Система умений педагога организовать свою деятельность

Система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся – это

1) коммуникативный компонент деятельности педагога;

2) конструктивный компонент деятельности педагога;

3) проектировочный компонент деятельности педагога;

4) все ответы правильные.

30. После того, как вы провели несколько занятий, учащийся говорит вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить». Наиболее оптимальная реакция в данной ситуации:

1) «Твое дело – учиться, а не учить учителя».

2) «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3) «Может быть, тебе перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»

4) нет правильного ответа.

Инструкции к тестированию

Каждый студент получает вариант теста и бланк ответов, состоящие из двух частей. Часть 1 содержит 23 задания закрытой формы, в которых необходимо выбрать правильный ответ из нескольких. Результат выбора заносится на бланк ответа, где необходимо выделить кружочком или зачеркнуть правильный ответ в таблице.

Часть 2 содержит 7 заданий открытой формы, в которых нужно сформулировать ответ и записать его в строчках, соответствующих номеру задания, или вставить правильный ответ.

Бланк ответа

Тест по ___________________________________________

Вариант №____________

Дата ___/___/___Курс ___Группа___

Часть 1.

№ задания Варианты ответов № задания Варианты ответов № задания Варианты ответов
1. 2. 4. 5. 6. 8. 9. 10. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 11. 12. 13. 15. 16. 17. 18. 19. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 20. 21. 22. 24. 28. 29. 30. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

Часть 2.

Инструкции по оценке

За выполнение заданий закрытой формы студенты получают по 1 баллу, за выполнение заданий открытых от 1 до 3 баллов в зависимости от полноты ответа. Максимальное количество баллов по итогам выполнения теста составляет 45 баллов. Оценка ответов производится по шкале:

Количество баллов Процент выполнения заданий Оценка
До 26 баллов До 59% Неудовлетворительно
От 27 до 35 баллов 60-79 % Удовлетворительно
От 36 до 40 баллов 80-90% Хорошо
От 41 до 45 баллов 91-100% Отлично

[1] Темы, выделенные курсивом предлагается изучать самостоятельно.

Источник

Организационные умения педагога на занятиях учебной практики
статья на тему

В настоящее время встает проблема повышения качества организаторской деятельности и формирования организаторских умений. Наиболее остро данный вопрос стоит в педагогической деятельности, так как она входит в структуру профессиональной деятельности. От уровня организаторских умений педагога зависит насколько качественно будет осуществляться образовательный процесс в отношении его воспитанников и процесс самообразования в целом.

В процессе формирования организационно-управленческой компетенции педагога ставятся задачи развития способности организовывать самостоятельную деятельность, обучить способам планирования, контроля и коррекции деятельности в учебном процессе.

Читайте также:  Не банальное свое дело

Скачать:

Вложение Размер
statya_mart_2017_-_1_-_kopiya.docx 21.95 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко»,

Организационные умения педагога на занятиях учебной практики

Аннотация : В настоящее время встает проблема повышения качества организаторской деятельности и формирования организаторских умений. Наиболее остро данный вопрос стоит в педагогической деятельности, так как она входит в структуру профессиональной деятельности. От уровня организаторских умений педагога зависит насколько качественно будет осуществляться образовательный процесс в отношении его воспитанников и процесс самообразования в целом.

В процессе формирования организационно-управленческой компетенции педагога ставятся задачи развития способности организовывать самостоятельную деятельность, обучить способам планирования, контроля и коррекции деятельности в учебном процессе.

Ключевые слова : организаторская деятельность, учебный процесс, управленческий навык, самостоятельная деятельность.

Сегодня выдвигается ориентация образования на овладение педагогами организаторских умений. Это обусловлено тем, что управление становится во всех сферах человеческой деятельности универсальным деятельностным инструментом, позволяющим обеспечить ее планирование, контроль и коррекцию.[2]

Организаторские способности — умение планировать собственную деятельность и при наличии возможности уметь правильно поставить задачу группе, проконтролировать ее выполнение, распределить обязанности и, самое главное, вовремя суметь сориентироваться в сложной экстремальной ситуации. Наличие способностей у мастера (педагога) проявляется в его умении понимать психологию группы, активизировать деятельность учащихся, быть критичным (сохраняя при этом чувство такта) и самокритичным (быть требовательным к себе и учащимся).

Исследованию проблем профессионального образования посвящены труды Г.Н. Серикова H.A. Абрамова, А.П. Беляева, M.T. Любина, С.Я. Батышева, B.C. Безруковой, Э.Ф. Зеера, А.Т. Маленко, Г.Е. Зборовского, В.Д. Шадрикова и др.

Исследованию подготовки обучающихся к организаторской и управленческой деятельности большое внимание уделяют М.И. Рожков, Л.Ю.Гордин, В.М. Коротов, А.Н. Лутошкин, Г.Н. Сериков, Л.И. Уманский, С.Е. Хозе и др. [3]

Учитывая государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по направлению 11.01.08 «Оператор связи»была разработана система педагогических условий формирования организационно-управленческой компетенции мастера (педагога).

Нами были выделены следующие педагогические условия формирования организационно-управленческой компетенции педагога : целевое, содержательное, технологическое.

Целевое условие предполагает определение приоритетных, конечной и промежуточной целей педагога.

Содержательное условие формирования организационно-управленческой компетенции педагога включает разработку нами методической рекомендации учебного занятия: «Прием, обработка, вручение и контроль почтовых отправлений с уведомлением о вручении.» Так в качестве метода стимулирования и мотивации интереса к учению была создана ситуация познавательной новизны, связанная с необходимостью знаний особенности работы оператора связи.

При формировании ориентировочной основы действий использовались такие словесные методы как: комментарии студентов, учебная дискуссия и инструкции по охране труда.

Наглядно-демонстрационный метод реализовывался через показ приемов выполнения простых комплексных работ, использование средств натуральной наглядности и возможностей ИКТ. [1]

Практический метод реализовывался через выполнение учебно-производственных работ. Для этого были подготовлены учебные рабочие места оператора связи и соответствующее оборудование, инструменты, приспособления и материалы. При контроле знаний студентов осуществлялся входной, текущий, итоговый контроль. Были организованы самоконтроль и взаимоконтроль студентов. Использованы вопросники для проведения фронтального опроса, карта оценивания выполнения практического задания. С целью психологической подготовки к восприятию учебного материала был проведен организационный момент, направленный на устранение отвлекающих факторов, формирование установки на изучение учебной информации.

Мотивация была направлена на обеспечение возникновения у студентов внутреннего побудителя деятельности.

После сообщения целей занятия была проведена работа по актуализации опорных знаний и определению уровня готовности к выполнению практических действий.

Входной контроль проводился в форме теста, который включал в себя вопросы первого и второго уровней. После коррекции опорных знаний и проведения инструктажа по технике безопасности, студенты приступили к показу приемов и операций. Их действия сопровождались комментариями.

На данном этапе занятия студенты продемонстрировали практические умения по вручению заказных писем.

Во время текущего инструктажа проводились целевые обходы по проверке организации рабочих мест, соблюдению правил техники безопасности, оцениванию правильности выполнения учебно-производственных работ.

На заключительном инструктаже были подведены итоги работы.

Занятие было выстроено оптимально, выбранные форма, методы и средства, способствовали достижению поставленных целей, направленных на формирование умений, первоначального практического опыта, общих и профессиональных компетенций. Темп занятия был достаточно высоким и соответствовал психофизиологическим качествам и свойствам личности студентов. Результаты показали, что цели занятия учебной практики достигнуты.

Учебное занятие проходило в форме соревнования. Включение соревнования в учебный процесс создаёт объективные предпосылки для концентрации внимания, стимулирования познавательной активности, совершенствования творческих способностей. Правильно организованное соревнование обеспечивает преобладание проблемных методов, поскольку делает возможным более полный учет индивидуальных особенностей студентов, повышает управляемость учебного процесса.

Также хотелось отметить, что составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание. В них отражается отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку. [4]

Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии, что находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления теоретических знаний и практического опыта будущим педагогом. Основу педагогического призвания составляет любовь к людям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность.
Взаимоотношения с обучающимися, их родителями и коллегами педагог должен строить, полагаясь на чувство такта. Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного взаимодействия педагога с учащимся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Проявление уважения формирует у обучающегося чувство собственного достоинства. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога и его профессионального мастерства. [5]

Социальная и педагогическая позиции педагога тесно взаимосвязаны.

Профессиональная позиция педагога определяется отношением к педагогической профессии, к обучающимся, к характеру труда; установками, ожиданиями и готовностью к профессиональному развитию и профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту.

К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направленность, относятся также педагогический долг и ответственность. Педагогический долг педагога заключается в бескорыстном исполнении своих профессиональных обязанностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность.[6]

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило справедливости педагога, уровня его нравственности и воспитанности. На первом курсе среди профессионально важных качеств педагога студенты, в первую очередь, называют именно справедливость.

Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности.

Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, а главное – хорошо знать ту науку, которую преподает. Знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. [3]

Организаторские умения являются компонентом профессиональной компетентности, следовательно, уровень их сформированности является одним из показателей компетентности педагога в целом. Однако, только используя в комплексе все составляющие профессионально-педагогической направленности личности преподаватель выстоит учебный процесс на должном уровне.

Список использованной литературы

1. Учебная практика // Адрес в сети Интернет: http://www.informio.ru/

2. Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 876 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 210801.01 Оператор связи» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29553

3. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учеб.пособие/ — М.: Издательский центр «Академия»,2011.

4. Методика воспитательной работы: учеб. Пособие под ред. В. А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2016.

5.Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие [Текст] / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 160 с.

6. Щербакова О. Н. Совершенствование организаторских умений педагогов дошкольных образовательных учреждений [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 137-141.

Источник

Читайте также:  Как открыть свой бизнес правильного питания
Оцените статью