Понятие «Рефлексия» в проектной деятельности
статья на тему
Статья о том, что такое «Рефлекси»; для чего она применяется в проектах; виды «Рефлексии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya_seminar.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие «Рефлексия» в проектной деятельности.
Воспитатели: Зубова Ольга Александровна
Баранова Елена Павловна.
МАДОЮ «ЦРР детский сад №7 Ярославна»
Алтайский край, г. Рубцовск.
Понятие «рефлексия» по толковому словарю Ожегова это — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Понятие «рефлексия » по Большому энциклопедическому словарю (БЭС) -(от позднелат. reflexio — обращение назад) — 1) размышление, самонаблюдение, самопознание.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Обучение рефлексивной деятельности ведет к подготовке к сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности такие, как самоконтроль, самооценка, саморегулирование и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с дошкольного возраста, уделяя особое внимание осознанию того, что дети делают и что с ними происходит. Рефлексия в образовательной деятельности может осуществляться на любом ее этапе, либо в начале, этапе проведения, а также в конце.
Необходимо заметить педагогам важно уметь вычленять из многообразия форм рефлексии, только те которые соответствуют функциональному назначению, а также возрастным, психологическим особенностям детей. Следует учитывать при выборе рефлексии цель занятии, содержания и трудности учебного материала
В соответствии с функциональным назначением рефлексии выделяют следующую классификацию:
- РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА;
- РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
- РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Рефлексия содержания. Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания, понимания и запоминания содержания пройденного, для оценки информации по степени значимости и практической направленности, установление логических связи между приобретенными сведениями.
2. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий. Обучает сознательному контролю, планированию, контролю своего мышления и своих действий, оценки их правильности. (Оценка тех правил действий с которыми знаком ребенок).
3. Рефлексия настроения и эмоционального состояния – оценка отношения, настроения воспитанников целесообразно в начале занятия и в конце деятельности.
По ФГОС ДО у детей дошкольного возраста нужно формировать уважительное отношений и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации поэтому целесообразно применять не только индивидуальную рефлексию, но и коллективную, групповую.
Каждой форме рефлексии соответствуют свои методы и приемы организации.
Рефлексия содержания . Эффективен прием незаконченного предложения (клеше), пословицы, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «линейки знаний», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…).
Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
теперь я могу решать..
у меня получилось…
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
На доске прикрепляются картинки чемодана и мусорной корзины. Детям раздаются карточки. Если ответы детей узнали что-то новое, то карточки прикрепляют на чемодан. Если нет – то к мусорной корзине.
«Цветы и бабочки».
На поляне (на полу) растет 3 цветка:
Красная роза (узнал много нового) ;
Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно) ;
Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).
Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места в том цветке, который считают своим.
С помощью жестов:
Во!- интересно, большой палец вверх кулак зажат.Ничего нового- руки скрещены на груди.
На сколько подрос: сидя потянуться.
Хлопните, если узнали интересное. Топните, если ничего нового не узнали.
Рефлексия деятельности. Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе:
Что у тебя получилось лучше всего?
Что у тебя не получилось и почему?
Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?
Что было самым трудным?
Что было самым интересным?
Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д.
На доске нарисована береза. Детям раздаются нарисованные листики двух цветов – желтые и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; желтые – не справился с заданием, у меня грустное настроение
Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:
— Сегодня меня порадовал…
— Сегодня меня огорчил…
Детям раздаются карточки трех цветов – красного, желтого, зеленого. Дети должны оценить работу выполненного упражнения. Поднять нужно ту карточку которая покажет насколько выполнено задание: зеленая карточка – работа выполнена без ошибок, желтая карточка – есть немного ошибок, красная карточка – есть ошибки.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону.
Моё настроение похоже на:
- солнышко;
- солнышко с тучкой;
- тучку;
- тучку с дождиком;
- тучку с молнией
На общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).
Затем лист передаются по кругу. Задача каждого определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. После этого обсуждают получившийся рисунок.
Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
- красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
- синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
- зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
- жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
- фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;
- серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
- чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
- коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.
« Образная рефлексия». Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).
Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению.
«Ёлочка настроения» . Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки, на которых они рисуют своё настроение.
« Моё настроение» . Каждый ребёнок рисует в течение минуты своё настроение на кругах
Таким образом, рефлексия в детском саду – это совместная деятельность участников образовательного процесса, позволяющая совершенствовать его процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка. Обучать рефлексии детей возможно только начав с себя. Человек идентичен самому себе. Задача педагога помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание ндивидуальности идёт через сравнение с самим собой:
Источник
Выступление на педсовете » Организация проектной деятельности школьника : этапы,содержание, рефлексия»
специалист в области арт-терапии
1 слайд Выступление на педсовете зам.директора Шестаковой Л.Л.
« Организация проектной и исследовательской деятельности школьников : этапы, содержание , рефлексия»
2 слайд «Единственный путь, ведущий к знаниям,-
это деятельность» Бернард Шоу
Именно проектно-исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет превратить ребёнка вактивного субъекта совместной деятельности.Помня правило: «Бесталантных нет, а есть занятые не своим делом», использование данного вида деятельности даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны.Наша задача, не набить головы учеников различными знаниями (объем которых по различным стандартам достиг такого уровня, что ребенок просто не в силах порой запомнить такое количество информации), а привить привычку и умение самостоятельного продвижения в информационном поле, умение ставить и решать задачи в учебной деятельности и повседневной жизни. Метод проектов здесь является лучшим помощником учителя. Этот метод может рассматриваться, как способ универсального познания мира учащимися и как инструмент индивидуального развития личности, ее творческого потенциала, формирование навыков самоопределения. Этот метод начал использоваться всеми учителями начальной школы с 2011 г., когда были введены ФГОС НОО. Об этом вам подробно расскажет Ольга Геннадьевна.
3 слайд Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». Так что же такое проект? Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
4 слайд Проект — это «пять П»:
Шестое «П» проекта — это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность. Об этом вы тоже услышите сегодня в выступлении Маргариты Александровны.В определенном смысле, учитель перестает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях: энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей); специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях); консультанта (организует доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам); руководителя (особенно в вопросах планирования времени); “человека, который задает вопросы”; координатора всего группового процесса; эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
5 слайд . Проектная деятельность помогает решать следующие образовательные задачи:-развивает интерес ребенка к обучению через самостоятельное осмысление поставленной им задачи; способствует формированию навыков исследовательской деятельности; через творческую деятельность способствует развитию личности ребенка, развитию ключевых компетенций обучающихся; дает ребенку опыт обучения в системе ВУЗовских технологий (что обеспечит в дальнейшем успешность обучающегося в ВУЗе). Внедрение проектных технологий в школе повышает качество образования, так как повышается мотивация обучающихся к учению, пробуждается их интерес к предмету. Метод не просто предполагает деятельность учащихся по решению новых для них задач, но преследует в качестве основной цели развитие личности ученика. Часть проектов может быть взята из школьной программы и создаваться самими детьми совместно с учителем и родителями в процессе обучения, часть, основываться на явлениях окружающей действительности и социальном опыте. Татьяна Николаевна расскажет о том, как она использует проектную деятельность не только на уроках истории , но и во внеурочной работе.
6 слайд. Виды проектов:
— учебные проекты предусматривают самостоятельную учебную деятельность школьников по освоению и применению на практике новой информации в рамках изучаемых одной или нескольких дисциплин;
— социальные проекты предусматривают включение детей в социально значимую деятельность , в ходе которой они вступают в конструктивное взаимодействие с окружающим миром, социумом , приобретают социальный опыт;
— творческие проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к выполнению и презентации результатов;
— информационные проекты нацелены на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа , обобщения и представления информации для аудитории;
— исследовательские проекты по структуре напоминают научное исследование.
Я не буду подробно рассказывать о формах продуктов проектной деятельности и видах презентаций проектов , так как об этом расскажет Марина Вячеславовна. Я просто их перечислю.
7 слайд Формы продуктов проектной деятельности:
-Анализ данных социологического опроса
Сравнительно- сопоставительный анализ
-Атлас, карта, учебное пособие
-Газета, журнал, справочник
-Костюм, модель, коллекция
-Игра, мультимедийный продукт
-Музыкальное или художественное произведение
-Законопроект и т.д.
8 слайд. Виды презентаций проектов: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, игра с залом, научная конференция, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, реклама, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.
Проектная деятельность является средством развития рефлексивных способностей обучающихся.
9 слайд Рефлексия- самый короткий и продуктивный путь преодоления затруднений. Он заключается в следующем:
-зафиксировав затруднения, надо остановиться и подумать;
-проанализировать как ты выполнил свое действие и в каком месте возникло затруднение;
-понять по какой причине оно возникло;
-поставить перед собой цель, устраняющую причину затруднения , выбрать адекватный способ действий и построить проект;
Завершается этот путь самоконтролем и самооценкой.
Рефлексию важно провести как коллективный анализ проделанной работы, через открытое обсуждение в проектной группе, в классе. Такие обсуждения дают участникам обратную связь: как другие воспринимают проделанную работу, их вклад в общую деятельность; помогает увидеть сильные и слабые стороны проделанной работы, почувствовать ее значимость для себя; стимулируют формирование осознанного отношения к своим действиям, выводят участников на постановку новых творческих задач самореализации. Главным мотивом участия в проектной и исследовательской деятельности на сегодняшний момент является в первую очередь, образовательный запрос обучающихся и заказ родителей, общества и государства в целом, требования ФГОС к результатам освоения ООП основного общего образования и среднего общего образования, т.е. это требования времени.В чем же различия между проектной и исследовательской деятельностью?
Если в основе проекта лежит теоретическая проблема , то предполагается конкретное её решение, оформленное в информационном продукте; если практическая –конкретный продукт, готовый к потреблению. С позиции педагога, результат проектной деятельности – изменение уровня сформированности УУД, которые обучающийся демонстрирует в ходе проектной деятельности.
10 слайд Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение обучающимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Из выступления Натальи Алексеевны вы узнаете как организуется исследовательская деятельность среди учащихся лицея.
Исследование –поиск истины, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи.
Краткая схема организации проекта:
задумал – спроектировал – осуществил (т.е. получил продукт).
Краткая схема организации исследования (естественнонаучного типа):
явление – описание – модель (объяснение).
Проектная и исследовательская деятельности различаются этапами.
13 слайд Основные этапы проектной деятельности:
1) определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор его названия;
2) обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов,сбор и изучение информации, определение формы продукта и требованийк нему, составление плана работы,распределение обязанностей;
3) выполнение запланированныхтехнологических операций, внесениенеобходимых изменений;
4) продукт деятельности;
подготовка и защита презентации;
5) анализ результатов выполненияпроекта, оценка качества его выполнения.
14 слайд Основные этапы учебного исследования:
1) формулирование проблемы,обоснование актуальности выбранной темы;
2) постановка цели и конкретныхзадач исследования;
3) определение объекта и предметаисследования;
4) выбор метода (методики) проведения исследования;
5) описание процесса исследования;
6) обсуждение результатов исследования;
7) формулирование выводов иоценка полученных результатов.
И, наконец, основное отличие — это результат
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт , устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам – в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». То есть исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение.
В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон…
Основной процедурой итоговой оценки и обязательной составляющей системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта, что и было проведено в лицее для обучающихся 9 классов в этом учебном году.Этим опытом с вами поделится Елена Михайловна.
15 слайд Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося , его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
16 слайд. Это все требования ФГОС. В следующем учебном году согласно нормативным документам для обучающихся 10-11 классов в учебный план будет введен учебный курс « Индивидуальный проект» на 68 часов.
17 слайд . Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта(п. 11 приказа Минобрнауки России от 17.05.2012)
На уровне основного общего образования делается акцент на освоении учебно-исследовательской и проектной работы как типа деятельности, где материалом являются, прежде всего, учебные предметы. На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры.
На уровне основного общего образования процесс становления проектной деятельности предполагает и допускает наличие проб в рамках совместной деятельности обучающихся и учителя. На уровне среднего общего образования проект реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся. Они самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и пр. Начинают использоваться элементы математического моделирования и анализа как инструмента интерпретации результатов исследования.
На уровне среднего общего образования сам обучающийся определяет параметры и критерии успешности реализации проекта. Кроме того, он формирует навык принятия параметров и критериев успешности проекта, предлагаемых другими, внешними по отношению к школе социальными и культурными сообществами.
Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:
защита темы проекта (проектной идеи);
защита реализованного проекта.
На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены:
положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;
ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов;
риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта;
В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие.
На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану:
1. Тема и краткое описание сути проекта.
2. Актуальность проекта.
3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
5. Ход реализации проекта.
6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.
Проектная работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением. В функцию тьютора (куратора) входит: обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь.
Регламент проведения защиты проектной идеи и реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее. Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:
оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;
для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в которую должны обязательно входить педагоги и представители администрации образовательных организаций, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы.
Исследовательское направление работы старшеклассников должно носить выраженный научный характер. Для руководства исследовательской работой обучающихся необходимо привлекать специалистов и ученых из различных областей знаний. Возможно выполнение исследовательских работ и проектов обучающимися вне школы – в лабораториях вузов, исследовательских институтов, колледжей.
Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов.
И в заключении, замечу, что и проектная, и исследовательская деятельность школьников как одно их ключевых направлений реализации ФГОС предусматривает высокопрофессиональное педагогическое участие, где учитель – не столько предметник, сколько – педагог, мастер, консультант. От того, насколько профессионален, компетентен педагог, настолько успешен будет и его ученик.
Источник