- Типы государственных (муниципальных) учреждений и их характеристика
- Типы государственных (муниципальных) учреждений и особенности их функционирования.
- Государственное учреждение и муниципальное учреждение
- Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы
- Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений
- Понятие бюджетного учреждения, его имущество, финансовое обеспечение, приносящая доход деятельность
- Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство
- Отличие бюджетного учреждения от казенного
- Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения
- Автор статьи
- Кузнецов Федор Николаевич
- Вопросы и ответы юристов
- Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам
- Расположение Муниципального Бюджетного Учреждения
- В случае выполнения реконструкции здания казенного учреждения (школы), кто должен быть определен как ответственный заказчик и на основании чего?
Типы государственных (муниципальных) учреждений и их характеристика
В соответствии с действующим российским законодательством хозяйствующие субъекты подразделяются на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие организации учреждаются для извлечения прибыли, тогда как назначение некоммерческих организаций ограничено той или иной деятельностью, не предусматривающей получение дохода.
Правовые аспекты этих различий (цели деятельности, организационно-правовые формы и др.) приведены в Приложении 1, а экономические (формы собственности, источники образования имущества и др.) – в Приложении 2.
К числу наиболее очевидных особенностей некоммерческих организаций можно отнести отсутствие уставного капитала (исключение составляют некоммерческие партнерства и потребительские кооперативы) и наличие характерных источников образования имущества: целевых, спонсорских, благотворительных взносов и грантов.
Некоммерческие организации могут иметь разные формы собственности: государственную, частную или смешанную. Они могут быть созданы юридическими лицами (фонды, некоммерческие учреждения, потребительские кооперативы), физическими лицами (общественные объединения и проч.), другими некоммерческими организациями (ассоциации и союзы).
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 120 Гражданского кодекса РФ; далее – ГК РФ).
До 2007 г. учреждения подразделялись на государственные, муниципальные учреждения, из которых в целях Бюджетного кодекса РФ выделялись бюджетные. Основные изменения в деятельности бюджетных учреждений представлены в Приложении 3.
Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с
Государственные (муниципальные) учреждения – это учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием (ст. 9.1 Федерального закона “О некоммерческих организациях”). Названные учреждения делятся на три типа (ст. 123.22 ГК РФ): автономные, бюджетные и казенные (рис. 1.1).
Типы государственных (муниципальных) учреждений
Источник
Типы государственных (муниципальных) учреждений и особенности их функционирования.
Государственное (муниципальное) учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным.
Казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий государственных органов или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Бюджетное учреждение определяется как некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных Федеральными законами.
Особенности их функционирования:
1)Финансовое обеспечение:
— казенное: за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;
— автономное и бюджетное: Субсидии на возмещение нормативных затрат, содержание имущества, уплату налогов и др.
2)Использование выделенных средств:
— казенное: через лицевые счета, открытые в казначействе или Минфине;
— бюджетное: также через лицевые счета, открытые в казначействе или Минфине;
— автономное: могут через счета открытые в кредитных организациях, также вправе через лицевые счета, открытые в казначействе или Минфине;
3) Участие в бюджетном процессе:
— казенное: участвует, т.е. является получателем бюджетных средств;
— бюджетное и автономное: не участвуют.
4) Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность:
— казенное: может если такое право указано в учредительных документах. Средства от этого поступают в соответствующий бюджет;
— бюджетное и автономное: могут если такое право указано в учредительных документах. Средства от этого поступают на самостоятельное распоряжение учреждения.
5)Правовой режим имущества:
— казенное: не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника;
— бюджетное и автономное: не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом вправе распоряжаться самостоятельно;
6)Ответственность учреждения:
— казенное: отвечает всеми денежными средствами, которые находятся в его распоряжении;
— бюджетное и автономное: отвечают всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного имущества (для автономного кроме недвижимого имущества закрепленного собственником.
7)Ответственность собственника:
— казенное: субсидиарная ответственность, т.е. право взыскания при недостаточности у учреждения денежных средств;
— бюджетное и автономное: не несет ответственности за обязательства учреждения.
Источник
Государственное учреждение и муниципальное учреждение
Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы, основная деятельность, финансовое обеспечение.
Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы
Государственное учреждение – это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник – частично или полностью.
Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями.
Сформировать такое учреждение может:
- Юридическое лицо;
- Физическое лицо;
- Российская Федерация либо ее субъект;
- Муниципальное образование.
Государственные и муниципальные организации делятся на типы:
Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.
Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений
Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью – она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.
Особенность государственных учреждений – финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.
Некоммерческие государственные организации создаются для реализации задач в сфере:
- Науки;
- Спорта;
- Образования;
- Культуры;
- Социальной защиты;
- Занятости населения;
- В других сферах.
Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций.
В рамках своего существования, учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату – эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация, согласно учредительной документации.
Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации.
Понятие бюджетного учреждения, его имущество, финансовое обеспечение, приносящая доход деятельность
Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.
Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.
Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.
Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.
Особенности финансового обеспечения – осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.
Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство
Казенным называют учреждение, которое является государственным (муниципальным) и формируется для оказания услуг, осуществления работ, с целью реализации задач и полномочий органов государственной власти. Данная организация не имеет права распоряжаться имуществом, которое находится в пользовании для реализации поставленных функций. Все операции с имуществом совершаются на основании согласия собственника.
Согласно учредительной документации, учреждение данного типа может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но не имеет права брать кредиты или покупать ценные бумаги.
Финансирование казенной организации – на основании бюджетной сметы из бюджета государства. Субсидирование и бюджетное кредитование не предоставляются. Обязательства, по которым отвечает казенный орган, изложены и закреплены в положениях законов и нормативных актов Российской Федерации.
Отличие бюджетного учреждения от казенного
Отличия между данными организациями состоят в особенностях их правового положения, правах и обязанностях, возложенных на данные организации по закону.
Казенная организация, в отличие от бюджетной, не имеет никаких прав распоряжаться имуществом, переданным ей для выполнения функций, без согласия учредителя.
Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения
Автономное учреждение – организация некоммерческого типа, которая создается для реализации работ и услуг для реализации полномочий органов государственной власти.
Формируются эти органы муниципальными образованиями, Российской Федерацией или ее субъектами. Сферы деятельности: наука и образование, культура, спорт, занятость, здравоохранение и другие сферы, предусмотренные законом.
Учреждается из существовавшего государственного учреждения или создается в виде нового образования. Имущество, которое служит базой для формирования автономного учреждения, находится в федеральной собственности. Имущество автономного учреждения передается ему правительством для реализации поставленных целей.
Основной документ – Устав, который утверждает учредитель.
В документе фиксируются такие особенности деятельности:
- Наименование.
- Место регистрации.
- Цели деятельности.
- Предмет деятельности.
- Перечень видов работ, которые находятся в полномочиях автономного образования.
- Филиалы и представительства.
- Компетенция и полномочия.
- Структура организации.
Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Вопросы и ответы юристов
Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам
Расположение Муниципального Бюджетного Учреждения
Добрый день! Подскажите где должно располагаться Муниципальное Бюджетное Учреждение, в отдельном здание или в здании администрации города?\r\nесли не может МБУ находится в здание администрации города нужна ссылка на документ
Согласно ст.54 ГК РФ:
2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Фактическое место нахождение может быть и в отдельном здании, и в здании Администрации МО.
При возникновении сложностей рекомендую обратиться в офис к нашим специалистам.
В случае выполнения реконструкции здания казенного учреждения (школы), кто должен быть определен как ответственный заказчик и на основании чего?
В муниципальной школе был приостановлен образовательный процесс из-за установленного экспертизой факта аварийности здания. Планируется реконструкция школы. За пол-года ни муниципалитет, ни управление образования не издали ни одного распорядительного документа о дальнейшей судьбе учреждения и здания. Каков порядок действий директора школы в этой ситуации? И в случае выполнения работ по реконструкции здания, кто должен выступать ответственным заказчиком?\r\n\r\n\’Использована информация юридической социальной сети https://www.9111.ru\’
В Письме Минфина России от 01.04.2011 N 02-03-10/1338 (http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QSBO&n=4224#06227577858543478 ) отмечается, что казенное учреждение может осуществлять мероприятия по организации размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг — в том случае, если оно является уполномоченным органом по размещению заказов в соответствии пунктом 2 статьи 4 , пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Также казенное учреждение не вправе осуществлять функции государственного (муниципального) заказчика на выполнение работ по строительству и реконструкции объектов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений. Как указывается в Письме данное право отсутствует у казенных учреждений не только в силу норм, содержащихся в Законе N 94-ФЗ, но и согласно иным нормативным правовым актам РФ в редакции Закона N 83-ФЗ.
Отсутствие у казенного учреждения права осуществлять функции заказчика по выполнению работ по строительству и реконструкции объектов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений, в соответствии с новым статусом бюджетных учреждений представляется вполне логичным. Поскольку бюджетное учреждение в соответствии с Законом N 83-ФЗ обладает самостоятельностью в финансово-хозяйственной деятельности и самостоятельно отвечает по принятым обязательствам, только бюджетное учреждение может отвечать за управление тем государственным (муниципальным) имуществом, которое закреплено за ним учредителем на праве оперативного управления, включая случаи строительства и реконструкции объектов, входящих в состав указанного имущества.
Уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов орган при этом вправе организовать размещение заказа для нужд бюджетного учреждения в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, но подписать гражданско-правовой договор с победителем торгов вправе только руководитель (директор) бюджетного учреждения.
С учетом изложенного казенное учреждение может осуществлять функции заказчика при строительстве объектов, которые еще не переданы в оперативное управление бюджетным учреждениям.
Источник