Как написать бизнес-план самостоятельно: пошаговая инструкция
Написать бизнес-план так, чтобы он был понятным, грамотным и с точными расчетами —для многих начинающих предпринимателей эта задача кажется невыполнимой. В статье мы доказываем, что составить бизнес-план можно и самостоятельно. Главное — знать из чего он состоит, какие должны быть в нем расчеты исходя из конкретной сферы бизнеса, учесть типичные ошибки и не повторить их.
На что обратить внимание при написании
К бизнес-планированию в предпринимательской среде неоднозначное отношение. Почему-то некоторые считают его напрасной тратой сил и времени, ведь «в реальности всё получится совсем по-другому». Бесспорно, жизнь внесёт коррективы в любой проект, и в процессе реализации он может измениться до неузнаваемости. И все же предварительная проработка проекта крайне важна. Вот почему:
- Работа над бизнес-планом структурирует информацию о проекте и в целом ваши мысли и идеи.
- Бизнес-план определяет последовательность и продолжительность этапов, что в дальнейшем упрощает контроль над проектом.
- Помогает как следует изучить свой будущий рынок и конкурентов, а значит — лучше продумать концепцию товара или услуги.
- Заставляет проанализировать риски и обдумать способы их снижения.
- Устанавливает целевые показатели проекта, а когда есть конкретная измеримая цель — её реальнее достичь.
Если вы готовите бизнес-план для себя, а не для банка или инвестора, то это не обязательно должен быть фолиант на 300 страниц. Достаточно тезисно осветить несколько основных разделов. Вот стандартные пункты, которые должны быть в любом бизнес-плане:
- Резюме или «выжимка» по проекту;
- Описание проекта и отрасли;
- Концепция продукта/услуги;
- Маркетинговый план или план продвижения;
- План производства/продаж;
- Штатное расписание;
- Финансовый план;
- Доходность и окупаемость проекта;
- Риски проекта.
Начать работу над бизнес-планом нужно со SWOT-анализа. Почитать о нем и получить больше полезной информации о тонкостях составления бизнес-плана можно здесь.
Если вам нужен бизнес-план для инвестора или, в особенности, для банка, может быть полезно нанять консультанта. Он поможет соблюсти требования по формату и расставить правильные акценты.
Основа любого бизнес-плана — это анализ рынка и финансовая модель.
О том, как проводить маркетинговое исследование, в сети есть много открытой информации. Самые распространенные ошибки, на которых многие «спотыкаются», — это отсутствие анализа конкурентов и завышение данных по рынку. Вводные о спросе и ценах — ключевые для анализа эффективности всего проекта. Поэтому, строя расчёты на некорректных данных, вы обманываете, в первую очередь, сами себя.
В каких источниках можно искать информацию? Во-первых, различные базы данных — Росстата, Федеральной таможенной службы, государственных и муниципальных закупок, а также профильные СМИ, сайты производителей, дистрибьюторов и т.д. И конечно, полевые исследования и опросы, в зависимости от масштаба и специфики проекта.
Результатом анализа рынка и конкурентов должны стать конкретные вводные для финансовой модели проекта: объем спроса, воронка продаж, продуктовая линейка и цены.
Как считать бизнес план?
Финансовая модель — это основа любого проекта. Она помогает перевести ваши планы на язык цифр, показывает, какие именно вводные и в какой степени будут влиять на прибыль по проекту, задает целевые KPI. Финансовая модель строится на базе всех тех данных, которые были собраны в процессе работы над предыдущими разделами бизнес-плана. Рынок, план продаж, штатное расписание, расходы, налоги. Результатом расчёта должен стать прогноз денежных потоков (cash flow) и доходов/расходов по проекту. Прогноз покажет, насколько проект интересен экономически, как быстро окупятся вложения и на какую прибыль вам можно рассчитывать.
Если цифры вас не устроят — это повод пересмотреть какие-то исходные параметры. Возможно, нужно попробовать обойтись меньшим числом сотрудников, или сменить локацию, или скорректировать сам продукт. Согласитесь, лучше вносить изменения заранее, а не по факту, когда будут потрачены деньги и время.
Самый простой, удобный и доступный инструмент для создания финансовой модели — это MS Excel. Но если у вас пока нет опыта финмоделирования, можно воспользоваться готовой программой, наподобие Альт-Инвест или Project Expert. В такую программу нужно будет только внести исходные данные, а все расчёты она сделает сама.
Как написать бизнес план: пошаговая инструкция
1. Резюме проекта (введение)
В вводной части нужно описать продукт (и в целом, сферу деятельности) и ситуацию на рынке, перечислить конкурентные преимущества и недостатки, кратко представить организационную структуру и распределение финансов (инвестиционных и собственных). Также можно обозначить рентабельность и ожидаемые показатели по объему и качеству работы. То есть здесь должен быть изложен в общих чертах ваш бизнес-план и желательно, чтобы он был максимально привлекателен.
2. Маркетинговая кампания
Здесь необходимо составить подробную стратегию продвижения. В нее входят: определение целевой аудитории, а также способов и стоимости привлечения клиентов, анализ рынка и конкуренции, выявление каналов продаж, обозначение этапов и сроков завоевания рынка. Важно написать ориентировочный план ваших продаж – это поможет представить возможные объемы выручки и доходов.
3. План производства товаров и услуг
Этот пункт описывает организацию производства и особенности инфраструктуры, производственные ресурсы, площади и оборудование. В нем расписывают процесс производства и методы контроля качества. Кроме того, тут нужно представить расчет вложений и амортизации. Производственный план дает возможность понять, с какой динамикой получится увеличить производство и как лучше выстроить логистику.
4. Организация рабочего процесса
Раздел посвящен организационной структуре предприятия. Тут вы пишете пошаговое руководство для всех сотрудников с указанием задач и сроков исполнения, а также распределяете полномочия и ответственность для каждого. Выстраиваете систему контроля и расписываете ожидаемые результаты от работы.
5. Описание товара/услуги
Это нужно для того, чтобы четко понимать, какой товар/услугу вы выпускаете и ориентировочно представить, как выглядят ваши потенциальные клиенты, создать картину целевой аудитории. Перед этим важно проанализировать рынок, чтобы точно знать, что вы будете поставлять уникальный товар/услугу или же будете выгодно выделяться среди конкурентов. Тут необходимо точно обозначить: чем же вы будете лучше остальных и почему клиент захочет выбрать именно вас? Очевидно, что успех в бизнесе подразумевает вашу конкурентоспособность.
6. Финансовый план
В этом разделе должна быть представлена смета с детальными расчетами себестоимости продукта или услуги, а также прибыли и убытков. Это такое доскональное планирование бюджета предприятия. Кроме того, в нем нужно оценить затраты: единовременные – на помещение и оборудование, периодические – на зарплату, аренду и иные платежи, сырье и т.д. Здесь же указывается период инвестирования (примерный), точка безубыточности и точка окупаемости.
7. Перспективы развития и прогноз рисков
Важная часть – прогнозирование результатов. Исходя из предыдущих пунктов и денежных показателей, нужно дать оценку вашему бизнесу. Сюда входит и прогноз движения финансов, и прогноз рисков. Объективный взгляд на то, каким будет проект в реальности – поможет исправить недочеты. Еще немаловажно заранее подготовить и написать способы минимизации рисков.
Типичные ошибки при составлении бизнес плана
Напоследок приведем несколько самых частых недочётов, которые встречаются в бизнес-планах. Будет полезно учесть их при работе над вашим документом, особенно если вы собираетесь отослать его потенциальным партнерам или инвесторам:
- Небрежность в оформлении. Неряшливо оформленный документ сразу же портит впечатление и о проекте, и о его инициаторе. Шрифт, абзацы, отступы, выравнивание текста, заголовки, подписи к таблицам и рисункам — все это «упаковка» для ваших идей, и она должна выглядеть профессионально.
- Слишком специфичная терминология. Обязательно включите в бизнес-план словарь используемых профессиональных терминов, без которых никак не обойтись. Но постарайтесь избегать их чрезмерного употребления.
- Перегруженность информацией. Пишите по возможности кратно и ёмко, и только о важных для понимания проекта вещах, чтобы не рассеивать внимание читающего. Детали и подробности лучше вынести в приложения.
- Много «воды». Хуже всего, если бизнес-план перегружают пустой информацией для объема и «солидности». Делать так категорически нельзя. Инвесторы ценят своё время и просто не станут тратить его на такой проект.
- Неподтвержденные или завышенные данные по рынку. Старайтесь опираться на проверенные источники информации и обязательно указывайте их в тексте бизнес-плана. Критически оценивайте собственные прогнозы, всегда обосновывайте их.
- Ошибки в расчётах. Обязательно перепроверяйте свои расчёты, а еще лучше — покажите знакомому финансисту с незамыленным взглядом. Один ум хорошо, а два, как известно, лучше.
Итак, бизнес-план будет полезен для разработки проекта любого масштаба. Он позволит превратить вашу идею в реальные цели и заранее оценить возможные риски. Удачи в планировании и реализации!
Источник
Сборник самостоятельных работ по Основам предпринимательства
специалист в области арт-терапии
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса»
по выполнению самостоятельной работы
ОП.07 Основы предпринимательства
19.01.17 Повар, кондитер
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающимися по дисциплине Основы предпринимательства по профессии 19.01.17 Повар, кондитер
Кузнецова Н.С..- Комсомольск-на-Амуре.: КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса», 2017. — 17 стр .
Методические рекомендации составлены в соответствии с программой учебной дисциплины.
Рекомендации предназначены для обучающихся колледжа по профессии19.01.17 Повар, кондитер
Рассмотрено и одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательного цикла
Протокол № 1 от 05.09.2018г.
Председатель ПЦК __________ /М.Ю. Францкевич/
Тематика самостоятельной работы в соответствии с программой учебной дисциплины………………………………………..…………………………………. 7
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения………….……………8
Виды самостоятельной работы………………………………………………………..8
Критерии оценки самостоятельной работы студентов……………………..…..….15
Форма учета и контроля за самостоятельной работой обучающихся………………………………………………..……………. ……..…..16
В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства преподавателя, но по его заданиям и под его контролем.
Самостоятельная работа обучающихся является обязательной составной частью учебного процесса по теоретическому обучению, по циклам, учебным дисциплинам, по профессиональным модулям и входящим в их состав междисциплинарным курсам.
Самостоятельная студентов является одной из основных форм работы при реализации учебных планов и программ. По учебной дисциплине Основы предпринимательства практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы обучающихся:
— для углубления и расширения теоретических знаний : подготовка мультимедийных презентаций по заданным темам, подготовка теоретического устного сообщения, решение задач.
— для систематизации и закрепления полученных теоретических знаний: подготовка теоретического устного сообщения, решение задач.
— для развития познавательных способностей и активности обучающихся: подготовка мультимедийных презентаций по заданным темам, подготовка теоретического устного сообщения, решение задач.
— для формирования умений: подготовка мультимедийных презентаций по заданным темам, подготовка теоретического устного сообщения, решение задач.
— для развития исследовательских умений обучающихся: подготовка мультимедийных презентаций по заданным темам, подготовка теоретического устного сообщения, решение задач.
Внеаудиторная самостоятельная работа проводится с целью:
Систематизации и закрепления теоретических знаний и практических умений обучающихся;
Углубления и расширения теоретических знаний;
Формирования умений использовать различные информационные источники;
Развитие познавательных интересов, способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
Развитие исследовательских умений;
Формирования общих и профессиональных компетенций.
Максимальное количество часов на учебную дисциплину предусмотренное учебным планом, составляет –48 часов, в том числе:
обязательная аудиторная нагрузка обучающегося составляет 48 часов;
самостоятельная работа обучающегося – 16 часов
Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
— обеспечение правильного сочетания объема аудиторной и самостоятельной работы;
— методически правильная организация работы обучающихся в аудитории и вне ее;
— обеспечение обучающихся необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в творческий процесс;
— контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих обучающихся за ее качественное выполнение.
Содержание самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программы учебной дисциплины.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.
Контроль результатов самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Тематика самостоятельной работы в соответствии
с программой учебной дисциплины:
Тема в соответствии с программой УД
Тема самостоятельной работы
Вид внеаудиторной работы
Тема 1. Условия предпринимательской деятельности
«Осуществление предпринимательской функции при ведении бизнеса в современной России»
«Известные предприниматели России.
(доклада) и презентации
Тема 2. Формы предпринимательской деятельности
«Государственный контроль предпринимательской деятельности»
«Хозяйственные договора в предпринимательской деятельности»
Подготовка информационного сообщения
Тема 3. Планирование деятельности фирмы
«Основные задачи кадрового обеспечения предпринимательской деятельности и основные действия по подбору кадров»
Подготовить доклад и мультимедийную презентацию
Тема 4. Ценообразование на продукцию
«Классификация расходов, их влияние их влияние на себестоимость»
«Основные средства и нематериальные активы»
(доклада) и мультимедийной презентации
Тема 5. Затраты и результаты предпринимательской деятельности
«Источники финансирования предприятия»
«Основные формы расчетов в предпринимательстве»
Выполнить сравнительную характеристику используя дополнительную литературу
Тема 6. Система налогообложения
«Налогообложение индивидуальной предпринимательской деятельности»
«Налогообложение коллективной предпринимательской деятельности»
Создать презентацию по теме на выбор:
Тема 7. Взаимоотношения предпринимателей с банками
«Малый, средний и крупный бизнес»
«Система поддержки малого предпринимательства»
Подготовка индивидуального сообщения (доклада, реферата) на выбор:
Тема 8. Конкуренция и конкурентоспособность предпринимателей
«Развитие индивидуального предпринимательства в России»
«Структура бизнес-плана. Технология разработки бизнес-плана»
Подготовить сообщение по теме: «Инновационное предпринимательство»
Подготовка мультимедийной презентации или сообщения (на выбор обучающегося)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Виды самостоятельной работы
Реферат – это учебно-исследовательская работа студентов, включая обоснование темы, анализ литературы, методическую основу, содержание.
Данный вид самостоятельной работы применяется студентами при работе над темами: 1.3, 2.1, 3.4, 5.1, 6.2
Реферат является одной из форм углубленного изучения первоисточников. Подготовка реферата способствует всестороннему знакомству с литературой по избранной теме, создает возможность комплексно использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение на научной основе анализировать явления действительности и делать выводы для практической работы.
Реферат выполняется письменно. Озвучиванию подлежат основные вопросы и выводы работы в виде краткого устного доклада не более 5-7 минут в рамках теоретического занятия. На защите запрещено чтение текста реферата. Контроль может проводиться и в виде проверки реферата преподавателем. Реферат сдаётся на проверку за 1-2 недели до зачётного занятия.
-заинтересовывает учащихся выбором интересной темы;
— консультирует при затруднениях.
— подбирает литературу и изучает её;
— устанавливает логическую связь между элементами темы;
— записывает только то, что хорошо уяснил;
— выделяет ключевые слова и понятия;
— заменяет сложные развернутые обороты текста более лаконичными (свертывание).
Обычная тематика семинаров определяется учебной программой, но ее можно выбрать с учетом интересов студентов, по согласованию с преподавателем.
2) Подбор литературы.
Целесообразно использовать три группы источников:
— государственные (ведомственные) документы;
— сборники, различные справочные издания, в которых раскрывается история вопроса, анализируются различные точки зрения на данную проблему, проводится фактический материал и т.д.;
— журнальные и газетные статьи.
3) Изучение литературы.
Процесс работы с литературными источниками (от 1 до 3 и более) неотрывен от процесса работы над рефератом. Аналитический обзор литературы – важная часть реферата.
Результаты работы с литературой чаще всего фиксировать на отдельных листах бумаги и вкладывать их в конверты с надписями, соответствующими пунктами плана реферата.
Выписки из литературных источников могут быть различными. Чаще всего это дословные цитаты. Не следует увлекаться большим количеством цитат. Но необходимо помнить: взятую цитату надо зафиксировать, т.е. указать точно источник, страницу.
В процессе чтения литературы возникают собственные мысли, соображения, приходят на память примеры из жизни, прочитанных ранее книг, производственной деятельности. Все это желательно сразу же записывать, иначе можно забыть.
4) Составление плана реферата.
Иногда план составляется до изучения литературы, что позволяет изучать источники под углом зрения уже намеченной проблематики. Важно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности схватывали ее целиком.
Главными композиционными разделами работы являются следующие:
Титульный лист . Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова » тема » и в кавычки не заключается. Далее, ближе к левому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Справа указываются фамилия и инициалы преподавателя — руководителя работы. В нижнем поле указывается год написания реферата.
Введение. Во введении дается обоснование темы, раскрывается ее актуальность, дается анализ литературы, определяются цели и задачи реферата.
Основная часть. Содержание материала этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать, что показывает умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
Заключение. Должно содержать краткие выводы и конкретные предложения.
Список используемой литературы. Составляется стройно, логично. Сначала идут государственные (ведомственные) документы. Затем в алфавитном порядке последовательно располагается остальная использованная в ходе написания реферата литература. Библиография обычно располагается в конце работы. Если же в ходе написания реферата используются цитаты, обязательно надо делать сноску, указав, какая работа цитируется. Предъявляются требования и к четкой фиксации источников. Обязательно указание на место издания, издательство, год и количество страниц.
Примечание: Весь материал реферата посвящен избранной теме, и систематизация его, способ извлечения являются средством ее раскрытия.
В реферате может быть представлена история вопроса, должны иметь место рассуждения автора. При доказательстве приводятся необходимые аргументы: цитаты, статистические данные, доказывающие правильность выдвинутых положений. Аргументы должны быть точными, достоверными, научно обоснованными.
В реферате обязательно должны быть определения тех или иных понятий. Их необходимо раскрывать лаконично и точно. Теоретические положения важно связать с жизнью.
соответствие содержания теме;
грамотность и полнота использования источников;
связность, логичность и грамотность составления;
соответствие оформления требованиям.
Доклад — это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
Данный вид самостоятельной работы применяется студентами при работе над темами: 1.2, 2.2, 4.2
— выдаёт темы докладов;
— определяет место и сроки подготовки доклада;
-оказывает консультативную помощь студенту: по графику проведения консультаций;
-определяет объём доклада: 5-6 листов формата А4, включая титульный лист и содержание;
— указывает основную литературу;
-оценивает доклад и презентацию в контексте занятия.
— собирает и изучает литературу по теме;
— выделяет основные понятия;
— вводит в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
— оформляет доклад письменно и иллюстрирует компьютерной презентацией;
— сдаёт на контроль преподавателю и озвучивает в установленный срок.
Докладчики — основные действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность в том, что докладчики и содокладчики должны знать и уметь:
— сообщать новую информацию;
— использовать технические средства;
— знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации;
— уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы;
— четко выполнять установленный регламент: докладчик — 10 мин.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей : вступление, основная часть и заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
— название презентации (доклада);
— сообщение основной идеи;
— современную оценку предмета изложения;
— краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
— живую интересную форму изложения.
Основная часть , в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части — представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой, и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должны сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.
Заключение — это ясное четкое обобщение и краткие выводы.
3.Подготовка информационного сообщения
Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Данный вид внеаудиторной самостоятельной работы применяется студентами при работе над темами: 1.1, 2.5, 3.1, 4.1, 5.1
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
— определяет тему и цель сообщения;
— определяет место и срок подготовки сообщения;
-оказывает консультативную помощь при формировании структуры сообщения;
-рекомендует базовую и дополнительную литературу;
— оценивает сообщение в контексте занятия.
— собирает и изучает литературу по теме;
— составляет план или графическую структуру сообщения;
— выделяет основные понятия;
— вводит в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
— оформляет текст письменно;
— сдаёт на контроль преподавателю и озвучивает в установленный срок.
— соответствие содержания теме;
— глубина проработки материала;
— грамотность и полнота использования источников;
— наличие элементов наглядности.
4. Создание материалов-презентаций.
Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы обучающихся по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Данный вид внеаудиторной самостоятельной работы применяется обучающимися при работе над темами: 2.1, 6.2
Материалы-презентации готовятся обучающимся в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
-помогает в выборе главных и дополнительных элементов темы;
— консультирует при затруднениях.
— изучает материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
— устанавливает логическую связь между элементами темы;
— представляет характеристику элементов в краткой форме;
— выбирает опорные сигналы для акцентирования главной информации и отображает в структуре работы;
— оформляет работу и предоставляет к установленному сроку.
— соответствие содержания теме;
— правильная структурированность информации;
— наличие логической связи изложенной информации;
— эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
— работа представлена в срок.
5. Составление кроссворда
Составление кроссворда – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке по данной теме. Найденная и переработанная информация носит характер обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Данный вид внеаудиторной самостоятельной работы применяется студентами при работе над темами: 3.2, 4.1
Кроссворды отличается других видов самостоятельной работы не только объемом информации, но и ее характером – кроссворды закрепляют изучаемый вопрос и дают возможность расширить свой кругозор с помощью дополнительного материала. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
— определяет тему и цель кроссворда;
— определяет место и срок подготовки кроссворда;
-оказывает консультативную помощь при формировании структуры;
-рекомендует базовую и дополнительную литературу;
— оценивает вопросы в контексте занятия.
— собирает и изучает литературу по теме;
— составляет сетку кроссворда;
— выделяет основные понятия;
— вводит в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
— оформляет текст письменно;
— сдаёт на контроль преподавателю и озвучивает в установленный срок.
— соответствие содержания теме;
— глубина проработки материала;
— грамотность и полнота использования источников;
— наличие элементов наглядности.
Критерии оценки самостоятельной работы студентов
Качество выполнения самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля студентов. Текущий контроль самостоятельной работы студента – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических занятиях и во время консультаций преподавателя.
Основными критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающихся являются:
Уровень освоения обучающимся учебного материала;
Умение использовать знания при выполнении практических задач;
Сформированность общеучебных умений;
Обоснованность и четкость изложения ответа;
Оформление материала в соответствии с требованиями;
Уровень самостоятельности обучающегося при выполнении работы.
Максимальное количество баллов «отлично» обучающийся получает, если:
обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
Оценку «хорошо » обучающийся получает, если:
неполно, но правильно изложено задание;
при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
Оценку «удовлетворительно» обучающийся получает, если:
неполно, но правильно изложено задание;
при изложении была допущена 1 существенная ошибка;
знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий;
излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» обучающийся получает, если:
неполно изложено задание;
при изложении были допущены существенные ошибки, т.е. если оно не удовлетворяет требованиям к данному виду работы.
Форма учета и контроля за самостоятельной работой обучающихся
Ведомость учета самостоятельной работы обучающихся
Наименование учебной дисциплины Основы предпринимательства
Источник