- Аттестация 2020. 5.1 — 5.3. Перспективы развития профессиональной деятельности: цели, пути совершенствования, способы профессионального развития.
- IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
- ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
- Перспективы развития педагогической профессии
Аттестация 2020. 5.1 — 5.3. Перспективы развития профессиональной деятельности: цели, пути совершенствования, способы профессионального развития.
Постоянное развитие есть особенное условие для роста профессиональной компетентности преподавателя. К педагогам всегда предъявлялись и будут предъявляться самые высокие требования, потому что для того, чтобы обучать других, нужно самому владеть вдвое большей информацией.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников) представители педагогической сферы деятельности обязаны:
- Выполнять свои рабочие обязанности на высоком профессиональном уровне, осуществлять преподавание учебных дисциплин в полном объеме, в соответствии с принятой учебной программой.
- Планомерно повышать профессиональную квалификацию
- Проходить комплексную оценку уровня педагогического профессионализма на соответствие занимаемой должности в порядке, установленным законодательством об образовании.
Основная цель моего саморазвития и самообразования — постоянное улучшение образовательного процесса за счет совершенствования теоретической и практической сферы знаний преподавателя.
Задачи самообразования:
- желание развиваться; повышать уровень эрудиции, а также правовой и общей культуры;
- знакомиться и использовать современные педагогических технологии, методов и приемов в образовательном процессе;
- изучать информационные технологии, интернет платформы, их возможности для проведения качественного дистанционного обучения в условиях карантина, актированных дней;
- постоянное повышение уровня своих знаний в сфере педагогической психологии;
- совершенствование научных и теоретических знаний в области теории и методики преподавания учебных дисциплин;
Главными принципами самообразования считаю постоянное развитие, целенаправленность, объединение, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность и опережающий характер, взаимозаменяемость.
Значение самообразования для профессиональной компетентности:
- улучшение качества преподавания учебной дисциплины;
- использовать творческий подход в организации учебного процесса;
- постоянный профессиональный рост;
- создание нового восприятия педагога;
- соответствие педагога требованиям общества и государства;
Пути самосовершенствования
Индивидуальное самообразование — самостоятельная работа над усовершенствованием профессионального уровня.
- Научно-исследовательская, методическая работа по выбранной теме или существующей проблеме.
- Самостоятельное изучение научно-методической литературы, посещение тематических семинаров.
- Применение теоретических инноваций на практике (учебный процесс и внеклассная деятельность).
- Участие в научно-методических объединениях.
- Проведение открытых уроков для анализа профессиональной компетентности.
- Изучение и применение информационно-компьютерных технологий.
- Принимать участи в педагогических конкурсах как очных, так и дистанционных.
- Публиковать свои исследования на сайтах в Интернете; обновлять информацию на собственном сайте.
Групповое самообразование планирую проводить в
- деятельности методического объединения школьного и районного уровней;
- практикумов, семинаров,мастер-класссов
- курсов повышения профессиональной квалификации.
Способы организации профессионального развития
- Прохождение очных курсов повышения профессиональной квалификации предоставляет возможность обмена знаниями и опытом с коллегамии с помощью специалиста (в последнее время это стало пробелматично, не организуют).
- Прохождение дистанционных курсов по повышению квалификации, получение знаний через участие в конференциях, семинарах, вебинарах, мединарах, конкурсах и олимпиадах — предоставляют возможность детальнее изучить материал по интересующим и актуальным темам. Преимущество данной формы самообразования является гибкий график. То есть предоставляется возможность пройти их в любое для него время.
- Использование сетевых педагогических сообществ — способствуют использованию бесплатных и свободных электронных ресурсов, а также предоставляют возможность самостоятельного создания сетевого учебного содержания.
- Испльзование ЭОР, соверменных оценочных средств, в том числе ИКТ, изучение платформ для проведения онлайн-уроков для успешного обучения детей в период дистанционного обучения.
В период саморазвития и обогащения личности, происходит профессионально педагогический рост и вырабатывается гибкость мышления, которая полностью влияет на трансформацию личности. Также формируется постоянная потребность в самосовершенствовании. Возникает желание добиваться еще больших высот и одерживать еще больше побед в профессиональной деятельности.
Источник
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
В современном обществе профессия педагога остается одной из самых востребованных и значимых. Однако она не ценится по достоинству. Поэтому необходимо определить перспективы развития педагогической профессии в условиях современного становления мира.
Российская образовательная система претерпела ряд изменений за последние несколько лет. В первую очередь это связанно с государственной политикой в области образования. Под «образовательной политикой» нужно понимать «комплекс необходимых мер по поддержанию функционирования и развития системы образования»[6].
Данная политика направлена на организацию деятельности государства по совершенствованию образовательной системы в соответствии с достижениями научно-технического прогресса и современными параметрами социально-экономического развития, а также всестороннего обеспечения образовательных учреждений в интересах повышения уровня образованности и профессиональной компетентности населения страны, обеспечения национальной безопасности[5].
Перспективы развития образовательной системы в России, в соответствии с государственной политикой, изложены в федеральных документах. К ним относятся: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральная целевая программа образования на период 2006−2010 гг., нормативные документы по реализации Национального приоритетного проекта «Образование», выступление Президента Российской Федерации на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Послание Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации [5].
В этих документах представлены приоритетные направления развития российского образования до 2025 года, которые включают в себя предоставление качественного образования, отвечающего потребностям личности, общества, и государства в целом.
Для реализации представленных законопроектов образовательная политика выступает в роли общественного договора между субъектами образования.
Общественный договор представлен в виде социального заказа, под которым следует понимать всю совокупность образовательных (и сопутствующих) запросов и требований, которые предъявляются или могут быть предъявлены образовательному учреждению любыми социальными субъектами [4].
Социальными заказчиками выступают государство и общество. Общество, как заказчик, затрагивает практически все сферы деятельности человека. Если рассмотреть подробно, родители обучающихся и сами обучающееся – одни из самых главных потребителей социального заказа. Однако, представители регионов, учебных заведений и различных организаций, могут выступать в роли заказчиков, тем самым подготавливая определенный контингент обучающихся для реализации поставленных задач развития отдельных регионов или государства в целом.
Деятельность, направленная на развитие педагогической профессии, обусловлена развитием техники и компьютеризацией современного общества. Иными словами, внешняя среда выступает источником ресурсов, необходимых для развития и преобразования образовательной деятельности.
В 21 веке с ростом благосостояния общества все чаще повышаются требования к педагогу и его деятельности. Все чаще педагогу приходится сталкиваться с техническим оснащением в его профессиональной деятельности. Использование современных гаджетов значительно упрощает работу преподавателя, вызывает интерес у обучающихся, однако не все преподаватели способны в полной мере освоить современную технику. Этот факт является проблемой современных преподавателей, но в то же время открывает большие перспективы развития педагогической профессии, что расширяет границы ее деятельности.
Еще одной проблемой, с которой сталкиваются преподаватели третьего тысячелетия – высокие требования к личности педагога. Педагог должен не только обладать необходимыми профессиональными компетенциями, но и быть разносторонне развитой творческой личностью, возрастает роль и значение духовно-нравственного потенциала преподавателя. В этом случае преподаватель занимается не просто преподаванием, он развивает обучающихся, помогает адаптироваться к их предметной деятельности, находит и развивает творческий потенциал. Последнее время все больше внимания получают одаренные обучающиеся[1].
Однако личностное ориентирование педагога играет большую роль в развитии педагогической профессии. Современное образование позволяет молодым педагогам найти свое место в педагогической деятельности не только в рамках полученной специальности. Педагоги, закончившие педагогическое высшее учебное заведение, способны работать в учреждениях разного типа. Эта возможность обусловлена дифференцированной подготовкой будущих специалистов. В некоторых случаях, молодым специалистам необходимо лишь пройти курсы повышения квалификации.
Оплата труда педагога, как и престиж педагогической деятельности не являются сильной стороной. Однако указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» повысил перспективу развития педагогической профессии [3].
Выполнение поставленных задач еще не завершено, но результаты в системе оплаты труда все же есть. Так же труд педагога оценивается по следующим критериям: образование, стаж работы, достижения в профессиональной деятельности, качество работы. Все это делает педагогическую профессию значимой и востребованной для самого преподавателя, так как признание обществом важности его деятельности, является одним из главных критериев оценивания его деятельности.
Представленные перспективы развития педагогической профессии позволяют сделать вывод, что профессия педагога была и остается одной из самых важных и востребованных в России и мировом сообществе. Опираясь на опыт развития образования, используя новые технологии, меняются не только требования к педагогу, но и сам педагог способен измениться и повысить уровень своего мастерства. Повышение статуса преподавателя, является одной из приоритетных задач государства. Качественное и доступное образование – это залог социально-экономического и научно-технического развития, гуманизация и рост культуры общества.
Список используемой литературы
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань: изд-во Казанского университета, 1996. — 567 с.
Источник
Перспективы развития педагогической профессии
Несмотря на то, что профессия учителя сложная, трудная, чрезвычайно ответственная, не очень престижная, но в высшей степени ценная для общества профессия учителя имеет свои привлекательные стороны, определенные перспективы, возможности для специалиста. Рассмотрим их.
Первый аспект перспектив педагогической профессии связан с возможностью получения и совершенствования образования. Требования общества на современном этапе к системе общего среднего образования, выпускающего в жизнь молодое поколение, во многом изменились, выросли. Следствие – рождение альтернативных общеобразовательных учреждений – лицеев, гимназий, школ с разными уклонами, частных школ.
Это обстоятельство заставляет и высшие профессиональные заведения перестраиваться: социальный заказ общества диктует необходимость усиления дифференцированной подготовки учителей, чтобы они могли работать (т.е. были бы подготовлены) в образовательных учреждениях разного типа. С целью большей социальной защищенности после окончания вуза студент имеет возможность овладевать специализациями: например, учитель начальных классов с правом преподавания русского языка и литературы (математики) в среднем звене; учитель начальных классов с выполнением функций социального работника. Кроме того, студент имеет право получить и дополнительную специальность, обучаясь в вузе. Например, учитель математики, социальный педагог; учитель права и английского языка; учитель математики, менеджер образования.
Второй аспект перспектив педагогической профессии – педагогическое образование позволяет получить определенную работу в образовательных заведениях разных педагогических систем: дошкольные учреждения; внешкольные заведения (музыкальные, спортивные и пр.); государственные общеобразовательные учреждения; частные общеобразовательные учреждения; профессионально-технические училища, колледжи; средние специальные заведения; вузы. Приобретенные дополнительные специализации расширяют возможности трудоустройства по избранной профессии.
Третий аспект перспектив педагогической профессии – это прогрессирующая система оплаты труда учителя. В государстве существует единая квалификационная система оплаты труда граждан. Например, технический работник получает зарплату по 1 разряду – самому низшему; труд преподавателей в системе образования оплачивается с 7-го по 17-й разряд.
При назначении разряда учитываются критерии: образование, профессиональное образование; стаж работы;ученая степень и ученое звание; особенности профессиональной деятельности, определяющие ее успешность, качество работы.
В системе образования разряды распределены по трем категориям. Квалификационная категория присваивается в результате аттестации учителя. Квалификационная категория – это соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности учительского и управленческого труда, обеспечивающих работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности. Квалификация – степень, уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда.
Высшая категория соответствует 14-му разряду: это чаще всего заслуженные учителя и учителя-методисты (если подтвердят свои звания в ходе аттестации).
Первая категория соответствует 13-му разряду: это чаще всего учителя – отличники образования и старшие учителя.
Вторая категория: с 7-го по 12-й разряд.
Молодому специалисту, пришедшему работать в образовательное учреждение со средним специальным образованием, присваивается 7-й разряд, с высшим педагогическим образованием – 8-й разряд. Учитель имеет право, проработав год, подать заявление на повышение разряда в ходе аттестации, которая проводится через 5 лет. Принципы аттестации: добровольность, открытость, коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим и руководящим работникам.
Четвертый аспект перспектив педагогической профессии связан с возможностью получения моральных поощрений и наград за успехи в профессиональной деятельности, за заслуги перед образованием. Это получение званий:
— Народный учитель РФ (в 1988 г. в СССР было 70 народных учителей);
— Заслуженный учитель РФ;
— Отличник образования РФ;
За 20 лет безупречной педагогической работы женщины-педагоги и за 25 лет безупречной работы мужчины-педагоги награждаются медалью «Ветеран труда», что дает им право на ряд материальных льгот (оплата за квартиру, телефон – 50 %). Кроме того, поощрениями за творческий труд могут быть премии, ценные подарки, грамоты, благодарности и т.д.
Звание влияет на квалификационный разряд, а значит – на размер заработной платы учителя. Следует знать, что получение званий – это не самоцель для учителя; это признание его заслуг как профессионала со стороны общества, коллег.
Пятый аспект перспектив педагогической профессии обусловлен ее творческим характером, что является основой для нестандартной, не рутинной деятельности, в том числе и для научно-исследовательской деятельности педагога. У каждого учителя есть возможность для самореализации его способностей, талантов, дарований, индивидуальности.
Источник