Статьи (Рампа)
Сегодня, как и во все времена, живописцы продолжают оперировать всё теми же средствами изображения – линией и пятном… Да, именно пятно, как выразительное средство породило течение в западно-европейском абстракционизме 1940–1960‑х годов – ташизм. Художник-ташист, работая пятнами, как правило, не стремится к воссозданию образов реальности, а имеет целью выразить собственную бессознательную активность. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без эскиза и заранее обдуманного плана.
В Уфимской художественной галерее в рамках форума «Арт-Курултай» и Дня культуры состоялась Республиканская выставка «Духовность. Традиции. Мастерство». Три этих понятия крепко связаны между собой и вырастают друг из друга. Духовность нашей республике издавна отмеряна щедро – от лесостепей Мелеуза до гор Бурзяна и Кумертау, от южноуральских лесов и ишимбайских речушек, всего не перечтешь – по всем районам Башкирии всходят ее ростки, и дети растут на традициях, трансформируя и наполняя их. с годами прибывает мастерство, и вот уже молодые сами становятся мэтрами, и на подходе новое племя с новыми традициями и новой духовностью, новая «Весна над Белой». Интересно наблюдать за этим взаимопроникновением, за узами, связями и скрепами, за тем, что обычно называется «преемственностью поколений». Особенно когда они вот так запросто собираются вместе – по крайней мере три поколения наших художников, скульпторов, сценографов, мастеров ДПИ. Ведь «большая душа никогда не бывает одинокой» (Р. Роллан) Жаль, что в этот раз не встретились со многими любимыми. Но и то собрание, что было представлено, впечатляет. Замечательно, что картины свежие, все написаны в последние 2–3 года.
Продолжение. Начало в №№ 5–12 (2020), №№ 1, 2, 3, 4 (2021)
«Театр – детям» – одно из значимых направлений наряду с программами «Театры малых городов» и «Местный дом культуры», объединённых в 2018 году в один общий федеральный проект «Культура малой Родины» партии «Единая Россия». С 2017 года три театральных коллектива в Башкортостане – это уфимские национальный молодёжный и кукольный, а также детский театр «Сулпан», входящий в состав Сибайского концертно-театрального объединения, получают серьёзную финансовую поддержку по этой программе. «Рампа» предлагает читателям вновь почувствовать себя юным зрителем и оценить качественное изменение репертуарной политики театров для детей и юношества за четыре года реализации в Башкортостане федерального проекта «Культура малой Родины».
Девять юных девчонок, вчерашних школьниц, которым суждено стать победителями, несмотря на сомнения, страхи, но благодаря искренней и беззаветной вере… «Победители», – такое символичное название получило театрализованное представление в постановке режиссера молодёжного коллектива «Наш театр» члена Союза театральных деятелей России Равиля Хакимова. Эта весенняя премьера по мотивам повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», приуроченная к 76‑летию Великой Победы, состоялась 13 апреля в Салавате.
Уфимцы любят балет. Казалось бы, известный факт. Однако наступил момент, когда приходится это проверять и доказывать. Вот вам, дорогой читатель, неотразимое свидетельство: как только пришло разрешение заполнять залы театров без связанных с пандемией ограничений — поинтересуйтесь, сколько зрителей пришло в зал нашего Башкирского театра оперы и балета? Да, действительно, все кресла оказались занятыми, ряды — заполненными. Уверена, не случайно: ведь именно в этот момент начался праздник балета. Уже по традиции (очевидно, подчёркивая различие с популярными оперными «Шаляпинскими вечерами». Конечно, ведь у нас два имени, два «бренда» — Нуреев и Шаляпин) его называют «Нуреевские дни». В этом году 17–19 марта они прошли в новом статусе: уфимской балетной труппе присвоено имя самого знаменитого «артиста мира» Рудольфа Нуреева, нашего земляка.
Поистине трудно найти человека, пронизанного таким светом, такой лучезарностью, такой жизнерадостностью, которые наполняют актрису Татьяну Афанасьеву. Удивительная улыбка, распахнутый взгляд обезоруживают и зачаровывают. Открытость миру, жизни, людям сквозит в каждом ее движении.
Я своими остазами («остаз» – наставник, учитель) по кураю считаю Адигама Динисламовича Искужина и Карима Мухамадиевича Диярова. Двоюродного брата своей матери Адигама-агая знал с детства, а вот Карима Диярова впервые увидел в 1967 году зимой. В нашей деревне Тавлыкаево Баймакского района проходил кустовой смотр художественной самодеятельности. Двоюродный брат моего отца Гатият Хидиятович Искужин привел всех кураистов соседнего колхоза, с которыми выступал, на репетицию в наш дом. Руководил ими седовласый энергичный мужчина. От родителей я узнал, что это знаменитый кураист Карим Дияров.
Писать о Гульшат Каримовой и легко, и трудно. Легко, потому что у неё насыщенная творческая жизнь – с яркими, неординарными, порой сенсационными событиями. Есть о чем говорить. Трудно… потому что вообще рассказывать о многогранной талантливой личности – большая ответственность. И просто не знаешь, с чего начать. Судите сами.
Одним из главных событий в культурной жизни города Белорецка стал пятнадцатилетний юбилей заслуженного коллектива народного творчества РБ народной мужской хоровой капеллы «Виват», который прошёл в городском дворце культуры пятнадцатого апреля. День рождения капеллы третьего апреля 2005 года (Президиум Белорецкого городского Совета № 14–303 от 27.05.2005 года постановил о создании Муниципальной мужской хоровой капеллы), но в силу известных причин (пандемии в 2020 году) торжество перенесли на 2021 год. Уникальный отчётный творческий концерт состоялся под руководством художественного руководителя заслуженного работника культуры РБ Сергея Борисовича Михайлова. В качестве организаторов выступили аранжировщик, звукооператор Дамир Нурисламович Хасанов и технический руководитель коллектива Альберт Фирзанович Сабиров.
Башкиры – уникальный народ, который старается соблюдать многолетние традиции и обычаи. Отдельного внимания заслуживает их одежда, декорированная разнообразными узорами, орнаментами, этническими атрибутами, отражающая уважение и любовь к предкам.
Одиннадцатого апреля в Центральном дворце культуры Белебеевского района состоялся творческий концерт, посвящённый тридцатипятилетию народного коллектива оркестр русских народных инструментов. Концерт был уникален тем, что в нём участвовали в основном самодеятельные артисты и коллективы. Это придало событию неформальное и поистине народное настроение и он стал основой для сотрудничества между представителями самых различных национальных культур города. Привлекательность его была ещё и в том, что он стал подарком для ценителей и почитателей народной музыки. «На этом концерте душа пела и плясала, грустила и сопереживала» – так отзывались поклонники. Для оркестрантов стало традицией отмечать свои знаменательные итоговые даты в родных стенах дворца культуры вместе с белебеевцами, щедро даря им своё искусство. И в этот раз для истинных ценителей русской инструментальной музыки была предоставлена уникальная возможность стать свидетелями незабываемого события, имя которому – народный концерт.
27 марта в ДК «Родина» г. Туймазы состоялся VIII Открытый Республиканский фестиваль детской народной хореографии «Хоровод дружбы», в котором приняли участие тридцать детских коллективов и около семисот юных танцоров.
Довольно непросто пришлось всем нам на протяжении этого неоднозначного, «законсервированного» пандемией года. Ещё в начале марта 2020 года планировались фестивали, концерты, новые проекты. Но все мы знаем, что было дальше.
И вот к огромной радости уфимских поклонников джаза – пусть и спустя два года – со 2 по 4 апреля на сцене Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова всё же состоялся традиционный, уже XXIV Международный джазовый фестиваль «Розовая Пантера».
С 12 февраля по 12 марта Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова стала местом притяжения для любителей изысканных жанров — концертная организация провела III Всероссийский фестиваль камерной музыки «Классика над Белой рекой».
Путь музыковеда в академическую науку редко бывает сложным и тернистым. Лучшие выпускники теоретических отделений консерваторий, получавшие рекомендации, поступали в аспирантуру, через положенное количество времени на свет появлялись исследования исторического или теоретического направления, отвечающие всем требованиям ВАК. Защита диссертации проходила, как правило, в полупустом зале перед дремлющей аудиторией, голосование всегда было единогласным, а перед банкетом члены диссертационного совета, пряча глаза, поздравляли соискателя с успехом.
В выставочном зале «Эрмитаж» Башкирского государственного театра оперы и балета проходит персональная выставка живописи члена Союза художников России Алексея Петрикова «Времена года на Урале». Это пейзажи последних лет, где уникальная природа нашего края предстает во всем своем эпическом великолепии. В основном представлены горные ландшафты и достопримечательности, опоэтизированные лирической кистью художника.
Противополагая обыденный рассудок интуитивному, под- и надсознательному, футуристы нередко ссылались на «заумный язык» сектантов, труды А. Бергсона, З. Фрейда, П. Успенского. В 1904 г. на русском языке публикуется работа Фрейда «О сновидениях»; в последующие годы выходят в свет другие исследования как самого основателя психоанализа, так и его последователей. Наибольшее влияние на художников и поэтов авангарда оказал, несомненно, Фрейд. В «Декларации заумного языка» (1921) Крученых определяет «наобумное», опираясь, среди прочего, на ключевые понятия Фрейда: «алогичное, случайное, творческий прорыв, механическое соединение слов: оговорки, опечатки, ляпсусы; сюда же, отчасти, относятся звуковые и смысловые сдвиги, национальный акцент, заикание, сюсюканье и пр.». В письме к литератору и литературоведу А. Шемшурину он прямо указывает на источник: «Кстати: о сдвигах, недомолвках, описках и проч. З. Фрейд. Патология обыденной жизни и Толкование сновидений».
Дина Фаткуллина, выставка живописи которой открылась в начале марта в выставочном зале Национальной библиотеки им. А. З. Валиди, редко пишет на холсте, предпочитая в качестве основы оргалит. Оргалит, по ее мнению, лучше подходит для техники письма мастихином, любимого инструмента Дины. Оргалит как основа – извините за каламбур – более основателен. Холст постоянно пружинит, «дышит» и словно бы напрашивается в соавторы. Оргалит привлекает художника своей надёжной статичностью. Он оживает лишь после первых мазков. Упругое лезвие мастихина слой за слоем укладывает на оргалит мазки геометрической точности и деликатного объёма. Отрываясь от поверхности, мастихин отмеряет мазку его высоту, создавая причудливую фактуру, запуская движение нежных теней. Поверхность работы словно преломляется тысячью граней, начинает мерцать драгоценной мозаикой.
В уфимской художественной галерее прошла VI Республиканская выставка — конкурс «Молодые художники Башкортостана». В экспозиции были представлены произведения живописи, скульптуры, графики, ДПИ и сценографии. Участники – студенты и выпускники факультетов изобразительных искусств УГИИ им. З. Исмагилова, художественно-графического УГПУ им. Акмуллы, художественного отделения УУИ и кафедры архитектуры УГНТУ. Выставка словно приотворила зрителям двери в весну и с разбегу окатила яркими красками и вибрациями немного суматошного движения.
Случалось ли когда-нибудь вам наблюдать закаты в Кызыл-Ординской степи? Багровое покрывало неба, «купол красноватой мглы, издавна пугающий путешественников» (К. Паустовский, «Кара-Бугаз»). Бескрайняя древняя степь в остывающем мареве, где на далеком горизонте маячат дрожащие тени то ли надменных верблюдов, то ли Тамерлановых полчищ. Или время, когда утренняя синева сверкающего неба соприкасается с нестерпимо желтой охрой земли. Жестокое испытание для глаз, солнце, великолепное и безжалостное, освещает пустынные плоскости, где на тысячи верст – кочевья, горчайшая полынь и сухой бурьян. Кочевники, впрочем, издавна любили эту землю, считая счастливым местом («Легенда о черном пастухе»), а академик Королев носил как оберег уголек древнего костровища, на месте которого в 1955 году «на ровной пустоши» образовался город Ленинск. Он встал невиданным фантомом посреди Кызыл Орды, вместо воинов Тамерлана и многострадальных «кораблей пустыни». В 1995 он примет название Байконур и станет первым космическим портом планеты.
Продолжение. Начало в №№ 5–12 (2020), №№ 1, 2, 3 (2021)
9 марта ушел из жизни народный артист Республики Башкортостан Валерий Данилович Гриньков. Сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан он посвятил тридцать два года своей профессиональной творческой деятельности, сыграв здесь более шестидесяти ролей…
В ноябре 2020 года в Башкирском академическом театре драмы имени М. Гафури состоялась премьера документального проекта — театрализованного представления З. Буракаевой «Потомки Салавата не отступят!» («Ат уйнатып алдан бара»), посвященного судьбе генерала Минигали Шаймуратова и славных конников 112‑й Башкирской кавалерийской дивизии.
О чем может сказать название спектакля «Подыскиваю жену. Недорого»? Возможно, сразу представляется антреприза с парой-тройкой столичных звезд, приехавших в провинцию стричь купоны не очень высоким уровнем комедии? Собственно, началась наша история именно так. Спектакль «Подыскиваю жену…» (другое название пьесы – «Счастливый билет») привозила в Уфу одна московская труппа с одной известной артисткой. Но дело не в том, понравилась ли постановка нашей публике, а в том, что на ней побывали актеры Народного театра «Третье поколение» им. Петра Шеина. И так им понравился этот материал модного драматурга Сергея Белова, что его решили рекомендовать руководителю театра Юрию Стульникову, чтобы транслировать данную пьесу для постановки в народном театре. Так началась работа, которая была непростой и привела к созданию спектакля, совершенно отличающегося от аналогов в других театрах. Премьера «Подыскиваю жену. Недорого» состоялась в театре «Третье поколение» в преддверии Дня защитника Отечества, шла и перед Международным женским днем. И на все даты, в рамках эпидемиологических разрешений, были полностью раскуплены билеты.
Его работам присуща своя структура. Образы появляются в переплетении ветвей, жердей, прядей волос, морщин на лицах, расходящихся по воде волн, и это делает его холсты узнаваемыми, наделяет их ритмом и таинственным звучанием.
Нас уже очень трудно чем-нибудь удивить. Особенно после ошеломляющего 2020-го, увенчанного «короной» и диктующего новые реалии. Время нещадно трясет нас, выщелкивает из старых скорлупок, и волей-неволей мы смотрим на мир уже другими глазами. Джим Джармуш уверял, что «оригинальности не существует» и призывал красть из старого все, что только можно, имея в виду, что из переработанного творчески старого, неизменно прорастает что-то новое, это процесс наподобие духовного ресайклинга. Уфимская художественная галерея «Мирас» в новом году предоставила возможность узреть ростки нового в живописи и графике молодежи и по-новому взглянуть на произведения признанных мастеров «формального» искусства, уже ушедших и ныне здравстувующих.
Представление о народном сценическом танце закладывается в человеке с самых ранних лет. Издавна этому способствует деятельность тех, кто занимается сохранением, возрождением и популяризацией сценической народной хореографии, её песенно-танцевальными традициями. Среди них Образцовый коллектив детский ансамбль народного танца «Забава» городского Дворца культуры Белорецка, который отмечает свой 25‑летний юбилей. 12 февраля на красочно оформленной сцене дворца состоялся праздничный «концерт – отчётник» ансамбля с поэтичным названием «В вихре танца».
Финал Международного конкурса мастеров башкирского национального костюма «Тамга» завершился ярким показом работ мастеров‑финалистов в стилизованной юрте на площади у Конгресс-холла «Торатау» в Уфе. Впервые конкурс проходил в 2020‑м году. Нынешний был направлен на привлечение внимания к уникальным ценностям традиционного национального костюма, к его этнической самобытности и многообразию в сочетании с тенденциями современной моды в Республике Башкортостан. Далее в Национальном музее РБ по его итогам открылась выставка национальных костюмов мастеров-победителей и фотовыставка «Этноракурс». В экспозиции были представлены уникальные работы лучших мастеров проекта.
Продолжение. Начало в № 1, №2
Истинным украшением Гала-концерта, завершившего Международный конкурс, посвященный 140‑летию Мажита Гафури, стала песня на слова Гафури «Бер гашыйк сүзләре» московского композитора Радмира Шайхутдинова, исполненная казанской певицей Саидой Мухамедзяновой, победительницей (второе место) конкурса «Голос. Дети – 2014». Сейчас этой милой обаятельной девушке 20 лет, она студентка сразу двух учебных заведений: музыкального колледжа и Казанского университета.
Свыше четырёхсот заявок, 78 участников, десятидневный марафон мастер-классов, итогом которого стал концерт на сцене Большого зала Московской государственной консерватории имени Чайковского. Все это – образовательная часть IV Международного музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова в феврале 2021 года в Москве. Единственной участницей из Башкортостана стала недавняя выпускница Уфимского института искусств имени Загира Исмагилова и солистка Башкирского оперного театра Назгуль Ибрагимова. О том, как может измениться судьба после участия в подобном проекте, певица делится с читателями «Рампы».
Продолжение. Начало в №№ 5–12 (2020), №№ 1, 2 (2021)
В рамках федерального партийного проекта «Культура малой Родины» («Единая Россия») несколько театральных коллективов Башкортостана получают значительную финансовую поддержку по программе «Театры малых городов». Эти средства направляются как на создание спектаклей, так и улучшение материально-технической базы: костюмы, декорации, машинэрия. А ещё «правильный» свет, звук, дым, спецэффекты. Потому что современный театр требует иной подачи, нежели его предшественники. «Рампа» предлагает читателям небольшой экскурс по сценическим площадкам республики, чтобы окунуться в театральную жизнь наших «малых городов».
Орнамент правит бал, то распадаясь практически на пиксели, то сливаясь в причудливые динамичные узорные образы. Грустные и веселые, эпичные и близкие каждому истории логично чередуются, вырастая друг из друга, представляя, с одной стороны, архаичный, с другой — вполне современный мир.… В Башкирском государственном театре кукол состоялась премьера спектакля на основе башкирских легенд «О чём поёт орнамент».
(Окончание. Начало в №2)
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Башкортостан, кавалер орденов «Дружбы народов» и «За заслуги перед Республикой Башкортостан» Михаил Рабинович возглавлял Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан тридцать семь лет.
Нисә йыл инде ул отпускыһында бер ҡайҙа барғаны юҡ. Ауылда төпләнгән , йорт мәшәҡәттәренә күмелеп йәшәй. Ә ғүмер тигәнең үтеп бара. НиҺайәт, Сочиға барырға форсат тейҙе. Барып етеп ике –өс көн дә үтмәне, уға смс килде. Әлфинә ял итергә киткәс әсәһе сирләп киткән. Апаһына шылтыратып белешергә булды.
-Ҡайтып ет , хәле бик хөрт бит . Бер ҙә яҡшырмай, һаулығы насарайғандан -насарая ғына бара. Кардиологияла дауалауҙарының рәте –сираты булманы. Главврачҡа инеп һөйләштек. Реанимацияға күсерҙеләр. — тине апаһы.
Продолжение. Начало в № 1
Недавно главное концертное учреждение республики – Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова – отпраздновала своё творческое 82‑летие.
Этой статьи не должно было быть… Но трагическое событие самого начала года застало врасплох… От осложнений коронавирусной инфекции ушел из жизни основатель Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, народный артист Башкортостана Тагир Камалов. Тот, кто с 1992 года и без малого двадцать лет стоял во главе НСО, создав целую симфоническую эпоху, открыв новые имена, воспитав благодарную публику… Сегодня, спустя некоторое время, еще не пришло осознание того, что эта совершенно неожиданная невосполнимая потеря случилась. Наш Маэстро все-таки ушел, не устоял… Видимо, не хватило сил, как ни боролся за своё здоровье с начала двухтысячных, после затяжной болезни, на время которой исполнять обязанности главного дирижёра был приглашён музыкальный вундеркинд Тигран Ахназарян. После тех драматических событий Тагир Камалов не только вновь встал за дирижёрский пульт, он прожил долгие годы насыщенной счастливой жизни, такой, о которой мечтал еще подростком.
Запечатлен на одноименной выставке студентами 3 курса художественного отделения Уфимского училища искусств. Они разместили в Мемориальном доме-музее А. Э. Тюлькина учебные и творческие работы как итог нелегкого 2020 года, составив экспозицию из пленэрных этюдов, автопортретов и творческих композиций на разные темы. Студенческие выставки стали доброй традицией в этом филиале БГХМ им. М. В. Нестерова, и эта уже седьмая. В его стенах органично расположились увиденные глазами молодежи образы исторического центра Уфы, ее узнаваемые архитектурные сооружения, живописные окраины и деревенские пейзажи. Дом этот издавна был центром притяжения молодых художественных сил Уфы, и для студентов экспозиция в нем — важное событие.
И все-таки это событие, и оно состоялось. На фоне более важных, поминутно взрывающих наши социально-культурные платформы, оно, возможно, выглядит и не столь приметным и значительным. Однако если взглянуть на карту Башкортостана и обозреть все ее многочисленные районы, и если представить, что в каждом из них есть своя, хоть маленькая школа искусств, а в некоторых и колледж, а в них хотя бы по одному учителю рисования, можно поразиться масштабу и охвату этой выставки. Поэтому VI Республиканский конкурс-выставку работ изобразительного искусства преподавателей детских художественных школ, художественных отделений детских школ искусств и профессиональных образовательных учреждений сферы культуры РБ, который состоялся в январе 2021 года в Уфимском Центральном выставочном зале, можно считать событием для республики. Тем более важным и значительным, что готовилось и проходило оно во время пандемии, как бы заявляя, что никакие вирусы не властны над искусством.
В рамках реализации гранта Главы Республики Башкортостан в поддержку талантливой молодёжи в области музыкального, театрального, изобразительного и хореографического искусства в декабре прошлого года состоялся Всероссийский конкурс-фестиваль молодых скульпторов. Конкурс был организован скульптурным отделением при кафедре живописи, факультета изобразительных искусств УГИИ им. Загира Исмагилова. В нём приняли участие студенты и выпускники, члены СХР из восьми российских городов, в их числе: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Пермь, Пенза, Владимир, Уфа и Дюртюли, то есть представлены все скульптурные центры страны.
Определение перфекциониста – востребованного профессионала высокого уровня, взыскательно относящегося, прежде всего, к себе и тому, что он делает, как нельзя лучше относится к московскому художнику театра и кино Эдуарду Гизатуллину. Первую часть своей жизни он провел в Уфе и теперь периодически возвращается на Родину для реализации новых проектов.
Ушел из жизни художественный руководитель Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Башкортостан Михаил Исакович Рабинович.
Что такое успех в творческой профессии? Известность, признание, высокие гонорары? Или бесконечный труд в покорении своего Эвереста? А быть может, это ежедневное удовольствие от занятия любимым делом? Продолжая цикл бесед с выпускниками Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова (начало в №№ 10–12 за 2020 год и № 1 за 2021), музыковед Гузель Яруллина обратилась к молодым талантливым музыкантам Павлу Скорнякову (саксофон) и Сергею Косых (ударные), чье творчество уже давно и прочно ассоциируется с эстрадно-джазовой культурой нашего (и не только нашего) города.
По сценарию пожарно-тактических учений на линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) «Черкассы» произошел взрыв паровоздушной среды в резервуаре для хранения нефти емкостью 5 тыс. куб. м.
Источник