ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТРАСЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Проблема обеспечения экономической безопасности в настоящее время является предметом пристального изучения и исследова-ний. Свидетельство тому — растущее число публикаций в научной и специальной литературе. Из множества известных нам исследований и разработок наиболее фундаментальными, по нашему мнению, явля-ются монография Н. П. Ващекина, М. И. Дзлиева, А. Д. Урсула 1 и учебно-практическое пособие, разработанное коллективом авторов РЭА им. Г. А. Плеханова под редакцией академика Олейникова Е. А. 2 . В монографии Н. П. Ващекина, М. И. Дзлиева, А. Д. Урсула, носящей философский характер рассмотрен широкий круг проблем, связанных с разработкой концептуальных основ обеспечения безопасности и стабильности государства и общества, вскрыта суть многих социаль-ных процессов, происходящих в нашей стране; авторами предпринята попытка системного освещения путей выхода из кризиса, форм и ме-тодов обеспечения стабильности государства.
Пообъектная структура экономической безопасности в монографии представлена следующей структурой различных уровней эко-номических отношений: экономический уровень семьи — экономиче-ские интересы каждого гражданина страны; микроэкономический уровень — агенты рынка; региональный и отраслевой уровень — эко-номика субъектов Федерации и отраслей национальной экономики; макроэкономический уровень — экономика страны в целом.
Рассматривая ситуацию в России, авторы монографии выделяют ряд основных угроз экономической безопасности страны, затраги-вающих интересы практически всех вышеперечисленных объектов:
- все большее сосредоточение национальных богатств в собственности криминалитета;
- усиление криминализации различных секторов рынка;
- близкое к криминальному искажение процессов приватизации с противоправным участием должностных лиц;
- мошенничество в кредитно-финансовой сфере;
- просчеты в управлении государственной собственностью;
- непоследовательный и противоречивый характер налоговой политики государства;
- коммерциализация средств массовой информации на фоне слабого законодательного обеспечения;
- противоречивость и уязвимость законодательной базы, создающие трудности даже для юристов-профессионалов;
- отсутствие надлежащей уголовно-правовой защиты правомерного предпринимательства;
- расширение криминального бизнеса (нарко-, и порно-бизнес, торговля оружием и т. п.);
- нестабильность в правовой и правоохранительной сферах;
- коррупция и организованная преступность;
- недостаточная роль государства в защите интересов субъектов экономики.
Авторы монографии отмечают также наличие внешних эконо-мических факторов, совокупное действие которых формирует один из фундаментальных источников угроз экономической безопасности: значительная внешняя задолженность, отсутствие целостной норма-тивной базы регулирования внешнеэкономической деятельности, за-висимость от импорта, неразвитость инфраструктуры поддержки оте-чественного экспорта, утрата освоенных рынков сбыта, утечка интел-лектуальной собственности и кадров за рубеж, вывоз за рубеж валюты и сырья и др.
Рассматривая источники угроз экономике, авторы монографии дают общие рекомендации по обеспечению экономической безопас-ности избранных ими субъектов. Так, концептуальная модель обеспе-чения экономической безопасности, предлагаемая авторами выглядит следующим образом (здесь мы приводим ее без изменений) (табл. 1).
Таблица 1
Концептуальная модель обеспечения экономической безопасности
Меры по обеспечению экономической безопасности | |
Информационно-аналитические | Мониторинг за состоянием информации относительно уязвимости жизненно важных интересов и противодействия угрозам; Выработка текущих и прогностических оценок развития экономических отношений в стране в плане предупреждения кризисных явлений; Разработка предложений о повышении эффективности системы обеспечения экономической безопасности и др. |
Регулятивного воздействия | Локализация и нейтрализация угроз жизненно важным интересам страны; Устранение кризисных тенденций в сфере обеспечения экономической безопасности и др. |
Прямого противодействия | Противодействие носителям угроз жизненно важным интересам страны; Контроль за состоянием экономических отношений в стране; Программа выхода из экономического кризиса и др. |
Второй из отмеченных нами фундаментальный авторский труд 3 практически полностью посвящен проблеме экономической безопас-ности является в большей степени учебно-практическим пособием, освящая основные положения Концепции и Государственной страте-гии экономической безопасности России, рассматривает понятие эко-номической безопасности применительно к стране, регионам страны, предприятию и личности. В данном пособии авторы относят эконо-мическую безопасность по содержанию к одному из видов обеспече-ния национальной безопасности, наряду с такими видами как военная, социальная, политическая, информационная и т. п. 4 .
Экономическую безопасность региона авторы трактуют как совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризую-щих стабильность, устойчивость и поступательность развития эконо-мики региона, определенной независимости и интеграции с экономи-кой Федерации, что выражается в следующих проявлениях:
- возможность проведения собственной экономической политики в рамках Федерации;
- способность адекватно реагировать на резкие геополитические изменения в Федерации;
- способность осуществлять (начать) крупные экономические мероприятия (не ожидая помощи от Федерации) по неотложным со-циально-взрывным ситуациям, связанным с локальными экономиче-скими бедствиями или экономическими просчетами на федеральном уровне;
- возможность на договорной основе оказывать помощь сопредельным регионам, где существующая несбалансированная эконо-мическая ситуация может негативно отразиться на экономических интересах данного региона;
- возможность стабильно поддерживать соответствие существующих (действующих) на территории экономических нормативов общепринятым в мировой практике, что позволило бы обеспечить достойный уровень жизни населения.
Основные параметры, при помощи которых авторы предлагают исследовать уровень экономической безопасности, а также их значи-мость (в баллах), представляются в следующем виде (табл. 2).
По данному множеству показателей производится анализ состояния регионов (ранжирование), оценка «узких» мест и факторов. Далее производится разработка сценариев выхода из кризиса в зави-симости от избранного подхода с оценкой рисков 5 . Данная методика является универсальной и в принципе может быть подобран такой набор показателей, который полностью отвечал бы концепции кон-кретной отрасли.
Таблица 2
Балльная оценка факторов
Фактор | Балл |
1. Прожиточный минимум (тыс. руб. / чел.) | 3 |
2. Заработная плата (тыс. руб. / чел.) | 2 |
3. Уровень преступности (кол-во прест. /100 тыс. жит.) | 3 |
4. Задолженность поставщикам (тыс. руб. / чел.) | 2 |
5. Задолженность покупателям (тыс. руб. / чел.) | 2 |
6. Просроченная задолженность по зарплате (т. р. / чел.) | 3 |
7. Уровень безработицы (бирж. контингент / чис-ть нас.) | 3 |
8. Отношение кол-ва безработных к числу вакансий | 3 |
9. Уровень образования (численность лиц со средним и выс-шим образованием / 100 жит.) | 1 |
10. Дифференциация доходов | 3 |
Под экономической безопасностью предприятия авторы предла-гают понимать состояния наиболее эффективного использования кор-поративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения ста-бильного функционирования предприятия в настоящее время и в бу-дущем. Оценка уровня экономической безопасности производится с помощью обобщающего критерия, определяемого с помощью системы частных функциональных критериев, рассчитываемых по наиболее важным функциональным направлениям (составляющим): финан-совой, интеллектуально-кадровой, технико-технологической, полити-ко-правовой, экономической, информационной, силовой.
Следует отметить, что в литературе отмечается несколько имеющих право на существование взглядов на экономическую безо-пасность. Так Бельков О. А. отмечает, что экономическая безопас-ность есть качественно определенное состояние экономики страны, которое с точки зрения общества желательно сохранить, либо развивать в прогрессирующих масштабах 6 .
В Толковом терминологическом словаре «Бизнес и безопас-ность» под экономической безопасностью понимают как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и раз-вития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз 7 .
Владимиров Ю. И. и Павлов А. С. считают, что экономическая безопасность является важнейшей качественной характеристикой экономической системы, определяющей ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обес-печение ресурсами развитие народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России 8 . Бухвальдом Е., Гловацкой Н. и Лазаренко С. предложено под экономической безопасностью понимать уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздействия неблагоприятных факторов 9 . Академиком Абалкиным Л. И. предложено следующее опре-деление ЭБ: совокупность условий и факторов, обеспечивающих не-зависимость национальной экономики, ее стабильность к постоянно-му совершенствованию 10 .
Источник
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Обеспечение экономической безопасности является важнейшей функцией государства. В Указе Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» содержатся основные принципиальные положения, связанные с обеспечением безопасности. В нем сказано: «Цель государственной стратегии экономической безопасности — обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане».
Обеспечение экономической безопасности страны должно иметь характер государственной политики и предусматривать комплекс, систему мер политического, экономического, административно-режимного, пропагандистского и специального характера, объединенных стратегическим замыслом, общими целями и задачами.
Государственная деятельность по обеспечению экономической
безопасности страны включает следующие элементы:
1) объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества для выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов экономической безопасности;
2) разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
3) организация работы по реализации комплекса государственных мер по обеспечению экономической безопасности.
В целях обеспечения эффективности стратегии экономической безопасности должна быть сформирована система государственного воздействия на экономику, позволяющая с наименьшими потерями осуществлять регулирование важнейших экономических преобразований, включая взаимодействие между ними, а также способная взять на себя функции регулирования и поддержания экономики страны на безопасном уровне.
При этом должны быть четко определены границы и условия государственного вмешательства в экономику (в частности, границы государственного сектора), а также обеспечено развитие эффективных мер государственного регулирования.
Реальным механизмом контроля за реализацией государственной политики в области обеспечения экономической безопасности является мониторинг экономической безопасности.
Главными целями мониторинга экономической безопасности являются:
• создание государственной системы мониторинга состояния
обеспечения экономической безопасности Российской
Федерации;
• оперативное обеспечение органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов информацией о со стоянии угроз экономической безопасности, их характере, возможных последствиях, а также прогнозами в этой области;
• информационное взаимодействие всех органов власти;
• контроль за состоянием угроз экономической безопасности страны.
Для достижения целей организации мониторинга необходимо решение следующих задач:
1) разработка организационно-методического обеспечения проведения мониторинга, обеспечивающего сбор и оценку информации с использованием пороговых значений и критериев экономической безопасности;
2) разработка механизма получения информации о состоянии угроз экономической безопасности;
3) оперативный анализ поступающей информации в целях предупреждения угроз экономической безопасности, а также обеспечение информацией о действиях органов власти в целях скорейшего и наиболее эффективного устранения их последствий.
В «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895, существенное внимание уделено обеспечению информационной безопасности в области экономики страны. Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности страны.
Воздействию угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономической безопасности наиболее подвержены:
• система государственной статистики;
• информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики;
• системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
• системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.
В связи с переходом к рыночным отношениям в экономике на внутреннем российском рынке появились товары и услуги множества отечественных и зарубежных коммерческих структур — производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации. Бесконтрольная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в экономической сфере. Аналогичные угрозы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных фирм к созданию подобных систем, поскольку при этом складываются благоприятные условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной экономической информации и для контроля за процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных
Серьезную угрозу для нормального функционирования экономики в целом представляют компьютерные преступления, связанные с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети банков и других организаций.
Недостаточность нормативной правовой базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, о результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях и т. п., препятствует нормальному функционированию хозяйствующих субъектов. В то же время существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней. Это касается и федеральных органов информации о внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Основными мерами по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики являются:
• организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;
• коренная перестройка системы государственной статистической отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и защищенности информации, осуществляемая путем введения строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контроля за деятельностью этих лиц и служб обработки и анализа статистической информации, а также путем ограничения коммерциализации такой информации;
• разработка национальных сертифицированных средств защиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;
• разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование;
• совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики;
• совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации.
Обеспечение экономической безопасности наряду с общегосударственными средствами достигается также средствами, присущими каждой из сфер безопасности. Защита экономических интересов, прав и свобод общества и граждан должна обеспечиваться всеми институтами общества и государства. Передать эти функции в ведение одного органа — значит поставить его над всеми этими институтами, в том числе и над Конституцией.
Необходимо создание соответствующей системы, в которой на каждом уровне решается круг задач, определяемых его компетенцией. Таким образом, можно выделить несколько уровней, образующих систему государственных органов и ведомств, занятых в пределах своей компетенции проблемами экономической безопасности. Это следующие уровни:
государственно-региональная модель — на уровне Федерации и субъекта Федерации;
ведомственно-отраслевая модель — в отраслях с преимущественно государственной собственностью;
смешанная модель — в отраслях, где за государством закреплены пакеты акций;
корпоративная модель — для акционерных обществ и финансово-промышленных групп.
Параллельно с государственной системой обеспечения экономической безопасности в России с началом экономических реформ стала постепенно складываться негосударственная система в области экономической безопасности, нацеленная прежде всего на безопасность предпринимательства, собственности и личности.
ВЫВОДЫ
Основой жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости является экономическая безопасность.
Объектами экономической безопасности России являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности. Причинами возникновения и развития кризисных ситуаций в стране, вызывающих угрозы экономической безопасности, выступают различные факторы: спад производства и потеря внутреннего рынка; нарушение научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики; утрата продовольственной независимости и обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством; рост безработицы и ослабление трудовой дисциплины; криминализация экономики; нарушение финансового обеспечения; потеря внешнего рынка и т.д.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите составляющие национальных интересов России.
2. Каковы основные элементы экономической безопасности?
3. Какие меры направлены на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики?
4. Назовите уровни экономической безопасности.
5. Что понимается под угрозами экономической безопасности? Сопоставьте внутренние и внешние угрозы.
6. В чем заключается государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны?
7. Какие цели мониторинга экономической безопасности являются главными?
Источник