Практическая деятельность государства по обеспечению своей экономической безопасности

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТРАСЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Проблема обеспечения экономической безопасности в настоящее время является предметом пристального изучения и исследова-ний. Свидетельство тому — растущее число публикаций в научной и специальной литературе. Из множества известных нам исследований и разработок наиболее фундаментальными, по нашему мнению, явля-ются монография Н. П. Ващекина, М. И. Дзлиева, А. Д. Урсула 1 и учебно-практическое пособие, разработанное коллективом авторов РЭА им. Г. А. Плеханова под редакцией академика Олейникова Е. А. 2 . В монографии Н. П. Ващекина, М. И. Дзлиева, А. Д. Урсула, носящей философский характер рассмотрен широкий круг проблем, связанных с разработкой концептуальных основ обеспечения безопасности и стабильности государства и общества, вскрыта суть многих социаль-ных процессов, происходящих в нашей стране; авторами предпринята попытка системного освещения путей выхода из кризиса, форм и ме-тодов обеспечения стабильности государства.

Пообъектная структура экономической безопасности в монографии представлена следующей структурой различных уровней эко-номических отношений: экономический уровень семьи — экономиче-ские интересы каждого гражданина страны; микроэкономический уровень — агенты рынка; региональный и отраслевой уровень — эко-номика субъектов Федерации и отраслей национальной экономики; макроэкономический уровень — экономика страны в целом.

Рассматривая ситуацию в России, авторы монографии выделяют ряд основных угроз экономической безопасности страны, затраги-вающих интересы практически всех вышеперечисленных объектов:

  • все большее сосредоточение национальных богатств в собственности криминалитета;
  • усиление криминализации различных секторов рынка;
  • близкое к криминальному искажение процессов приватизации с противоправным участием должностных лиц;
  • мошенничество в кредитно-финансовой сфере;
  • просчеты в управлении государственной собственностью;
  • непоследовательный и противоречивый характер налоговой политики государства;
  • коммерциализация средств массовой информации на фоне слабого законодательного обеспечения;
  • противоречивость и уязвимость законодательной базы, создающие трудности даже для юристов-профессионалов;
  • отсутствие надлежащей уголовно-правовой защиты правомерного предпринимательства;
  • расширение криминального бизнеса (нарко-, и порно-бизнес, торговля оружием и т. п.);
  • нестабильность в правовой и правоохранительной сферах;
  • коррупция и организованная преступность;
  • недостаточная роль государства в защите интересов субъектов экономики.

Авторы монографии отмечают также наличие внешних эконо-мических факторов, совокупное действие которых формирует один из фундаментальных источников угроз экономической безопасности: значительная внешняя задолженность, отсутствие целостной норма-тивной базы регулирования внешнеэкономической деятельности, за-висимость от импорта, неразвитость инфраструктуры поддержки оте-чественного экспорта, утрата освоенных рынков сбыта, утечка интел-лектуальной собственности и кадров за рубеж, вывоз за рубеж валюты и сырья и др.

Рассматривая источники угроз экономике, авторы монографии дают общие рекомендации по обеспечению экономической безопас-ности избранных ими субъектов. Так, концептуальная модель обеспе-чения экономической безопасности, предлагаемая авторами выглядит следующим образом (здесь мы приводим ее без изменений) (табл. 1).

Таблица 1
Концептуальная модель обеспечения экономической безопасности

Меры по обеспечению экономической безопасности
Информационно-аналитические Мониторинг за состоянием информации относительно уязвимости жизненно важных интересов и противодействия угрозам;
Выработка текущих и прогностических оценок развития экономических отношений в стране в плане предупреждения кризисных явлений;
Разработка предложений о повышении эффективности системы обеспечения экономической безопасности и др.
Регулятивного воздействия Локализация и нейтрализация угроз жизненно важным интересам страны;
Устранение кризисных тенденций в сфере обеспечения экономической безопасности и др.
Прямого противодействия Противодействие носителям угроз жизненно важным интересам страны;
Контроль за состоянием экономических отношений в стране;
Программа выхода из экономического кризиса и др.

Второй из отмеченных нами фундаментальный авторский труд 3 практически полностью посвящен проблеме экономической безопас-ности является в большей степени учебно-практическим пособием, освящая основные положения Концепции и Государственной страте-гии экономической безопасности России, рассматривает понятие эко-номической безопасности применительно к стране, регионам страны, предприятию и личности. В данном пособии авторы относят эконо-мическую безопасность по содержанию к одному из видов обеспече-ния национальной безопасности, наряду с такими видами как военная, социальная, политическая, информационная и т. п. 4 .

Экономическую безопасность региона авторы трактуют как совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризую-щих стабильность, устойчивость и поступательность развития эконо-мики региона, определенной независимости и интеграции с экономи-кой Федерации, что выражается в следующих проявлениях:

  • возможность проведения собственной экономической политики в рамках Федерации;
  • способность адекватно реагировать на резкие геополитические изменения в Федерации;
  • способность осуществлять (начать) крупные экономические мероприятия (не ожидая помощи от Федерации) по неотложным со-циально-взрывным ситуациям, связанным с локальными экономиче-скими бедствиями или экономическими просчетами на федеральном уровне;
  • возможность на договорной основе оказывать помощь сопредельным регионам, где существующая несбалансированная эконо-мическая ситуация может негативно отразиться на экономических интересах данного региона;
  • возможность стабильно поддерживать соответствие существующих (действующих) на территории экономических нормативов общепринятым в мировой практике, что позволило бы обеспечить достойный уровень жизни населения.
Читайте также:  Какие идеи для бизнеса для женщин

Основные параметры, при помощи которых авторы предлагают исследовать уровень экономической безопасности, а также их значи-мость (в баллах), представляются в следующем виде (табл. 2).

По данному множеству показателей производится анализ состояния регионов (ранжирование), оценка «узких» мест и факторов. Далее производится разработка сценариев выхода из кризиса в зави-симости от избранного подхода с оценкой рисков 5 . Данная методика является универсальной и в принципе может быть подобран такой набор показателей, который полностью отвечал бы концепции кон-кретной отрасли.

Таблица 2
Балльная оценка факторов

Фактор Балл
1. Прожиточный минимум (тыс. руб. / чел.) 3
2. Заработная плата (тыс. руб. / чел.) 2
3. Уровень преступности (кол-во прест. /100 тыс. жит.) 3
4. Задолженность поставщикам (тыс. руб. / чел.) 2
5. Задолженность покупателям (тыс. руб. / чел.) 2
6. Просроченная задолженность по зарплате (т. р. / чел.) 3
7. Уровень безработицы (бирж. контингент / чис-ть нас.) 3
8. Отношение кол-ва безработных к числу вакансий 3
9. Уровень образования (численность лиц со средним и выс-шим образованием / 100 жит.) 1
10. Дифференциация доходов 3

Под экономической безопасностью предприятия авторы предла-гают понимать состояния наиболее эффективного использования кор-поративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения ста-бильного функционирования предприятия в настоящее время и в бу-дущем. Оценка уровня экономической безопасности производится с помощью обобщающего критерия, определяемого с помощью системы частных функциональных критериев, рассчитываемых по наиболее важным функциональным направлениям (составляющим): финан-совой, интеллектуально-кадровой, технико-технологической, полити-ко-правовой, экономической, информационной, силовой.

Следует отметить, что в литературе отмечается несколько имеющих право на существование взглядов на экономическую безо-пасность. Так Бельков О. А. отмечает, что экономическая безопас-ность есть качественно определенное состояние экономики страны, которое с точки зрения общества желательно сохранить, либо развивать в прогрессирующих масштабах 6 .

В Толковом терминологическом словаре «Бизнес и безопас-ность» под экономической безопасностью понимают как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и раз-вития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз 7 .

Владимиров Ю. И. и Павлов А. С. считают, что экономическая безопасность является важнейшей качественной характеристикой экономической системы, определяющей ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обес-печение ресурсами развитие народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России 8 . Бухвальдом Е., Гловацкой Н. и Лазаренко С. предложено под экономической безопасностью понимать уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздействия неблагоприятных факторов 9 . Академиком Абалкиным Л. И. предложено следующее опре-деление ЭБ: совокупность условий и факторов, обеспечивающих не-зависимость национальной экономики, ее стабильность к постоянно-му совершенствованию 10 .

Источник

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Обеспечение экономической безопасности является важнейшей функцией государства. В Указе Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» содержатся основные принципиальные положения, связанные с обеспечением безопас­ности. В нем сказано: «Цель государственной стратегии эконо­мической безопасности — обеспечение такого развития эконо­мики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-поли­тической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане».

Читайте также:  Идеи для бизнеса по пищевому производству

Обеспечение экономической безопасности страны должно иметь характер государственной политики и предусматривать комплекс, систему мер политического, экономического, админист­ративно-режимного, пропагандистского и специального характера, объединенных стратегическим замыслом, общими целями и зада­чами.

Государственная деятельность по обеспечению экономической

безопасности страны включает следующие элементы:

1) объективный и всесторонний мониторинг экономики и об­щества для выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов экономической безопасности;

2) разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

3) организация работы по реализации комплекса государствен­ных мер по обеспечению экономической безопасности.

В целях обеспечения эффективности стратегии экономической безопасности должна быть сформирована система государствен­ного воздействия на экономику, позволяющая с наименьшими потерями осуществлять регулирование важнейших экономических преобразований, включая взаимодействие между ними, а также способная взять на себя функции регулирования и поддержания экономики страны на безопасном уровне.

При этом должны быть четко определены границы и условия государственного вмешательства в экономику (в частности, гра­ницы государственного сектора), а также обеспечено развитие эффективных мер государственного регулирования.

Реальным механизмом контроля за реализацией государствен­ной политики в области обеспечения экономической безопасности является мониторинг экономической безопасности.

Главными целями мониторинга экономической безопасности являются:

• создание государственной системы мониторинга состояния
обеспечения экономической безопасности Российской
Федерации;

• оперативное обеспечение органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов информацией о со­ стоянии угроз экономической безопасности, их характере, возможных последствиях, а также прогнозами в этой области;

• информационное взаимодействие всех органов власти;

• контроль за состоянием угроз экономической безопасности страны.

Для достижения целей организации мониторинга необходимо решение следующих задач:

1) разработка организационно-методического обеспечения проведения мониторинга, обеспечивающего сбор и оценку ин­формации с использованием пороговых значений и критериев эко­номической безопасности;

2) разработка механизма получения информации о состоянии угроз экономической безопасности;

3) оперативный анализ поступающей информации в целях предупреждения угроз экономической безопасности, а также обес­печение информацией о действиях органов власти в целях скорейшего и наиболее эффективного устранения их последствий.

В «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895, существенное внимание уделено обеспечению ин­формационной безопасности в области экономики страны. Обес­печение информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики играет ключевую роль в обеспечении нацио­нальной безопасности страны.

Воздействию угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономической безопасности наиболее подвержены:

• система государственной статистики;

• информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики;

• системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;

• системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информа­ции о внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций незави­симо от формы собственности.

В связи с переходом к рыночным отношениям в экономике на внутреннем российском рынке появились товары и услуги мно­жества отечественных и зарубежных коммерческих структур — производителей и потребителей информации, средств информа­тизации и защиты информации. Бесконтрольная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в экономической сфере. Аналогичные угрозы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных фирм к созда­нию подобных систем, поскольку при этом складываются благоприятные условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной экономической информации и для контроля за процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных

Серьезную угрозу для нормального функционирования эконо­мики в целом представляют компьютерные преступления, связан­ные с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети банков и других организаций.

Недостаточность нормативной правовой базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потреби­тельских свойствах производимых ими товаров и услуг, о резуль­татах их хозяйственной деятельности, об инвестициях и т. п., пре­пятствует нормальному функционированию хозяйствующих субъектов. В то же время существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие раз­глашения информации, содержащей коммерческую тайну. В сис­темах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, бир­жевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации и ее искажение вслед­ствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней. Это касается и федеральных органов информации о внешне­экономической деятельности Российской Федерации.

Читайте также:  Что нужно чтобы открыть свой бизнес образование

Основными мерами по обеспечению информационной безо­пасности Российской Федерации в сфере экономики являются:

• организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансо­вой, биржевой, налоговой, таможенной информации;

• коренная перестройка системы государственной статисти­ческой отчетности в целях обеспечения достоверности, пол­ноты и защищенности информации, осуществляемая путем введения строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контроля за деятельностью этих лиц и служб обработки и анализа статистической информации, а также путем ограничения коммерциализации такой информации;

• разработка национальных сертифицированных средств за­щиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи статистической, фи­нансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;

• разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, сис­тем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование;

• совершенствование нормативной правовой базы, регулиру­ющей информационные отношения в сфере экономики;

• совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации.

Обеспечение экономической безопасности наряду с обще­государственными средствами достигается также средствами, при­сущими каждой из сфер безопасности. Защита экономических интересов, прав и свобод общества и граждан должна обеспечи­ваться всеми институтами общества и государства. Передать эти функции в ведение одного органа — значит поставить его над всеми этими институтами, в том числе и над Конституцией.

Необходимо создание соответствующей системы, в которой на каждом уровне решается круг задач, определяемых его компетен­цией. Таким образом, можно выделить несколько уровней, обра­зующих систему государственных органов и ведомств, занятых в пределах своей компетенции проблемами экономической безо­пасности. Это следующие уровни:

государственно-региональная модель — на уровне Федерации и субъекта Федерации;

ведомственно-отраслевая модель — в отраслях с преимущественно государственной собственностью;

смешанная модель — в отраслях, где за государством закреплены пакеты акций;

корпоративная модель — для акционерных обществ и финан­сово-промышленных групп.

Параллельно с государственной системой обеспечения эконо­мической безопасности в России с началом экономических ре­форм стала постепенно складываться негосударственная система в области экономической безопасности, нацеленная прежде всего на безопасность предпринимательства, собственности и личности.

ВЫВОДЫ

Основой жизнедеятельности общества, его социально-поли­тической и национально-этнической устойчивости является эко­номическая безопасность.

Объектами экономической безопасности России являются личность, общество, государство и основные элементы экономи­ческой системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности. Причинами возникновения и развития кризисных ситуаций в стране, вызывающих угрозы экономической безопасности, выступают различные факторы: спад производства и потеря внутреннего рынка; нарушение научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики; утрата продовольственной независимости и обострение ценовых диспропорций между про­мышленностью и сельским хозяйством; рост безработицы и ос­лабление трудовой дисциплины; криминализация экономики; нарушение финансового обеспечения; потеря внешнего рынка и т.д.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите составляющие национальных интересов России.

2. Каковы основные элементы экономической безопасности?

3. Какие меры направлены на защиту общенациональных инте­ресов России в сфере экономики?

4. Назовите уровни экономической безопасности.

5. Что понимается под угрозами экономической безопасности? Сопоставьте внутренние и внешние угрозы.

6. В чем заключается государственная деятельность по обеспече­нию экономической безопасности страны?

7. Какие цели мониторинга экономической безопасности явля­ются главными?

Источник

Оцените статью