МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ
Данная разработка поможет преподавателям в разработке собственных рабочих тетрадей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii__po_sozdaniyu_rabochih_tetradey.doc | 353.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта — филиал РГУПС
для преподавателей спецдисциплин
Рассмотрено и одобрено
Предметной (цикловой) комиссией № 11
от «____ » _____________ 2009 г
Председатель __________О. В. Кравцова
Составлена в соответствие с
к минимуму содержания и уровню
по специальностям среднего
Заместитель директора по учебной работе
«_____»________2009 г __________ Н.Ю. Шитикова
по созданию рабочих тетрадей
для преподавателей спецдисциплин
среднего профессионального образования
220204 Автоматика и телемеханика на транспорте
Автор: А. А. Сырый — преподаватель ТТЖТ-филиал РГУПС
1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
2 ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ………………………………
3 ВИДЫ ЗАДАНИЙ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ……………………………
4 ПРИМЕР ЗАДАНИЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО СПЕЦДИСЦИПЛИНЕ ……………………………………………………..
В последнее время растет интерес к созданию педагогических технологий, для успешной реализации которых в учебном процессе необходимо учебно-методическое обеспечение.
В поисках альтернативной системы организации работы студентов при подготовке к разным видам занятий (лекции, семинары, лабораторные работы), ее совершенствования предлагается подход, базирующийся на использовании собственных учебно-методических пособий по дисциплине.
Работа с пособиями повышает активность обучения студентов, помогает правильно планировать время, помогает установить непосредственную обратную связь студентов с преподавателем.
Подобного рода пособия позволяют работать студенту в индивидуальном темпе, в удобное время, не требуя при этом сложных технических средств, помогая студенту усвоить весь необходимый объем знаний.
В последнее время такие задания объединяются в учебные пособия в виде рабочих тетрадей. Как правило, такие пособия содержат задания, контрольные вопросы, тесты по всему курсу дисциплины.
При выполнении заданий студент заносит ответы прямо в рабочую тетрадь (вписывает, подчеркивает, чертит). Работа с пособием должна быть не только удобной, полезной, но и приятной и интересной, поэтому некоторые задания сопровождаются рисунками. Но все же главное в разработанном пособие — не его форма, а составляющие пособие задания, построенные по системе развивающего обучения.
В процессе выполнения подобных заданий развиваются умения анализа, синтеза, выделения существенных признаков, обобщения.
1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Рабочая тетрадь — составная часть современного учебно-педагогического комплекса.
Современное реформирование образования, затронув все сферы образовательного процесса, коснулось и средств обучения.
Средства обучения, используемые как компоненты деятельности преподавателя и учащихся, претерпевают в последнее время всё большие изменения. По субъекту деятельности средства обучения делятся на средства преподавания и средства учения. К средствам преподавания, как правило, относят средства, используемые учителем для объяснения и закрепления учебного материала. К средствам учения — все, что используется учащимися на пути к самостоятельному освоению знаний.
В последнее десятилетие особое значения приобретают средства обучения, являющиеся одновременно как средствами преподавания, так и средствами учения. Это — всевозможные интерактивные обучающие программы, нетрадиционные учебники, учебники-хрестоматии, учебники-вопросники, рабочие тетради.
Тетрадь содержит задания для самостоятельной работы учащихся и разбивается на тематические разделы. Рабочая тетрадь получила широкое распространение как средство увеличения самостоятельности и активности учащихся.
Современные рабочие тетради сочетают задания, рассчитанные на самостоятельное выполнение с непосредственной опорой на материал учебника. Некоторые из них имеют текстовые вставки — дополнения к содержанию учебников. Эти рабочие тетради, являясь одной из форм содействия овладению учащимися способами самостоятельного добывания, активного усвоения и применения знаний.
Особый ряд составляют тетради, изданные в последние годы в русле систем развивающего обучения.
В основном — это рабочие тетради, созданные в рамках развивающих систем обучения. Задания в них характеризуются опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное развитие мышления учащегося.
Данные тетради ориентированы также на эмоциональное восприятие обучающихся той деятельности, которой они занимаются. Поэтому они содержат задания для обучения тому или иному предмету, дополнительные сведения, расширяющие кругозор учащихся, и уделяют особое внимание разнообразным приемам, призванным заинтересовать и увлечь детей.
Итак, современная рабочая тетрадь по дисциплине должна удовлетворять следующим требованиям:
- Рабочая тетрадь должна оказывать своё специфическое воздействие на решение проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития;
- Рабочая тетрадь должна быть направлена на формирование и развитие общеучебных интеллектуальных умений, реализующих учебную деятельность;
- Разработка систем заданий рабочей тетради, должна базироваться на комплексном рассмотрении особенностей развития учащихся, включая психофизиологические особенности развития (развитие систем «глаз-рука», «ухо-рука», «глаз-ухо-рука»);
При стремительном увеличении объема информации, в том числе и учебно-значимой, наиболее актуальной становится задача овладения обучающимися способами самостоятельного поиска и активного усвоения знаний. Меняются и цели образования. На передний план выдвигается формирование и развитие у студентов навыков учебной деятельности, а также не столько предметных, сколько общеучебных интеллектуальных умений, которые обеспечивают самостоятельный поиск и усвоение знаний, в любых отраслях науки, по любому предмету.
2 ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
Цель рабочей тетради – способствовать повышению эффективности обучения и уровня творческого развития обучаемых.
Внедрение рабочей тетради в практику учебного процесса должно решать такие задачи:
- развитие мышления обучающихся;
- более прочное усвоение теоретических положений, а также приобретение практических умений и навыков решения не только типовых, но и развивающих, творческих задач;
- овладение алгоритмами решения основополагающих задач;
- контроль за ходом обучения обучаемых конкретной учебной дисциплине и формирование у них умений и навыков самоконтроля.
Построение рабочей тетради по приведенной структуре делает работу студента более осмысленной. Приступая к изучению курса, он имеет представление, какой объем работы ему предстоит выполнить, ясно представлять свои учебные задачи, иметь возможность планировать предстоящую работу, а при желании и работать с опережением.
С другой стороны состав рабочей тетради может определяться как дифференцированного учебного пособия.
Здесь стремление отказаться от уравниловки. Одинаковые задания для всех ставят слабых обучаемых в затруднительное положение, но также от уравниловки страдают и сильные обучаемые. Они способны сделать больше, но привыкают работать налегке и постепенно теряют свои способности.
3 ВИДЫ ЗАДАНИЙ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
Как уже отмечалось выше, рабочие тетради должны «увлечь» студента, заставить его думать, анализировать и обобщать изученный материал.
Для создания «интересных» заданий, заставляющих открыть «свое Я», конечно подходят тесты. Но тест тесту рознь – нужно знать, что будет интересно студентам, а что будет скучным.
Тест — это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий, проводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить уровень владения определенными знаниями.
Тесты как измерительный инструмент используется в большинстве стран мира. Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет. За это время накоплен достаточный опыт использования тестов.
Профессионально подготовленный и использованный тестовый инструмент дает качественную информацию, соответствующую реальному положению дел.
Во-первых , тесты оказываются более объективным способом оценки. Объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры проведения и невозможности внести субъективную составляющую в оценку знаний студентов.
Во-вторых , тесты — более емкий инструмент . Тесты ориентированы на определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков. Тестовая форма оценки позволяет определить уровень достижений студента по изучаемой дисциплине.
Третьим существенным отличием тестов от традиционных методов контроля является то, что это более мягкий гуманный инструмент, который ставит студентов в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки.
В-четвертых , тест — широкий инструмент . Он расширяет традиционную шкалу оценивания знаний. Если студент тест выполнил на «отлично», видно, с каким запасом он выполнил это задание. Тестирование позволяет расширить шкалу оценивания не только вверх, но и вниз.
В-пятых , тесты эффективны с экономической точки зрения . При тестировании основные затраты времени приходятся на составление качественного инструментария. При увеличении количества экзаменуемых эти затраты распределяются на них пропорционально, что приводит к снижению общих затрат.
Основными методическими требованиями к составлению тестовых заданий являются:
• адекватность инструкции форме и содержанию задания;
• логическая форма высказывания в задании;
• наличие в ответах на задания наряду с правильными ответами неверных ответов (дистракторов);
• наличие в задании места для ответов;
• единые правила оценки ответов.
Тестовые задания бывают четырех форм:
Первая форма — задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;
Вторая форма — задания открытой формы;
Третья форма — задания на установление соответствия;
Четвертая форма — задания на установление правильной последовательности.
При составлении задания могут быть использованы следующие приемы:
Импликация — т.е. задания представляются в логической форме условной связи, т.е. имеют логическую форму суждения «Если. то». Этот прием широко используется для установления причинно-следственных связей.
Например: Если в процессе перевода горочного стрелочного электропривода произойдет отключения питания то:
А) Стрелка вернется в исходное состояние;
Б) Стрелка остановится в промежуточном положении;
В) Стрелка будет переведена в необходимое положение.
Краткость — т.е. содержание задания формулируется как можно короче и яснее. В нем не должно быть лишних слов и знаков, тем самым добиваются максимальной ясности смысла задания.
Например: Время перевода горочных стрелочных электроприводов:
Первая форма – задания с выбором одного или нескольких правильных ответов
Задания первой формы имеют три варианта ответа:
а) выбор одного правильного ответа;
б) выбор наиболее правильного (полного) ответа;
в) выбор нескольких правильных ответов.
Вторая форма — Задания открытой формы
В заданиях открытой формы не даются готовые ответы и испытуемому нужно вписать правильный ответ в отведенном месте. Задания открытой формы могут быть составлены с пропуском двух и более слов.
Например: Для предотвращения перевода стрелки под составом при кратковременной потере поездного шунта в горочных рельсовых цепях применяют __________________
Третья форма — Задания на установление соответствия
В этом задании устанавливается соответствие элементов одного столбца элементам другого. Эта форма заданий позволяет проверить ассоциативные знания, т.е. знания о взаимосвязи определений и фактов, авторов и их произведений, сущности и явлений и т.д.
Такие задания используются при текущем, тематическом контроле и самоконтроле. В ответах заданий могут быть не один, а два, три правильных ответа.
Четвертая форма — Задания на установление правильной последовательности
Эти задания позволяют не только проверить знания, умения, навыки расчетов, но и последовательность исторических событий, технологических действий, процессов и т.д.
Задания четвертой формы применяются для реализации обоих функций тестов — контролирующей и обучающей.
В целом системы заданий в тестовой форме по содержанию делятся на:
Цепные задания — это задания, в которых один правильный ответ на последующие задания зависит от предыдущего. Цепные задания могут быть любой формы .
Тематические задания — совокупность заданий любой формы для контроля по одной теме.
При составлении таких заданий обозначаются темы, по которым они предлагаются.
Текстовые задания — это совокупность заданий открытой формы для контроля знаний учебного текста. Испытуемые вставляют в текст недостающие по смыслу слова.
Ситуационные задания — применяются для проверки знаний и умений действовать в практических ситуациях. Ситуационные задания рекомендуется применять для итоговой аттестации.
Кроме тестового контроля в рабочих тетрадях широко используется решение задач. По предложенным данным студенту необходимо произвести расчет, а так же сделать выводы.
Особенно важно в процессе разработки рабочих тетрадей не забывать принцип «наглядности» — студентам предлагаются чертежи, схемы, таблицы.
Итак, рабочая тетрадь, экономя учебное время, позволяет осуществлять текущий контроль и закрепление пройденного материала.
Предлагаются разнообразные формы заданий:
- Выбор ответа из предложенных вариантов;
- Ответ на вопрос;
- Заполнение таблиц;
- Работа по схемам;
- Задания, проверяющие знание терминологии, хронологии .
Это поможет выработать навыки, которые помогут студентам при сдаче экзаменов и зачетов.
Источник
Рабочая тетрадь свое дело
Для каждого человека первый бизнес – преодоление границ невозможного. И именно поэтому, очень важно начать этот процесс правильно и обдуманно. Так как результаты этой деятельности могут напрямую повлиять не только на ваше благосостояние, но и возможно, повлияют на выбор вашей деятельности в будущем.
Многие люди мечтают о собственном деле, но не знают с чего начать.
В этом году мы подготовили Рабочую тетрадь именно для тех людей, которые готовы сделать первый шаг в осуществлении своей мечты!
Рабочая тетрадь начинающего предпринимателя – что это?
РТ это блокнот для записей. В нем даются задания на каждый день, которые вам нужно выполнять и записывать их результат. По итогам выполненных заданий, Вы сможете оценить Вашу степень готовности к запуску собственного бизнеса.
Мы выбрали формат блокнота А5, потому, что его удобно постоянно носить с собой. Иногда лучшие идеи или решения приходят к нам неожиданно, и именно в этот момент их, оказывается некуда записать.
В РТ мы разработали небольшие ежедневные задания, чтобы не перегружать начинающих предпринимателей информацией и дать возможность каждому двигаться в собственном ритме. Уверены, что уже через неделю пользования нашей РТ, ваш поток энергии и идей уже невозможно будет обуздать!
Какая информация представлена в РТ?
Как найти идею для бизнеса;
Как критически анализировать и оценивать идеи;
Как найти ментора и как он может помочь;
Какую команду нужно собрать и где ее найти;
Как управлять компанией;
Как рассчитать объем финансирования проекта;
Как найти инвестора.
Почему мы решили создать РТ?
Наш основной бизнес – бухгалтерский аутсорсинг . Мы предоставляем сервис ведения учета для других компаний. В основном, это компании из сектора малого и среднего бизнеса.
Мы много работаем с начинающими предпринимателями: консультируем их в вопросах создания бизнеса , выбора организационно-правовой формы и налогообложения .
За все время работы мы обратили внимание, что многие начинающие предприниматели не имеют достаточных знаний в области права, налогообложения и защиты собственных интересов.
Например, большая часть штрафов возникает из-за того, что предприниматели своевременно не сдали отчеты или не уплатили налоги. И довольно часто предприниматели не знают, где получить соответствующую информацию.
Наша команда определила одной из целей Yaran Consulting помощь начинающим предпринимателям в создании бизнеса. Вот уже пятый год мы активно работаем в этом направлении:
- Проводим мастер классы;
- Участвуем в качестве экспертов в общественных организациях;
- Участвуем в качестве менторов в социально значимых проектах.
В этом году мы подготовили Рабочую тетрадь для начинающих предпринимателей.
Правила пользования тетрадью:
Тетрадь разделена на две части. В первой части описано задание, во второй – пустые листы для выполнения практических заданий.
Выполняйте задания каждый день. Ни на минуту не расстраивайтесь, если какие-то задания окажутся сложными для выполнения или будут занимать больше одного дня. Просто продолжайте.
Как получить РТ?
РТ доступна на двух языках: узбекском и русском.
Хотим обратить внимание, на то, что Рабочая тетрадь предоставляется на платной основе. Чтобы получить РТ в бумажном виде отправьте нам заявку на сайте .
Надеемся, что наш опыт, которым мы с вами делимся, поможет вам трезво оценить свои возможности и придаст уверенности в себе, а рабочая тетрадь станет незаменимой помощницей в реализации своего потенциала!
Желаем вам терпения и успехов!
С уважением, команда Yaran Consulting
Источник