Создать условия для познавательной деятельности дошкольников

«Создание условий для развития познавательной активности детей»
статья на тему

Становление познавательно – исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни детей. Чем полнее и разнообразнее представляемый им материал для исследования, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребёнку любознательность, не дать ей «заглохнуть», но и развивать познавательные интересы.

Скачать:

Вложение Размер
sozdanie_usloviy_dlya_razvitiya_poznavatelnoy_aktivnosti_detey.docx 20.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание условий для развития познавательной активности детей»

Познавательно – исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребёнка. Вместе с тем на протяжении дошкольного возраста она сама претерпевает изменения в плане структуры и средств осуществления. Это необходимо учитывать при создании условий для развития познавательной активности детей.
Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно – манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, появляется способность к простейшей категоризации предметов по цвету, форме, назаначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В дошкольный период «островки» познавательно – исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей нового материала. Присоединяющиеся к действию образ – символ и слово позволяют ребёнку перейти от внешнего — «действенного» — экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных (представляемых) связях и отношениях вещей. К старшему дошкольному возрасту познавательно – исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребёнка со своими – познавательными – мотивами: осознанным намерением понять, ка устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой – либо сфере жизни. В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает осваивать нормативно – знаковые средства (письменную речь и математические числовые знаки), которые обеспечивают всё больший отрыв от наличной ситуации и дальнейший переход к исследованию во внутреннем мысленном плане. Весь этот процесс вычленения познавательно – исследовательской деятельности тесно связан с этапами развития детского мышления в онтогенезе: от наглядно – действенного к наглядно – образному и элементарному логическому мышлению.
Чем старше становится ребёнок, тем в большей степени познавательно – исследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова (восприятия, мышления, речи). Содержание этой деятельности изменяется от познания ближнего окружения к вещам более отвлечённым, не входящим в непосредственный опыт дошкольника.
Становление познавательно – исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни детей. Чем полнее и разнообразнее представляемый им материал для исследования, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребёнку любознательность, не дать ей «заглохнуть», но и развивать познавательные интересы.
Опираясь на разработанные в психологических исследованиях представления о развитии познания в онтогенезе (Л.С.Выготский, Д.Брунер, Л.А.Венгер, Н.Н. Поддьяков и др.) как последовательном овладении ребёнком всё более сложными культурными средствами репрезентации мира (действием, образом, знаком), весь материал для познавательно – исследовательской деятельности детей условно можно разделить на следующие типы:
¬ объекты для исследования (экспериментирования и упорядочения) в реальномдействии;
¬ образно – символический материал;
¬ нормативно – знаковый материал.
К объектам для исследования в реальном действии относится широкий диапазон материалов, от специально созданных для развития ребёнка до естественных природных и культурных объектов. Это прежде всего материалы для сенсорного развития, детально разработанные М.Монтессори, на основе которых производится множество современных модификаций (вкладыши – формы,объекты для сериации и т.п.). К этому типу материалов относятся и различного вида предметы – головоломки, способствующие развитию аналитического восприятия, пониманию соотношения целое – части, а также сложные искусственные объекты для экспериментирования типа «проблемных ящиков», стимулирующиедетей к поиску причинно – следственных связей, комбинации условий, приводящих к определённому эффекту. К материалам для исследования в действии относятся и природные объекты, позволяющие опробовать их свойства и различным образом упорядочивать их (коллекции минералов, плодов и семян растений, образцы почв и т.п.). В этот тип материалов должны быть включены и существующие в культуре доступные для дошкольника инструменты и приборы (например циркуль, лупа, весы, термометр и т.п.), прстые механизмы (системы шестерёнок, рычагов и пр.), действия с которыми стимулируют ребёнка к открытию новых свойств окружающих предметов, установлению причинно – следственных связей между вещами и событиями. К этому типу материалов можно отнести также особые объекты для экспериментирования и упорядочения, находящиеся как бы на границе между познавательно – исследовательской и продуктивной деятельностью: разного рода мозаики, стимулирующие развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве. В любом возрасте материал для исследования в действии способствует не только овладению познавательными средствами, но и стимулирует развитие координации руки и глаза, мелкой моторики ребёнка.
К образно – символическому материалу относятся специально разработанные так называемые «наглядные пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений детей, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. Это всевозможные наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т.п. В этот тип включаются и материалы, содержащие графические (наглядные) модели, подводящие ребёнка к «скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщённым связям между вещами и событиями окружающего мира. Это как специально разработанные для детей иллюстрированные схемы – таблицы, графические «лабиринты», так и существующие во «взрослой» культуре, но доступные пониманию дошкольника условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например глобус, карта Земли и т.п.). К образно – символическому материалу относятся также иллюстрированные издания познавательного характера, которые расширяют образный мир ребёнка и содержат элементы наглядно – графического моделирования (условно – символические изображения, классификационные схемы, чертежи – карты и т.п.). К этому же типу отнесён коллекционный материал, содержащий большие возможности для классификационного исследования (коллекции монет, марок и т.п.).
К нормативно – знаковому относится материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п. Этот материал, который постепенно опробуется и исследуется ребёнком, готовит его к освоению письменной речи (чтения и письма), начальной математики, т.е.к овладению универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности. (Здесь имеются в виду материалы, поступающие в свободное распоряжение детей, которые могут быть использованы и на обучающих занятиях, но не вторгаться в сферу последних со специальным «раздаточным материалом», разработанным в рамках каждой образовательной программы).
Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, они изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом этапе создаёт возможность для полноценной и разнообразной познавательно – исследовательской деятельности.
Так,
ϖ в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно – символического материала;
ϖ в 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно – символический материал начинает занимать большее место;
ϖ в 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно – символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно – знакового материала;
ϖ в 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.
Предлагаемая условная типология материала представляется более ориентированной на целостный образовательный процесс в детском саду, нежели традиционное сведение всех материалов для познавательной деятельности в рубрику «дидактические материалы», которые принято разделять по направленности на развитие отдельных психических функций (материалы для развития сенсорики, наглядно – образного мышления, речи и т.п.). Как уже было отмечено, с возрастом познавательно – исследовательская деятельность усложняется, «задействуя» все эти психические функции.
Кроме того сам термин «дидактические материалы», акцентируя их обучающую направленность, задаёт, поддерживает неявное противопоставление: игровые материалы (для свободной самостоятельной деятельности детей) – дидактические материалы (для обучения). Таким образом, познавательно – исследовательская деятельность обслуживаемая «дидактическими материалами», как бы привязывается в сознании практического педагога к обучающим занятиям, тогда как она имеет полное право быть включённой в реестр видов свободной самостоятельной деятельности дошкольников, равно как и в обучающеие ситуации (с ведущей ролью взрослого). Предложенная условная типология материала позволяет избежать чрезмерной «дидактизации» познавтельно – исследовательской деятельности и в целом познавательной активности детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п.

Цель: Расширение знаний педагогов о создание условий для развития познавательной деятельности детей.

Формируя многосторонние, глубокие, устойчивые и действенные интересы ребенка, педагог-психолог формирует личность ребенка в целом, обогащая его ум. Желание узнать как можно больше, расширить свой круг.

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, .

Спланированная и организованная деятельность по созданию условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования позволяет достичь максимального эффекта и оптимальных резул.

АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступеньк.

Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.

Источник

Познавательная деятельность дошкольников
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Организация познавательной деятельности дошкольника

В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами.

В основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная. Авторы, которые занимались исследованием этого вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность рассматривается авторами как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Для определения понятия познавательной деятельности дошкольников и ее структуры, необходимо определить понятия «познание», «познавательная сфера» и «познавательное развитие».

Познавательная сфера дошкольников – это сложное психическое образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире. Выделяют три компонента познавательной сферы.

К первым компонентам познания относят: что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания, способы и средства познания, как перерабатывает ребенок информацию [4, с. 59].

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. Познавательные процессы – психические процессы, в ходе которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ [3, с. 43].

В исследованиях Н.Н. Поддьякова обнаружились две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста. Первая тенденция: происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Вторая тенденция: в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. [12, с. 45].

Исследования педагогов и психологов (Ю.А. Новопольской, Н.А. Коротковой, Т.И. Шамовой, И.М. Подберёзина, Г.И. Щукиной и др.) показало, что интерес к познавательной деятельности у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, и познание становится увлекательной деятельностью [14, с. 109].

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, оно формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром [6, с. 144].

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений дошкольника (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в воспитательном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач, и т.п.).

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 28.47 КБ
statya.docx 28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Организация познавательной деятельности дошкольника

В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами.

В основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная. Авторы, которые занимались исследованием этого вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность рассматривается авторами как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Для определения понятия познавательной деятельности дошкольников и ее структуры, необходимо определить понятия «познание», «познавательная сфера» и «познавательное развитие».

Познавательная сфера дошкольников – это сложное психическое образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире. Выделяют три компонента познавательной сферы.

К первым компонентам познания относят: что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания, способы и средства познания, как перерабатывает ребенок информацию [4, с. 59].

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. Познавательные процессы – психические процессы, в ходе которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ [3, с. 43].

В исследованиях Н.Н. Поддьякова обнаружились две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста. Первая тенденция: происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Вторая тенденция: в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. [12, с. 45].

Исследования педагогов и психологов (Ю.А. Новопольской, Н.А. Коротковой, Т.И. Шамовой, И.М. Подберёзина, Г.И. Щукиной и др.) показало, что интерес к познавательной деятельности у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, и познание становится увлекательной деятельностью [14, с. 109].

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, оно формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром [6, с. 144].

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений дошкольника (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в воспитательном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач, и т.п.).

Таким образом, познавательная деятельность дошкольника – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Познавательная активность ребёнка заключается: в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи; отбирать способы решения поставленной задачи; добиваться результата и анализировать.

Согласно ФГОС ДО развитие познавательной деятельности дошкольников возможно при наличии в дошкольном учреждении (группе) развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада (группы) имеет большое развивающее значение. Нельзя говорить о полноценном развитии ребенка–дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от взаимодействия с ней позитивную информацию. С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние, а можно мешать проявлению фантазии, развитию индивидуальности, отрицательно влиять на взаимоотношения детей друг с другом, на процесс обучения. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы все условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; должны быть выделены зоны для познавательных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой и др. [8, с. 74].

Как считает В.Н. Аванесова, во вводной части игровой мотивации, происходит постановка познавательной задачи перед детьми, создание познавательно-игровой проблемной ситуации [2, с. 131]. Мотивация может быть игровой или практической.

В основной части происходит решение поставленной задачи. В процессе выполнения цепочки задач ребенок приобретает новые знания и умения (математические, конструктивные), систематизирует ранее полученные представления, учится применять их и новых игровых проблемных ситуациях.

В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно-игровой ситуации.

Специфика использования игровых приемов в ходе познавательного занятии: рекомендуется широко использовать занимательный дидактический материал, обыгрывать их в различных проблемно-игровых ситуациях: дидактические игры, головоломки, ребусы, загадки, конструкторы [9, с. 47].

В познавательном развитии детей Т.И. Ерофеева выделяет три основных варианта моделирования.

1. Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации, где изучение ситуации сопровождается внесением и анализом готовой модели. Эта модель позволяет заинтересовать ребёнка, наглядно иллюстрирует материал. На следующем занятии ребенок воспроизводит ситуацию с опорой на модель.

2. Создание модели воспитателем при участии детей по ходу решения проблемы. Каждая модель обсуждается детьми, выявляются взаимосвязи и способ их обозначения, обсуждается и обосновывается структура, форма модели исходя из особенностей объекта моделирования.

3. Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей
модели как инструмента познания проблемно-игровой ситуации. Важно создать условия для детского опыта по проблеме исследования: чтение литературы, рассматривание картин, наблюдения, беседы, экспериментирование и т.д. Для создания моделей детям предлагается разнообразный материал. Дети анализируют различные варианты, отбирают необходимый материал, создают модель и защищают ее, обосновывая свой вариант [7, с. 59-63].

Функция воспитателя – создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Воспитатель может подключиться к деятельности детей или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

У ребенка старшего дошкольного возраста, усвоившего достаточный запас знаний и умений, в рамках этой деятельности развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения, осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе.

Таким образом, организованная исследовательская деятельность позволяет дошкольникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную деятельность.

На основе изучения психолого-педагогической литературы по данной проблеме, нами было проведено диагностическое исследование и мы выявили уровень развития познавательной деятельности детей 5-6 лет с помощью отобранных диагностических методик.

Были использованы три диагностические диагностики:

  1. Методика «Познавательная потребность дошкольника» (В.С.Юркевич, модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту Э.А.Барановой) [15, с. 91].
  2. Методика «Древо желаний» (В.С.Юркевич) [15,90].
  3. Методика «Маленький исследователь» (Л.Н.Прохорова) [11, с. 262].

Предлагаем рекомендации по совершенствованию организации познавательной деятельности дошкольника согласно ФГОС ДО.

Первым рекомендационным аспектом является:

— необходимо приобрести : наборы счётного материала, наборы цветных счётных палочек Кюизенера, логические блоки геометрических форм (блоки Дьениша), комплекты тематических карточек, наборы для экспериментирования и исследования (воронки, пипетки, пробирки, микроскопы);

— наборы кукольного театра, «жанры живописи», комплекты изделий народных промыслов, музыкальные инструменты.

Вторым аспектом рекомендаций является: повышение уровня развития деятельности экспериментирования будет эффективным, если создать условия самостоятельной деятельности детей; пополнить центры экспериментирования книгами познавательного характера.

Рекомендации для воспитателей:

— систематически использовать поисковые и исследовательские методы и приёмы на занятиях разных видов;

— пополнить уголки познавательной активности детей (природным материалом; разными видами бумаг; медицинскими материалами – пипетки, колбы, мерные ложки; прочими материалами – зеркала, и т.д.);

— приобрести развивающие игры;

— больше давать детям творческие задания;

— приобрести оборудование для центра «Воды и песка»;

— больше с детьми проводить наблюдения;

— создавать модели об изменениях в неживой природе;

— проводить с детьми эвристические беседы;

— учитывать возрастные особенности детей;

— изучить интересы детей в экспериментальной деятельности;

— провести консультацию с родителями по организации поисково-исследовательской деятельности детей дома;

— при проведении занятий, хорошо продумать место расположения детей;

— чётко и правильно продумать вопросы к детям;

— соблюдать правила безопасности.

Было установлено, что у детей преобладает средний уровень, это указывает на необходимость организации и проведения познавательной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сказать, что познавательная деятельность дошкольника это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

Согласно требованиям ФГОС ДО в работе необходимо учитывать следующие факторы: создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе; наличие в дошкольном учреждении (группе) развивающей предметно-пространственной среды, обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку; включение ребенка в разные формы самостоятельной познавательной деятельности (игровую, исследовательскую).

Главное достоинство заключается в том, что она близка дошкольникам, ребёнок выступает в этом процессе как полноценная личность, как творец собственной деятельности. Экспериментирование способствует формированию любознательности, умению задавать вопросы взрослым.

Однако данное исследование не претендует на полное решение проблемы организации познавательной деятельности дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО, поскольку возможна дальнейшая работа в данном направлении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 г. Москва «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения детей в детском саду / В.Н.Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н.Аванесовой. – М.: Просвещение, 2009.– С. 125-155.
  3. Баданина, Л.И. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии / Л.И. Баданина. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. – 264 с.
  4. Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации/ Д.Е.Берлайн // Вопросы психологии. – 2009. – №3. – С. 54-60.
  5. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С.Мухина – М.: Сфера 2010. – 266 с.
  6. Воспитание детей в игре / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: 2009. – 156 с.
  7. Ерофеева, Т.И. Моделирование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников математике / Т.И. Ерофеева. – М.: МГПУ, 2009. – 68 с.
  8. Купарадзе, Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Н.Ц. Купарадзе. – М., 2011. – 121 с.
  9. Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А.Новопавловская // Дошкольная педагогика. – 2009. – №8. – С. 46-48.
  10. Поддьяков, Н.Н. Исследовательское поведение / Н.Н. Поддьяков. – М.: Академия, 2009. – 266 с.
  11. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Л.Н.Прохорова. – М.: АРКТИ, 2012. – 267 с.
  12. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.
  13. Рамонова, К.М. Особенности и пути их развития любознательности у детей дошкольного возраста / К.М. Рамонова. – СПб., 2009. – 257 с.
  14. Шамова, Т.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Т.И.Шамова. – М.: Сфера, 2009 . – 351 с.
  15. Юркевич, В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. – 2009. – №2. – С. 83-92.

Предварительный просмотр:

Организация познавательной деятельности дошкольника

В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами.

В основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная. Авторы, которые занимались исследованием этого вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность рассматривается авторами как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Для определения понятия познавательной деятельности дошкольников и ее структуры, необходимо определить понятия «познание», «познавательная сфера» и «познавательное развитие».

Познавательная сфера дошкольников – это сложное психическое образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире. Выделяют три компонента познавательной сферы.

К первым компонентам познания относят: что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания, способы и средства познания, как перерабатывает ребенок информацию [4, с. 59].

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. Познавательные процессы – психические процессы, в ходе которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ [3, с. 43].

В исследованиях Н.Н. Поддьякова обнаружились две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста. Первая тенденция: происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Вторая тенденция: в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. [12, с. 45].

Исследования педагогов и психологов (Ю.А. Новопольской, Н.А. Коротковой, Т.И. Шамовой, И.М. Подберёзина, Г.И. Щукиной и др.) показало, что интерес к познавательной деятельности у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, и познание становится увлекательной деятельностью [14, с. 109].

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, оно формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром [6, с. 144].

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений дошкольника (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в воспитательном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач, и т.п.).

Таким образом, познавательная деятельность дошкольника – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Познавательная активность ребёнка заключается: в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи; отбирать способы решения поставленной задачи; добиваться результата и анализировать.

Согласно ФГОС ДО развитие познавательной деятельности дошкольников возможно при наличии в дошкольном учреждении (группе) развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада (группы) имеет большое развивающее значение. Нельзя говорить о полноценном развитии ребенка–дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от взаимодействия с ней позитивную информацию. С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние, а можно мешать проявлению фантазии, развитию индивидуальности, отрицательно влиять на взаимоотношения детей друг с другом, на процесс обучения. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы все условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; должны быть выделены зоны для познавательных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой и др. [8, с. 74].

Как считает В.Н. Аванесова, во вводной части игровой мотивации, происходит постановка познавательной задачи перед детьми, создание познавательно-игровой проблемной ситуации [2, с. 131]. Мотивация может быть игровой или практической.

В основной части происходит решение поставленной задачи. В процессе выполнения цепочки задач ребенок приобретает новые знания и умения (математические, конструктивные), систематизирует ранее полученные представления, учится применять их и новых игровых проблемных ситуациях.

В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно-игровой ситуации.

Специфика использования игровых приемов в ходе познавательного занятии: рекомендуется широко использовать занимательный дидактический материал, обыгрывать их в различных проблемно-игровых ситуациях: дидактические игры, головоломки, ребусы, загадки, конструкторы [9, с. 47].

В познавательном развитии детей Т.И. Ерофеева выделяет три основных варианта моделирования.

1. Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации, где изучение ситуации сопровождается внесением и анализом готовой модели. Эта модель позволяет заинтересовать ребёнка, наглядно иллюстрирует материал. На следующем занятии ребенок воспроизводит ситуацию с опорой на модель.

2. Создание модели воспитателем при участии детей по ходу решения проблемы. Каждая модель обсуждается детьми, выявляются взаимосвязи и способ их обозначения, обсуждается и обосновывается структура, форма модели исходя из особенностей объекта моделирования.

3. Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей
модели как инструмента познания проблемно-игровой ситуации. Важно создать условия для детского опыта по проблеме исследования: чтение литературы, рассматривание картин, наблюдения, беседы, экспериментирование и т.д. Для создания моделей детям предлагается разнообразный материал. Дети анализируют различные варианты, отбирают необходимый материал, создают модель и защищают ее, обосновывая свой вариант [7, с. 59-63].

Функция воспитателя – создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Воспитатель может подключиться к деятельности детей или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

У ребенка старшего дошкольного возраста, усвоившего достаточный запас знаний и умений, в рамках этой деятельности развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения, осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе.

Таким образом, организованная исследовательская деятельность позволяет дошкольникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную деятельность.

На основе изучения психолого-педагогической литературы по данной проблеме, нами было проведено диагностическое исследование и мы выявили уровень развития познавательной деятельности детей 5-6 лет с помощью отобранных диагностических методик.

Были использованы три диагностические диагностики:

  1. Методика «Познавательная потребность дошкольника» (В.С.Юркевич, модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту Э.А.Барановой) [15, с. 91].
  2. Методика «Древо желаний» (В.С.Юркевич) [15,90].
  3. Методика «Маленький исследователь» (Л.Н.Прохорова) [11, с. 262].

Предлагаем рекомендации по совершенствованию организации познавательной деятельности дошкольника согласно ФГОС ДО.

Первым рекомендационным аспектом является:

— необходимо приобрести : наборы счётного материала, наборы цветных счётных палочек Кюизенера, логические блоки геометрических форм (блоки Дьениша), комплекты тематических карточек, наборы для экспериментирования и исследования (воронки, пипетки, пробирки, микроскопы);

— наборы кукольного театра, «жанры живописи», комплекты изделий народных промыслов, музыкальные инструменты.

Вторым аспектом рекомендаций является: повышение уровня развития деятельности экспериментирования будет эффективным, если создать условия самостоятельной деятельности детей; пополнить центры экспериментирования книгами познавательного характера.

Рекомендации для воспитателей:

— систематически использовать поисковые и исследовательские методы и приёмы на занятиях разных видов;

— пополнить уголки познавательной активности детей (природным материалом; разными видами бумаг; медицинскими материалами – пипетки, колбы, мерные ложки; прочими материалами – зеркала, и т.д.);

— приобрести развивающие игры;

— больше давать детям творческие задания;

— приобрести оборудование для центра «Воды и песка»;

— больше с детьми проводить наблюдения;

— создавать модели об изменениях в неживой природе;

— проводить с детьми эвристические беседы;

— учитывать возрастные особенности детей;

— изучить интересы детей в экспериментальной деятельности;

— провести консультацию с родителями по организации поисково-исследовательской деятельности детей дома;

— при проведении занятий, хорошо продумать место расположения детей;

— чётко и правильно продумать вопросы к детям;

— соблюдать правила безопасности.

Было установлено, что у детей преобладает средний уровень, это указывает на необходимость организации и проведения познавательной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сказать, что познавательная деятельность дошкольника это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

Согласно требованиям ФГОС ДО в работе необходимо учитывать следующие факторы: создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе; наличие в дошкольном учреждении (группе) развивающей предметно-пространственной среды, обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку; включение ребенка в разные формы самостоятельной познавательной деятельности (игровую, исследовательскую).

Главное достоинство заключается в том, что она близка дошкольникам, ребёнок выступает в этом процессе как полноценная личность, как творец собственной деятельности. Экспериментирование способствует формированию любознательности, умению задавать вопросы взрослым.

Однако данное исследование не претендует на полное решение проблемы организации познавательной деятельности дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО, поскольку возможна дальнейшая работа в данном направлении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 г. Москва «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения детей в детском саду / В.Н.Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н.Аванесовой. – М.: Просвещение, 2009.– С. 125-155.
  3. Баданина, Л.И. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии / Л.И. Баданина. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. – 264 с.
  4. Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации/ Д.Е.Берлайн // Вопросы психологии. – 2009. – №3. – С. 54-60.
  5. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С.Мухина – М.: Сфера 2010. – 266 с.
  6. Воспитание детей в игре / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: 2009. – 156 с.
  7. Ерофеева, Т.И. Моделирование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников математике / Т.И. Ерофеева. – М.: МГПУ, 2009. – 68 с.
  8. Купарадзе, Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Н.Ц. Купарадзе. – М., 2011. – 121 с.
  9. Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А.Новопавловская // Дошкольная педагогика. – 2009. – №8. – С. 46-48.
  10. Поддьяков, Н.Н. Исследовательское поведение / Н.Н. Поддьяков. – М.: Академия, 2009. – 266 с.
  11. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Л.Н.Прохорова. – М.: АРКТИ, 2012. – 267 с.
  12. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.
  13. Рамонова, К.М. Особенности и пути их развития любознательности у детей дошкольного возраста / К.М. Рамонова. – СПб., 2009. – 257 с.
  14. Шамова, Т.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Т.И.Шамова. – М.: Сфера, 2009 . – 351 с.
  15. Юркевич, В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. – 2009. – №2. – С. 83-92.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия- один из видов позновтельной деятельности детей с окружающим миром, одна из трудоемких и сложных форм обучения.

Е.А. Сухарева,Старший воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Рябинка» комбинированного вида п. Тургенево Ардатовского района республики Мордовия «Ра.

Многие современные родители на сегодняшний день, к сожалению, считают, что детский сад — это то место, куда ребенка можно привести утром и в него, как в копилочку, будут складывать необходимые знания .

Возрастной период от пяти до шести лет – значимый этап в развитии познавательной деятельности дошкольника. В старшем дошкольном возрасте познавательная сфера начинает играть существенную роль в .

Статья об особенностях познвательной деятельности дошкольников.

Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Галий Светланы Ивановны на тему: «Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования».

Источник

Читайте также:  Бизнес идеи с минимальным вложением для небольшого города
Оцените статью