- Оценка персонала (виды тестирований)
- Типология личности по модели DISC
- Тест Амтхауэра (выявление уровня интеллекта и способности к развитию)
- Тест Равена
- Тест Айзенка на определение коэффициента интеллекта
- Краткий ориентировочный тест (КОТ) – версия Шмелева
- Тест Херцберга
- Тест на выявление мотивации к достижению / либо избеганию неудач
- Тест Селигмана
- Тест Розенцвейка
- Тест Белбина
- Тест Томаса
- Как использовать психометрические инструменты для оценки персонала
- Тесты способностей
- «Фастрек»
- «Брейнсторм»
- «Сценарии»
- Динамические тесты способностей (DAT)
- Тест системного мышления (SRT)
- «Анализ информации»
- Информационные технологии
- Работа с клиентами
- Автоматизированный офис
- Администрирование офиса
- Прикладные технологии
- Технический персонал
- Рабочие навыки «Производство»
- Личностные опросники
- Профессиональный личностный опросник
- Мотивационный опросник
- Опросник стилей поведения специалистов по работе с клиентами
- Опросник стилей поведения рабочих
- Опросник корпоративной культуры
- Метод «360 градусов»
- Как выбрать оценочные тесты
Оценка персонала (виды тестирований)
Компания «Ассоциация Бизнес Мастерства» в направлении тестирований для измерения уровня развития интеллекта (оценки личности) также может рекомендовать следующие виды тестов:
Типология личности по модели DISC
Программа DiSC Classic основана на четырехчастной модели, которая описывает четыре типа человеческого поведения: Доминирование (D), Влияние (i), Стабильность (S) и Добросовестность (С). В одних людях проявляется только один тип, в других проявляются два, а в некоторых даже три типа. Понимание типологического профиля человека позволяет сделать выводы о том, каков потенциал человека, каким образом он будет склонен решать те или иные задачи, какие есть риски при назначении этого человека на ту или иную должность, как лучше его мотивировать и развивать для достижения желаемого результата в области коммуникаций, менеджмента, командообразования. Подробнее…
Тест Амтхауэра (выявление уровня интеллекта и способности к развитию)
Структура теста
Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года г. Тест состоит из 50 вопросов, выполняется в течение 30 минут.
IST состоит из семи субтестов (в варианте, который включен в программное «Комплексная оценка персонала»), каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта
I. Логический отбор (LS) — исследование индуктивного мышления, чутья языка.
II. Определение общих черт (GE) — исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями.
III. Аналогии (AN) — анализ комбинаторных способностей.
IV. Классификация (KL) — оценка способности выносить суждение.
V. Задания на счет (RA) — оценка уровня развития практического математического мышления.
VI. Ряды чисел (ZR) — анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами.
VII. Выбор фигур (FS) — исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей.
Тест Равена
Методика предназначена для изучения логичности мышления, чаще всего используется для оценки специалистов, в работе которых требуется логика.
Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.
В серии А — использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц.
Серия В — построена по принципу аналогии между парами фигур.
Серия С — построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц.
Серия В — построена по принципу перегруппировки фигур в матрице.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.
Тест Айзенка на определение коэффициента интеллекта
Используется для оценки руководителей.
Тест Айзенка (IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Тесты IQ рассчитан на оценку мыслительных способностей (умение мыслить и принимать решения). Существует 8 вариантов этого теста. Классический тест на IQ Айзенка из 40 вопросов. На настоящий момент этот тест на IQ имеет самую высокую точность. В любом случае он выполняется на время в течение 30 минут.
Краткий ориентировочный тест (КОТ) – версия Шмелева
Определение интегрального показателя общих способностей. Используется при формировании кадрового резерва, оценки сотрудников, работающих в финансовой сфере. Оценивает скорость решения задач в единицу времени. 50 вопросов, на которые нужно ответить в течение 15 минут.
Далее в психометрических методиках стали оценивать тенденции в поведении личности и мотивацию.
Тест Херцберга
Для определения структуры мотивации человека, его ведущие потребности. Тест Херцберга позволяет выделить превалирующие факторы удовлетворенности или неудовлетворенности трудом. Его результаты можно наложить на желаемый мотивационный профиль и сделать выводы о том, насколько человек соответствует определенной должности. Тест Херцберга позволяет выявить в каком направлении нужно работать руководству Компании компании, чтобы убрать демотивирующие факторы в работе сотрудников.
Согласно теории Фредерика Херцберга, трудовая мотивация базируется на двух группах факторов: факторах гигиены и факторах мотивации. Он назвал их гигиеническими факторами и мотивационными факторами. Тест состоит из 28 высказываний, которые необходимо сравнить друг с другом. Тест выполняется не на время. Примерное время выполнения 20 минут.
Тест на выявление мотивации к достижению / либо избеганию неудач
Широко используется для оценки компетенции «мотивация достижения». Эта компетенция необходима для продавцов, руководителей, тех, кого выделяют в кадровый резерв. В тесте 41 вопрос, он выполняется в свободном порядке по времени около 20 минут.
Тест Селигмана
Используется для выявления позитивности мышления. Эта компетенция необходима для тех, кто работает с людьми, является неотъемлемой частью компетенции «клиентоориентированность». В тесте Селигмана 48 высказываний, которые нужно проранжировать методом сравнений. Время для выполнения теста не ограничивается. Но обычно составляет 30 минут.
Тест Розенцвейка
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Используется для оценки компетенции «стрессоустойчивость».
Фрустрация — состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.
Методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на две основные группы. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций.
Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Таких ситуаций 8.
Тест Белбина
Данное тестирование на выявление командной роли (ролей) сотрудника. Всего таких ролей согласно классификации Белбина восемь: председатель/координатор, формирователь, гуру, контролер/оценщик, внедренец, исследователь ресурсов, исполнитель, командный игрок. Тест широко используется для формирования проектной команды. Тест состоит из 8 групп высказываний по 10 утверждений, которые необходимо проранжировать. Примерное время выполнения теста 20 минут.
Тест Томаса
Тест используется для выявления стиля поведения в конфликтной ситуации. Используется для оценки компетенции «лидерство» и «коммуникации». Полезно проводить этот тест для тех, кто работает с людьми. В тесте Томаса 30 групп утверждений, которые необходимо оценить методом парных сравнений. Примерное время выполнения теста 30 минут.
Вы можете связаться с нами любым удобным для вас способом:
Источник
Как использовать психометрические инструменты для оценки персонала
Наиболее распространенными психометрическими инструментами в России являются тесты компании СEB SHL. Важно отметить, что использовать данные инструменты могут специалисты, прошедшие обучение и сертификацию в соответствии со стандартами Британского психологического общества, что гарантирует единый профессиональный стандарт тестирования. Эта практика распространена во всем мире.
Обычно оценку проходят кандидаты на ключевые позиции в компании: сотрудники отдела продаж, ИТ-специалисты, бухгалтеры, руководители. Эти люди напрямую влияют на эффективность бизнеса и принятие стратегических решений. Также объективная оценка широко распространена в массовом подборе и подборе на начальные должности: работники производства и колл-центров, секретари и пр.
Психометрические инструменты CEB SHL можно разделить на два типа: тесты способностей и личностные опросники.
Тесты способностей
Чаще всего они сгруппированы в так называемые «батареи», исходя из сферы деятельности сотрудника или уровня должности.
Профессиональные опросники CEB SHL предназначены для выявления предпочтительного стиля поведения человека на работе. Опросники дают возможность получить подробные сведения о том, насколько кандидаты подходят к конкретной рабочей среде, как они будут взаимодействовать с окружающими, какие способы решения задач для них характерны.
«Фастрек»
Тест оценивает способность быстро анализировать внешне разрозненную информацию, находить в ней взаимосвязи и применять их для формирования решения. Информация о нескольких ситуациях предоставляется кандидатам на малоформатных карточках разного цвета. Кандидат должен систематизировать имеющиеся сведения, выделить их ключевые элементы и связи между ними, вывести правила, которые позволят принять решение и, опираясь на эти данные, найти его.
«Брейнсторм»
В этом тесте кандидату предлагается ряд бизнес-ситуаций, требующих генерации новых идей, предложений и решений. По итогам выполнения теста оценивается, насколько продуктивно кандидат способен генерировать идеи, а также широта рассмотрения ситуации и оригинальность предложенных решений. Это обеспечивает объективную и всестороннюю оценку способностей кандидата творчески подходить к новым проблемам.
«Сценарии»
Кандидату предлагается ряд проблемных ситуаций и возможные варианты ответных действий, которые он должен оценить с точки зрения эффективности. Таким образом, тест дает интегральную оценку способности к управленческому анализу, а также оценивает три важнейших компонента: Управленческое целеполагание, Управление людьми, Управление репутацией.
Динамические тесты способностей (DAT)
В основе тестов батареи DAT лежит механизм рандомизации выдачи заданий. Каждое следующее задание теста выбирается в случайном порядке из общего банка вопросов.
Тест числовых способностей.
Предназначен для оценки способности к анализу числовой информации, представленной в виде таблиц, графиков и диаграмм. Участники могут пользоваться калькулятором, поскольку тест в большей степени нацелен на понимание и оценку статистической информации, чем на вычисления.
Тест вербальных способностей.
Разработан для оценки способности к логическому анализу текстовой информации. Задания теста представляют собой фрагменты текста и утверждения к ним, по одному утверждению на каждый текст. Участнику необходимо оценить правильность утверждения, исходя из информации, содержащейся в приведенном фрагменте. Утверждение можно оценить как истинное или ложное, или же информации может оказаться недостаточно для оценки.
Тест системного мышления (SRT)
Тест системного мышления SRT позволяет оценить способность к системному анализу и обработке информации, представленной в виде абстрактных схем и сложных структур. Этот тест был разработан консультантами CEB SHL с учетом особенностей работы с разнородными потоками концептуальной информации в современном бизнесе.
«Анализ информации»
Тесты предназначены для оценки способностей к анализу информации для должностей административного, младшего и среднего управленческого уровня, включая офис-менеджеров, работников отделов продаж и менеджеров по работе с клиентами.
Понимание при чтении.
Измеряет способность понимать тексты и оценивать правильность логических заключений. Задания заключаются в том, чтобы, исходя из информации, содержащейся в текстах, проанализировать утверждения и сделать выводы, являются ли они истинными, ложными или их нельзя оценить из-за отсутствия информации.
Интерпретация данных.
Измеряет способность делать верные выводы на основе табличной числовой информации, в том числе статистической. Тест подходит для любой позиции, предполагающей наличие аналитических способностей или способностей делать выводы или прогнозы.
Серии диаграмм.
Измеряет способность к абстрактному мышлению. Задания теста заключаются в том, чтобы установить логическую закономерность и продолжить последовательность диаграмм.
Информационные технологии
Тесты этой батареи предназначены для оценки персонала, работающего в области информационных технологий: инженеров программного обеспечения, системных аналитиков, программистов, администраторов баз данных:
- анализ текстов;
- числовые ряды;
- сверка компьютерной информации;
- синтаксическая сверка;
- анализ диаграмм;
- пространственное мышление.
Работа с клиентами
Тесты этой батареи оценивают способности, необходимые в работе менеджеров по продажам, торговых представителей различного уровня и других сотрудников отделов по работе с клиентами, в том числе административного персонала таких подразделений. Тесты могут быть использованы как для оценки выпускников университетов, так и для опытных кандидатов различных уровней:
- интерпретация вербальной информации;
- оценка вербальной информации;
- интерпретация числовой информации;
- оценка числовой информации.
Автоматизированный офис
Тесты этой батареи оценивает способности и навыки, необходимые работникам офиса, оснащенного техникой. Тесты могут быть использованы для оценки как выпускников университетов, так и опытных кандидатов разных уровней (от рядовых служащих до руководителей) в таких организациях, как банки, предприятия розничной торговли и общественного сектора:
- инструкции по кодированию информации.
Измеряет способность понимать инструкции по кодированию и следовать им. Каждая инструкция сопровождается серией вопросов, выявляющих понимание логики кодировки информации. Тематика теста соответствует современным системам кодирования данных в банковском деле, базах данных и т. д - понимание инструкций.
Состоит из серии фрагментов, содержащих инструкции по проведению административных процедур и обслуживания офисного оборудования. Измеряет способность кандидата принимать решения, четко следуя приведенным инструкциям.
Администрирование офиса
Батарея тестов разработана для подбора административного и офисного персонала, включая секретарей и операторов. Тесты батареи оценивают способности, необходимые для работы в современном офисе:
- вычисления;
- сверка информации;
- классификация;
- основы сверки информации;
- понимание текстов;
- числовое мышление;
- проверка текста.
Прикладные технологии
Батарея этих тестов измеряет способности, необходимые работникам современных инженерных специальностей. Она наиболее применима при оценке работников и кандидатов, имеющих высшее техническое образование и работающих/претендующих на вакансии в технические отделы и на производство:
- понимание инструкций;
- числовые оценки;
- понимание законов механики;
- определение неисправностей;
- серии диаграмм.
Технический персонал
Тесты батареи измеряют способности, необходимые работникам современных технических и инженерных специальностей. Они применимы при работе с кандидатами, имеющими техническое образование и претендующими на вакансии в технические отделы и на производство:
- диагностика неисправностей;
- значение слов;
- числовой анализ;
- понимание механики.
Рабочие навыки «Производство»
Эта батарея тестов измеряет базовые способности понимания и сверки информации персоналом, занятым на производстве. Применим при работе с кандидатами, имеющими образование не выше среднего: неквалифицированными операторами, производственными рабочими, персоналом магазинов и складов:
- понимание инструкций;
- работа с числами;
- знание английского языка.
Личностные опросники
Профессиональный личностный опросник
Один из самых популярных инструментов оценки персонала. Он не теряет своей надежности и валидности спустя не один десяток лет применения и продолжает оставаться для многих компаний инструментом номер один. Опросник предоставляет объективные данные о том, как личностные особенности влияют на рабочее поведение и успешность работы человека, что помогает бизнесу нанимать кандидатов, в наибольшей степени соответствующих требованиям данной должности. Профессиональный личностный опросник (OPQ) предназначен для оценки типичного или предпочитаемого поведения человека применительно к ситуациям на работе. При заполнении опросника задача участника состоит в выборе двух утверждений из четырех: одного, наиболее точно характеризующего его поведение на работе, и другого, которое описывает поведение, в наименьшей степени характерное для него
Мотивационный опросник
Задача опросника — выявление факторов, которые оказывают наибольшее влияние на мотивацию сотрудника. Таким образом, опросник помогает понять, какие ситуации и задачи стимулируют сотрудника к более интенсивной и продуктивной работе, а какие негативно влияют на его мотивацию. При заполнении опросника задача участника состоит в том, чтобы оценить по 5-балльной шкале, в какой степени те или иные рабочие ситуации способны повлиять на его мотивацию к профессиональной деятельности. Участник должен оценить каждое из приведенных суждений, подобрав к нему соответствующее окончание фразы.
Опросник стилей поведения специалистов по работе с клиентами
Опросник обеспечивает получение информации о тех аспектах личности, которые являются важными для специалистов в области продаж и обслуживания клиентов, не являющихся при этом руководителями. Полученная информация может быть использована при разработке программ обучения, развития персонала, а также при подборе. При заполнении опросника задача участника состоит в выборе двух утверждений из четырех: одного, наиболее точно характеризующего его поведение на работе, и другого, которое описывает поведение в наименьшей степени характерное для него
Опросник стилей поведения рабочих
Опросник был специально разработан для оценки предпочитаемого поведения и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения работы в областях, касающихся производства. Опросник особенно эффективен при отборе из большого количества кандидатов, развитии персонала, анализе его потребностей, а также при формировании команд. При заполнении опросника задача участника состоит в выборе двух утверждений из трех: одного, наиболее точно характеризующего его поведение на работе, и другого, которое описывает поведение в наименьшей степени характерное для него.
Опросник корпоративной культуры
Опросник выявляет превалирующую культуру организации (доминирующую в ней систему убеждений и практик) и помогает определить направление развития корпоративной стратегии и оценить желаемые программы изменений. Опросник основан на 21 ключевом параметре корпоративной культуры, охватывающем все важнейшие ее аспекты, и состоит из 126 коротких утверждений, которые касаются различных аспектов жизни организации.
Метод «360 градусов»
Оценка персонала методом «360 градусов» позволяет понять, как сотрудник воспринимает себя и каким его видят и как оценивают его деятельность другие: руководители, коллеги, подчиненные, внутренние и внешние клиенты. Результаты оценки методом «360 градусов» обеспечивают глубокое и детальное понимание сильных и слабых сторон сотрудников в рамках их текущей рабочей деятельности. Эта информация помогает руководителям в полной мере раскрывать потенциал своих команд, отдельных менеджеров и специалистов. Результаты оценки методом «360 градусов» могут эффективно использоваться для повышения производительности труда персонала и снижения уровня текучести, а также для формирования и управления комплексными программами развития сотрудников. Опросник «360 градусов» представляет собой набор утверждений, описывающих реальное деловое поведение, которое соотносится с моделью компетенций. Задача заполняющего опросник — оценить степень выраженности каждого поведенческого проявления для конкретного оцениваемого сотрудника (либо для самого себя). Полученные результаты интегрируются и сопоставляются для определения сильных сторон и областей для развития сотрудника, а также с целью выявления важнейших расхождений между показателями самооценки и оценки другими группами.
Как выбрать оценочные тесты
При выборе тестов для оценки кандидатов следует придерживаться следующих правил:
- Любой выбор теста должен основываться на результатах анализа работы. На основе описания рабочих задач и функциональных обязанностей для данной должности определяются основные действия, необходимые для успешного выполнения этих задач. На основе этой информации выделяются ключевые способности для оценки. Например, если сотрудник работает с финансовой отчетностью, ему придется иметь дело с большим количеством расчетов, и наиболее критичными будут числовые способности. Поэтому для оценки кандидатов на эту должность необходимо выбрать тесты на способность работать с числовой информацией.
- Рекомендуется использовать не более трех тестов способностей в ходе одного оценочного мероприятия.
- Рекомендуется не использовать более одного теста на диагностику одной способности. Например, тест на анализ вербальной информации батареи MGIB не рекомендуется использовать с тестом на понимание при чтении из батареи CRTB, так как они направлены на оценку одной и той же вербальной способности.
Источник