22 золотых правила бизнеса по-еврейски
В небольшой книге «Бизнес по-еврейски. 67 золотых правил»
приводятся уникальные правила ведения бизнеса, созданные
древними мудрецами много лет назад, которые удивительно
современны и как никогда актуальны для бизнеса XXI века.
Наверняка, каждый сталкивался в своей жизни с вопросом почему так много успешных предпринимателей евреев — что они такое делают и что у них такого есть чтобы добиваться подобных успехов.
Во всей этой еврейской шумихе очень много стереотипов и не так уж много фактов. Начнем с того, что самым богатым евреем считается основатель Oracle Лари Эллисон и он в списке самых богатых Форбс занимает только 6-е место. Но в любом случае нет дыма без огня. Отношение к деньгам и делам закреплено в еврейском священном писании, которому уже тысячи лет и именно поэтому культура сохранять и приумножать богатство культивируется у этого народа на всех уровнях.
Так может быть, именно эти правила, передающиеся на генном уровне от одного поколения евреев к другому, позволяют создавать огромные финансовые состояния? Об этом не пишут в учебниках по маркетингу, но подавляющее большинство мировой бизнес-элиты соблюдает те золотые правила, которые изложены в этой книге.
Клубер выбрал 22 самых интересных правил бизнеса по-еврейски и те качества, которые должен культивировать в себе каждый предприниматель:
- Пусть имущество собратьев ваших будет вам так же дорого, как собственное. Несмотря ни на что бизнес партнер еврей один из самых порядочных. По своему опыту и опыту своих близких могу сказать, что те евреи с которыми сталкивала нас жизнь с большим уважением относились к имуществу и относительным успехам моей семьи
- Не теряй понапрасну времени. Подумать только сколько времени мы тратим зря в ожидании, транспорте, бездумном просиживании онлайн — каждая минута это дар и эту минуту надо тратить с пользой. Я вчера весь день думал над этой фразой и прочел несколько хасидских притч на эту тему. Поэтому на следующей неделе начну один эксперимент со своим временем
- Держись подальше от плохого соседа. Почему такое дорого жилье в центре?! Да потому, что жилье стоит на 50% из-за того кто твой сосед. Как лучше начать день — встретить Виталия Кличка в лифте или же депрессивную старушку с 10-ю котами?!
- Не говори ничего, если тебе нечего сказать
- Работай пока горит свеча. Если наша свеча (жизнь, желание работать, желание создавать) еще горит нельзя останавливаться — нужно идти дальше
- Давайте деньги в трудные времена. Это инвестиция в будущее человека, причем инвестиция с самым большим возвратом на вложенный капитал
- Всегда приветствуйте другого человека
- Каждый человек заслуживает слова благодарности
- Они знают, что такое богатство. Этой теме я посвящу целый пост так как сам хочу определить для себя что такое богатство. В данный момент я считаю, что быть богатым это иметь 5 миллионов долларов, но мне понравилась другая вариация на эту тему — еврейская мудрость — «богат тот кто счастлив тому, что имеет»
- Крадущий время – вор, так же как и крадущий деньги. Я ограничил своё общение с такими людьми до минимума. Может быть это жестоко, может быть плохо, но управление временем сродни управлению миллиардами
- Платите работникам вовремя
- Не следует говорить все, что думаешь
- Иногда нужно дать больше, чем достаточно, если ты действительно хочешь дать достаточно
- Наниматель должен знать как живет его работник
- Если кто-то хочет убить тебя, убей его первым
- Умейте говорить – мне нужно, переступив через гордыню
- Пусть ваше слово, не клятва, обязывает вас
- Никогда не оскорбляйте другого человека
- Планируйте свою жизнь
- Поощряйте себя за хорошую работу
- Поручайте дела другим
- Ищите равновесие в жизни
Новое видео:
Источник
Почему у евреев свой бизнес
Традиционно считается, что еврейская нация является одной из самых предприимчивых. Возьмите любое столетие, и там обязательно найдется несколько знаменитых евреев, которые вели успешный бизнес. На слуху семейства Ротшильдов, Ида Розенталь, Соня Рикель, Сергей Бринн, Марк Цукерберг, Зино Давидофф, Эсте Лаудер и многие-многие другие. Не умолим тот факт, что 12 из 20 самых богатых американцев – евреи.
Успешный современный израильский бизнес не появился в одночасье. Он вырос и развился в течение многих веков из еврейской коммерческой культуры в диаспорах, в которых иудеям жилось нелегко, требовалось выживать в условиях, в большинстве случаев, враждебной среды.
Евреям в европейских странах разрешали заниматься только видами деятельности, пренебрегаемыми адептами титульной религии – христианами, прежде всего, коммерцией.
В течение XII – XIII в. в. на территорию Польши прибыло очень много евреев из Германии и других европейских стран. Это было связано с тем, что польские короли оказывали активную поддержку развитию разнообразных ремесел и торговли.
В период вхождения большей части Польши в состав Российской империи ее иудейское население повсеместно интегрировалось в коммерческую деятельность. В то же время экономическая самостоятельность стала важным признаком общественной значимости человека. Польские евреи, оказавшись удачливыми предпринимателями, обладали стабильным доходом, поэтому и ощущали гордость и независимость. Это не понравилось российской императрице Екатерине II, которая и приняла решение о создании «черты оседлости» для «иноверцев». Правда, весьма скоро было сделано исключение для еврейских ремесленников. Ведь благодаря им в русских губерниях активно развивались ремесла.
К началу XX ст. приблизительно 1/3 евреев в черте оседлости занимались различными ремесленными промыслами, сбывая свою продукцию на ярмарках и торгах. Из-за высокой конкуренции цены на товары снижались, но торговать за чертой оседлости не позволялось.
Еще одной популярной профессией среди евреев стало торговое посредничество. В него оказалось вовлеченным практически половина иудеев черты оседлости. В масштабах же Российской Империи каждым третьим торговцем был еврей. Однако полноценное развитие ремесел и торговли тормозилось запретом на выход из черты оседлости. Да и еврейские предприниматели из-за такого ограничения не имели больших богатств. Впрочем, малый бизнес оказался тем способом, который позволял евреям безбедно содержать семьи. Многие из них занимались хлебной торговлей, которая постепенно в черте оседлости перешла в ведение иудеев. Следует отметить, что тхум ха-мошав имела множество малых, средних, даже больших предприятий, которыми владели евреи.
Еврейские предприниматели не имели специального образования. Им не давались льготные кредиты или ссуды. Знания по ведению собственного дела они получали в семье, где профессиональные навыки передавались из поколения в поколение. Коммерческая квалификация пригодилась в краткий период НЭПа уже в советском государстве, когда евреи владели более чем 70% фабрик УССР.
Мастерство обработки драгоценных камней прибыло в Европу из Пиренейского полуострова вместе с еврейскими переселенцами, превратившими Антверпен в крупнейший центр алмазной промышленности. В этом крупном бельгийском городе располагалось много небольших предприятий, занимавшихся огранкой камней. Кстати, в одной из таких мастерских трудился знаменитый философ XVII в. Спиноза, подорвавший там свое здоровье.
В средние века обработка и продажа драгоценных камней являлись прерогативой евреев. Благодаря им в Бразилии, Индии создавались компании, торговавшие алмазами. Евреи же входили в число основателей алмазной биржи в Лондоне.
Бельгийскими и голландскими переселенцами еврейской национальности на израильской территории еще до Второй Мировой Войны были заложены основы алмазообрабатывающей промышленности. Благодаря коммерческим связям, ценным техническим знаниям этих людей уже в военный период Палестина превратилась в центр обработки алмазов, которые в первозданном виде поставлялись на ее территорию синдикатами де Бирса, а затем отправлялись в еврейские ювелирные магазины США.
В послевоенное время в Израиле объемы алмазной промышленности значительно уменьшились, следовательно, сократилась и торговля. Но уже в 1960-е гг израильское государство вновь нарастило объемы обработки алмазов, уступив только Бельгии.
Еще одной причиной, кроме сложного прошлого, где надо было «крутиться и вертеться», стало соблюдения пяти принципов ведения бизнеса:
- 1. Дойти до сути
- 2. Уважать подчиненных
- 3. Заслужить доверие клиентов
- 4. Прислушаться к критике
- 5. Делать добро
Подробнее о каждом принципе можно почитать тут.
Сейчас, хотя алмазная промышленность в Израиле по-прежнему числится малым бизнесом, порядка ¼ мировых продаж алмазов приходится именно на это государство. Всеми вопросами, которые связаны с бриллиантами, занимается Алмазная биржа, находящаяся в Рамат-Гане – ближайшем пригороде Тель-Авива. Это настоящий гигант бриллиантовой промышленности и один из передовых алмазных центров планеты.
Источник
Почему евреи успешны в бизнесе?
Помимо всего прочего иудаизм «привлекателен» тем, что подразумевает наличие свободы выбора и здравого смысла у человека. Благодаря свободе выбора у человека появляется ответственность за свои решения, тогда как здравый смысл не дает впадать в крайности. Это также относится и к вопросу о степени доверия к своему разуму.
Если есть желание «испытать» свои умственные способности, то иудаизм представит тебе такую возможность. Изучи первоисточники, попытайся разобраться во многовековых размышлениях мудрецов, задействуй свой мозг на все 100%. И хотя в итоге все равно не достигнешь полной ясности, зато определишь «границу» своей способности к пониманию.
Не расстраивайся, если тебе мало что удалось понять, потому что иудаизм ценит, прежде всего, действия. Все наши убеждения, предрассудки и стереотипы мешают нам постичь смысл первоисточников, поэтому не нужно «зацикливаться» на одном вопросе, а смело идти дальше. Не зря евреи, когда получали Тору, сказали: «сделаем, а потом поймем». Причем любые знания «живы» лишь в тандеме с соответствующими делами. Это означает, что «теоретическое» изучение главных еврейских текстов крайне нежелательно, если человек не придерживается определенного поведения.
Выходит, что, с одной стороны, интеллект можно и нужно использовать для понимания первоисточников, а с другой стороны, важно быть добропорядочным человеком. В результате формируется здоровая самооценка, в которой гармонично сочетаются скромность и понимание собственной ограниченности с самоуважением и оптимизмом.
Иудаизм, в принципе, признает, что человек далеко не идеален. И в этом абсолютно нет ничего плохого, ведь каждый бизнес-тренер знает, что наши недостатки позволяют нам стремиться к лучшему, то есть они являются нашим «ресурсом развития». Иудаизм даже детально описывает и саму цель развития и как ее достичь – тебе остается лишь действовать «по инструкции». Считается, что если хочешь решить свои проблемы, помоги ближнему решить его проблемы.
Ты не причисляешь себя к праведникам? Не беда, так как праведность – редчайший дар. Не все художники или музыканты гениальны, но это не значит, что надо опускать руки, ведь труд и упорство способны дать неплохие результаты. Поэтому всегда нужно достигать максимума из возможного. Не стоит пренебрегать своими недостатками. Такое пренебрежение, в частности, иудаизм называет «духом глупости», который не дает понять человеку, что является добром, а что – злом. Здесь вспоминается философ Сократ, который утверждал, что человек поступает нехорошо только от незнания, как выглядит добро.
Ни для кого не секрет, что для бизнеса характерна высокая степень неопределенности. Хотя уже разработано огромное количество методов для эффективного ведения бизнеса, все возможные риски учесть не реально. Конечно, необходимо постоянно учится и совершенствоваться, но при этом нужно понимать, что не все зависит от человека. Как говорит одна еврейская мудрость, «существуют три опасности при зарабатывании денег: неправильно заработать, неправильно потратить и относить свой финансовый результат исключительно на свой личный счет». Из этого следует, что всегда надо быть честным со своими работниками и клиентами, рационально расходовать средства, а также не зазнаваться от своих побед, как и не отчаиваться из-за поражений. Соблюдая эти несложные правила, сможешь заработать именно столько, сколько тебе положено.
Иудаизм предполагает, что человеку заранее предрешено, сколько он заработает, а значит, не надо сильно много задумываться по этому поводу. Задача еврея – трудится, а в седьмой день, субботу, отдыхать, в том числе не заниматься достижением материальных благ.
Человек отвечает лишь за то, что связано с областью духа. Мудрецы говорят так: «Все во власти небес, кроме страха перед небесами». Под страхом здесь подразумевается опасение нарушить правила, придуманные В-вышним, но принятые тобой. Часто именно это называют совестью, иметь или не иметь которую решает сам человек. Однако за обстоятельства человек не в ответе. Человек никак не может повлиять на место и час своего появления на свет, на ситуацию в мире и даже в своем городе. Исходя из этого считать, что успех или неудачи в бизнесе зависят только от твоих действий – следовать «духу глупости». Да, необходимо постоянно совершенствоваться в своем деле, но не превращать бизнес в идола.
Нужно научиться выделять главное от второстепенного, не вдаваться в крайности, отвечать за свой выбор и не впадать в уныние – именно этому и учит иудаизм.
Источник
Корни успеха еврейского бизнеса
Евреев принято считать одной из самых предприимчивых наций. В каждом веке найдутся несколько выдающихся еврейских предпринимателей, в частности, Ротшильды, Рокфеллеры, Соня Рикель и много других. Евреям часто принадлежали небольшие лавочки, харчевни и ювелирные. В чем же особенность еврейского малого бизнеса?
Современный израильский бизнес сформировался в результате развития многовековой еврейской коммерческой культуры в диаспоре. Жизнь евреев в диаспоре была не из легких и требовала постоянного выживания в условиях, как правило, враждебного окружения. Европейские евреи имели право заниматься лишь теми видами деятельности, которыми пренебрегали приверженцы титульной религии – христиане, то есть, прежде всего, торговлей и другими видами коммерческой деятельности.
Так, в период с XII по XIII века в Польшу переехало огромное количество евреев, как из Германии, так и из остальной Европы, потому что польские короли активно поддерживали развитие всех видов ремесел и торговли.
На тот момент, когда большая часть Польши вошла в состав Российской империи, ее еврейское население было практически повсеместно интегрировано в предпринимательскую деятельность. Тогда же экономическая самостоятельность стала одним из важных критериев социальной значимости любого человека, поэтому польские евреи, будучи удачливыми предпринимателями и обладавшими стабильным материальным положением, чувствовали себя гордо и независимо. Это не могло понравиться Екатерине II, поэтому решено было создать «черту оседлости» для «иноверцев». Однако в скором времени русские власти были вынуждены сделать исключение для еврейских ремесленников, чтобы те смогли развивать ремесла в русских губерниях.
К началу XX века примерно треть всех евреев из черты оседлости занимались ремесленничеством. Свой товар они сбывали на местных ярмарках и торгах. Высокая конкуренция снижала уровень цен, а продавать товар за чертой оседлости не разрешалось.
Не менее часто встречающейся среди евреев профессией было торговое посредничество, в которое были вовлечены примерно половина всех евреев черты оседлости. Если же взять масштабы всей Российской Империи, то каждый третий торговец был еврей. Запрет на выход из черты оседлости не давал возможности полноценно развиваться ремеслам и торговли, поэтому большая часть еврейских предпринимателей не обладала большими богатствами. Однако малый бизнес оставался единственным способом для евреев содержать себя и свои семьи. Многих евреев привлекала хлебная торговля, и постепенно практически вся торговля хлебом в черте оседлости перешла под контроль евреев. Не было такой отрасли в черте оседлости, в которой не было бы еврейских предприятий: маленьких, средних и даже огромных фабрик или заводов.
У евреев-предпринимателей не было никакого специального образования, они не могли брать государственные льготные ссуды или кредиты. Все свои знания по ведению малого бизнеса они получали дома, благодаря семейному воспитанию и обучению профессиональными навыками старшим поколением. Все евреи также получали и традиционное религиозное образование, которое с приходом большевиков оказалось никому не нужным. Зато знания и навыки ведения коммерческой деятельности пришлись кстати в краткий период НЭПа. Тогда евреям принадлежали примерно 76% всех фабрик Украинской ССР.
А вот навыки обработки драгоценных камней привезли с собой в Европу еврейские переселенцы из Пиренейского полуострова. Всего за несколько десятков лет они превратили Антверпен в крупнейший центр алмазной промышленности в Европе. Там располагалось множество малых предприятий, которые занимались огранкой камней. Выдающийся философ того времени, Барух Спиноза, также работал на одном из таких предприятий, где и серьезно испортил свое здоровье, когда обрабатывал кислотой алмазы.
В Средневековье торговля и обработка драгоценных камней являлись традиционным занятием евреев, благодаря которым в Индии и Бразилии были созданы компании по торговле алмазами. Евреи также стали одними из основателей Лондонской алмазной биржи.
Еврейские переселенцы из Бельгии и Голландии еще до начала Второй Мировой Войны заложили в Израиле основы алмазообрабатывающей промышленности. Имея необходимые технические знания и ценные коммерческие связи, уже во время войны Палестина стала центром обработки алмазов вместо Бельгии и Голландии. Синдикаты де Бирса поставляли необработанные алмазы в Палестину, которые после обработки на еврейских предприятиях поставлялись в США, где стали процветать множество еврейских ювелирных магазинов.
После войны, по ряду причин, в Израиле резко сократились объемы алмазной торговли и промышленности. Однако уже в 60-х годах прошлого века Израиль по объемам обработки алмазов в мире уступал лишь Бельгии.
На сегодняшний день более четверти всей мировой торговли алмазами приходится на Израиль, где алмазная промышленность до сих пор относится к малому бизнесу.
Источник