Перспективы развития педагогической профессии
Несмотря на то, что профессия учителя сложная, трудная, чрезвычайно ответственная, не очень престижная, но в высшей степени ценная для общества профессия учителя имеет свои привлекательные стороны, определенные перспективы, возможности для специалиста. Рассмотрим их.
Первый аспект перспектив педагогической профессии связан с возможностью получения и совершенствования образования. Требования общества на современном этапе к системе общего среднего образования, выпускающего в жизнь молодое поколение, во многом изменились, выросли. Следствие – рождение альтернативных общеобразовательных учреждений – лицеев, гимназий, школ с разными уклонами, частных школ.
Это обстоятельство заставляет и высшие профессиональные заведения перестраиваться: социальный заказ общества диктует необходимость усиления дифференцированной подготовки учителей, чтобы они могли работать (т.е. были бы подготовлены) в образовательных учреждениях разного типа. С целью большей социальной защищенности после окончания вуза студент имеет возможность овладевать специализациями: например, учитель начальных классов с правом преподавания русского языка и литературы (математики) в среднем звене; учитель начальных классов с выполнением функций социального работника. Кроме того, студент имеет право получить и дополнительную специальность, обучаясь в вузе. Например, учитель математики, социальный педагог; учитель права и английского языка; учитель математики, менеджер образования.
Второй аспект перспектив педагогической профессии – педагогическое образование позволяет получить определенную работу в образовательных заведениях разных педагогических систем: дошкольные учреждения; внешкольные заведения (музыкальные, спортивные и пр.); государственные общеобразовательные учреждения; частные общеобразовательные учреждения; профессионально-технические училища, колледжи; средние специальные заведения; вузы. Приобретенные дополнительные специализации расширяют возможности трудоустройства по избранной профессии.
Третий аспект перспектив педагогической профессии – это прогрессирующая система оплаты труда учителя. В государстве существует единая квалификационная система оплаты труда граждан. Например, технический работник получает зарплату по 1 разряду – самому низшему; труд преподавателей в системе образования оплачивается с 7-го по 17-й разряд.
При назначении разряда учитываются критерии: образование, профессиональное образование; стаж работы;ученая степень и ученое звание; особенности профессиональной деятельности, определяющие ее успешность, качество работы.
В системе образования разряды распределены по трем категориям. Квалификационная категория присваивается в результате аттестации учителя. Квалификационная категория – это соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности учительского и управленческого труда, обеспечивающих работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности. Квалификация – степень, уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда.
Высшая категория соответствует 14-му разряду: это чаще всего заслуженные учителя и учителя-методисты (если подтвердят свои звания в ходе аттестации).
Первая категория соответствует 13-му разряду: это чаще всего учителя – отличники образования и старшие учителя.
Вторая категория: с 7-го по 12-й разряд.
Молодому специалисту, пришедшему работать в образовательное учреждение со средним специальным образованием, присваивается 7-й разряд, с высшим педагогическим образованием – 8-й разряд. Учитель имеет право, проработав год, подать заявление на повышение разряда в ходе аттестации, которая проводится через 5 лет. Принципы аттестации: добровольность, открытость, коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим и руководящим работникам.
Четвертый аспект перспектив педагогической профессии связан с возможностью получения моральных поощрений и наград за успехи в профессиональной деятельности, за заслуги перед образованием. Это получение званий:
— Народный учитель РФ (в 1988 г. в СССР было 70 народных учителей);
— Заслуженный учитель РФ;
— Отличник образования РФ;
За 20 лет безупречной педагогической работы женщины-педагоги и за 25 лет безупречной работы мужчины-педагоги награждаются медалью «Ветеран труда», что дает им право на ряд материальных льгот (оплата за квартиру, телефон – 50 %). Кроме того, поощрениями за творческий труд могут быть премии, ценные подарки, грамоты, благодарности и т.д.
Звание влияет на квалификационный разряд, а значит – на размер заработной платы учителя. Следует знать, что получение званий – это не самоцель для учителя; это признание его заслуг как профессионала со стороны общества, коллег.
Пятый аспект перспектив педагогической профессии обусловлен ее творческим характером, что является основой для нестандартной, не рутинной деятельности, в том числе и для научно-исследовательской деятельности педагога. У каждого учителя есть возможность для самореализации его способностей, талантов, дарований, индивидуальности.
Источник
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
В современном обществе профессия педагога остается одной из самых востребованных и значимых. Однако она не ценится по достоинству. Поэтому необходимо определить перспективы развития педагогической профессии в условиях современного становления мира.
Российская образовательная система претерпела ряд изменений за последние несколько лет. В первую очередь это связанно с государственной политикой в области образования. Под «образовательной политикой» нужно понимать «комплекс необходимых мер по поддержанию функционирования и развития системы образования»[6].
Данная политика направлена на организацию деятельности государства по совершенствованию образовательной системы в соответствии с достижениями научно-технического прогресса и современными параметрами социально-экономического развития, а также всестороннего обеспечения образовательных учреждений в интересах повышения уровня образованности и профессиональной компетентности населения страны, обеспечения национальной безопасности[5].
Перспективы развития образовательной системы в России, в соответствии с государственной политикой, изложены в федеральных документах. К ним относятся: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральная целевая программа образования на период 2006−2010 гг., нормативные документы по реализации Национального приоритетного проекта «Образование», выступление Президента Российской Федерации на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Послание Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации [5].
В этих документах представлены приоритетные направления развития российского образования до 2025 года, которые включают в себя предоставление качественного образования, отвечающего потребностям личности, общества, и государства в целом.
Для реализации представленных законопроектов образовательная политика выступает в роли общественного договора между субъектами образования.
Общественный договор представлен в виде социального заказа, под которым следует понимать всю совокупность образовательных (и сопутствующих) запросов и требований, которые предъявляются или могут быть предъявлены образовательному учреждению любыми социальными субъектами [4].
Социальными заказчиками выступают государство и общество. Общество, как заказчик, затрагивает практически все сферы деятельности человека. Если рассмотреть подробно, родители обучающихся и сами обучающееся – одни из самых главных потребителей социального заказа. Однако, представители регионов, учебных заведений и различных организаций, могут выступать в роли заказчиков, тем самым подготавливая определенный контингент обучающихся для реализации поставленных задач развития отдельных регионов или государства в целом.
Деятельность, направленная на развитие педагогической профессии, обусловлена развитием техники и компьютеризацией современного общества. Иными словами, внешняя среда выступает источником ресурсов, необходимых для развития и преобразования образовательной деятельности.
В 21 веке с ростом благосостояния общества все чаще повышаются требования к педагогу и его деятельности. Все чаще педагогу приходится сталкиваться с техническим оснащением в его профессиональной деятельности. Использование современных гаджетов значительно упрощает работу преподавателя, вызывает интерес у обучающихся, однако не все преподаватели способны в полной мере освоить современную технику. Этот факт является проблемой современных преподавателей, но в то же время открывает большие перспективы развития педагогической профессии, что расширяет границы ее деятельности.
Еще одной проблемой, с которой сталкиваются преподаватели третьего тысячелетия – высокие требования к личности педагога. Педагог должен не только обладать необходимыми профессиональными компетенциями, но и быть разносторонне развитой творческой личностью, возрастает роль и значение духовно-нравственного потенциала преподавателя. В этом случае преподаватель занимается не просто преподаванием, он развивает обучающихся, помогает адаптироваться к их предметной деятельности, находит и развивает творческий потенциал. Последнее время все больше внимания получают одаренные обучающиеся[1].
Однако личностное ориентирование педагога играет большую роль в развитии педагогической профессии. Современное образование позволяет молодым педагогам найти свое место в педагогической деятельности не только в рамках полученной специальности. Педагоги, закончившие педагогическое высшее учебное заведение, способны работать в учреждениях разного типа. Эта возможность обусловлена дифференцированной подготовкой будущих специалистов. В некоторых случаях, молодым специалистам необходимо лишь пройти курсы повышения квалификации.
Оплата труда педагога, как и престиж педагогической деятельности не являются сильной стороной. Однако указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» повысил перспективу развития педагогической профессии [3].
Выполнение поставленных задач еще не завершено, но результаты в системе оплаты труда все же есть. Так же труд педагога оценивается по следующим критериям: образование, стаж работы, достижения в профессиональной деятельности, качество работы. Все это делает педагогическую профессию значимой и востребованной для самого преподавателя, так как признание обществом важности его деятельности, является одним из главных критериев оценивания его деятельности.
Представленные перспективы развития педагогической профессии позволяют сделать вывод, что профессия педагога была и остается одной из самых важных и востребованных в России и мировом сообществе. Опираясь на опыт развития образования, используя новые технологии, меняются не только требования к педагогу, но и сам педагог способен измениться и повысить уровень своего мастерства. Повышение статуса преподавателя, является одной из приоритетных задач государства. Качественное и доступное образование – это залог социально-экономического и научно-технического развития, гуманизация и рост культуры общества.
Список используемой литературы
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань: изд-во Казанского университета, 1996. — 567 с.
Источник
Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях перехода на ФГОС
Основные моменты в деятельности учителя при переходе на ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivy_izmeneniy_v_professionalnoy_deyatelnosti_uchitelya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС
Переход на новые образовательные стандарта является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителей к успешной реализации ФГОС нового поколения в основной школе .
Эта задача на самом деле представляет собой далеко не такую отдаленную перспективу, как может показаться.
ФГОС начального общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 6 октября 2009 г. № 373, внесены изменения приказами Минобрнауки от 26 ноября 2010 г. № 1241 и от 22 сентября 2011 г. № 2357)
ФГОС основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. )
ФГОС среднего (полного) общего образования – пока не принят.
Объем и сложность изменений, которые должны произойти в профессиональной деятельности педагога таковы, что необходимо готовиться к ним заранее , не ожидая начала непосредственной работы по новым ФГОС.
Кроме того, необходимо осознавать, что постепенная переориентация системы образования на достижение требований новых ФГОС фактически уже начинает осуществляться, хотя массовое введение стандартов в основной школе еще не началось.
Перспектива перехода на новые стандарты делает актуальной проблему готовности к их реализации: а) учителя; б) образовательного учреждения в целом, его педагогического коллектива.
Необходимым условием успешного введения ФГОС является проблемно-ориентированный анализ учителем собственной профессиональной готовности к реализации ФГОС .
Общая схема такого анализа предполагает вдумчивый поиск ответа на следующие вопросы:
1) Что именно должно измениться в содержании и организации образования в связи с переходом на ФГОС?
2) как эти общие изменения должны отразиться на характере личной профессиональной деятельности педагога? каких конкретных изменений в ней они могут потребовать?
3) в чем, в связи с этим, состоят критерии практической готовности учителя к эффективной реализации требований ФГОС? (что он должен знать/понимать, уметь, чем должен владеть)
4) какие проблемные моменты (профессиональные дефициты) в своей профессиональной подготовке видит педагога в связи с изменением решаемых задач и условий образовательной деятельности? Какие из них являются наиболее насущными и требуют восполнения в первую очередь?
5) на какие уже имеющиеся элементы собственного практического опыта и опыта коллег, на какие методические наработки можно опереться в процессе подготовки к решению задач ФГОС?
1). Изменения в содержании образования
- постепенный переход от учебно-предметной , основанной на усвоении основ наук, знаний, умений и навыков парадигмы к ориентации на овладение каждым с учетом особенностей личности совокупностью универсальных умений.
- изменения в организации учебно-воспитательного процесса, методики проведения учебных занятий, отслеживании результатов обучения.
- Изменились требования к школьной подготовке обучающихся, а значит, изменилась и сама модель ученика, то есть изменился конечный продукт образовательного процесса.
- Главным критерием успешности которого является освоение учебных предметов – не «знания» в чистом виде, а способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе системы знаний и представлений, обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений.
- По новому стандарту он должен обладать компетенциями, которые позволят ему легко ориентироваться в мире, информационной среде, научат, как отобрать нужную информацию, усвоить ее, интерпретировать, использовать как для личностного развития, так и для решения профессиональных и социальных задач.
- Школа должна ориентировать выпускника на профессиональную мобильность, когда он может сменить 4–5 специальностей за период зрелой жи зни.
- То есть главная задача стандартов 2 поколения – это преодолеть разрыв между школьной подготовкой и реальной жизнью , что позволит обучающимся на основе включения в учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность в качестве активных субъектов, сформировать способы деятельности в различных жизненных ситуациях.
2). Как эти изменения должны отразиться на личной профессиональной деятельности педагога.
Главным субъектом , на который ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является учитель .
И прежде, чем перестраивать всю систему образования, необходимо перестроить, или перенастроить сознание носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций — учителя.
Изменения ФГОС не могут не отразиться на личной профессиональной деятельности педагога. Это связано и с изменением образовательных программ, нормативной базы образовательных учреждений, с новой логикой построения учебников и новым построением содержания учебных предметов.
Осложняется работа и огромным лексическим материалом, который учитель должен освоить, осознать, использовать в своей работе.
Меняется концепция обучения, переход на ФГОСы заставит измениться мировоззрение педагога.
3). В чем состоят критерии практической готовности учителя к реализации требований ФГОС.
Анализ готовности педагога к переходу на новые стандарты является основой для целенаправленного развития профессиональных компетенций учителя.
Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:
- принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;
- овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;
- включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;
- владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;
- владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;
- отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;
- владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;
- отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;
- предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;
- выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.
4). Какие проблемные моменты видит учитель в своей подготовке (какие из них требуют исправления в первую очередь)?
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии
- дидактическая — неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся;
Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность и педагогов через системное сотрудничество на уровне всех структурных подразделений школы.
5).На какие элементы имеющегося опыта педагог может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС.
- достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;
- владение информационными технологиями;
- умение работать с нормативной документацией;
опыт разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС;
- креативный тип мышления;
- активная социальная позиция;
- обеспеченность учебного заведения новейшим информационным оборудованием;
Настоящее внедрение новых стандартов возможно лишь в том случае, если большая часть учителей будет мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности.
Мало быть готовым к реализации ФГОС, необходимо понять, что изменений в образовательной системе требует наша реальная действительность.
Результаты подобного анализа должны стать основой для целенаправленного развития профессиональных компетентностей учителя
Источник