Рефлексивный анализ собственной деятельности в период педагогической практики.
специалист в области арт-терапии
Рефлексивный анализ собственной деятельности в период педагогической практики.
Педагогическая практика – это возможность оценить свои теоретические знания, умения и навыки, преломленные сквозь призму повседневной реальности школы. Во время педагогической практики я значительно расширила свой кругозор. Обучаясь в вузе, мы рассматриваем, как правило, обобщенные аспекты науки. Однако, придя в школу, столкнулась с теми частными случаями, которые не были затронуты на лекциях. Это способствовало актуализации мной знаний по общей, возрастной и педагогической психологии, очень большое значение приобрели знания, полученные на психолого-педагогическом практикуме. Во время написания психологического анализа я стремилась к более детальному рассмотрению урока, чтобы понять внутреннюю структуру взаимодействия учителя и учеников, мне хотелось осознать, как педагогические воздействия педагога влияют на учебную деятельность ребенка. Самое важное, что я вынесла из этого опыта, что ни в коем случае нельзя выступать в качестве цензора, нужно «прочувствовать» атмосферу класса. На мой взгляд, нужно заниматься не «выискиванием» просчетов учителя, а, наоборот, акцентированием его ресурсных возможностей.
Я считаю, что в целом мне удалась диагностическая деятельность. Были сложности при написании заключения по младшему школьному возрасту, поскольку отсутствовали навыки оформления заключений и мало развиты навыки выдвижения гипотез по проблеме, написания рекомендаций. После консультаций курирующего психолога и группового руководителя я поняла специфику этой работы и в дальнейшем сложностей не возникло. При проведении диагностики мне помогли такие качества личности и умения как, ответственность, умение устанавливать контакт с детьми, эмпатия, дружелюбие, аналитические способности.
Наиболее важным и ценным для моего профессионального роста, я считаю приобретение навыков составления психологического заключения, а также опыт проведения фокус-группы.
Мне сложно судить о своей профессиональной компетентности в силу того, что это будет субъективная оценка своей деятельности. Считаю, что я справилась с теми задачами, которые стояли передо мной в период педагогической практики.
Требования курирующего психолога и группового руководителя сдавать отчетную документацию в указанный срок, позволили мне грамотно распределять свое рабочее время, не откладывать дела.
За шесть недель еще раз убедилась в том, что готова к меняющимся условиям деятельности, то есть обладаю гибкостью поведения. Во время стрессовых ситуаций у меня проявляется способность к мобилизации ресурсов, что дает возможность настроиться на продуктивную деятельность. В своей работе я ориентирована на самостоятельное выполнение заданий.
Для повышения эффективности проводимой педагогической практики студентов-психологов, мне бы хотелось порекомендовать преподавателям кафедры психологии:
Для того, чтобы студенты могли сформировать навык написания психологического заключения, желательно ознакомить их с примерной формой написания заключения, решать практические задания, целью которых будет разбор проблем и выдвижение диагностических гипотез.
На мой взгляд, немаловажно оценить вклад каждого студента в общегрупповое задания, а поскольку общая оценка выполняемого задания группой дает возможность некоторым студентам не принимать активного участия в нем.
Источник
Рефлексивная деятельность педагога как средство успешности в образовании детей.
статья на тему
Статья посвящена исследованию основных аспектов рефлексивной деятельности педагога как средства успешности в образовании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksivnaya_deyatelnost_pedagoga_kak_sredstvo_uspeshnosti_v_obrazovanii_detey.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Рефлексивная деятельность педагога как средство успешности в
Понарина Наталья Альбертовна
Аннотация: Статья посвящена исследованию основных аспектов рефлексивной деятельности педагога как средства успешности в образовании детей.
Ключевые слова : педагогика, психология, рефлексия, деятельность, успешность, развитие, формирование, образование, дети, педагог, средства.
Reflexive activity of the teacher as a means of success in education of children.
Ponarina Natalia Albertovna
Abstract: the Article is devoted to the study of the main aspects of the reflexive activity of the teacher as a means of success in the education of children.
Keywords: pedagogy, psychology, reflection, activity, success, development, formation, education, children, teacher, means.
Открытость педагога новым знаниям, опыту в меняющихся требованиях профессиональной деятельности становится необходимостью и потребностью для учителя. Как следствие, все это побуждает его постоянно рефлексивно поддерживать и понимать профессиональную философию, состоящую из системы ценностных ориентаций и главных принципов, которые задают сущность его деятельности, помогают в определении целей, оказываются аргументами при принятии решений. В таком контексте рефлексия учителя выступает как умение анализировать, осмысливать и конструировать смыслообразующую ценностную основу педагогической деятельности, базированную на отражении себя как субъекта деятельности, индивидуальности и личности в системе общественных взаимоотношений.
Рефлексия в общем смысле существует как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Эволюция отечественной психологии, проблемы в рефлексии связаны с именами И.М. Сеченова, Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. На теоретическом уровне рефлексия рассматривалась как свойство одного из объяснительных принципов развития и организации психики человека, и прежде всего самосознания – ее главной формы. Методологическая рефлексия сопряжена с осознанием субъектом совокупности методов и средств с точки зрения адекватности их целям инновационной деятельности, ее результату и объекту.
Профессиональная рефлексия учителя – это его способность отображать «внутреннюю картину мира» ученика ( Ю.Н.Кулюткин, Г.С. Сухобская). Рефлексивно думать для учителя значит: в первую очередь, попытаться представить, кем является его ученик. Вслед за этим понять, какие могут быть перспективы его развития, и что из них реально принять за конкретную цель в текущих условиях, и уже потом решить, какой конкретно должна быть ситуация, для того чтобы она стимулировала его к развитию.
В сознании педагога рефлексивно отображается не только его воспитанник, но и действия, предпринимаемые по отношению к нему учителем. Панораму рефлексии учителя составляют условия и требования, на фоне которых совершается его взаимодействие с учеником и те эмоции, оторые сопровождают этот процесс. Рефлексивное понимание учителя охватывает системное отношение его деятельности «учитель-ученик» и направляет ее, побуждая соотносить каждый шаг как с реальными условиями (ученик на данном этапе его развития), так и с целями (ожидаемый прогноз развития) (Лийметс, 1982).
Следующий аспект профессиональной рефлексии учителя обращен на него самого, как субъекта деятельности. Как признано, педагог становится профессионалом благодаря своим знаниям и практическому опыту. Однако, лишь став исследователем, “постоянно перестраивающим свой профессиональный мир в ответ на неожиданные и озадачивающие его события реальности” (Russel, Spafford, 1983, р.12), он приобретает профессиональное мастерство. Умение занять исследовательскую позицию по отношению к своей практической деятельности и к самому себе как ее субъекту, основанную на рефлексивных свойствах сознания, поможет стать критерием в определении уровня профессионализма учителя.
Рефлексия — это «форма слегка нарушенной самооценки — нарушенной в том смысле, что суждению придается большее значение, чем конкретным фактам.»Valverde, 1982). Рефлексивный учитель – склонный к сомнению, к допущению, не принимающий на веру прописные истины и не позволяющий себе хвататься за первую пришедшую в голову идею. Данте указывал на ценность такой умственной позиции: “Сомнение доставляет мне не меньшее удовольствие, чем знание” [1].
В психологии понимается (Конечный, Боухал, 1983) то, что рефлексия представляет собой мощный катализатор профессионального и личностного роста учителя, спасая человека от издержек профессии. Профессиональная деформация рассматривается как следствие нарушения системы личностной и профессиональной рефлексивной саморегуляции личности и проявляется как избыточное доминирование « Я профессиональное» в области « Я человеческое» (Трунов А.В., 1998). Видно, что эти обстоятельства препятствуют работе учителя, подрывая сам её смысл, порождая ощущение неудовлетворенности при искреннем стремлении «вкладывать душу».
Одно из проявлений профессиональной деформации — синдром психического выгорания (“burnout”), а именно, эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений. Эмоциональное истощение для учителя означает понижение эмоционального фона, с нарастающим равнодушием. Деперсонализация затрагивает отношения с другими людьми и сопряжена с чувством зависимости, либо негативизма, с проявлением цинизма, т.е. обесцениванием прежде значимых чувств и отношений . Редукция личных достижений выражается в понижении профессиональной и личной самооценки, с утратой веры в свои силы и способности.
Пробным шагом в профилактике профессиональной деформации должно быть рефлексивное сканирование собственного поведения, отношений с окружающими людьми, настроения. Рефлексивное поведение (по рефлексивной формуле Я исполнитель –Я контролер ) поможет осознать индивидуальное и ролевое поведение. Осознание « Я человеческое» и « Я профессиональное» начнет восстанавливать поведенческую гибкость учителя как оптимального сочетания его индивидуальных способов поведения и разнообразных профессиональных ролей во взаимодействии (Митина Л.М., 2002).
Чтобы не допустить профессиональную деформацию, педагогу следует овладеть системой умений рефлексивного поведения. Рефлексивные умения и навыки которого сформируют органичный комплекс познания персональных индивидуально-психологических особенностей, оценивание личного психического состояния, а также будут способствовать осуществлению разностороннего восприятия и адекватного познания личности учащегося.
Исследование литературы позволило выделить основные и необходимые требования к рефлексивным умениям педагога:
1. Рефлексия индивидуальна, следовательно, необходим индивидуальный стиль деятельности педагога.
2. Рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходим диалог во взаимодействии.
3. Рефлексия разномасштабна, в связи с этим требуется смена позиций и взгляда на педагогическую деятельность.
4. Рефлексия деятельностна по сути, поэтому предполагает субъектность.
Эффективным приемом в развитии рефлексивной деятельности педагога становится применение методики самоанализа, направляемого опорными вопросами . Так, после проведения своего урока, следует обдумать его ход, отмечая сильные и слабые стороны.
Модель педагогической рефлексии А.А.Бизяевой можно использовать для измерения признаков самой рефлексии. В структуру модели педагогической рефлексии входит два плана – операциональный и личностный, которые обладают специфическим содержанием и функциями, вплотную связанными между собой и формирующими ее целостный психологический феномен.
Операциональный план внутренней структуры педагогической рефлексии – это мыслительные действия учителя, нацеленные на решение профессиональной задачи (мотивационные, конструктивные и прогностические действия). Деятельность на уроке по решению педагогических задач была подвергнута анализу:
— учебный материал адаптирован по отношению к возможностям ученика;
— сконструированы модели обучающей ситуации с детальным прогнозом возможных реакций учеников;
— активизировано самостоятельное мышление учащихся: не подавлять инициативу учащихся, не навязывать свой путь решения;
— оценены когнитивные способности учащихся: особенности восприятия материала, эмоциональные и поведенческие реакции учащихся.
Личностный план рефлексии педагога раскрывается в профессионально-личностной направленности в учебном процессе и личностной включенности в процесс обучения. Личностный план содержит:
1. Профессионально-личностную центрацию на ученике ( партнерство);
2. Ориентация на индивидуальные особенности ученика (когнитивные особенности учащихся и неблагоприятные факторы);
3. Личностная включенность учителя в решение профессиональной задачи (совместное с учениками решение поставленной задачи).
Развитие рефлексивных умений педагога определяется реализацией следующих условий: использование рефлексивных приемов в педагогической практике; наличие ценностного отношения к учащимся; развитие личных способностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате целенаправленной, систематической деятельности по развитию рефлексивных умений у педагогов повышается уровень данных умений, повышается активность приобретения опыта педагогической деятельности, что обеспечивает дальнейшее профессионально-личностное развитие.
1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. – Псков: ПГПИ им. С.М.Кирова, 2004. – 216с.
2. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. т. – 4. – М., 1994.
4. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 31.
5. Кулюткин Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. – СПб.: СПбАППО, 2002.
6. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. – М.:Педагогика. – 1990, стр.73
7. Материалы проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления». – ИОО «Фонд Содействия», 1997.
8. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994.
9. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 21-22.
10. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества рефлексии // Наука о человеке. – М., 1989.
11. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. – 2002. – № 4.
12. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-ое изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер. – 2002.
13. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. – М., 1975.
14. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В настоящее время распространено убеждение, что существующее устройство школ вредит здоровью детей. Существенно ничего не изменилось, учебные программы, предъявляемые к учащимся, требования и.
В статье выделен алгоритм рефлексивной деятельности и рассмотрены педагогические средства его развития.
Семейное воспитание детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей — это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного и обучаемого процесса. Семья является для .
О включении педагога дополнителного образования в инновационную деятельность.
Консультирование – это один из важнейших видов деятельности по сохранению психологического здоровья детей и обеспечению продуктивной деятельности педагогов в образовательном учреждении.
Педагог-организатор, прежде всего, специалист, организующий внеклассную работу в сфере дополнительного образования детей. Педагог-организатор содействует развитию личности детей и создает условия для .
Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования. Ее актуальность обусловлена необходимостью для педагога: систематизировать свои представления о направлениях и компонентах про.
Источник