Планирование своей деятельности начальная школа

«Методика планирования процесса обучения в начальной школе»

специалист в области арт-терапии

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

«Методика планирования процесса обучения в начальной школе»

Студентки Ш-31 группы

Преподаватель: Великановская Л.А

Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем. Это одна из основных функций менеджмента. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:

Постановка целей и задач;

Составление программы действий;

Выявление необходимых ресурсов и их источников;

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА — это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Основой для планирования педагогического процесса является та ПрогРамма, по которой работает дошкольное учреждение. В практику работы — современных детских садов входит тенденция демократизации всех сторон деятельности, основанных на творческом подходе к разным процессам, в том числе и к планированию. Отсюда каждый детский сад может сам выбирать виды и формы планирования и вкладывать в них определенное содержание. Планирование направлено на организацию педагогического процесса как в целом по детскому саду, так и отдельно по каждой возрастной группе. Основной Целью планирования является определение / Конкретных задач воспитательно-образовательной работы на конкретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечивающих выполнение программы.

Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность. Исходя из принципов планирование всей работы детского сада должно отвечать определенным Требованиям:

1. Планирование должно исходить из общей цели воспитания и обучения детей, а также соответствующих задан. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.

2. Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом: конкретизацию задач, стоящих перед дошкольным учреждением, отбор содержания и способов педагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей.

3. Планирование воспитательной работы должно предусматривать сохранение основных принципов воспитания и обучения.

4. План должен быть реальным и осуществимым, являться руководством к деятельности. ]

Годовой план — это совместная творческая работа всего коллектива. В нем определяются задачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности детского сада. В план входят такие разделы работы детского сада: а) повышение профессионального уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление контроля; б) методическая работа; в) педагогическая пропаганда среди родителей и общественности; г) административно-хозяйственная работа; д) связь между детским садом и школой. Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).

Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:

I. Деятельность детей вне занятий (физкультурно-оздоровительная работа; воспитание культурно-гигиенических навыков; воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений; ознакомление с окружающим и развитие речи; ознакомление с природой; игра; труд; художественная самостоятельная деятельность; праздники и развлечения).

П. Обучение на занятиях.

Ш. Индивидуальная работа с детьми.

1У. Работа с родителями.

К плану прилагаются список детей гр; ты, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.

Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.

Календарно-перспективный план Обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.

Источник

Формирование умения у младшего школьника планирования собственной учебной деятельности

Учитель – наставник Головина Татьяна Сергеевна,

молодой специалист (учитель начальных классов)

Городилова Анастасия Андреевна

МАОУ гимназии №26 г. Томска

Формирование умения у младшего школьника планирования собственной учебной деятельности

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования одним из компонентов основной образовательной программы является программа формирования универсальных учебных действий, в том числе регулятивных. На них следует остановиться чуть подробнее. Почему? Да потому что именно они обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности . А это очень важно.

Читайте также:  Строительно производственная компания как открыть

Ребенок должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою деятельность, прогнозировать возможные ситуации. По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».

Отдельно хочу остановиться на таком регулятивном универсальном учебном действии какпланирование.Что это такое?

Для начала нужно самим учителям понимать, зачем ребенка нужно учить планированию? В жизни человек планирует свое время, строит планы на дальнейшую жизнь, планирует финансовые расходы и т. д., то есть человеку постоянно приходится что-то планировать. Этому нужно учиться с детства. Именно поэтому важно сейчас научить ребенка планировать самые простые действия, в том числе и в учебной деятельности.

Что же такое планирование?Планирование – это определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. составление плана и последовательности действий.

Любое жизненное дело, которое делает взрослый или ребенок, он выполняет в определенной последовательности, уже сам того не замечая.

Поэтому к каждому заданию, предъявленному в учебнике, учителю вместе с учениками можно и нужно тоже составлять план выполнения действий. Иногда этот план будет явным, т.е. каждый пункт плана – это требование в инструкции, но чаще всего, чтобы выполнить задание, ребенку необходимо проанализировать и «увидеть» какие-то промежуточные шаги.

Конечно, нужно обучать детей планировать свою деятельность, работу над заданием: внимательно читать инструкцию к заданию, анализировать каждое требование, ЧТО оно из себя представляет. Учителю необходимо уметь задавать наводящие вопросы, сначала вместе с детьми проговаривать, какие умения необходимы для выполнения задания, а потом уже каждый ребенок должен понимать это. Приведу пример. На слайде представлено задание из учебника математики 1 класса.

Думаю, что примерно такой план действий можно составить для выполнения этого задания.

Отмечу каким либо знаком все суммы, где второе слагаемое равно 2.

Вспомню, что расположить числа в порядке возрастания – это значит нужно начать ряд с самого маленького числа и последнее число будет самым большим.

Пронумерую все вторые слагаемые от меньшего к большему.

Запишу эти суммы в столбик.

Решу их и запишу результат.

Лучше, если этот план будет составлен и написан на доске кратко или схематично показан в виде условных знаков для того, чтобы ребенок, выполняя задание, постоянно обращался к нему и сверял каждый шаг. Это особенно важно в 1 классе, когда не все дети умеют читать. Такие планы (алгоритмы) действий необходимо составлять на любом предмете и в любом классе. Важно при выполнении заданий проговаривать умения, которые дети должны применить или приобрести при выполнении задания. Это заострит внимание детей на формируемых умениях, и они будут понимать, зачем вообще они выполняют это задание.

Еще одно задание из этого же учебника. Задание: покажи своему соседу по парте, в каком порядке Маше нужно обойти все клумбы с цветами, чтобы каждый раз число цветов наследующей клумбе увеличивалось на 1.

Обратите внимание, задание начинается с фразы «покажи соседу». Это значит авторы учебника уже предлагают детям поработать в парах. Ребёнок не сможет показать этот путь, пока не выполнит дополнительно ряд действий, которые в задании не указаны. И тогда ученикам нужно составить план действий.

Какие вопросы учитель может задать ученикам?

С чего можно начать выполнять задание?

Сможете ли вы показать сейчас сразу своему соседу этот путь?

Почему? Что для этого нужно сделать?

Как вы будете выполнять это задание?

В каком порядке?

Какие знания и умения потребуются?

Для того, чтобы ребенку выполнить это задание, нужно:

понимать, что значит увеличить на 1;

располагать числа в порядке увеличения.

Из практики понятно, что часто ребенок может выполнить задание правильно, но испытывает затруднения при устном объяснении. В данном задании, когда ребенок найдет этот путь, то он должен показать его соседу. И конечно, не просто показать, а объяснить, как он этот путь определил.

Иногда в номере учебника авторы уже предлагают детям план выполнения задания. Например, задание звучит так «Опиши план выполнения задания» (учебник математики, 2 класс, автор Н.Б.Истомина). Для детей это задание не из легких. Часто они не знают с чего начать, пропускают шаги выполнения, а это значит, что задание будет выполнено неверно или частично не выполнено. Поэтому необходимо целенаправленно вести работу по формированию умения планировать. Сформированное умение у ученика позволит освоить учебный материал повышенного уровня на любом предмете, и создать собственную исследовательскую или проектную работу, где планирование играет особо важную роль.

Читайте также:  Как открыть фирму по ремонту одежды

Если подвести небольшой итог, то можно сказать: для того чтобы сформировать у детей любое универсальное учебное действие, необходимо пройти несколько этапов

На первом этапе при изучении различных учебных предметов у учеников формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к самостоятельному выполнению.

Далее, основываясь на опыте, ребенок развивает способ выполнения данного УУД.

Затем изученное УУД включается в практику на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль выполненного задания и при необходимости намечается коррекционная работа.

И наконец, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Практическая часть разработана совместно с учителем начальных классов молодым специалистом.

Задания, представленные в статье, взяты из учебника математики 1 класса (часть 1,), автор А.Л. Чекин под редакцией Р.Г. Чураковой. К заданиям, представленным в учебнике, постарались составить план действий, что облегчит выполнение задания каждым учеником.

Задание №4, стр 54

Выбрать самое большое число из предложенных чисел.

Выбрать самое маленькое из предложенных чисел.

Составить две суммы и записать.

Задание №6, стр 59

Вспомнить, где левая сторона.

Вспомнить, где правая сторона.

Задание №3, стр 60

«Желтая полоска ШИРЕ красной полоски, но УЖЕ синей. Нарисуй их».

В этой задаче больше всего говорится о желтой полоске.

Нарисую желтую полоску произвольной ширины.

В условии сказано, что она, желтая полоска, шире красной полоски. Значит, нарисую красную полоску уже по ширине.

В условии сказано, что она, желтая полоска, уже синей, значит, начерчу синюю полоску шире желтой.

Задание №6, стр 63

Вспомню, где правая сторона.

Найду желтые яблоки справа.

Посчитаю, сколько их.

Раз красное яблоко должно быть по счету 7, значит, желтых яблок должно быть 6.

Подумаю, сколько желтых яблок не хватает до 6. Вычислю.

Поставлю на их места фишки.

Задание №3, стр 65

Вспомню, что расположить в порядке возрастания – это значит поставить числа, начиная с самого маленького до самого большого.

Посмотрю на предложенный ряд чисел. Он написан в порядке возрастания.

Составлю суммы, где второе слагаемое всегда будет равно 3.

Решу суммы чисел и запишу их значения.

Задание №2, стр 65

Посчитаю количество слагаемых, удалю ненужные. Это те, где больше или меньше трёх слагаемых.

Найду сумму чисел 4 и 3. Равно 7. Значит, сумма трех слагаемых должна быть равна 7.

Найду суммы трех слагаемых.

Выберу нужную сумму.

Посчитаю количество слагаемых, удалю ненужные. Это те, где больше или меньше трёх слагаемых.

Найду сумму чисел 4 и 3. Равно 7. Значит, сумма трех слагаемых должна быть равна 7.

Сравню первые слагаемые, они одинаковые, равны 4.

Найду суммы второго и третьего слагаемых.

Выберу то выражение, где сумма второго и третьего слагаемого равна 3.

Задание №2, стр 72

Задание на сравнение

Выберу самую длинную полоску, напишу ее номер, зачеркну ее

Из оставшихся выберу самую длинную полоску……и т.д.

Таким образом, формирование УУД успешно реализуется в процессе обучения математике. Овладение универсальными учебными действиями в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.

Источник

Планирование проектной деятельности в начальной школе

специалист в области арт-терапии

Проектная деятельность в рамках введения ФГОС в начальной школе

Большинство детей приходит в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать, кто-то с родителями побывал в разных городах нашей области и даже нашей страны. У всех детей — семилетний опыт освоения окружающего мира и общения с людьми рядом.

Стратегически начальная школа должна развить желание ребёнка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения возможно привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности . Общеучебные компетенции, сформированные в начальной школе , должны реализоваться впоследствии на всех ступенях образования.

С первого сентября 2011 года наша школа начала работать по ФГОС НОО , который был принят в октябре 2009 года. Введение стандарта нового поколения привело к кардинальной перестройке организационной и методической деятельности как на уровне управления образования деятельности так и на уровне самого образовательного процесса. Ведущее место среди методов принадлежит сегодня методу проекта. Термин «проект» в переводе с латинского означает — бросание вперёд. В древнегреческой культуре оно означает « помеху , препятствие, задачу , вопрос» . Исходя из этого можем сказать, что проект – это план, замысел , в результате которого автор должен получить что – то новое : продукт, отношения, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д. Согласно стандарту под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий , предпринимаемых для достижения определённой цели в течение определённого периода в рамках имеющихся возможностей.

Читайте также:  Кто ищет представителя своей компании

Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:

Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.

Осваивая эту технологию , учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.

Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».

Одним из способов развития интеллектуальных творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной деятельности с использованием информационных технологий. Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям: в рамках урочной деятельности со всеми учащимися и в дополнительном образовании с детьми , которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. В нашей школе осуществляется работа по этим двум направлениям , что дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои устремления и способности.

Проектная деятельность ставит перед собой цели и задачи

Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности .

В создании проекта ставятся следующие задачи :

— включить детей в разнообразную деятельность ( это достигается специальными видами практических работ ) ;

— выработать гибкие умения , позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности , то есть перенос знаний и навыков на практику ;

— развить сообразительность и творческую активность учащихся .

Чтобы реализовать на практике эти цели и задачи , давайте зададим себе вопрос : можно ли каждого ребёнка научить сочинять , с интересом познавать творчески мыслить ? На этот вопрос можно ответить , если у учителя проявится желание проанализировать какие он использует педагогические технологии на уроках .

Какими дети рождаются , это от них не зависит . Но чтобы они могли проявить свои дарования , необходимо умное руководство со стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться . Развитие творческих способностей не может проходить без развития мышления. Мышление надо упражнять , надо ежедневно снова и снова размышлять , чтобы сохранить жизнь мысли . Не мыслями надо учить , а учить мыслить.

Толкование термина «проектная деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным. Проектная деятельность — это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить и при организации обучения творчеству мы исходим из следующих положений:

— Маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков. Следовательно , практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания , используя их при этом как можно полнее.

— Творческую деятельность младшего школьника мы рассматриваем в совокупности с самостоятельной и не проводим резкой грани между ними , так как они тесно взаимосвязаны и одно способствует развитию другого. Самостоятельность ученика, проявляется в том , что он сам выбирает вариант задания , сам определяет форму изделия, объём работы. Без такой самостоятельности сколько-нибудь серьёзно о творчестве говорить , пожалуй ,нельзя . А творчество в нашей работе проявляется в том , что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы .

Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу от « простого к сложному».

Последовательность работы над проектом

Беседа , где выдвигаются проблемные ситуации .

Выбор проблемы ( Самый сложный и важный момент . Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут . Здесь необходима помощь учителя .)

Выбор темы проекта по поставленной проблеме .

Определение цели и задач проекта .

Составление плана работы над проектом .

Сбор информации : анализ предметной и дополнительной литературы , опрос , использование коммуникативных источников , посещение музеев , выставок , библиотек .

Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение .

Подведение итогов , составление портфолио ( папка документов ) .

Конечный этап работы над проектом – рефлексия

Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учётом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников .

Подобная работа необходима в начальной школе . Она благоприятно сказывается на развитии детей , поэтому проектная деятельность должна стать обязательной частью учебного процесса . В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат , который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы .

Источник

Оцените статью