Осознание мотивов своей деятельности

Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов

Мотивы приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В результате мотивы можно разделить на осознаваемые и неосознаваемые. Если мотивы не осознаются, то значит ли это, что они никак не представлены в сознании? Нет, они проявляются в сознании, но в особой форме. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Эмоции – отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают, обобщенно говоря, положительные эмоции, если неуспешно – отрицательные эмоции.

Леонтьев выделял 3 составляющих сознания: чувственная ткань, биодинамическая ткань и личностный смысл. Чувственная ткань – это система ощущений от разных органов чувств, является связью между субъектом и предметным миром. Биодинамическая ткань – обьобщенное выражение пердметных действий и движений, строящих образ. Значения – это обобщенное отражение наиболее существенныхь для объекта свойств мира.

Личностные смыслы – это то, что связывает чувственную и биодинамическую ткани; это отношение мотива к цели. Эмоции отражают успещность/неуспешность реализации истинного мотива. Эмоции – это непосредственное переживание смысла цели, который определяется стоящим за ним мотивом. Эмоции абстракты, а смысл конкретен. Смысл субъективно проявляется, например, в эффектах искажения некоторых характеристик перцептивного образа. Например, в детских рисунках предмет больший по размеру отражает большую значимость. Смыслы индивидуальны.

Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение ее мотивов и целей. В отличие от целей мотивы не осознаются субъектом, однако мотивировку привести не трудно, единственная проблема, что мотивировка может не содержать действительный мотив.

Мотивы не отделены от сознания. Цели всегда осознаны, а вот мотивы не всегда осознаны. Когда мотив не осознаётся, но тем не менее он реально действует, он выступает как детерминанта поведения и вовсе не нуждается в осознании, чтобы быть реализованным.

Способы осознания мотива:

1) Рефлексия – человек целенаправленно организует деятельность по осознанию и быстро приходит к пониманию. Леонтьев вводит понятие мотивировка – это объяснение человеком причин своего поведения. Если же поцесс рефлексии идёт по правильному пути, то он может действительно осознать свой мотив, тогда не только цель, но и мотив становятся осознанными.

2) Сдвиг мотива на цель (по Леонтьеву) – это, когда бывшая цель становится мотивом и начинает побуждать, приобретает независимое побуждаемое значение, независимое мотивационное значение. Это не очень удачная формулировка, потому что, на самом деле, цель сначала одалживает у мотива это мотивационное значение, а потом его приобретает и становится независимой. Примеры: человек поступает в институт ради дружбы, а потом увлекается этим предметом; ребёнок учится ради велосипеда, а потом начинает математикой заниматься.

Олпорт называл это принципом функциональной автономии мотивов. То есть, мотив рождается из другого мотива. В процессе реализации мотива есть промежуточная цель, которая раньше выступала, как средство, а потом приобретает самостоятельное мотивационное значение и становится автономной. Примеры: мать, с первых дней не любящая младенца, но ей не хочется выглядеть плохой в глазах своих родственников и мужа, знакомых и соседей, она начинает за ним ухаживать и привязывается к нему, и начинает его любить. Бедный человек, чтобы заработать денег нанимается моряком на судно. Со временем, он разбогател, но с любовью вспоминает те времена, когда он ходил под парусом и его тянет в море.

Читайте также:  Производство искусственного камня как бизнес идея

Вундт называл этот принцип законом гетерогенности цели или гетерогонии цели. Когда одни цели формируются буквально из ничего, из реализации каких-то других целей.

3) Мотивы – жизненные цели. Когда человек проживает свою жизнь (на протяжении длительного периода жизни), занимаясь реализацией того или иного мотива, и постепенно осознает его. Примеры: молодой человек, который ухаживает за девушкой, сначала может не догадываться, почему находится в кампании, в которой проводит время предмет его мечтаний (со временем он, конечно, догадается, тот мотив будет осознан). Отличие от рефлексии в том, что нет специальной деятельности. Процесс осознания происходит как бы непроизвольно, без постановки соответствующей цели. У него нет задачи – познать свой мотив, но он его волей – неволей познаёт.

4) По Фрейду для осознания мотивов необходимо анализировать сновидения, ошибочные действия (описки, оговорки), симптомы, на первый взгляд кажущиеся соматическими.

Источник

Ваш психолог

Лучший помощник в области психологии

Книги по психологии

Статти по психологии

Периодика

Авторизация

Работа личности по осознанию своих Действительных мотивов Является разновид­ностью работы самоанализа. Этому виду рабо­ты личности придается особо важное значение не только в психологии вообще, но и в анали­тической терапии в частности. Работа личности по осознанию мотивов включает в себя ряд конкретных видов работы.

Первая — это Собственно осознание моти­Ва (или мотивов) своей деятельности, своих поступков. Она осуществляется в форме «об­ходной» психологической работы личности. Это объясняется тем, что мотивы не открываются человеку прямо и непосредственно, о них можно судить лишь косвенно, а выявить — обходным путем. То есть осознание мотивов действитель­но является особой работой личности, требу­ющей для своего выполнения решения специ­альных задач по осознанию; при этом необхо­дим объективный психологический анализ по­ведения, не совпадающий с субъективным от­ражением мотива — с его переживанием и сознаванием.

Субъективно, т. е. феноменально, мотивы репрезентируются: 1) в форме переживания — напряжения, желания, хотения, стремления к цели и т. д.; 2) в форме эмоциональной окраски события, например, каких-то собственных дей­ствий в течение дня; 3) в виде мотивировки в представлении сознанию личности «знаемого мотива», т. е. замещающего образования вместо действительного мотива; 4) в виде предметного содержания мотива (воспринимаемого или пред­ставляемого), который, однако, не осознается в качестве мотива.

Можно выделить также четыре способа объективного осознания мотивов, т. е. психоло­гического анализа мотивов личности: 1) фено­менальное, субъективное «проникновение» в свою личность — самоанализ мотивов; 2) выяв­ление действительных мотивов человека «со стороны»; 3) психологический анализ мотивов, проводимый как работа личности с участием другого; 4) анализ мотивов через анализ дея­тельности, поведения.

Самоанализ требует определенного уровня развитости личности (такая работа, например, недоступна маленьким детям), особой мотива­ции самопонимания, преодоления работы меха­низмов защиты Я. Несмотря на кажущуюся легкость выполнения, самоанализ является сложной работой, степень объективности кото­рой зависит от степени зрелости личности, глубины проникновения в собственное бессо­знательное. Отмечая ограниченность феноме­нального проникновения в свою личность, А. Н.Леонтьев, тем не менее, правомерно при­дает ему важное значение, указывая на то, что оно заключается в уяснении иерархических свя­зей мотивов (Леонтьев, 1983, т. Н). Осознание мотива переводит работу по осознанию в рабо­ту личности, которую А. Н.Леонтьев называет «задачей на личностный смысл».

Читайте также:  Бизнес идеи для открытия ресторана

Однако работа личности в виде «задачи на личностный смысл» не состоит в простом осознавании отношения мотива к исходу своего действия или жизненному событию. Эта работа личности осуществляется не в плоскости «мо­тив — цель (событие)», а в пространстве «между­мотивами» (межмотивационном пространстве), т. е. в пространстве иерархии связей, требуя, таким образом, связывания, соподчинения, иерархизации мотивов, т. е. «особой внутренней работы». Решение «задачи на личностный смысл» происходит как Работа личности по Иерархизации мотивов, Установлению их соот­ношений и соподчинений.

Один из ключевых моментов работы лич­ности по отторжению от себя неприемлемого в себе явления, которое соответствует обозначен­ному нами процессу очуждения, имеет место и в ходе осознания мотивов. Очуждение — это превращение «чего-то в себе» в чужое для самого себя. Касаясь разрешения задачи на соотноошение мотивов, А. Н.Леонтьев гово­рит: «Нужна особая внутренняя работа, чтобы разрешить такую задачу и, может быть, оттор­гнуть от себя то, что обнажилось»(Леонтьев, там же, с.214).

Подтверждение нашим выводам мы нахо­дим также в работах З. Фрейда. Обсуждая вопрос перевода вытесненного бессознательного в область сознательной душевной жизни, он го­ворит о сознательном овладении несовмести­мыми желаниями, назовем эту работу личности Работой овладения, Которая проходит как за­мена неэффективного бессознательного меха­низма вытеснения сознательным осуждением с помощью высших психических сил. «Или боль­ной убеждается, что он несправедливо отказал­ся от патогенного желания, и принимает его всецело или частью, или это желание направ­ляется само на более высокую, не возбужда­ющую никаких сомнений цель (это называется сублимацией), или же отстранение этого жела­ния признается справедливым, но автоматичес­кий, а потому и недостаточный механизм вы­теснения заменяется осуждением с помощью высших психических сил человека; таким об­разом достигается сознательное овладение не­совместимым желанием» ( Фрейд, 1990, с.360). В этом случае можно говорить о переходе работы осознания в работу овладения — осоз­нанное событие включается в связь с высшими психическими силами личности и подвергается осуждению. Действительно, осознание мотивов не есть просто выхватывание появляющихся на сцене сознания мыслей. Оно осуществляется как работа личности, в процессе которой последняя вырабатывает свое отношение к осознанному. Результатом этой работы является превращение чего-либо в приемлемое и включение его в целостность личности (присвоение) или оттор­жение от себя как неприемлемого, чуждого (отчуждение). Работа личности не тождественна внутренней работе. Так, например, работа лич­ности по осознанию своих мотивов может быть основана на проникновении «умственным взо­ром» в свою личность, выяснении подоплеки своего переживания. Однако самосознание мо­тивов требует работы личности по анализу деятельности, потому что субъективно они выступают лишь в форме переживания (жела­ния, хотения и т. д.). Действительное осознание действительных мотивов может происходить в работе «говорящей личности» — в процессе специфически организованного «разговора с другим», а также в ходе тщательного анализа своих поступков. Не зря феномен «горькой конфеты», раскрывающий суть становления личности ребенка, действует лишь при непо­средственном взаимодействии ребенка со взрос­лым. В более широком плане работа личности также может происходить во взаимодействии человека с природой, произведениями искус­ства и художественной литературы и т. д. (вспом­ним хрестоматийный пример разговора А. Бол­конского с дубом).

Из вышесказанного следует еще один важ­ный вывод: иерархизация связей (в данном случае, мотивов), характеризующая человека как личность (самоидентичность), формирует­ся, завязывается в работе личности, решающей задачу, а не закладывается автоматически, по­мимо нее, пусть даже в системе общественных отношений. Кроме того, становление личности, происходящее в работе по иерархизации своих отношений с миром, не совпадает с работой сознания.

Читайте также:  Как открыть бизнес по продаж билетов

Работа самоанализа, в том числе осозна­ние своих мотивов, тесно связана с процессом выделения себя в мире, формированием внут­реннего мира, происходящим в подростковом возрасте. Этот круг вопросов, естественно, под­готавливает почву для анализа собственно ра­боты самосознания, т. е. работы сознательной личности.

Обсуждение работы осознания мотивов не будет полным, если мы не соотнесем ее, хотя бы вскользь, с каузальной атрибуцией, т. е. особым процессом, используемым людьми для приписывания причин исходу поведения, осо­бенно успеху и неудаче. Проблема каузальной атрибуции позволяет нам поставить вопрос о значении интерпретации причин в процессах мотивации. В отличие от взгляда, отождеств­ляющего процессы мотивации с атрибуцией (Weiner, 1970), мы определяем значение кау­зальной атрибуции в зависимости от места, занимаемого ею в мотивационной системе (Магомед-Эминов, 1987а). Дело в том, что причин­ное приписывание может выполнять созерца­тельную, аффективную функции или же уча­ствовать в процессах регуляции.

Источник

Проблема осознаваемости мотивов с точки зрения системного строения мотива (Е.П. Ильин).

Мотив — это побуждение к действию, наравленное на удовлетворение потребности.

Мотивы бывают двух видов:

1) Осознанные – интерес, идеал, убеждение.

2) Неосознанные – внушаемость, влечение, установка.

Осознание своих мотивов приводит человека к постановке целœей. В реальных соотношениях мотивов и целœей возникает смыслообразующая функция мотива (отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности и цели образует личностный смысл деятельности). Мотивы в поведении человека выполняют 2 функции: побуждающая функция (внутреннее побуждение к деятельности) и смыслообразующая функция.

К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеж­дения, их побудительная сила велика, особенно у убеждений — они способны управлять поведением и всœей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения (из-за верности сво­им убеждениям люди даже вдут на смерть).

Интерес — ϶ᴛᴏ побуждение к действию, направленное на удовлетворение познавательной потребности личности.

Интересы – эмоциональное проявление познавательной потребности личности. Некоторые авторы трактуют данное понятие более широко: интерес — ϶ᴛᴏ специфическое отношение личности к объекту в силу его эмоциональной привлекательности или жизненной значимости. Критерии классификации интересов:

— Содержание. — Цель: непосредственные (эмоциональная привлекательность объекта) и опосредованные интересы (жизненная значимость). — Широта: односторонние (узкие) и многосторонние (широкие) интересы. — Устойчивость: ситуативные (неустойчивые) и устойчивые интересы.

Убеждение — ϶ᴛᴏ побуждение к действию, направленное на удовлетворение потребности личности соответствовать в своем поведении собственным принципам и взглядам.

Убеждение — ϶ᴛᴏ осознаваемый мотив, в базе которого лежит потребность действовать в соответствие со своими взглядами, принципами и мировоззрением в целом. Это идеи, знания, ставшие мотивами поведения и определяющие отношение человека к действительности. Структура убеждения: — Знание как основа принятия решения. — Позитивное личное отношение к этому знанию. — Потребность поступать в соответствие с имеющимся знанием. Термин ʼʼубеждениеʼʼ в различных науках используется в разных значениях. В психологии убеждение – аспект мотивационной сферы личности.

Стремление — ϶ᴛᴏ мотив, в базе которого лежит такая потребность существования, которая не представлена в данной ситуации, но должна быть создана путем специально организованной деятельности. Варианты стремлений: мечта͵ идеалы, намерения.

Источник

Оцените статью