Отметьте положительные интересные перспективные стороны своей профессиональной деятельности

Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации

Ирина Похолок
Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации

В конце XIX века в исследованиях П. Ф. Каптерева, выдающего русского педагога и психолога, доказано, что одним из важнейших факторов успешности педагогической деятельности являются профессионально-значимые качества воспитателя. Он указал на необходимость наличия у воспитателя таких качеств, как скромность, наблюдательность, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, но особое место занимали такие качества, как артистичность, ораторские способности, остроумие. К особенно важным качествам личности воспитателя относится готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психического состояния воспитанников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию.

В работах учёных уделяется большое внимание педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура воспитателя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

Педагогический такт — это умение находить в каждой возникшей ситуации наиболее правильный педагогический приём. Это умение воспитателя держать себя с детьми, умение в каждом отдельном случае понять состояние воспитанника, его интересы, побуждения и найти наиболее действенную меру воспитания. Педагогический такт — это мера педагогической целесообразности и полезности поступков воспитателя, его средств, слов и обращения с воспитанниками в целом. Педагогический такт позволяет воспитателю творчески подходить к решению учебно-воспитательных задач с учетом конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Педагог — это не только профессия, суть которой передавать знания, но это также почетная миссия воспитания личности, утверждения человека в самом себе. В связи с этим целью педагогического образования будет выступать непрерывное профессиональное и общее развитие воспитателя нового типа, который характеризуется следующими качествами:

• высокая гражданская ответственность и социальная активность;

• высокий профессионализм;

• потребность в постоянном самообразовании;

• интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

• физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Характер социальной ориентации и деятельности, тип гражданского поведения проявляются в профессиональной позиции педагога. Различие между педагогическим призванием и педагогическим интересом, который может быть и созерцательным, заключается в осознании способности к педагогическому делу. Основа педагогического призвания — это любовь к детям, которая является неотъемлемой частью самосовершенствования, саморазвития у педагога таких качеств личности, которые характеризуют его профессионально-педагогическую направленность.

Такими качествами выступают — педагогическая ответственность и долг. Испытывая чувство педагогического долга, воспитатель считает нужным оказать помощь детям и взрослым в пределах своей компетенции и имеющихся прав; в своей деятельности он неукоснительно руководствуется кодексом педагогической морали, предъявляет к самому себе высокие требования. Самоотверженность педагога-это высшая степень проявления педагогического долга. Именно в ней находит свое отражение его мотивационно-ценностное отношение к труду.

Сегодня посвящено огромное количество статей, очерков, книг теме «Каким должен быть современный педагог?». По этому вопросу большинство мнений расходиться и даются очень интересные ответы.

Ш. А. Амонашвили в своих «Размышлениях о гуманной педагогике» трактует одну из основных установок воспитателягуманного педагогического процесса следующим образом: «Любить ребенка для меня является не просто идеей, а законом воспитателя. Но дело не в этом. Закон этот действительно очень старый, классический, и даже авторитарная педагогика, несмотря на ее бездетность, провозглашает его в качестве самой важной профессиональной черты воспитателя. Суть же заключается не столько в том, что надо любить ребенка, а в том, как любить ребенка, как на деле можно этот закон осуществить».

В исследовании Л. М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных качеств педагога. Среди них впечатлительность, самообладание, гибкость поведения, гуманность, гражданственность, доброта, идейная убеждённость, инициативность, искренность, настойчивость, любовь к детям, ответственность, порядочность, педагогическая эрудиция, самокритичность, справедливость, стремление к самосовершенствованию, тактичность и др. Все перечисленные выше личностные характеристики воспитателя составляют психологический портрет идеального педагога. Его основой являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «я».

Высокие ценностные установки такие, как патриотизм, гражданственность, любовь к детям раскрывают саму сущность педагогической профессии — служение на благо своего Отечества. Любовь к Родине, знание ее истории и традиций несут в себе воспитательную силу, поэтому педагог должен пользоваться каждой возможностью, чтобы укрепить в детях чувство патриотизма, стремление и готовность трудами и подвигами послужить Отечеству. Гражданская позиция представляет собой приоритет общественно значимых задач над личными, гражданскую активность, правовую культуру, коллективизм, принципиальность.

Читайте также:  Как открыть швейную мастерскую с нуля бизнес план

Еще одним качеством личности педагога, выражающим его «воспитательную силу«, можно считать «харизму». В переводе с греческого слово harisma означает «оказанная милость, дар», оно расшифровывается как необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, вызывающая у окружающих (прежде всего, у детей) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит педагог, подлинную веру, надежду, любовь. Но, прежде всего,такой педагог умеет творчески относиться к самому себе как личности: использование собственных возможностей достигает в таком педагоге своей высшей формы.

Особое сочетание личностно-деловых качеств отличает творческую личность, которой присуще такое свойство, как креативность (оригинальность, четкость, эвристичность, активность, фантазию, концентрированность, чувствительность). Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, способность к преодолению инерции мышления, самостоятельность, целеустремленность,чувство подлинно нового и стремление к его познанию, наблюдательность, широта ассоциаций, развитая профессиональная память.

Творчество и креативность воспитателя могут проявляться в многообразных формах и способах творческой самореализации. Самореализация является формой приложения индивидуально-творческих возможностей личности. Вопрос о педагогическом творчестве имеет прямую связь с проблемой самореализации педагога. В связи с этим педагогическое творчество и есть процесс самореализации психологических, индивидуальных, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.

Педагогический оптимизм — это неотъемлемое свойство хорошего воспитателя. Такому педагогу присуще сочетание в своей деятельности чуткого, отзывчивого отношения к детям с требовательностью, которая педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка.

Также одним из качеств воспитателя является направленность на определенный тип общения.

Авторитарный стиль педагогического взаимодействия характеризуется требовательностью в большей степени и в меньшей уважительным отношением к воспитанникам. Авторитарный педагог выстраивает свою работу на основе диктата, нажима, психологического давления. Важно обратить особое внимание на то, что воспитанники боятся такого воспитателя, стараются выполнять все его требования только, чтобы не иметь неприятностей. Дети внешне заискивают перед ним. Авторитарный педагог не пользуется в детском коллективе доверчивостью и имеет мнимый авторитет.

Для попустительского стиля педагогического взаимодействия в большей мере характерно уважительность и в меньшей степени требовательное отношение к воспитанникам. Авторитетом среди детей такой воспитатель не пользуется, так как дошкольники чувствуют его психологическую слабость; он не последователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Уважительное отношение к детям создаёт у них впечатление легкомысленного, добродушного человека, в целом хорошего, но которого слушаться не обязательно. Дисциплина на уроках такого воспитателя плохая, в группе шумно, дети не слушают объяснений. Попустительский стиль также имеет негативные последствия. Часто дошкольники выражают недовольство и протест против такого стиля руководства, поскольку в конечном итоге мнимая свобода, изматывающее действует на самих детей. Мимика либерального педагога часто выражает добродушие, но вместе с тем некоторую нервозность. Его поза свидетельствует о нерешительности, неуверенности в себе.

Антипедагогический стиль взаимодействия с воспитанниками в практике работы воспитателя недопустимы. Этот стиль характеризуется низкой требовательностью и неуважительным отношением к детям. Воспитатель, который поступает непедагогично, вносит смятение и неуверенность в оценку воспитанниками своего поведения, разрушает нравственные ценности и познавательные интересы, порождает личностное отчуждения. Такой воспитатель является социально опасным.

Таким образом, основными профессионально-значимыми качествами являются:

Источник

Личные качества для резюме воспитателя

Среди всех профессий, связанных с педагогической деятельностью, воспитатель занимает особое место. Это не случайно. Именно воспитатель закладывает важные основы для становления и развития личности маленького ребёнка. Он является первым педагогом, с которым встречается малыш, отрываясь от привычной семейной обстановки и начиная посещать детский сад.

К профессиональным качествам воспитателя всегда предъявляются высокие требования, но работодатель также обязательно учитывает особенности его личности и нравственный облик. Соискатель, который планирует работать воспитателем, должен хорошо подумать, какие личные качества помогут охарактеризовать его с лучшей стороны и заинтересовать потенциального работодателя.

Примеры личностных качеств на должность воспитателя

Предлагаем посмотреть на список личностных качеств, которые необходимо иметь воспитателю.

  1. Любовь к детям. Это важное качество для любого педагога, а для воспитателя его можно смело поставить на первое место. Быть воспитателем – это огромный труд. Хорошо, когда человек любит свою работу и старается выполнять её добросовестно. Такое часто бывает, когда профессия выбрана не случайно, а является призванием человека.
  2. Доброта. Воспитатель должен иметь доброе сердце, излучающее теплоту и свет, всегда открытое для детей. Такому педагогу маленькие воспитанники могут доверить свои детские тайны, попросить помощи и совета.
  3. Отзывчивость. Настоящий педагог всегда должен откликаться, если с ребёнком случилась беда или просто малыш немного загрустил в детском саду без родителей. Иногда улыбки и предложенной игрушки бывает достаточно, чтобы ребёнок вновь повеселел. Воспитатель должен проявлять чуткость и внимательность к каждому ребёнку, создавая в группе комфортную и доверительную атмосферу.
  4. Ответственность. Невозможно представить себе безответственного воспитателя, ведь ему родители доверяют самое дорогое – своих детей. Ответственность и организованность должны стать визитными карточками дошкольного работника.
  5. Толерантность. К воспитателю в группу приходят разные дети: каждый со своим характером, потребностями, интересами. Педагог должен терпимо и с уважением относиться ко всем ребятам, уважать их личность и право оставаться самими собой.
  6. Альтруизм. Профессия воспитателя предполагает бескорыстное и самоотверженное служение, проявление заботы и доброты по отношению к детям. Он не может работать «вполсилы» и «для галочки». Такую фальшь всегда хорошо видно.
  7. Тактичность. Неокрепшие детские души не терпят грубого и жестокого обращения. Воспитатель должен понимать, что ребёнка легко обидеть только потому, что он маленький и не может знать и уметь всего того, что знают и умеют взрослые. Дети могут ошибаться, шалить, не слушаться. Это нормально. Задача воспитателя – не навредить. Даже самые необходимые правила и запреты можно устанавливать, проявляя уважение и понимание.
  8. Стрессоустойчивость. Воспитатель может испытывать постоянное эмоциональное напряжение не только из-за детей, но и родителей, с которыми порой очень сложно найти общий язык. Состояние постоянного стресса снижает качество жизни человека и негативно отражается на выполнении профессиональных обязанностей. Воспитатель должен обладать устойчивостью к эмоциональным перепадам и уметь противостоять стрессовым ситуациям, иногда даже предотвращать их.
  9. Трудолюбие. Это качество позволяет педагогу быть активным и инициативным, постоянно придумывать для детей интересные и познавательные занятия. Воспитатель не должен лениться (в жизни, работе, досуге), ведь он является для детей примером для подражания.
  10. Оптимизм. Позитивный подход к жизни и профессии может очень пригодиться педагогу, особенно воспитателю. Дети больше тянутся к жизнерадостным взрослым, умеющим рассмешить и подбодрить в трудной ситуации.
  11. Творческий подход. Если воспитатель всё делает строго по образцу и рекомендациям из учебников по педагогике, годами ничего не меняя в своей работе, то рано или поздно ему станет скучно. Детям тоже не очень интересно с таким педагогом. Гораздо веселее, когда воспитатель выступает творцом, не боится экспериментировать и использовать в своей работе всегда что-то новое.
Читайте также:  Девочка может сделать свою фирму

Больше примеров и информации о том, какие личные качества указывать в своем резюме в разделе личные качества.

Источник

Консультация «Молодой воспитатель — перспективы профессионального и личностного роста»

Юлия Ромашкина
Консультация «Молодой воспитатель — перспективы профессионального и личностного роста»

Если вы удачно выберете труд и

Вложите в него всю свою душу, то

Счастье само отыщет вас.

Каждый человек выбирает свой путь из многообразия различных дорог. Вот и я из множества профессий выбрала одну – воспитатель детского сада. Мой путь в профессию был целенаправленным, я всегда знала, что стану воспитателем как моя мама. В детский сад «Светлячок» я пришла работать в 2010 году, когда училась на 4 курсе Педагогического Института. И это во многом помогло мне успешно сдать государственные экзамены и защитить диплом, потому что практика неоценима для молодого педагога.

В современной системе образования перед молодым педагогом встает множество задач. Начинающий специалист сталкивается с большим количеством проблем. С первого дня работы в детском саду, мы молодые специалисты имеем те же обязанности и несем ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем, а дети, их родители, руководство ожидают от нас столь же безупречного профессионализма.

Этапы становления и адаптации возможны только при наличии среды успешности и профессионализма коллектива, в который приходит молодой педагог. У каждого молодого педагога в саду есть свой наставник, который помогает ему во всех начинаниях, у меня тоже есть наставник Мугаева Ольга Юрьевна, которая рядом со мной на протяжении всей моей работы в саду. Для каждого начинающего педагога важно, чтобы ему не только помогали, но и просто поддержали добрым словом.

С каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. В связи с этим необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении.

Читайте также:  Для чего собственникам предприятий необходимо знать норму рентабельности своего предприятия

Именно поэтому, в настоящее время, на базе нашего детского сада работает «Школа молодых педагогов», в рамках которой, проводятся мероприятия направленные на развитие творческих и профессиональных качеств молодых специалистов.

К работе «Школы молодого педагога» привлекаются опытные, творческие специалисты. В рамках школы рассматриваются теоретические и практические вопросы.

Очень важную роль в становлении молодогопедагога играют конкурсы: интернет-конкурсы (дистанционные, «Старт в профессию», «Лучший по профессии», где педагоги имеют возможность показать все свое мастерство. Но самым значимым для воспитателя является конкурс «Воспитатель года».Конкурс направлен на решение следующих задач:

1. выявление творчески работающих педагогов, имеющих высокий профессиональный рейтинг среди детей, родителей, коллег, общественности, их поддержка и поощрение;

2. повышение престижа профессии педагога дошкольного образовательного учреждения;

3. формирование позитивного общественного мнения о деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений;

4. пополнение банка передового педагогического опыта педагогов дошкольного образовательного учреждения.

В этом году я принимала участие в районном конкурсе «Воспитатель года – 2017», где заняла первое место и вышла в финал республиканского конкурса. Участие в этом конкурсе стало для меня возможностью перенять опыт лучших педагогов района и Республики, а такой опыт для молодого педагога заменяет сотни часов семинаров. Ведь основа самосовершенствования любого педагога – это обмен опытом, и где как не на конкурсах и форумах, происходит обмен ценнейшим опытом и наработками. Кроме того, участие в конкурсном движении еще больше сплотило меня с коллективом нашего детского сада, так как при подготовке была проделана огромная работа, и мы выступили как единая команда, а именно это и есть комфортная для любого молодого специалиста обстановка, особенно когда ему доверяют представлять детский сад на районном и республиканском этапе.

Не вызывает сомнения, что использование активных форм методической работы в дошкольном учреждении способствует профессиональному совершенствованию педагогов, повышению качества образовательной работы, а также развитию учреждения в целом.

И в заключении: все же, какие бы ассоциации не возникали при словах «молодой специалист», нужно помнить, что благодаря ошибкам мы достигаем совершенства, без ошибок не было бы прогресса. Молодость — это изумительно, это альтернатива выбора, это зависимость от самого себя. И я думаю, нас ждут в детских садах и школах. И мы должны хорошо знать о том,

Что в жизни иногда случается,

Что все не сразу получается.

Но все же заверяем Вас

Что через пробы и ошибки,

Свой опыт соберем по нитке!

Консультация «Внедрение профессионального стандарта педагога в практику ДОУ» «Компетентностный подход педагогов ДОУ в организации образовательного процесса с учетом требований Профстандарта» Тема: «Внедрение.

Индивидуальный план профессионального роста Приобрести методическую литературу по экологии для работы с детьми 1 и 2 младших групп. Организация работы с родителями воспитанников по.

Индивидуальный план повышения профессионального роста педагога План работы на 2014-2015 учебный год. № п/п мероприятия примерные сроки проведения 1 • Изучение литературы по теме самообразования «Развитие.

Индивидуальный план профессионального роста педагога План работы на 2014-2015 учебный год№ п/п мероприятия примерные сроки проведения 1 • Изучение литературы по теме самообразования «Организация.

Консультация для молодой мамы «Ошибки родителей» Если ваш ребёнок заболел, и доктор назначил ему лечение, убедитесь, что все предписания врача вы выполняете правильно. Это поможет вам избежать.

Консультация «Программа профессионального саморазвития педагогических работников ДОО» В современных условиях развития образования в России особенно актуальна проблема саморазвития педагогов. Ведь воспитать творческую, самодостаточную.

Отчет по индивидуальной программе профессионального и личностного саморазвития воспитателя в процессе самообразования Отчет по индивидуальной программе профессионального и личностного саморазвития воспитателя в процессе самообразования воспитателя по теме:.

Перспективное планирование профессионального роста «Развитие творческих способностей у детей третьего года жизни» Перспективное планирование профессионального роста на 2017-2018 учебный год Тема: «Развитие творческих способностей у детей третьего года.

Сценарий открытия городского конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года-2018» Сценарий торжественной церемонии открытия городского конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных организаций.

Консультация «Воспитатель и музыка» Воспитатель и музыка Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых.

Источник

Оцените статью