Предоставление бюджетных кредитов ссуд инвестиций с нарушением установленного порядка влечет

Статья 298. Предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка

(Утратила силу с 4 августа 2013 года — Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ)

Комментарий к статье 298 БК РФ

Порядок предоставления бюджетных кредитов установлен ст. 93.2 Кодекса, согласно п. 1 которой бюджетный кредит может быть предоставлен России, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных Кодексом и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства РФ, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете. Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц — также по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности). Бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе иностранным юридическим лицам, могут предоставляться только за счет целевых иностранных кредитов (заимствований) в случае реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам, а также в случаях, установленных гл. 15 Кодекса.

Особенности предоставления юридическим лицам бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) установлены ст. 93.5 Кодекса. Особенности предоставления Россией бюджетных кредитов иностранным государствам, иностранным юридическим лицам установлены гл. 15 Кодекса.

КоАП РФ административной ответственности непосредственно за деяние, прямо указанное в комментируемой статье, не предусматривает. Следовательно, в случае предоставления бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка могут быть применены такие меры принуждения, как изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств и вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Другой комментарий к статье 298 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 298 главы 28 Бюджетного кодекса устанавливает ответственность за предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением установленного порядка. Для начала необходимо определить, что является бюджетным кредитом.

Так, в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса бюджетным кредитом признаются денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Порядок предоставления бюджетного кредита определен в самом Бюджетном кодексе (ст. 93.2 и 93.3). Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете. При этом у получателей бюджетного кредита не должно быть просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц — также по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

Бюджетный кредит может быть предоставлен на условиях возмездности и возвратности. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица — получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя органами государственной власти и органами местного самоуправления или по их поручению уполномоченным лицом.

Читайте также:  Таблица офз с доходностью

В свою очередь, бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до одного года, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Комментарии и консультации юристов по ст 298 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 298 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник

Статья 299. Предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка

Предоставление бюджетных инвестиций с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Комментарий 1

Комментарий 2

Основным условием предоставления инвестиций, установленным статьей 80 настоящего Кодекса, является передача соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию эквивалентной части уставного капитала или имущества получателей инвестиций. При этом до вынесения компетентным органом исполнительной власти (при инвестировании из средств федерального бюджета — Минимуществом России) окончательного решения о принятии соответствующих акций или иных активов орган, исполняющий бюджет, не осуществляет перечисление соответствующих бюджетных средств.

Вновь принятый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации не содержат санкции за предоставление бюджетных кредитов и бюджетных ссуд с нарушением установленного порядка. Иными мерами, применяемыми при данном нарушении, являются:

— изъятие в бесспорном порядке предоставленных бюджетных средств;

— вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Данные меры принудительного воздействия применяются органами, исполняющими бюджет, в порядке, установленном настоящей главой Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Источник

Статья 298. Предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка

(в редакции Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ)

Предоставление бюджетных кредитов с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

(в редакции Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ)

Комментарий 1

Комментарий 2

Условия предоставления бюджетных кредитов установлены статьями 76 — 77 настоящего Кодекса, важнейшим из которых является наличие обеспечения их возврата, которым могут являться только банковские гарантии, поручительства и залог имущества не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Второе обязательное условие — проведение предварительной проверки получателя бюджетных средств. Кроме того, условия предоставления кредитов определяются законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год и иными правовыми основаниями их предоставления. Что касается бюджетных ссуд, которыми в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня в пределах финансового года, то условия их предоставления определяются главой 16 настоящего Кодекса, регулирующей межбюджетные отношения. При казначейском исполнении бюджета в рамках осуществления органом, исполняющим бюджет, предварительного и текущего контроля возможность предоставления бюджетных средств с нарушением вышеуказанных условий должна быть исключена.

Читайте также:  Симбиоз инвестиции как пополнить счет

Вновь принятый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации не содержат санкции за предоставление бюджетных кредитов и бюджетных ссуд с нарушением установленного порядка. Иными мерами, применяемыми при данном нарушении, являются:

— изъятие в бесспорном порядке предоставленных бюджетных средств;

— вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Данные меры принудительного воздействия применяются органами, исполняющими бюджет, в порядке, установленном настоящей главой Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что по смыслу комментируемой статьи нарушение может совершаться государственным или муниципальным органом, предоставляющим бюджетные средства. В то же время мера по изъятию в бесспорном порядке предоставленных средств применяется в отношении лица, выступающего получателем средств бюджета.

Источник

Энциклопедия судебной практики. Административные правонарушения в области финансов. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита (Ст. 15.15.2 КоАП)

Привлечение к административной ответственности за нарушение условий предоставления бюджетного кредита. Приложение к Энциклопедии судебной практики

1. Привлечение должностного лица к ответственности по ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ за превышение дефицита областного бюджета в нарушение соответствующего условия предоставления бюджетного кредита возможно, если доказано наличие у данного лица должностных обязанностей по обеспечению сохранения дефицита бюджета на установленном уровне и нарушение таковых

В нарушение п. 1 ст. 93.2 БК РФ, п. 4 Правил от 27 декабря 2014 года N 1567, п. 3.2 Соглашения Кировской областью не выполнены принятые на себя обязательства по сохранению дефицита бюджета субъекта РФ на уровне, утвержденном на 2015 год по состоянию на 01 января 2015 года, а допущен его рост, чем нарушены условия предоставления и использования бюджетного кредита.

Привлечение должностного лица финансового органа к административной ответственности возможно только при наличии соответствующих оснований, прежде всего вины. Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, судья Кировского областного суда установил, что совокупность представленных в материалы дела доказательств при наличии законодательных актов Кировской области об областном бюджете не позволяет сделать однозначный вывод о виновности и.о. заместителя Председателя Правительства Кировской области, министра финансов в совершении вменяемого правонарушения.

Из протокола об административном правонарушении и других материалов дела не следует, в чем заключается противоправное действие (бездействие) министра финансов, какие конкретно должностные обязанности не исполнило либо ненадлежащим образом исполнило указанное должностное лицо. В материалах дела отсутствуют доказательства, с достоверностью свидетельствующие о неисполнении или о ненадлежащем исполнении министром финансов своих служебных обязанностей, повлекшем не обеспечение сохранение дефицита бюджета области на уровне, утвержденном на 2015 год по состоянию на 01 января 2015 года (рост дефицита бюджета) в нарушение условий о предоставлении бюджетного кредита.

Выводы судьи областного суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и установленным в ходе рассмотрения жалобы должностного лица на постановление по делу. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется. Постановлением судьи районного суда, оставленным без изменения решением судьи областного суда, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ.

Примечание

Смотрите также решение Кировского областного суда N 7-129/2016 от 13 декабря 2016 г.

2. Внесение изменений, касающихся увеличения дефицита бюджета, в закон о бюджете заемщика в отсутствие согласия Минфина России, вопреки условиям предоставления кредита, признается правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ

Минфином Республики не выполнены условия, определенные Соглашением о предоставлении бюджету Республики из федерального бюджета бюджетного кредита, а именно дефицит республиканского бюджета за 2015 год превысил значения, предусмотренные Соглашением. Также отсутствует согласование с Минфином России изменений в Закон Республики от 28.11.2014 N 54-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», предусматривающих увеличение дефицита бюджета Республики на 2015 года.

Читайте также:  Расчет периода окупаемости внедрений

При этом Минфином Республики направлялось на согласование в Минфин России предполагаемое изменение в Закон о республиканском бюджете на 2015 год от 28 ноября 2014 года N 54-З (письмо от 28 декабря 2015 года). Однако документы Минфина России по обращению Минфина Республики от 28 декабря 2015 года по вопросу согласования проекта Закона о республиканском бюджете на 2015 год к проверке не представлены.

Судом отмечено, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления вредных последствий. Доводы жалобы о том, что Республика Марий Эл исполнила взятые на себя обязательства — направила предполагаемые поправки на согласование в Минфин России, и не может нести ответственность за действия должностных лиц Минфина России за рассмотрение направленных документов, и о том, что в рассматриваемом случае уполномоченные органы государственной власти Республики вправе принять изменения в закон о бюджете, не верны и основаны на неправильном толковании закона.

Примечание

Смотрите также решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 мая 2016 г. по делу N 12-441/2016.

3. Нарушение заемщиком условия о непревышении значения дефицита бюджета, установленного соглашением о предоставлении бюджетного кредита, само по себе не может рассматриваться как обусловленное крайней необходимостью

Минфином Республики не выполнены условия, определенные Соглашением о предоставлении бюджету Республики из федерального бюджета бюджетного кредита, а именно дефицит республиканского бюджета за 2015 год превысил значения, предусмотренные Соглашением.

В отношении довода жалобы об отсутствии правонарушения ввиду совершения указанных действий в состоянии крайней необходимости судом отмечено, что законодатель, раскрывая понятие крайней необходимости, перечисляет условия, при наличии которых действия лица, образующие состав административного правонарушения, не могут служить основанием для привлечения его к административной ответственности в связи с отсутствием признака вины. Одним из таких условий является невозможность устранения опасности иными средствами, чем причинение вреда правоохраняемым интересам. Между тем нельзя согласиться с доводом жалобы о том, что совершение данного правонарушения являлось единственно возможным действием для предотвращения вреда (в том числе материального). Таким образом, обстоятельства совершения правонарушения не отвечают тем условиям, при наличии которых возникает состояние крайней необходимости и, соответственно, не могут рассматриваться как основания для прекращения производства по делу.

Примечание

Смотрите также решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 мая 2016 г. по делу N 12-441/2016.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В блоке «Энциклопедия судебной практики. КоАП РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения положений главы 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» и главы 15 «Административные правонарушения в области финансов» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на апрель 2021 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. содержание материалов Энциклопедии судебной практики

При подготовке блока «Энциклопедия судебной практики. КоАП РФ» использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук А.В. Кузьминой, Ю. Раченковой и М. Михайлевской.

Источник

Оцените статью