Политика развития иностранных инвестиций
ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции
1. Отток капитала
За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования больших инвестиций по мере того, как страна акклиматизируется к рыночным отношеням. Этого не происходит, поэтому отток денежных ресурсов из России в несколько раз превышает их приток.
В 1993 г. Россия выдала более крупные кредиты зарубежным заемщикам, чем заняла сама.
Сальдо по активу текущего платежного баланса России (когда граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило около 10 млрд долларов.
Это усилило инвестиционный «голод» в стране и привело к дальнейшему ослаблению национальной валюты.
Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием риска возможного социального взрыва, при инфляции и непрерывном падения курса рубля, переправляется в западные банки или используется для покупки ценных бумаг и недвижимости.
Экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций.
В связи с этим предприятия используют свои средства не для капиталовложения внутри страны, а для выдачи кредитов за рубеж.
Компании-экспортеры в основном хранят свои доходы на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы они находились в России и направлялись на новые инвестиции.
Этот процесс, известный как утечка капитала, в большинстве случаев носит противозаконный характер.
И все-таки гораздо надежнее помещать капитал в зарубежный банк со стабильной экономикой, чем в нестабильную российскую экономику.
Крупномасштабный отток иностранной валюты за пределы России вынудил принять организационно-правовые меры по усилению контроля за возвратом валютной выручки в страну.
Для того чтобы российские предприятия не боялись инвестировать средства в экономику России, нужно создать условия для уменьшения инвестиционного риска.
Величина риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия стабильного экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.
Главные источники оттока капитала могут быть как легитимными, так и нелегитимными.
В число легитимных источников включаются санкционированные инвестиции в экономику прочих стран в качестве создания совместных предприятий или дочерних фирм.
Совокупные масштабы оттока валюты не могут точно измеряться, так как финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть.
Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность.
Вместе со стимулированием притока капитала сразу же должны приниматься меры, препятствующие оттоку капитала заграницу.
2. Виды иностранных инвестиций
Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.
Иностранные инвестиции – это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.
Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.
Иностранные инвестиции – это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.
Классификация иностранных инвестиций
Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кредитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низкий уровень налогообложения.
Выход из строя основных производственных фондов не должен превышать 25 % производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50 %.
Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизводства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:
1) возможность получения дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;
2) передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;
3) стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;
4) получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;
5) помощь в разрешении денежных затруднений страны.
На территории Российской Федерации вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Иностранным инвестором могут быть: иностранные юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные государства.
Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:
1) долевого участия в предприятиях совместно с гражданами страны;
2) создания новых предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам;
3) приобретения имущества и ценных бумаг;
4) получение прав на пользования землей и природными ресурсами;
5) заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.
Прямые иностранные инвестиции – это вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами. Прямые зарубежные инвестиции – это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.
Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и прямой выход на мировой рынок.
Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значение. Их роль заключается в следующем:
1) способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;
2) передача опыта, обучение различным ноу-хау;
3) стимуляция производственных вложений;
4) помощь в развитии среднего и малого бизнеса;
5) устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.
Портфельные иностранные инвестиции – приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними.
Способы портфельного инвестирования:
1) покупка ценных бумаг на рынке заграничных государств;
2) покупка ценных бумаг в своей стране;
3) вклад капитала в иностранные паевые фонды.
Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.
Прочие инвестиции – кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57 % от общего объема инвестиций.
Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняшний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:
1) отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регулирование деятельности иностранных инвесторов;
2) ухудшение материального положения большей части населения;
3) активный рост коррупции и криминала в предпринимательской деятельности;
4) неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;
5) нестабильная политическая ситуация;
6) большие налоги и пошлины.
Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:
1) богатые и недорогие природные ресурсы;
2) молодые высококвалифицированные и быстро обучаемые кадры;
3) большой внутренний рынок;
4) дешевая рабочая сила;
5) возможность участия иностранных инвесторов в приватизации;
6) быстрая сверхприбыль.
При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропейских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую экономику.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привлекательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.
Сегодня в России правовые условия для деятельности иностранных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разрабатывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.
Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.
Благодаря этому инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными.
3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций
Привлечение инвестиций (как национальных, так и иностранных) в экономику России является необходимым средством устранения инвестиционного «голода» в государстве.
Важным моментом является страхование инвестиций от некоммерческих рисков.
Присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), страхующему деятельность от политических и прочих некоммерческих рисков, является важным ходом в этой сфере.
Правила и законы, должны давать гарантию их применения к деятельности потенциальных инвесторов.
Правовой режим в России непостоянен, так как находится в стадии постоянного реформирования. Потребность государства в иностранных инвестициях составляет 10–12 млрд долларов в год. Хотя для того, чтобы иностранные инвесторы сделали такие вложения, нужны очень существенные преобразования в инвестиционном климате.
В ближайшем будущем законодательная база функционирования иностранных инвестиций должна будет улучшиться за счет принятия новейших редакций Закона об инвестициях, Закона о свободных экономических зонах и Закона о концессиях.
Большое значение также окажет законодательное определение прав собственности на землю.
Чтобы облегчить доступ иностранных инвесторов к информации о положении на инвестиционном рынке России, был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, организовавший банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для улучшения инвестиционного климата и стабилизации экономики требуется принятие ряда существенных мер, которые направлены на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций.
Первоочередными мерами, имеющими общий характер, являются:
1) достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;
2) ускорение работы Государственной думы над уголовным законодательством и Гражданским кодексом, целями которой является создание цивилизованного некриминального рынка в стране;
3) радикализация борьбы с преступностью;
4) ограничение темпов инфляции всеми мерами, известным в мировой практике, за исключением невыплаты работающим зарплаты;
5) пересмотр налогового законодательства в области стимулирования производства, а также его упрощение;
6) мобилизация свободных средств населения и предприятий на инвестиционные нужды с помощью увеличения процентных ставок по депозитам и вкладам;
7) внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
8) запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
9) предоставление налоговых льгот банкам, иностранным и отечественным инвесторам, которые идут на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы целиком компенсировать им убытки от очень медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
10) формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы в республиках бывшего СССР.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
1) срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
2) принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
3) создание системы приема иностранного капитала, которая включает конкурентную и широкую сеть институтов государства, коммерческих банков и страховых организаций, страхующих иностранный капитал от коммерческих и политических рисков, информационно-посреднических центров, которые занимаются подбором и заказом актуальных проектов для России, поиском инвесторов, заинтересованных в их реализации и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
4) создание в России за короткие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата;
5) разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Эти меры существенно помогают притоку иностранных и национальных инвестиций.
Источник
Иностранные инвестиции — сущность и виды иностранных инвестиций
О том, что иностранные инвестиции очень важны для отечественной экономики, хоть раз, но слышал каждый из нас. Но вот что это такое, и каким образом они попадают в Россию, знают немногие. Ведь инвестиции — это не просто деньги.
Это также имущественные, а иногда и интеллектуальные ценности, которые попадают в нашу страну из-за границы. В рамках этой статьи я постараюсь восполнить пробелы в этой области для тех, кто давно хотел это сделать.
Оглавление:
Иностранные инвестиции
Вообще понятий иностранных инвестиций существует довольно много, наверное, несколько десятков. Я же постараюсь дать самое из них общее и понятное. Под иностранными инвестициями понимают сумму вложений (имущественных, финансовых и интеллектуальных), которую зарубежные инвесторы, а также иностранные филиалы российских компаний вкладывают в отечественные компании для получения дохода в будущем.
Количество таких вложений определяют инвестиционный климат страны, то есть насколько привлекательна страна для подобных вложений иностранными субъектами. В качестве иностранных инвесторов могут выступать и частные лица, однако, чаще всего в их роли выступают фонды, компании, транснациональные корпорации или даже сами другие государства.
Все иностранные инвестиции разделяются на прямые и портфельные, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Прямые инвестиции из-за рубежа направлены на покупку контрольных пакетов акций отечественных предприятий с целью участвовать в их управлении. Как правило, такие инвестиции самые желанные для государства, поскольку, чаще всего, инвестируемые компании проходят модернизацию, люди работающие на них повышают свою квалификацию, создаются новые рабочие места и т.д.
Портфельные же инвестиции направляются на покупку акций российских компаний с целью получения прибыли от последующей перепродажи их акций. К краткосрочным инвестициям экономическая наука относит инвестиции на срок до 2 лет, к среднесрочным — 2 — 5 лет, а к долгосрочным — инвестиции со сроком вложения более 5-ти лет.
Иностранные инвестиции — необходимый фактор развития любой национальной экономики. Благодаря им появляется возможность ускорить экономический рост, создать новые рабочие места и получить доступ к передовым мировых технологиям.
Об иностранных инвестициях в Российской Федерации
Иностранные инвестиции в России регулируются одноименным федеральным законом, который был принят почти 20 лет назад, в 1999 году. В нем содержатся юридические гарантии сохранения и беспрепятственного вывода финансовых средств зарубежными инвесторами. Кроме того, закон предусматривает отдельные условия для вложения в некоторые сектора экономики, например, нефтегазовую отрасль, банковский сектор и т.д. Причем, нужно заметить, что такая практика существует и в других странах, где государство также ограничивает зарубежные инвестиции в ключевые отрасли национальной экономики.
Еще одной особенностью нашей страны является то, что даже кредиты, которые получены отечественными компаниями от зарубежных финансовых организаций, также считаются иностранными инвестициями. Причем доля именно таких инвестиций сегодня составляет более 90%. Хуже всего, что большинство таких кредитов — краткосрочные и срок их выплаты составляет менее года. Около 9% всех получаемых из-за рубежа кредитов приходится на прямые иностранные инвестиции, и менее процента — портфельные. Основными экономическими сферами, куда зарубежные инвесторы стремятся вкладывать свои деньги в российскую экономику являются информационные технологии и финансовый сектор. Причем эти отрасли в числе лидеров по привлечению иностранного капитала и в других странах.
Стимулирование инвестиций
Поскольку инвестиции оздоравливают национальную экономику, любое государство стремится привлекать зарубежных инвесторов, создавая для них выгодные условия для вложения своих денег. Это может происходить несколькими способами. Причем страны конкурируют между собой в привлечении инвестиций, ведь инвестор также будет выбирать самое выгодное для себя предложение. Самыми распространенными способами, которыми производится стимулирование инвестиций:
- Внедрение новых технологий и способов производства, которые позволяют при вложении инвесторских денег получать достаточно большую прибыль, что может заинтересовать потенциальных зарубежных инвесторов.
- Развитие информационно-технологической и банковской сферы, которые наиболее популярны среди инвесторов сегодня, в том числе и среди иностранных. В область IT-технологий сегодня нередко вкладываются венчурные инвестиции, то есть инвестиции, практически полностью финансирующие проекты, находящиеся иногда еще на уровне «идеи». И хоть такой способ вложений позволяет инвестору приобрести значительную долю стартапа, это реальный шанс воплотить в жизнь бизнес-идею.
- Создание благоприятных условий для функционирования межнациональных корпораций и совместных предприятий.
- Обеспечение юридических гарантий инвесторам — понятность и прозрачность законодательства, гарантия сохранности введенных в государство средства, стабильность законодательной базы, ее неизменность в худшую для инвесторов сторону.
- Экономическая стабильность — стабильная национальная экономика, демонстрирующая рост на протяжении нескольких лет.
- Политическая стабильность — крепкая политическая система без встрясок и с развитыми демократическими институтами.
Одним из основных и самых распространенных способов стимулирования инвестиций в национальную экономику является создание специальных свободных экономических зон. Как правило, действие такой зоны распространяется на административный участок государства (район, область, регион). Здесь устанавливается льготный режим функционирования предприятий с иностранным капиталом, а также для иностранных инвесторов.
Такие льготы включают в себя разнообразные налоговые уменьшения и упрощения прохождения обязательных в государстве процедур для ведения бизнеса. Частным случаем свободных экономических зон являются, так называемые, оффшорные зоны, где иностранные инвесторы вообще избавлены от необходимости платить местные налоги и сборы. Как правило, для своей деятельности на такой территории они должны один раз заплатить регистрационный сбор, а также раз в год платить фиксированную плату, размер которой не зависит ни от вида деятельности компании, ни от размера ее прибыли. Поскольку размер таких сборов гораздо ниже налогов в своих родных странах иностранные инвесторы массово выбирают оффшоры для своих инвестиций.
Правовые гарантии для иностранных инвестиций
Естественно, что ни один инвестор не будет вкладывать деньги в государство, которое не сможет гарантировать ему юридическую поддержку такой деятельности. Инвестор, осуществляющий портфельные инвестиции, кредитующий компании другой страны или покупающий контрольный пакет ее акций, преследует единственную цель — получить прибыль. Сделать это можно только при уверенности в том, что свои средства он сможет беспрепятственно и в любой момент вывести из другой страны. То есть государство должно ему это гарантировать и законодательно закрепить такую возможность. Никто не будет вкладывать свои деньги в экономику страны с нестабильным политическим режимом, в котором законы не соблюдаются.
Вот поэтому для привлечения иностранных инвестиций разные страны разрабатывают законы, которыми гарантируют безопасность средств иностранных инвесторов. В нашей стране об этом говорится в уже упомянутом Федеральном Законе, а также других законодательных актах, в том числе и в указах Президента РФ. В частности, наша страна гарантирует беспрепятственный вывод иностранных инвестиций после оплаты инвесторами всех установленных налогов и сборов в той валюте, в которой эти инвестиции совершались.
Наличие государственных гарантий беспрепятственного вывода инвестиций и полученной прибыли из страны, в которую они вводились, является одним из главных факторов привлечения иностранных финансовых потоков.
Подводя итоги нашему разговору про иностранные инвестиции можно отметить, что сегодня их использование является объективной необходимостью для любого государства. Они позволяют решить целый ряд задач, обусловленных глобализацией и интернационализацией мировой экономики. Иностранные инвестиции создают условия в государстве, куда они приходят, от которых выигрывает не только сам инвестор, но и все участники этого процесса. Благодаря развитию производства и повышению конкурентоспособности национальных товаров, прибыль получает и само государство. Именно поэтому страны заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, для чего создают привлекательные для инвесторов из-за рубежа условия.
Источник