Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов
Мотивы приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В результате мотивы можно разделить на осознаваемые и неосознаваемые. Если мотивы не осознаются, то значит ли это, что они никак не представлены в сознании? Нет, они проявляются в сознании, но в особой форме. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Эмоции – отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают, обобщенно говоря, положительные эмоции, если неуспешно – отрицательные эмоции.
Леонтьев выделял 3 составляющих сознания: чувственная ткань, биодинамическая ткань и личностный смысл. Чувственная ткань – это система ощущений от разных органов чувств, является связью между субъектом и предметным миром. Биодинамическая ткань – обьобщенное выражение пердметных действий и движений, строящих образ. Значения – это обобщенное отражение наиболее существенныхь для объекта свойств мира.
Личностные смыслы – это то, что связывает чувственную и биодинамическую ткани; это отношение мотива к цели. Эмоции отражают успещность/неуспешность реализации истинного мотива. Эмоции – это непосредственное переживание смысла цели, который определяется стоящим за ним мотивом. Эмоции абстракты, а смысл конкретен. Смысл субъективно проявляется, например, в эффектах искажения некоторых характеристик перцептивного образа. Например, в детских рисунках предмет больший по размеру отражает большую значимость. Смыслы индивидуальны.
Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение ее мотивов и целей. В отличие от целей мотивы не осознаются субъектом, однако мотивировку привести не трудно, единственная проблема, что мотивировка может не содержать действительный мотив.
Мотивы не отделены от сознания. Цели всегда осознаны, а вот мотивы не всегда осознаны. Когда мотив не осознаётся, но тем не менее он реально действует, он выступает как детерминанта поведения и вовсе не нуждается в осознании, чтобы быть реализованным.
Способы осознания мотива:
1) Рефлексия – человек целенаправленно организует деятельность по осознанию и быстро приходит к пониманию. Леонтьев вводит понятие мотивировка – это объяснение человеком причин своего поведения. Если же поцесс рефлексии идёт по правильному пути, то он может действительно осознать свой мотив, тогда не только цель, но и мотив становятся осознанными.
2) Сдвиг мотива на цель (по Леонтьеву) – это, когда бывшая цель становится мотивом и начинает побуждать, приобретает независимое побуждаемое значение, независимое мотивационное значение. Это не очень удачная формулировка, потому что, на самом деле, цель сначала одалживает у мотива это мотивационное значение, а потом его приобретает и становится независимой. Примеры: человек поступает в институт ради дружбы, а потом увлекается этим предметом; ребёнок учится ради велосипеда, а потом начинает математикой заниматься.
Олпорт называл это принципом функциональной автономии мотивов. То есть, мотив рождается из другого мотива. В процессе реализации мотива есть промежуточная цель, которая раньше выступала, как средство, а потом приобретает самостоятельное мотивационное значение и становится автономной. Примеры: мать, с первых дней не любящая младенца, но ей не хочется выглядеть плохой в глазах своих родственников и мужа, знакомых и соседей, она начинает за ним ухаживать и привязывается к нему, и начинает его любить. Бедный человек, чтобы заработать денег нанимается моряком на судно. Со временем, он разбогател, но с любовью вспоминает те времена, когда он ходил под парусом и его тянет в море.
Вундт называл этот принцип законом гетерогенности цели или гетерогонии цели. Когда одни цели формируются буквально из ничего, из реализации каких-то других целей.
3) Мотивы – жизненные цели. Когда человек проживает свою жизнь (на протяжении длительного периода жизни), занимаясь реализацией того или иного мотива, и постепенно осознает его. Примеры: молодой человек, который ухаживает за девушкой, сначала может не догадываться, почему находится в кампании, в которой проводит время предмет его мечтаний (со временем он, конечно, догадается, тот мотив будет осознан). Отличие от рефлексии в том, что нет специальной деятельности. Процесс осознания происходит как бы непроизвольно, без постановки соответствующей цели. У него нет задачи – познать свой мотив, но он его волей – неволей познаёт.
4) По Фрейду для осознания мотивов необходимо анализировать сновидения, ошибочные действия (описки, оговорки), симптомы, на первый взгляд кажущиеся соматическими.
Источник
Ваш психолог
Лучший помощник в области психологии
Книги по психологии
Статти по психологии
Периодика
Авторизация
Работа личности по осознанию своих Действительных мотивов Является разновидностью работы самоанализа. Этому виду работы личности придается особо важное значение не только в психологии вообще, но и в аналитической терапии в частности. Работа личности по осознанию мотивов включает в себя ряд конкретных видов работы.
Первая — это Собственно осознание мотиВа (или мотивов) своей деятельности, своих поступков. Она осуществляется в форме «обходной» психологической работы личности. Это объясняется тем, что мотивы не открываются человеку прямо и непосредственно, о них можно судить лишь косвенно, а выявить — обходным путем. То есть осознание мотивов действительно является особой работой личности, требующей для своего выполнения решения специальных задач по осознанию; при этом необходим объективный психологический анализ поведения, не совпадающий с субъективным отражением мотива — с его переживанием и сознаванием.
Субъективно, т. е. феноменально, мотивы репрезентируются: 1) в форме переживания — напряжения, желания, хотения, стремления к цели и т. д.; 2) в форме эмоциональной окраски события, например, каких-то собственных действий в течение дня; 3) в виде мотивировки в представлении сознанию личности «знаемого мотива», т. е. замещающего образования вместо действительного мотива; 4) в виде предметного содержания мотива (воспринимаемого или представляемого), который, однако, не осознается в качестве мотива.
Можно выделить также четыре способа объективного осознания мотивов, т. е. психологического анализа мотивов личности: 1) феноменальное, субъективное «проникновение» в свою личность — самоанализ мотивов; 2) выявление действительных мотивов человека «со стороны»; 3) психологический анализ мотивов, проводимый как работа личности с участием другого; 4) анализ мотивов через анализ деятельности, поведения.
Самоанализ требует определенного уровня развитости личности (такая работа, например, недоступна маленьким детям), особой мотивации самопонимания, преодоления работы механизмов защиты Я. Несмотря на кажущуюся легкость выполнения, самоанализ является сложной работой, степень объективности которой зависит от степени зрелости личности, глубины проникновения в собственное бессознательное. Отмечая ограниченность феноменального проникновения в свою личность, А. Н.Леонтьев, тем не менее, правомерно придает ему важное значение, указывая на то, что оно заключается в уяснении иерархических связей мотивов (Леонтьев, 1983, т. Н). Осознание мотива переводит работу по осознанию в работу личности, которую А. Н.Леонтьев называет «задачей на личностный смысл».
Однако работа личности в виде «задачи на личностный смысл» не состоит в простом осознавании отношения мотива к исходу своего действия или жизненному событию. Эта работа личности осуществляется не в плоскости «мотив — цель (событие)», а в пространстве «междумотивами» (межмотивационном пространстве), т. е. в пространстве иерархии связей, требуя, таким образом, связывания, соподчинения, иерархизации мотивов, т. е. «особой внутренней работы». Решение «задачи на личностный смысл» происходит как Работа личности по Иерархизации мотивов, Установлению их соотношений и соподчинений.
Один из ключевых моментов работы личности по отторжению от себя неприемлемого в себе явления, которое соответствует обозначенному нами процессу очуждения, имеет место и в ходе осознания мотивов. Очуждение — это превращение «чего-то в себе» в чужое для самого себя. Касаясь разрешения задачи на соотноошение мотивов, А. Н.Леонтьев говорит: «Нужна особая внутренняя работа, чтобы разрешить такую задачу и, может быть, отторгнуть от себя то, что обнажилось»(Леонтьев, там же, с.214).
Подтверждение нашим выводам мы находим также в работах З. Фрейда. Обсуждая вопрос перевода вытесненного бессознательного в область сознательной душевной жизни, он говорит о сознательном овладении несовместимыми желаниями, назовем эту работу личности Работой овладения, Которая проходит как замена неэффективного бессознательного механизма вытеснения сознательным осуждением с помощью высших психических сил. «Или больной убеждается, что он несправедливо отказался от патогенного желания, и принимает его всецело или частью, или это желание направляется само на более высокую, не возбуждающую никаких сомнений цель (это называется сублимацией), или же отстранение этого желания признается справедливым, но автоматический, а потому и недостаточный механизм вытеснения заменяется осуждением с помощью высших психических сил человека; таким образом достигается сознательное овладение несовместимым желанием» ( Фрейд, 1990, с.360). В этом случае можно говорить о переходе работы осознания в работу овладения — осознанное событие включается в связь с высшими психическими силами личности и подвергается осуждению. Действительно, осознание мотивов не есть просто выхватывание появляющихся на сцене сознания мыслей. Оно осуществляется как работа личности, в процессе которой последняя вырабатывает свое отношение к осознанному. Результатом этой работы является превращение чего-либо в приемлемое и включение его в целостность личности (присвоение) или отторжение от себя как неприемлемого, чуждого (отчуждение). Работа личности не тождественна внутренней работе. Так, например, работа личности по осознанию своих мотивов может быть основана на проникновении «умственным взором» в свою личность, выяснении подоплеки своего переживания. Однако самосознание мотивов требует работы личности по анализу деятельности, потому что субъективно они выступают лишь в форме переживания (желания, хотения и т. д.). Действительное осознание действительных мотивов может происходить в работе «говорящей личности» — в процессе специфически организованного «разговора с другим», а также в ходе тщательного анализа своих поступков. Не зря феномен «горькой конфеты», раскрывающий суть становления личности ребенка, действует лишь при непосредственном взаимодействии ребенка со взрослым. В более широком плане работа личности также может происходить во взаимодействии человека с природой, произведениями искусства и художественной литературы и т. д. (вспомним хрестоматийный пример разговора А. Болконского с дубом).
Из вышесказанного следует еще один важный вывод: иерархизация связей (в данном случае, мотивов), характеризующая человека как личность (самоидентичность), формируется, завязывается в работе личности, решающей задачу, а не закладывается автоматически, помимо нее, пусть даже в системе общественных отношений. Кроме того, становление личности, происходящее в работе по иерархизации своих отношений с миром, не совпадает с работой сознания.
Работа самоанализа, в том числе осознание своих мотивов, тесно связана с процессом выделения себя в мире, формированием внутреннего мира, происходящим в подростковом возрасте. Этот круг вопросов, естественно, подготавливает почву для анализа собственно работы самосознания, т. е. работы сознательной личности.
Обсуждение работы осознания мотивов не будет полным, если мы не соотнесем ее, хотя бы вскользь, с каузальной атрибуцией, т. е. особым процессом, используемым людьми для приписывания причин исходу поведения, особенно успеху и неудаче. Проблема каузальной атрибуции позволяет нам поставить вопрос о значении интерпретации причин в процессах мотивации. В отличие от взгляда, отождествляющего процессы мотивации с атрибуцией (Weiner, 1970), мы определяем значение каузальной атрибуции в зависимости от места, занимаемого ею в мотивационной системе (Магомед-Эминов, 1987а). Дело в том, что причинное приписывание может выполнять созерцательную, аффективную функции или же участвовать в процессах регуляции.
Источник
Проблема осознаваемости мотивов с точки зрения системного строения мотива (Е.П. Ильин).
Мотив — это побуждение к действию, наравленное на удовлетворение потребности.
Мотивы бывают двух видов:
1) Осознанные – интерес, идеал, убеждение.
2) Неосознанные – внушаемость, влечение, установка.
Осознание своих мотивов приводит человека к постановке целей. В реальных соотношениях мотивов и целей возникает смыслообразующая функция мотива (отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности и цели образует личностный смысл деятельности). Мотивы в поведении человека выполняют 2 функции: побуждающая функция (внутреннее побуждение к деятельности) и смыслообразующая функция.
К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеждения, их побудительная сила велика, особенно у убеждений — они способны управлять поведением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения (из-за верности своим убеждениям люди даже вдут на смерть).
Интерес — ϶ᴛᴏ побуждение к действию, направленное на удовлетворение познавательной потребности личности.
Интересы – эмоциональное проявление познавательной потребности личности. Некоторые авторы трактуют данное понятие более широко: интерес — ϶ᴛᴏ специфическое отношение личности к объекту в силу его эмоциональной привлекательности или жизненной значимости. Критерии классификации интересов:
— Содержание. — Цель: непосредственные (эмоциональная привлекательность объекта) и опосредованные интересы (жизненная значимость). — Широта: односторонние (узкие) и многосторонние (широкие) интересы. — Устойчивость: ситуативные (неустойчивые) и устойчивые интересы.
Убеждение — ϶ᴛᴏ побуждение к действию, направленное на удовлетворение потребности личности соответствовать в своем поведении собственным принципам и взглядам.
Убеждение — ϶ᴛᴏ осознаваемый мотив, в базе которого лежит потребность действовать в соответствие со своими взглядами, принципами и мировоззрением в целом. Это идеи, знания, ставшие мотивами поведения и определяющие отношение человека к действительности. Структура убеждения: — Знание как основа принятия решения. — Позитивное личное отношение к этому знанию. — Потребность поступать в соответствие с имеющимся знанием. Термин ʼʼубеждениеʼʼ в различных науках используется в разных значениях. В психологии убеждение – аспект мотивационной сферы личности.
Стремление — ϶ᴛᴏ мотив, в базе которого лежит такая потребность существования, которая не представлена в данной ситуации, но должна быть создана путем специально организованной деятельности. Варианты стремлений: мечта͵ идеалы, намерения.

Источник