Прочие иностранные инвестиции инструменты

Методологический комментарий к международной инвестиционной позиции Российской Федерации

Концептуальной и методологической основой является шестое издание Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции Международного валютного фонда (РПБ6).

Общие понятия статистики международной инвестиционной позиции

Международная инвестиционная позиция (МИП) представляет собой статистический отчет, отражающий на определенный момент времени стоимость финансовых требований резидентов к нерезидентам, а также золота в слитках, служащего резервным активом, и обязательств резидентов перед нерезидентами.

В МИП отражаются остатки активов и обязательств на отчетную дату, а также изменения за период, которые произошли в результате операций, стоимостных изменений (переоценки) и прочих изменений.

Изменения в результате операций показывают чистые изменения иностранных активов/обязательств, которые произошли в результате финансовых операций между резидентами и нерезидентами с этими активами/обязательствами. Эти операции отражаются в финансовом счете платежного баланса.

Изменения в результате переоценки и прочие изменения отражают изменения, не связанные с финансовыми операциями между резидентами и нерезидентами. В составе изменений в результате переоценки учитываются чистые изменения в объеме активов/обязательств в результате изменения валютных курсов и уровня цен на финансовые инструменты. В прочие изменения включаются все остальные изменения в объеме активов/обязательств. К ним относятся: изменения в результате списания активов или обязательств; переклассификация (перераспределение) между институциональными секторами или функциональными категориями; изменения, вызванные сменой резидентной принадлежности институциональной единицы.

Разница между внешними финансовыми активами и обязательствами представляет собой чистую инвестиционную позицию, которая может быть положительной — страна является чистым кредитором по отношению к остальному миру — или отрицательной — страна является чистым заемщиком.

Структура и характеристика международной инвестиционной позиции Российской Федерации

Данные МИП Российской Федерации распространяются (публикуются) в нескольких презентациях, имеющих различные группировки данных и степень их детализации.

Основные агрегаты. Презентация представляет собой набор главных компонентов международной инвестиционной позиции.

Стандартные компоненты. Перечень компонентов для данной презентации определен Международным Валютным Фондом (МВФ) и является стандартным для всех стран при передаче данных в МВФ в соответствии со Специальным стандартом распространения данных (ССРД). Он является наиболее подробным и включает собственно стандартные компоненты и дополнительные статьи. Стандартные компоненты представляют собой неотъемлемые компоненты системы, учитываемые при расчете результирующих показателей.

Дополнительные статьи — компоненты, которые составляются в зависимости от конкретных экономических условий. В презентации стандартных компонентов дополнительные статьи выделяются курсивом.

Финансовые активы и обязательства в стандартном представлении МИП классифицируются следующим образом:

— по функциональным категориям — прямые инвестиции, портфельные инвестиции, производные финансовые инструменты, прочие инвестиции, международные резервы (резервные активы);

— по финансовым инструментам — инструменты участия в капитале и паи инвестиционных фондов, долговые ценные бумаги, опционы, контракты форвардного типа, прочие финансовые активы и обязательства;

— по институциональным секторам и подсекторам — центральный банк; банки; органы государственного управления; прочие секторы, в состав которых включаются другие финансовые организации (кроме банков), нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

— по срокам погашения (в случае долговых инструментов): долгосрочные (с первоначальным сроком погашения свыше одного года) и краткосрочные (с первоначальным сроком погашения один год и менее или выплачиваемые по требованию).

Дополнительно разрабатываются основные агрегаты МИП в распределении на позиции в национальной валюте и в иностранной валюте, а также валютная структура внешних долговых требований и внешних долговых обязательств, которая включает классификацию по секторам, срокам и видам валют (российский рубль, доллар США и евро). Кроме того, разрабатывается МИП в разрезе финансовых инструментов и институциональных секторов с выделением сектора нефинансовых организаций.

Читайте также:  Операции учетно ссудные банковские инвестиции операции с золотом операции

Функциональные категории и финансовые инструменты

Иностранные инвестиции классифицируются в МИП на активы и обязательства, распределяемые в соответствии с экономической моделью поведения инвесторов по функциональным категориям (на прямые, портфельные и прочие инвестиции, производные финансовые инструменты, резервные активы), которые, в свою очередь, детализируются по видам финансовых инструментов, охватывающих полный перечень финансовых взаимоотношений с нерезидентами.

Прямые инвестиции

Прямые инвестиции — это категория иностранных инвестиций, которые осуществляются институциональной единицей-резидентом одной страны с целью осуществления контроля или приобретения устойчивого влияния на управление предприятием, расположенным в другой стране.

Непосредственные отношения прямого инвестирования возникают, когда прямой инвестор напрямую владеет инструментами участия в капитале, обеспечивающих ему 10 и более процентов голосов в управлении предприятием прямого инвестирования.

Прямые инвестиции учитываются в форме участия в капитале (котируемые и некотируемые акции, доли, паи, недвижимость), реинвестирования доходов и долговых инструментов (ценные бумаги, ссуды и займы), исключая операции с долговыми инструментами между финансовыми посредниками, связанными отношениями прямого инвестирования.

К прямым инвестициям относятся операции по приобретению предприятием прямого инвестирования долевых и долговых инструментов своего прямого инвестора (обратное инвестирование) и операции между сестринскими предприятиями. К сестринским относятся те предприятия, которые находятся под контролем или влиянием одного и того же непосредственного или косвенного инвестора, но не имеют никакого контроля или влияния друг на друга.

Портфельные инвестиции

Портфельные инвестиции — категория иностранных инвестиций в обращающиеся долговые ценные бумаги и ценные бумаги, обеспечивающие участие в капитале, кроме тех, которые включены в прямые инвестиции и резервные активы.

Производные финансовые инструменты

Производные финансовые инструменты — финансовые инструменты, которые привязаны к другим специфическим инструментам, показателям или биржевым товарам и с помощью которых на финансовых рынках могут перепродаваться финансовые риски независимо от базового инструмента. Выделяются две категории производных финансовых инструментов: опционы и контракты форвардного типа.

Прочие инвестиции

Прочие инвестиции представляют собой остаточную категорию финансовых инструментов, которые не включены в категории прямых и портфельных инвестиций, производных финансовых инструментов и резервных активов. В их составе выделяются: прочее участие в капитале, наличная валюта и депозиты, ссуды и займы, страховые и пенсионные программы, программы стандартных гарантий, торговые кредиты и авансы, специальные права заимствования (СДР) в части обязательств, прочая дебиторская/кредиторская задолженность (включая задолженность по объявленным, но не выплаченным дивидендам по акциям российских предприятий, принадлежащим иностранным портфельным инвесторам).

Резервные активы

Резервные активы представляют собой высоколиквидные иностранные активы, которые находятся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации и контролируются ими в целях удовлетворения потребностей в финансировании платежного баланса, проведения интервенций на валютных рынках для оказания воздействия на валютный курс и в других соответствующих целях. Резервные активы включают: монетарное золото, СДР, резервную позицию в МВФ и прочие резервные активы (наличная валюта и депозиты, ценные бумаги, прочие требования).

Институциональные секторы

Институциональные секторы и подсекторы в международной инвестиционной позиции соотносятся с сектором (подсектором) резидентов, а не с сектором контрагентов, то есть в случае активов это сектор (подсектор) российского инвестора или кредитора и в случае обязательств — сектор (подсектор) российского эмитента или заемщика.

Центральный банк представлен Центральным банком Российской Федерации.

Банки — кредитные организации (кроме небанковских кредитных организаций) и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» без учета его деятельности в качестве агента Правительства Российской Федерации.

Читайте также:  Виды майнинга для заработка

Органы государственного управления — органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные органы управления.

Прочие секторы — аналитическая группировка, включающая другие финансовые организации (кроме банков), нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКОДХ):

— другие финансовые организации — небанковские кредитные организации и иные организации, для которых основной вид деятельности — предоставление финансовых услуг;

— нефинансовые организации — предприятия, основной деятельностью которых является производство товаров или нефинансовых услуг. К нефинансовым организациям относятся юридические лица, а также квазикорпорации — организации, действующие без образования юридического лица (отделения и представительства организаций-нерезидентов, условные единицы-резиденты, владеющие недвижимостью);

— домашние хозяйства — институциональные единицы, состоящие из одного физического лица или группы физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;

— некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКОДХ) — институциональные единицы, являющиеся нерыночными производителями, созданные для оказания социальных услуг домашним хозяйствам. К ним относятся благотворительные общества, профсоюзы, профессиональные и научные общества, религиозные учреждения и т.п.

Источник

Прочие иностранные инвестиции

Внешнее финансирование экономики России, осуществляемое международными финансовыми организациями и правительствами зарубежных стран, оценивается за годы реформ в 25 млрд. долл. Эти средства были мало использованы для финансирования процессов реструктуризации и технического перевооружения реального сектора российской экономики, но существенно увеличили внешнюю задолженность страны, что ослабило дальнейшие возможности использования этих источников.

Кредиты международных финансовых организаций (в частности, Всемирного банка) и правительств зарубежных стран в перспективе могут рассматриваться как весомый источник инвестиций в России при условии успешного погашения страной своей задолженности и использования таких средств для финансирования конкретных высокорентабельных или стратегически важных инвестиционных проектов, а не текущих потребностей, в том числе политического характера, или для так называемого нецелевого использования.

Зарубежные кредиты, получаемые правительством, могут при их предоставлении на возвратной основе инициаторам высокорентабельных инвестиционных проектов или при их использовании в различных схемах лизинга стать даже источником дополнительных доходов бюджета при условии наличия достаточно низких процентных ставок предоставления таких кредитов, соблюдения принципов проектного финансирования, соответствующего контроля за фактическим использованием средств.

В ближайшие годы, однако, масштабы возможного притока финансовых средств из этих источников не следует переоценивать.

Поступление иностранных инвестиций в экономику России 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. Накоплено на конец 2000 г., всего млн.

долл. % к итогу млн.

долл. % к итогу млн.

долл. % к итогу млн.

долл. % к итогу млн.

долл. % к итогу млн.

долл. % к итогу Всего

инвестиций 6970 100 12295 100 11773 100 9560 100 10958 100 40211 100 прямые 2440 35,0 5333 43,4 3361 28,6 4260 44,6 4429 40,4 17186 42,74 портфельные 128 1,8 681 5,5 191 1,6 31 0,3 145 1,3 454 1,13 прочие 4402 63,2 6281 51,1 8221 69,8 5269 55,1 6384 58,3 22571 56,13 Примечание. Данные Госкомстата с учетом рублевой части, пересчитанной в доллары США (без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков).

Источник: Российский статистический ежегодник. 1999; Социально-экономическое положение России. 2000. Янв. № 1.

Прямые иностранные инвестиции

ПИИ потенциально являются важным источником удовлетворения инвестиционных потребностей экономики России. Это достаточно устойчивые вложения, менее подверженные влиянию изменений политической и социально-экономической ситуации в стране, воздействию международных финансовых кризисов, чем другие формы иностранных инвестиций. В частности, непосредственно после финансового кризиса, 1998 г. наблюдался массовый отток портфельных инвестиций и сокращение внешнего кредитования, тогда как приток ПИИ в Россию продолжался.

Иностранные инвесторы, вкладывающие свои капиталы непосредственно в предприятия реального сектора экономики, самостоятельно или вместе с российскими партнерами — акционерами таких предприятий несут ответственность за прибыльность их использования, которая определяется как конкурентоспособностью применяемой ими технологии, так и уровнем организации производства, включая особенности маркетинговой стратегии и тактики, особенности управления персоналом, финансовыми потоками и другими характеристиками менеджмента. Это обстоятельство серьезно отличает привлечение ПИИ от использования зарубежных инвестиционных кредитов, которые перекладывают коммерческий риск кредитуемого проекта полностью на российского заемщика.

Читайте также:  Значение индекса доходности инвестиций

ПИИ расширяют возможности выхода на зарубежные рынки для продукции и услуг учрежденных ими предприятий, получения этими предприятиями кредитов зарубежных банков или гарантий банков по кредитам, выдаваемым в России, возможности обучения персонала на иностранных фирмах, способствуют интеграции экономики России в мировое хозяйство.

Особая привлекательность ПИИ состоит в том, что наряду с финансированием инвестиционных процессов они несут технологические, в том числе инновационные, ресурсы для модернизации производственного аппарата страны-реципиента.

ПИИ вряд ли могут и не должны стать определяющим источником инвестиционных ресурсов для модернизации реального сектора российской экономики. У России есть собственный весомый финансовый, научно-технический и производственный потенциал. Но ПИИ могут и финансово, и, что особенно важно, технологически интенсифицировать процессы развития и тем самым сократить продолжительность болезненного переходного периода.

Россия имеет ряд важных специфических преимуществ для привлечения ПИИ: •

огромный потребительский рынок в 150 млн. человек, потребности которых по многим видам товаров и услуг удовлетворены пока минимально и в основном за счет импорта; •

значительный потенциал российской промышленности как по производству первичной продукции (топливно- энергетический и металлургические комплексы, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность), так и продукции высоких технологий, производимой прежде всего предприятиями, ранее входившими в оборонный комплекс; •

наличие сравнительно дешевой и относительно квалифицированной рабочей силы; •

высокий научный потенциал и уровень образования населения; •

обеспеченность страны природными ресурсами.

К сожалению, в последние годы Россия стремительно теряет некоторые из отмеченных выше преимуществ. К примеру, привлекательность российской рабочей силы хотя и является пока важной причиной инвестирования в Россию, тем не менее начинает снижаться на фоне более выгодных предложений многих развивающихся стран. На глазах сокращается научно- технический потенциал страны.

Вместе с тем Россия обладает рядом особенностей, отнюдь не способствующих привлечению ПИИ. Некоторые из этих особенностей сформированы историческим прошлым российской экономики как командной и плановой, другие представляют собой результат неудачной экономической политики уже периода «перестройки».

Существуют факторы, осложняющие приток ПИИ в Россию: •

специфика экономической географии России, для которой характерны большие размеры территории, недостаточная интеграция региональных рынков20, неравномерно развитая транспортная сеть, удаленность большинства предприятий конечной продукции от источников сырья; •

наличие естественных монополий в энергетике, на транспорте, в области связи, где цены и тарифы далеко не в полной мере отвечают требованиям эффективности экономики в целом; •

наличие довольно большого числа административно-правовых барьеров для входа инвесторов на российские рынки; • отсутствие целостных концепций экономического развития, расширения и создания новых производств в условиях открытой рыночной экономики; •

осуществление инвестиционной деятельности вне связи с другими экономическими процессами; •

негибкая амортизационная политика; •

значительная региональная дифференциация, усилившаяся в период осуществления экономических реформ в России.

Сравнение потенциала разных источников инвестиций показывает, что собственные средства предприятий останутся в ближайшей и среднесрочной перспективе основным источником инвестиций для реального сектора российской экономики. По- настоящему серьезных альтернатив им пока не существует. Вместе с тем при правильной экономической политике заметную помощь в инвестировании моїуг оказать ПИИ.

Источник

Оцените статью