- Пошаговая инструкция регистрации фонда на 2021 год
- Разница между фондом и другими некоммерческими организациями
- Виды и особенности
- Благотворительный
- Общественный
- Некоммерческая организация
- Учреждение
- Нежилой
- Пошаговая инструкция регистрации
- Сложности и возможные риски
- Хотим создать фонд, который будет помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Не можем решить, какой фонд создавать: общественный, благотворительный или просто фонд. Чем они отличаются?
Пошаговая инструкция регистрации фонда на 2021 год
Под фондом принято понимать систему идей и ресурсов, используемую для достижения определенных целей некоммерческого характера. В РФ фондом принято считать некоммерческую организацию, которая учреждена силами граждан и юридических лиц на базе имущественных взносов. Она обычно преследует общественно-полезные, социально-культурные, образовательные, благотворительные цели.
В статье будут рассмотрены виды фондов, существующих в настоящее время, их характеристики, а также пошаговая инструкция создания и регистрации.
Разница между фондом и другими некоммерческими организациями
Фонд представляет распространенную организационно-правовую форму некоммерческих организаций, которая учреждена посредством объединения имущественных взносов. В сравнении с другими формами НКО фонд имеет большое количество особенностей:
- Основание происходит на членстве, так что за участниками не закрепляется обязательство по принятию участия в деятельности фонда, но право на управление его делами также отсутствует.
- Данная организация выступает в качестве полноправного собственника входящего в состав имущества, а учредители не несут ответственность по долговым обязательствам.
- Если фонд будет ликвидирован, имущество, сохранившееся вследствие погашения долгов, не подлежит распределению между учредителями и членами.
- Данная НКО имеет ограниченную правоспособность. В связи с этим имеется право на осуществление только той деятельности, которая соответствует целям ее формирования. Они прописываются в уставе.
- За фондом не закреплено право на принятие участия в товариществах, а его создатели не могут быть органами государственной власти и местного самоуправления.
- Имущественная работа фонда должна производиться публично. Чтобы обеспечить надзор за соответствием нормам и положениям, формируется соответствующий попечительский совет, а также контрольно-ревизионный отдел.
- Члены организации занимаются исполнением своих непосредственных обязанностей на общественных началах, добровольно и не получают за это вознаграждение.
Виды и особенности
На практике существует несколько разновидностей фондов. Стоит рассмотреть их особенности и характеристики по отдельности.
Благотворительный
Благотворительный фонд – это НКО. Он учрежден за счет объединения нескольких взносов имущественного характера. Цель его создания и существования – ведение благотворительной деятельности.
В качестве регламента по порядку регистрации и ведения деятельности выступает устав. Существует два варианта получения средств на деятельности организации:
- поиск спонсора в лице мецената (государства или организации);
- самостоятельный заработок.
Нельзя принимать участие в благотворительных фондах структурам государственной власти, местного самоуправления, предприятиям государственного и муниципального значения. Благотворительные фонды не вправе принимать участие в хозяйственных обществах наряду с иными юридическими лицами.
В качестве регламента в отношении деятельности этой организации выступает ФЗ №135 от 11 августа 1995 года. Обязательным является формирование попечительского совета в лице контролирующей структуры.
Цель ее формирования – надзор за деятельностью организации и использованием ее средств. Попечительский совет, созданный в рамках фонда, имеет право на обращение в судебные инстанции, заявив о необходимости ликвидации предприятия.
Как устроен типичный благотворительный фонд? Ответ на вопрос – ниже на видео.

Общественный
Это одна из разновидностей НКО, не предусматривающих членство. Цель создания состоит в формировании имущества и его последующего применения для общественных целей.
- Обеспечение социальной поддержки граждан и их защиты, а также совершенствование имеющегося материального положения малообеспеченных слоев населения.
- Проведение социальной реабилитации безработных лиц и граждан с инвалидностью, которые в силу обстоятельств не в состоянии действовать самостоятельно.
- Подготовка граждан к преодолению результатов бедствий стихийного характера, катастроф экологического, промышленного типа.
- Оказание всесторонней помощи и поддержки лицам, пострадавшим по причине репрессий, терактов, природных факторов.
- Содействие совершенствованию мира и дружбе между различными народностями.
- Трактовка понятия института семьи и его укрепление в обществе.
- Содействие в ходе получения образования и просвещения граждан в научной, культурной, социальной сфере.
- Поддержание стандартов и принципов здравоохранения, агитация по здоровому образу жизни.
- Пропаганда спорта.
- Защита окружающей среды и исторических объектов.
Некоммерческая организация
Это НКО, и она не предполагает членства и учреждается физическими, юридическими лицами на базе взносов, совершенных в добровольном порядке. Создание может производиться в целях оказания всесторонних услуг, связанных с образованием, культурой, здравоохранением, наукой, спортом.
В качестве регламента в данном направлении выступает ФЗ №7 от 12 января 1996 года. В соответствии с ним некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность и достигать целей, для которых она формировалась. Однако распределение прибыли между учредителями не происходит.
Право на имущество у учредителей не сохраняется, как и ответственность по обязательствам. Организаторы не имеют никаких привилегий по сравнению с участниками НКО и могут применять ее услуги равноправно с другими лицами на аналогичных условиях.
Надзор и контроль деятельности осуществляется в порядке, который прописан в учредительной документации. В качестве высшего коллегиального управленческого органа выступает общее учредительское собрание, совет или правление.
Учреждение
Под учреждением принято понимать НКО, которая была сформирована собственниками в целях решения управленческих и социальных задач. Она может спонсироваться организатором полностью или частично.
Собственником может быть юридическое или физическое лицо, а также образование муниципального значения, государственное учреждение. Есть вероятность участия нескольких собственников. В качестве базового учредительного документа выступает устав, утверждением которого занимается собственник.
Учреждение несет прямую и непосредственную ответственность по обязательствам, которые пребывают в его распоряжении. Если денежных средств в наличии для решения задач недостаточно, и погасить ими долги невозможно, они взыскиваются с участием собственника организации.
Наряду с этим учредитель имеет право наделить учреждение правом осуществления коммерческой деятельности. Полученные от нее доходы подлежат обязательному учету на балансе и являются средствами хозяйственной деятельности.
Нежилой
Нежилой фонд представляет комплекс помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное понятие приведено в ст. 7.24 КоАП РФ.
В законе сказано, что нежилой фонд включает здания, постройки, сооружения и отдельные помещения, включая встроено-пристроенные территории, которые не признаны жилыми и не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилому фонду.
К учету нежилого фонда принято относить первичную техническую инвентаризацию, которая проводится силами органа технического учета и БТИ.
Пошаговая инструкция регистрации
Пошаговая инструкция прохождения регистрационной процедуры включает следующее:
- Подготовка требуемого набора документов.
- Уплата государственной пошлины.
- Нотариальное подтверждение заявления.
- Подача документации в Министерство юстиции по месту жительства и регистрации.
- Ожидание принятия решения регистрирующим органом.
- Выдача бумаг, выступающих в качестве официального подтверждения прохождения процедуры официального оформления.
Средняя продолжительность регистрации составляет месяц. Размер пошлины, которая взимается за его прохождение, равен 4000 руб. Документы, обязательные к подаче, следующие:
- заявление, составленное в соответствии с формой РН0001, включающее сведения о ФИО, адресе, коде деятельности, составленное в двух экземплярах;
- учредительные документы (устав), подаваемые в количестве трех штук, с наименованием фонда, целями его организации и деятельности, адресе, сведениями об управляющих структурах;
- протокол о создании организации, он необходим в случае, если количество учредителей – два и более, если учредитель один, оформляется единоличное решение;
- копия свидетельства о праве собственности / гарантийного письма;
- сведения о лицах, являющихся учредителями фирмы, в частности, об ИНН, ОГРН, названиях, адресах, контактных данных;
- квитанция об оплате государственной пошлины в оригинальном и отксерокопированном варианте.
Все документы должны быть тщательно прошиты и пронумерованы, а также подписаны лицом, выступающим в качестве заявителя. Документы может подавать, в том числе, доверенное лицо. Общая длительность процедуры регистрации равна 30 дням.
Сложности и возможные риски
Регистрация фонда представляет длительный и кропотливый процесс. В связи с этим не каждый учредитель сможет выполнить эту задачу грамотно. Дело в том, что регистрация проводится в Министерстве Юстиции, которое на регулярной основе меняет регламент.
Если в документации допущены ошибки, и она не соответствует нормативу, Минюст может отказать. Немаловажную роль играет завышение требований к юридическому адресу фонда.
Таким образом, фонды представлены в нескольких видах. Регистрация предполагает строгое соблюдение пошагового алгоритма действий, соблюдая который можно избежать ошибок и недочетов.
О регистрации некоммерческой организации в виде фонда – ниже на видео.

Источник
Хотим создать фонд, который будет помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Не можем решить, какой фонд создавать: общественный, благотворительный или просто фонд. Чем они отличаются?
Хотим создать фонд, который будет помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Не можем решить, какой фонд создавать: общественный, благотворительный или просто фонд. Чем они отличаются?
Некоммерческие организации должны создаваться в определенной организационно-правовой форме и иметь закрепленный уставе предмет деятельности. В настоящее время в российском законодательстве существуют две правовые формы фондов: фонд и общественный фонд. Первый создается и действует в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Согласно статье 7 указанного закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Второй является разновидностью общественного объединения, создается и действует в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и обладает рядом специфических признаков. Общественный фонд представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.
Слово «благотворительный указывает не на правовую форму фонда, а на характер его деятельности. По виду деятельности фонд может быть благотворительным и может не быть таковым. Благотворительный фонд должен соответствовать нормам Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который наделяет благотворительные организации некоторыми дополнительными правами и налагает на них некоторые дополнительные обязанности и ограничения. Помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации вполне укладывается в рамки благотворительной деятельности, поэтому вы можете создать:
Ø благотворительный фонд,
Ø общественный фонд,
Ø благотворительный общественный фонд.
Теоретически между фондом и общественным фондом существует целый ряд различий, однако на практике существенных различий не много.
С точки зрения источников формирования имущества, фонд и общественный фонд находятся в равных условиях — и тот и другой могут привлекать средства граждан и юридических лиц, российских и иностранных, могут зарабатывать средства самостоятельно, осуществляя предпринимательскую деятельность. С точки зрения формата деятельности, каждый из фондов может финансировать проекты и программы других организаций, но может и осуществлять собственные проекты (проводить семинары и тренинги, издавать книги, проводить различные мероприятия и т. д.). Общим для обоих фондов является условие, что фонд должен быть создан на основе имущественного взноса, однако в обоих случаях минимальный размер этого взноса не определен.
Существенное практические отличие состоит в том, что общественный фонд, являясь общественным объединением, обладает таким признаком, как территориальная сфера деятельности. Общественный фонд может быть местным (действует в пределах муниципального образования), региональным (в пределах субъекта Российской Федерации), межрегиональным (действует на территории по крайней мере двух субъектов Российской Федерации и имеет в них структурные подразделения) и общероссийским (действует на территории всей России и имеет структурные подразделения по крайней мере в половине всех субъектов Российской Федерации). Территория, в пределах которой общественный фонд осуществляет свою деятельность, обязательно указывается в его уставе, а слово «местный» («региональный» и т. д.) обязательно включается в название. За соблюдением этого требования устава внимательно следят не только органы Минюста, но и налоговые органы, потому что расходование средств общественного фонда на мероприятия, проходящие «за границами» его территории, считается нецелевым использованием.
В отличие от общественного фонда, «просто» фонд, т. е. созданный в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», территориальной сферы деятельности не имеет и поэтому может действовать где угодно. Если этот фактор важен для планирования будущей работы, надо его учесть. Например, фонд создается для помощи людям, проживающим в определенном городе, и в ближайшем будущем расширять сферу своей деятельность не планирует. Тогда можно создать общественный фонд с указанием «местный» или «региональный». Если же в планы учредителей входит помощь людям в самых разных точках страны, но о создании структурных подразделений речи не идет, лучше остановить свой выбор на организационно-правовой форме «фонд».
Фонд, созданный в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», может быть учрежден одним лицом или несколькими лицами. Число учредителей не ограничено. Учредителями могут быть физические и юридические лица, как российские, так и иностранные. Общественный фонд обязательно создается по инициативе не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица, однако это могут быть только общественные объединения. Учредители общественного фонда — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности. Это означает, что при принятии решений каждый учредитель обладает равным числом голосов, не зависящим от размера имущественного взноса учредителя.
Формирование органов управления фондом полностью определяется уставом. Законодательство не устанавливает количественного состава этих органов, не предъявляет никаких требований к их независимости. В отличие от Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федеральный закон «Об общественных объединениях» дает определение такого субъекта, как участник общественного объединения, в частности участник общественного фонда. Участниками общественного фонда могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного фонда и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Общественный фонд может, но не обязан иметь участников. Соответственно, имеются некоторые отличия в порядке формирования руководящих органов общественного фонда. Руководящий орган общественного фонда может быть сформирован (а) его учредителями, (б) участниками либо (в) совместно учредителями и участниками. Учредители формирует руководящий орган путем персональных назначений, а участники избирают его на съезде (конференции) или общем собрании. Совместное формирование руководящего органа заключается в том, что учредители рекомендуют съезду, конференции или общему собранию участников кандидатуры для избрания в руководящий орган. Выбор одного из трех вариантов формирования руководящего органа делают учредители, разрабатывая и утверждая устав фонда.
И фонд, и общественный фонд обязаны сформировать попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда должен осуществлять свою деятельность на общественных началах. Никаких требований к порядку формирования и деятельности попечительского совета закон не предъявляет, этот порядок полностью определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.
Фонды, созданные в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» не обязаны иметь контрольно-ревизионный орган (спорным является это утверждение для благотворительных фондов). Общественные фонды обязаны сформировать контрольно-ревизионный орган. И тот, и другой фонд должны проходить ежегодную аудиторскую проверку, если источниками образования их средств являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.
Процедуры регистрации фонда и общественного фонда практически совпадают. Исключение составляют общероссийские общественные фонды, которые регистрируются не управлениями Минюста, а самим Минюстом. Отличаются объем и содержание отчетов (информации), которые обе формы фондов представляют в управления Минюста, но эти отличия не столь существенны, чтобы ориентироваться на них при выборе организационно-правовой формы.
Общественный фонд, не осуществляющий предпринимательской деятельности, представляет в налоговый орган бухгалтерскую отчетность один раз в год (а не каждый квартал) и в упрощенном составе. Однако в последнее время все больше НКО применяют упрощенную систему налогообложения, при которой бухгалтерская отчетность вовсе не сдается в налоговую инспекцию, так что этот фактор также не играет определяющей роли.
Возможно, при выборе организационно-правовой формы следует учесть не юридический, а имиджевый фактор. В российском законодательстве не выделяются частные или корпоративные фонды; в российской действительности существует множество фондов, созданных одним или двумя-тремя людьми, которые не внесли в этот фонд ни копейки. Здесь нет нарушений законодательства. И все-таки, если учредители планируемого фонда не в состоянии сами хотя бы частично финансировать его деятельность, лучше создавать общественный фонд. В слове «общественный» уже заложен призыв объединить усилия, помочь всем миром: «возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».
Источник