- Оценка качества профессиональной деятельности воспитателя
- Что такое качество профессиональной деятельности и виды его оценки
- Критерии оценки качества работы воспитателя
- Оценка эффективности деятельности воспитателя ДОУ — как фактор непрерывного профессионального развития
- Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Оценка качества профессиональной деятельности воспитателя
Правительство поставило перед образованием сложные задачи по повышению качества воспитания и образования в детских дошкольных учреждениях. Это напрямую зависит от роста профессиональных возможностей педагогического и воспитательного состава ДОУ. Требования к работникам детских садов не заканчиваются на наличии у них диплома об окончании соответствующих учебных заведений, стажа и опыта работы, прохождения курсов повышения квалификации. От воспитателей сейчас требуется постоянное совершенствование своих профессиональных знаний и умений, нахождение, апробация и применение на практике различных инновационных методик преподавания и воспитания. Для того, чтобы определить, насколько хорошо педагог ДОУ выполняет свои обязанности, используется оценка качества воспитателя.
Что такое качество профессиональной деятельности и виды его оценки
Качество профессиональной деятельности воспитателя представляет собой уровень удовлетворения ожиданий и потребностей всех участников воспитательного и образовательного процесса. Профессиональная работа воспитателя оценивается сразу с нескольких сторон – не только коллегами по профессии, но и самими воспитанниками и их родителями, опекунами, членами семей.
В свете вышесказанного оценка профессиональной деятельности воспитателя может быть следующих видов:
- Внутренней. Она проводится руководством ДОУ (заведующей и старшим воспитателем, методистом) и наиболее квалифицированными педагогами детского образовательного учреждения.
- Внешней. Она осуществляется членами родительского комитета, общественностью и представителями департамента образования.
В развитии каждого ребенка огромное значение имеет личность педагога и воспитателя. Поэтому ему необходимо соответствовать активно развивающейся педагогической науке, отвечать следующим качествам:
- Понимание современных воспитательных и педагогических задач, стоящих перед ДОУ.
- Трепетное отношение к личности каждого ребенка.
- Гуманное отношение к детям и взрослым, эмпатия.
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
- Забота о развитии индивидуальности каждого воспитанника.
- Создание и непрерывное обогащение культурно-информационной и предметно-развивающей среды в группе своего ДОУ.
- Умение использовать и переосмыслять, совершенствовать и внедрять в практику передовые педагогические технологии и методики.
- Умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению в практическое применение новых способов воспитания и обучения.
- Самообразование и самовоспитание личности педагога в свете требований современной педагогики.
Для проведения внутренней оценки качества работы воспитателей детского образовательного учреждения чаще всего выполняются следующие функции:
- Отслеживание постоянного совершенствования уровня самообразования педагогов и воспитателей ДОУ.
- Портфолио воспитателя может рассматриваться как способ определения результативности его профессиональной активности.
- Составление рейтингов воспитателей на основании оценки экранов активности.
- Проведение психолого-педагогической оценки путем прохождения тестирования и анкетирования.
- Аттестация воспитательного и педагогического состава. Она является мощным стимулом к повышению уровня профессиональной квалификации, компетентности и педагогического совершенствования воспитателей ДОУ.
Критерии оценки качества работы воспитателя
Для определения уровня профессиональной деятельности воспитателя используются специальные критерии оценки, включающие в себя следующие пункты:
- Результативность деятельности воспитателя, проявляющаяся в достижениях детей из его группы. В нее входит следующее:
- Персональные достижения воспитанниками, которые характеризуются более высокими показателями по сравнению с предыдущим периодом.
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
- Отсутствие или уменьшение пропущенных занятий, низкий уровень заболеваемости в группе.
- Развитие творческих возможностей воспитанников.
- Самообразование воспитателя:
- Участие в методической деятельности ДОУ.
- Обобщение и презентация своего педагогического опыта.
- Публикации в научных, профессиональных и иных изданиях.
- Участие в конкурсах различных уровней.
- Стабильное ведение и высокое качество оформления документации.
- Инновационная деятельность:
- Разработка и реализация творческих или социальных проектов, авторских программ, технологий, методик, способствующих повышению качества работы детского дошкольного учреждения.
- Освоение и внедрение новаторских программ.
- Эффективная организация безопасной предметно-развивающей среды в группе.
- Взаимодействие с родителями и опекунами воспитанников.
Оценка качества профессиональной деятельности старшего воспитателя ДОУ проводится по следующим критериям:
- Результативность деятельности методиста:
- Достижения воспитателями ДОУ более высоких показателей профессионализма по сравнению с предыдущим периодом оценки.
- Разнообразие форм методической работы по повышению профессиональной квалификации воспитательского и педагогического коллектива ДОУ.
- Всестороннее развитие творческих способностей воспитателей.
- Самоорганизация и самообразование:
- Эффективное участие в методической работе детского дошкольного учреждения.
- Обобщение и презентация опыта.
- Публикации.
- Участие в конкурсах.
- Своевременность и качество оформления документации:
- Инновационная деятельность педагога.
- Разработка и реализация различных проектов вместе с профильными специалистами ДОУ.
- Освоение и внедрение в ДОУ федеральных государственных требований.
- Эффективная организация предметно-развивающей среды в методическом кабинете.
- Организация взаимодействия и разнообразие форм работы с родителями.
Критерии оценки педагогической и воспитательной деятельности сотрудников детского сада влияют не только на восприятие их как успешных специалистов, но и сказываются на уровне оплаты труда. При проведении аттестации педагоги и воспитатели с высоким уровнем профессиональной оценки имеют больше шансов на получение высшей квалификации, а это означает существенную прибавку к жалованию.
Источник
Оценка эффективности деятельности воспитателя ДОУ — как фактор непрерывного профессионального развития
Елена Бичурина
Оценка эффективности деятельности воспитателя ДОУ — как фактор непрерывного профессионального развития
1. Дать оценку эффективности деятельности воспитателя, его профессионального развития с детьми по летней оздоровительной работе 2. Утверждение годового плана на 2020-2021 учебный год 3. Утверждение режима дня, годового комплексно-тематического планирования, запланированных мероприятий на год
4. Решение с педсовета
Оценка результативности профессиональной деятельности педагогов проводится по следующим показателям
• Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.
• Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в летний период.
• Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.
• Чёткость в организации профессиональной деятельности
• Информационная обеспеченность каждого направления работы.
• Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.
Годовые цели и задачи на новый учебный год:
Систематизировать работу по художественно-эстетическому развитию ребёнка в ДОО и семье через современные педагогические технологии
1. Повысить уровень профессиональной квалификации
педагогов по художественно-эстетическому развитию;
2. Оптимизировать условия, способствующие развитию
творческих способностей дошкольников в процессе
художественно- эстетической деятельности.
Формирование у подрастающего поколения региональной и национальной идентичности, определяющей уровень социокультурного развития дошкольника
1. Воспитание патриотизма и толерантности через активно-
действенный интерес к региональной культуре города
2. Разработка и внедрение модели современной
развивающей предметно-пространственной среды,
способствующей формированию активно-действенного
интереса к региональной культуре.
Мероприятия по реализации годовых задач:
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
«Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования активно-действенного интереса у дошкольников к региональной культуре»
«Обеспечение успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
«Воспитание детей в игре»
«Развитие физической культуры в раннем возрасте»
«Уголок творчества по художественно-эстетическому развитию» (ноябрь)
«Ледяная сказка» – зимние постройки на участке детского сада (январь)
«Уголок родного края «Я-Златоустовец» (февраль)
«Трудовая деятельность у детей дошкольного возраста» (октябрь)
«Развитие региональной культуры у дошкольников» (апрель)
Решение с педсовета:
Оценку эффективности деятельности воспитателя в летний период признать удовлетворительной
Принятый годовой план на 2020-2021 гг реализовывать в своей работе
Привести рабочую документацию в соответствие с утвержденными документами
Провести мониторинг достижения детьми реализуемых результатов освоения программы на начало учебного года
Вовлекать родителей к участию в образовательном процессе
Провести родительские собрания в группах: «Начало учебного года — начало нового этапа в жизни детского сада, родителей и его воспитанников»
Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет) Как происходит оценка физического развития ребенка? Безусловно, необходимо учитывать отдельные стороны его двигательных возможностей. Это.
Оценка результатов детской деятельности-календарь «Мои успехи» (подготовительная группа) Добыл! Достиг! Добился! Чтоб воздалось стократ, Немало потрудился; Тем слаще результат! Вопрос о том, как оценивать достижения детей,.
Оценка развивающей среды в группах ДОУ Оценка развивающей среды в группах ДОУ От 0 до 5 баллов Внешний вид помещения, эстетика оформления 0 — Отсутствует единый стиль и эстетика.
Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.
Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.
Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.
Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.
Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.
Источник
Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада
статья на тему
Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих парадигм и взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_professionalnoy_deyatelnosti_pedagoga.docx | 180.67 КБ |
prezentatsiya_otsenka_professionalnoy_deyatelnosti_pedagoga.pptx | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №1
Выборгского района Санкт-Петербурга
Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада
Подготовила: Бондарева М.А
воспитатель ГБДОУ детский сад №1
Выборгского района Санкт-Петербурга
В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми.
Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). Педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправленный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Поскольку педагог для ребенка — значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги.
Жизнь любого педагога состоит из светлых и тёмных, а порой – чёрных полос, означающих радости, успехи, поражения. В самом идеальном варианте радость или, точнее, само ожидание должно пронизывать все этапы профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми. Радость просто так не возникает. Именно успех – её непременная и обязательная составляющая.
Согласно словарю В.И. Даля слово «успех» означает: «Успевать – иметь успех, удачу, достигать желаемого. Успешник (-ница) – успешный делатель, у кого работа идёт, спориться»
С.И. Ожегов рассматривал успех следующим образом:
- удача в достижении чего-нибудь
- общественное признание
- хорошие результаты в работе, учёбе
Если объединить все толкования в одно, можно подойти к пониманию успеха как удачи в деятельности, признанной обществом.
Кодекс деятельности успешного воспитателя
В каждой профессиональной деятельности существует свой этический кодекс. Уделим особое внимание своду правил успешного воспитателя ДОУ
- Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя
- Творчество – отличительная черта
- Здоровый образ жизни – основа существования
- Уважение к коллегам, детям родителям дошкольников – культура воспитателя
- Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения
- Профессиональная компетентность – дело чести
Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности
Все педагоги – звёзды: близкие и далёкие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свой путь полёта: у одних он длинный, а у других … Главное – хотеть сиять.
«Принцип весов»: Найди себя!
Твой выбор – твои возможности!
Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельными в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.
Побеждай! Пробуй! Планируй!
У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает достижения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.
«Принцип успеха»: Реализуй себя!
Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы.
Педагог – равноправный партнёр, учитывающий интересы ребёнка, индивидуальные особенности и потребности.
Становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности. Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.
Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Формирование профессиональной педагогической компетентности — процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность — одна из характеристик профессиональной компетентности педагога.
Профессиональная компетентность педагога — это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.).
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:
- Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
- Готовность решать профессиональные предметные задачи.
- Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ. ». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию , которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Воспитатель 21 века — это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Компетентность — это личностная характеристика, а компетенция — это совокупность конкретных профессиональных качеств.
Профессиональная компетентность — это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. Это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся:
- Интеллектуально-педагогическая компетентность — умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
- Коммуникативная компетентность — значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
- Информационная компетенция — объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
- Регулятивная компетентность — умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Также выделяют следующие виды компетентностей :
- Компетенция в ведении образовательного процесса. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Использование различных методов обучения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.
- Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников . Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации.
- Компетентность в организации воспитательной работы . Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Создание возможности для его осуществления. Моделирование отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.
- Компетентность в установлении контактов с родителями . Данная компетентность позволит воспитателю привлечь родителей и представителей общественности к совместному формированию критериев качества образования, конкретизировать социальный заказ, сделать ДОУ инвестиционно-привлекательным.
- Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Организация собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы. Определение индивидуальных целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
- Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ . Данная компетентность помогает расширить содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.
- Компетентность во владении современными образовательными технологиями . Способствует развитию обобщенных способов деятельности воспитанников, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
- Компетентность профессионально-личностного совершенствования . Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.
- Креативная компетентность педагога . Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отличается способностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.
- Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса . Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования — создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
- Компетентность в создании предметно-пространственной среды . Данная компетентность позволяет обеспечить организацию детских сообществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственной деятельности.
Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства. Профессиональное умение достигается лишь постоянным трудом. Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладеть современными педагогическими технологиями. Освоение технологий связано с изменением педагогического мышления. С психологической точки зрения это требует значительных усилий, мобилизации ресурсов и способностей человека. Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.
Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой — вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.
- Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада.- М.: Цветной мир, 2014
- Иванова В.Т. О красоте профессии воспитателя – М.: Сфера, 2013
- Майер А.А., Богославец Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ.- М.: Сфера , 2012
- Соломенникова О.А. Профессиональная компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения// Педагогическое образование и наука.- 2017.-№3.-с.4-5.
Источник