По своей сути человеческая деятельность

4. Человеческая деятельность

Деятельность — это специфически человеческая форма активного отношения к миру, способ бытия человека. Животное тоже активная, но содержанием ее действий и поведения является приспособление к природным условиям жизни. ее действия определены унаследованными биологическими особенностями, видовым признакам животные. Поведение животного регулируется в основном инстинктами, а также приобретенными условными рефлексами.

Человек не только и не просто приспосабливается к природе, но и приспосабливает природу к себе, превращает ее предметы так, чтобы они служили человеческим потребностям; она «очеловечивает» природу. И делает это в таких формах, такими способами, которые создаются в процессе самой деятельности, развиваются исторически. Л юдина превращает деятельность, опираясь на свои знания о предметах и явлениях, их свойствах, причинные связи, закономерности и т.д.; а сами эти знания она приобретает, расширяет, углубляет на основе деятельности.

Таким образом, человеческая деятельность имеет осознанный, осмысленный, целенаправленный характер. Формы ее разнообразны, они зависят не только от свойств самого человека, но и главное — от свойств тех предметов, с которыми она имеет дело. Формы и способы деятельности закрепляются в коллективном опыте. По своей сути деятельность социальная. Люди выполняют ее или совместно, или так, что деятельность отдельного человека являются определенной частью, звеном деятельности общества.

Анализируя деятельность, мы выделяем следующие моменты: потребности, интересы, мотивы, цели, средства, процесс деятельности, ее результат.

Потребности — это те требования, которые человек предъявляет к окружающего мира, природы, вещей, общества и удовлетворение которых необходимо для его жизни и благополучия. Человеческие потребности очень разнообразны и относятся к разным «уровням» — от элементарных биологических до высших духовных. Потребностями определяются интересы.

Интерес — это объективно обусловленное и социально опосредованное (то есть такое, что зависит от социальной сущности человека, общественных условий его жизни) направления внимания и стремлений на те предметы и действия, которыми могут быть удовлетворены определенные лица. Потребности присущи и животным, интересы имеют только люди.

Осознанные потребности и интересы становятся мотивами — мотивами, движущими силами деятельности. Что именно и для чего делает человек, непосредственно определяется ее мотивами. Знание мотивов — это условие правильной моральной оценки поступков, поведения.

Цель (цель) — это то, чего человек стремится достичь или избежать своей деятельностью. Поскольку человек действует сознательно, она, начиная действовать, ставит перед собой цель (идеальный образ желаемого будущего). Это образ того, чего реально пока не существует, а имеет быть созданным. В человеческой целенаправленной деятельности идеальное — определенный замысел, проект — превращается в реальное, воплощается, «опредмечується».

В процессе деятельности как раз и осуществляется это преобразование. При этом используются различные средства деятельности — материальные (орудия и т. п.), интеллектуальные (знания, приемы мышления, решения задач). Система искусственно созданных средств деятельности составляет технику, которую можно разделить на технику материальной и технику духовной деятельности. Одним из показателей общественного процесса является розвитоктехніки, їїускладнен-ния, совершенствование, появление новых ее видов. Основные этапы этого развития:

орудия ручного труда (инструменты);

машины и механизмы;

Одно из крупнейших достижений XX века — кибернетическая и информационная техника, компьютеры, роботы, автоматизированные системы. В перспективе эта техника должна освободить человека от тяжелой и монотонной работы, позволит ей сосредоточиться на проектно-конструкторской, инженерной, творческой деятельности.

Разнообразная техника, применяемая как в материальной, так и в духовной деятельности, гораздо умножает и расширяет возможности человека — не только его физические, но и умственные силы.

Технізація жизни в современных условиях играет двойную роль: она выражает большой прогресс производительных сил и цивилизации вообще, но, с другой стороны, несет опасность дегуманизации (про-люднення) человека, распространение манипулирования человеческим поведением («социальной инженерии»), губительного влияния на природу (включая природу самого человека), создание средств массового уничтожения.

Завершением полной деятельности является получение результата. Если цель была реальной, деятельность спланирована и построена правильно, с учетом объективных возможностей и условий, то результат в основном соответствует замыслу. Но случается так, что желаемое не достигается, возникает что-то непредвиденное, в частности отрицательное, вредное. Это побуждает к поиску и исправлению допущенных ошибок, отказа от ложных представлений, уточнение, корректировка знаний. Для достижения успеха в деятельности нужно:

Читайте также:  Бизнес идеи производство перчатки

чтобы наша цель соответствовала объективным (независимым от

желание) возможностям, условиям, закономерностям;

чтобы выбранные средства были рациональными, эффективными;

чтобы действия были спланированы и выполнялись правильно.

В деятельности, которая имеет общественно-значимый характер и затрагивает жизненные интересы других людей, общества в целом, крайне необходимо, чтобы цели не противоречили этим интересам — ни в ближайшее, ни отдаленным, были гуманными, а средства не только эффективными (в вузькопрактичному понимании), но и моральными. Вся история, и особенно история великого и трагического XX века, свидетельствует, что благие цели не достигаются аморальными методами.

Деятельность, в зависимости от того, что является ее предметом, какого рода ценности им создаются, — делится на материальную и духовную. Жесткого характера это разделение не имеет; речь идет о том, что именно является главным, преобладающим в данном виде деятельности.

Виды практической деятельности различаются по своим объектам (т.е. за тем, на что, на какие предметы направлена деятельность), по сферам, в которых она осуществляется, и соответственно — за ее способами, по месту и роли в жизни общества. Можно выделить следующие виды.

Материальное производство — целенаправленное воздействие общества на природу с целью получения необходимых людям материальных ценностей, которые удовлетворяют их потребности.

Социально-преобразующая, в частности политическая деятельность — влияние людей на само общество, его системы, структуры, учреждения, отношения с целью их сохранения, улучшения или изменения. В последнем случае эта деятельность может принять характер социальной революции.

Научный эксперимент — подчинен духовным, познавательным заданием, но сам собой ряд предметно-практических действий.

Эстетическая деятельность — творчество по законам красоты; продуктами ее являются произведения искусства. Здесь также духовный момент является ведущим.

Кроме того, можно назвать управленческую, административную и иную деятельность, учебно-воспитательную, религиозную (культовую), а также бытовую практику.

Разнообразие видов практической деятельности, наконец, лежит в основе разнообразия типов общественных отношений.

Практика противопоставляется теории лишь относительно. Дословное значение этого греческого слова — созерцание. Однако и теория, то есть рациональное, разумное познание, и собственно созерцание интеллектуальное, философское, эстетическое, религиозное — это тоже вид деятельности, только ее предметом являются не материальные, а идеальные «объекты»: понятия, образы, представления.

Формы чувственного созерцания и рационально-теоретической, умственной деятельности имеют практическое происхождение; они сложились сначала в процессе трудовой деятельности.

Различают деятельность стереотипное — согласно заданного образца, по установленным правилам — и творческую. Последняя выходит за пределы существующих стереотипов и правил, ее результатом является появление действительно нового. Именно она выявляет и реализует такие возможности, которые сами собой не осуществляются.

Оба вида деятельности необходимые в человеческой жизни. Надо уметь тщательно выполнять стереотипную деятельность, воспроизводящую. Но наиболее специфической для человека есть деятельность творческая, и способность к ней необходимо воспитывать и развивать: учиться нестандартно мыслить и действовать. Формировать такзваний эвристический стиль мышления (от греческого «эврика» — «нашел»), то есть ориентирован на самостоятельный поиск и открытие.

Надо отметить, что современная компьютерная техника позволяет моделировать операции стереотипного мышления, которые поддаются формализации и алгоритмизации, то есть могут быть выражены в точной последовательности логических или математических действий. Возможности развития и совершенствования компьютерной, а также робототехники чрезвычайно большие, их трудно предсказать. Но между машиной и человеком есть принципиальное отличие. Только человек — сознательная и творческая существо. Машина — это его работа: как в физической, и в умственной, которую материальной, такие в духовной деятельности.

Подытоживая рассмотрение сущности и особенностей человека, специфики человеческого бытия, мы обращаем внимание на то, что человека характеризуют следующие черты: способность к созданию и применению орудий труда, коллективной трудовой деятельности; наличие сознания и разумного мышления, познания мира и самого себя; общение с помощью членораздельной речи; волевая активность, самоопределение, самоконтроль; формирование и развитие человеческих (надбіологічних) потребностей и способов их удовлетворения; проявление всего разнообразия человеческих чувств; сознательная и целенаправленная деятельность, способность к творческой как в материальной, так и в духовной сферах; обеспечение исключительно человеческого способа жизнедеятельности, создания и поддержания социальных форм сосуществования и взаимного общения.

Читайте также:  Актуальность открытия своего дела

Источник

Деятельность человека: понятие, особенности, классификация

Деятельность является непременным условием как существования отдельных личностей, так и существования социума в целом. Деятельность позволяет людям удовлетворять собственные потребности, развиваться, формироваться в личностном плане. Ниже мы рассмотрим это понятие более подробно, расскажем о разновидностях деятельности человека, ее структуре и характерных особенностях.

Что такое деятельность?

Деятельность — это целенаправленное и активное воздействие определенного субъекта действительности на некий конкретный объект, при этом данное воздействие позволяет субъекту достичь определенной цели, удовлетворив, таким образом, свои потребности. Следовательно, в деятельности участвуют:

  • Субъект, т.е. само действующее лицо, человек, являющийся источником активности;
  • Объект, под которым подразумевается пассивная и инертная сторона, на нее и направлено воздействие субъекта. Объектом может быть и неодушевленный предмет или вещь, и другие люди (так, студенты являются субъектами образовательной деятельности), и сам человек, выступающий одновременно в качестве как субъекта, так и объекта собственной активности (например, в часы тренировок или самообучения).

Содержание деятельности не определят только породившая ее потребность. Потребность лишь подталкивает индивида к началу активных действий, но содержание этих действий и формы их проявления определяют цели, опыт и требования конкретного лица либо общества.

Труд и иная преобразовательная деятельность являются обязательным условием развития и самого существования людей и социума, именно они создали современного человека, его историю, культуру и науку. К тому же, между деятельностью и человеком существует неразрывная связь, они не могут существовать друг без друга. Человек является единственным на Земле видом, научившимся преобразовывать окружающую среду, а не просто приспосабливаться к ее условиям, к примеру, еще много веков назад люди начали заниматься земледелием и животноводством, а не просто присваивать продукты питания путем собирательства, охоты и рыбной ловли.

Основой деятельности является творчество и созидательная активность, позволяющие людям выйти за рамки отведенных им природой возможностей и создать нечто принципиально новое, неизвестное предыдущим поколениям. Преобразовывая окружающую его среду, человек не только изменяет себя и мир вокруг себя, но и устанавливает контакты с другими людьми, перенимает их опыт и навыки.

Характерные особенности

Специалисты выделяют четыре следующих основных черты человеческой деятельности, которые и определяют ее специфику и характеристики:

  1. Сознательность, поскольку человек осознанно ставит перед собой определенную цель собственной активности и определяет способы ее достижения.
  2. Продуктивность (деятельность всегда приводит к получению индивидом конечного, планируемого им еще в начале активности, результата).
  3. Преобразование, т.е. изменение людьми окружающей действительности либо самих себя.
  4. Общественный характер, обусловленный вступлением индивидуума в процессе активности в различные взаимоотношения с другими индивидами.

Структура деятельности

Структура человеческой деятельности имеет линейный вид, выстроенный из идущих друг за другом во временной последовательности компонентов: потребность — мотив — постановка цели — определение средств, необходимых для достижения цели — непосредственно действие — получение конечного результата. Теперь рассмотрим каждый приведенный выше компонент отдельно:

  • Под потребностью понимается определенная неудовлетворенность человека сложившимися вокруг него обстоятельствами. Осознание необходимости перемен является начальным этапом деятельности;
  • Мотив представляет собой сформированное на базе имеющейся у человека потребности к переменам побуждение к действию, призванное одновременно оправдать и обосновать данное побуждение;
  • Целью называют представления индивидуума о конечном итоге его активности, любой вид деятельности основывается на осознанной постановке определенной цели;
  • Средствами являются применяемые человеком в процессе активности приемы и предметы самого различного свойства (к примеру, в роли средства может выступать и учебник, дающий необходимые знания, и профессиональное оборудование, и собственный опыт в какой-либо сфере);
  • Под действием понимается один из элементов деятельности, призванный решить конкретную, заранее определенную и осознанную задачу. В сущности, любая деятельность включает в себя целый ряд самостоятельных действий, например, преподавание состоит из подготовки лекционных материалов, их дальнейшей подачи студентам, проведения семинаров, проверки студенческих работ и т.д.;
  • К результату относят конечный итог деятельности. Результат появляется вследствие полного либо частичного удовлетворения индивидом намеченных им изначально потребностей, он может быть как материальным (получение определенного продукта), так и нематериальным (получение нужных навыков).
Читайте также:  Транспортная компания которая не имеет своего транспорта

Формы деятельности

Многочисленные разновидности человеческой деятельности принято делить на две ключевые формы: практическую (материальную) и духовную.

1. Материальная (практическая) деятельность основана на создании предметов материального мира, призванных удовлетворить потребности людей. Практическая деятельность тесно связана с различными видами производства, а также с процессами преобразования окружающей среды и социума. Она подразделяется на:

  • материально-производственную, занятую созданием материальных предметов, благ и культурных ценностей (жилых и производственных построек, ремесленных изделий и др.);
  • социально-преобразовательную, нацеленную на изменение социума (к примеру, на принятие новых законов, реформирование определенных отраслей и т.д.).

2. К сфере духовной деятельности относят работу по изменению человеческого сознания, по формированию новых концепций и идей. Духовная деятельность связана с искусством, наукой, моралью и религией. По своей структуре она подразделяется на:

  • познавательную, призванную отразить окружающую действительность в науке и искусстве, а на ранних этапах развития человечества — в мифологии, легендах и преданиях;
  • ценностно-ориентировочную, основанную на человеческом мировоззрении и взаимоотношениях между людьми и окружающим их миром;
  • прогностическую, связанную с планированием и прогнозированием возможных изменений настоящей действительности.

Деление человеческой деятельности на материальную и духовную весьма условно, поскольку обе описанные здесь формы тесно связаны между собой. Все сферы жизни человека и общества состоят из материальной и духовной составляющих, которые всегда взаимно дополняются. Так, любое взаимодействие индивида с окружающей его средой предполагает использование им предметов материального мира, но постановка целей, прогнозирование результатов работы, а также ее итоговая оценка являются примерами духовной активности.

Виды деятельности

Теперь детальнее поговорим о разновидностях человеческой деятельности. Выделяют 5 основных видов:

  1. Игра — достаточно обособленная разновидность деятельности, поскольку ее результатом не является создание определенного продукта или вещи — перед ней ставятся сугубо развлекательные цели. Помимо этого, игра позволяют людям прорабатывать реальные жизненные ситуации и свое собственное поведение в таких ситуациях.
  2. К учебной деятельности относят процессы получения человеком новых знаний, навыков и умений. Учеба носит как организованный (школы, колледжи, университеты) так и неорганизованный (самообразование) характер.
  3. Общением называют спонтанный либо хорошо и давно налаженный между индивидуумами обмен идеями, эмоциями и мыслями. Общение бывает непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным.
  4. Главным итогом трудовой деятельности признается полученная практическая польза, а потому ее результат всегда целесообразен, полезен и нацелен на преобразование окружающей среды.
  5. Результатом творческой активности всегда становится нечто новое, до этого момента еще не существовавшее в нашем мире. Среди основных механизмов творчества выделяют комбинирование уже существующих знаний, воображение и фантазию автора (т.е. умение человека создавать новые, яркие и необычные образы), а также творческую интуицию.

Выделяют и другие критерии классификации деятельности людей. Она бывает легальной и нелегальной, созидательной и разрушительной, внутренней и внешней, индивидуальной и коллективной, политической, экономической и социальной, повторяющейся (известной еще как репродуктивная) и творческой (продуктивной, рождающей ранее неизвестное).

Выводы

Научно-технический прогресс быстро меняет привычную многим картину действительности, затрагивая все области человеческой деятельности — одни ее разновидности уходят в историю, другие сменяют их. В наши дни все больший вес в мире набирает информационная деятельность, в которую ежегодно вкладываются очень солидные средства, в то время как финансирование ряда других профессий стабильно снижается. При этом полезность и значимость различных направлений информационной деятельности неодинакова. Так, деятельность, направленная на обнародование и распространение новых знаний приносит огромную пользу обществу, в то время как рекламная деятельность ставит перед собой сугубо коммерческие цели, призванные повысить продажи определенного товара и увеличить прибыль его производителей. Следовательно, любая реально полезная обществу деятельность соседствует с другой, выгодной лишь определенным людям или компаниям, активностью.

Источник

Оцените статью