Проектирование своей будущей профессиональной деятельности

Проектирование карьеры – первый, творческий этап профессиональной самореализации.
статья на тему

Проектирование профессиональной карьеры — процесс осмысления своих профессиональных представлений, потребностей в будущем, создания профессиональной жизненной канвы.

Скачать:

Вложение Размер
proektirovanie_karery.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование карьеры – творческий этап профессиональной самореализации.

Манина Галина Евгеньевна

В настоящее время вопросам проектирования профессиональной карьеры уделяется большое внимание, как на государственном уровне, так и на региональном.

В условиях современного общества с его непостоянностью и неопределённостью, современному молодому специалисту мало иметь хорошие знания в области своей профессиональной деятельности, кроме этого, он должен прекрасно ориентироваться на рынке труда, быть мобильным, смотреть в будущее, представлять свои жизненные этапы хотя бы на несколько лет вперёд.

Обучаясь, студенты должны заранее намечать пути, этапы карьеры в профессии или специальности. Поэтому педагоги должны развивать у них профессиональную мотивацию, помогать будущим выпускникам социально адаптироваться в обществе ещё до выхода из учебного заведения, оказывать содействие в проектировании их будущего профессионального роста. Ещё со студенческой скамьи студент должен уметь предвидеть и предупреждать возможные риски на рынке труда в области своей профессиональной деятельности. При этом должны обязательно учитываться потребности рынка, чтобы, оказавшись один на один с жизненными реалиями, студент оказался востребован и конкурентоспособен, а не затерялся в огромной массе подобных себе выпускников.

Проектирование профессиональной карьеры — процесс осмысления своих профессиональных представлений, потребностей в будущем, создания профессиональной жизненной канвы. Это – большая трудоёмкая работа, включающая:

  • оценку исходной ситуации (собственных внутренних возможностей и потребностей человека, внешних спроса, предложений и требований);
  • определение образа планируемого (желаемого) профессионального будущего (профессиональных целей) на основе сопоставления внутренних возможностей и потребностей человека с внешними предложениями и требованиями, конструирования профессиональной сферы и вида деятельности из элементов спроса и предложения;
  • анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого профессионального будущего;
  • построение конкретных шагов для достижения намеченной цели с учетом выявленных ресурсов и ограничений.
  • контроль, корректировку и анализ поставленных целей.

Проектирование профессиональной карьеры предполагает активную жизненную позицию личности, понимание своих возможностей и профессиональных перспектив, определение конкретных целевых установок и планов, рассмотрение и осмысление возможных путей их осуществления.

Понятие и термин «профессиональная карьера» в российской научной среде стало использоваться лишь два-три десятилетия назад, при этом российские ученые опираются на опыт и идеи западных исследователей.

Изучению аспектов, связанных с построением и управлением профессиональной карьерой посвящено в последние годы немало трудов.

Анализируя феномен карьеры в целом, исследователи предлагают практические рекомендации по формированию профессиональной карьеры и управлению ею. При этом отмечается, что трудность в решении вопросов, связанных с проектированием и карьерным ростом заключается в том, что современные студенты демонстрируют низкую степень владения современными технологиями трудоустройства, плохую осведомленность о ситуации на региональных рынках труда, а зачастую, и сам выбор ими будущей профессии делается на основе идеализированных представлений о будущей работе, а не в результате анализа объективной ситуации и собственных способностей и возможностей. Профессор НГУ Г.М. Мкртчян отмечает, что » ….особую теоретическую сложность представляет проблема взвешивания шансов на успешную карьеру: как планировать свои действия, чтобы достичь наилучшего из существующих вариантов в масштабах социальной дифференциации групп, различающихся по статусу, степени успеха на рынке труда и потребления, а главное — о собственном месте на нем» [1, с.102].

Результативной считается деятельность профессиональной образовательной организации, если молодой специалист, завершив обучение, успешно овладел не только профессиональными компетенциями и способностью грамотно решать профессиональные задачи, но и таким важным компонентом, как сформированным социально-профессиональным самоопределением, включающим в себя готовность к профессиональной самоидентификации и готовность к проектированию профессиональной карьеры.

В целях активизации профессионального самоопределения обучающихся государственных бюджетных образовательных учреждений в Нижегородской области министерством образования разработаны рекомендации «Об организации педагогической поддержки профессионального становления обучающихся».[2]. Человеческие ресурсы – двигатель успешного развития страны. Регионы и работодатели заинтересованы в профессионально грамотных, интеллектуально развитых молодых специалистах. С целью их успешной самопрезентации при выходе в социум, областное Министерство образование, начиная с 2011 года, проводит конкурс «Моя профессиональная карьера», в котором участвуют будущие выпускники, задумывающиеся о своём будущем и планирующие его.

В нашем учебном заведении проблема проектирования профессиональной карьеры обучающимися решается на дополнительных занятиях по курсу общеразвивающей программы «Технология карьерного проектирования», созданной психологом учебного заведения Мезенцевой Ириной Юрьевной. Программа разработана с целью «… совершенствования психолого-педагогического сопровождения процесса планирования профессионального будущего обучающихся ГБПОУ ШАПТ, организации педагогической поддержки процессов их становления, подготовки выпускников к активному поведению на рынке труда».[3, стр. 3]. Занятия по усвоению систематизированных знаний и формированию представлений о технологии профессиональной карьеры помогают выпускникам техникума найти своё место на рынке труда с учетом значимых для него факторов личной и профессиональной самореализации, адаптироваться к жизни в обществе, активно включиться в социальную и профессиональную практику. Выпускники учатся выгодно представлять себя работодателю, включая все свои ресурсы при поиске работы, оценивать предложенные варианты трудоустройства, используя при этом все полученные в техникуме знания.

Кроме прохождения курса по карьерному проектированию, обучающиеся активно участвуют в региональных конкурсах «Моя профессиональная карьера», где они рассматривают собственные внутренние и внешние возможности, строят карьерный план, изучают региональный и местный рынок и двигаются впоследствии по разработанному ими плану профессионального роста. Участие в данном конкурсе помогает не только проявить себя творчески, но и даёт возможность развития своих лидерских и предпринимательских качеств, так как перед участниками проводятся мастер-классы по предпринимательской деятельности, по искусству самопрезентации.

Трудоустроиться после окончания обучения помогает многофункциональный ресурсный центр ГБПОУ ШАПТ, который проводит анализ и исследование рынка труда и содействует профессиональному продвижению выпускника после окончания техникума.

В наше нестабильное время рынок труда выдвигает большие требования к молодым специалистам и рабочим. От выпускников требуется не только овладение профессиональными компетенциями в области своей профессиональной деятельности, но и развитие у них готовности постоянно работать над собой, самосовершенствоваться на протяжении всей своей жизни в профессиональном и культурном плане. Трудно не согласиться со словами американского писателя, психолога, предпринимателя, занимающегося темой саморазвития Энтони Роббинса, который считает, что «дорога, ведущая к успеху, вечно обновляется. Успех — это поступательное движение, а не точка, которую можно достичь».

  1. Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления. // СОЦИС. М.: Наука, 2005. — № 12.
  2. Рекомендации «Об организации педагогической поддержки профессионального становления обучающихся» (письмо № 316-01-100-1914/14 от 23.06.2014 г.)
  3. Рабочая дополнительная общеразвивающая программа по курсу «Технология карьерного проектирования» для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, г. Шахунья, 2015, 20 с.

Источник

Разрабатываем индивидуальный проект «Я выбираю профессию»

По данным социологов около 60% выпускников школ еще не спланировали свою взрослую жизнь и не определились с выбором будущей специальности. Сегодня выбор сферы профессиональной деятельности — это представления личности о будущем, которые являются и жизненным планом, и индивидуальной программой развития.

Очень часто ошибки при выборе будущей специальности откладывают негативный отпечаток не только на профессиональную деятельность, но и на всю жизнь человека в целом.

«Когда мы проектируем свою жизненную траекторию, мы должны ответить на следующие вопросы: что я хочу и что мне интересно? Какие у меня ценности? Процесс жизненного определения длительный и затрагивает многие аспекты: личностного, профессионального семейного и социального самоопределения»

«ХОЧУ» — это личные цели и ценности, профессиональные интересы и познавательные потребности.
«МОГУ» — познание себя, своих склонностей и способностей, состояния здоровья.
«НАДО» — знание профессиональной сферы и тенденций развития рынка труда, разумная оценка путей и средств достижения цели.

При выборе профессий мы должны определить зоны совпадений между желаниями, возможностями и социальными потребностями. Исходя из полученного результата, планировать вашу профессиональную карьеру с позиции использования проектной деятельности.

Проектирование

Проектная деятельность — это деятельность, направленная на создание чего-то нового. Также это процесс создания какого-либо нового «продукта», имеющего личную или социальную значимость.

Проектная деятельность — это особенная интерактивная технология, которая имеет определенные специфические характеристики.

Проект — этот тот вид деятельности, который многие будут осуществлять первый раз в своей жизни. А поскольку это будет происходить впервые, могут возникать ошибки. Не стоит этого бояться, необходимо проявить максимум внимательности и сосредоточенности и верить в свои силы.

Проектная деятельность строится поэтапно, на каждом из которых есть свои алгоритмы, которых стоит придерживаться. Алгоритмы характерны и для проектирования стратегии профессиональной карьеры:

  1. Поисковый этап. Выявляются имеющиеся проблемы, производится поиск нужной информации. Сбор и систематизация информации о сферах профессиональной деятельности и прогнозах развития рынка труда.
  2. Конструкторский этап — это разработка жизненного плана.
  3. Технологический этап. Проводится индивидуальная психодиагностика, выполнение профессиональных проб, знакомство с учебными заведениями.
  4. Аналитический этап. Здесь мы определяем уровень подготовленности в выбранной профессии. Далее следует подготовка плана реализации проекта, оценка и анализ результатов проектной деятельности.

Начать следует с обдумывания проблемы выбора профессии. Необходимо ответить на вопросы, связанные с вашими жизненными интересами, способностями и талантами, а также прогнозировать потребности рынка труда на ближайшие 5 лет. После обдумывания приступаем к составлению личного плана. Его можно написать в произвольной форме, а можно составить в формате письма своим бывшим одноклассникам через 20 лет после окончания школы:

«Скоро ты закончишь школу и вступишь во взрослую жизнь. Тебе предстоит самостоятельно решать все жизненные проблемы. Сегодня мы предлагаем тебе немного помечтать и пофантазировать. Представь себе, что ты уже взрослый человек, который окончил школу 20 лет назад (т.е. тебе 35-38 лет).

Твои бывшие одноклассники решили организовать вечер встречи выпускников, но по объективным причинам ты не можешь на нем присутствовать. Ты решаешь написать письмо своим одноклассникам, в котором подробно планируешь описать свою жизнь за эти 20 лет.

Будем условно считать, что всем твоим одноклассникам предложено ответить на определенные вопросы в письменной форме, а все письма с ответами будут оформлены в летопись вашего класса. Таким образом, каждый твой одноклассник сможет узнать о твоих жизненных достижениях и планах на будущее. Предлагаем тебе определенный перечень вопросов, на которые необходимо ответить. Собственно, это и будет твой личный жизненный план».

Разрабатываем индивидуальный проект

Предложенный формат индивидуального проекта — это научно-педагогический формат, который был апробирован на практике. Вы можете взять его полностью или адаптировать под себя.

1 этап — информационная часть

  • Краткая личная характеристика (познавательные интересы и хобби, личные достижения, семейные традиции)
  • Выбор сферы деятельности, привлекающей тебя:
    – виды деятельности (профессиональная деятельность, индивидуальный предприниматель, самозанятые);
    – перечень профессий и профессиональные качества личности;
    – аргументы выбора профессии (личностные, финансовые, общественные, семейные).
  • Основное содержание профессии (характеристика профессии; предприятия и организации, имеющие такие профессии, характер труда).
  • Требования к работнику (состояние здоровья, образовательный уровень, трудовые умения, качества личности).
  • Уровень профессионального образования для профессии (уровни образования, какие учебные заведения готовят специалистов по профессии, профессиональная квалификация по окончании образовательного учреждения, сроки обучения, вступительные испытания).

2 этап — аналитическая часть

Определение индивидуального уровня подготовленности к профессии осуществляется по следующим критериям:

  • информационная подготовленность — наличие достаточного объема информации о профессии, знание профессиональных требований;
  • образовательная подготовленность — наличие достаточного уровня предметных знаний, полученных за время обучения в школе (учебные предметы, которые особенно необходимы для профессии и оценки по предметам; перечень учебных предметов, которые являются вступительными испытаниями);
  • физиологическая готовность — состояние функционального здоровья и его соответствие медицинским требованиям к профессии;
  • психологическая готовность — состояние психофизиологических процессов, нервной системы, черты характера (определяется по конкретным показателям, указанным в таблице);
  • практическая готовность — наличие общетрудовых и практических предпрофессиональных умений и навыков; выполнение профессиональных проб (возможно наличие начального профессионального опыта);
  • нравственная готовность — сознательная отношение к профессии, понимание содержания профессиональной деятельности, знание и принятие специфики и трудностей в профессии, понимание значимости профессии и соответствие личным нравственным ценностям.

3 этап — проектная часть

Разработка плана реализации проекта по коррекции профессионально важных качеств и преодолению личного уровня несоответствия профессиональной подготовленности за время обучения в старшей школе:

  • перечень проблем, которые необходимо решить за период обучения в старшей школе (по рейтингу);
  • способы, средства и сроки решения указанных проблем (в таблице);
  • предполагаемые результаты проектной деятельности (в таблице).

4 этап — контроль и итоги

  • Реализация плана проектной деятельности
  • Промежуточный контроль и корректировка плана
  • Подведение итогов проектной деятельности:
  • Соответствие результатов реализации проекта запланированным действиям;
  • Достижение глобальной цели: получение профессионального образования;
  • Удовлетворенность результатами проектной деятельности;
  • Потребность в продолжении социального проекта по проектированию стратегии профессионального саморазвития.

Образовательные программы и проекты, которые могут оказать помощь в диагностике, дадут информацию из достоверных источников и смогут помочь в наработке портфолио:
  • Портал ПроеКТОриЯ
  • Проект ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее»
  • Интерактивная платформа «Профилум»
  • Образовательный проект «Смартия»
  • Федеральный проект «Большая перемена»

А вот Агентство стратегических инициатив (АСИ) в рамках реализации Национальной стратегической Инициативы (НТИ) в 2014 г. разработало «Атлас новых профессий».

«Атлас новых профессий» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет, который поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут создаваться новые технологии и продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.

Технология. Профессиональное самоопределение школьников. Личность. Профессия. Карьера. 8-9 классы

Стимулирует подростка к поиску своего места в жизни и пути самореализации. В пособии последовательно рассматриваются вопросы:

– самоопределения подростков на основе самодиагностики:

  • личностных особенностей;
  • потребностей;
  • мотивов труда;
  • жизненных ценностей.

– требований к профессиям, правил планирования профессиональной карьеры.

Источник

Читайте также:  Свой бизнес с чего начать что выбрать
Оцените статью