Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Самооценка учащихся своей деятельности.
статья

«Самоконтроль и самооценка составляют основу успешности обучения». С.Т. Шацкий.
Самооценка- это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:
-что нужно оценивать,
-как оценивать,
-зачем оценивать,
-какие формы оценок существуют.
Таким образом, ученик проверяет и контролирует себя, критически оценивает свою деятельность, устанавливает ошибки и находит пути их устранения. Здесь самооценка как результат оценочной деятельности учащегося. Чтобы учащийся выполнил самооценку своей деятельности, необходимы критерии, на которые он опирается . Они должны быть однозначны и предельно четкими.
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение.
В оценочной деятельности участвуют учитель (оценка), ученик (самооценка), класс (взаимооценка). Учить самооценке — задача современного урока.
Действия по развитию у учеников самооценки
1 шаг. Сначала учитель просит оценивать результаты своей работы более подготовленных учеников.
2 шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки. Ученик дает ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценка.
3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается дать по очереди всем ученикам класса.
4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим задавать себе вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. Каждый ученик по образцу проверяет правильность выполнения свей работы и оценивает свое решение. Учитель опрашивает учеников, как они себя оценили и выясняет причины, по которым они оценили себя так, а не иначе. Тут же приводятся пути решения проблемы на будущее.
5 шаг. Когда ученики научаться оценивать себя самостоятельно, базовое умение самооценки можно считать сформированным.
Алгоритм самооценки.
1. Какова была цель задания?
2. Удалось ли получить результат?
3. Правильно или с ошибками?
4. Самостоятельно или с чей-то помощью?
Инструменты формирования самооценки или способы выражения самооценки:
«Светофор»
— красный – я не знаю, прошу помощи,
— желтый– сомневаюсь, не уверен,
— зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.
«Говорящие рисунки»
Если доволен собой, все получалось, то рисуют улыбающееся лицо.
Если на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуют такое лицо «СПОКОЙНОЕ». Если на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуют грустное лицо.
«Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов;
2-я и 3-я ступеньки –остались вопросы по новой теме
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое
«Я понял все»;
«Карточка сомнений»
+ — «Я понял все»;
— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял».
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ — НОВОЕ
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ
«Волшебные линеечки»
Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще.
«Дерево успехов»
Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
Таким образом, использование различных форм учета учебных достижений можно рассматривать как средство развития адекватной самооценки, а формирование самооценки и самоконтроля положительно влияет на личностное развитие учащихся.
Внутренняя самооценка предшествует внешней – это позволяет учащемуся увидеть, что любая учебная работа выполняется для него самого, а не для учителя. В результате у учащихся формируется ценностное отношение к процессу и результату своего труда.

Читайте также:  Как открыть предприятие по туризму

Скачать:

Вложение Размер
statya._samootsenka_uchashchihsya_svoey_deyatelnosti.docx 16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Самооценка учащихся своей деятельности .
«Самоконтроль и самооценка составляют основу успешности обучения». С.Т. Шацкий.
Самооценка- это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:
-что нужно оценивать,
-как оценивать,
-зачем оценивать,
-какие формы оценок существуют.
Таким образом, ученик проверяет и контролирует себя, критически оценивает свою деятельность, устанавливает ошибки и находит пути их устранения. Здесь самооценка как результат оценочной деятельности учащегося. Чтобы учащийся выполнил самооценку своей деятельности, необходимы критерии, на которые он опирается . Они должны быть однозначны и предельно четкими.
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение.
В оценочной деятельности участвуют учитель (оценка), ученик (самооценка), класс (взаимооценка). Учить самооценке — задача современного урока.
Действия по развитию у учеников самооценки
1 шаг. Сначала учитель просит оценивать результаты своей работы более подготовленных учеников.
2 шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки. Ученик дает ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценка.
3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается дать по очереди всем ученикам класса.
4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим задавать себе вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. Каждый ученик по образцу проверяет правильность выполнения свей работы и оценивает свое решение. Учитель опрашивает учеников, как они себя оценили и выясняет причины, по которым они оценили себя так, а не иначе. Тут же приводятся пути решения проблемы на будущее.
5 шаг. Когда ученики научаться оценивать себя самостоятельно, базовое умение самооценки можно считать сформированным.
Алгоритм самооценки.
1. Какова была цель задания?
2. Удалось ли получить результат?
3. Правильно или с ошибками?
4. Самостоятельно или с чей-то помощью?
Инструменты формирования самооценки или способы выражения самооценки:
«Светофор»
— красный – я не знаю, прошу помощи,
— желтый– сомневаюсь, не уверен,
— зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.
«Говорящие рисунки»
Если доволен собой, все получалось, то рисуют улыбающееся лицо.
Если на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуют такое лицо «СПОКОЙНОЕ». Если на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуют грустное лицо.
«Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов;
2-я и 3-я ступеньки –остались вопросы по новой теме
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое
«Я понял все»;
«Карточка сомнений»
+ — «Я понял все»;
— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял».
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ — НОВОЕ
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ
«Волшебные линеечки»
Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще.
«Дерево успехов»
Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
Таким образом, использование различных форм учета учебных достижений можно рассматривать как средство развития адекватной самооценки, а формирование самооценки и самоконтроля положительно влияет на личностное развитие учащихся.
Внутренняя самооценка предшествует внешней – это позволяет учащемуся увидеть, что любая учебная работа выполняется для него самого, а не для учителя. В результате у учащихся формируется ценностное отношение к процессу и результату своего труда.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступленине на педагогическом совете. Публичное представлени педагогического опыта.

Выступление на МО.

Материалы для анкетирования,результаты исследования.

Фрагменты уроков по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников.

На методическом семинаре Муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017» мне хотелось познакомить коллег с методикой формирования самооценки.

Важнейшим в оценивании учащимися своих работ является формирование иподдержание мотивациии учащихся к целенаправленному учению. Мотивация — это процесснепрерывного выбора и принятия решений на основеа.

Статья о том, что такое «самооценка» , о её формировании у учащихся начальной школы.

Источник

Самооценка учащимися своей деятельности
статья

Статья о том, что такое «самооценка» , о её формировании у учащихся начальной школы.

Скачать:

Вложение Размер
samootsenka_uchashchimisya_svoey_deyatelnosti.docx 17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Самооценка учащимися своей деятельности

Слово «самооценка» происходит от латинского «aestimare», означающего оценивание, которое человек делает в отношении чьей-либо значимости. (А.М. Колышко)

В психологической литературе самооценке уделено большое внимание. При этом различными авторами самооценка интерпретируется по-разному:

— как личностное образование, которое принимает в регуляции поведения человека и его деятельности непосредственное участие;

-как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, отражающий своеобразие внутреннего мира личности и формирующийся при ее активном участии.

У. Джеймс отнёс самооценку к «первичным эмоциям», поставив её в один ряд с болью и гневом. Самооценка, согласно мнению У. Джеймса – это удовлетворенность или неудовлетворенность субъекта собой, т. е. самоотношение.

Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека.

По мнению А. И. Липкиной, самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка может быть адекватной, когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет

А может быть неадекватной, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

Адекватная самооценка ведет, как правило, к самокритичности и требовательности к себе, формирует уверенность в своих силах, определенный уровень притязаний личности.

При неадекватно заниженной самооценке индивид оценивает себя ниже реальных возможностей. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Процесс формирования самооценки сложен. Ребенок не рождается на свет с каким-либо отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Е.Л. Серебрякова отмечает, что младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому для формирования самооценки так важен уровень достижений, приобретенных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если ребенок не почувствует радость познания, не приобретает умения учиться, не обретет уверенности в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких психических и физических затрат. Кроме того, это может негативно сказаться на уровне самооценки ребенка, выразиться в занижении уровня самооценки.

В планируемых результатах начального общего образования в разделе «Регулятивные универсальные учебные действия» определено, что выпускник научится оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной самооценки , адекватно воспринимать оценку учителя («зона актуального развития», базовый уровень освоения) и выпускник получит возможность научиться самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия («зона ближайшего развития», повышенный уровень усвоения).

Самооценка, являясь системообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Именно поэтому одной из важнейших педагогических задач для коллективов школ становится задача «развитие способностей у учащихся к адекватной оценке и самооценке

Уже в начальной школе, начинаем обучать алгоритму самооценивания.

Алгоритм самооценки вводится в первом классе, когда обучающиеся начинают отвечать на вопросы после выполнения задания:

— Какое было задание?

-Удалось выполнить задание? Удалось получить результат, решение, ответ? (учимся сравнивать результат с целью). Помимо 5-ти бальной системы можно использовать другие системы оценивания. Например, с использованием знаков (+, +-, -)

— Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки).

— Задание выполнил сам или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).

Приём «Светофор» помогает в этом. Дети, выполняя домашнее задание, на полях тетради рисуют кружки. Закрашивают их одним из трёх цветов: зелёным, если работу выполняли сами без помощи родителей, жёлтым, если была оказана помощь, и красным, если сами задание выполнить не смогли.

Самооценка ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.

Источник

Читайте также:  Рисование как свое дело
Оцените статью