Рациональная организация деятельности преподавателя и студента
От правильной организации учебного занятия, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, преждевременное наступление утомления.
Рациональная организация – это такой вариант учебного процесса, при котором не нарушается нормальное развитие и здоровье учащихся, а учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки не требуют от организма высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления.
В своей статье хотелось бы обратиться к творческому наследию Я.А. Коменского. Он по-прежнему актуальный классик педагогики, по сути создавший пока ещё незыблемую у нас классно-урочную систему. Одну из групп существенных черт метода обучения, разработанного Коменским, составляют все те указания, которые направлены на рациональную организацию учебного процесса. Они, без сомнения, определялись повсюду проявлявшимися тенденциями развивающего капитализма к экономии времени и сил. Это стремление наблюдалось во всех областях жизни и в первую очередь в области производства. «Экономия времени и сил» — вот то требование, которое повторялось в различных вариантах, выражая стремление к максимальной рентабельности. Так и у Коменского повсюду на первый план выступает стремление сообщать всем учащимся по возможности достоверные знания, и притом самым быстрым и самым легким путем.
Обучение в современных ему школах Коменский порицает за то, что здесь «учащихся задерживали пять, десять и больше лет на том, что, несомненно, можно воспринять человеку в течение года». Он же обещает с помощью своего метода указать «пути сокращения при преподавании и учении». Коменский пришел к выдвижению целого ряда важных дидактических принципов и сформулировал много важных указаний, способствовавших успешному осуществлению классно-урочной формы обучения.
Так, Коменский в самых разнообразных выражениях формулирует принцип последовательности при изложении учебного материала. В «Новейшем методе языков» он писал: «Учащийся не может продвигаться вперед иначе, чем постепенно… В огромном количестве вещей, которые нужно усвоить, всегда одни бывают легче других…Следовательно, всегда нужно (в массе подлежащих изучению вещей) начинать с более легких, переходя от них к более трудным… Всегда нужно начинать с малого, краткого, простого, общего, близкого, правильного, постепенно переходя ко многому, расширенному, сложному, частному, отдаленному, неправильному».
В «Великой дидактике» говорится, что учебный материал должен излагаться в определенной последовательности, так чтобы «последующее всегда основывалось на предшествующем, а предшествующее укреплялось последующим».
Чтобы достигнуть последовательности в обучении, Коменский предлагает сначала преимущественно развивать чувства учащихся, ибо без правильно развитой способности наблюдать невозможно и правильное обучение, потом упражнять память и мышление; развивать, наконец речь и умение правильно излагать изученное, а в случае надобности и применять знания на практике.
Наряду с этим дидактическим принципом, в частности для облегчения проведения его на практике, Коменский дает много советов относительно рациональной организации обучения. Неоднократно он указывал на необходимость дидактической обработки материала, правильного его смыслового членения. Он требует ясного изложения и понятного объяснения, отмечая обязательность последовательного, непрерывного и целенаправленного обучения. Коменский подчеркивает, что все изучаемое должно закрепляться в памяти детей, а для этого он рекомендует, чтобы учащиеся заводили себе маленькие записные книжки, куда заносились бы важнейшие данные, подлежащие запоминанию. Он указывает на важность большого количества упражнений, отмечая необходимость систематического повторения и постоянной проверки знаний учащихся.
Наиболее ярким выражением детально разработанной системы такого обучения, целью которого было планомерное овладение систематическими знаниями наиболее легким и эффективным путем, были учебники, составленные Коменским; для каждой ступени изучения латинского языка предназначались учебники соответствующей трудности.
«Преддверие к языкам» содержит около 1000 наиболее употребительных латинских слов, объединенных тематически в 400 кратких предложений. При переходе от одной темы к другой нарастают грамматические трудности, так что этот учебник, наряду с расширением запаса слов дает сведения из элементарной грамматики. Для следующей ступени обучения предназначалась книга «Открытая дверь к языкам», содержащая уже 8000 латинских слов, соединенных приблизительно в 1000 фраз, сгруппированных в 100 тем. В них дается обзор всех наиболее важных, с точки зрения Коменского, областей жизни. Первые предложения построены еще просто, но постепенно они усложняются, превращаясь, наконец, в длинные многочисленные периоды. Книги для последующих ступеней обучения должны были затем использовать тот же самый языковой материал , представляя его в форме писем и диалогов, в виде художественной изящной речи, в виде стихов.
Этот систематический ход обучения, который позволяет сознательно и постепенно увеличивать знания учащихся и надежно вести по усложняющимся ступеням трудности к достижению высот знаний и умений, был той проблемой, более совершенному решению которой снова и снова уделяли внимание Коменский и его последователи.
Коменский считал, что снижение физиологической и психологической цены обучения и повышение эффективности учебного процесса возможно при реализации рациональной организации учебного процесса:
Рациональная организация учебных занятий – это создание условий для работы учащихся без чрезмерного напряжения и утомления, с высокой работоспособностью, таких условий, которые бы обеспечивали высокое качество обучения. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние преподавателя и его здоровье. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.
Рациональная организация учебных занятий включает в себя , в том числе и соответствие условий обучения нормативам, определенным санитарными правилами и нормами (СанПиН). Эти нормативы регламентируют комплекс внешних условий жизни учащегося и определяют требования к помещению учебного заведения, освещенности рабочих мест, воздушно-тепловому режиму, к организации кабинетов, столовой и т.п. Это очень важные требования, так как они определяют те условия, которые должны обеспечить сохранение здоровья учащихся. СанПиНы регламентируют учебную нагрузку и в учебном заведении (урок, факультативы, дополнительные занятия), и дома (все виды домашних заданий). Следует заметить, что допустимая учебная нагрузка у старшеклассников составляет 6 часов в учебном заведении и до 4 – домашних заданий, то есть 10 часов.
Максимальный объем учебной нагрузки не должен превышать нормативы, установленные СанПиНом.
Расписание УЗ в должно быть составлено с учетом степени сложности предмета для восприятия учащихся.
Математика, русский язык (для национальных школ)
Источник
Приемы организации учебной деятельности обучающихся
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_organizatsii_uchebnoy_deyatelnosti_obuchayushchikhsya.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Челябинский дорожно — строительный техникум»
«Приёмы организации учебной деятельности обучающихся»
Методические рекомендации для преподавателей
Выполнила: Короткова Наталья Николаевна
Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет, что образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Обучение представляет собой планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи знаний, умений, навыков, ведущий к его образованию и развитию.
Общеизвестно, что человек формируется и проявляется в деятельности.
Деятельность можно определить как процесс активности человека, связанной с его взаимодействием с окружающей действительностью и направленностью на определенный предмет деятельности (по А.Н.Леонтьеву)
На каждом этапе своей жизни человек осуществляет множество видов деятельности: читает книги, решает научные проблемы (познавательная деятельность), умственным и физическим трудом (трудовая деятельность), обучается в школе (учебная деятельность) и др. Каждая деятельность занимает в жизни разное положение, в определенные периоды одна из них бывает ведущей, доминирующей. Для ученика ведущей является учебная деятельность.
Под учебной деятельностью психологи понимают деятельность обучающихся, направленную на приобретение теоретических знаний о предмете изучения и общих приёмов решении связанных с ним задач и следовательно, на развитии обучающихся и формирование их личности.
Концепция учебной деятельности В.В.Давыдова — в процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.
С точки зрения деятельностного подхода к обучению, обучающихся надо вооружать системой общих и специальных приёмов деятельности. Владение основных общеучебных умений и навыков называют умением учиться.
В психолого-педагогических исследованиях показано, что один из эффективных путей обучения обучающихся деятельности в учебном процессе – формирование приёмов учебной деятельности.
Приём деятельности — наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности (по Е. Н. Кабановой — Меллер).
Приёмы учебной деятельности (по О.Б. Епишевой):
1) общеучебные приёмы — приёмы учебной деятельности, не зависящие от специфики изучаемого материала;
2) общие приёмы учебной деятельности обучающихся;
3) специальные приёмы учебной деятельности обучающихся — приёмы деятельности, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач;
4) частные приёмы учебной деятельности обучающихся —
специальные приёмы, которые конкретизированы для решения самых узких (частных) задач, они используются (и формируются) только в определенных темах курса;
5) обобщенные приёмы учебной деятельности обучающихся
— приёмы полученные на основе анализа частных приемов путем выделения общего содержания деятельности по решению конкретных (частных) задач (по Е.Н.Кабановой).
Рассмотрим общеучебные приёмы учебной деятельности :
Работа с учебником
1. Найти задание по оглавлению.
2. Обдумать заголовок (т.е. ответить на вопросы: О чём пойдёт речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?).
3. Прочитать содержание пункта (параграфа).
4. Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в учебнике, справочнике, и преподавателя).
5. Задать по ходу чтения вопросы (например: О чём здесь говорится? Что мне уже известно об этом? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? Для чего это делается? К чему это можно применить? Когда и как применять?) и ответить на них.
6. Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия.
7. Выделить основные свойства этих понятий (правила, теоремы, формулы).
8. Изучить определения понятий.
9. Изучить их основные свойства (правила, теоремы, формулы).
10. Разобрать и понять иллюстрации (чертёж, схему, рисунок).
11. Разобрать примеры в тексте и придумать свои.
12. Провести самостоятельно обоснование свойств понятий (вывод формулы или правила, доказательство теоремы).
13. Составить схемы, чертежи, рисунки, таблицы и т.п., используя свои обозначения.
14. Запомнить материал, используя приёмы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, пересказ трудных мест, специальные приёмы).
15. Ответить на конкретные вопросы в тексте.
16. Придумать и задать себе такие вопросы в тексте.
17. Если не всё понятно, отметить неясное и обратиться к преподавателю.
Выполнение письменной работы
1. Прочитать задания для письменной работы, понять их
2. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.
3. Продумать, какие приёмы их выполнения следует использовать (вспомни правила).
4. Выполнить задание.
5. Проверить тем или иным способом правильность выполнения задания.
Усвоение и запоминание определения понятия
1. Запомнить общую структуру определения понятия.
2. Выделить составные части этой структуры в определении, которое нужно запомнить.
3. Уяснить и запомнить отдельные составляющие части определения.
4. Запомнить определение целиком.
5. Проверить, правильно ли назван термин (определяемое понятие), указаны связи между признаками понятия, сформулировано и построено предложение в целом.
Составление плана устного ответа
1. Выделить понятия, которым нужно дать определение.
2. Выделить их свойства (теоремы, правила, формулы), которые нужно сформулировать (доказать, обосновать).
3. Выделить понятия и свойства из ранее изученных, на которые нужно ссылаться при ответе (доказательстве, обосновании).
4. Составить план обоснования (доказательства).
5. Продумать записи на доске во время ответа.
6. Показать, где и как применяется изученный материал.
7. Сделать вывод.
Участие в дискуссии (обсуждении)
1. Выяснить предмет дискуссии (обсуждения).
2. Чётко сформулировать свою точку зрения.
3. Доказывать своё мнение двумя способами – проводить убедительные доводы и опровергать доводы противоположной стороны.
4. Вести спор не для того, чтобы победить, а для того чтобы установить истину.
Групповая работа на уроке
1. Получить задание.
2. Распределить, какую часть задания и в какой последовательности будут выполнять члены вашей группы.
3. Выполнить задание по составленному плану.
4. Проверить друг у друга в определенном порядке правильность выполнения задания.
5. Свериться с ответами у преподавателя, у консультанта.
6. Устно разобрать ошибки.
7. Выполнить работу над ошибками в тетрадях, при необходимости консультируясь друг с другом или с преподавателем.
8. Ещё раз проверить правильность выполнения задания и оценить свою работу.
9. Представить результаты работы группы в заданном виде.
Выполнение домашней работы
1. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.
2. Прочитать и усвоить материал учебника.
3. Выполнить письменные задания.
4. Составить план устного ответа.
Усвоение и запоминание теоремы
1. Прочитать формулировку теоремы, понять её смысл, используя имеющуюся иллюстрацию.
2. Выучить формулировку теоремы.
3. Прочитать доказательство, обосновывая каждый этап, следя по чертежу.
4. Воспроизвести доказательство устно или письменно.
5. Сделать другой чертёж и краткую запись доказательства.
6. Доказать теорему самостоятельно с помощью своего чертежа.
Подготовка доклада (реферата)
1. Продумать тему своей работы, в общих чертах определить её содержание, составить предварительный план.
2. Составить список литературы, которую следует прочитать.
3. Читая литературу, отмечать и выписывать все, что должно быть включено в работу.
4. Разработать подробный окончательный план, возле всех его пунктов сделать ссылки на литературу.
5. Во вступлении к работе раскрыть значение темы.
6. Последовательно раскрывать все пункты плана, обосновывая основные положения и иллюстрируя их конкретными примерами.
7. Постарайтесь отразить свое личное отношение к теме.
8. Сделать вывод в конце работы.
9. Прочитать всю работу, устранить все замеченные недостатки.
По мнению О.Б. Епишевой, формирование приёмов учебной деятельности следует начинать одновременно с общеучебных и частных. Общеучебные приёмы составляют основу организации всей учебной деятельности обучающихся, «учат учиться» независимо от содержания предмета. Важным условием усвоения приёмов учебной деятельности обучающимися является возможность обращаться к составу приёма в любое нужное время. В своей работе я использую уголок для обучающихся «Учись учиться», где представлены общие приёмы учебной деятельности. При работе на уроке необходимо использовать эти знания. Размещение методических рекомендаций на сайт учебного заведения тоже даёт возможность обучающимся использовать их во внеаудиторной работе.
Итак, при обучении приёмам учебной деятельности обучающиеся имеют четкий план действий, что дает возможность самостоятельно пополнять и совершенствовать свои знания. Состав основных приёмов учебной деятельности должен быть представлен в средствах обучения для обучающихся, методических пособиях для преподавателя, постоянно применяться в учебном процессе для эффективности образовательного процесса.
Список использованной литературы :
- Епишева, О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода / О. Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с.
- Кабанова – Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е. Н. Кабанова– Меллер . – М. : Просвещение,1968. – 287 с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
Источник