Процесс результат деятельности человека по преображению своей физической телесной природы это

УП ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

УДК 378.016 : 796 (075.8) ББК Ч 486.354 я 73 Ц 181

Ц 181 Физическая культура и спорт в программе учебных занятий студентов неспециализированных вузов: Учебное пособие / Л.В. Царева, С.Н. Смоляр, В.В. Мулин. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. – 237 с.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей нефизкультурных вузов, а также всех заинтересованных в изучении проблем, связанных с физической культурой, спортом и здоровым образом жизни.

Материал пособия раскрывает в форме вопросов и ответов теоретические и практические аспекты физического воспитания студенческой молодежи, а также включает в себя темы, содержащие контрольные тесты с выборочными вариантами ответов.

УДК 378.016 : 796 (075.8) ББК Ч 486.354 я 73

© Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС), 2008

Педагогический процесс физического воспитания студентов нефизкультурных вузов направлен на формирование у них мировоззренческой системы научно-практических знаний и отношения к предмету физическая культура.

В требованиях государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин указано, что в области физической культуры будущий специалист должен: понимать роль физической культуры в развитии человека; знать основы физической культуры и здорового образа жизни; пробрести опыт использования физкультурноспортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей; владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие

и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре [12].

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта утверждена примерная учебная программа для высших учебных заведений по физической культуре. Теоретический раздел этой программы предусматривает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умения их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового образа жизни [12].

Физическая культура есть процесс и результат деятельности человека по преобразованию своей физической (телесной) природы. Это есть совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых им для физического совершенствования людей. Физическая культура – часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей и преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей.

В целях развития, воспитания и совершенствования человека физическая культура опирается на возможности конкретной личности, естественные силы природы, достижения наук о человеке, на постулаты гигиены, анатомии, физиологии, психологии, педагогики, военного дела

и т. д. Физическая культура существенно влияет на профессиональнопроизводственные, экономические и общественные отношения людей, выполняет гуманистическую и культурно-творческую миссию.

Физическое воспитание студенческой молодежи должно быть направлено в сторону образовательного компонента, интересов

личности и общества, на создание устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, развитию потребностей в физическом совершенстве.

Данные обстоятельства требует иного подхода к физической культуре в вузах, так как в настоящее время существует односторонний подход к решению задач, когда во главу ставится не личность студента, а выполнение контрольных нормативов учебной программы, что отличает физическое развитие от духовного.

Одной из основных форм развития физической культуры является физическое образование, направленное на овладение необходимым минимумом знаний и умений в области целенаправленного физического развития, на формирование навыков в основе здорового образа жизни, организаторской и инструкторской подготовленности.

Материал пособия направлен на закрепление и углубление знаний по теории и методике физического воспитания и спорта, основ здорового образа жизни; активизацию познавательной деятельности студентов; формирование навыков самостоятельной работы с учебнометодической литературой.

Первый раздел учебного пособия раскрывает в форме вопросов и ответов теоретические и практические аспекты физического воспитания студентов нефизкультурных вузов.

Второй раздел работы включает в себя темы, содержащие контрольные тесты с выборочными вариантами ответов (один из которых правильный, а остальные неверные или неполные).

Содержание пособия предусматривает выполнение контрольных тестов различной сложности и предполагает разные уровни освоения студентами теоретико-методического материала.

Пособие предназначено для целенаправленной учебной работы студентов (самостоятельная работа, текущий и итоговый контроль знаний), а также для подготовки к зачетам и экзамену по данной учебной дисциплине (самоконтроль знаний).

Проблемой изучаемой дисциплины является повышение эффективности управления подготовкой студентов. Введение предлагаемого контроля предусматривает повышение уровня подготовки студентов, экономит время на подготовку, развивает мышление, ответственность и другие индивидуальные качества [14, 15].

Учебная деятельность студентов в процессе работы с пособием опирается на самостоятельную работу (преподаватель выполняет лишь организационную и консультативную функцию), заключающуюся в количественном и качественном анализе и оценке выполнения контрольных тестов.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ФОРМЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

Источник

Процесс результат деятельности человека по преображению своей физической телесной природы это

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/06/829 (дата обращения: 12.04.2021).

УО «Белорусский государственный университет физической культуры»

кандидат педагогических наук, доцент,

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

Данная статья предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт», учащихся общеобразовательных учреждений и для широкого круга читателей, желающих понимать и правильно применять термины, употребляемые в теории и методике физического воспитания и спорта.

Авторы не ставили своей целью собрать исчерпывающий материал по терминам и понятиям, для этого существуют энциклопедические словари, справочники. Однако они не всегда бывают в нужный момент, некоторые из них достаточно устарели, по некоторым понятиям просто нет определений ни в справочной литературе, ни в учебниках.

Для успешной работы в любой сфере деятельности специалистам необходимо свободное владение профессиональными терминами и понятиями. В этой статье собраны основные термины и понятия, которые определяют теоретическую подготовку специалиста в области физического воспитания. Основные понятия, термины, их определения в работе представлены не по алфавиту, а по темам.

Последовательность тематического материала в данной работе выдержана в соответствии со структурой учебника «Теория и методика физической культуры» под редакцией Матвеева Л.П.

  1. 1.ОСНОВНОЙ ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТУРА – латинское слово (возделывание, обрабатывание), совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человеком в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую степень в развитии общества [11].

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА1) это процесс и результат деятельности человека по преобразованию своей физической (телесной) природы. Это есть совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых им для физического совершенствования людей [3, 14, 15]; 2) это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей [11, 12].

ВОСПИТАНИЕ1) социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организованных) для развития человека [26]; 2) воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности [6].

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ1) специализированный педагогический процесс целенаправленного систематического воздействия на человека физическими упражнениями, естественными силами природы, гигиеническими факторами в целях укрепления здоровья, развития физических качеств, совершенствования физиологических и функциональных возможностей, формирования и улучшения, основных жизненно важных двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний, обеспечения готовности человека к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни [14]; 2) процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующих направленное развитие базирующихся на них способностей [17]; 3) педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических способностей человека [9]; 4) вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека [15].

Читайте также:  Бизнес идея бизнес тренер

СПОРТ (англ. sport) – 1) составная часть физической культуры, средство и метод физического и интеллектуального развития, имеющего целью достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях; 2) система организации, подготовки и проведения соревнований [7]; 3) игровая, соревновательная деятельность, основанная на использовании физических упражнений и направленная на достижение наивысших результатов [9]; 4) собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, возникающие на основе этой деятельности, взятые в целом [12].

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ1) закономерный процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни; 2) комплекс морфофункциональных показателей, которые определяют физическую работоспособность и уровень биологического развития индивидуума в момент обследования [15]; 3) это естественный процесс постепенного становления и изменения форм и функций организма [28]; 4) процесс становления, формирования, и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественно морфо-функциональных свойств человеческого организма, основанных на них так называемых физических качеств и способностей [11].

ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – физическая, функциональная, тактическая, психологическая и техническая оснащенность спортсмена в данный момент [7].

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – вид физического воспитания, имеющий выраженную прикладную направленность, содержанием которой является целенаправленное освоение движений и развитие физических способностей применительно к определенному виду деятельности [15].

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – уровень достигнутого развития физических качеств, формирования двигательных навыков в результате специализированного процесса физического воспитания, направленного на решение конкретных задач (физическая подготовленность учащихся, спортсменов, летчиков) [14].

  1. 2.ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ТЕОРИЯ – система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо однородное, целостное явление – систему или ее элементы, функции [27].

ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ – наука об общих закономерностях физического воспитания как педагогического процесса и необходимого части общего воспитания [9].

ПРЕДМЕТОМ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ – является установление общих закономерностей физического воспитания как социального явления [3].

  1. 3.СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СРЕДСТВО – это то, что создано человеком для достижения определенных целей [14].

ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЯ1) это такие двигательные действия (включая и их совокупность), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям; 2) двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития [27]; 3) двигательное действие, связанное и применяемое для физического совершенствования человека [3].

ТЕХНИКА – 1) наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия [3]; 2) способы выполнения двигательных действий, с помо­щью которых двигательная задача решается целесообразно с от­носительно большей эффективностью [27].

ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – различные способы решения двигательной задачи [14].

ОСНОВА ТЕХНИКИ – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений [14].

ОСНОВНОЕ (ВЕДУЩЕЕ) ЗВЕНО ТЕХНИКИ – это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи [14].

ДЕТАЛИ ТЕХНИКИ – это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма [14].

ТЕМП – количество повторных движений в единицу вре­мени, обычно в одну минуту [16].

РИТМ – частота и последовательность чередования фаз напряжения и расслабления мышц во время движения [8].

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классифицированным признаком [14].

  1. 4.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

МЕТОД1) способ выполнения или применения конкретного упражнения (быстрей, медленней) или применения других средств (слова), обеспечивающих достижения поставленной цели при выполнении упражнений (развитии качеств, обучении, контроле и т.п.) [14, 27]; 2) способы применения физических упражнений [9].

ПРИЕМ – это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные действия педагога [14].

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ – способ реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации [14, 15].

МЕТОДИКА1) наука о совокупности методов преподавания, обучения и воспитания, развития, реабилитации, научного исследования, познания [8]; 2) специальная система методов, методических приемов, средств, форм организации занятий, созданная для изучения конкретного действия [15]; 3) система средств и методов, направленных на достижение определенного результата в процессе физического воспитания [9].

МЕТОДОЛОГИЯ – учение о научном методе познания. Совокупность принципов и способов организации теоретической и практической деятельности в научном исследовании. В каждой научной сфере есть своя методология [8].

НАГРУЗКА – это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения (или упражнений), а также степень переносимых при этом трудностей [17].

ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА – это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся [28].

ОБЪЕМ НАГРУЗКИ – протяженность во времени и суммарное количество работы, выполняемой в процессе упражнения или ряда упражнений (работа понимается не только в механическом, а также в физиологическом и вообще в деятельностном смысле) [17].

ИНТЕНСИВНОСТЬ НАГРУЗКИ1) напряженность работы и степень ее концентрации во времени [17]; 2) мощность мышечной работы ее напряженность [9].

СТАНДАРТНАЯ НАГРУЗКА – характеризуется тем, что в процессе упражнения сохраняется постоянная интенсивность мышечной работы, т.е. постоянная величина внешней стороны нагрузки [9].

МЕТОД СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАЖНЕНИЯ – такой метод, в котором нагрузка строго регламентируется. 1 – по предписанной программе действий; 2 – по объему; 3 – по интенсивности; 4 – интервалами отдыха; 5 – условиям выполнения упражнений [27].

МЕТОД ОБУЧАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА – методы, которые используются при обучении технике новых движений [27].

МЕТОДЫ ОБУЧАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА БЫВАЮТ:

  1. Метод расчленено-конструктивного упражнения – предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.
  2. Метод целостного-конструктивного упражнения – техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной структуре без расчленения на отдельные части [17, 27].
  1. 5.ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ1) это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни [27]; 2) представляет собой единство исходных основ и форм использования физической культуры [9].

ЦЕЛЬЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ – является воспитание физически совершенных людей, активных членов общества, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите Родины [9].

ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:

– образовательная задача – передача теоретических сведений в области физической культуры, освоение двигательных умений и навыков;

– оздоровительная задача – укрепление организма человека;

– воспитательные задачи – воспитание норм поведения, принятых в обществе [27].

ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ – предполагает комплексный подход, содействующий развитию у детей физических способностей, двигательных навыков и умений, осуществляющий в единстве и одновременно всестороннее (нравственное, умственное, эстетическое, трудовое) воспитание личности [10].

ПРИНЦИП ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ – общий смысл этого принципа заключается в требовании оптимизации процесса физического воспитания с целью достижения наибольшего и безусловного эффекта укрепления здоровья [10, 22].

  1. 6.МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Читайте также:  Как начать свой фармацевтический бизнес

ПРИНЦИП1) основное исходное положение, какой либо теории, учения, науки [27]; 2) первоначало, основа, правило, которое обязательно распространяется на все явления и процессы в данной области знаний. Принципы шире, глубже и обязательнее законов и закономерностей природы [8].

ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ – это исходные научно-практические положения, определяющие основные требования к построению, содержанию, методам и организации процесса обучения и воспитания, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность [9].

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ – широкое понятие, предусматривающее наглядную активизацию функций всех органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью (зрительные двигательные, зрительно-моторные, тактильные и другие ощущения и восприятия) [3, 22].

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ – означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся [27].

ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ – заключается в непрерывности процесса и оптимальном чередовании нагрузки и отдыха [22].

КУМУЛЯЦИЯ – (от позднелат. cumulatio – скопление) накопление, суммирование эффектов от тренировочных занятий [27].

АДАПТАЦИЯ1) процесс приспособления организма к внешней среде или изменениям, происходящим в самом организме [8]; 2) процесс приспособления организма, его функциональных систем, органов и тканей к меняющимся условиям внешней среды, направленный на сохранение относительного постоянства внутренней среды организма – гомеостаза [15]; 3) совокупность реакций организма, обеспечивающих приспособление организма или органа к изменению окружающей среды [12].

АДАПТАЦИЯ В СПОРТЕ – процесс приспособительных реакций организма спортсмена в ответ на изменяющиеся требования внешней и внутренней среды [8].

ГЕТЕРОХРОННОСТЬ – неодновременность, разновременность развитие способностей [18].

ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ ТРУДНОСТИ – основные условия этого принципа заключаются в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных заданий и в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузки [10].

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность [27].

АКТИВНОСТЬ – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень включения его в работу [27].

МОТИВ – побуждение, которым руководствуется ученик, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом [15].

МОТИВАЦИЯ – это особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения группы мотивов, своих потребностей и возможностей [4, 20, 25].

  1. 7.ОБУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯМ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

ОБУЧЕНИЕ – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций [27].

ОБУЧЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ1) это процесс формирования у человека способностей осуществлять двигательную деятельность с наибольшей эффективностью [19]; 2) организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека [9].

ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ – это такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов [15, 27].

НАВЫК – действие, отдельные операции которого доведены до автоматизма в результате упражнений [15].

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК1) это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью [15, 27]; 2) приобретенная способность к осуществлению двигательного действия, характеризующегося автоматизированным управлением движениями и их устойчивой системой [9]; 3) это освоенное умение решать тот или иной вид двигательной деятельности [5, 19]; 4) это способность выполнить действие, акцентируя внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях [3].

ПЕРЕНОС НАВЫКА – одни двигательные навыки могут оказывать влияние на усвоение других навыков [16].

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ УСВОЕНИЕ НАВЫКА – происходит, когда предшествующее упражнение близко по своей биомеханической структуре или является вариантом изучаемого движения [8].

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ УСВОЕНИЕ НАВЫКА – возникает в случаях, когда предшествующий навык мешает освоению нового двигательного действия (так навык прыжка в длину мешает усвоению прыжка в высоту с разбега) [3, 8].

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА – в процессе обучения двигательным действиям можно выделить относительно самостоятельные этапы, которым соответствуют определенные стадии формирования двигательного умения и навыка.

ПЕРВЫЙ ЭТАП – начального разучивания двигательных действий;

ВТОРОЙ ЭТАП – углубленного разучивания двигательных действий;

ТРЕТИЙ ЭТАП – закрепление и совершенствования двигательного действия [17].

  1. 8.ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО1) (иногда двигательное качество) – качественно различные стороны моторики человека. То, что отличает одно двигательное действие от другого. Одно действие требует проявления силы, другое – выносливости, третье – быстроты и т.д. Можно сказать, что физическое качество – это свойство организма, проявляющееся в тех или иных условиях. Физические качества не надо путать с физическими способностями. Уровень развития того или иного физического качества будет определять физическую способность. Например, силовые способности, способность к работе на выносливость и т.д. 2) свойства, характеризующие отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость [14]; 3) принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности [15, 17, 27]; функциональные свойства организма, характеризующие одаренность человека [12].

ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения [16].

СИЛА1) это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений) [3, 8, 12, 15, 16, 22, 27, 28]; 2) это любая способность человека напряжением мышц преодолевать механические и биомеханические силы, препятствующие действию, противодействовать им, обеспечивать тем самым эффект действия вопреки препятствующим силам тяжести, инерции, сопротивлению внешней среды и т.д. [19]; 3) способность напряжением мышц преодолевать механические и биомеханические силы, препятствующие действию, противодействовать им, обеспечивать тем самым эффект действия [17].

СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ – это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие сила [8, 27].

ИЗОМЕТРИЧЕСКИЙ (СТАТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ РАБОТЫ МЫШЦ – возникает в случае, когда внешняя нагрузка равна мышечному напряжению или когда отсутствуют условия движения в суставе, тогда мышца развивает напряжение, не изменяя своей длины, что является удерживающим (изометрическим) режимом сокращения [9, 15].

ПРЕОДОЛЕВАЮЩИЙ РЕЖИМ РАБОТЫ МЫШЦ – (миометрический) работа мышц при уменьшении ее длинны (жим штанги, лежа на горизонтальной скамейке средним или широким хватом) [15].

УСТУПАЮЩИЙ РЕЖИМ РАБОТЫ МЫШЦ – (плиометрический) работа мышц при их удлинении (приседание со штангой на плечах или груди) [15].

АУКСОТОНИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РАБОТЫ МЫШЦ (смешанный) – работа мышц, характеризующаяся изменением и длинны и напряжения мышц [15].

ВИДЫ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ – различают собственно силовые способности, скоростно-силовые способности, силовая ловкость, силовая выносливость [27].

ВЗРЫВНАЯ СИЛА1) способность человека достигать максимальных показателей силы за короткий промежуток времени [27]; 2) способность проявлять большие величины силы в наименьшее время [16].

АБСОЛЮТНАЯ СИЛА1) определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека [3, 17, 27]; 2) характеризует силовой потенциал человека и измеряется величиной максимального произвольного мышечного усилия в изометрическом режиме без ограничения времени или предельным весом поднятого груза [16].

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СИЛА – отношение абсолютной силы, но в расчете на 1кг веса собственного тела [3, 16, 17, 27].

Читайте также:  Охрана собственного предприятия своими силами

ИМПУЛЬС СИЛЫ – величина действия силы тяги мышц на звенья тела за данный промежуток времени [3].

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СИЛЫ – метод развития силы определяется выбором отягощения и количеством повторений. Различают следующие методы развития силы:

метод предельных отягощений;

– метод непредельных отягощений;

– метод непредельных отягощений на скорость [17, 27].

ВЫНОСЛИВОСТЬ1) это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности [9, 27]; 2) способность человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению [16, 17].

ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ1) это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы [27]; 2) проявляемая в относительно длительной работе при функционировании всех основных мышечных групп, которая совершается в режиме аэробного обмена [17]; 3) это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающая положительной влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явления «переноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические [12, 16].

СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ1) это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности [27]; 2) это способность к эффективному выполнению работы и преодоления утомления в условиях, определяемых требованиями конкретного вида деятельности [16].

СКОРОСТНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ – это выносливость, проявляемая в деятельности, которая предъявляет неординарные (более высокие, чем при умеренной интенсивности работы) требования к скоростным параметрам движений (скорости, темпу и т. д.) и совершается в силу этого в режиме, выходящим за рамки аэробного обмена [17].

СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ – представляет собой способность противостоять утомлению в мышечной работе с выраженными моментами силовых напряжений [17].

КООРДИНАЦИОННО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ – проявляется в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям (соответствующие индивидуальному уровню их развития или близкие к нему) [17].

БЫСТРОТА1) способность человека совершать двигательные действия с минимальной для данных условий затратой времени [28]; 2) комплекс функциональных свойств нервно-мышечного аппарата, обеспечивающий выполнение двигательных действий за минимальное время [8, 22]; 3) способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени [19].

СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ1) это совокупность индивидуальных особенностей, обуславливающих быстроту выполнения двигательных действий [9]; 2) это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени [16].

СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ – это способности человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при оптимальной амплитуде движений [9].

ПРОСТАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ – реакция, которая характеризуется одним, заранее строго обусловленным способом ответа на стандартный, также, заранее обусловленный сигнал (начать стартовые движения в ответ на выстрел стартера, прекратить нападающее действие в единоборстве при свистке арбитра и т. п.) [9, 16, 17].

СЛОЖНАЯ РЕАКЦИЯ – характеризуется временем реагирования в условиях неопределенности раздражителя и ответного действия [9].

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТОЙ РЕАКЦИИ:

– сенсо-моторный метод [23].

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СЛОЖНОЙ РЕАКЦИИ – сложная реакция тренируется на основе простой реакции [23].

МЕТОД РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ДВИЖЕНИЙ:

– метод переменного упражнения;

– соревновательный метод [23, 27].

ЛОВКОСТЬ – способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т. е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях [15, 27].

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ:

– применение необычных исходных положений;

– зеркальное выполнение упражнений;

– изменений скорости или темпа движений;

– изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнения;

– смена способов выполнения упражнений [27].

ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ – согласование сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствие двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека [16].

КООРДИНИРОВАННОСТЬ – есть результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности [16].

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ1) представляют собой свойства организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи [9]; 2) совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции [15, 16].

ДВИГАТЕЛЬНО–КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ – способность быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи [27].

ГИБКОСТЬ (от латинского «flectere» или «flexibilis», означающий «сгибать» – 1) способность выполнять движения с большой амплитудой [1, 9, 15, 21, 24, 12]; 2) морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев; абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, достигаемый в мгновенном усилии [2]; 3) это свойство телесных структур (мышц, связок, кожи) поддаваться растягиванию без нарушения их целостности. Мерой этого свойства является амплитуда движения в суставе [19].

АКТИВНАЯ ГИБКОСТЬ1) способность достигать больших амплитуд движения в каком-либо суставе только за счет активности мышечных групп, проходящих через этот сустав, при помощи только мышечного усилия [21, 24]; 2) движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц [9, 27].

ПАССИВНАЯ ГИБКОСТЬ – определяется наивысшей амплитудой, которой можно достичь за счет внешних сил, способность принять растянутое положение и поддерживать его при помощи собственного веса, удержания руками, с помощью партнера или оборудования [9, 21, 24, 27].

ДИНАМИЧЕСКАЯ ИЛИ КИНЕТИЧЕСКАЯ ГИБКОСТЬ – возможность выполнять динамическое движение в суставе по полной амплитуде, это гибкость, проявленная в упражнениях динамического характера [9, 21, 27].

СТАТИЧЕСКАЯ ГИБКОСТЬ – гибкость, проявленная в упражнениях статического характера (позах) [9, 21, 27].

ОБЩАЯ ГИБКОСТЬ – способность выполнять движение с большой амплитудой в наиболее крупных суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника) и различных направлениях [9, 21, 27].

СПЕЦИАЛЬНАЯ ГИБКОСТЬ1) способность выполнять движение с большой амплитудой в суставах и направлениях, соответствующих особенностям спортивной специализации [21]; 2) амплитуда движения соответствующая технике конкретного двигательного действия [27].

  1. 9.СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ – (на уроке, спортивной тренировке и др.) – определяется тем, сколько заданий одновременно дается на класс [23].

ФРОНТАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ – заключается в том, что все учащиеся класса одновременно привлекаются к выполнению одного и того же учебного задания [23].

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ – заключается в том, что отдельные ученики, получив те или иные задания, должны тут же самостоятельно их выполнять [23].

МЕТОД КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ – следует рассматривать не как метод упражнений, а как метод организации учебно-воспитательного процесса. Для его практической реализации учащиеся деляться на группы, число которых должно соответствовать числу мест занятий или станций. В то же время количество станций определяется численностью занимающихся и числом упражнений, включенных в комплекс круговой тренировки. Станции могут располагаться по кругу, квадрату, прямоугольнику и пр. Нагрузка на каждой станции строго регламентируется [23].

ПОТОЧНЫЙ СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ – заключается в том, что каждый последующий ученик включается в работу до окончания выполнения упражнения предыдущим, что значительно увеличивает моторную плотность урока и двигательную активность учащихся [23].

ПООЧЕРЕДНЫЙ СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ – заключается в том, что каждый последующий ученик (или группа учащихся) начинает выполнять упражнения только после окончания работы предыдущим занимающимся (или группой) [23].

Источник

Оцените статью