Планирование оперативно служебной деятельности органов внутренних дел имеет своей целью

Введение.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра конституционного и административного права

Дисциплина: «Основы управления и делопроизводство в ОВД»

Специальность — 030505.65 – Правоохранительная деятельность

УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры конституционного и административно права подполковник полиции В.В. Грицай 30 сентября 2012 г.

ЛЕКЦИЯ

По теме №5

«ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Лекция обсуждена и одобрена Лекцию подготовил:

на заседании кафедры преподаватель кафедры

Протокол № 1 от 01.09.12 г. подполковник полиции

Краснодар

ПЛАН.

Введение.

1. Понятие, значение планирования в деятельности органов внутренних дел.

2. Виды планов, разрабатываемых в органах внутренних дел.Организация и методика планирования в ОВД.

3. Организация и методика планирования личной работы. Формы планирования личной работы.

Вывод по лекции.

Литература.

Введение.

Актуальность темы для сотрудников органов внутренних дел выражена в том, что анализ состояния, динамики и структуры правонарушений за последние годы показывает, что процесс криминализации, охвативший наиболее чувствительные сферы общественного устройства, прогрессирует. В связи с этим планирование борьбы с преступностью выходит за рамки узковедомственных интересов и становится важнейшей организационной основой соединения усилий всех государственных и общественных организаций.

Однако, как показывает практика, планирование мер по борьбе с правонарушениями и состояние контроля за выполнением намеченных мероприятий не отвечают еще предъявленным требованиям. Во многих органах внутренних дел составлению планов не предшествует глубокая аналитическая работа, а сами планы еще не стали взвешенной программой конкретных действий, увязанных с политической, социально-экономической и демографической обстановкой в регионе обслуживания. В них, зачастую, отсутствует необходимая конкретность, комплексность и обоснованность планируемых мероприятий, их преемственность по целям и реальность сроков исполнения. Сами же планируемые мероприятия, зачастую, не содержат новизны, не обеспечивают постоянного наращивания усилий по борьбе с преступностью и охране общественного порядка. Низкое качество планирования, зачастую, сочетается и с ослаблением системы контроля за ходом выполнения запланированных мероприятий, что приводит к необоснованной корректировке или переносу сроков выполнения тех или иных мероприятий, расхолаживает исполнителей и снижает общую культуру управленческого труда.

В настоящее время перед органами внутренних дел стоит задача по повышению значимости и качества планирования, достижению максимального соответствия планируемых мероприятий складывающейся оперативной обстановке, результатом прогноза ее развития, а также целям и задачам, ставящимся перед системой федеральными, региональными и местными органами представительной и исполнительной власти, МВД России – по концентрации всех планируемых мероприятий на решение конкретных ключевых проблем и обеспечении реагирования на развитие негативных тенденций в криминальной обстановке в стране.

Данная тема связана с такими темами курса «Основы управления и делопроизводство В ОВД, как темы №2, 3, 4 и с такими дисциплинами как Конституционное право России, криминалистика, оперативно-разыскная деятельность, уголовный-процесс.

Вопрос 1. Понятие, значение планирования в деятельности органов внутренних дел.

Организация оперативно-служебной деятельности служб и подразделений органов внутренних дел, а также всех его структурных подразделений основана на соответствующей системе планирования системный характер планирования установлен нормативными правовыми актами МВД России, а именно правовую основу планирования в ОВД составляют Приказ МВД РФ от 26 сентября 2012 г. №890 «Об организации планирования в органах внутренних дел РФ» (с Инструкцией по организации планирования в ОВД РФ).

Под планированием, как общей функцией процесса управления, понимается деятельность субъекта управления по определению целей и задач социальных систем на предстоящий период деятельности, способов и средств их достижения, а также последовательности их решения и сроков выполнения. Основным средством реализации функции планирования в системе органов внутренних дел является план, представляющий собой специфическую разновидность управленческого решения. Особенностью плана, как вида управленческого решения, является сложный характер его содержания, включающий в себя взаимосвязанную совокупность отдельных решений, особую форму их изложения, а также строгую определенность процедуры его выработки и принятия, а также применение специфических методов его разработки. В плане обязательно находят отражение цели и задачи органа на предстоящий период (или по конкретной операции), мероприятия, подлежащие выполнению для реализации поставленных целей и задач, последовательность их выполнения, сроки реализации, исполнители, а также способы контроля за выполнением запланированных мероприятий.

Планирование оперативно-служебной деятельности ОВД имеет своей целью её совершенствование путем достижения эффективного использования сил и средств, на основе определения последовательности решения возложенных задач, обеспечения равномерности и ритмичности задействования кадровых, финансовых, материально-технических и иных ресурсов.

Планирование в системе ОВД РФ осуществляется по направлениям деятельности с учетом требований Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, программ социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу и плана действий Правительства РФ по ее реализации, нормативных правовых актов РФ, решений федеральных органов государственной власти, федеральных целевых программ, национальных и иных планов РФ по реализации межгосударственных программ борьбы с преступностью, нормативных правовых актов МВД РФ, Директивы Министра внутренних дел России «О задачах органов внутренних дел и внутренних войск»

Значение планирования:

· придает повседневной работе системы целенаправленный, конкретный характер и позволяет сосредоточивать основные усилия на решении наиболее актуальных проблем борьбы с преступностью и охраны общественного порядка;

· способствует своевременному решению поставленных задач;

· планирование позволяет наиболее эффективно использовать силы и средства органа внутренних дел для достижения наилучших результатов при возможно меньших затратах людских и материальных ресурсов и в возможно кратчайшие сроки;

· обеспечивает также равномерное распределение работы в течение планируемого периода, то есть ритмичную деятельность как органа в целом, так и его служб, подразделений и отдельных сотрудников, позволяет организовать четкое взаимодействие повседневной деятельности структурных подразделений органа, повышает ответственность всех исполнителей за порученную работу, а также облегчает организацию контроля и оценки деятельности органа по выполнению поставленных задач;

· облегчает изучение и внедрение положительного опыта работы органов внутренних дел;

· создает напряженную рабочую обстановку для творческого решения сотрудниками стоящих перед ними задач, способствует эффективной организации профилактической, оперативно-разыскной, следственной и иных направлений работ;

Читайте также:  Низы делают свое дело

· учитывает необходимость постоянного совершенствования условий труда в службах и подразделениях, а также на отдельных рабочих местах.

Составление плана обязательно предполагает детализацию общих целей применительно к конкретным условиям функционирования органа внутренних дел. Поэтому план, как управленческое решение руководителя, предусматривает конкретизацию отдельных этапов деятельности в соответствии с тенденцией развития оперативной обстановки. Планирование присуще любой управленческой деятельности, оно определяет перспективу деятельности конкретного коллектива, структурного подразделения и руководителя. Одновременно с этим план обладает отличиями от иного управленческого решения:

1. Иное управленческое решение может не содержать указания о сроках исполнения. План является алгоритмом действий на конкретный период времени с одновременным указанием ка­лендарных дат всех его этапов.

2. Иные управленческие решения имеют текстовую форму изложения содержания, состоящую, как правило, из констатирующей и распорядительной частей. План работы имеет табличную форму документа, которая содержит обычно ряд взаимосвязанных разделов.

3. В отличие от иного управленческого решения, план работы имеет более сложную процедуру разработки, согласования, утверждения и организации исполнения в силу того, что он определяет систему взаимодополняющих мероприятий, выполняемых во взаимодействии различных служб и подразделений.

При этом схожесть планов с иными управленческими решениями заключается в том, что они обладают общим алгоритмом реализации.

Системность планирования в соответствии с иерархией управления и направлений оперативно-служебной деятельности предусматривает большое разнообразие планов работы. Следует разграничивать два основных уровня планирования работы в органе внутренних дел. Первый уровеньэто планирование организационной деятельности органа внутренних дел в целом.Второй уровеньэто планирование по отдельным участкам и направлениям оперативно-служебной деятельности.

В целом планирование деятельности органов внутренних дел является предпосылкой их активной, рациональной и ритмичной работы, что является важным условием четкого выполнения задач, стоящих перед службами и подразделениями.

Требования, предъявляемые к планам работы:

1. Актуальность и обоснованность –состоит в том, что разработка плана должна строиться на учете выводов комплексного анализа оперативной обстановки за предшествующий период и прогнозов ее развития, конкретных задач, поставленных перед органом внутренних дел вышестоящими органами внутренних дел, а также федеральными, региональными и местными органами власти и управления. Кроме этого, в процессе планирования должны выделяться вопросы, требующие безотлагательного решения, то есть ключевые проблемы, обеспечивающие опережающее реагирование на развитие негативных тенденций в криминогенной обстановке. Определение этих вопросов во многом зависит от степени глубины и конкретности аналитической работы и прогнозирования, выявляющие актуальность тех или иных проблем в борьбе с преступностью, охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и личной безопасности граждан.

2. Комплексность –предусматривает осуществление системы взаимосвязанных, скоординированных мероприятий, так как в настоящее время усложняющийся характер задач, стоящих перед органами внутренних дел, требует для их успешного решения согласованных усилий всех отраслевых и функциональных подразделений органа. Кроме этого, при необходимости координирует проведение мероприятий с органами местного самоуправления, а также с иными правоохранительными органами.

3. Реальность, напряженность и оптимальность – выражается в том, что при планировании необходимо обязательно учитывать имеющиеся ресурсы, объем предстоящей работы, общую и специальную подготовку исполнителей планируемых мероприятий, а также возможные изменения оперативной обстановки. Под напряженностью понимается достаточная насыщенность плана мероприятиями, позволяющая мобилизовать все силы личного состава органа на творческое, ритмическое и в то же время интенсивное решение поставленных задач в течение всего планируемого периода. Под оптимальностью же планов понимается их качество, позволяющее достигать намеченных результатов с минимальными затратами людских и материальных ресурсов и в минимальные сроки.

4. Стабильность и преемственность – предполагает определенную устойчивость намечаемых мероприятий и постоянство плана, которые способствуют проявлению его организующего начала и исключают необходимость разработки многочисленных дополнительных планов и невыполнение уже запланированных мероприятий. Однако стабильность плана не исключает его гибкости и динамичности, что необходимо для создания резерва времени для проведения каких-либо дополнительных работ, внеочередных заданий и внеплановых мероприятий, которые бывают, зачастую, не менее ответственными и сложными. Преемственность означает, во-первых, то, что план должен исходить из результатов выполнения предшествующих планов, а, во-вторых, план работы горрайорганов должен быть увязан по целям, задачам, средствам и срокам с планами вышестоящих органов, других правоохранительных органов, а также трансформироваться с ежеквартальными планами подразделений и служб горрайоргана, то есть подчинение частных задач – основным, главным задачам. Таким образом, планы работы служб и подразделений органа должны представлять собой дальнейшее углубление, детализацию и развитие плана работы органа в целом путем определения конкретных задач каждой службе с соответствующим уточнением необходимых им средств и способов реализации намеченных мероприятий.

5. Конкретность –выражается в однозначном, четком и ясном формулировании целей, задач и мероприятий на предстоящий период, сроков осуществления каждого из них, конкретных (ответственных) исполнителей и соисполнителей, субъектов контроля и его формы.

Дата добавления: 2015-08-14 ; просмотров: 17891 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Система планирования в деятельности органов внутренних дел

Важную роль в деятельности любой социальной системы играет система планирования, связанная с принятием решений о том, какими должны быть цели организации и что необходимо делать для достижения этих целей. Соответствующая система планирования существует и в организации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, а также всех его структурных подразделений.

Системный характер планирования в органах внутренних дел определяется нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел России, содержащими требования соподчиненности планов работы в иерархии всех уровней управления органами внутренних дел по всем направлениям и вопросам оперативно-служебной деятельности. Одновременно планы работы в иерархии органов управления связывают предметную деятельность по исполнению должностных обязанностей на соответствующих уровнях управления с исполнением управленческих решений вышестоящих субъектов.

План работы деятельности органа внутренних дел является разновидностью управленческих решений и представляет собой документ комплексного характера, в котором закреплены стратегия деятельности на определенный период, уточнена тактика работы на отдельных этапах, а также сроки исполнения мероприятий. Составление плана обязательно предполагает детализацию общих целей применительно к конкретным условиям функционирования органа внутренних дел. Поэтому план, как управленческое решение руководителя, предусматривает конкретизацию отдельных этапов деятельности в соответствии с тенденцией развития оперативной обстановки.

Читайте также:  Бизнес идеи для бара

Схожесть планов с некоторыми управленческими решениями заключается в том, что они обладают общим алгоритмом реализации. Одновременно с этим план обладает отличиями от управленческих решений:

1. План является алгоритмом действий на конкретный период времени с одновременным указанием календарных дат всех его этапов. Некоторые управленческие решения, такие как организационный распорядительный акт, могут не содержать указания о сроках исполнения (например, инструкция, положение, наставление и другие).

2. План работы имеет табличную форму документа, которая содержит обычно ряд взаимосвязанных разделов. Управленческие решения, как правило, имеют текстовую форму изложения содержания, состоящую из констатирующей и распорядительной частей.

3. План работы, в отличии от некоторых управленческих решений имеет более сложную процедуру разработки, согласования, утверждения и организации исполнения в силу того, что он определяет систему взаимодополняющих мероприятий, выполняемых во взаимодействии различных служб и подразделений.

В соответствии с иерархией управления и направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, а также большим разнообразием планов работы система планирования разделяется на два основных уровня: планирование организационной деятельности органа внутренних дел в целом и планирование по отдельным участкам и направлениям оперативно-служебной деятельности. Оба уровня планирования являются составными компонентами управления, но относятся к самостоятельным направлениям плановой и организационной работы.

В органах внутренних дел планы основных организационных мероприятий готовят штабные подразделения, а при их отсутствии – начальники соответствующего органа. Планы работы структурных подразделений готовят их руководители.

Планирование имеет существенное значение в повышении эффективности функционирования всех его структурных звеньев. Роль планирования заключается в том, что оно:

· придает всей деятельности целенаправленный характер;

· определяет и конкретизирует отдельные задачи на предстоящий период;

· дает возможность сосредоточить основное внимание и усилия на наиболее важных текущих и перспективных проблемах, решение которых позволяет обеспечить достижение поставленных задач;

· способствует своевременности разрешения наиболее актуальныхпроблем, поскольку в планах четко определяется последовательность выполнения намеченных мероприятий и сроки их выполнения;

· помогает определить пути и средства выполнения решений вышестоящих органов управления, то есть учитывает все направления, по которым будут реализовываться эти решения;

· создает условия для более полного и в то же время оптимального использования сил и средств, а также для своевременного маневрирования ими;

· обеспечивает достижение наилучших результатов деятельности;

· позволяет снизить затраты труда и материальных ресурсов;

· обеспечивает четкое взаимодействие различных служб и подразделений органа и возможность координации их усилий;

· облегчает изучение и внедрение положительного опыта работы органов внутренних дел;

· способствует рациональному использованию рабочего времени;

· создает напряженную рабочую обстановку для творческого решения сотрудниками стоящих перед ними задач;

· способствует эффективной организации профилактической, оперативно-розыскной, следственной и иных направлений работы;

· учитывает необходимость постоянного совершенствования условий труда в службах и подразделениях, а также на отдельных рабочих местах.

Сам по себе план работы еще не обеспечивает эффективности соответствующей деятельности, поэтому решающую роль для осуществления организационной деятельности играет искоренение формализма в процессе выполнения планов. Руководитель должен так организовать работу коллектива, чтобы она соответствовала плану. В целом планирование деятельности органов внутренних дел является важным условием четкого выполнения задач, стоящих перед службами и подразделениями.

Система планирования должна соответствовать тем же требованиям, которые предъявляются к любым управленческим решениям: своевременность, обоснованность, комплексность, системность, конкретность, компетентность, доступность, логичность.

Кроме того, по сравнению с управленческими решениями к планам работы предъявляются два дополнительных требования.

1. Стабильность планов. Требование стабильности предусматривает неизменность планов в период исполнения, тем самым обеспечивается достижимость целей деятельности.

2. Напряженность планов. Данное требование предполагает создание с помощью плана такого ритма работы, который позволяет сотрудникам наиболее полно реализовать свои возможности и максимально использует резерв рабочего времени.

В деятельности горрайлинорганов внутренних дел система планирования включает в себя следующие основные разновидности: текущее (рабочие планы), специальное (в том числе по мере необходимости) и личное планирование.

Текущее планирование предназначено для организации деятельности горрайлиноргана, его служб и подразделений на полугодие. Содержание и структура данных планов работы должна учитывать специфику деятельности органа внутренних дел, а также особенности складывающейся оперативной обстановки.

Разработка плана работы начинается со сбора, систематизации и анализа информации об оперативной обстановке, а также информации о выполнении плановых мероприятий за предшествующие периоды. Выводы из анализа оперативной остановки, вместе с ее прогностической оценкой составляют вводную часть плана основных организационных мероприятий горрайлиноргана. Вводная часть составляется в лаконичной текстовой форме и должна содержать основные выводы в отношении приоритетных направлений деятельности служб и подразделений на планируемый период времени.

В органах внутренних дел установлена типовая форма плана основных организационных мероприятий, в которой установлено, что данный документ должен быть оформлен на альбомном листе бумаги формата А4, иметь гриф утверждения и реквизит названия документа, за которыми следует вводная часть и таблица плана. Таблица должна включать графы, указывающие: номер по порядку, содержание мероприятий, исполнителя, срок исполнения и отметку о выполнении. Строками таблицы будут являться мероприятия плана, которые группируются по его соответствующим разделам. Основными разделами плана могут являться:

· совершенствование управленческой деятельности;

· борьба с преступностью в сфере экономики;

· борьба с организованной преступностью;

· борьба с незаконным оборотом наркотиков, оружия и боеприпасов;

· участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

· обеспечение личной безопасности граждан и сохранности их имущества;

· повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений, розыск преступников;

· охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

· обеспечение безопасности дорожного движения;

· взаимодействие с другими правоохранительными органами и другими заинтересованными организациями;

· развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью;

Читайте также:  Представь что ты решил организовать свое дело прежде всего надо выбрать форму предпринимательства

· организация работы с кадрами;

· укрепление финансового и материально-технического обеспечения;

Приведенная структура плана отражает основные направления работы органов управления. Для горрайлинорганов она носит рекомендательный характер, так как специфика работы территориального (городского и поселкового) органа внутренних дел, а также органа внутренних дел на транспорте различна. Изменение структуры плана возможно за счет исключения разделов, не свойственных функциям подразделения, а также включения в план дополнительных разделов и подразделов, отражающих проблемы деятельности данного структурного подразделения. Например, на основе анализа оперативной обстановки возможно включение в план самостоятельных разделов по предупреждению преступности несовершеннолетних, по профилактике уличных преступлений и правонарушений, по совершенствованию деятельности участковых инспекторов и прочие приоритеты.

Основными источниками, на основе которых формируются конкретные мероприятия плана, являются:

1. Предложения, следующие из объективного анализа оперативной обстановки, ее прогноза и оценки деятельности служб и подразделений;

2. Предложения, которые предоставляют руководители служб и подразделений на этапе согласования проекта плана;

3. Установки и рекомендации, которые содержатся в нормативных правовых актах вышестоящих субъектов управления, а также органов исполнительной власти по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности.

Проект плана организационных мероприятий должен пройти процедуру согласования с исполнителями, в ходе которой вносятся необходимых коррективы. В МВД, ГУВД, УВД планы составляются на год, утверждаются и в пятидневный срок рассылаются исполнителям. В Министерстве внутренних дел России план основных организационных мероприятий на год утверждается в соответствии с приказом МВД России от 18 октября 2005 г. № 840 «Об организации планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации». Для горрайлинорганов в соответствии с требованиями Министерства внутренних дел России план работы должен быть утвержден и разослан исполнителям не позднее, чем за 5 дней до начала планируемого периода.

Кроме того, приложением к плану основных организационных мероприятий для территориальных и транспортных органов внутренних дел являются графики инспектирования, контрольных и комплексных проверок, а также графики проведения совещаний, семинаров и конкурсов. Внесение изменений и дополнений в план работы производится утвердившим его руководителем.

Специальное планирование предназначено для решения конкретных задач правоохранительной деятельности по мере их возникновения, а также для решения специальных задач, не связанных с заранее установленными календарными рамками. К специальным планам относятся планы многократного пользования:

· планы, составляемые по мере необходимости,

· планы обучения оперативно-начальствующего состава в системе служебной подготовки (тематические планы),

· планы, предназначенные для действий органа внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах (типовые планы).

Планы, составляемые по мере необходимости, могут разрабатываться в органе внутренних дел в случае, если на территории обслуживания проводится какое-либо специальное мероприятие, требующее обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Субъектом разработки таких планов обычно является руководитель подразделения обеспечения общественного порядка. К данным планам относятся:

· планы охраны общественного порядка,

· планы взаимодействия с горрайлинорганами,

· планы розыска и задержания преступников,

· планы выполнения решений органов местного самоуправления
и другие.

Общая форма этих планов аналогична планам организационных мероприятий и включает в себя: вводную часть, которая содержит обоснование разработки плана, и наименования разделов, которые соответствуют характеру проводимых по плану мероприятий. Сроки исполнения и порядок введения данных планов в действие устанавливается начальником органа внутренних дел.

Тематические планы служебной (профессиональной) подготовки составляются в горрайлиноргане на год на основе типового Наставления по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава, утвержденного министерством. Субъектом разработки данного плана в горрайлинорганах являются отделы (службы) по работе с личным составом. Непосредственными организаторами проведения служебной подготовки являются службы воспитательной работы, кадровые подразделения и руководители служб и подразделений органа внутренних дел. На основе плана служебной подготовки составляется расписание занятий по кварталам.

Планы действия при возникновении чрезвычайных ситуаций предназначены для решения задач обеспечения общественной безопасности и общественного порядка при возникновении соответствующих обстоятельств природного, техногенного либо социального характера. Субъектами разработки этих планов являются штабные подразделения. Такие планы всегда предусматривают комплексное использование сил и средств не только горрайлиноргана, но и иных приданных сил и средств по согласованию с соответствующими органами и организациями. В случае постепенного осложнения оперативной обстановки в связи с возникновением чрезвычайных обстоятельств такие планы должны включать порядок деятельности, поэтапного выдвижения и развертывания сил и средств, а также создания специальных органов (и пунктов) управления. Порядок введения этих планов в действие регламентирован приказами МВД России. Планы действия при возникновении чрезвычайных ситуаций обычно называются типовыми. Они разрабатываются и утверждаются заранее.

Личное планирование является завершающим элементом всей системы планирования деятельности органов внутренних дел. Оно предназначено для организации работы сотрудников служб и подразделений на каждый день. Личные планы работы должны предусматривать необходимый резерв времени для выполнения тех мероприятий, которые заранее предусмотреть невозможно, и содержать собственно мероприятия, выполнение которых в течение рабочего дня обязательно. Планы работы сотрудников по исполнению служебных обязанностей могут вводиться решением начальника горрайлиноргана внутренних дел. В этом случае руководитель должен указать сотрудникам форму ведения личного плана работы, способ осуществления контроля за исполнением запланированных мероприятий, характер планируемой работы и т.д.

Правильная организация личного планирования позволяет правильно распределить ресурс рабочего времени сотрудника в течение дня, поэтому личное планирование работы является одним из условий и элементом научной организации труда.

Система планирования оперативно-служебной деятельности в органах внутренних дел формируется в строгом соответствии с законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами. Она должна учитывать требования, изложенные в управленческих решениях вышестоящих субъектов управления, конкретизировать их применительно к складывающейся оперативной обстановке, а также основываться на объективной оценке эффективности функционирования служб и подразделений органов внутренних дел.

Глава 3
Организация контроля в деятельности
органов внутренних дел

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью