Российская газета иностранные инвестиции

Узнать, кто вкладывает

Такая норма прописана в федеральном законе, вступившем в силу с 1 июня 2018 года. Его публикует «Российская газета».

Кроме того, говорится в тексте документа, к иностранным инвесторам больше не будут относить физических лиц, которые наряду с зарубежным подданством имеют российское гражданство.

Эта мера в числе других, уже действующих, направлена на возврат в Россию средств наших граждан, до сих пор находящихся за рубежом, объясняет независимый финансовый советник, основатель консалтинговой компании Алексей Родин.

«На фоне санкций сейчас иностранные инвестиции не идут в Россию, вернее, их приток очень сильно замедлился. Понятно, что правительство хочет привлекать какие-то средства в основной капитал предприятий, например. И эти изменения в законодательстве позволят привлечь в Россию средства наших граждан, которые до сих пор держат их за рубежом. Я считаю это своевременной и абсолютно правильной мерой, которая принесет свои позитивные плоды».

Первым наиболее очевидным следствием закона станет большая прозрачность инвестиционных потоков, считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. «Если возвращается российский капитал, по нему можно будет оценить правоприменение антиофшорного законодательства. Что же касается прямых иностранных инвестиций, то с помощью этой нормы можно будет более тонко наладить инвестиционный климат в России в целом. Думаю, что это поможет оценить влияние на наш российский бизнес возможных контрсанкционных мер», — считает эксперт.

Источник

Вернуться к росту

Из-за пандемии форум впервые прошел в дистанционном режиме, но это не помешало инвесторам со всего мира откровенно обсудить волнующие вопросы и задать их президенту.

Локдауна не будет

Пандемия вызвала серьезный спад по всему миру. «Для России безусловный приоритет — защита жизни и здоровья граждан, — заявил Путин. — В этой логике мы выстраиваем и будем выстраивать действия». Был принят пакет антикризисных мер. Объем поддержки в этом году — около 4,5 процента ВВП. Удалось заметно смягчить последствия для отечественной экономики. Но риски сохраняются.

«Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, мы готовы сейчас к работе в условиях эпидемии гораздо лучше», — считает президент. «Мы четко понимаем, как нужно действовать, и поэтому не планируем вводить тотальные ограничительные меры, запускать так называемый общенациональный локдаун, когда экономика, работа бизнеса практически полностью останавливается», — объявил он. Но с учетом рекомендаций врачей и ситуации в конкретном регионе вполне могут приниматься «оправданные точечные решения», которые позволят защитить безопасность людей и сохранить непрерывную деятельность предприятий и организаций. Путин призвал работодателей проявить социальную ответственность.

Бизнес снова получит отсрочку

Власти нацелены донастраивать меры поддержки предпринимателей. Особый акцент — на малый и средний бизнес. Для таких компаний уже вдвое снижены страховые взносы. В пострадавших от пандемии отраслях для них есть отсрочки по налогам и страховым взносам за первый квартал и предусмотрена продолжительность отсрочки до полугода. Но не все могли восстановить свое положение, например в общепите. Поэтому президент предложил продлить отсрочку на три месяца. Еще одна мера — распространение моратория на плановые проверки на следующий год.

«В целом мы действуем весьма эффективно, но видим в то же время, что далеко не до всех доходят эти меры поддержки в силу целого ряда причин. Правительство, в том числе по моему поручению, думает, готовит дальнейшие шаги в этой сфере», — также заявил Путин.

«Несмотря на трудности, России удалось сохранить макроэкономическую стабильность, не допустить всплеска инфляции, обеспечить устойчивую финансовую ситуацию на рынке», — констатировал президент. «На этой прочной основе будем выстраивать наши дальнейшие шаги, консолидировать усилия государства и делового сообщества, для того чтобы преодолеть спад, восстановить занятость, вернуть национальную экономику на траекторию роста», — заявил он.

Сработала и целевая поддержка граждан. Объем выданных ипотечных кредитов станет рекордным в этом году и превысит 3,5 трлн рублей, в том числе благодаря льготной ипотеке под 6,5 процента годовых, заявил президент. Мера будет продлена до 1 июля, и втрое больше средств будет добавлено в 2021 году на сельскую ипотеку. При этом надо увеличить предложения на жилищном рынке, чтобы не допустить перекосов и резкого роста цен на жилье, поручил Путин: иначе эффект от снижения ставок сведется к нулю.

Движение капитала в Россию

«Стимулирование инвестиционной активности — наша приоритетная задача», — заявил президент. Компаний, которые хотят работать на российском рынке, становится все больше. Возврат капиталов в виде иностранных инвестиций — тоже хорошо. «Мы не ограничиваем движение капиталов и не собираемся ограничивать — это наша принципиальная позиция», — обозначил Путин.

Читайте также:  Виртуальный майнинг криптовалюты доходность

«Все это в целом настраивает нас на оптимистический лад», — продолжил президент. Спад экономики будет значительно меньше, чем в других странах, сказал он: «Примерно 4 процента в этом году, минус 4,2 процента в следующем, а через год уже будет явный рост». Плавающий курс рубля позволяет смягчить происходящее на мировых рынках, в том числе и энергоносителей. А бюджетное правило — преумножить резервы. И хотя из-за пандемии достижение некоторых национальных целей развития сдвинули, финансирование крупных инвестпроектов выросло, а реализовать их могут раньше.

Золотовалютные резервы России на середину октября составили 585 млрд долларов, размер ФНБ — около 176 млрд долларов. Инфляция — около 4 процентов, сохраняется одна из наименьших в мире долговых нагрузок. «Все это дает нам возможность чувствовать себя уверенно», — заявил Путин. Россия должна придерживаться правил, которые позволили сохранить здоровую экономическую ситуацию, считает он. «Хорошо, в Европе есть такая строгая, казалось бы, но все-таки добрая тетушка, к которой всегда можно обратиться за помощью. Вы понимаете, кого я имею в виду, — ФРГ», — сказал он. «Нам не к кому идти с протянутой рукой», — пояснил президент.

Путин также сообщил, что Россия не будет использовать иностранные модели регулирования интернета, а создаст свою. Запретительных мер в киберпространстве, которые свели бы на нет саму его идею, не будет. Но власти думают над защитой персональных данных при цифровизации.

Вакцина для всех

Иностранных бизнесменов интересовала судьба российских вакцин. Президент объяснил: препараты хорошие, главное — чтобы были безопасны и эффективны. И в наших двух вакцинах эти требования обеспечены, на подходе и третья, сказал он. «Вопрос сейчас только в одном — обеспечить необходимый объем промышленного производства», — сказал Путин. И здесь есть проблемы, связанные с оборудованием для массового производства, заметил он.

«Прежде всего мы должны будем обеспечить вакцинирование граждан РФ», — продолжил президент. Но и работа на внешних рынках идет. «И здесь мы готовы и обеспечить продажу интеллектуальной собственности, и — что самое главное — пойти на то, чтобы производить эти вакцины на производственных площадках наших зарубежных партнеров», — объявил Путин. «Не в ущерб вакцинации в самой России, поскольку мы должны еще приобрести или создать это оборудование, мы готовы работать с нашими инопартнерами», — добавил он и объявил, что к массовой вакцинации можно будет приступить в конце года.

Источник

Иностранцы вложили в российские ОЭЗ 250 млрд рублей — 52% всех инвестиций

Несмотря на общий спад инвестиционной активности иностранные инвесторы сохраняют высокий интерес к российским особым экономическим зонам (ОЭЗ). Общий объем инвестиций составил 0,5 трлн рублей, из которых более половины — 250 млрд рублей — иностранные. Об этом сообщил заместитель министра экономического развития Сергей Галкин, подводя итоги IV Национального рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ.

«Всего в РФ сейчас функционирует 36 ОЭЗ, с учетом тех трех, которые недавно были открыты, одобрены и созданы, в 29 регионах страны. За 15 лет существования механизма ОЭЗ было привлечено более 830 резидентов. Сумма, которая была проинвестирована почти 0,5 трлн рублей, из них почти 250 млрд рублей инвестировано иностранными резидентами. Создано было более 42 тысяч рабочих мест», — сообщил он.

Сергей Галкин особо подчеркнул, что ежегодный приток инвестиций в ОЭЗ составляет порядка 70-80 млрд рублей. По его словам, в 2020 году, несмотря на общее снижение экономической активности из-за пандемии, резиденты ОЭЗ в России непосредственно приступили к реализации 70 новых проектов. При этом общая сумма вложений в эти проекты составила порядка 140 млрд рублей. «Заявлено о создании более 70 тысяч рабочих мест. При этом количество начатых проектов резидентами ОЭЗ увеличилось на 32% по сравнению с предыдущим годом», — отметил замминистра.

Согласно данным, приведенным Сергеем Галкиным, каждый шестой резидент ОЭЗ — это компания с участием иностранного капитала. «52% всех инвестиций, конечно же, приходится на иностранцев. Это важно отметить, потому что несмотря на спад в инвестиционной активности и в целом сдержанном отношении западных партнеров к инвестициям в Россию, у нас наблюдается достаточно интенсивный рост и высокая заинтересованность в присутствии на площадках ОЭЗ», — отметил он.

По его словам, в течение последних четырех лет в лидерах по объему осуществления инвестиций в российские ОЭЗ остаются Кипр, «как основной источник инвестиций для России, с точки зрения структурирования владения Холдингами», также Германия — порядка 8% от иностранных инвестиций в ОЭЗ РФ, Нидерланды, Швейцария и США. Всего, по данным Минэкономразвития, было привлечено инвестиций из 41 страны мира.

«На сегодняшний день на территориях ОЭЗ выпускается самая разнообразная продукция от продуктов питания и лекарств до компьютеров, автомобилей и кораблей различного типа. Министерством был разработан соответствующий каталог продукции для обеспечения широкого доступа к товарам и услугам, которые производятся в ОЭЗ для инвесторов и покупателей продукции», — подытожил Сергей Галкин.

Читайте также:  Лучший ресурс для майнинга

Источник

Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 17 февраля 2021 года

Одобрен Советом Федерации 3 марта 2021 года

Внести в Федеральный закон от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1940; 2011, N 1, ст. 32; N 27, ст. 3880; N 47, ст. 6612; 2014, N 6, ст. 566; N 11, ст. 1094; N 45, ст. 6153; 2017, N 27, ст. 3952; N 30, ст. 4445; 2018, N 23, ст. 3229; N 49, ст. 7523; 2020, N 31, ст. 5014) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 2 после слов «безопасности государства,» дополнить словами «за исключением сделок, предусмотренных пунктом 5 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона и совершаемых организацией, находящейся под контролем иностранного государства,»;

2) часть 1 статьи 7 дополнить пунктом 5 1 следующего содержания:

«5 1 ) сделки организации, находящейся под контролем иностранного государства, влекущие за собой установление данной организацией контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, которое является таковым исключительно в связи с осуществлением им видов деятельности, указанных в пунктах 3 (за исключением производства лекарственных средств) и (или) 36 (в части оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры) статьи 6 настоящего Федерального закона, для которого указанные виды деятельности не являются основными и при этом за последние три года, предшествующие дате подачи ходатайства о предварительном согласовании такой сделки, балансовая стоимость имущества, используемого для осуществления указанных видов деятельности, составляет не более одного процента определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности балансовой стоимости активов такого хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, за каждый завершенный отчетный год, планируемые к совершению в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, либо в отношении организации, не имеющей стратегического значения, под контролем которой находится такое хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение;»;

3) статью 9 дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. В случае, если уполномоченным органом при рассмотрении ходатайства установлено, что решение по результатам рассмотрения ходатайства принимается в соответствии со статьей 10 1 настоящего Федерального закона, в течение трех рабочих дней со дня определения этого факта уполномоченный орган обязан направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития (далее — заинтересованные федеральные органы исполнительной власти), запросы о необходимости рассмотрения данного ходатайства Комиссией либо об отсутствии такой необходимости. В течение не более чем четырнадцать дней со дня поступления от уполномоченного органа указанных запросов заинтересованные федеральные органы исполнительной власти направляют в уполномоченный орган заключения о необходимости рассмотрения данного ходатайства Комиссией либо об отсутствии такой необходимости. При подготовке этих заключений на основании информации, представленной в том числе уполномоченным органом в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, указанного в ходатайстве, предусмотренном частью 1 статьи 10 1 настоящего Федерального закона, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти должны быть учтены следующие критерии:

1) последствия совершения планируемой сделки либо установления контроля в соответствии с частью 5 статьи 7 настоящего Федерального закона для сферы деятельности, нормативно-правовое регулирование или федеральный государственный контроль (надзор) которой осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

2) наличие или отсутствие необходимости возложения Комиссией на заявителя одного или нескольких обязательств, предусмотренных пунктами 1-7 и 10-15 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.»;

а) абзац первый части 1 после слов «над этим хозяйственным обществом» дополнить словами «, а в случае, если решение по результатам рассмотрения ходатайства принимается в соответствии со статьей 10 1 настоящего Федерального закона, также запросы о необходимости рассмотрения данного ходатайства Комиссией либо об отсутствии такой необходимости»;

б) часть 2 дополнить предложением следующего содержания: «В случае, предусмотренном частью 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, уполномоченным органом в дополнение к указанным запросам направляются копии заключений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти о необходимости рассмотрения ходатайства Комиссией либо об отсутствии такой необходимости в срок не более чем три рабочих дня со дня их поступления в уполномоченный орган.»;

в) часть 3 дополнить словами «, а в случае, если решение по результатам рассмотрения ходатайства принимается в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона, также заключения о необходимости рассмотрения данного ходатайства Комиссией либо об отсутствии такой необходимости»;

г) часть 6 дополнить словами «либо принимает решение о предварительном согласовании сделки или согласовании установления контроля в упрощенном порядке в случае, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 10 1 настоящего Федерального закона»;

5) дополнить статьей 10 1 следующего содержания:

«Статья 10 1 . Особенности принятия решения в упрощенном порядке о предварительном согласовании сделки или согласовании установления контроля

Читайте также:  Методы оценки инвестиций wacc

1. Решение в упрощенном порядке о предварительном согласовании сделки или согласовании установления контроля по результатам рассмотрения ходатайства иностранного инвестора либо входящего в группу лиц юридического или физического лица (за исключением иностранных инвесторов, которые являются иностранными инвесторами, не представляющими информации, и (или) иностранными государствами, и (или) международными организациями и (или) находятся под контролем иностранных инвесторов, не представляющих информации, и (или) иностранных государств, и (или) международных организаций), которые намереваются совершить какую-либо из указанных в пунктах 1, 4 и 6 части 1 и частях 2-4 статьи 7 настоящего Федерального закона сделок или установили контроль в соответствии с частью 5 статьи 7 настоящего Федерального закона над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, которое является таковым исключительно в связи с осуществлением им видов деятельности, указанных в пунктах 3 (за исключением производства лекарственных средств) и (или) 36 (в части оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры) статьи 6 настоящего Федерального закона, для которого указанные виды деятельности не являются основными и при этом за последние три года, предшествующие дате подачи ходатайства, балансовая стоимость имущества, используемого для осуществления указанных видов деятельности, составляет не более одного процента определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности балансовой стоимости активов данного хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, за каждый завершенный отчетный год, после проведения проверки в соответствии с порядком, установленным частями 1-5 статьи 10 настоящего Федерального закона, принимает уполномоченный орган с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. В течение трех дней со дня окончания проверки, предусмотренной частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, и поступления в уполномоченный орган заключений, указанных в части 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, уполномоченный орган на основании полученной информации:

1) принимает решение о предварительном согласовании сделки или согласовании установления контроля с указанием срока действия такого решения и направляет копию данного решения в Комиссию в течение трех рабочих дней со дня его принятия при наличии заключений федерального органа исполнительной власти в области обороны, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности об отсутствии угрозы соответственно обороне страны, безопасности государства в результате совершения сделки либо в результате установления контроля и об отсутствии необходимости рассмотрения соответствующего ходатайства Комиссией, а также при наличии заключений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти об отсутствии необходимости рассмотрения указанного ходатайства Комиссией;

2) направляет в Комиссию документы и информацию, которые предусмотрены частью 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, для рассмотрения ходатайства Комиссией в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона при наличии заключения, поступившего от федерального органа исполнительной власти в области обороны, или федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, или заинтересованного федерального органа исполнительной власти, о необходимости рассмотрения соответствующего ходатайства Комиссией либо отсутствия заключения какого-либо из указанных федеральных органов исполнительной власти, направляемых в соответствии с запросом уполномоченного органа в срок, установленный настоящим Федеральным законом.»;

6) в части 1 статьи 12:

а) пункт 4 дополнить словами «, и (или) деятельности в целях оказания коммунальных услуг по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации»;

б) дополнить пунктами 10-15 следующего содержания:

«10) продолжение осуществления хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, вида деятельности, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

11) передача в срок, установленный Комиссией, прав на осуществление деятельности по водоснабжению и водоотведению и (или) деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) прав в отношении имущества, необходимого для осуществления указанных видов деятельности, иному лицу с соблюдением требований настоящего Федерального закона либо в государственную или муниципальную собственность;

12) осуществление деятельности хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, на объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (в том числе на объектах водоснабжения и водоотведения, очистки сточных вод, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и гидротехнических сооружениях), с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

13) продолжение реализации хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, действующей инвестиционной программы, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (или уполномоченным органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению такой инвестиционной программы) в порядке, установленном Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

14) обеспечение сохранения хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, объемов производства и поставок продукции (работ, услуг) на уровне не ниже предшествующего дате совершения сделки или установления контроля;

15) внедрение инновационных технологий на объектах промышленного производства, расположенных на территории Российской Федерации, а также размещение на территории Российской Федерации объектов промышленного производства деталей, узлов, комплектующих и материалов, используемых хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, для производства и поставок продукции (работ, услуг).».

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник

Оцените статью