Правовой час «Мы в ответе за свои поступки»
классный час (5 класс) на тему
Классный час по профилактике правонарушений в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правовой час «Мы в ответе за свои поступки» | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по профилактике правонарушений
«МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ»
* упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаниями за них; профилактика правонарушений несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся;
*формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
* воспитывать чувство ответственности за свои поступки;
*формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям
*развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию
*расширение и активизация словарного запаса, закрепление произносительных навыков учащихся в процессе занятия.
Ход классного часа
1.Организационный момент. Работа за экраном
Воспитатель : Добрый день, сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме — о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях.
Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки».
( За экраном) : Как называется классный час?
— Мы будем говорить правильно, играть, отвечать на вопросы, слушать.
Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают». Эта тема актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться — плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?
ЗАКОН — это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.
ПРОСТУПОК – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Воспитатель: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» — эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.
Задание1 .Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, воспитатель поправляет и дополняет примеры):
— курят и выпивают;
— грубят и сверстникам и взрослым;
— унижают маленьких и слабых;
— лгут даже без причины;
— стараются выяснить отношения только с помощью силы;
— портят школьное имущество и многое другое.
Воспитатель Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры. Почему такое происходит? Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.
Воспитатель: Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Задание 2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
А- административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
1. Порвал учебник одноклассника(Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Воспитатель: Рассмотрим несколько ситуаций
Ситуация № 1 . Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
— Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
— Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
— Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2 . Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры).
Какое правонарушение совершили ребята?
— Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
— Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация № 3 . Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили преступление)
— Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)
Викторина «Закон и я».
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность для лиц, совершивших преступления?
Согласно УК РФ – с 14 лет.
2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста?
3. Какие виды наказаний не применяются к несовершеннолетним?
Смертельная казнь и срок лишения свободы более 10 лет.
4. Где отбывают наказание несовершеннолетние?
Осужденные впервые – в колонии общего режима. Осужденные мужского пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы – в колонии усиленного режима.
5. Несовершеннолетний совершил преступление в день своего рождения, по достижении 14 лет. Может ли он привлекаться к уголовной ответственности?
Нет, т.к. лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а с 0 часов следующих суток.
6. Вас задержали в 23 часа 15 мин. без сопровождения взрослых. Какое наказание вам грозит?
Штраф до 3 мин. зарплат с родителей или лиц, их замещающих; или из несовершеннолетнего, если он имеет самостоятельный заработок.
7. Вы решили «отложить» контрольную работу и позвонить в милицию, сообщив, что в здание лицея заложена бомба. Какое наказание предусмотрено за заведомо ложный вызов?
Штраф на родителей до 10 мин. зарплат.
8. Подлежит ли наказанию нецензурная брань в общественных местах, приставание к гражданам?
Да, это мелкое хулиганство и за это может быть наложен штраф до 2 мин. зарплат, исправительные работы до 2 месяцев с удержанием 20 % заработной платы, арест до 15 суток.
9. Как наказывается распитие спиртных напитков в общественных местах?
Появление в пьяном виде в общественных местах, а также распитие ими спиртных напитков, влечет наложение штрафа на родителей или лиц их замещающих в размере до 2 мин. зарплат.
10. С какого возраста наступает административная ответственность?
Воспитатель: Ребята, а каковы же причины правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям)
Пренебрежительное отношение к учебе, знаниям; стремление к примитивному времяпровождению; зависть; ответственное отношение к учебе, знаниям преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей; жадность; резкое падение уровня жизни большей части населения; обладание внутренним миром; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне; стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции; доброта; низкий материальный уровень жизни населения; низкий уровень правовой культуры граждан; алкоголизм и наркомания; общение и искусством, природой;
Делается вывод : Так что же приводит к правонарушениям?
— пренебрежительное отношение к учебе, знаниям;
— стремление к примитивному времяпровождению
4 Подведение итога
Воспитатель . Чему заставил задуматься сегодняшний классный час?
(Чтобы люди уважали и ценили законы на нашей земле и тогда у нас в жизни не будет проблем.)
P. S. Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»
Источник
Классный час «Ответственность за свои поступки»
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Классный час в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otvetstvennost_za_svoi_postupki.rar | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17»
Конспект классного часа
Тема: «Ответственность за свои поступки».
Разработчик урока: учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5б класса Калашникова Татьяна Игоревна
Тематический классный час
Цели: 1. Развивать кругозор учащихся. 2. Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей.
Универсальные учебные действия :
Регулятивные : Высказывать предположения на основе наблюдений, контролировать себя и свои высказывания. Учиться оценивать поступки людей. Искать пути решения в ситуациях. Определять степень успешности работы.
Познавательные: Уметь объяснять свою точку зрения по проблеме.
Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные : Понимать величайшую значимость ответственности в жизни человека, применять умение ориентироваться в сложной ситуации и делать правильный выбор в ней.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал для каждого ученика, словари, рисунки учащихся высказывание Антуана де Сент-Экзюпери, пословица «Кто ничего не делает, тот не ошибается», рассказ А. И. Пантелеева «Честное слово», карточки с миниатюрой М. Е. Салтыкова-Щедрина «Где живет Совесть?».
«Ответственность за свои поступки»
Ход классного часа
I. Сообщение темы и цели классного часа.
Сегодня мы проведем классный час на очень важную для всех нас тему.
В качестве эпиграфа мне хотелось бы предложить высказывание французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми .
— Как вы понимаете это высказывание?
— Как вы думаете, о каком качестве человека мы будем сегодня говорить? (об ответственности)
— Чему мы будем учиться на классном часе? (Учиться вести себя ответственно и анализировать свои поступки)
II. Изучение нового материала.
1. Чтение рассказа Л.Пантелеева «Честное слово»
Перед чтением рассказа дается задание.
1) Какие качества характера мальчика вызывают уважение к нему? (честность, ответственность, порядочность, сильная воля, смелость).
2) Почему он не оставил пост, хотя ребята убежали и забыли про него?
3) Каким можно назвать его поступок? (ответственным)
2. Работа в группах. Решение проблемных ситуаций.
— Что такое ответственность? Когда возникает это чувство? Составление ассоциативного поля со словом «ответственность».
— Давайте обратимся к словарю С. И. Ожегова (с.377) и попробуем найти значение этого слова. На какую букву будем искать?
— Итак, ответственность – это…
(Ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои поступки, действия.)
В словаре синонимов (с.30) ответственный – добросоветный, порядочный, честный.
В словаре пословиц и поговорок В. И. Даля (с.282). Честное слово и буйну голову смиряет», «Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает».
— Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия каких действий можно исправить? (Убийство, предательство, казнь; опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-то).
— Какие качества характера свойственны ответственному человеку? На экране написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку. (Честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность).
— Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?
— Как вы понимаете пословицу?
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
— Каждый человек в жизни ошибается, поэтому он учится на своих ошибках.
Совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях даже уважать. Для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а потому они достойны уважения.
Когда вы были маленькими, ваши действия во многом диктовались теми, кто заботился о вас. Вы ели, когда родители давали вам еду, вы шли туда, куда вас вели, т.е. вы полностью зависели от родителей. Сейчас вы повзрослели, приобрели необходимые навыки, постепенно становясь самостоятельнее и ответственнее.
Потом у вас появилась обязанность ходить в школу, выполнять домашние задания. Скоро вы станете взрослыми и будете полностью отвечать за себя и за других.
Вывод: От того, какой выбор вы сделаете сегодня, зависит ваша способность ответственно подходить к жизни в будущем.
— Как ведет себя в речном потоке рыба ? ( плавает по течению и против течения, т. е. активно)
— Что происходит с плавающим на поверхности бревном?
— В каком случае с рыбой может происходить то же, что с бревном?
— Годы своего детства и юности вы можете прожить активно, как «рыба», или пассивно, как «бревно». Рыба, живущая в реке, способна плыть по течению, так и против него.
Если она перестанет двигаться, ее сносит течением.
Но плывя в противоположную сторону, рыба может преодолеть силу потока и даже добраться до верховий реки. У бревна же нет выбора: оно, в конце концов, окажется там, куда его вынесет поток.
— А давайте спросим себя: создаем ли мы собственное будущее или плывем по течению, как бревно по реке?
3. Обсуждение в группах ответственных поступков, которые они совершили за неделю.
— Ответственное отношение к жизни подразумевает очень многое. Наверное, вы уже успели совершить немало поступков, где проявили это важное качество.
— Перед кем вы несете ответственность? (перед собой, перед родителями, перед товарищами).
— Приведите как можно больше примеров ответственного поведения.
( Хожу в школу, выполняю домашнее задание, помогаю по хозяйству ) и т.д.
— А теперь давайте обратимся к себе и вспомним такие случаи, когда вы были не очень ответственны.
4. Игра « Горячий стул».
— Сев на стул, расскажите случай, когда вы были не очень ответственны.
— Почему люди иногда принимают безответственное решение?
( не хотят брать на себя ответственность за свои действия, из-за лени, легкомыслия).
— Если человек безответственный, кому от этого плохо: тому, кто ведет себя так легкомысленно, или окружающим?
— Обоснуйте свой ответ примерами. Работа с заранее заготовленными дома рисунками об ответственности.
III. Решение проблемных ситуаций.
Пример: Мама Вани – повар.
«Я работаю поваром в детском саду. На работу прихожу очень рано, потому что надо приготовить завтрак для ребятишек. Мне нельзя опаздывать. А как вы думаете, что будет, если я вдруг скажу, что не хочу идти на работу?»
1 группа. К чему может привести безответственное решение врача?
2 группа. К чему приведет безответственное решение строителя?
3 группа. К чему приведет безответственный поступок шофера?
4 группа. К чему приведет безответственный поступок командира или солдата на войне?
5 группа. К чему приведет безответственный поступок пилота?
6 группа. К чему приведет безответственный поступок дирижер оркестра?
— Какой вывод можно сделать из этого?
Вывод: Безответственный поступок может обернуться для других людей неприятностью, бедой или несчастьем.
— Легко ли быть ответственным?
— Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком? (Научиться отвечать за свои поступки).
Серьезное отношение к жизни начинается с сознательного решения взять на себя ответственность. Такое решение мы принимаем не раз, его принимаем много раз в течение своей жизни.
Ответственный человек – это тот, кто управляет собой и своим поведением. Поэтому каждому из вас надо научиться принимать ответственность за свои действия, поступки, поведение. Если вы этому не научитесь, то тогда ваша жизнь будет меняться по воле других людей.
Где живет Совесть?
Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.
«Сделай по-моему, Господи, — невольно в сердцах взмолилась она, — отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».
«Сегодняшний разговор помог мне понять, что …»
Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой. Надеюсь, что сегодняшний разговор не прошел даром, и вы сделаете для себя соответствующие выводы.
Где живет Совесть?
Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.
«Сделай по-моему, Господи, — невольно в сердцах взмолилась она, — отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».
Где живет Совесть?
Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.
«Сделай по-моему, Господи, — невольно в сердцах взмолилась она, — отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».
Где живет Совесть?
Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.
«Сделай по-моему, Господи, — невольно в сердцах взмолилась она, — отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный классный час разработан для учащихся 7-8 классов с целью профилактики правонарушений, прапогандой правовых знаний,формирования навыков самостоятельного принятия. ответ.
Конспект классного часа для учащихся 6 класса.
Классный час направлен на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.
В группе 214 (классный руководитель Абрамова Н.В.) прошел открытый классный час на тему «Человек отражается в своих поступках». Тема выбрана неслучайно. В жиз.
Цели проведения: *профилактика правонарушений несовершеннолетних; *пропаганда правовых знаний; *формиров.
Все упражнения направлены на развитие в классе атмосферы доверия , ответственности и уважения.
Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних « МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ».
Источник