Прямые иностранные инвестиции снг

Прямые иностранные инвестиции в странах СНГ глазами зарубежных экспертов.

Особое внимание зарубежные специалисты традиционно уделяют прямым иностранным инвестициям (ПИИ).

Азербайджан стал одним из наиболее успешных государств СНГ с точки зрения привлечения ПИИ, в основном благодаря значительным запасам нефти и газа. Резкий рост ПИИ в Азербайджане начался в 1997—1998 гг. (свыше 1 млрд долл. ежегодно) в связи с запуском двух новых нефтяных проектов. ПИИ составили до 70% всех инвестиций в основной капитал. В 1999—2001 гг. наметился ощутимый спад, но уже в 2002 г. после начала работ по проекту трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан и запуска первой фазы разработки месторождений Азери-Чираг-Гюнешли инвестиции в нефтяной сектор вновь превысили 1 млрд долл. Чистый приток ПИИ в Азербайджан в 2002 г. составил 26% ВВП, при этом прогнозы на последующие годы были еще оптимистичнее, благодаря не только двум указанным проектам, но и перспективному газовому месторождению Шах Дениз и связанному с ним Южно-Кавказскому газопроводу. В 2003 г. эти прогнозы более чем оправдались: по данным ЮНКТАД, ПИИ в Азербайджан достигли рекордной отметки в 3,3 млрд долл.

В Казахстане, который имел наибольший показатель по общему притоку ПИИ на душу населения в 1992-2002 гг. среди всех стран СНГ, основная часть ПИИ (около 75%) также пришлась на нефтегазовый сектор, что было продиктовано желанием иностранных компаний получить доступ к нефтяным богатствам Каспийского бассейна. Добыча нефти соответственно выросла почти на 15% в год и теперь составляет около 25% ВВП. ПИИ в другие сектора невелики из-за небольшого размера внутреннего рынка, удаленности от мировых рынков и неблагоприятного инвестиционного климата.

Основная часть ПИИ пришла из США, Канады и Западной Европы по линии крупных ТНК. Приток ПИИ был частично обусловлен крупными приватизационными сделками. Среди них продажи: значительной доли в разработке месторождения Тенгиз компании «Шеврон» в 1993 г. (и еще 5% в 2000 г. за 450 млн долл.); 25%-ной доли того же Тенгиза компании «Мобил» в 1998 г. за 1,1 млрд долл.; доли в Кашаганском консорциуме компаниям «Филипс» и «Инпекс» в 1998 г. за 500 млн долл. На протяжении последнего десятилетия Казахстан является одним из лидеров региона по общему притоку ПИИ, в 2003 г. их размер составил 2,1 млрд долл.

Крайне низкий уровень притока ПИИ в России, по мнению западных экспертов, отражает прежде всего невысокие темпы реализации реформ. На протяжении последних лет этот показатель колебался на уровне 3 млрд долл. Из расчета на душу населения, это всего лишь 20 долл., что намного ниже аналогичного показателя стран ЦВЕ и Балтии. Доля ПИИ в общих инвестициях в основной капитал страны не превышала 10%, их вклад в экономический рост был крайне ограничен. Основная часть ПИИ приходит из Германии, США и Великобритании. Одним из лидеров по ПИИ в РФ является также Кипр, что отражает активность российских офшорных компаний, работающих в этой стране. В то время как внутренние частные инвестиции концентрировались на добывающем секторе, значительная доля всех поступивших ПИИ пришлась на пищевую промышленность, второй по популярности была нефтедобыча. Что касается притока ПИИ в 2003 г., то, по предварительным данным ЮНКТАД, он упал до 1,14 млрд долл., а по данным Госкомстата РФ, достиг рекордной отметки — почти 7 млрд долл.

ПИИ в Туркменистан, которые в среднем составляли порядка 115 млн долл. в 1997—2003 г., приходили в основном в форме соглашений о разделе продукции в нефтяном секторе и в форме совместных предприятий в остальных секторах, хотя последние были немногочисленны. В нефтяном секторе приток инвестиций был заметно ниже уровня, необходимого для достижения показателей годового производства, намеченных правительством. Это было связано, вероятно, с не слишком оптимистичными результатами разведки нефти в Каспийском море и сохранением территориальных споров между Туркменистаном и Азербайджаном, касающихся районов перспективной добычи «черного золота».

Источник

Прямые иностранные инвестиции как ключевой фактор поддержания устойчивого экономического роста стран СНГ

Мамедов Турал Натиг Оглы

аспирант, Департамент мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве РФ

125993, Россия, г. Москва, ул. Ленинградский Проспект,, 49

Postgraduate student, the department of World Economy and Finances, Financial University under the Government of the Russian Federation

125993, Russia, g. Moscow, ul. Leningradskii Prospekt,, 49

tural-mamedov-2011@mail.ru
Другие публикации этого автора

Просмотров статьи: 3100 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Аннотация: Предметом исследования является оценка роли прямых иностранных инвестиций как ключевого фактора поддержания устойчивого экономического роста государств-партнёров СНГ. В работе проведена сравнительная оценка показателей макроэкономической стабильности. Выявлены проблемы привлечения прямых капиталовложений на пространстве СНГ. Рассмотрены крупнейшие фонды прямых инвестиций стран СНГ как инструмента инвестиционного развития исследуемой группы государств. В статье обоснована необходимость развития механизма государственно-частного партнёрства (ГЧП), разработки двусторонних и многосторонних фондов прямых инвестиций, унифицированного Соглашения о защите и поощрении инвестиций государств-членов СНГ, что будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста стран союза. Материальной базой для написания работы послужили нормативно-правовые акты, научные статьи, аналитические материалы стран СНГ и официальные источники в сети Интернет. В ходе раскрытия темы исследования использовались такие методы, как: экономико-статистический анализ, системный подход, логическое обобщение и научная абстракция. Научная новизна исследования заключается в разработке собственной авторской классификации прямых иностранных инвестиций (ПИИ) как фактора развития национальных экономик стран-импортёров капитала. Сделан вывод о недостаточной деятельности существующих фондов в финансировании крупных инвестиционных проектов в рамках союза. Анализ информации подтверждает, что прямые зарубежные инвестиции не выступают ключевым направлением развития экономик стран-партнеров СНГ на современном этапе.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, фонд прямых инвестиций, СНГ, экономический рост, агентства, инвестиционное развитие, макроэкономические показатели, оценка факторов влияния, государственно-частное партнерство, инвестиционное соглашение

Abstract: The subject of this research is assessment of the role direct foreign investments as the key factor in maintaining sustainable economic growth of the CIS partner-states. A comparative assessment of the indicators of macroeconomic stability is conducted. The author identifies the problems of attracting direct capital investments in the CIS; examines the largest direct investments funds of the CIS countries as an instrument of investments development of the considered group of states. The article substantiates the need for development of the mechanism of public-private partnership, establishment of bilateral and multilateral direct investment funds, unified protection and promotion investment agreement for the CIS member-states that would contribute to ensuring sustainable economic growth of the union countries. The scientific novelty consists in formulation of the original classification of direct foreign investments as a factor of development of national economies of the capital importing countries. The conclusion is made on the insufficient activity of existing funds in financing the large investments projects within the union. The analysis of information proves that the direct foreign investments are currently not the key direction in development of economies of the CIS partner-states.

macroeconomic indicators, investment development, agencies, economic growth, CIS, private equity fund, foreign direct investments, assessment of influence factors, public-private partnership, investment agreement

Введение

Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью анализа прямых иностранных инвестиций как фактора развития национальных экономик стран СНГ и активизации их взаимного сотрудничества. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) выступают одним из ключевых направлений развития современной мировой экономики. Приток ПИИ в национальную экономику способствует внедрению прогрессивных технологий, созданию новых рабочих мест, реализации крупных инфраструктурных проектов. В настоящее время, как показала практика, фонды прямых инвестиций (ФПИ) являются важнейшим инструментом привлечения долгосрочных инвестиций. В условиях посткризисного периода в странах — партнерах СНГ наблюдается слабый уровень экономической интеграции, что подтверждается незначительным объемом привлекаемых прямых инвестиций, как в рамках союза, так и с третьими странами. Так, для поиска новых каналов экономического роста и углубления взаимного сотрудничества всех участников межгосударственной группы СНГ необходимо привлекать ресурсы суверенных фондов для финансирования двусторонних и многосторонних проектов.

Влияния прямых иностранных инвестиций на развитие экономик — реципиентов капитала

Изучение теории ПИИ позволяет убедиться, что приток долгосрочных инвестиций способствует обеспечению экономического роста в развивающихся странах. [5, с. 196-197] . Стоит отметить, что ПИИ оказывают как отрицательное, так и положительное (прямое и косвенное) влияние на экономику принимающей страны. К экономическим факторам влияния ПИИ на национальную экономику относятся: инновационный, социально-экономический, макроэкономический, микроэкономический и другие. К внеэкономическим эффектам воздействия долгосрочных инвестиций — политический, природно-ресурсный, институциональный и культурный. К прямым положительным социально — экономическим факторам относятся создание новых рабочих мест, а к косвенным факторам – улучшение инвестиционной привлекательности страны или регионального объединения для иностранных инвесторов. К отрицательным эффектам от притока ПИИ — рост уровня структурной безработицы, вызванный научно-техническим прогрессом. Прямые позитивные макроэкономические факторы могут включать в себя следующее: обеспечение устойчивого темпа экономического роста, повышение уровня платёжеспособности населения и покрытия дефицита государственного бюджета. Например, природно-ресурсный фактор влияния ПИИ на экономику страны-реципиента капитала может быть как положительным (реализация инвестиционных проектов в сфере экологии), так и отрицательным (загрязнение окружающей среды посредством увеличения отходов производства со стороны МНК) (см. рисунок 1).

Источник

Прямые иностранные инвестиции в страны СНГ

2.1 Прямые иностранные инвестиции в страны СНГ

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ), считаются наиболее важными для стран с переходной экономикой. Компенсируя дефицит внутренних сбережений, эти инвестиции по самой своей природе предполагают создание новых предприятий, либо коренную реструктуризацию и расширение существующих компаний и тем самым в наибольшей степени способствуют экономическому росту. В реальной жизни они чаще всего представляют собой вложения в акции экспортно-ориентированных предприятий, что также приносит определенные выгоды странам-реципиентам за счет увеличения их валютных поступлений. Важны ПИИ и как источник новых технологий и навыков управления. Классификация стран Содружества. При анализе притока ПИИ в страны СНГ можно разделить эти государства на три ключевые группы.[37] Прежде всего, выделяется группа стран — экспортеров энергоресурсов (Азербайджан, Казахстан, Россия и Туркменистан). ПИИ в них отличаются от капиталовложений в другие государства Содружества, поскольку направляются в основном в топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Мотивация таких инвестиций иная, чем мотивация капиталовложений в другие сектора экономики — здесь на первый план выходят специфические для данной отрасли факторы: размер, качество и географическое расположение ресурсов. Кроме того, налоговый режим в добывающих секторах часто заметно отличается от среднего по экономике. В то же время опыт России и Казахстана показывает, что даже в такой специфической сфере капиталовложений, как ТЭК, общий инвестиционный климат (законодательное обеспечение, прозрачность и качество корпоративного управления) заметно влияет на принятие инвестиционных решений.

В 2008 г. иностранные инвестиции Азербайджана сократились на 16,3% и составили 2,777 млрд. долл. или 24,5 % всех инвестиций. Великобритания инвестировала в экономику Азербайджана 1274,2 млн. долл. или 45,9% всех инвестиций (-12,2%). Инвестиции из США сократились на 29,5% — до 541,1 млн. долл., Япония инвестировала 276,7 млн. долл. (-31,4%), Турция – 183,9 млн. долл. (-7,5%), Норвегия – 173,2 млн. долл. (-31,5%), Россия – 12,4 млн. долл. (рост в 6,8 раза).[38] За три квартала 2009 года в экономику Азербайджана вложено $3 млрд. 627 млн. иностранных инвестиций, что на $1 млрд. 780 млн. меньше чем за соответствующий период прошлого года. Отмечу, что за три квартала 2008 года объем иностранных инвестиций составлял $5 млрд. 407 млн., причем с приростом на 4,8%.[39] Рост притока ПИИ в Республику Казахстан за 2008 г. составил 7,3 % (19,8 млрд. долл.) по отношению к предыдущему году. При этом за 2007 год по отношению к 2006 г. (10,6 млрд. долл.) рост составил 73% (18,5 млрд. долл.). За 2008 год валовой отток ПИИ составил 4,24 млрд. долл., что выше уровня 2007 года на 60,9 % (2,64 млрд. долл.).[40] В структуре валового притока иностранных прямых инвестиций по странам в отчетном периоде доминировали Нидерланды (22,0% от валовых поступлений ПИИ), США (10,4%), Великобритания (9,1%), Франция (6,1%), Каймановы острова (Британские) – 4,9%, и Канада (4,8%). Валовые поступления ПИИ из стран СНГ увеличились на 10,6%, составив в сумме 887,3 млн. долл. (Таблица № 2.1).

Таблица №. 2.1 Структура валового притока ПИИ по основным странам-инвесторам

Страна 2007 2008
млн. долл. США % млн. долл. США %
ИТОГО 18 453,4 100 19809,1 100
в том числе
Нидерланды 3147,8 17,1 4349,4 22
США 2462,1 13,3 2059,5 10,4
Великобритания 909,3 4,9 1797,2 9,1
Франция 1022,6 5,5 1203,8 6,1
9,3 0,1 976,5 4,9
Канада 314,1 1,7 944,8 4,8

Источник: ФТС России и Росстат

В структуре валового притока ПИИ по видам деятельности основное вложение прямых инвестиций осуществлялось в операции с недвижимым имуществом – 40% от суммы валовых поступлений ПИИ, в горнодобывающую промышленность – 15%, в финансовую деятельность – 11%, а также обрабатывающую деятельность – 9 % (диаграмма № 2.1).

Следует отметить значительное увеличение объема ПИИ, в обрабатывающую промышленность на 65% (2007 г. – 1 061,2 млн. долл., 2008 г. – 1 756,5 млн. долл.), что составляет 9% от общего валового притока ПИИ по видам деятельности, и увеличение по отношению к предыдущему году на 2,6%, в том числе в черную металлургию (в 19 раз) обусловлено признанием реинвестированных доходов инвесторов.[41]

По состоянию на 1 января 2009 г. в Казахстане зарегистрировано 19109 предприятий с участием иностранного капитала (137 стран). За десять месяцев 2009 г. объем освоенных капиталовложений в Туркменистане за счет всех источников финансирования в 2,2 раза превысил уровень соответствующего периода прошлого года.

Удельный вес валового притока

ПИИ по видам деятельности

· горнодобывающая промышленность · обрабатывающая промышленность

· финансовая деятельность · операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятиям · деятельность профессиональных организаций, ассоциаций и объединений · другие

Источник: ФТС России и Росстат

Туркменистан привлекает иностранные инвестиции из Турции, Франции, Украины, России и других стран. Туркменские министерства, ведомства и компании заключили с иностранными партнерами по состоянию на 1 января 2009 г. контракты на сумму 11,7 млрд. долл. на реализацию 530 инвестиционных проектов, 295 проектов из них осуществляют турецкие фирмы.[42]

Во вторую группу (Армения, Грузия, Киргизия, Молдова, Таджикистан и Украина) входят страны, не имеющие больших запасов энергоресурсов, но активно проводящие рыночные реформы. Формально эти государства сильно отличаются друг от друга. Тем не менее, в их опыте привлечения ПИИ есть много общего. В Армении, Грузии и Молдове приватизация в энергетическом секторе и проекты создания нефтепроводов приняли на себя основную массу ПИИ. Опыт Киргизии и Таджикистана по привлечению иностранных инвестиций ограничивается в основном одним крупным проектом в сфере золотодобычи (по одному в каждой стране), при этом приток ПИИ в другие сектора крайне мал. ПИИ на Украине были более диверсифицированными, что отражает более развитую структуру ее промышленности. Общий объем поступивших в экономику Армении иностранных инвестиций (с учетом государственного управления и кредитов, полученных банковской системой) возрос в годовом разрезе на 43,1% и достиг по итогам 2008 г. 1934,8 млн. долл.[43] В структуре поступивших иностранных инвестиций на прямые иностранные инвестиции (ПИИ) пришлось 1132,4 млн. долл. (годовой рост на 69,1%), на прочие инвестиции — 795,8 млн. долл. (годовой рост на 16,7%), на портфельные инвестиции — 6,6 млн. долл. (годовой рост в 47 раз). Отток инвестиций из республики в течение 2008 г. составил 72,5 млн. долл.[44] Общий объем поступивших в экономику Армении иностранных инвестиций возрос в годовом разрезе на 48,8% и достиг по итогам 2008 г. 1257,6 млн. долл.. На ПИИ пришлось 1000,9 млн. долл. с годовым ростом на 71,9%. Без учета приватизационных средств общий объем инвестиций в реальный сектор возрос в годовом разрезе на 56,3%, а ПИИ — на 84,8%. За 2008 г. 24% иностранных инвестиций (301,6 млн. долл.) и 15,8% ПИИ (157,8 млн. долл.) были направлены в сферу связи, 47,6% (476,3 млн. долл.) ПИИ — в сферу энергетики, водхоза и газоснабжения, 13,6% (136,3 млн. долл.) ПИИ — в сферу сухопутного транспорта, 4,2% иностранных инвестиций (53,2 млн. долл.) — в металлургическую промышленность, 2,7% (33,8 млн. долл.) и 3,4% ПИИ (33,8 млн. долл.) — в горнодобывающую промышленность, 3,1% (39,4 млн. долл.) и 2,5% ПИИ (25,4 млн. долл.) — в пищевую промышленность (включая напитки). Лидером по объемам иностранных инвестиций в экономику Армении за 2008 г. выступила Россия — 880,1 млн. долл. (из коих ПИИ — 714,5 млн. долл.), после которой следуют Франция — 90,8 млн. долл. (из коих ПИИ — 83,8 млн. долл.), Аргентина — 90,1 млн. долл. (из коих ПИИ — 87,7 млн. долл.), Ливан — 40,6 млн. долл. (из коих ПИИ — 11,8 млн. долл.), США — 30,2 млн. долл. (из коих ПИИ — 17,7 млн. долл.), Германия — 24 млн. долл. (из коих все ПИИ). По сравнению с 2007 г. российские инвестиции возросли на 95,8% (ПИИ — в 2,4 раза), французские — в 4,8 раза (ПИИ — в 4,5 раза), аргентинские — в 3,4 раза (ПИИ — в 4,8 раза), в то же время зафиксирован спад немецких инвестиций — на 57,1%, американских — на 9,7% (ПИИ — на 31,2%), ливанских — на 69,7% (ПИИ — на 85,7%).[45] В 2008 г. прямые иностранные инвестиции в экономику Молдовы составят 600-650 млн. долл., или на 20% больше в сравнении с прошлым годом.

В первом полугодии 2009 года в Кыргызстан поступили в качестве прямых иностранных инвестиций $309 миллионов 78,5 тысячи. Это на два процента больше, чем в аналогичном периоде 2008-го. В качестве прямых инвестиций из стран СНГ в Кыргызстан поступили $158 миллионов 505,9 тысячи. $142 миллиона 647,2 тысячи, в частности, направил в экономику КР Казахстан. В первом полугодии 2009 года РК являлся крупнейшим прямым инвестором, несмотря на то, что в сравнении с итогом аналогичного периода 2008-го объем капиталовложений сократился на 18 процентов. [46]

Поступление прямых иностранных инвестиций в 2007 г. возросло на 17,4% — до 393,9 млн. долл., их положительное сальдо составило 207,6 млн. долл. Из этой суммы 45,2 % вложили инвесторы из Казахстана. В январе — июне 2008 г. поступление прямых иностранных инвестиций возросло на 46,7 % — до 303,0 млн. долл. Приток прямых иностранных инвестиций из стран СНГ в 2007 г. по сравнению с 2006 г. возрос на 22,9 % — до 193,3 млн. долл.[47] Поступление прямых иностранных инвестиций из стран СНГ в 2007 г. увеличилось на 12,4 % и составило 200,6 млн. долл. Основными странами — инвесторами являлись Великобритания, Германия, Китай и Турция. В январе-июне 2008 г. приток прямых иностранных инвестиций из стран СНГ увеличился в 2 раза и достиг 194,8 млн. долл. Приток прямых иностранных инвестиций из стран вне СНГ снизился на 2,6 % и составил 108,2 млн. долл.[48]

На 1 января 2009 г. накопленные прямые иностранные инвестиции в экономику Республики Таджикистан составили 1,3 млрд. долл. Из них в 2008 г. поступило 425,7 млн. долл. (рост к 2007 году – 9,6%). Увеличение поступления прямых иностранных инвестиций в 2008 г. обусловлено в основном за счет российских вложений в гидроэнергетику. По оценке Торгпредства России в Таджикистане, прямые инвестиции российских компаний в экономику Таджикистана в 2008 г. составили 326 млн. долл., что на 7% больше по сравнению с 2007 г.[49]

На 1 июля 2009 г. объем накопленных прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Таджикистан составил 1,31 млрд. долл., из них 56,7% — российские вложения.

За первое полугодие объем поступивших российских инвестиций составил 87,7 млн. долл., что в 3,5 раз меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Такое снижение связано с окончанием строительства Сангтудинской ГЭС-1, а также пятизвездочной гостиницы «Хайят» и Бизнес-центра. В настоящее время в Таджикистане зарегистрированы и работают в различных отраслях экономики более 100 совместных российско-таджикских предприятий.

В 2008 г. в экономику Украины иностранными инвесторами вложено 10911,1 млн. долл. прямых инвестиций, что на 25,3% больше поступлений 2007 год.

Общий объем прямых иностранных инвестиций, внесенных в Украину, на 1 января 2009 г. составил 35723,4 млн. долл., что на 20,9% больше объемов инвестиций на начало 2008 г. В расчете на одного человека объем прямых иностранных инвестиций составляет 775,3 млн. долл. и является наибольшим за годы наблюдения годовым показателем.[50] Из стран ЕС поступило 8766,4 млн. долл. (80,3% общего объема), из стран СНГ — 932,9 млн. долл. (8,6%), из других стран мира — 1211,8 млн. долл. (11,1%). За 2008 год нерезидентами изъят капитал на сумму 847,8 млн. долл. В целом прирост совокупного объема иностранного капитала в экономике страны, с учетом его переоценки, потерь, курсовой разницы (минус 3,9 млрд. долл.) за 2008 год составил 6180,7 млн. долл. (77,9% уровня предыдущего года). В текущем году выросли объемы капитала из Кипра — на 1736,5 млн. долл., Италии — на 763,9 млн. долл. Нидерландов — на 672,0 млн. долл. Германии — на 475,5 млн. долл. Российской Федерации — на 389,2 млн. долл. и Австрии — на 378,2 млн. долл. Инвестиции поступили с 124 стран мира. В десятке основных стран-инвесторов, на которые приходится свыше 81% общего объема прямых инвестиций, входят: Кипр — 7682,9 млн. долл., Германия — 6393,8 млн. долл., Нидерланды — 3180,8 млн. долл., Австрия — 2445,6 млн. долл., Соединенное Королевство — 2273,5 млн. долл. , Российская Федерация — 1851,6 млн. долл., США — 1471,5 млн. долл., Виргинские Острова, Британские — 1316,1 млн. долл., Швеция — 1263,0 млн. долл. и Франция — 1226,1 млн. долл.

Напомню, в январе-сентябре 2008 г. в экономику Украины иностранными инвесторами вложено 8 524,3 млн. долл. прямых инвестиций, в т.ч. из стран ЕС поступило 7 093,7 млн. долл. (83,2% общего объема), из стран СНГ — 711,8 млн. долл. (8,4%), из других стран мира — 718,8 млн. долл. (8,4%). В то же время нерезидентами изъят капитал на сумму 659,4 млн. долл. Страны третьей группы, Беларусь и Узбекистан, с точки зрения западных экспертов, крайне медленно и неохотно проводят рыночные реформы. Поэтому приток ПИИ в них весьма ограничен, за исключением капиталовложений, связанных со строительством принадлежащего «Газпрому» Ямалского трубопровода на территории Беларуси. В Узбекистане чистый приток ПИИ не превышает 1% ВВП. Из выше сказанного можно отметить, что страны СНГ имеют отрицательную динамику в привлечении иностранных инвестиций.

Источник

Читайте также:  Перевести криптовалюту за границу как
Оцените статью