкольника охватывает большой круг вопросов, связанных с культурой общения, способностями, творческими возможностями.
Презентация «Роль речевого развития детей при подготовке к школе» Правильная развитая речь — один из показателей готовности детей к успешному обучению в школе. Речь детей выполняет три функции их связи.
Источник
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
статья по теме
Что такое самостоятельная учебная деятельность? Какими мотивами она побуждается? Как правильно организовать учебный процесс, чтобы сформировать самостоятельную учебную деятельность?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_po_pedagogike.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Факультет профессиональной переподготовки педагогических работников
Кафедра технологий и профессионального образования
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
слушательница курсов по программе
«Содержание и методика преподавания предмета «Технология»
название программы дополнительного профессионального образования
Липчанская Татьяна Николаевна,
МОУ СОШ «Перспектива»
п. Власиха Московской области
кандидат педагогических наук, доцент
Нагель Ольга Ивановна
Современный этап развития общества характеризуется стремительным возрастанием объема научной информации. В этих условиях обществу необходим человек, способный к активному творческому овладению знаниями, умеющий быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию и прогнозировать развитие событий.
Образование уже сейчас должно дать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать новое: новые знания, новые виды и формы трудовой деятельности, новые приемы организации и управления, новые эстетические и культурные ценности.
Традиционное обучение учащихся отдавало приоритет предметному знанию, в основу образовательного процесса были положены научные положения. Однако сейчас недостаточно передать ученику определенную сумму знаний, основы науки. Образование должно формировать способность к творчеству, способствовать превращению творчества в норму, в инструмент свершений во всех сферах человеческой деятельности – в труде, науке, технике, культуре, искусстве, управлении, политике.
Современный педагог должен быть нацелен на такую организацию учебной деятельности учащихся, которая предполагает самостоятельную работу школьников по самодобыванию знаний под руководством учителя, который соединяет познавательный процесс с заинтересованностью в результатах своего труда.
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования, т.е. внедрение средств информационных технологий в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения. Применение информационных технологий, в свою очередь, способствует формированию самостоятельности в процессе обучения.
Поэтому целью реферата является получить ответ на следующие вопросы: Что такое самостоятельная учебная деятельность? Какими мотивами она побуждается? Как правильно организовать учебный процесс, чтобы сформировать самостоятельную учебную деятельность?
1. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения
Самостоятельная работа представляет собой целостную взаимосвязанную систему деятельности учителя и учащегося как субъектов образовательного процесса, целью которой является мотивирование и вовлечение учащегося в самостоятельную познавательную деятельность, и создание условий для развития и формирования у учащегося таких качеств и умений как способность к саморегуляции, самоактивации, самоорганизации, самоконтролю, которые в дальнейшем должны позволить им самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности [3].
Исходя из концептуальных положений теории личностно-развивающего образовании (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.И. Данильчук и др.), педагоги должны стремиться развивать у своих учеников познавательные интересы, мышление, умения самостоятельно находить, обрабатывать и использовать информацию, самостоятельно решать учебные и жизненные проблемы.
Задача формирования самостоятельности учащихся как важнейшего элемента учебной деятельности, как одной из ведущих функций личности в современных условиях имеет большое значение в общеобразовательной школе.
Активизация всей учебной работы рассматривается в современных условиях как путь массового воспитания самостоятельности и инициативности школьника. Благодаря самостоятельной деятельности ребенок приобретает приемы и навыки элементарной исследовательской работы; на слово он не верит, замечает малейшую фальшь, стремится к самоутверждению, резко отрицательно относится к навязыванию взглядов, морализированию, — ему нужны личные наблюдения, нужны первоисточники, как можно больше «самостоятельности в проработке материала».
С первых дней образования социалистического государства, стремление придать педагогической системе динамизм, повернуть ее к социальным преобразованиям позволило методистам разработать теоретико-методологические аспекты самостоятельной деятельности. В области познавательной самостоятельности в этот период апробируется методика организации самостоятельных работ как эффективного условия актуализации знаний учащихся. В этот период появился ряд книг и статей Б.В. Всесвятского, Б.Е. Райкова, К.П. Ягодовского и др., в которых структура познавательной деятельности учащихся сближается со структурой познавательной деятельности ученого. При этом основной тезис состоял в том, что школа не должна давать знаний в готовом виде [1].
П.И. Боровицкий, Н.М. Верзилин, Б.Е. Всесвятский, Б.П. Есипов, В.М Корсунская, Б.Е. Райков, Н.А. Рыков, обосновали роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений, учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.
Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности: познавательная, практическая и организационно- техническая.
Педагогами и методистами разрабатывается система форм и методов: самостоятельные работы, домашние задания, работа с книгой, проведение практических и лабораторных работ. Определяются виды работ, способствующие развитию самостоятельности у учащихся в учебном процессе. Раскрывается педагогическая технология организации самостоятельной деятельности ученика в практике школы. Эти исследования дали начало многим педагогическим концепциям и идеям.
Главное внимание учеными уделяется выяснению роли самостоятельных работ в структуре урока, определению их содержания и методике организации. Исследуются вопросы проведения самостоятельной работы с учащимися, отработке включения в разные этапы урока: при сообщении учителем учебного материала; при самостоятельном изучении учащимися нового материала; при закреплении знаний, умений и навыков; при повторении; при текущей проверке знаний, умений и навыков; при работе с учебником и дополнительной литературой и т.п. Важное внимание уделялось самостоятельным работам как средству формирования приемов самоконтроля, выявлению путей рационального их использования в системе других средств и методов обучения. Много внимание уделяется индивидуализации самостоятельных работ. Предпринимаются также некоторые попытки раскрыть сущность самостоятельной работы и самостоятельности как черты личности. [5].
Существенными особенностями, которые характеризуют самостоятельность учащегося в познавательном процессе являются:
- умение работать целенаправленно и по плану,
- выбирать наиболее рациональные приемы учебного труда,
- правильно рассчитывать свои силы и учитывать результаты собственной деятельности [4].
Благодаря усилиям дидактов и методистов, в теории обучения сформировались основные требования к проведению самостоятельных работ учащихся:
- соответствие содержания самостоятельных работ требованиям учебных программ;
- посильность самостоятельных работ для учащихся;
- соблюдение принципа сознательности при их выполнении;
- организация самостоятельных работ в определенной системе;
- подготовка учащихся к выполнению самостоятельных работ — точное, четкое, немногословное инструктирование учащихся о целях и задачах работы;
- вооружение их необходимыми техническими и организационными навыками для ее выполнения;
- постановка перед учащимися такой задачи, разрешение которой потребовало бы от них умственных усилий;
- соблюдение дозировки времени, отведенного на выполнение самостоятельного задания);
- непосредственное наблюдение учителя за ходом выполнения учащимися самостоятельной работы и оказание им необходимой помощи при возникновении затруднений;
- обязательная проверка выполнения учащимися самостоятельных работ [2].
Таким образом, подход к изучению основных идей в русле обоснования теории самостоятельной деятельности учащихся, позволяют выявить три основных дидактических направления в теоретической разработке обсуждаемых вопросов:
- обоснование принципа значимости самостоятельности учащихся в процессе обучения;
- раскрытие сущности самостоятельной деятельности ученика и определение ее места в учебном процессе;
- создание педагогических средств вовлечения учащихся в выполнение самостоятельной работы и определение характера и степени педагогического руководства этим процессом.
Все эти направления реализованные через учебный процесс в разных учебно-организационных формах несомненно будут способствовать совершенствованию знаний, умений и навыков учащихся.
2. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией самостоятельной деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стимулировать — значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание и др. Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.
В настоящее время соревнование по конкретным показателям успеваемости учащихся не проводится, и не должно проводиться. Однако полностью исключить соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было бы неправильно. Опыт лучших школ показывает, что использование соревнования в учебной работе оказывается возможным и приносит очевидную пользу, если оно ведется за добросовестное отношение к учению. В условия соревнования младших школьников, например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашние задания, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятные тетради, строго выполнять школьный и домашний режим дня, читать дополнительную литературу.
Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.
В последние годы появилось немало противников разного рода соревнований, которые якобы противоречат основным принципам гуманистической педагогики. Можно, утверждается, сравнивать только темпы личного продвижения, т.е. сравнивать ребенка сегодняшнего с самим собой, но вчерашним. Однако при продуманности организации соревнования оно ничуть не противоречит идее уважения личности. Более того, его действенность существенно повышается при разумном насыщении как учебной, так и внеучебной деятельности вытекающими из самой логики образовательного процесса ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными переживаниями.
В переживании ситуаций успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются так называемые сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению другого, более сложного. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривание ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. Большую роль в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех или иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, «участниками педагогического процесса» в этом случае наряду с детьми становятся и широко знакомые им сказочные персонажи.
Поощрение — способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.
Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес: плохо, если ученик ждет награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Учителю необходимо одинаково заботиться о том, чтобы не появлялись ученики захваленные и ученики, обойденные общественным вниманием. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива.
Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значительной мере под влиянием теории свободного воспитания в первые годы советской школы наказания вообще были запрещены. Обосновывая правомерность наказания как одного из методов педагогического воздействия, А. С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их » [6].
Наказание — это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А. С. Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов». Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания — ни физические, ни моральные. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.
Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых. Может применяться и такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. У А. С. Макаренко мы находим случаи демонстративного отказа от наказания, когда коллектив выражает недоверие воспитаннику.
Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступает неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину. Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.
Применение метода наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях [7].
Ориентация содержания современного образования на развитие и формирование личностных качеств учащихся, а также опыта осуществления учащимися различных видов деятельности (учебной, познавательной, практической, творческой), определили актуальность деятельностного подхода к обучению. В свою очередь, реализация деятельностного подхода делает акцент на особой значимости самостоятельной работы.
Новое время ставит перед школой новые задачи. Стратегия модернизации общего образования ставит перед выпускником задачи «использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса». В педагогический обиход прочно входит новое понятие — компетентностный подход. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования, т.е. внедрение средств информационных технологий в систему образования, что способствует формированию самостоятельности учащихся в процессе обучения. Эта тенденция соответствует изменившимся целям образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения.
- Боровицкий П.И. Методика преподования естествознания Лениздат 1955. -44 с.
- Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 1984.-64с.
- Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. – Л.ЛГПИ, 1986. – 79с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с.
- Коротяев Б.И., Педкасистый П.И. Организация деятельности ученика на уроке. – М.6 Знание, 1985. – 80с.
- Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 399.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
Источник