Смысл своей педагогической деятельности

Статья «Смысл педагогической деятельности»
статья на тему

Скачать:

Вложение Размер
рассуждение о смысле педагогической деятельности 17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель должен знать, что попросту никому ничего не должен и ему не должны

Именно так. Если представить, что учитель должен, то это предполагает под собой ответные действия со стороны тех, кому он должен. То есть его бескорыстность в условиях нашего мира оборачивается личной выгодой и желанием ответа, морального или какого-либо иного со стороны учащихся.

Допустим, учитель должен каждый день готовиться к уроку. Это является правилом для большинства педагогов. Однако, подсознательно, чувствуя на себе выполнение своей «великой миссии» подготовки к уроку, учитель строит иллюзии, что ученики в ответ так же должны ему выполнять заданную домашнюю работу. Это дало толчок когда-то в прошлом к оценочной системе обучения. То есть, если мораль, заданная учителем не будет выполняться, то он сыграет на чувствах учеников на сугубо-психологическом уровне путем понижения оценки или выставления абсолютно низкого бала.

И получается дурной замкнутый круг.

Что же я предлагаю?

Я предлагаю основывать отношения не на факторе «должен», а на факторе «хочу». И не в вульгарном эгоистическом смысле, а в «хочу» совсем иного понимания. Например, «хочу сделать своим ученикам сюрприз», «хочу провести интересный урок», «хочу увидеть счастье на лицах», «хочу научить детей любить искусство», «хочу показать им несколько окошек, из которых мир кажется столь многогранным и прекрасным, что забываешь о всякой суетности и мелочности нашего настоящего пребывания в роли человека».

И в ответ от своих учеников педагог, возможно и не по-настоящему, а на инстинктивном уровне услышит их чистые «хочу»: «хочу знать этот предмет, потому что мне раскрыли его суть не на вопросах обязательности, а на вопросах интересности», «хочу обрадовать учителя, не потому, что мне нужна оценка, а потому, что я научился ценить людей и любить их искренне», и т.д.

Возможно, мои суждения кажутся несколько утопичными, но думаю, что они абсолютно правильны и честны по отношению к ученикам.

Нужно быть требовательным к себе, но так, чтобы Ваша требовательность не компенсировалась за счет учеников. Выполняя это достаточно простенькое условие, можно достичь небывалых успехов в данной деятельности, и плюс к этому, можно обогатить свой собственный внутренний мир и возвысить духовный уровень

Каждый ученик – это наглядное доказательство благодарности учителя каждому вдыхающему воздух сущест

Если человек обучает и воспитывает исключительно потому, что может получать хоть какую зарплату – это не учитель.

Если человек стремится самоутверждаться за счет учеников, подвергая их постоянному террору, это – не учитель.

Если он считает себя «великим», это – не учитель.

Как же прощупать эту почти невидимую, едва ощутимую связь, грань между человеком и учителем? Учителя можно разглядеть под бескорыстностью и просто нечеловеческой самоотдачей, под тягой к идеальному и стремлением к новому, а главное – к Истине.

Педагог не имеет никакого права укореняться в своем мнении как единственно верном и будь он хоть трижды учитель со стажем в тридцати лет, он способен ошибиться и в какой-то момент, совершив ошибку, должен уметь признать это, однако самолюбие некоторых учителей столь высоко, что всякая мысль об их хотя бы частичном незнании или неправильности мнения по данному вопросу не то что пугает , но просто не допускается,что проявляется в безапелляционном презрении и принижении спорщика.

Ученик — доказательство благодарности учителя каждому из живущих, потому что только для такого учителя не существует общепризнанных норм, догматов, правил, обуславливающих собственный липовый авторитет, для них существует только величайшая терпимость к каждому и неукротимая сила прощения и гуманности.

Учитель – это заранее сильнее, заранее отчаяннее в поступках и мыслях, заранее болезненнее в вопросах Себя. Учитель – это заранее благосклоннее, заранее благороднее и заранее высокодуховнее. Однако каждый такой учитель должен предполагать и ставить заведомо выше и одновременно наравне с собой ученика.

Такая требовательность с моей стороны по отношению к личности педагога предполагает очень тщательный отбор на эту должность, но ведь так и есть. Педагогическая деятельность не терпит случайных, пришлых людей и не переносит ошибок. Каждая ошибка в выборе может отозваться в будущем просто грандиозными по своему безобразию последствиями.

Педагогическая деятельность – это высшее проявление любви, притом не без-умной любви, а именно с-умной, с-мудрой, с-благодарной, не требующей ответа и доказательств.

Идеалом педагогической деятельности для учителя является Бог, независимо от того, верит ли педагог в Него, или нет. Именно, там, на страницах Писания, если читать его как педагогический труд, скрыты секреты этого тяжелого ремесла, или даже не ремесла, а выше того – Творчества. И опять же, если прибегнуть к Библии, то можно вспомнить, что Бог – это Любовь.

Следовательно, идеалом педагогической деятельности для учителя является Любовь.

Вот мы и пришли к нашему тезису.

Но здесь любовь рассматривается не как продукт эгоизма, взаимной выгоды и сексуального влечения, а как целая культура человека, выстроенная на бес-ко-рыс-ти-и. То есть учитель должен буквально отрывать от себя частицы души ради учительской деятельности и детей, не задумываясь об этом. Тому, кто не задумывается, не ставит себе это в заслугу, все отданное возвратится обратно, во сто крат большем размере.

Только зачастую учитель прежде гордец, чем творец и сотворец человеческой души.

Что такое, в сущности, педагогическая деятельность?

Это когда самое лучшее , что есть у данного человека (учителя) наработанного в душе вступает в союз с самым лучшим и наработанным у учащегося и вместе они начинают постепенно совершенствовать внутренний духовный, глубинный, чувственный мир, при том мир учителя, если он учитель во всем глобальном понимании, также постоянно подвергается совершенствованию.

Педагог-истина никогда не встанет над учащимся, он встанет рядом и будет легонько придерживать за руку, вести, но не так, как ведут нерадивое дитя в школу, а нежно, с готовностью остановиться, подождать, ободрить, и, не направляя на цель, а высказываясь по поводу нее.

Итак, педа гогическая деятельность – это любовь в самом высоком проявлении, то есть сродни проявлению божественного начала в каждом.

Кроме Вас для именно этого ребенка и человека существует как минимум еще один учитель – он сам.

Многие из учителей – давители сущности ребенка. То есть диктующие свое и за своими словами не различающие ребенка, который ещё не может сопротивляться авторитету и опыту, ведь он думает, что взрослый человек по определению не бывает неправым. Учитель, его воздействие на ребёнка порой оказывается гораздо сильнее, чем мы можем предположить. В своё время , в одной из книг я прочла, что самое сильное влияние на судьбу человека оказывают три человека: его мать, первый воспитатель ( няня, бабушка, воспитательница д/сада) и. учитель. В своей деятельности учитель должен идти от сердца, а не от разума. потому что только сердце есть для педагога высший показатель правильности методов воспитания.

Источник

Эссэ о смысле педагогической деятельности.
материал

Я постаралась раскрыть смысл педагогической деятельности, высказать свою точку зрения об изменениях в процессе обучения.

Скачать:

Вложение Размер
Эссэ о смысле педагогической деятельности. 16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он будет только подражать, копировать.

Для меня фраза великого писателя, философа и педагога Л.Н. Толстого наполнена особым смыслом. Я только недавно начала свой путь в профессии педагога и вопрос о том, чему учить и как учить, в моем случае отнюдь не праздный. Хорошо помню, как учили нас и, честно сказать, не считаю свое образование таким уж плохим. Но дело вовсе не в этом. Дело в том, что времена меняются. Нынешняя жизнь по сравнению с тем, что было лет 10, 20 назад – это как гонки с участием первого паровоза и скоростного экспресса – вызывает улыбку, настолько неравны позиции. Да, мир изменился до неузнаваемости. И теперь он диктует то, каким должен быть новый человек. А правда, каким?

Попробуем проанализировать ситуацию. Какой человек востребован сегодня? Кто выдержит конкуренцию? Специалисты какой области знаний необходимы более всего? Безусловно, нужны такие умы, которые способны очень быстро разобраться в меняющейся ситуации, принять самостоятельное решение, а главное, понимать, что однажды полученных знаний не хватит на всю жизнь. То есть способность к самообразованию выходит на первое место. В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Перед педагогами возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения.

В нашем распоряжении целый арсенал педагогических технологий, а знание их и умение применять в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся как раз и говорит о том, насколько педагог соответствует своему предназначению и созвучен времени.

Что должен делать сегодняшний ученик на уроке? Он должен делать открытия! Сам, самостоятельно! Исследовать, найти, удивиться, рассказать другим… И даже не догадаться, что его открытие – это результат кропотливой, очень тонкой и продуманной работы педагога. Мысль учителя при подготовке к уроку сродни мысли шахматиста: всегда надо предвидеть, чем обернется слово или действие в следующий момент. И всегда надо предугадать открытие и предотвратить неудачу.

Я считаю, что мой предмет — информатика – самый востребованный. В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать ее самостоятельно. Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач:

  • использовать информационные – коммуникационные технологии в учебном процессе;
  • сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
  • формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
  • направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
  • дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.

Широкое использование ИКТ открывает и для педагога новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчает его работу, повышает эффективность обучения, позволяет улучшить качество преподавания.

Внедрение ИКТ в педагогический процесс также повышает авторитет педагога в коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого педагога, развивающего свои профессиональные компетенции.

И всё-таки, по-моему, важно помнить, что наряду с применением самых прогрессивных технологий, самых умных машин и самого современного оборудования не нужно забывать учить детей самым простым человеческим понятиям: духовность, патриотизм, честность, искренность, дружба и т. д. Становясь самыми успешными, наши воспитанники должны оставаться самыми человечными. Иначе для чего наш труд?

Источник

Смыслы профессиональной деятельности современного педагога дополнительного образования
статья на тему

В статье рассматривается значение профессиональных и личностных компетенций на профессиональную деятельность современного педагога дополнительного образования

Скачать:

Вложение Размер
statya_smysly_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx 22 КБ

Предварительный просмотр:

Старший педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга

Смыслы профессиональной деятельности современного

педагога дополнительного образования

Наверное, каждый человек хоть раз в жизни задавал себе вопросы: «Для чего я живу?», «Для чего я что-то делаю?» и задумывался над смыслом своей жизни и деятельности.

Что же такое смысл?! Мы можем трактовать это понятие, как реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий. А для самого человека – это осознание того, какое значение имеет происходящее для него самого или группы, с которой он себя идентифицирует. Другими словами для любого человека существование без конкретного предназначения будет являться бессмысленным!

Я предлагаю вместе порассуждать: а какое же предназначение у нас, педагогов?! В чем заключается истинный смысл профессиональной деятельности современного педагога дополнительного образования?!

Для поиска ответов на эти вопросы позвольте мне переместиться во времени и вернуться к началу этого учебного года, когда я был полностью поглощен подготовкой к участию во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Тогда, перелистывая страницы знаменитого труда В. А. Сухомлинского, я обратил внимание на фразу: «… Если говорить на языке тонких человеческих отношений, то этот труд посвящен сердцу педагога. ». Я стал анализировать: почему В. Сухомлинский основной свой труд посвящает сердцу педагога и тонким человеческим взаимоотношениям?! Тут же возник символический образ горьковского Данко, который освещает дорогу разъяренным людям своим сердцем. Дорогу из тьмы к свету… Это символический образ человека, отдающего свою жизнь ради будущего человечества. Наверное, в этом и заключается высшее предназначение человека — готовность отдать свою жизнь ради высшей идеи.

А предназначение педагога …? В готовности отдать свое сердце детям? Каждый ли на это способен? Можно ли быть готовым отдать свое сердце? Опять обращаюсь к В. А. Сухомлинскому …. Прихожу к умозаключению, что сердце отдавать, способен далеко не каждый…. А только тот, кто может стать для детей образцом, «примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать. ».

Эти слова классика педагогики подтверждают мысль о том, что личность ребенка формируется не только и не столько благодаря внедрению инновационных программ, методик и технологий. Чрезвычайно важен для формирования личности ребенка процесс личностного общения ребенка и педагога, когда отношения открыты и доверительны, когда атмосфера взаимодействия психологически комфортна и безопасна. Когда взрослый, находящийся рядом с ребенком, раскрывает свою душу и отдает свое сердце…. И только в атмосфере добра, любви, душевного тепла могут проявляться духовные силы ребенка, и он сам сможет научиться «творить добро». Поэтому для меня миссия педагога видится не столько в передаче всех своих знаний, сколько в привитии любви к обучению, передаче тепла души, в создании атмосферы взаимодействия, когда разговор ребенка и взрослого строится по принципу «от сердца к сердцу».

Да, гуманистические ценности были, есть и будут «фундаментом», основой смысла профессиональной деятельности. И я не случайно в начале своего выступления обратился к гуманистическим ценностям, т. к. сегодня в Федеральных государственных образовательных стандартах качество образовательной деятельности определяется не только уровнем развития профессиональной компетенции, а в равной мере и уровнем развития личностных и общекультурных компетенций наших обучающихся.

Добиваться значительных результатов в развитии профессиональных компетенций мы научились. А как мы развиваем и готовы ли мы к развитию личностных и общекультурных компетенций своих воспитанников?

В первую очередь, н аверное, мы, педагоги, должны быть и всесторонне развиты и обладать необходимым набором общекультурных и личностных компетенций.

Но позвольте опять «перенестись» во времени, но на этот раз на несколько десятилетий назад – в эпоху Советского Союза и вместе с Вами провести некоторые параллели.

Общеизвестно, что система образования в СССР была идеологизирована. Вместе с тем, в области образования отмечались значительные достижения. Советская образовательная модель стала одной из лучших в мире, как в сфере обучения, так и воспитания. Одним из достижений советской педагогики является созданная А.С. Макаренко теория коллектива, в котором раскрываются лучшие качества отдельной личности. Макаренковский коллектив это не стадо, слепо бредущее за вожаком, а творческое сообщество, где раскрывались способности каждого его члена. Ощущение завтрашней радости, которую может дать участие в работе грамотно организованного коллектива, естественно сливается с патриотизмом и гуманизмом каждого его члена.

Высокий уровень образования позволял готовить для науки, производства и любой сферы деятельности кадры любой степени компетентности.

Был сформирован образ советского педагога – тип русского интеллигента, уходящего корнями в народническую эпоху. Советский учитель обладал высоким авторитетом, который поддерживало государство. Такой же высокий авторитет был и у образовательных учреждений.

А что происходит на современном этапе развития педагогики?

Сегодня целью современной системы образования является воспитание свободной, гармоничной, духовно развитой личности, готовой к саморазвитию и самоорганизации. Обучение выстраивается с опорой на гуманистические идеи воспитания, на первый план выводя уважительное отношение к детям. Таким образом, появляется новая веха в истории образования и педагогики в целом, полностью базирующаяся на признании личности ребенка, с учетом ее интеллектуальных, морально-нравственных и эстетических качеств.

Проведя параллель с современной системой образования и проанализировав различные подходы к воспитанию детей, можно вывести совершенно определенную аксиому, что сегодняшний педагог отходит от шаблонности, неосмысленного процесса передачи знаний в готовом виде, от непререкаемого, авторитарного образа авторитетного педагога к педагогу, стремящемуся сделать своих учеников своими единомышленниками, мотивированными соратниками, имеющими равноправие в выборе своего образовательно маршрута и соавтора своего жизненного пути, где сам процесс обучения выстраивается на любви, уважении, взаимопонимании и со-творчестве.

Но опять возвращаюсь к главному вопросу: готовность педагога?

С моей точки зрения, изменения образовательных приоритетов в воспитании ребенка требует и изменения приоритетов в развитии педагогического потенциала педагога дополнительного образования, который позволял бы сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с креативностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к решению любых педагогических задач.

Что касается общекультурной компетенции, то она сегодня, возможно, должна являться краеугольным камнем профессиональной деятельности современного педагога, потому что в настоящее время образованность человека определяется не столько специальными знаниями, сколько разносторонним развитием личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современных ценностях, интеллигентностью, высокой нравственностью, широким горизонтом мышления.

Что касается личностной компетентности, я хотел бы продемонстрировать ее важность на одной лишь модели.

Например, такая личностная характеристика как «открытость». Это ведь не только «человек с открытой душой», способный на диалог «от сердца к сердцу». Если мы говорим о современном педагоге дополнительного образования, то это в первую очередь открытость опыту, информации. И здесь есть несколько «НО»:

  • мы не всегда можем радоваться, если у коллеги получается «отлично»,
  • мы не всегда «можем впускать» новую информацию и преобразовать для пользы и успеха своего дела, особенно если данная информация не вкладывается в понятия моего философского мира. В этом случае мы часто сопротивляемся;
  • мы не всегда готовы раскрывать «секреты» своего мастерства…

Поэтому я лично полностью поддерживаю стратегическую линию государственных и исполнительных органов власти по масштабной организации различных конкурсов профессионального мастерства.

И здесь опять есть очень важное «НО». С моей точки зрения, существует огромная разница между «гордыней» и «радостью» от процесса созидания.

По-настоящему «открываться» готов далеко не каждый. А только тот, кто встал на путь движения истинного самопознания и самосовершенствования. А это самое важное в сравнении с предметной компетентностью. Предмет можно освоить в совершенстве, а вот идти по пути личностного самосовершенствования…. На это готов далеко не каждый.

Сегодня, с позиции педагога, прошедшего тернистый путь к финалу Всероссийского конкурса работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям», и, естественно, являясь непосредственным участником всего действа конкурсных мероприятий, хочу заметить, что, как правило, именно недостаточно развитый уровень личностных и общекультурных компетенций педагогов-участников конкурса, являлся большим камнем преткновения на пути успешной демонстрации своего педагогического опыта.

Поэтому мне очень бы хотелось, чтобы каждый из нас, педагогов, смог найти все те смыслы своей педагогической деятельности, которые бы нам помогали, мотивировали и вдохновляли на новые успехи, достижения и победы в нашем любимом труде – воспитании подрастающего поколения!

Источник

Читайте также:  Открыть свой бизнес ланч
Оцените статью