Режим функционирования иностранных инвестиций

Научная электронная библиотека

Топсахалова Ф. М.-Г.,

Глава 6.4. Иностранные инвестиции. Режим функционирования иностранного капитала

Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. При анализе этих форм могут быть использованы общие подходы к классификации инвестиций, предполагающие их выделение по объектам, целям, срокам вложений, формам собственности на инвестиционные ресурсы, рискам и другим признакам. Вместе с тем специфика иностранных инвестиций определяет необходимость, уточнения ряда классификационных признаков применительно к данному типу инвестиций.

Так, по формам собственности на инвестиционные ресурсы иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными. Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов грантов, помощи. Частные (негосударственные) инвестиции это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны. Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.

В зависимости от характера использования иностранные инвестиции подразделяют на предпринимательские и ссудные.

Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда. Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.

Особое значение при анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций. Именно в данном разрезе отражается движение иностранных инвестиций в соответствии с методологией Международного валютного фонда в платежных балансах стран.

Прямые иностранные инвестиции выступают как вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства.

Согласно классификации ЮНКТАД к прямым иностранным инвестициям относят зарубежные вложения, предполагающие долговременные отношения между партнерами с устойчивым вовлечением в них экономических агентов одной страны (иностранный инвестор или «материнская фирма») с их контролем за хозяйственной организацией, расположенной в принимающей стране. Соответственно к ним рекомендуется причислять:

  • приобретение иностранным инвестором пакета акций предприятия, в которое он вкладывает свой капитал, в размере не менее чем 10-20% суммарной стоимости объявленного акционерного капитала;
  • реинвестирование прибыли от деятельности указанного предприятия в части, соответствующей доле инвестора в акционерном капитале и остающейся в его распоряжении после распределения дивидендов и репатриации части прибыли;
  • внутрифирменное предоставление кредита или равноценная операция по урегулированию задолженности в отношениях между «материнской» фирмой и ее зарубежным филиалом.

К разряду портфельных инвестиций относят вложения иностранных инвесторов, осуществляемые с целью получения не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода. В соответствии с положениями ЮНКТАД портфельные инвестиции, в отличие от прямых, представляют собой вложения в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на деятельность предприятия и составляющих менее 10% общего объема акционерного капитала. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг. Под прочими инвестициями понимаются вклады в банки, товарные кредиты и т.п.

Приоритетное значение среди рассмотренных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается:

  • в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;
  • в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики);
  • в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;
  • в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;
  • в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
  • в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы;
  • в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя.
Читайте также:  Пресейлы криптовалют что это

Возрастание роли прямых иностранных инвестиций в современной экономике во многом связано с деятельностью транснациональных корпораций (ТНК) и расширением масштабов международного производства.

Основные условия привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике России регулируются Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Иностранные инвестиции в российском законодательстве определяются как вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

К прямым инвестициям относят вложения в приобретение не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.

Привлечение иностранных инвестиций может осуществляться российскими предприятиями (предприятия, принимающие инвестиции, называют реципиентами) различными способами. Основными из них являются: кредиты иностранных банков, коммерческие кредиты под государственные гарантии, связанные кредиты (экспортное финансирование), эмиссия и размещение акций через программы АДР, использование концессионной системы.

Банковский кредит выступает в форме предоставления в долг денежной суммы (ссуды). При этом оговариваются срок возврата кредита, обязательность возврата и размер процентов по кредиту. Данный вид кредита доступен, как правило, особым категориям заемщиков. В частности, он может быть предоставлен банком, участвующим в финансовом обеспечении приоритетной международной инвестиционной программы.

Получение кредита от коммерческой структуры осуществляется обычно под предоставление правительственных гарантий. Правительство через аффилированные организации (министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита коммерческой структуре в случае невозврата.

Экспортное финансирование (или связанные кредиты) используется предприятиями — инициаторами инвестиционных проектов с целью привлечения заинтересованных в экспорте своей продукции иностранных производителей соответствующего технологического оборудования. Такие инвестиционные проекты могут реализовываться в рамках межгосударственных кредитных линий (российско-французская, российско-германская «Гермес», российско-швейцарская и др.), которые позволяют преодолеть несоответствия между правовыми и экономическими нормами стран Запада и России.

По данной схеме российское предприятие подбирает поставщика требуемого технологического оборудования в стране, определенной в соответствии с требованиями кредитной линии, и подписываете ним рамочное соглашение. Требования к российской стороне включают предоставление бизнес-плана, составленного в соответствии с международными стандартами, финансовой гарантии региональной администрации, письма Правительства РФ. В схеме участвуют также западный банк, финансирующий своего производителя технологического оборудования; уполномоченная страховая компания, страхующая кредит (для российско-германской кредитной линии — «Гермес»); российский уполномоченный банк, через который осуществляется рефинансирование проекта.

Сложности применения описанного метода финансирования связаны со сравнительно высокой процентной ставкой кредита, значительными издержками при страховании и обслуживании рефинансирования уполномоченным банком, в результате чего общая процентная ставка может составлять 25-30%. Кроме того, непростой задачей (в частности, для отдаленных от центра регионов) является получение письма Правительства РФ.

Читайте также:  Qr код приложение binance

Эмиссия и размещение акций среди иностранных инвесторов предполагают, как правило, приобретение иностранным инвестором доли акционерного капитала предприятия. Продавая часть своих акций инвестору, предприятие тем самым продает ему часть своей собственности. При этом инвестор получает право участвовать в определении основных направлений деловой политики предприятия.

Одним из способов привлечения прямых зарубежных инвестиций для эффективно работающих российских предприятий является выпуск и размещение среди потенциальных стратегических инвесторов глобальных депозитарных расписок (СЮК) и американских депозитарных расписок (АПК) на акции российского эмитента. Выпуск депозитарных расписок на эмиссию акций эмитента позволяет реальным зарубежным инвесторам получить контрольный пакет акций объекта инвестирования и одновременно минимизировать риски, связанные с обращением принадлежащих им ценных бумаг, которые будут регламентированы не только национальными, но и международными нормами права.

Перспективным механизмом привлечения иностранных инвестиций является использование концессионной системы в рамках развития компенсационных соглашений, договоров о разделе продукции, схем проектного финансирования и др. Эффективное применение концессионной системы, обеспечивающей оптимальное распределение доходов и рисков между участниками инвестирования, может существенно увеличить приток инвестиций в реальный сектор российской экономики.

Источник

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ. РЕЖИМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В РОССИИ

1. Понятие и содержание иностранных инвестиций.

Характерные черты мирового хозяйства развитие международного перемещения факторов производства, прежде всего в форме вывоза капитала, рост на этой основе международных форм производства на предприятиях, располагающихся в нескольких странах, в первую очередь, в рамках транснациональных корпораций.

Иностранные инвестиции – это вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории какой-либо страны объект гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в т. ч. Денег, ценных бумаг, иного имущества, прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, услуг и информации.

При прямых инвестициях иностранная компания собирается эксплуатировать фирму в своих интетесах – получение большей прибыли, проникновение на внутренний рынок в обход высоких таможенных пошлин, перемещение собственного производства в район более низкой заработной платы или близкий к объемным рынкам сбыта или источникам сырья, материалов.

При портфельных инвеситциях для инвестора имеет значение только доход.

Прямые иностранные инвестиции расматриваются не только как дополнительный источник для внутренних капиталовложений, но и как способ получения к новой, более совершенной технологии, к системе сбыта на внешних рынках, к новым источникам финансирования. Иностранные инвестиции могут содействовать созданию новых прооизводств.

Однако передача иностранным корпорациям контроля за ресурсами может привести к их оттоку за рубеж по необоснованно низким ценам, негативно скажется на потенциале национального развития экономики. Реальная политика в отношении иностранных инвестиций должна строиться исходя из оценки полного баланса их плюсов и минусов.

Привлечение иностраных инвестиций в экономику должно способствовать решению проблем социально-экономического развития:

1. Освоение невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях ВПК;

2. Продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

3. Срдействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

4. Содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

5. Создание новых рабочих мест и освоение передовых форм оранизации производства;

6. Освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

7. Содействие развитию произвосдвтенной инфраструктуры

Основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную экономику:

1. Инвестиции в форме государственных заимствований РФ

2. В форме вклада в акционерный капитал российских предприятий

3. Вложения в ценные бумаги

4. Иностранные кредиты

5. Лизинговые кредиты;

6. Финансовые кредиты российским предприятиям.

Режим функционирования иностранных инвестиций в России

Международная правовая практика предусматривает для иностранных инвестиций применение либо режима наибольшего благоприятствования, либо национального режима. В России действует национальный режим. Это означает, что привлечение иностранных инвестиций и деятельность компаний с иностранным участием регулируется национальным законодательством, причем последнее не содержит различий в регламентации хозяйственной деятельности национальных и зарубежных инвесторов.

Читайте также:  Уклон рампы для автомобилей нормы проектирования

Правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется в соответствии с федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «об иностранных инвестициях в РФ» и другими нормативно-правовыми актами

В законодательстве российской федерации предусмотрены количественные ограничения для иностранных инвестиций, затрагивающих деятельность стратегически важных отраслей российской экономики: это работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы, работы с ядерными установками, радиационными источниками и радиоактивными материалами, разработка и производство вооружений, космическая деятельность, добыча полезных ископаемых и др. Сделки купли-продажи, дарения, мены голосующих акций или долей в уставных капиталах, совершаемые иностранными государствами или организациями в отношении предприятий этих видов деятельности подлежат предварительному согласованию с правительством РФ, если в результате этих сделок приобретается более 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции в уставных капиталах стратегически важных предприятий. В отношении деятельности по разведке и добыче полезных ископаемых это требование ужесточено до 5% в целях предотвращения обладания иностранными инвесторами контрольными или блокирующими пакетами акций.

Закон об иностранных инвестициях гарантирует иностранным инвесторам, осуществляющим приоритетные инновационные проекты (т.е. проекты с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб. либо с минимальным вкладом иностранных инвесторов в уставный капитал не менее 100 млн. руб. или 25%) стабильность законодательства, в т.ч. налогового, в течение всего срока окупаемости проекта (не более 7 лет с начала финансирования проекта за счет иностранных инвестиций.

Закон об иностранных инвестициях не распространяется на вложение иностранного капитала в кредитные и страховые организации, а также в некоммерческие организации. Получается, что инвестор, вложивший средства в один проект, оказывается более защищен от неблагоприятного изменения налогового климата, чем инвестор, диверсифицировавший вложения и создавший несколько различных проектов. Кроме того, закон не страхует инвесторов от изменения ставок таможенных пошлин, направленных на защиту экономических интересов России, а также ставок акцизов и НДС, поскольку именно таможенные пошлины, акцизы и НДС являются основными источниками доходов федерального бюджета. Эти косвенные налоги и составляют основную налоговую нагрузку на изготовителя, поэтому фактически инвестор застрахован только от неблагоприятного изменения менее значимых (второстепенных) налогов.

В целях привлечения в реальный сектор экономики прямых иностранных инвестиций в 1995 г. был утвержден федеральный закон № 225-ФЗ «о соглашениях о разделе продукции». Согласно ему, инвестор освобождается от части российских налогов, отдавая при этом государству определенную долю добытого и (или) переработанного сырья либо его денежный эквивалент.

На стимулирование прямых иностранных инвестиций направлены федеральный закон от 29.10.1999 №164-ФЗ «О лизинге». Лизингодатель получает такие преимущества, как расширение круга постоянных партнеров, благоприятный налоговый режим. лизингополучатель приобретает возможность сократить объемы собственных капитальных затрат, уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Другая мера привлечения иностранных инвестиций – создание особых экономических зон.

Несмотря на все принятые меры, в России пока не сложились достаточно благоприятные условия для иностранных инвестиций. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики в России. Российское законодательство в отношении иностранных инвестиций направлено, главным образом, на прямые капитальные вложения и слабо затрагивает вопросы допуска иностранного капитала на биржу, размещения акций и иных ценных бумаг за рубежом. Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам, обставлены такими условиями, что ставит их в зависимость от действий чиновников. Часто иностранным компаниям приходится работать с предприятиями, не имеющими нормального финансового обслуживания, квалифицированных менеджеров, современных маркетинговых структур.

Для существенного количественного и качественного роста иностранных инвестиций необходимо стабилизировать и упростить нормативно-правовую базу, создание работоспособной структуры фондового рынка, стабилизация банковской системы и др.

Источник

Оцените статью