Свой автопарк или наемный транспорт: что выбирают российские компании?
При необходимости использования транспорта главная «головная боль» компаний – его поиск. Существуют три проверенных способа: наличие собственного автопарка, заключение договора с подрядчиком, предоставляющим услуги транспортировки грузов, и исключение функции транспортировки из своих бизнес-процессов. В этом материале вы узнаете, какие варианты поиска и использования транспорта применяют российские компании.
Выбор автопарка: свой или чужой
Начнем с одного из популярных методов среди производственных компаний. Если раньше у всех крупных производителей были свои автопарки, то сейчас они решили отказаться от них и передать все логистические услуги дистрибьюторам или подрядчикам.
«У нас нет автопарка, мы пользуемся наемным транспортом. Агрегаторы не используем, а сами осуществляем логистику. Мы арендуем автотранспорт, поскольку нам так удобней и выгодней», – сообщил представитель одной из крупных компаний, работающих в области химической промышленности.
Некоторые производственные компании не только арендуют транспорт, но и создают свой автопарк. «Такой подход более надежен и дает хороший уровень сервиса, лучше, чем у аутсорсинговых компаний, – отметила Елена Симакина, начальник транспортного цеха “Черкизовского мясоперерабатывающего завода”, группа “Черкизово”. – В нашей компании собственный автопарк существует уже много лет. Мы выбрали этот путь, потому что доставляем сырье и скоропортящуюся продукцию собственного производства. Транспортный цех предприятия в основном состоит из автомобилей-рефрижераторов и имеет свой штат водителей-экспедиторов. Мы доставляем свою продукцию до покупателей и на межскладских перемещениях автомобилями, оборудованными навигационной системой GPS, что позволяет увидеть реальный маршрут каждой машины, отследить динамику расхода топлива, скорость движения, температурный режим при доставке продукции и многое другое».
Не считают аутсорсинг «удобным и выгодным» и другие компании, которые содержат собственный автопарк.
Например, в одной из крупных компаний-ритейлеров есть свой автопарк из 1000 машин, поэтому организация не пользуется коммерческим транспортом. «В какой-то момент мы поняли, что это решение для нас более выгодно. Такое количество техники достаточно для покрытия наших нужд. Однако его недостаточно, если сотрудников для обслуживания этой техники слишком много. То есть, если бы нам требовалось 13 000 машин, то проще было бы отдать эту функцию на аутсорсинг», – подчеркнул сотрудник компании.
Такое же решение приняли и в «Метро Кэш энд Керри» после сравнительного анализа. «Мы провели сравнительный анализ затрат на аутсорсинг и на содержание собственного автопарка – ТСО (совокупная стоимость владения – прим. ред.), который показал, что второй вариант выгоднее», – рассказал Андрей Ежков, руководитель корпоративного автопарка «Метро Кэш энд Керри».
Но чаще всего российские компании сочетают использование собственного и наемного транспорта. На это есть три причины:
1. В определенные периоды времени своих автомобилей не хватает, поэтому приходится искать другие варианты транспортировки продукции.
«Есть на предприятии единый диспетчерский центр (ЕДЦ), который задает правила перевозочного процесса, – продолжила Елена Симакина. – Его сотрудники занимаются маршрутизацией поставленных заявок. Так как география логистики расширяется и собственного транспорта не хватает, ЕДЦ привлекает наемный транспорт и ведет работу с транспортными компаниями. Ключевое место в повышении эффективности автотранспортных перевозок занимает качество и оперативность оказываемых услуг. Задача транспортного цеха – быть заинтересованными в работе при доставке продукции автомобилями, принадлежащими нашему предприятию. А для этого нужно постоянно конкурировать с расценками и тарифами наемных компаний, выполнять перевозки в заданные сроки, на исправном транспорте, с заданным уровнем эксплуатационных затрат, а также гарантировать сохранность и качество груза, своевременно подавать транспорт под погрузку-разгрузку, обеспечить опрятность водителей и корректное общение с клиентом. Логичным завершением большой работы по постановке первичного учета стало внедрение информационной системы учета (АСУ АТП), которая позволяет вести помашинный учет затрат, рассчитывать эксплуатационные показатели и дает возможность увидеть и оценить плоды своих трудов».
2. Компании отмечают, что используют свой автопарк для самых важных нужд организации и там, где требуется повышенное обеспечение безопасности. Остальные функции они передают на аутсорсинг.
«В нашей собственности находится только легковой автопарк. В него входят автомобили, которые занимаются развозкой возможных клиентов или сотрудников», – сообщили в компании, работающей на рынке недвижимости.
Сотрудник компании, занятой в сфере нефтяной промышленности, рассказал, что для задач логистики они создали дочернее общество: «Мы используем аутсорсинг параллельно со своими автомобилями. Наша компания выбрала вариант создания своего автопарка, в первую очередь, по причинам безопасности. Также имеет значение территориальная распространенность нашей компании по всей стране. Во многих местах у нас нет аутсорсинга. Мы не можем до конца положиться на других. Нам надо обеспечить постоянную готовность техники как минимум в случае чрезвычайных ситуаций, а также для своих плановых работ».
3. На отдельных участках логистической цепи использование наемного транспорта оказывается дешевле содержания собственных автомобилей.
«Мы не видим смысла в организации собственного большого автопарка – это нецелесообразно из-за издержек, которые повлечет такое решение, – подчеркнул сотрудник одной из биофармацевтических компаний. – У нас небольшая организация. Вся торговля реализуется через дистрибьюторов. В собственном автопарке у нас только легковой транспорт, поскольку у некоторых сотрудников работа разъездного характера».
Сегодня существует множество логистических агрегаторов, но компании вынуждены отказываться от сотрудничества с ними, так как они работают без НДС. Кроме того, зачастую они выступают в качестве промежуточного звена: площадки не несут ответственности за услуги, которые предоставляют зарегистрированные там перевозчики. То есть фура может загрузиться товаром, отъехать и пропасть. Гораздо безопаснее заключать контракты напрямую с компаниями, которые предоставляют услуги грузоперевозок. В таком случае вы прописываете все условия сотрудничества, а значит, максимально хеджируете свои риски.
Для обеспечения надежности перевозок крупные компании могут создать и свою логистическую платформу. О таком опыте рассказал Андрей Ежков: «Если логистическим агрегатором считать сервис для размещения заказов на поставку продукции в наши торговые центры или на доставку товаров клиентам из ТЦ, то да, мы используем такие агрегаторы. Для этих целей мы создали собственную логистическую платформу. Доступ к ней имеют грузоперевозчики, с которыми компания заключила контракты».
Согласно результатам исследования, российские компании чаще всего комбинируют использование собственного автопарка и наемного транспорта. Представители опрошенных компаний отметили, что своим автопарком удобно пользоваться для самых важных потребностей бизнеса, обеспечения безопасности продукции и в случае экстренных ситуаций. Но часто собственного транспорта не хватает, либо компании приходят к выводу о нецелесообразности его содержания. Это основные причины, по которым организации передают логистические функции на аутсорсинг, арендуют автомобили либо пользуются услугами логистических агрегаторов.
Узнать больше про основные тренды в управлении корпоративными автотранспортными системами вы сможете на Второй конференции «Управление корпоративным автопарком», которая пройдет 28 сентября 2018 года в Москве.
Источник
Как оптимизировать автопарк?
Сложно представить себе компанию, которая бы никогда не использовала транспорт для доставки товаров или перемещения сотрудников. Крупные организации пользуются своим автопарком или услугами логистических партнеров. Некоторые компании совмещают оба варианта. Какие при этом возникают сложности, и как оптимизировать автомобильные парки, рассказывают представители российских компаний.
Сложности транспортной логистики
Логистика – это нахождение самого короткого пути за минимальное время. В ней нет универсальных правил. У двух магазинов в одном районе может быть разная система доставки. К одному может подъехать только небольшой пятитонник, к другому – двадцатитонная фура.
«У нас в автопарке есть пяти-, восьми- и десятитонники. Чем больше транспортное средство, тем оно дешевле. Поэтому выгоднее развозить товар большими фурами. К сожалению, в некоторых локациях, например, в Москве или Санкт-Петербурге у нас нет такого количества магазинов, чтобы для завоза в них товара понадобились большие фуры. Поэтому приходится пользоваться маленькими машинами. В случаях с магазинами формата “у дома” мы и другие сети вообще используем газели. Одна газель может перевезти не больше 3,5 тонн. А расстояние до магазина обычно очень большое. Поэтому такой вид перевозки дорогостоящий», – сообщила одна из крупных федеральных торговых сетей.
Есть компании, которые пользуются услугами логистических партнеров для перевозки грузов, а в собственном автопарке содержат только легковые автомобили.
Так, флит-менеджер компании по производству продуктов питания сказал, что в автопарке его компании нет грузовиков. «Вопросы логистики в компании курирует соответствующий смежный отдел. Доставкой товаров занимаются дистрибьюторы. У нас есть только легковой транспорт из 1800 автомобилей для менеджеров, которые реализуют нашу продукцию», – отметил сотрудник.
«Наш корпоративный автопарк полностью состоит из легковых автомобилей, – сообщила еще одна производственная компания. – Мы сами не занимаемся доставкой нашей продукции, а сотрудничаем с профессиональными логистическими компаниями. У нас огромные объемы товаров, поэтому перевозить их в легковых автомобилях не получится. Основная цель нашего автопарка – мобильность сотрудников, а не транспортировка грузов».
Кроме того, некоторые компании совмещают собственный и арендуемый транспорт.
Ирина Семенова-Максимова, вице-президент по маркетингу и корпоративным коммуникациям MAYKOR, сообщила: «Мы используем как собственный, так и лизинговый автотранспорт для выполнения заявок на сервис. В наибольшем объеме – для работ в телекоммуникационной инфраструктуре связи в небольших городах и сельской местности, куда другими видами транспорта добраться невозможно».
Как таковой логистики с использованием автопарка у нас нет, добавила Ирина Семенова-Максимова. С помощью автотранспорта инженерные бригады MAYKOR – сервисные инженеры, монтажники, электромонтеры – добираются до объектов обслуживания клиента и возят инструменты и материалы для проведения технического обслуживания, ремонта, инсталляции или установки оборудования.
«Наибольшее число наших транспортных средств сосредоточено на Севере и в Поволжье. Поскольку добираться в основном приходится по грунтовым дорогам, мы сделали выбор в пользу приобретения проходимых универсальных УАЗов. У них есть лестница на двери и багажник на крыше, чтобы дополнительно перевозить габаритные предметы или подъезжать к линии электропередачи.
Однако мы испытываем трудности с гарантийным обслуживанием УАЗов, поскольку дилеров всего 1-2 на регион и они расположены в его центре. А наши машины работают по всем территориям, в том числе удаленным. Поэтому нам приходится записываться в автосервис заранее и ехать туда порой 200-300 км. Фактически, машина может потерять целый день на техническое обслуживание, не говоря уже о крупных поломках. Поэтому мы ввели внутреннее правило, что мелкий ремонт и сервис наши сотрудники могут выполнять на местах в любых сервисных центрах, по предварительному согласованию. Также порой у нас нет возможности 2-3 недели ждать подтверждение дилера о гарантийном случае. И нам выгоднее сделать ремонт на месте, осознавая, что за этим может следовать отказ от гарантии. Бывает и так, что такой подход целесообразен. При этом ТО мы все равно выполняем у дилера. В совокупности такие меры по обслуживанию транспорта принесли экономию», – рассказала Ирина Семенова-Максимова.
В. Сизмин, директор направления дистрибьюционных операций «Нестле», рассказал о двух сложностях и их решениях: «Во-первых, рост транспортных тарифов существенно опережает темпы инфляции. В основном это связано с ростом стоимости дизельного топлива. Для решения этой проблемы мы оптимизируем маршруты и загрузку транспорта.
Во-вторых, возросли требования клиентов к своевременности доставки. Для этого мы фокусируемся на своевременности доставки и совместной работе с клиентами над улучшениями».
В отличие от других отраслей, автобизнес построен несколько иначе. «У нас вся логистика возложена на автодилера. Сроки и качество оказания услуг содержатся в соглашении об уровне услуг с дилером», – отметил Илья Чекалин, управляющий автопарком NextCar («С8 Трейд»).
Что касается транспортно-логистических компаний, то в настоящее время все они находятся под давлением возрастающих требований, отметил директор по транспорту X5 Retail Group Кирилл Кузьменко. Со стороны заказчиков – это:
· повышение уровня сервиса;
· улучшение качества доставки;
· совершенствование технологичности процессов;
· сокращение сроков доставки для повышения качества продукции.
Со стороны регуляторов и социальной среды:
· рост налогов и сборов, связанных с автотранспортом;
· увеличение цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ);
· ужесточение контрольной среды по соблюдению требований законодательства (весовые нагрузки, режим труда и отдыха водителей и тому подобное);
· рост среднего возраста водителей и непопулярность профессии среди молодого поколения.
К основным способам оптимизации корпоративного автопарка относят:
· эффективная заполняемость кузова (обеспечение большей нагрузки, чтобы можно было перевозить больше товара);
· переход на отечественных производителей (КАМАЗ, МАЗ, ВАЗ и так далее), потому что иностранная техника хоть и надежна, но требует больших затрат на техническое обслуживание;
· совершенствование системы управления персоналом;
Правила оптимизации автопарка своей компании перечислил Алексей Пышкин, руководитель направления флит-менеджмент Loftice:
· «Минимизация марок автомобилей в парке (не более 2-4 марок) позволяет снизить затраты на эксплуатацию за счёт объёмов и упрощает администрирование.
· Консолидация поставщиков (выбор поставщиков федерального масштаба) дает возможность получать минимальные цены за счёт объёма закупок и экономить на администрировании договоров и работе с большим количеством поставщиков.
· Автоматизация процессов администрирования, внедрение и постоянное развитие специализированного программного обеспечения. Собственное ПО позволяет снижать количество персонала, задействованного в управлении автопарками наших клиентов.
· Ежемесячный контроль расходов позволяет контролировать бюджет и оперативно видеть информацию о парке.
· Ежегодный анализ расходов помогает выявлять области для оптимизации.
· Ежегодный план оптимизации расходов. Выбирается 1-2 статьи расходов, по которым идёт детальный контроль, анализ и оптимизация. Так мы “не распыляем” ресурсы, снижаем издержки на автопарк и добиваемся максимального эффекта».
«Под нашим управлением находится более 3000 автомобилей наших клиентов, мы сотрудничаем с 240 поставщиками, – добавил Алексей Пышкин. – Такой серьезный пул подрядчиков на всей территории РФ требует большой документационной работы и сложной системы координации процессов.
Мы разработали программное обеспечение, которое позволяет нашим клиентам контролировать автопарки удаленно, видеть информацию о штрафах, ДТП, телематике, ТО и другую аналитику в любом городе, где находятся их автомобили.
С помощью этого ПО сотрудники клиента могут заполнять маршрутные листы, авансовые отчеты, заявки на ремонт и многое другое вне зависимости от их местонахождения. Мы используем электронную систему оценки качества: каждый раз после выполнения заявки пользователь заполняет анкету удовлетворенности сервисом. Благодаря такой автоматизации обратной связи мы оперативно контролируем работу поставщиков и следим за качеством выполнения работ».
Об оптимизации своих автопарков и логистических центров рассказали два крупнейших российских ритейлера: X5 Retail Group и «Магнит».
«X5 Logistic – одна из крупнейших автотранспортных компаний на рынке РФ, поэтому для сохранения лидерских позиций нам необходимо “держать руку на пульсе” и реагировать на все изменения вокруг нас, – отметил Кирилл Кузьменко. – В первую очередь мы внедряем ряд технологичных проектов, которые как повышают эффективность бизнес-процессов и развивают новые направления, так и позволяют минимизировать количество человеческих ресурсов для выполнения операций или требований регуляторов. Например, для соблюдения требований законодательства по весовой нагрузке мы внедряем автоматизированное планирование маршрутов с учетом нагрузки на ось грузовика. Есть ряд проектов, связанных с оптимизацией затрат на ГСМ, например, частичный переход на газ. Мы постоянно тестируем новые типы грузовиков и ищем оптимальный баланс между стоимостью и скоростью доставки».
«Рост автопарка X5 составляет 20-30% в год, поэтому один из главных вызовов – набор новых водителей и удержание старых. У нас есть ряд совместных программ с ДОСААФ и автошколами по привлечению молодых водителей. Есть программы наставничества, мы вводим систему классности. Водители, которые предоставляют дополнительные сервисы, получают за это вознаграждение», – добавил Кирилл Кузьменко.
Автопарк розничной сети «Магнит» – один из крупнейших в Европе и насчитывает почти 6 000 автомобилей, сообщили в компании. Чтобы в магазинах «Магнит» всегда была свежая продукция в нужном объеме, ритейлер также создал комплекс из 37 современных логистических центров и 36 автотранспортных предприятий в разных регионах России.
Около половины всех торговых точек компании работает в населенных пунктах, где живет меньше 100 000 человек. Магазины «Магнит» разных форматов открыты за Полярным кругом, на Крайнем Севере, в центральной полосе и на юге страны. Всего сеть представлена в 65 регионах, общее число объектов — около 17 000. Они в том числе находятся в труднодоступных и удаленных городах и селах. В связи с этим одна из главных особенностей логистики компании связана с транспортировкой товаров на большие расстояния. Чтобы продукция всегда вовремя поступала покупателям, «Магнит» применяет передовые технологии, определенную схему работы для водителей, комбинированные способы доставки, анализ собственных данных о покупательском поведении.
Так, для длительных перевозок формируют отдельные смены водителей. Один сотрудник везет продукцию до населенного пункта, другой встречает его там и сменяет на маршруте. Благодаря такому подходу соблюдается режим труда и отдыха, повышается безопасность движения и сокращаются сроки доставки свежей продукции.
«Магнит» использует интермодальные перевозки, сочетает автомобильный и железнодорожный транспорт. Например, в Воркуте, Республика Коми, из-за сурового климата нет автосообщения с центром России. Поэтому товары поступают на прилавки благодаря железнодорожному транспорту. «Магнит» стал первым федеральным продуктовым ритейлером, который открыл там магазины. В другой отдаленный поселок — Верхнеказымский в Ханты-Мансийском автономном округе — компания в холодное время возит продукцию через ледовую переправу, а в теплое — через паромную.
Розничная сеть ведет анализ покупательского поведения, специалисты фиксируют и исследуют пики активности посетителей магазинов. Например, в преддверии праздников, важных дат, выходных дней. Исходя из этих данных, компания обеспечивает необходимый объем продукции в торговых точках.
«Магнит» постоянно улучшает логистику. Товары своевременно поступают в разные регионы страны, в том числе благодаря постоянной модернизации и автоматизации. Компания внедрила систему автоматической маршрутизации, которая выстраивает для водителей оптимальный путь движения к магазинам. Сотрудник на планшете в несколько кликов получает необходимые сведения. Привычную навигацию дополняют данные о местности на основе собственной картографии компании. Также планшеты — инструмент коммуникации с сотрудниками других подразделений. Все машины компании оборудованы мобильными рабочими местами. Гаджеты повышают производительность каждого транспортного средства на 5%.
Кроме того, «Магнит» регулярно взаимодействует с производителями автотранспортных средств и оборудования, совместно разрабатывает новые решения. Соблюдение безопасности — важнейший приоритет при транспортировке продукции. Чтобы удаленно следить за самочувствием сотрудников, компания тестирует автоматическую систему мониторинга «Антисон». Аналогов инструмента такого уровня в России нет. Камера на передней панели автомобиля непрерывно сканирует изменения в мимике и жестах водителя. Под сидением у него установлены вибро- и звуковой сигналы, которые оповещают сотрудника, если он засыпает. А видеозапись автоматически поступает в головную компанию. Устройства установлены в машинах «Магнита», которые доставляют товары на расстояние свыше 500 км.
Чтобы транспортные средства вовремя загружали продукцией, а процесс отборки и хранения товаров был эффективным, «Магнит» максимально автоматизировал работу распределительных центров. Так, они применяют автозаказ, который включает управление запасами и ассортиментом, автопрогнозирование, авторазмещение товаров (определяется оптимальное свободное место для выгрузки и хранения продукции). Тайм-слоттинг помогает выбрать наиболее подходящее время прибытия поставщика на выгрузку. Для оценки качества товаров местных производителей продукцию принимают дистанционно: штат экспертов головной компании оценивает характеристики товаров с помощью видеокамер и других современных инструментов.
«Магнит» одним из первых стал оснащать распределительные центры стационарными автоматическими весами. Оборудование обеспечивает максимально точный контроль массы автомобилей и исключает возможные перегрузы.
Для оперативного решения возникающих вопросов в компании много лет работает Единый ситуационный центр. Туда каждый месяц в среднем поступает 150 000 различных заявок, в том числе из распределительных центров, и сотрудники прорабатывают 500 проблем. Кроме того, с помощью собственной системы метеомониторинга специалисты собирают данные из официальных источников о неблагоприятных погодных условиях. Сведения в автоматизированном режиме передаются ответственным сотрудникам в регионах, в том числе водителям.
Все это в комплексе повышает безопасность, оперативность и эффективность работы, сообщили в «Магните».
«Наша компания придерживается однородности корпоративного автотранспорта, проводит анализ структуры затрат и оптимизации текущих бизнес-процессов. Большинство процессов централизовано и стандартизировано, что повышает их эффективность и снижает нагрузку на бизнес. При операционной деятельности мы пользуемся услугой “единого счета“ — данный подход направлен на оптимизацию нагрузки на административный ресурс. Отдельно стоит отметить обзор общих практик и подходов “рынка“, что позволяет более точно позиционировать текущее положение и корректировать направление развития», – сообщил Иван Сахаров, флит-менеджер «Нестле».
Существенную оптимизацию с начала года, по словам Ирины Семеновой-Максимовой, провели в ИТ-компании MAYKOR: «Мы подключили единого контрагента по горюче-смазочным материалам. Раньше в каждом нашем региональном филиале был свой договор, и процесс нельзя было контролировать. Теперь у нас централизованное управление, мы оптимизировали лимиты ГСМ на топливные карты в зависимости от пробега. Корректировки проводим только в случае нестандарных ситуаций. Например, когда из-за ураганов и штормов инфраструктура связи страдает, число наших выездов увеличивается. Тарифы отличаются на каждой точке заправки, но у нас есть единая корпоративная скидка. Сервис от поставщика в виде выставления единых документов по нескольким видам топлива намного удобнее, чем децентрализованный документооборот со множеством поставщиков по всей стране, который был у нас раньше. При этом регионы не могут скорректировать эти лимиты, но имеют доступ к личному кабинету и видят, кто, где и когда из сотрудников их филиала заправился, могут построить отчеты за период».
А для NextCar вопрос оптимизации автопарков неактуален, так как за расходы отвечает клиент. «Со своей стороны мы устраняем все риски путем страхования КАСКО и установки телематических систем», — отметил Илья Чекалин.
Так как требования к автопаркам растут, то увеличивается и необходимость их оптимизации. Компании внедряют новые технологические проекты, чтобы совершенствовать свою транспортную логистику. Изменения затрагивают как способы доставки продуктов, так и работу водителей.
Узнать больше про основные тренды в управлении корпоративными автотранспортными системами вы сможете на Второй конференции «Управление корпоративным автопарком», которая пройдет 28 сентября 2018 года в Москве.
Источник