- Волшебная пилюля: особенности и задачи мастер-класса
- Подготовка к мастер-классу
- Цель и задачи мастер-класса
- Формы проведения мастер-класса
- Технология организации мастер-класса
- Если вы решили организовать мастер-класс
- Форма и тематика
- Кто должен проводить мастер-класс
- Оценка эффективности мастер-класса
- Как начать зарабатывать с помощью хенд-мейда. Организация практических мастер-классов
- Как мне пришла идея бизнеса в сфере handmade
- Что такое хэндмэйд сегодня
- Бизнес начинается с планирования
- Как выбрать помещение для проведения мастер-классов
- Привлечение клиентов на обучение
- Выбор направлений мастер-классов и секреты раскрутки
- Варианты перспективных ниш
- Подготовительная работа
- Заработок на праздниках
- Рентабельность и вложения. Бизнес-план
- Мой реальный пример с цифрами
- 5 советов начинающим
Волшебная пилюля: особенности и задачи мастер-класса
Огромное количество семинаров и тренингов в Москве в 2019 не сравнится с бесконечным разнообразием мастер-классов. Каждый из них внушительно обещает стать для нас волшебной пилюлей, которая моментально приведет к богатству, успеху, даст завидные навыки и власть над всеми теми, кто не решился пройти такое же короткое обучение.
Мастер-класс — это оригинальный метод обучения по совершенствованию практического мастерства и конкретное занятие, проводимое специалистом в определенной области для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности.
Поговорим о том, что на самом деле способен дать мастер-класс, для кого подходит такая форма обучения и каковы особенности и задачи мастер-класса.
Переходим в онлайн!
Заказать каталог цифрового обучения ManGO! Games можно прямо сейчас!
Мастер-класс предполагает двустороннее взаимодействие мастера и ученика. В этом его основа и главное отличие от других форм обучения. От семинара, тренинга и других форматов мастер-класс отличается обособленным, даже персональным подходом к каждому участнику. Мастер-класс невозможно уложить в жесткие нормы, поскольку эта форма предполагает интуитивный выбор способа подачи материала ведущим в зависимости от восприимчивости слушателей.
Основной принцип мастер-класса: я знаю, как нужно, и смогу научить вас. Человека, способного проводить мастер-классы, можно считать профессионалом высокого уровня.
Подготовка к мастер-классу
Готовясь к мастер-классу, педагог решает важную задачу: каким будет оптимальный способ донесения собственного опыта к конкретной аудитории. Мастер-класс отличается от обычных обучающих форм тем, что преподаватель максимально использует наглядность, основанную на опыте. Именно демонстрация своего собственного опыта позволяет достигать высоких результатов за максимально короткое время.
Важной особенностью мастер-класса является решающее значение личности мастера, который во время обучения демонстрирует индивидуальную концепцию работы. Это лично его способ научить, включающий индивидуальную совокупность обучающих приемов, характерных только для него.
Практически невозможно «подменить» мастера в проведении мастер-класса. Если это произойдет, то получится другой мастер-класс, возможно, с другими результатами. Содержание мастер-класса, в отличие от семинара или тренинга, а также подготовка к мастер-классу – строго индивидуальны. Подготовкой мастера к хорошему мастер-классу в определенной мере является весь его жизненный опыт.
Хорошего преподавателя характеризует его собственная система, в которую входят:
- Целостность и приемлемость каждого из применяемых методических приемов.
- Уместность, своевременность применения того или иного приема.
- Многостороннее воздействие на учеников, включая развитие личности.
- Уникальность методики.
Важную роль играют индивидуальные характеристики мастера:
- Особенности речи и голос. Сюда входить дикция, техника речи, интонация, используемые средства выразительности.
- Жестикуляция и мимика.
- Пантомимика. Сюда входит манера держаться и учитывать эмоции участников.
- Владение аутотренингом и мнемотехникой.
- Эмпатия, мастерство общения.
- Преподавательская импровизация, способность сориентироваться в непредвиденных ситуациях.
- Психологическая прозорливость, способность открыть «гения» и подобрать мотивацию для «отстающего».
- Коммуникационные навыки, способность поддержать разговор.
- Ощущение времени.
Цель и задачи мастер-класса
Цель мастер-класса – передать опыт участникам.
Задачи мастер-класса:
- Активное изложение мастером своего опыта в предмете по указанной теме.
- Практическая отработка приемов решения задач в рамках предмета мастер-класса.
- Стимуляция самопознания участниками предмета мастер-класса.
- Помощь участникам в разработке собственных программ саморазвития и самообучения по теме мастер-класса.
Мастер-класс – это всесторонняя помощь в приобретении тех или иных знаний и навыков, поэтому мастер, принявший решение помогать таким образом другим, на момент принятия решения уже должен соответствовать ряду требований:
- Обширные знания в области тематики проводимых мастер-классов.
- Персональные лайфхаки по теме мастер-класса, которыми мастер готов поделиться с аудиторией.
- Педагогические навыки, которые позволяют излагать материал и передавать знания.
Это минимальный и оптимальный перечень условий для проведения мастер-класса.
Формы проведения мастер-класса
Чаще всего мастер-класс проводится в одной из трех форм:
- Лекция.
- Лекционно-практическое занятие.
- Практическое занятие.
В процессе мастер-класса ученик с помощью мастера создает некую модель, которой потом пользуется.
Мастер-класс может быть одиночным, а может входить в серию. Серийные мастер-классы считаются самыми результативными и позволяют повысить квалификацию обучаемого.
Технология организации мастер-класса
Организация мастер-класса включает 5 основных этапов:
- Презентация опыта мастера.
- Знакомство с инструментарием мастер-класса.
- Имитационная игра.
- Моделирование.
- Рефлексия.
Презентация опыта предполагает этапы:
- Описание общих идей технологии.
- Демонстрация достижений.
- Доказательства эффективности.
- Определение перспектив.
Имитационная игра подразумевает, что:
- Мастер-класс включает в себя демонстрацию приемов продуктивного (личностно-ориентированного) обучения.
- Аудитория совмещает сразу две роли – ученика и эксперта.
Моделирование включает в себя:
- Самостоятельное проектирование участниками своих персональных моделей учебных занятий на основе методики своего учителя.
- Самостоятельную деятельность участников под руководством мастера – консультанта и организатора.
- Совместное (мастер и слушатели) обсуждение авторских моделей индивидуального обучения.
- Заключения и выводы мастера по замечаниям и рекомендациям.
- Обсуждение опыта взаимодействия мастера и участников.
Мастер-классы от внешних специалистов часто проводят в качестве корпоративных мероприятий, но в компаниях часто выбирают тематику, далекую от профессиональной деятельности. Например, мастер-классы по живописи, кулинарии, оригами и пр.
Если вы решили организовать мастер-класс
Если вы решили провести для сотрудников мастер-класс, желательно учесть следующие шаги:
- Выбрать тему и четко ее зафиксировать.
- Определиться с характером обучения: разовое или серийное.
- Убедиться, что уровень квалификации педагога достаточный.
- Определиться с местом проведения.
- Составить план мероприятия.
- Определиться с формами, методами, согласовать демонстрационную часть.
- Решить все вопросы по использованию технических средств.
- Убедиться в полной подготовке дидактических материалов и наглядных пособий.
- Обсудить вопросы обмена опытом и результаты мастер-класса.
- Предусмотреть обсуждение мероприятия с мастером после проведения.
Форма и тематика
Мастер-класс обычно предполагает группу из 7-15 участников. Самая популярная тематика мастер-классов – знакомство с новыми технологиями и методика их применения.
В ходе мастер-класса участники могут:
- Ознакомиться с технологическими новинками.
- Поделиться мнением о полученных результатах.
- Получить консультацию по теме.
- Обсудить собственные вопросы по теме.
- Предложить собственные решения дискуссионных вопросов.
Кто должен проводить мастер-класс
От преподавателя мастер-класса требуется:
- Педагогическое мастерство.
- Преподавательские способности.
- Методическая подготовка.
- Психологическая грамотность.
- Интеллигентность.
- Культура воспитания.
Все эти качества объединяются в мастерство, необходимое при проведении мастер-классов, семинаров, тренингов. Но именно для мастер-класса преподавателю необходимо также уметь хорошо что-нибудь делать, быть мастером в своем деле.
В толковом словаре С.И. Ожегова есть несколько значений слова «мастер»:
- квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
- человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
- специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Во время занятия мастер передает ученикам опыт путем прямой и комментированной демонстрации приемов работы, а само занятие представляет собой форму сотрудничества между мастером и учениками, при которой мастер тоже приобретает знания и опыт.
Выбор мастера зависит от запроса на обучение. Мотивация разных групп участников может быть разной:
- Начинающие специалисты с опытом работы, желающие повысить квалификацию, от мастер-класса хотят получить предметные знания о методах и приемах работы, чтобы применять полученный опыт на практике и повысить эффективность своей профессиональной деятельности.
- Для специалистов высокой квалификации нет необходимости в повторении действий мастера. Их интересует поиск новых форм и повышение уровня работы.
Таким образом общение начинающих специалистов и мастера нацелено на удовлетворение потребности обучаемых в новых знаниях, а взаимодействие мастера с профессионалами представляет собой полноценную дискуссию, в которой обе стороны обогащают опыт друг друга.
Не всегда требуется внешний специалист. В ряде случаев обучение в формате мастер-класса целесообразно проводить внутри коллектива. Например, один из сотрудников мастерски владеет Microsoft Excel, что позволяет ему выполнять определенный тип заданий, который желательно было бы поручить и другим сотрудникам. Однако те слабо знают программу и не смогут выполнять задание с необходимой скоростью и качеством. Руководитель в таком случае может поручить «продвинутому» сотруднику обучить других. Часто для этого достаточно нескольких занятий. Мастером в данном случае выступит сотрудник, который будет выполнять определенные действия, комментируя их и помогая повторять за собой. В подобных случаях эффективность мастер класса выше любого внешнего семинара или тренинга. Все зависит от текущей необходимости.
Оценка эффективности мастер-класса
Как оценить эффективность мастер-класса? Для этого существуют критерии оценки:
- Презентативность. Как именно представлена идея, каков уровень ее презентации, популярность данного подхода в педагогике.
- Эксклюзивность. Насколько необычны и оправданы решения, какова степень индивидуальности и реализации замысла.
- Прогрессивность. В какой мере присутствуют нестандартные и свежие идеи, насколько своевременны предмет и методы.
- Мотивация. Насколько учтена мотивация, способная вовлечь каждого обучающегося.
- Оптимальность. Насколько соответствуют выбранные средства необходимой цели и ожидаемым результатам, с учетом промежуточных.
- Эффективность. Насколько вовлечен был каждый участник в процесс, насколько участники способны самостоятельно проанализировать итоги своей деятельности.
- Технологичность. Насколько четкая структура мероприятия, современны и оригинальны пути реализации каждого этапа.
- Артистичность. Каков уровень воздействия на слушателя, импровизации, открытости к передаче индивидуального опыта.
- Культура и эстетика. Эрудиция, манеры, форма передачи своего опыта.
Надеемся, информация поможет вам лучше понимать суть мастер-класса и эффективно его применять.
Источник
Как начать зарабатывать с помощью хенд-мейда. Организация практических мастер-классов
Как мне пришла идея бизнеса в сфере handmade
Что такое хэндмэйд сегодня
Теперь я хочу немного отвлечься и вкратце описать, что такое современный хенд-мейд. Дословный перевод с английского — “сделано вручную”, или “рукоделие”. Многие думают, что рукоделие – это вязание салфеток, ремонт табуреток и другие подобные малоинтересные занятия. Дело в том, что данное направление получило принципиально новые витки, и сейчас активно развивается на Западе. Это модный тренд , главной идеей которого является создание качественных и эксклюзивных современных вещей.
В наше время достаточно много различных материалов и техник, с помощью которых люди делают потрясающие предметы интерьера, украшения и одежду. Существует огромное количество зарубежных сайтов, на которых мастера продают уникальные вещи, сделанные ими, за солидные деньги. В нашей стране хенд-мейд только начинает приобретать массовый характер. Поэтому, интерес к нему довольно велик.
Наиболее интересными и популярными направлениями ХМ можно назвать:
- скрапбукинг (создание открыток из бумаги, оформление альбомов);
- мыловарение;
- изготовление игрушек и сувениров из ткани (кофейные котики, куклы, новогодние игрушки и т.д.);
- декупаж;
- создание украшений своими руками.
Многие люди начинают развивать какую-то близкую им технологию и делают в домашних условиях глиняную посуду, кожаные сумки, одежду из валяной шерсти. Модным трендом сейчас стало использование в интерьере вещей «под старину», когда какой-либо предмет искусственно состаривают , добиваясь поверхности со сколами и потертостями. Тем очень много и все они интересны.
Бизнес начинается с планирования
Начав думать об организации обучения, мы определили, что нужно будет сделать анализ следующих моментов:
- аренда помещения для МК;
- набор людей в группы;
- выбор подходящих направлений;
- расчет рентабельности;
- вложения на первом этапе.
На этих аспектах я остановлюсь детально.
Как выбрать помещение для проведения мастер-классов
Аренда помещения – это наиболее существенный момент денежных вложений на первом этапе, так как именно она будет требовать основной части расходов. Потому, если вы не располагаете большими средствами, вам нужно постараться свести эти расходы к минимуму. На арендную плату влияют такие факторы, как:
- площадь;
- местоположение;
- техническое состояние помещения.
Необязательно выбирать помещение в самом центре, так как аренда там, обычно, высокая. Если вы живете в крупном или среднем городе (от 300 тыс. чел.), вам может подойти любой район, за исключением сильно отдаленных и заброшенных. Желающие ходить на МК могут найтись в любом районе и, в любом случае, кому-то придется добираться к вам на транспорте. Заранее позаботьтесь о том, чтобы рядом со зданием были парковочные места.
Техническое состояние помещения должно быть хорошим. Для проведения мастер-классов подойдут только сухие, теплые и красивые комнаты. МК может проходить несколько часов подряд, поэтому нельзя допускать, чтобы людям было холодно и неуютно. Также, лучше позаботиться о том, чтобы в комнате была возможность приготовить горячие напитки (чай, кофе), предложить угощение. Для этого нужны столик и розетка возле него. Комната должна быть просторной и светлой. Она должна вмещать необходимое количество человек, которые придут на ваш МК. Желательно, чтобы в ней было большое окно, а также, хорошее искусственное освещение.
Если комната в неприглядном состоянии, сделайте там косметический ремонт (переклейте обои, повесьте новые шторы, покрасьте трубы). Внешний вид очень важен, людям приятно находиться в ухоженной обстановке. Некрасивая комната может отпугнуть клиентов.
Будет хорошо, если вы расставите разные предметы ручной работы на полочках и столиках. Люди сразу увидят, что здесь настоящая мастерская, смогут потрогать и посмотреть вещи вживую . Это будет дополнительным стимулом для привлечения клиентов.
Минимальным набором мебели для проведения МК является широкий и большой стол и несколько одинаковых стульев. Также, нужны будут полки или тумбочки для расходных материалов. Необходимо наличие 3-4 электрических розеток. Оборудование подбирайте, в зависимости от того, какие именно МК вы будете проводить. Далее, я дам рекомендации по оптимизации расходов на оборудование и материалы.
В том случае, если вы располагаете жильем с достаточной площадью, можете начать проведение небольших мастер-классов у себя дома. Также, можно арендовать помещение на несколько часов у какой-нибудь творческой мастерской. Это привлечет к ним новых клиентов, а вы сможете существенно снизить расходы на аренду.
Привлечение клиентов на обучение
Так как вы только открываетесь и про вас никто не знает, привлечь сразу большое количество человек вы не сможете. Нужно активизироваться в этом направлении. Используйте следующие методы привлечения клиентов:
- Приглашайте всех друзей и знакомых, а также, родственников. Некоторым из них можете пообещать бесплатный вход на МК или минимальную плату. На первом этапе вам нужно получить поддержку;
- Пройдите по близлежащим офисам, находящимся в вашем и соседних зданиях. Наверняка кто-то из женщин заинтересуется темой хенд-мейда;
- Развесьте объявления на ближайших домах;
- Сходите в различные учебные заведения и разместите там объявления о МК. Можете поговорить с дирекцией, чтобы вам разрешили несколько минут рассказать о проведении мастер-классов. Они должны быть заинтересованы в развитии учащихся;
- Договоритесь с магазинами рукоделия, что они будут раздавать ваши визитки всем желающим;
- Постите рекламу о МК в соцсетях. Будет хорошо, если вы создадите отдельную тематическую группу в ВК, инстаграме и будете писать там новости и разную интересную информацию.
Хорошей рекламой будет проведение бесплатных МК для детей. Их можно проводить в торговых центрах, которые заинтересованы в привлечении к ним как можно большего количества народа. Территорию и мебель они предоставляют бесплатно. Вы берете деньги с родителей только за расходный материал. По окончании МК рекомендуется сделать фотографии всех желающих с их поделками. Фото потом раздаются родителям вместе с визитками.
Сделайте анализ цен, по которым проводятся подобные МК в вашем городе. Первые билеты продавайте по средней стоимости, слишком низкую цену делать не следует, так вы быстро прогорите. Мой личный опыт свидетельствует о том, что не всех привлекает низкая стоимость услуг. Большинство относится к этому настороженно, думая, что за невысокой ценой стоит низкое качество. Лучше предлагать людям какие-либо бонусы. Например, бесплатное посещение, если человек привел друга, скидка за посещение нескольких мастер-классов и т.п.
Выбор направлений мастер-классов и секреты раскрутки

Определите для себя, по каким направлениям вы будете проводить МК. От этого будет зависеть размер вложений в ваш бизнес. Для некоторых видов ХМ потребуется специальное оборудование, что усложняет вам процесс. Например, для пошива игрушек нужна будет швейная машинка, для изготовления изделий из полимерной глины – печка и машинка для раскатки и т.п. Если ваш бюджет ограничен, на первых порах постарайтесь обойтись минимумом средств. Если у вас дома нет подобного оборудования, выбирайте направления ХМ, в которых понадобится только расходный материал.
Другой важный момент – наличие специальных навыков. Чтобы проводить МК, вам нужно будет нанимать специалистов в той или иной категории, которые будут давать уроки. Зарплата преподавателям будет забирать у вас большую часть доходов, особенно в первое время. Поэтому, если вы относитесь к творческим людям, проводите занятия сами, своими силами.
Варианты перспективных ниш
Могу порекомендовать несколько направлений ХМ, для которых не требуется оборудование и которые вы сможете провести самостоятельно. Этими методиками овладеть довольно несложно, если приложить некоторые усилия. К ним относятся:
- скрапбукинг ;
- изготовление кофейных котиков;
- игрушки из фетра;
- небольшие тряпичные куклы типа Тильда;
- декупаж различных поверхностей;
- роспись на стеклянной и керамической посуде;
- изготовление несложных украшений (бижутерии).
Подготовительная работа
Для того, чтобы начать преподавать, вам необходимо сначала получить необходимые навыки в той или иной технике. Читайте интересующие вас МК в интернете, посетите бесплатные курсы, попросите ваших более опытных знакомых дать вам небольшие уроки. Для овладения несложными техниками понадобится не так уж много времени. Обязательно сделайте несколько вещей самостоятельно, перед тем, как проводить МК. Если в теории вам кажется, что все понятно и просто, то, на практике всегда возникают сложные моменты.
Проводите небольшие занятия, направленные на изготовление одного сувенира за маленькое количество времени. Например, открытка, декупаж разделочной доски, ручной пошив небольшой игрушки. Поверьте, на мастер-классе это займет намного больше времени, чем вы планировали. Люди, которые никогда не держали в руках иголку или кисточку, будут делать все очень медленно. У них возникнет масса вопросов и сложностей.
Не думайте, что на простые МК никто не пойдет. Для обычного человека даже такие простые задания будут казаться сложными. Когда он через несколько часов сделает что-то своими руками, его радости не будет предела. Приглашайте родителей с детьми, так вы сможете увеличить количество проданных билетов, а клиенты получать гораздо больше позитива.
Заработок на праздниках
Изготовление различных сувениров на Новый год и 8 марта – это очень хорошая и прибыльная тема. Подготовьтесь к этим праздникам заранее. Такие МК можно начинать уже за месяц до праздника. Перед Новым годом можно организовать огромное количество малозатратных МК по созданию новогодних сувениров. Соберите в парке или лесу разные палочки, шишки, мох, кору и т. п. природный материал. Посмотрев в интернете идеи новогодних подарков, вы легко сможете делать елочки, венки, подсвечники и другие интересные эксклюзивные вещи.

Люди проявляют большую активность в период этих праздников, и набрать клиентов на новогодние МК не составит труда. В это время вы сможете значительно расширить имеющуюся клиентскую базу.
Многие люди, один раз посетившие мастер-класс, приходят снова и приводят своих знакомых.
Старайтесь, чтобы всем было интересно, проявляйте внимание к каждому человеку. Если занятие занимает несколько часов, предлагайте чай и угощение, это повышает позитивное отношение к вам.
Человек, проводящий мастер-класс, должен быть живым и увлекательно описывать процесс. Рассказывайте все, что вы знаете в данной теме. Лучше, если вы будете одновременно с клиентами делать сувенир, наглядно показывая все нюансы. Не бойтесь, что поделки получатся неидеальными. Хенд-мейд – это ручная работа и погрешности в изделии только усиливают впечатление эксклюзивной вещи.
Рентабельность и вложения. Бизнес-план
Не рассчитывайте на прибыль в первый же месяц. На первых порах вам нужно будет хотя бы не находиться в минусе. Посчитайте, какое число занятий вам нужно будет провести, чтобы оправдать аренду и затраты на расходные материалы. Приблизительно сумма расходов составит 20 тыс рублей в месяц, в маленьких городах – возможно, меньше. Исходя из этой цифры, рассчитайте, какое количество билетов вам нужно продать в месяц, чтобы оправдать аренду и расходники .
Мой реальный пример с цифрами
Опишу, сколько вы сможете зарабатывать на начальном этапе, пользуясь моим примером. Мы взяли в аренду помещение площадью около 20 кв.м. за 8000 рублей в месяц. За один раз оно могло вместить около 8-10 человек. Билеты на МК мы продавали по цене от 500 до 700 рублей, в зависимости от направления. Где-то треть этой суммы уходила на покупку расходных материалов (когда немного больше, когда меньше).
То есть, прибыль, в среднем, составляет примерно 300-400 рублей с одного клиента. Если занятие посетило 6 человек, прибыль выходит в районе 1800 рублей. Теперь умножим эту сумму на количество занятий в месяц. В неделю можно проводить около 10 МК – 5 утром, и 5 вечером. Если наблюдается заполненность групп, получается сумма 72 000 в месяц. Из этой цифры нужно вычесть аренду и другие расходы, если они были (транспорт, чай, печенье и т.п.).
Однако, нужно учесть, что на первых порах люди будут посещать занятия не каждый день, если вы не вложили много средств в рекламу. Также, на МК может прийти не 6-7 человек, как планировалось, а 1-2.
Нам удалось заработать в первый же месяц деятельности около 6-7 тысяч рублей (рекламы практически не было, ходили знакомые). Далее, эта сумма держалась несколько месяцев на одном уровне. По мере того, как о вас будет узнавать все больше людей, выручка будет увеличиваться. Параллельно мы занимались продажей сувениров, что приносило несколько дополнительных тысяч дохода.
5 советов начинающим
Вот еще несколько советов по организации мастер-классов:
- Проводите МК 3-4 раза в неделю, в дневные и вечерние часы. Днем могут приходить учащиеся и домохозяйки;
- Расходники покупайте по минимуму, на один МК. Материалы старайтесь приобретать не в магазинах рукоделия, в которых цены завышены, а на базах и в интернете;
- Определите максимальное количество человек на занятии, которое вы сможете обучать. Поверьте, это достаточно тяжелый процесс, который требует энергии и сосредоточенности. Для меня, например, максимум – это 6-7 клиентов. Для большего числа требуется помощник;
- Если у вас есть знакомый начинающий фотограф, пригласите его, чтобы он снимал интересные моменты МК и участников с их изделиями. Выкладывайте эти фото в соцсети;
- Дополнительно вы можете зарабатывать, продавая вещи, которые вы сделали на мастер-классе и подготовке к нему. Многие мастера успешно продают свои изделия через ВК и инстаграм .
Не опускайте руки, если на первых порах дело пойдет туговато. В бизнесе такого рода клиенты нарабатываются в течение долгого периода. Будьте увлеченными и вкладывайте энергию в ваше любимое занятие, и тогда у вас все получится!
Источник