Публичная презентация результатов педагогической деятельности учителя начальных классов Макаровой Натальи Куприяновны
материал по теме
Я работаю учителем начальных классов с 1993 года, после окончания Новокузнецкого государственного педагогического института. В МБОУ «Парбигская сош» – с февраля 2007 года. С 29 апреля 2013 года имею первую квалификационную категорию.
Работу в школе, общение с детьми выбрала сразу и ни разу не пожалела о сделанном выборе. Я не представляю себя ни на какой иной работе. Мне нравится учить детей, нравится открывать для них мир. Я радуюсь их успехам, их удивлению, когда они находят что-то новое, необычное для себя и такое понятное для нас, взрослых. Особенно удивительно обнаруживать то, что первоклассник только что начал учиться, и вот он уже умеет писать слова и предложения. Первые уроки всегда напряженные, трудные, но потом приходит первая радость, затем первые успехи и внутреннее удовлетворение. У тебя много планов, надежд, тебя не оставляют мысли о своих учениках, своих детях. Они стали своими в тот момент, когда их привели родители и посадили за парты. Теперь они мои, и от меня зависит очень многое. И то, как они будут учиться, дружить, развиваться, и то, какими они станут, когда вырастут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie.docx | 29.54 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Парбигская средняя общеобразовательная шкоала»
результатов педагогической деятельности
учителя начальных классов
Макаровой Натальи Куприяновны
2013 – 2014 учебный год
Я работаю учителем начальных классов с 1993 года, после окончания Новокузнецкого государственного педагогического института. В МБОУ «Парбигская сош» – с февраля 2007 года. С 29 апреля 2013 года имею первую квалификационную категорию.
Работу в школе, общение с детьми выбрала сразу и ни разу не пожалела о сделанном выборе. Я не представляю себя ни на какой иной работе. Мне нравится учить детей, нравится открывать для них мир. Я радуюсь их успехам, их удивлению, когда они находят что-то новое, необычное для себя и такое понятное для нас, взрослых. Особенно удивительно обнаруживать то, что первоклассник только что начал учиться, и вот он уже умеет писать слова и предложения. Первые уроки всегда напряженные, трудные, но потом приходит первая радость, затем первые успехи и внутреннее удовлетворение. У тебя много планов, надежд, тебя не оставляют мысли о своих учениках, своих детях. Они стали своими в тот момент, когда их привели родители и посадили за парты. Теперь они мои, и от меня зависит очень многое. И то, как они будут учиться, дружить, развиваться, и то, какими они станут, когда вырастут.
Работая по традиционной системе УМК «Школа России», считаю, что обучение может быть развивающим вне зависимости от того, по какой программе работает учитель. Многое зависит от того, как он работает, от его личности, от целей, которые ставит перед собой, от технологий, методов и приёмов, которые он использует, от умения реализовать принципы обучения на практике.
Тема моей методической системы называется «Система оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в контексте ФГОС». Цель деятельности — оказание помощи ребенку стать учащимся. Достичь этой цели можно, решая конкретные задачи, а именно:
- предметных умений и навыков;
- желания и умения учиться;
- навыков самостоятельной работы с учебным материалом;
- навыков работы в группах;
- навыков самоконтроля и самопроверки и самооценки;
- умения выслушивать мнение других;
- умения высказывать свою точку зрения;
- эмоциональной готовности к общению с окружающим миром;
- осознанного принятия ценностей здорового образа жизни;
- эмоционально-познавательной готовности к образованию на следующей ступени обучения.
Для того чтобы решить данные задачи, у меня есть почти все необходимые для этого условия.
Во-первых: материально-техническая база (компьютер, проектор, интерактивная доска, чёрно-белый принтер, а хотелось бы ещё цветной, фотоаппарат).
Во-вторых: информационное обеспечение (есть учебники, учебные пособия, электронные пособия, методические руководства для учителя, программы, журнал «Начальная школа», Интернет).
В-третьих: методическое обеспечение, созданное мною (авторские программы, задания для контроля, тесты, раздаточный материал, демонстрационный материал и другое).
В-четвёртых: считаю, что основными качествами учителя должны быть любовь, доброта и порядочность.
В-пятых: тесный контакт со всеми родителями.
В-шестых: повышение квалификации, постоянное самообразование и применение педагогических технологий.
В своей работе по ФГОС использую системно-деятельностный подход, согласно которому:
- ученики являются добытчиками знаний;
- процесс учения становится поисковым;
- дети включаются контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу;
- важнейшим звеном процесса обучения становится альтернатива, а не только образец учителя;
- формируются УУД;
- опора идёт на два основных принципа обучения: доступность как меру трудности и наглядность как дидактическую поддержку.
Так, чтобы дети научились самостоятельно добывать знания, применяю технологии:
- уровневой дифференциации обучения,
- создания учебных ситуаций,
- реализации проектной деятельности,
- проблемного обучения,
- активного обучения,
- группового обучения,
- ИКТ,
- РКМЧП,
- здоровьесберегающие технологии,
- игровые технологии,
- «Портфолио».
Для организации урочной и внеурочной деятельности использую разнообразные формы и методы. Чаще всего форму индивидуальной и групповой работы, реже фронтальной. Из методов предпочитаю практические, наглядные, проблемно-развивающие, диалогические. Из видов учебной деятельности – самостоятельную работу с учебником, решение задач, подготовку выступлений с использованием различных источников, анализ выступлений одноклассников, подготовку и представление публичного выступления в виде презентации, поиск информации в электронных и бумажных справочных изданиях, просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов, объяснение наблюдаемых явлений, анализ таблиц, схем, ситуаций. Работу на уроке стараюсь построить таким образом, чтобы обучающиеся были активными участниками учебной деятельности, преодолевая затруднение, ставили учебную задачу, решали её, оценивали свою работу, видели свои ошибки и старались их исправить.
Практически на каждом уроке, а также во внеурочной деяетельности, парная или работа в малых группах позволяет выполнять достаточно много задач. Начиная с проверки домашнего задания (выразительное чтение, ответы на вопросы, пересказ по заранее заданным критериям), отработки определённых навыков, знакомства с новой темой до самостоятельной подготовки классного часа. При изучении новых тем дети всегда сначала пытаются сами понять, объяснить, почему так, а не иначе, найти закономерность, решить возникающие проблемы, выдвигая различные предположения. Использую поисковые методы для решения познавательных задач. Это может быть работа с книгами в библиотеке для составления тематических списков, поиск информации в Интернете для проектной, домашней работы, выполнение конкурсного задания, выбор профессии и взятие интервью. Индивидуальные методы обучения позволяют одним обучающимся освоить минимально необходимый материал, а другим сверхпрограммный, дополнительный. Во время урока ребята могут сами выбирать задания, темп и вид работы, помощь учителя или одноклассника. Методы активного и игрового обучения дают возможность обучающимся играть различные роли, быть активным участником познавательной деятельности. Это различные инсценировки, работа в жюри, проверка домашнего задания или объяснение нового в роли учителя.
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов выстраиваю учебный процесс, используя возможности ИКТ-технологий. Я активно использую такие компьютерные программы как, редактор составления слайдовых презентаций Power Point, программы Start Boаrd Softwave, Smart Bаord, текстовый редактор Word и различные электронные тренажёры. Создаю презентации для уроков, различные карточки-задания. Работаю с электронным журналом. Дети учатся создавать различные презентации к уроку, проекту или занятию, выполняют задания различных конкурсов. Используя электронные приложения к учебнику, а также созданные мною, на интерактивной доске выполняем различные задания. Использование ИКТ позволяет повысить учебную мотивацию, активизировать познавательный интерес, получить доступ к разнообразной информации, развивать учебную инициативу, способности и интересы обучающихся.
С первого сентября 2011 года использую Портфолио, который появился в результате педагогического проекта, как форму оценки достижения планируемых результатов обучения. Портфолио заполняется различными работами, грамотами и сертификатами, таблицами, в которых фиксируются сведения о результатах урочной и внеурочной деятельности. Например, выполнив проверочную работу на уроке русского языка, ребёнок берёт свой Портфолио, заполняет в определённой таблице графу, указывая вид работы, число и делает самооценку своей работы. Это делается для того, чтобы проследить личностный рост младшего школьника, динамику его продвижения в учебной деятельности. Кроме того каждый ребёнок получает в свой Портфолио диск с фото и видеоматериалами, рассказывающими о его урочной и внеурочной деятельности. В конце учебного года совместно с родительским комитетом Портфолио каждого ребёнка оценивается согласно положению.
Третий год, работая по ФГОС, осуществляю проектную деятельность со своими детьми, что является неотъемлемой частью учебного процесса. Выполнение проектов предусматривается программами всех учебных предметов. Проекты входят в тематическое планирование, а также представлены в учебниках в рубрике «Наши проекты». Проектов было достаточно много, но я думаю, что у нас всё получается. В первом классе были и индивидуальные небольшие проекты, и большие групповые работы. С проектом «Математика вокруг нас» мы заняли первое место на районной конференции «Шаг в будущее». Выполнив большой групповой проект «Наш класс» и создав альбом, участвовали в конкурсе «Класс года». Во втором классе начали учиться делать презентации Power Point и попробовали провести классную конференцию проектных работ по теме «Узоры и орнаменты на посуде». Конференция проходила по всем правилам, работы оценивало жюри, в состав которого вошли учителя школы и родители обучающихся, были определены места. Уверена, этот опыт ребятам был нужен, а сам вид работы понравился, и в третьем классе мы продолжили проведение классных конференций. Проведено уже пять классных конференций. Участвовали в одной школьной; в четырёх районных конференциях.
Обучающиеся класса активно принимают участие в различных конкурсах разного уровня, добиваясь результатов. Есть дети, которые стремятся принять участие во всех конкурсах, для других подыскиваешь конкурсы, с которыми они могут справиться. Принимаем участие, как в платных, так и в бесплатных конкурсах, начиная со школьного уровня и заканчивая международным. По новым ФГОС организую прогулку детей после уроков или игры в кабинете. Иногда это время использую для организации классных часов совместно с родителями, для выполнения творческих и полезных работ. Проводим интересные классные часы, на которых ребята проявляют свою самостоятельность в организации игр, занятий, планируют свою деятельность.
В работе с родителями чаще всего используется такая форма, как разговор по телефону по моей или по инициативе родителей; приглашение в школу, посещение квартир. Предметом разговора были поведение обучающихся, внеурочная деятельность, процесс обучения и его трудности, одежда, учебники и тетради. Родительский комитет принимает участие в оценке детских Портфолио, дневников, тетрадей, проектных работ на классных конференциях. Для родителей проведены собрания: «Внеурочная деятельность», «Система оценки планируемых результатов освоения ООП начального общего образования»; «Портфолио и его оценка», на котором было проведено подробное знакомство с оценкой Портфолио, где родители, работая в группах, составляли примерные критерии оценки; «Оценка результатов обучения в первом классе»; «Сравнительный анализ результатов обучения в первом и втором классах». Родители охотно откликаются на просьбу помочь в организации мероприятия, проведения оценки какой-либо работы, посетить классное или общешкольное мероприятие, принять участие в конкурсе или приготовить игру для детей. Особую помощь родители оказывают при подготовке проектных работ, они поддерживают своих детей, вместе с ними осваивают компьютер, готовят к выступлениям своих детей, интересуются успехами.
Данные технологии, формы и методы позволяют активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся; дают возможность творчески овладевать знаниями, навыками, умениями; учат новым способам учебно-познавательной деятельности; формируют самостоятельность мышления, способов и методов самостоятельной работы; повышают эффективность обучения; формируют УУД. Соединяя в своей работе традиционные и инновационные методики, придавая значение внеурочной деятельности, добиваюсь в своей педагогической деятельности в работе с обучающимися определённых результатов:
- по изучаемым предметам сохраняется стабильность учебных результатов;
- ребята осваивают различные формы работы: индивидуальную, в парах, в группах, работу с учебником;
- обучающиеся учатся ставить учебные задачи, выдвигать гипотезы, контролировать, проверять и оценивать свою деятельность;
- дети умеют пользоваться компьютерными программами, работать с информацией из Интернета;
- овладевают технологией проектной деятельности;
- школьники активно и результативно участвуют в олимпиадах, конференциях, конкурсах разного уровня;
- развивают свои творческие способности на уроках и во внеурочной деятельности.
В соответствии с ФГОС провожу мониторинг планируемых результатов освоения программ обучающимися, опираясь на ООП НОО МБОУ «Парбигская СОШ». Помимо меня мониторинг УУД проводят школьный психолог и социальный педагог. Для этого используются методики, указанные в программе, а также сборники «Мои достижения. Итоговые комплексные работы», авторы Логинова О.Б., Яковлева С.Г., «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы», автор Бунеева Е.В. Для фиксации планируемых результатов использую разнообразные формы, предлагаемые авторами и созданные мною. Анализ проводимого мониторинга указывает на повышение результатов.
Свой педагогический опыт представляю, участвуя в различных конкурсах, педсоветах, семинарах, имею публикации. Это участие бывает иногда результативным, чаще поучительным и помогающим держать форму. По словам учителей, моими работами, скаченными из Интернета, они пользуются. Результативным и запоминающимся для меня и моих детей стал конкурс «Лучший урок письма», проводимый ФГУП «Почта России», где я стала победителем регионального конкурса, а один из ребят получил приз. Многому научилась, участвуя в конкурсах ТГПУ «Мозаика презентаций», «Фестиваль IT – уроков», «Педагогический проект» на которых всегда даются дополнительные материалы для самообразования. В 2011 – 2012 учебном году, участвуя в конкурсном отборе учителей муниципальных общеобразовательных учреждений на получение стипендии Губернатора Томской области, стала спипендиатом.
Постоянно сотрудничаю с психологом в вопросах, касающихся диагностик, работы с отдельными обучающимися, формирования УУД. Вместе со Смирновой Татьяной Сергеевной мы провели большую работу по предшкольной подготовке, сделав её более организованной и востребованной родителями. Данный опыт представили в виде педагогического проекта на разных уровнях. Так на Международной 7 научно-практической Интернет-конференции «Перспектива» наша работа получила много откликов.
В моей работе часто возникают вопросы, требующие какого-то решения, поэтому я постоянно занимаюсь самообразованием. Для этого использую Интернет-источники, специально выписываемую литературу, консультируюсь со специалистами, посещаю курсы повышения квалификации. С введением ФГОС вопросов стало больше, поэтому работы добавилось и увеличилось количество посещённых семинаров и консультаций. Третий год работаю над темой самообразования «Система оценки достижения планируемых результатов обучающимися начальных классов». Разработала содержание, критерии оценки Портфолио, положение о Портфолио для начальных классов; различные формы фиксации достижений обучающихся по предметам. В 2012 – 2013 учебном году под моим руководством методическое объединение учителей начальных классов создало карты наблюдения за формированием УУД у обучающихся. В этом учебном году работаем над темой «Повышение профессиональной компетентности педагогов через разработку рабочих программ учебных предметов и внеурочной деятельности».
Проблем, возникающих в моей профессиональной деятельности в связи в введением ФГОС много. В первую очередь это касается системы оценивания планируемых результатов обучения; а во-вторых, формирования и мониторинга УУД. Над решением этих проблем планирую продолжить работу, привлекая к ней остальных учителей начальных классов нашей школы. Кроме того предстоит систематизировать свои наработанные материалы, созданные для организации урочной и внеурочной деятельности.
Источник