- 1. Производственный менеджмент: основные понятия, цели и задачи
- Производственный менеджмент – что это за профессия, кем работать
- Производственный менеджмент как вид менеджмента
- Особенности профессии
- Менеджмент производства: существенные отличия
- Перспективы производственного менеджмента
- Московский государственный университет печати
- Производственный менеджмент
- Конспект лекций
1. Производственный менеджмент: основные понятия, цели и задачи
Производство — это создание товаров и услуг.
Производственный менеджмент является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары и услуги).
Процесс производственного менеджмента представляется как совокупность последовательных действий аппарата управления по определению целей для производственных подразделений и их фактического состояния на основе обработки соответствующей информации, формирование и доведение экономически обоснованных производственных программ и оперативных заданий.
Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях (планирование, организация, координация, мотивация и контроль). При этом используются организационные, административные, экономические и социально-психологические методы, которые реализуются в соответствии с определенными принципами, основными из которых являются: научность, целенаправленность, последовательность, оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой системы с ее саморегулированием, учет личных особенностей работников и общественной психологии, обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности всех участников управления в достижении целей производства, всемерное обеспечение состязательности управленческих работников.
Основная цель дисциплины «Производственный менеджмент» — дать основополагающее представление о принципах эффективного функционирования системы управления современным производством, а также освоение технологии управления предприятием.
Объектом производственного менеджмента является производство и производственные системы.
Под производством понимают целенаправленную деятельность по созданию чего-либо полезного — изделия, продукта, материала, услуги. Причем важнейшим элементом производственного процесса является технологический процесс, который определяет производственную и организационную структуру предприятия, квалификационный состав работников и многое другое.
Производственные системы состоят из трудящихся, орудий и предметов труда а также других элементов, необходимых для функционирования системы при создании продукции или услуг. Элементами производственной системы являются работники и материальные объекты -технологические процессы, сырье, материалы и инструмент, технологическая оснастка, оборудование и т. д.
Структура производственной системы — это совокупность элементов и их устойчивых связей, обеспечивающих целостность системы и тождественность ее самой себе, т. е. способность сохранения основных свойств системы при различных внешних и внутренних изменениях.
Таким образом, производственная система предполагает наличие внешней и внутренней среды, а также обратной связи между ними. К компонентам внешней среды, влияющим на устойчивость и эффективность функционирования предприятия, относятся макро — (международная, политическая, экономическая, социально-демографическая, правовая, экологическая, культурная сферы) и микросреда (конкуренты, потребители, поставщики, законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности), инфрастуктура региона (банки, страховые и другие финансовые учреждения, промышленность, здравоохранение, наука и образование, культура, торговля, общественное питание, транспорт и связь, и др.). К компонентам внутренней среды предприятия можно отнести целевую подсистему (качество выпускаемых изделий, ресурсосбережение, сбыт товара, охрана труда и окружающей среды); обеспечивающую подсистему (ресурсное, информационное, правовое и методическое обеспечение); управляемую подсистему (НИОКР, планирование, организационно-техническая подготовка производства); управляющую подсистему (разработка управленческого решения, оперативное управление реализацией решений, управление персоналом).
Задачами ПМ являются:
1) постоянное внедрение (освоение) в производство новых более совершенных изделий;
2) систематическое сокращение всех видов затрат на производство продукции;
3) повышение качеств, потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемую продукцию;
4) снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытового цикла при постоянном освоении новых изделий, расширение номенклатуры выпускаемой продукции и изменение ее ассортимента.
Источник
Производственный менеджмент – что это за профессия, кем работать
Одно из направлений в науке менеджмента – производственное администрирование. Чем отличается производственный менеджмент от других вариантов этой профессии? Можно ли получить такую специальность?
Производственный менеджмент как вид менеджмента
Управление любыми процессами производства требует особых навыков и специальных знаний. Менеджер – управленец универсального типа, который выполняет планирование, организует работу, осуществляет делегирование, контроль и координация любого типа производства.
Его задача – трансформировать материалы и информацию на предприятии таким образом, чтобы эффективность работы изменилась в лучшую сторону, а продукция получила более высокий спрос на рынке. Для этого требуется более узкая специализация в формате производственного менеджмента.
Точность и эффективность производства зависит от наличия инженерских, стратегических качеств у менеджера и уровня оснащенности предприятия.
Менеджер оптимизирует всю деятельность, чтобы увеличить мощность и отдачу от всех процессов. Он проектирует новые виды продукции, презентует руководству преимущества и потенциал новой конструкции или товара.
Если идеи и новаторские предложения получают одобрение, запускается новая выпускающая линия. Таким образом фирма или завод получают возможность для дальнейшего развития и получения прибыли.

Особенности профессии
Производственный менеджер занят преимущественно в подразделениях НИОКР (научные исследования, конструкторские разработки), в инженерных отделах, в системе УТПП (управление технической подготовкой производства).
Поводом для внедрения улучшений, для оптимизации в основном являются сведения из двух источников: требования руководства (сверху), обратная связь (от потребителей и выпускающих рабочих). На базе полученных данных менеджер делает анализ информации, разрабатывает варианты решения проблемы.
В результате деятельности менеджера совершенствуются детали и конструкции. Продукция получает «новую жизнь», выпускаются ее подварианты, новые серии, линии.
Например, косметические продукты часто начинают дробиться на более узконаправленные линии – они различаются возрастными показаниями, составом, оформлением упаковки.
Менеджмент производства: существенные отличия
Производственный менеджер занимается тем, что обеспечивает эффективное и рациональное использование трудовых и материальных ресурсов на конкретном производстве. Он отвечает за исполнение и реализацию всех бизнес-процессов:
- изучает, осваивает, внедряет новые образцы продукции;
- систематически сокращает расходы и издержки на выпуск товаров и любой продукции;
- следит за повышением качества, снижает стоимость продукта при высоком качестве.
Будучи административным работником, производственный управляющий имеет непосредственное отношение к конечному продукту. Он может занимать любые должности, с бюрократической точки зрения она называется по-разному, в зависимости от фирмы.
Это директор выпускающего предприятия, начальник отдела НИОКР, руководитель ОТК, главный контролер, продакт-менеджер.
Важный нюанс в том, что в обязанностях такого сотрудника сочетается не только ответственность за конкретный рабочий сектор, участок, продукт, но и за ход самого процесса.
Это не «ручной» изготовитель, а «надсмотрщик», который осуществляет контроль событий на выпускающей линии или на всем предприятии. Сам менеджер не занимается выпуском продукции и ее обработкой, изготовлением, он именно руководит и направляет поток ресурсов и манипулирует процессом.

Перспективы производственного менеджмента
Чаще всего специалисты по управлению в производстве востребованы на заводских линиях, фабриках, предприятиях промышленного сектора. Например, в пищевом производстве такой менеджер обеспечивает рост и развитие своего подотчетного направления – рост продаж кондитерских или хлебобулочных изделий.
Управляющий ищет пути оптимизации выпуска таких продуктов, экспериментирует с оформлением булочек или тортов, заказывает новое оборудование, изучает рецептуру на предмет экономии сырья и улучшения потребительских качеств кондитерских изделий. От него зависит процветание выпускающей линии, марки продуктов.
Производственный менеджмент как профессия в вузах не преподается. Можно получить общий диплом менеджера и пройти курс повышения квалификации для более целенаправленной работы в конкретной отрасли.
Также не помешает дополнительная техническая или производственная специальность – это улучшит понимание соответствующих процессов. С учетом высокой конкуренции на рынке и постоянных изменений в науке, технике, глобализации процессов производства такая специализация имеет большие перспективы.
Источник
Московский государственный университет печати
Миронова Г.В.
Производственный менеджмент
Конспект лекций
Миронова Г.В. Производственный менеджмент | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Печатный оригинал | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Об электронном издании | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Цель и задачи изучения дисциплины «Производственный менеджмент». 2. Сущность производственного менеджмента. 3. Системный подход к управлению. 4. Место производственного менеджмента в системе управления предприятием. 5. Краткая историческая справка о развитии производственного менеджмента. Успешный производственный менеджмент предполагает наличие четырех главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности производственных менеджеров. Это, во-первых, обязательное знание теории производственного менеджмента и накопленного опыта эффективного управления производством на родственных предприятиях. Во-вторых, умение применять теоретические положения в практической деятельности. В-третьих, обладать энергией, упорством и настойчивостью при решении реальных задач производства согласно теории и опыту. И, в-четвертых, иметь желание динамично и эффективно управлять. Производственный (операционный) менеджмент — это наука, изучающая управление процессом производства продукции или предоставления услуг в широком межотраслевом разрезе. Производственный менеджмент имеет два функциональных назначения — это наука и одновременно практика. Задача производственного менеджмента как науки состоит в развитии теории управления производством. Практика же производственного менеджмента связана с использованием теоретических положений в конкретной работе по управлению производством и с обобщением выявленных результатов для развития теории. Таким образом, эти две формы производственного менеджмента активно взаимодействуют между собой в интересах повышения эффективности производства. Предметом изучения дисциплины «Производственный менеджмент» являются принципы и методы управления производством. Цель преподавания дисциплины «Производственный менеджмент» состоит в овладении студентами комплекса теоретических знаний и практических навыков в области принятия управленческих решений, связанных с производственной деятельностью предприятий. Задачами дисциплины являются: изучение теоретических основ управления производственной (операционной) деятельностью предприятия; освоение методов принятия стратегических, тактических и оперативных решений в сфере управления производством; овладение методами анализа и синтеза в сфере управления производственной (операционной) деятельностью предприятий; получение навыков использования широкого спектра методов и средств принятия решений в области производственного (операционного) менеджмента, в том числе на базе современных информационных технологий. Производственный менеджмент — синтетическая наука. Стержнем производственного менеджмента выступают науки об управлении разного рода объектами. Это кибернетика, общая теория систем, исследование операций, структурный и функциональный анализ, а также собственно теория управления. Дисциплина «Производственный менеджмент» базируется на знаниях, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин учебного плана, как «Менеджмент», «Экономика предприятия», «Планирование на предприятии», «Управление качеством продукции», «Технологические процессы отрасли», «Техника отраслевого производства», «Информационные технологии в экономике». Знания, полученные в результате изучения дисциплины, являются основой изучения организации производства предприятий отрасли, экономической оценки инвестиций, бизнес-планирования, логистики, организации и нормирования труда. Производственный менеджмент (Management Production) чаще всего переводится как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства, увеличения его прибыльности. В более широком понимании производственный менеджмент можно рассматривать как: науку и искусство управления производством; вид функциональной деятельности предприятия; процесс управления производственной системой предприятия; категорию людей, занимающихся проблемами управления производством на предприятии; орган или аппарат управления производственной системой предприятия. Под функциональной областью деятельности понимают основные виды деятельности, объединенные специфической целью и однородностью взаимосвязанных задач, выполнение которых необходимо для достижения организацией поставленных целей. Функциональные области являются объектами менеджмента на предприятии и определяют структуру управления предприятием. Производственный менеджмент на предприятии, являясь самостоятельной функциональной областью управления предприятием, находится в тесном взаимодействии с другими областями деятельности предприятия. Графически это можно представить как пересечение пяти множеств, функциональных подсистем управления предприятием (см. рис. 1.1 Вследствие такого пересечения областей функциональной деятельности в системе производственного менеджмента предприятия рассматриваются задачи не только управления производственными процессами, но и управление материальным обеспечением производства, управление затратами предприятия, управление проектами. С одной стороны, производственный менеджмент (ПМ) можно рассматривать как управленческую деятельность, связанную с разработкой, использованием и усовершенствованием производственных систем предприятий, а с другой стороны, как систему взаимосвязанных элементов, характеризующих производство, его организацию, техническое обслуживание, а также управление этими элементами в стратегическом, тактическом и оперативном разрезе. Стратегический производственный менеджмент предполагает принятие решений в системе производственного менеджмента на долгосрочную перспективу на срок более 2 лет. Тактический производственный менеджмент охватывает решение задач управления производством на период 1 год или 1 квартал. А оперативный ПМ занимается решением задач, связанных с текущей деятельностью предприятия и ограничивается временным интервалом в 1 месяц, 1 декаду, 1 неделю или даже 1 сутки. Так как производственный менеджмент является частью системы управления предприятием, то управленческие решения в нем принимаются в контексте функционирования предприятия в целом. Стратегический производственный менеджмент должен быть частью корпоративной стратегии предприятия. Стратегический производственный менеджмент , в частности, на полиграфическом предприятии призван решить следующие задачи: какие виды продукции будут выпускаться на предприятии, какие производственные мощности понадобятся для выполнения производственной программы, какую технологию изготовления продукции предпочесть, каким оборудованием оснастить предприятие, какие средства понадобятся для этого; где стоит разместить предприятие, как разместить оборудование в цехах, какую систему оплаты труда выбрать, какова инфраструктура предприятия и организационная структура его управления, какова численность промышленно-производственного персонала и т.п. В дальнейшем, решения, принятые в ходе стратегического производственного менеджмента служат обязательным условием или производственными ограничениями для решения задач управления производством на более низких уровнях. На уровне тактического производственного менеджмента вырабатываются конкретные варианты управленческих решений, направленные на обеспечение эффективного функционирования производства. Разработанная тактика производственного менеджмента должна ответить на следующие вопросы: какова загрузка производственных мощностей по месяцам, насколько она равномерна в течение года, какой режим работы предприятия выбрать, насколько пропорционально загружено производство в разрезе структурных подразделений предприятия, каков коэффициент сменности по различным подразделениям предприятия, какой штат основных и вспомогательных рабочих потребуется для производственной программы в различные месяцы, придется ли работать сверхурочно, кто будет являться поставщиком материалов, каков должен быть график их поставки, каковы ожидаемые затраты на производство продукции на год, какой способ калькулирования продукции будет применен, какие данные понадобятся для проведения расчетов стоимости заказов по выбранной методике. На оперативном уровне задачи производственного менеджмента совпадают с задачами организации производства в текущей деятельности предприятия. Системный подход рассматривает все процессы и явления в виде определенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущими составляющим ее элементам. В виде систем можно рассматривать все объекты живой и неживой природы, социально организованные объекты. Все системы имеют устойчивую внутреннюю структуру и состоят из взаимосвязанных элементов (подсистем), обладающих определенными свойствами. Системы делятся на закрытые и открытые, простые и сложные. Функционирование закрытых систем не зависит от внешней среды. Открытые системы подвержены влиянию возмущающих воздействий внешней среды. Простые системы ориентированы на выполнение одной цели. Сложная система стремиться к достижению нескольких взаимосвязанных целей. В общепринятом значении, система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует целостность и единство. Выделяют три класса систем — технические, биологические и социальные. Основными системными свойствами всех видов систем являются целостность, структурность, иерархичность, организованность, гомеостаз. Под целостностью, эмержентностью системы понимают принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого. Структурность предполагает возможность описания системы через установление ее структуры, то есть определения места элементов системы в пространстве с фиксацией этого положения во времени; обусловленность поведения системы не только поведением ее элементов, но и свойствами ее структуры. Со свойством структурности связана и организованность системы. Организованность — свойство системы проявлять взаимозависимое поведение частей (элементов системы) в рамках целого (системы). Организованность — основное средство обеспечения достижения целей системы. Иерархичность — многоуровневость систем. Иерархичность означает возможность представления системы как совокупности подсистем, каждой из которых присущи все свойства системы, за исключением свойства обособленности от других подсистем, входящих в основную систему. Гомеостаз — свойство системы сохранять в процессе взаимодействия с внешней средой значения своих основных характеристик в допустимых пределах. В настоящее время системный подход можно считать универсальной методологией производственного менеджмента, суть которой — формирование образа мышления, рассматривающего все явления внешней и внутренней среды предприятия в единстве. Предприятие как система относится к числу социально-технических, материальных, искусственных систем. Это открытая система, взаимодействующая с внешней средой и стремящаяся поддерживать свое равновесное состояние. Концепция организаций как открытых систем означает поворот к рынку и потребителю. Каждое предприятие, функционирующее в рыночной среде, должно самостоятельно решать не только вопросы внутренней организации производства, но и всей совокупности связей с внешней средой. При системном подходе к управлению предприятием производственный менеджмент можно рассматривать как одну из важнейших подсистем управления предприятием. Системный подход к управлению предприятием способствует адекватной постановке проблем и выработке эффективной стратегии их решения. Можно представить управление в системе производственного менеджмента предприятия схемой, изображенной на рис.1.2 Процесс управления всегда предполагает наличие в системах объекта и субъекта управления и наличие двух каналов передачи информации между ними — прямой и обратный. Объектом управления в производственном менеджменте выступает производственная система предприятия , а субъектом управления — управленческий персонал , занимающийся вопросами планирования и организации производства, обеспечения его материальными и трудовыми ресурсами, то есть производственные менеджеры предприятия, которые, в свою очередь, являются основным элементом управляющей подсистемы производственного менеджмента на предприятии. На полиграфическом предприятии высший уровень руководства системы производственного менеджмента может быть представлен заместителем директора по производству. Средний уровень — начальником производственного отдела, начальником отдела материально-технического обеспечения производства, начальниками цехов. А низший уровень руководства — мастерами участков, бригадирами, заведующими складами. К персоналу производственного менеджмента относятся контролеры-приемщики продукции, диспетчер производственного отдела и цеховые диспетчеры производства, сотрудники ОТК, агенты по снабжению, инженеры-технологи в цехах и производственном отделе, менеджеры по управлению затратами. Производственная система — это сложная система взаимосвязанных элементов производства, образующих единое целое, использующая производственные ресурсы предприятия для преобразования входа системы в виде сырья, материалов и полуфабрикатов, в выход системы — готовую продукцию (услугу). Целью такой производственной системы является либо изготовление конкретной продукции либо оказание услуг. Как видно из рис. 1.2 отношения с потребителями продукции и поставщиками материалов и комплектующих деталей; состояние рынка капитала, труда, материалов, товаров и услуг; конкуренция внутри сегмента рынка, на который предприятие поставляет свою продукцию и услуги; степень оснащенности и «продвинутости» предприятий-конкурентов; политика государства в области регулирования хозяйственной, внешнеэкономической деятельности предприятий и их налогообложения; региональные особенности внешней среды предприятия. Для полиграфических предприятий к вышеперечисленному списку внешних факторов, оказывающих влияние на состояние и развитие системы производственного менеджмента, можно добавить еще и устойчивость связей с заказчиками продукции (издательствами) и уровень культуры этих связей, под которым можно понимать четкость выполнения договорных обязательств сторон по срокам запуска в производство и выполнению заказов. Производственный менеджмент существует с давних времен. Как только люди стали производить товары и объединяться в коллективы для их производства, перед ними встала проблема рационально организовать свой процесс, то есть осуществить одну из функций управления производством. Но до начала промышленной революции комплексного подхода к проблеме эффективного управления производством не существовало. Это связано с уровнем развития производства. При отсутствии машин и механизмов товары, производимые в небольших мастерских, изготавливались из уникальных деталей чаще всего одним ремесленником. Производство было достаточно трудоемким. Проблема эффективного управления производством возникла лишь во времена промышленной революции, когда на смену ручному труду пришли машины, которые позволили помимо всего прочего обеспечить четкую повторяемость процессов производства и возможность изготовления однотипных изделий. Именно внедрение машин и механизмов в промышленное производство товаров позволило разбить производственный процесс на ряд мелких операций, каждая из которых могла выполняться различными рабочими. Специализация приводила к повышению мастерства рабочих и улучшению результативности их труда. Родиной промышленной революции, начавшейся в 70-х годах ХVIII века, стала Англия, а первые научные исследования по проблеме производственного менеджмента нашли отражение в трудах шотландского экономиста и философа, основоположника классической политической экономии Адама Смита. В 1776 году Адам Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» рассмотрел экономические выгоды от разделения труда. Следующий этап в развитии теории производственного менеджмента связан с именем американского изобретателя Эли Уитни, который разработал концепцию взаимозаменяемости деталей. Основу научной организации управления заложил американский инженер по образованию и талантливый исследователь производственной деятельности Фредерик Уинслоу Тейлор. В 1878 году он опубликовал свою первую работу, в которой подверг пересмотру существующую тогда практику управления производством. В своих работах Тейлор базировался на наблюдениях, измерениях, анализе и совершенствовал методы работы и экономического стимулирования труда. Тейлор связывал задачи управления производством с конечными результатами деятельности предприятия. Методы организации труда, разработанные Ф. Тейлором, были направлены на максимизацию выпуска продукции. Тейлора заслуженно называют отцом научного управления. Его книга «Принципы научного управления», обобщающая все проведенные ранее им исследования, вышла в 1911 году. В своей концепции, которая принадлежит классической теории управления, Тейлор стремился сформировать общие принципы управления на основе разностороннего исследования производственной деятельности людей. Понятие «человеческий фактор» в психологическом плане ввел в научный оборот тоже Ф.У. Тейлор. Затем оно было развито классиками менеджмента Ф. Гилбертом, Г. Файолем, Э. Мэйо и др. Тейлоровская система управления производством получила широкое распространение во всем мире, в том числе в Германии, Англии, Франции, Швеции, Японии и в нашей стране. Основной труд Тейлора, получивший в переводе на японский язык название «Секреты сохранения потерянного движения», разошелся тиражом 2 млн. экземпляров и оказал огромное влияние на развитие теории и практики производственного менеджмента на японских предприятиях. Идеи научного управления в условиях социалистической системы хозяйствования в нашей стране получили развитие в трудах А.А. Богданова, Н.А. Витке, А.К. Гастева. Большой вклад в развитие теории производственного менеджмента в части организации труда производственных рабочих, внесла чета Гилберт. Они сумели расчленить технологические операции таким образом, что выделенные их элементы не зависели от содержания работы. Это позволило проектировать любую работу из стандартного набора элементов. Фрэнк Гилберт разработал принципы экономии движения при осуществлении производственных операций, а Лилиан Гилберт исследовала психологические факторы в трудовом процессе. Гарри Гант, один из учеников Тейлора, рассмотрел производственный процесс как совокупность отдельных операций. Ганта по праву считают основоположником оперативного управления производством. Он разработал графический метод планирования операций. Этот метод оказался настолько удобен и нагляден, что используется для планирования производства и в настоящее время (графики Ганта). Видным последователем Ф.Тейлора был известный американский ученый Гаррингтон Эменсон. В 1900 году вышла его книга «Производительность как основание для управления и оплаты труда», а в 1912 году — «Двенадцать принципов производительности». Принципы управления, направленные на повышение производительности труда, разработанные Эмерсоном, не потеряли своего значения и в настоящее время. Эмерсон считал, что «работать напряженно — значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно — значит, прилагать к делу усилия минимальные». Доведение идеи разделения труда до логического конца привело к возможности создания системы массового поточного производства. Основоположником такой системы по праву считают Генри Форда, известного американского промышленника. В 1913 году на заводах Форда был введен в действие конвейер по сборке автомобилей. Генри Форд считал, что целью промышленности является не только снабжение потребителей, но и создание самих потребителей товаров. В нашей стране концепция Тейлора с учетом достижений, полученных при ее применении на заводах Форда, получила развитие в трудах профессора В.И. Тихомирова, который в 30-е годы ХХ века впервые внедрил методы поточного производства в условиях не только массового, но и серийного производства. Определенный вклад в развитие теории производственного менеджмента внесли исследования, проведенные в 30-х годах ХХ века группой исследователей из Гарвардской школы управления бизнесом, под руководством социолога Элтона Мэйо. Их исследования показали, что помимо технических и организационных аспектов трудового процесса, на эффективность производства и повышение производительности труда существенное влияние оказывает благоприятный психологический климат в трудовых коллективах, условия труда и мотивация рабочих. Большое значение для развития производственного менеджмента имели исследования в общей теории систем. Основоположником этой теории является Людвиг фон Берталанфи (США). Основная идея теории систем состоит в том, чтобы, опираясь на понимание системы в виде комплекса взаимосвязанных элементов, найти законы, объясняющие поведение, функционирование и развитие систем различных классов. Развитие теории систем позволило получить мощный инструмент для управления производством. В силу определенной сложности систем, их адекватное познание требует построения множества моделей описания процессов, в них происходящих. Одна из первых моделей в производственном менеджменте была разработана Ф.У. Харрисом в 1915 году для управления запасами. В 1924 году У. Шухарт, Х.Ф. Додж, Х.Г. Роминг, сотрудники телефонной компании BELL, разработали основы статистического контроля качества продукции и процессов. Большой вклад в разработку теоретических основ экономико-математических методов был сделан российскими учеными Л.В. Канторовичем, В.С. Немчиновым и В.В. Новожиловым, которые не только создали методологию экономико-математического моделирования сложных систем, но и применили их для решения задач оптимизации производственных планов, рационального распределения производственных ресурсов. В нашей стране автоматизация функций управления производством получила развитие в создании автоматизированных систем управления производством (АСУ), теоретической основой которых принято считать кибернетику, начало которой было положено Н. Винером, а принципы проектирования АСУ были сформулированы академиком В.М. Глушковым. В США в 70-х годах ХХ века началось применение в управлении производством метода планирования материальных потребностей (MRP). Эта интегрированная компьютерная программа объединяет все подсистемы производственного менеджмента предприятия и позволяет специалистам по управлению производством оперативно реагировать на отклонения от запланированного производственного процесса изготовления продукции. На основе системы MRP был разработан международный стандарт. Еще одним прорывом в сфере производственного менеджмента является разработанная в Японии концепция управления производством «Точно в срок» (JIT — Just In Time). Философия концепции заключается в минимизации товарно-материальных запасов производства и поступлении всех комплектующих деталей на сборку точно в срок, то есть в тот момент, когда в них возникает потребность. В конце 70-х годов ХХ века ученые Гарвардской бизнес-школы, базируясь на работах Уикхэма Скиннера, разработали модель производственной стратегии. Их исследования показали, что ни одному, даже сверх современному предприятию не удастся достигнуть максимальных результатов одновременно по всем направлениям деятельности, а поэтому руководству предприятия необходимо сфокусироваться на одной конкретной проблеме и приложить все усилия по ее решению. В таблице 1.1 приведены основные этапы развития производственного менеджмента. Таблица 1.1. Этапы развития производственного менеджмента Источник |